Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства
Кировской области
от 30.08.2017 N 448-п
Государственная программа
Кировской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях" на 2018 - 2025 годы
Паспорт
Государственной программы Кировской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях" на 2018 - 2025 годы
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа Кировской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях" на 2018 - 2025 годы (далее - Государственная программа) разработана в целях исполнения пункта 1.26 перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.12.2014 N Пр-2821 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 в соответствии с программой "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы". В 2016 - 2017 годах мероприятия данной федеральной программы реализовывались на территории региона в рамках подпрограммы "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Кировской области" государственной программы Кировской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 N 226/595 "О государственной программе Кировской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы".
В условиях модернизации общего образования необходимым становится создание в общеобразовательных организациях современных условий обучения, которые определяются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее - ФГОС), санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами.
В 2016/2017 учебном году число учащихся дневных общеобразовательных организаций Кировской области составило 129860 человек, из них ФГОС осваивали70% школьников. Это 1 - 7 классы всех общеобразовательных организаций и 8 классы государственных школ. В 2020/2021 учебном году по ФГОС будут обучаться все школьники области.
В соответствии с ФГОС в общеобразовательных организациях требуется создать необходимые условия, в частности, для организации внеурочной деятельности обучающихся. За 11 лет обучения необходимо обеспечить до 3800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы (до 10 часов в неделю), что невозможно сделать при двухсменном режиме работы общеобразовательных организаций. Поэтому в школах должна быть обеспечена возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения.
Односменный режим работы школ позволит создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, будет способствовать повышению качества предоставления услуг дополнительного образования детей, расширит возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом и спортом.
В целях создания новых мест в общеобразовательных организациях региона и обеспечения односменного режима работы реализуются мероприятия по строительству и реконструкции зданий школ, капитальному ремонту объектов инфраструктуры образовательных организаций.
В 2016 году в эксплуатацию введены новые здания 3 общеобразовательных организаций: школы с дошкольными группами в с. Колосово Шабалинского района, школы с дошкольными группами в пос. Гостовский Шабалинского района, школы с физкультурно-оздоровительным комплексом в микрорайоне Зиновы города Кирова. Школы в пос. Гостовский и в микрорайоне Зиновы выкуплены с привлечением средств федерального бюджета. В результате было введено 1090 мест, из которых 1070 мест с учетом объема софинансирования из федерального бюджета. В следствие реализованных мероприятий по оптимизации загруженности школ введено 87 мест. Общее количество созданных мест составило 1177.
Правительством области приняты меры по оптимизации сети общеобразовательных организаций. В настоящее время формируется новая сеть общеобразовательных организаций, включающая школьные округа и образовательные кластеры. Все виды ресурсов, особенно на старшей ступени обучения, концентрируются в крупных, так называемых опорных школах.
В области реализуются мероприятия по повышению доступности качественного образования для детей из отдаленных сельских населенных пунктов, а также детей-инвалидов.
Для подвоза детей в образовательные организации в 2016 году закуплено 63 транспортных средства. Парк школьных автобусов области на 01.07.2017 составляет 247 единиц, осуществляется подвоз свыше 5 тыс. учащихся.
Активно используются дистанционные технологии обучения. В 2016/2017 учебном году в Кировском областном государственном общеобразовательном бюджетном учреждении "Центр дистанционного образования детей"всем детям-инвалидам, изъявившим желание обучаться дистанционно, при условии отсутствия медицинских противопоказаний такая возможность предоставлена. В центре обучалось 239 детей, нуждающихся в индивидуальном обучении, из 40 муниципальных образований и 583 учащихся 16 школ из 10 районов области. В 2016/2017 учебном году удовлетворены запросы школ, не имеющих достаточного числа педагогических кадров и подавших заявки для организации дистанционного обучения.
Принятые меры за 2016 - 2017 годы позволили увеличить численность школьников, обучающихся в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу, однако не решили проблемы обеспечения доступности качественного образования в целом.
В 2016/2017 учебном году вторая смена в общеобразовательных организациях сохранилась в 21 из 45 муниципальных образований Кировской области, 21,9 тыс. учащихся (что составляет 17%) из 83 школ области обучались в две смены.
Особо остро проблема обеспечения односменного режима обучения стоит в областном центре. В 2016/2017 учебном году по сравнению с предыдущим годом численность обучающихся в дневных государственных общеобразовательных организациях города Кирова увеличилась на 5% и достигла 51,8 тыс. человек. При этом во вторую смену обучалось 15,7 тыс. человек, что составило 30,3% от общего количества учащихся областного центра и 71,7% от общего количества учащихся области, обучающихся во вторую смену.
В 2017/2018 учебном году в области прогнозируется рост числа обучающихся на 2,3%, в том числе первоклассников на 3,3%. В городе Кирове численность обучающихся прогнозируется с увеличением на 4%.
В течение ближайших 10 лет согласно информации муниципальных образований ожидается рост численности детей школьного возраста более чем на 15%.
По данным федерального статистического наблюдения на 01.01.2017 38 зданий в 33 общеобразовательных организациях требуют капитального ремонта. Численность обучающихся в данных зданиях составляет 8419 человек. В 35 учреждениях с общей численностью 1359 учащихся отсутствуют необходимые виды благоустройства. Требуется вывод таких зданий общеобразовательных организаций из эксплуатации и перевод обучающихся на новые места с современными условиями обучения.
Старшеклассникам из отдаленных сельских населенных пунктов для получения профильного образования в государственных общеобразовательных организациях требуется создать современные условия для их проживания в пришкольных интернатах, во многих из которых на сегодняшний день необходимо проведение капитального ремонта.
Таким образом, при существующей инфраструктуре с учетом положительной демографической ситуации проблема обеспечения доступности качественного обучения школьников будет обостряться, особенно в городской местности. Прогнозируемая потребность в новых местах до 2025 года составляет около 25 тысяч.
С учетом состояния муниципальных систем общего образования и демографических перспектив в области для ввода дополнительных и сохранения имеющихся мест в школах требуются строительство, выкуп (приобретение) новых современных зданий школ, а также ремонт, реконструкция имеющихся зданий и объектов общеобразовательных организаций в рамках настоящей Государственной программы, а также в рамках соответствующих муниципальных программ.
Данная задача должна решаться и за счет оптимизации загруженности школ, и за счет развития негосударственного сектора по оказанию образовательных услуг.
Необходимость реализации Государственной программы обусловлена высокой социальной значимостью решаемых задач по формированию условий для получения качественного общего образования.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации данной Государственной программы определены в соответствии со следующими документами:
перечнем поручений Президента Российской Федерации от 05.12.2014 N Пр-2821 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014;
государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
программой "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы".
В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере общего образования целью Государственной программы является создание новых мест в общеобразовательных организациях области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечение односменного режима обучения в 1 - 11 (12) классах общеобразовательных организаций;
перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом 50% и выше.
Показателями эффективности, характеризующими достижение поставленной цели и решение задач Государственной программы, являются:
число новых мест в общеобразовательных организациях Кировской области (введенных в рамках Государственной программы);
удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях;
удельный вес численности обучающихся по образовательным программам начального общего образования в общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся по образовательным программам начального общего образования в общеобразовательных организациях;
удельный вес численности обучающихся по образовательным программам основного общего образования в общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся по образовательным программам основного общего образования в общеобразовательных организациях;
удельный вес численности обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в общеобразовательных организациях;
удельный вес численности обучающихся в общеобразовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования;
удельный вес численности обучающихся, занимающихся в зданиях, требующих капитального ремонта или реконструкции;
удельный вес численности обучающихся в зданиях, имеющих все виды благоустройства.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы отражены в приложении N 1 к Государственной программе.
Методика расчета значений показателей эффективности реализации Государственной программы представлена в приложении N 2 к Государственной программе.
Срок реализации Государственной программы: 2018 - 2025 годы.
Государственную программу планируется реализовать в два этапа:
I этап - 2018 - 2020 годы;
II этап - 2021 - 2025 годы.
При реализации I этапа Государственной программы (2018 - 2020 годы):
к концу 2020 года 1 - 4 классы и 10 - 11 (12) классы в общеобразовательных организациях перейдут на обучение в одну смену;
численность обучающихся в общеобразовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами составит 100%.
При реализации II этапа Государственной программы (2021 - 2025 годы):
все обучающиеся 1 - 4 классов и 10 - 11 (12) классов в общеобразовательных организациях будут обучаться в одну смену;
к концу 2024 года 5 - 9 классы в общеобразовательных организациях перейдут на обучение в одну смену и будет удержан существующий односменный режим обучения;
в 2025 году 100% обучающихся перейдут из зданий общеобразовательных организаций, требующих капитального ремонта или реконструкции (здания с износом 50% и выше), в новые здания.
По итогам реализации Государственной программы:
в общеобразовательных организациях Кировской области будет создано 18655 новых мест;
все обучающиеся в общеобразовательных организациях будут обучаться в одну смену и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
100% обучающиеся перейдут из зданий с износом 50% и выше в новые здания общеобразовательных организаций;
доля обучающихся в зданиях, имеющих все виды благоустройства, составит 100%.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Государственной программы
Достижение цели Государственной программы осуществляется путем выполнения комплекса отдельных мероприятий. В рамках отдельного мероприятия "Строительство или выкуп (приобретение) зданий и объектов общеобразовательных организаций" в 2018 - 2025 годах планируется проведение мероприятий по строительству и выкупу (приобретению) зданий и объектов 31 общеобразовательной организации. При строительстве школ предполагается использовать типовые проекты, предусматривающие соответствие архитектурных решений современным требованиям к организации образовательного процесса, возможность трансформации помещений, что позволит использовать помещения для разных видов деятельности.
При приобретении зданий для размещения образовательных организаций также осуществляется приобретение оборудования, объектов благоустройства и иных объектов недвижимости (сооружений), предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий, необходимых для функционирования образовательной организации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к помещениям образовательных организаций, оборудованию помещений образовательной организации, оборудованию и содержанию территорий образовательных организаций, условиям размещения образовательных организаций, установленными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
В рамках отдельного мероприятия "Модернизация существующей инфраструктуры общего образования (реконструкция, капитальный ремонт зданий и объектов общеобразовательных организаций)" предусмотрены мероприятия по проведению капитального ремонта 96 зданий и объектов и реконструкции зданий и объектов.
Объекты строительства, реконструкции и капитального ремонта общеобразовательных организаций определены на основании анализа соответствия состояния зданий и объектов образовательных организаций современным требованиям с учетом прогнозов демографической ситуации и планов формирования и оптимизации сети образовательных учреждений области.
Бюджетам муниципальных образований Кировской области из областного бюджета в рамках реализации Государственной программы предоставляются межбюджетные трансферты на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в виде субсидий на капитальный ремонт зданий и объектов муниципальных образовательных организаций, на приобретение зданий для размещения образовательных организаций с их оснащением, на строительство и реконструкцию зданий и объектов образовательных организаций.
Условия предоставления и методики расчета вышеназванных субсидий представлены в приложениях N 3, N 4, N 5 к Государственной программе.
Перечень объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта общеобразовательных организаций, а также объектов, планируемых к приобретению для размещения общеобразовательных организаций, в рамках Государственной программы представлен в приложении N 6 к Государственной программе.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Государственной программы
В целях реализации Государственной программы ответственным исполнителем планируется разработка нормативных правовых актов Кировской области. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы представлены в приложении N 7 к Государственной программе.
В дальнейшем разработка и утверждение дополнительных нормативных правовых актов будет обусловлена изменениями в федеральном и региональном законодательстве, а также принятием соответствующих управленческих решений.
5. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Расходы Государственной программы формируются за счет средств областного и местных бюджетов.
Общий объем финансирования Государственной программы составляет 12269093,33 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 8647688,13 тыс. рублей, местных бюджетов - 3621405,2 тыс. рублей.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Государственной программы за счет средств областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Объемы финансирования мероприятий Государственной программы могут изменяться в зависимости от возможностей бюджетов и результатов оценки эффективности реализации Государственной программы.
Информация о расходах на реализацию Государственной программы за счет средств областного бюджета представлена в приложении N 8 к Государственной программе.
Информация о ресурсном обеспечении реализации Государственной программы за счет всех источников финансирования представлена в приложении N 9 к Государственной программе.
Объем финансирования Государственной программы по основным направлениям финансирования представлен в таблице.
Направления финансирования Государственной программы |
Объем финансирования государственной программы в 2018 - 2025 годах (тыс. рублей) |
||||||||
всего |
в том числе |
||||||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
Капитальные вложения |
12269093,33 |
2433674,33 |
2290700 |
2574200 |
1630100 |
1127000 |
1072419 |
842000 |
299000 |
Прочие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого |
12269093,33 |
2433674,33 |
2290700 |
2574200 |
1630100 |
1127000 |
1072419 |
842000 |
299000 |
6. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
К основным рискам реализации Государственной программы следует отнести финансовые. Сокращение объемов финансирования Государственной программы из федерального бюджета, а также дефицит средств областного и местных бюджетов могут привести к финансированию Государственной программы в неполном объеме. К финансовым рискам также относится неэффективное и нерациональное использование ресурсов Государственной программы.
Для предотвращения и минимизации данных рисков планируется принять следующие меры:
организовать мониторинг хода реализации мероприятий Государственной программы, позволяющий своевременно принять управленческие решения о более эффективном использовании средств и ресурсов Государственной программы;
провести экономический анализ использования ресурсов Государственной программы, обеспечивающий сбалансированное распределение финансовых средств на реализацию Государственной программы в соответствии с ожидаемыми результатами, а также позволяющий определить меры по привлечению внебюджетных и кредитных ресурсов.
При реализации Государственной программы могут возникнуть непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике области и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
Для минимизации непредвиденных рисков будет осуществляться прогнозирование реализации Государственной программы с учетом возможного ухудшения экономической ситуации.
Кроме того, существует социальный риск, связанный с низкой информированностью образовательного сообщества, а также общества в целом о ходе реализации Государственной программы. Для предотвращения и минимизации социального риска планируется организовать широкое привлечение общественности и образовательного сообщества к обсуждению проекта Государственной программы, к реализации и оценке ее результатов, а также обеспечить публичность отчетов и итогового доклада о ходе реализации Государственной программы.
7. Участие муниципальных образований области в реализации Государственной программы
Бюджетам муниципальных образований Кировской области из областного бюджета в рамках реализации Государственной программы предоставляются субсидии на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения:
субсидии на строительство и реконструкцию зданий и объектов образовательных организаций;
субсидии на капитальный ремонт зданий и объектов муниципальных образовательных организаций;
субсидии на приобретение зданий для размещения образовательных организаций с их оснащением.
С целью решения вопросов местного значения муниципальные образования области разрабатывают муниципальные программы, предусматривающие софинансирование мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях.
Прогнозируемый объем расходов местных бюджетов приведен в приложении N 9 к Государственной программе.
Список
сокращений, используемых в постановление Правительства Кировской области "Об утверждении государственной программы Кировской области "Создание новых мест в общеобразовательных организациях" на 2018 - 2025 годы"
МКОУ СОШ - муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
КОГОБУ ШИ ОВЗ - кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
МБОУ СОШ - муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
МБОУ СОШ с УИОП - муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов.
КОГОБУ СОШ с УИОП - кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов.
МКОУ СОШ с УИОП - муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов.
МКОУ - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение.
КОГОБУ ШОВЗ - кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
КОГОАУ - кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение.
КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ - кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
КФМЛ - Кировский физико-математический лицей.
ВГГ - Вятская гуманитарная гимназия.
ЛЕН - лицей естественных наук.
МОАУ СОШ - муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа.
КОГОБУШ ОВЗ - кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
КОГОБУ ШОВЗ - кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
МКОУ НОШ - муниципальное казенное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа.
МОКУ СОШ - муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа.
КОГОАУ СОШ - кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа.
МКОУ ООШ - муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа.
ШМОКУ СОШ с УИОП - Шабалинское муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов.
МКОУ СШ с УИОП - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов.
КОГОАУ СОШ - кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.