Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 30.12.2019 N 746-п
Государственная программа
Кировской области "Развитие культуры"
Паспорт
государственной программы Кировской области "Развитие культуры"
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В современном обществе культура играет основополагающую роль в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, приобщении граждан к созданию и сохранению культурных ценностей.
Спад в развитии культуры с 2000 по 2010 год был приостановлен, удалось расширить формы и увеличить объемы участия государства и общества в поддержке культуры.
Необходимо дальнейшее укрепление сети существующих учреждений культуры, учреждений образования в сфере культуры и архивных учреждений, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры и духовно-нравственных ценностей.
На территории Кировской области расположено 899 объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в том числе: 563 объекта культурного наследия федерального значения (из них - 410 объектов археологического наследия), 334 объекта культурного наследия регионального значения, 2 объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Наиболее известными объектами культурного наследия являются: ансамбль Успенского Трифонова монастыря в г. Киров, основанный в XVI столетии; ансамбль Александровского сада в г. Киров, официально открытый 30.08.1835; архитектурный ансамбль центральной площади г. Слободской, величественным сооружением которого является колокольня, построенная в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года; Великорецкий архитектурный ансамбль, расположенный на живописном берегу реки Великая в старинном вятском селе Великорецком Юрьянского района, куда ежегодно паломники со всей России, а также ближнего и дальнего зарубежья отправляются в крестный ход; особняк Т.Ф. Булычева в г. Киров, построенный по проекту вятского архитектора И.А. Чарушина, и многие другие объекты, составляющие огромную ценность для последующих поколений.
Разработкой проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, проектов предметов охраны объектов культурного наследия регионального значения, проектов границ территорий объектов культурного наследия регионального значения, а также выявлением объектов культурного наследия занимается единственное учреждение в Кировской области подобного рода - научно-производственный центр по охране объектов культурного наследия Кировской области.
В Кировской области сегодня традиционно развиваются народные художественные промыслы: дымковская игрушка, кукарское кружево, вышивка, изделия из капокорня, матрешка, керамика, изделия из лозы, бересты, соломки, художественная обработка дерева, роспись по дереву.
В 2018 году в Кировской области работали 628 общедоступных библиотек, в которых трудились 1539 человек. Ежедневно они открывали свои двери для читателей, постоянно расширяясь и совершенствуясь, предлагая новые формы библиотечно-библиографического и информационного обслуживания, внедряя в свою деятельность автоматизацию и информатизацию.
По количеству экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек по субъектам Приволжского федерального округа (далее - ПФО) Кировская область с показателем 12717,29 тыс. экземпляров находится на 6 месте.
По количеству библиотечных фондов в среднем на одну библиотеку по субъектам ПФО Кировская область с показателем 20250 экземпляров находится на 6 месте.
По обеспеченности пользователей фондами библиотек по субъектам ПФО Кировская область с показателем 16,9 человека занимает 3 место.
По объему электронного каталога по субъектам ПФО Кировская область с показателем 2301,95 тыс. единиц записей занимает 6 место. По количеству записей электронного каталога, доступных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), по субъектам ПФО Кировская область с показателем 2062,34 тыс. единиц записей на 5 месте.
Процент библиотек, имеющих доступ в сеть "Интернет", составляет по Кировской области - 81,4%, и по данному показателю Кировская область среди субъектов ПФО занимает 7 место.
По охвату населения библиотечным обслуживанием с показателем 58,6% Кировская область занимает 7 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место в ПФО.
Для повышения интереса к литературе и пропаганды чтения среди жителей Кировской области библиотеки проводят большое количество литературных, краеведческих и других мероприятий. Особой популярностью у населения пользуется Всероссийская акция "Библионочь", которая проходит ежегодно, начиная с 2012 года, с целью развития библиотечного и книжного дела, популяризации чтения, организации новых форматов культурного отдыха населения.
Кировская ордена Почета государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена (Вятская публичная библиотека) считается одной из старейших и крупнейших областных библиотек Российской Федерации. Ее книжный фонд насчитывает около 4,3 млн. экземпляров.
Наиболее актуальные проблемы в муниципальных библиотеках - изношенность основных книжных фондов, остро стоит вопрос их комплектования; требуется модернизация материально-технической базы в соответствии с требованиями модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки.
579 учреждений культурно-досугового типа с общей численностью сотрудников 2984 человека работают на удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной народной культуры Вятского края, поддержку любительского художественного творчества, декоративно-прикладного искусства.
Кировская область в ПФО занимает 7 место по среднему числу жителей на одно клубное формирование, при этом 2 место по числу клубных формирований и клубных формирований для детей на одно клубное учреждение.
270 коллективов самодеятельного народного творчества имеют звания "народный" и "образцовый". Все они достойно представляют вятскую культуру на всероссийских и международных фестивалях, конкурсах и форумах. Большую известность далеко за пределами Кировской области имеют народный ансамбль песни и танца "Искорка" Котельничского района, песенно-танцевальный коллектив "Русские напевы" Оричевского района, областной клуб художников-любителей и мастеров декоративно-прикладного искусства "Возрождение", фольклорный ансамбль "Слобода" и ансамбль народного танца "Быстрянка" Кировского областного Дома народного творчества, народный театр юного зрителя "Круг" Белохолуницкого района, ансамбль танца "Загадка" Юрьянского района и другие.
Творческая молодежь Кировской области ежегодно участвует в молодежных Дельфийских играх России, становясь "золотыми", "серебряными" и "бронзовыми" призерами в разных номинациях и получая специальные дипломы.
Кировская область все чаще становится местом проведения всероссийских и межрегиональных конкурсов, праздников и фестивалей, таких как Всероссийский конкурс мастеров художественного слова "Моя Россия", Всероссийский фестиваль-конкурс актерской песни "Шар голубой" имени народного артиста СССР Бориса Петровича Чиркова, Всероссийский фестиваль-лаборатория "Вятка - город детства".
В 71 детской школе искусств (по видам искусств), в том числе в 9 сельских, осуществляют деятельность 1068 преподавателей, обучаются более 13 тыс. детей.
Детская школа театрального искусства имени А. Калягина города Вятские Поляны ежегодно успешно представляет Кировскую область на международных театральных фестивалях. Ее воспитанники - победители областных и всероссийских театральных конкурсов, а выпускники работают на телеканалах, в различных театрах страны, снимаются в российском и зарубежном кино.
Выставочная деятельность 40 музеев с общей численностью сотрудников 455 человек является одним из приоритетных направлений в отрасли. Благодаря выставкам музеи имеют возможность демонстрировать свои фонды, материалы других музеев, частных коллекций, пополнять фонды новыми экспонатами.
По количеству музеев Кировская область занимает 7 место в ПФО.
По общему количеству посещений с показателем 736 тыс. человек музеи Кировской области находятся на 8 месте среди регионов ПФО.
По количеству выставок, проведенных областными государственными и муниципальными музеями за год, Кировская область прочно удерживает 6 место (1025 единиц).
Кировский областной краеведческий музей, основанный в 1866 году как Вятский публичный музеум, считается одним из старейших в Российской Федерации. Сегодня он является крупным культурно-образовательным учреждением, ежегодно принимающим около 150 тысяч посетителей.
Основу музейных коллекций Вятского палеонтологического музея с филиалом в городе Котельниче, созданного на базе обширной коллекции ископаемых позвоночных животных пермского периода возрастом 260 миллионов лет, составляют уникальные экспонаты, многие из которых не имеют аналогов в мире.
Историко-мемориальный и ландшафтный музей братьев В.М. и А.М. Васнецовых разместился на родине известных художников - в селе Рябово Зуевского района. Здесь и в Уржумском районе с 2006 года ежегодно проходит Всероссийский "Васнецовский пленэр", который с 2015 года поддерживается Министерством культуры Российской Федерации, а в 2018 году стал академическим. В мероприятии ежегодно участвуют известные российские художники, чьи работы потом пополняют фонды Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых.
В 2017 году в городе Кирове введен в эксплуатацию уникальный музейный комплекс - Детский космический центр имени В.П. Савиных на базе Музея К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики, включающий в себя современный цифровой планетарий, экспозиционный и выставочный залы, тренажерный комплекс, конфернц-зал, фондохранилище.
С каждым годом у посетителей музеев все большей популярностью пользуется Всероссийская акция "Ночь музеев", цель которой - показать ресурс, возможности и потенциал современных музейных учреждений, привлечь к их деятельности внимание молодежи.
3 областных театра (общая численность сотрудников - 266 человек) и 2 концертные организации (общая численность сотрудников - 197 человек) доносят до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. Возможность их посещения имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе Кирове и Кировской области.
В коллективах областных театров насчитывается 2 народных артиста России, 15 заслуженных артистов России, 2 заслуженных работника культуры России.
По количеству показанных спектаклей Кировская область занимает 14 место среди субъектов ПФО.
Областные театры с успехом принимают участие в межрегиональных и всероссийских фестивалях и конкурсах, становясь лауреатами и дипломантами. Их режиссеры идут на смелые эксперименты для повышения интереса современного зрителя к театральному искусству, утерянного в девяностые годы ХХ века.
Кировский областной ордена Трудового Красного Знамени драматический театр имени С.М. Кирова - один из старейших театров России, основанный в 1877 году.
В 2017 - 2019 годах значительную часть репертуара театра составляли спектакли по классической драматургии - на двух сценах театра с неизменным успехом состоялись спектакли по Гоголю и Чехову, Толстому, Тургеневу, Островскому. Любит зритель и спектакли по произведениям современных драматургов.
Кировский театр кукол им. А.Н. Афанасьева, основанный в 1935 году, на сегодняшний день является одним из старейших театров кукол в Российской Федерации. В его новом здании, введенном в эксплуатацию в 2010 году по авторскому проекту кировских архитекторов, есть два зрительных зала, сцена, оснащенная по последнему слову техники, новейшее электроосветительное и звуковое оборудование, просторные и светлые художественно-производственные цеха.
Кировский государственный театр юного зрителя "Театр на Спасской", являясь продолжателем лучших традиций русского театра и находясь в постоянном творческом поиске, исследует судьбы человека, страны и мира, их взаимосвязи и взаимные влияния. Создавая собственные творческие проекты, направленные на повышение профессионального мастерства, развитие современной драматургии и режиссуры, воспитание подрастающего поколения, внедряясь в социальную и культурную среду региона, театр является активным участником фестивального движения России и организатором культурного обмена между регионами.
Сегодня "Театр на Спасской" - лидер среди театральных учреждений Кировской области и центр притяжения молодого поколения зрителей.
Активную концертную деятельность ведут коллективы Вятской филармонии: Вятский оркестр русских народных инструментов имени Ф.И. Шаляпина, Вятский симфонический оркестр имени В.А. Раевского и Вятский камерный оркестр, реализуя в Кировской области уже более 10 лет музыкально-просветительский проект "Передвижная филармония" с целью расширения доступа зрительской аудитории к музыкальной культуре.
Традиционным стал Международный музыкальный фестиваль "Вятская весна", в котором ежегодно принимают участие певцы и музыканты из Америки, Европы, Японии, Италии, Испании и других стран, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
В 3 государственных профессиональных образовательных организациях культуры и искусства работают 139 штатных преподавателей, обучаются 744 студента.
По количеству детских школ искусств (по видам искусств) Кировская область занимает 6 место среди субъектов ПФО.
По количеству государственных профессиональных образовательных организаций культуры и искусства Кировская область занимает 6 место среди субъектов ПФО.
Руководство государственных профессиональных образовательных организаций культуры и искусства, опираясь на традиции прошлого, добивается новых результатов в совершенствовании всего учебно-воспитательного процесса. Расширение связей с московскими, санкт-петербургскими, нижегородскими, казанскими и другими профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, приглашение ведущих мастеров музыкального и художественного искусства России для проведения мастер-классов, открытие новых специализаций, постоянное обновление оборудования, инструментария и учебных кабинетов позволяют учреждениям выходить на новые рубежи в своем движении в будущее.
Студенты и преподаватели, а также коллективы государственных профессиональных образовательных организаций культуры и искусства ежегодно становятся лауреатами и дипломантами престижных конкурсов и фестивалей различных уровней и наряду с учебным процессом ведут активную концертную деятельность.
В Кировской области функционирует учебно-методический центр повышения квалификации работников культуры. Его основные направления работы: организация и проведение курсов повышения квалификации для специалистов и руководителей учреждений культуры. Данное учреждение является методическим центром для детских школ искусств (по видам искусств).
К сожалению, учреждения культуры и учреждения образования в сфере культуры испытывают серьезные проблемы, которые в ближайшем будущем могут привести к их сокращению. Так театрам, библиотекам, музеям, учреждениям культурно-досугового типа, школам искусств требуются модернизация материально-технической базы, а также капитальный ремонт зданий, приостановившийся в начале двухтысячных годов вследствие недостаточного финансирования. Одним из механизмов оказания содействия укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры является участие муниципальных образований Кировской области в реализации мероприятий федеральных проектов "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры" ("Культурная среда"), "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры" ("Цифровая культура"), входящих в состав национального проекта "Культура".
Низкое финансирование муниципальных библиотек и музеев приводит к отсутствию современного компьютерного оборудования и качественного комплектования фондов, большинство библиотечных и музейных учреждений не имеют возможности вести электронные каталоги.
Острая нехватка сценических площадок, находящихся в муниципальной собственности и имеющих все необходимые условия для показа спектаклей, а также недостаточное финансирование гастрольной деятельности не позволяют областным театрам доносить театральное искусство до самых далеких уголков Кировской области.
Серьезной проблемой остается возрастной состав кадров. В связи с отсутствием жилья, молодым и талантливым специалистам приходится уезжать в другие регионы, а выпускники, продолжившие обучение в образовательных организациях высшего образования, не спешат искать работу по специальности в Кировской области. По этой же причине учреждения культуры и образовательные организации в сфере культуры не имеют возможности привлечь для работы высококвалифицированных специалистов, что приводит к недостаточной укомплектованности кадрами.
Архивами Кировской области на территории региона обеспечивается постоянное хранение более 4,4 млн. единиц хранения архивных документов за период с XVI века по XXI век. Архивы выполняют важные функции по обеспечению сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся на территории Кировской области, и предоставлению государственных и муниципальных услуг населению.
В целях обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся на территории Кировской области, реализуется комплекс мероприятий по укреплению и модернизации материально-технической базы архивов, усилению их пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а также улучшению технической оснащенности.
Факторами, сдерживающими развитие архивного дела в Кировской области, продолжают оставаться несовершенство нормативной базы деятельности архивов Российской Федерации и дефицит бюджетных средств.
Высокая степень загруженности Кировского областного государственного бюджетного учреждения "Центральный Государственный архив Кировской области" (далее - Государственный архив Кировской области) архивными документами (98,5%) ставит под угрозу соблюдение законодательства об архивном деле в части комплектования Государственного архива Кировской области архивными документами, в том числе документами по личному составу ликвидирующихся предприятий.
Отсутствие современного сканирующего оборудования значительно усложняет процесс перевода архивных фондов в электронный вид, а высокая степень изношенности оборудования лабораторий Государственного архива Кировской области создает угрозу приостановления работ по созданию страхового фонда на уникальные и особо ценные документы Архивного фонда Российской Федерации, хранящиеся на территории Кировской области.
В сфере совершенствования услуг по предоставлению архивной информации и расширения доступа пользователей к информационным ресурсам существуют следующие проблемы:
недостаточность оснащения читальных залов дополнительными автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими доступ к автоматизированным базам данных о составе и содержании документальных фондов, а также электронным копиям архивных документов;
необходимость приобретения новейших программных продуктов, обеспечивающих предоставление информационных услуг в электронном виде, в том числе в режиме удаленного доступа.
В области формирования интегрированной архивной инфраструктуры:
отсутствие отраслевых нормативных документов, регламентирующих процесс включения в систему автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, документов постоянного хранения, созданных в системах электронного делопроизводства и документооборота организаций-фондообразователей;
отсутствие унифицированного отраслевого программного обеспечения для ведения тематических баз данных;
в сфере комплектования архивов документами Архивного фонда Российской Федерации - отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, федеральными организациями, действующими на территории субъекта Российской Федерации, нерешенность вопросов комплектования, учета и хранения электронных документов.
За последние 10 лет на территории Кировской области сформировались основные сегменты туристской индустрии. Зарегистрировано более 140 туристских фирм (туроператоров и турагентов). Подавляющее большинство из них, следуя общероссийской тенденции, осуществляют турагентскую деятельность в сфере выездного туризма, поскольку данный вид деятельности менее затратен и более экономически выгоден.
На начало 2019 года в Реестр туроператоров внутреннего и въездного туризма входят 13 туроператоров Кировской области. Каждый региональный туроператор внутреннего и въездного туризма располагает переводчиками с распространенных иностранных языков: английского, немецкого, итальянского, китайского.
Туристскую индустрию Кировской области представляют более 152 коллективных средств размещения (из них подавляющее большинство - минигостиницы до 20 номеров), 15 санаторно-курортных организаций (специализация: лечение заболеваний пищеварительной системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, эндокринной системы, мочеполовой системы), более 30 баз отдыха, в том числе спортивно-туристские центры, дома отдыха, семейно-оздоровительные центры.
Количество знаков туристической навигации по сравнению с 2014 годом возросло на 30% и составило 184 объекта.
Основными целями посещения Кировской области являются: деловые и профессиональные поездки (39%), отпуск, досуг и отдых (26%), лечебные и оздоровительные процедуры (19%), религиозные и паломнические поездки (7%), образование и профессиональная подготовка (6%), прочее (3%).
В 2018 году туристический поток в Кировскую область вырос на 2% по сравнению с 2017 годом.
Несмотря на это, туристский потенциал Кировской области используется не в полную меру, туризм не оказывает заметного влияния на экономическое развитие Кировской области, имидж Кировской области как привлекательного центра туризма и отдыха сформирован недостаточно. Кроме того, актуальна проблема более эффективного использования историко-культурного потенциала Кировской области для активизации внутреннего туризма.
В целях обеспечения дальнейшего роста культурного и туристического потенциала Кировской области предусматривается развитие и укрепление связей Кировской области с другими регионами Российской Федерации и зарубежными странами в сфере культуры и туризма.
С 2014 года в регионе действует "Туристско-информационный центр Кировской области" (далее - ТИЦ), где ежедневно доступна информация о туристских объектах, знаковых достопримечательностях, событиях. Вся полиграфическая продукция (туристские карты, буклеты, афиши) распространяется ТИЦ на бесплатной основе в двуязычном формате. Кроме того, региональный ТИЦ является куратором туристско-информационного проекта "Сквозная навигация", когда выходя из поезда (самолета), турист видит перед собой информационный сенсорный терминал с данными об основных достопримечательностях региона, их местонахождении, контактной информацией. На исторических зданиях Кировской области установлены таблички с QR кодами, столбы туристской навигации помогают гостям ориентироваться в исторической части городов региона, в общественном транспорте присутствуют наклейки с информацией об объектах показа в шаговой доступности, а также демонстрируются видео-ролики об основных достопримечательностях области. Вся туристская навигация выполнена в соответствии с общепринятыми стандартами и дублирована на английском языке.
На территории региона созданы и действуют более 125 региональных маршрутов. Большинство маршрутов интересны и пользуются спросом у иностранных туристов.
Для продвижения туристских маршрутов на внутреннем и международном рынках Кировская область ежегодно проводит информационные туры. Результатом такой работы становится размещение федеральными СМИ информационных сюжетов о туристских возможностях региона, включение региональных турпродуктов в предложения федеральных туроператоров.
Ведется разработка новых уникальных туристских предложений, интересных не только внутреннему, но и въездному туристу (в том числе иностранному). Так, в 2017 году были разработаны и представлены новые туристические маршруты "Вятка театральная" и "Дымка", которые получили высокую оценку экспертного совета Всероссийской туристской премии "Маршрут года - 2017". По итогам общероссийского финала туристический маршрут "Дымка" получил высшую награду (Гран-при) в номинации "Лучший маршрут по местам бытования народных художественных промыслов".
Туристический потенциал региона в 2018 году был представлен на 2 международных туристических выставках Интурмаркет и Moscow International Travel & Tourism, а также на региональных форумах. В рамках 24-й Международной туристкой выставки "Отдых LEISURE - 2018" сразу четыре проекта Кировской области признаны лучшими в стране на первой всероссийской профессиональной премии "События России": чемпионат "Лесоруб 2018" и второй Лесной форум завоевали первое место в номинации "MICE. События деловой направленности в сфере науки и производства"; первое место получил фестиваль "Взлетная полоса" в номинации "Культура. Концерты и музыкальные фестивали", второе место в этой же номинации завоевал фестиваль "Дни романтики на Вятке". Кроме того, кировский проект стал победителем всероссийской профессиональной премии "Маршруты России". В номинации "Экскурсионный маршрут" музейный проект "Динозавры на Вятке" завоевал первое место.
Для решения имеющихся проблем и развития программно-целевого метода возникла потребность в формировании системы мероприятий и механизмов государственной политики в сфере культуры Кировской области.
Реализация Государственной программы позволит осуществить:
комплексное решение задач реализации государственной политики в области культуры и туризма в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса, включая общественные и иные негосударственные организации;
поддержку творческих инновационных и финансово-инвестиционных проектов, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры и архивов;
развитие системы социальной поддержки работников сферы культуры, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области культуры;
сохранение накопленного информационного потенциала Архивного фонда Российской Федерации на территории Кировской области.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, сроки реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере развития культуры сформированы на основе положений:
Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 28.07.2012 N 1062 "О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников";
постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта";
Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р;
стратегии социально-экономического развития Кировской области;
постановления Губернатора Кировской области от 28.10.1999 N 389 "О государственной поддержке театрального искусства в Кировской области".
Целью Государственной программы является реализация роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности и общества в целом.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
сохранение, эффективное использование и развитие культурного потенциала Кировской области;
сохранение культурного и исторического наследия Кировской области;
развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере культуры Кировской области;
создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма Кировской области.
Целевыми показателями эффективности реализации Государственной программы являются:
число посещений областных государственных учреждений культуры;
доля архивных документов Государственного архива Кировской области, хранящихся в нормативных условиях;
доля физически утраченных объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, расположенных на территории Кировской области, в общем количестве объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, расположенных на территории Кировской области;
доля выпускников государственных профессиональных образовательных организаций по профессиям отрасли "Культура", получивших по результатам государственной аттестации оценки "хорошо" и "отлично";
количество оказанных туристско-информационных услуг.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы приведены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации Государственной программы приведена в приложении N 2.
Срок реализации Государственной программы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов Государственной программы
Достижение цели и решение задач Государственной программы осуществляется путем реализации подпрограмм, отдельных мероприятий и региональных проектов.
3.1. На решение задачи "Сохранение, эффективное использование и развитие культурного потенциала Кировской области" направлена реализация подпрограммы "Искусство", представленной в приложении N 3, региональных проектов "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры Кировской области" (далее - региональный проект "Культурная среда"), "Создание условий для реализации творческого потенциала жителей Кировской области" (далее - региональный проект "Творческие люди"), "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры Кировской области" (далее - региональный проект "Цифровая культура") и отдельного мероприятия "Поддержка отрасли культуры Кировской области".
3.1.1. Описание отдельных мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы "Искусство", приведено в соответствующем разделе указанной подпрограммы.
3.1.2. В рамках регионального проекта "Культурная среда" планируется:
приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств по видам искусств и профессиональных образовательных организаций в сфере культуры;
создание и модернизация учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий;
обеспечение учреждений культуры специализированным автотранспортом для обслуживания населения, в том числе сельского населения;
оснащение оборудованием кинозалов, расположенных в населенных пунктах Кировской области с численностью населения до 500 тыс. человек;
переоснащение муниципальных библиотек Кировской области по модельному стандарту.
В рамках регионального проекта "Культурная среда" планируется предоставление из федерального бюджета областному бюджету субсидии на поддержку отрасли культуры для последующего предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам на поддержку отрасли культуры (далее - субсидия на поддержку отрасли культуры) по следующим направлениям:
на приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств по видам искусств;
на обеспечение учреждений культуры специализированным автотранспортом для обслуживания населения, в том числе сельского населения;
на создание и модернизацию учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, включая строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на поддержку отрасли культуры приведены в приложении N 4.
Субсидия на приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для профессиональных образовательных организаций, находящихся в ведении министерства культуры Кировской области, предоставляется из областного бюджета областным государственным профессиональным образовательным организациям сферы культуры в виде субсидии на иные цели.
Из федерального бюджета бюджету Кировской области планируется предоставление иных межбюджетных трансфертов на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта "Культура".
Методика распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации национального проекта "Культура" утверждается правовым актом Правительства Кировской области в установленном порядке.
Программа по созданию и перспективному развитию модельных муниципальных библиотек в Кировской области в рамках национального проекта "Культура" приведена в приложении N 5.
Оснащение оборудованием кинозалов, расположенных в населенных пунктах Кировской области с численностью населения до 500 тыс. человек, осуществляется по итогам конкурсного отбора, проводимого Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.
Региональный проект "Культурная среда" реализуется в рамках федерального проекта "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры" ("Культурная среда"), входящего в состав национального проекта "Культура".
3.1.3. В рамках регионального проекта "Творческие люди" планируется:
проведение фестивалей любительских творческих коллективов с последующим оказанием поддержки ведущим коллективам самодеятельного народного творчества в Кировской области;
проведение фестивалей детского творчества всех жанров в Кировской области;
организация повышения квалификации специалистами учреждений культуры Кировской области на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры;
обеспечение вовлечения волонтеров Кировской области в программу "Волонтеры культуры";
реализация некоммерческими организациями Кировской области творческих проектов, направленных на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов, населяющих Кировскую область;
организация и проведение учреждениями культуры культурно-образовательных программ для школьников Кировской области.
Региональный проект "Творческие люди" реализуется в рамках федерального проекта "Создание условий для реализации творческого потенциала нации" ("Творческие люди"), входящего в состав национального проекта "Культура".
3.1.4. В рамках регионального проекта "Цифровая культура" планируется:
создание виртуальных концертных залов в городах Кировской области;
организация и проведение онлайн-трансляций знаковых мероприятий сферы культуры Кировской области;
создание мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам в музеях Кировской области;
пополнение фонда Национальной электронной библиотеки оцифрованных изданий книжными памятниками Кировской области.
Из федерального бюджета бюджету Кировской области планируется предоставление иных межбюджетных трансфертов на создание виртуальных концертных залов в городах Кировской области.
Методика распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на создание виртуальных концертных залов в городах утверждается правовым актом Правительства Кировской области в установленном порядке.
Программа по популяризации филармонической музыки в Кировской области приведена в приложении N 6.
Региональный проект "Цифровая культура" реализуется в рамках федерального проекта "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры" ("Цифровая культура"), входящего в состав национального проекта "Культура".
3.1.5. В рамках отдельного мероприятия "Поддержка отрасли культуры Кировской области" планируется предоставление субсидии на поддержку отрасли культуры по следующим направлениям:
на комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек;
на подключение библиотек к сети "Интернет" и развитие библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки;
на государственную поддержку лучших сельских учреждений культуры;
на государственную поддержку лучших работников сельских учреждений культуры.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на поддержку отрасли культуры приведен в приложении N 4.
3.2. На решение задачи "Сохранение культурного и исторического наследия Кировской области" направлена реализация подпрограммы "Наследие", представленной в приложении N 7.
Описание отдельных мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы "Наследие", приведено в соответствующем разделе указанной подпрограммы.
3.3. На решение задачи "Развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере культуры Кировской области" направлена реализация подпрограммы "Кадровое обеспечение сферы культуры", представленной в приложении N 8.
Описание отдельных мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы "Кадровое обеспечение сферы культуры", приведено в соответствующем разделе указанной подпрограммы.
3.4. На решение задачи "Создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма Кировской области" направлена реализация отдельного мероприятия "Развитие сферы туризма и продвижение туристского продукта Кировской области", в рамках которого планируется:
организация и проведение культурно-массовых мероприятий в сфере туризма;
продвижение регионального туристского продукта на российском и международном рынке путем участия в международных, всероссийских, региональных туристических выставках и форумах.
3.5. В рамках отдельного мероприятия "Создание условий для обеспечения реализации Государственной программы" планируется:
обеспечение содержания министерства культуры Кировской области;
обеспечение содержания управления государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области;
осуществление переданных Российской Федерацией полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения и федеральному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения.
4. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Общая сумма бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы за счет всех источников финансирования составит 4 407 635,80 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 730 082,90 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 3 666 995,40 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 10 557,50 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета на реализацию Государственной программы привлекаются в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 N 445 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", а также за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Государственной программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средства местных бюджетов на реализацию мероприятий Государственной программы привлекаются по соглашениям, заключаемым с муниципальными образованиями Кировской области.
Объемы финансирования Государственной программы по основным направлениям финансирования приведены в таблице.
Таблица
Объемы финансирования Государственной программы по основным направлениям финансирования
(тыс. рублей)
Основные направления финансирования |
Объемы финансирования Государственной программы в 2020 - 2024 годах |
|||||
всего |
в том числе |
|||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
Государственная программа - всего |
4407635,80 |
934251,50 |
803706,00 |
954726,90 |
858290,70 |
856660,70 |
том числе: |
|
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
454698,30 |
69778,30 |
- |
145390,00 |
137540,00 |
101990,00 |
прочие расходы |
3952937,50 |
864473,20 |
803706,00 |
809336,90 |
720750,70 |
754670,70 |
Ресурсное обеспечение Государственной программы представлено в приложении N 9.
5. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
Для успешной реализации поставленных задач Государственной программы был проведен анализ рисков, которые могут повлиять на ее выполнение.
К рискам реализации Государственной программы следует отнести следующие:
5.1. Финансовые риски.
Финансовые риски относятся к наиболее важным. Любое сокращение финансирования со стороны федерального и областного бюджетов повлечет неисполнение мероприятий Государственной программы и, как следствие, ее невыполнение.
К финансовым рискам также относятся неэффективное и нерациональное использование ресурсов Государственной программы.
5.2. Законодательные риски.
В период реализации Государственной программы на федеральном уровне планируется принятие федерального закона о культуре, внесение изменений в нормативные правовые акты как на федеральном уровне, в частности в Закон Российской Федерации от 09.10.1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", так и на областном уровне. Это, возможно, повлечет за собой корректировку поставленных целей.
В целях снижения законодательных рисков планируется своевременное внесение изменений в действующую областную нормативную базу, а при необходимости - и возможных изменений в финансирование Государственной программы.
Для всех видов рисков главными мерами по управлению ими являются своевременно принятые управленческие решения на основании проведения мониторинга реализации Государственной программы и корректировка мероприятий Государственной программой с учетом выделенного на их реализацию ресурсного обеспечения.
6. Участие муниципальных образований Кировской области в реализации Государственной программы
Муниципальные образования Кировской области принимают участие в реализации:
подпрограммы "Искусство";
подпрограммы "Наследие";
регионального проекта "Культурная среда";
отдельного мероприятия "Поддержка отрасли культуры Кировской области".
Сведения об участии органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в реализации подпрограмм приведены в разделе 6 соответствующих подпрограмм.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Кировской области разрабатывают и утверждают муниципальные программы, предусматривающие объемы финансирования и целевые показатели реализации соответствующих мероприятий.
Органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств по таким мероприятиям, заключают с муниципальными образованиями Кировской области соответствующие соглашения.
Прогнозируемый объем расходов средств местных бюджетов приведен в приложении N 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.