Постановлением Правительства Кировской области от 2 октября 2013 г. N 229/630 в наименование настоящего постановления внесены изменения
Постановление Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/831
"Об утверждении государственной программы Кировской области "Предупреждение возникновения, распространения и ликвидация заразных и незаразных заболеваний животных и птицы, в том числе общих для человека и животных" на 2013 - 2020 годы"
21 мая, 26 июля, 2 октября, 30 декабря 2013 г., 23 апреля 2014 г.
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/123 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области" (в редакции постановления Правительства Кировской области от 12.11.2012 N 179/681) Правительство Кировской области постановляет:
Постановлением Правительства Кировской области от 2 октября 2013 г. N 229/630 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
1. Утвердить государственную программу Кировской области "Предупреждение возникновения, распространения и ликвидация заразных и незаразных заболеваний животных и птицы, в том числе общих для человека и животных" на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа). Прилагается.
2. Департаменту по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, главу департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области Котлячкова А.А.
Губернатор - |
Н.Ю. Белых |
Государственная программа
Кировской области "Предупреждение возникновения, распространения и ликвидация заразных и незаразных заболеваний животных и птицы, в том числе общих для человека и животных" на 2013 - 2016 годы
(утв. постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/831)
21 мая, 26 июля, 2 октября, 30 декабря 2013 г., 23 апреля 2014 г.
Постановлением Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/272 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт государственной программы Кировской области "Предупреждение возникновения, распространения и ликвидация заразных и незаразных заболеваний животных и птицы, в том числе общих для человека и животных" на 2013 - 2020 годы
1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В Кировской области осуществляют деятельность 34 областных государственных учреждения ветеринарии (1 областная и 32 районные станции по борьбе с болезнями животных, 1 областная ветеринарная лаборатория), в состав которых входят 7 участковых ветеринарных лечебниц, 44 ветеринарных участка, 21 ветеринарный пункт, 10 ветеринарных лабораторий, 9 лабораторно-диагностических кабинетов, 10 лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы рынков. Численность сотрудников в подведомственных учреждениях составляет 932 человека, в том числе ветеринарных специалистов - 574, из них:
ветеринарных врачей - 419;
ветеринарных фельдшеров - 105;
лаборантов - 50.
Основная работа ветеринарной службы области направлена на недопущение возникновения заболеваний.
Ежегодно управлением ветеринарии разрабатываются планы противоэпизоотических мероприятий, выполняемые на территории Кировской области на 100%.
Несмотря на то, что в Кировской области имеется 178 стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов, выполнение всего комплекса ветеринарных профилактических мероприятий позволило на протяжении последних 17 лет сохранить стойкое благополучие по карантинным и особо опасным заболеваниям животных, в том числе общим для человека и животных, по таким, как сибирская язва, туберкулез, бруцеллез, чума свиней.
На территории Кировской области расположены 605 скотомогильников (биотермических ям), из них 356 - действующий и 249 - закрытых (в том числе 67 сибиреязвенных). 237 скотомогильников являются бесхозяйными. Бесхозяйные скотомогильники являются источником потенциальной опасности, которая может выйти из-под контроля в случае неправильного оборудования и эксплуатации этих объектов, и, соответственно, должны иметь конкретных собственников, обеспечивающих содержание и обустройство скотомогильников в соответствии с требованиями действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Ежегодно на территории области образуется свыше 3935 тонн биологических отходов, которые подвергаются уничтожению путем помещения в биотермические ямы. Более половины существующих скотомогильников не соответствуют требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации биологических отходов и создают угрозу возникновения и распространения особо опасных (карантинных) болезней человека и животных. Более безопасным методом уничтожения биологических отходов является их сжигание в инсинераторах.
Для снижения угрозы возникновения особо опасных заболеваний животных и человека Законом Кировской области от 03.11.2011 N 79-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области по защите населения от болезней, общих для человека и животных" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и содержания в соответствии с требованиями действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации скотомогильников на территории муниципальных районов и городских округов.
Тем не менее, несмотря на принимаемые меры, сохраняется напряженная обстановка по бешенству. Заболевание занесено на территорию Кировской области с южных соседних регионов: республик Татарстан, Марий Эл и Удмуртской Республики. Сложность борьбы с бешенством заключается в том, что болеют и переносят заболевание дикие плотоядные, преимущественно лисы и енотовидные собаки, а также переносчиками являются грызуны. В 2010 году зарегистрировано 22 случая бешенства: 6 - в Оричевском районе, 6 - в Уржумском, 4 - в Малмыжском, 3 - в Кильмезском и по 1 в Вятскополянском, Лебяжском и Куменском районах.
За счет федерального бюджета в Кировскую область поступило 1,2 млн. доз антирабической вакцины. Благодаря проводимой вакцинации домашних животных и оральной иммунизации диких плотоядных, а также комплексу организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий удалось сократить количество случаев заболевания бешенством животных. В 2011 году зарегистрировано 6 случаев бешенства плотоядных: 3 - в Куменском районе, по 1 в Лебяжском, Орловском и Верхошижемском районах. Причем в Орловском и Верхошижемском районах бешенство зарегистрировано впервые.
В 2011 году ветеринарными лабораториями области исследован 12641 материал, из которого 646 проб инфицированы - это составляет 5,1% (в 2010 году материалов поступило на 1,7% меньше, а процент инфицированности составлял 6,6%), подтверждены такие заболевания, как колибактериоз, пастереллез, псевдомоноз, сальмонеллез, стафилококкоз, стрептококкоз, протей, энтеробактериоз и цитобактериоз.
По проценту положительных результатов от числа исследованных в сравнении с 2010 годом произошло снижение практически по всем возбудителям, за исключением сальмонеллеза.
За 2011 год ветеринарными лабораториями и диагностическими отделами районных станций по борьбе с болезнями животных было проведено 1801338 исследований, что на 2,76% больше, чем в 2010 году. В 2011 году проведено 181091 исследование на паразитарные болезни, это на 9,9% больше по сравнению с 2010 годом, а процент положительных экспертиз при этом снизился с 7,4% до 5,4% от общего количества исследований, что говорит о повышении эффективности проводимых антипаразитарных мероприятий.
Среди паразитарных болезней в области регистрировались следующие заболевания: фасциолез, мониезиоз, парамфистоматоз, диктиокаулез, дикроцелиоз, параскаридоз, мюллериоз, трихоцефалез, аскаридоз, метастронгилез, трихинеллез, анаплазмоз, саркоптоидоз.
В 2011 году государственный ветеринарный надзор в Кировской области осуществляли начальник управления ветеринарии, главный государственный ветеринарный инспектор Кировской области, два заместителя начальника управления ветеринарии Кировской области, являющиеся заместителями главного государственного ветеринарного инспектора Кировской области, двадцать пять государственных ветеринарных инспекторов управления ветеринарии.
С целью исполнения полномочий по осуществлению государственного ветеринарного контроля (надзора) штатная численность инспекторов управления в 2011 году увеличена на 11 единиц.
Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, составило 249, в том числе плановых - 79 (план проверок выполнен на 100%). Внеплановых проверок проведено 170. Из числа внеплановых проверок 79 проведено в рамках проверки исполнения ранее выданных предписаний, 5 внеплановых выездных проверок согласованы с областной прокуратурой по основаниям, обусловленным подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Проведено 59 внеплановых документарных проверок, а также 30 проверок (3 - в отношении индивидуальных предпринимателей, 27 - в отношении сельскохозяйственных предприятий) органами прокуратуры с привлечением государственных ветеринарных инспекторов в качестве экспертов.
Осуществление государственной ветеринарной службой области контрольных (надзорных) функций входит в комплекс мер, обеспечивающих охрану территории области от заноса заразных заболеваний, предупреждающих ввоз и реализацию недоброкачественных продуктов животноводства.
В 2011 году на территорию области по разрешению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации завезено и под контролем ветеринарных специалистов области переработано более 100 тыс. тонн сырья животного происхождения, в том числе 40 тыс. тонн импортного сырья животного происхождения.
За 2011 год ветеринарной службой Кировской области было подвергнуто предубойному осмотру на убойных пунктах и мясокомбинатах 2051599 голов птицы, 230520 голов животных, из них крупного рогатого скота - 48617 голов, свиней - 180310 голов, мелкого рогатого скота - 1197 голов, лошадей - 86 голов, иных видов - 310 голов. Подвергнуто ветеринарно-санитарной экспертизе 2052105 единиц птицеводческой продукции, 276282 единицы животноводческой продукции, из них крупного рогатого скота - 57004 единицы, свиней -213337 единиц, мелкого рогатого скота - 1748 единиц, кроликов - 2450 единиц, лошадей - 86 единиц, других видов животных - 1657 единиц.
По результатам ветеринарно-санитарной экспертизы в 2011 году 101,3 тонны мяса было направлено на обезвреживание (в 2010 году - 68,7 тонны), 199 тонн мяса и 180 тонн субпродуктов - на утилизацию (в 2010 году - 113 и 177 тонн) и 27 тонн мяса и субпродуктов уничтожено, что позволило не допустить пищевых отравлений среди населения.
Одной из эффективных форм профилактики заболеваний животных является информирование населения области через средства массовой информации о методах ранней диагностики, предупреждения и ликвидации заболеваний незаразной и заразной этиологии, пропаганда ветеринарных знаний.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере ветеринарии
Государственная политика в сфере ветеринарии соответствует стратегическим целям развития Кировской области:
повышению качества жизни населения до уровня жизни населения в лидирующих субъектах Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы в части обеспечения социально-экономической безопасности региона, продовольственной, ресурсной, инфраструктурной, социально-демографической, в том числе повышению уровня здоровья и безопасности условий жизни населения;
развитию агропромышленного комплекса Кировской области в части формирования новой структуры агропромышленного комплекса (далее - АПК), наиболее полно отвечающей конъюнктуре рынка, обеспечивающей высокую конкурентоспособность его продукции, увеличение доли рынка внутри области и за ее пределами. АПК должен обладать высоким уровнем экономической устойчивости по отношению к воздействиям внешних факторов. Необходимо достижение лидирующей позиции региона в Российской Федерации по развитию племенного животноводства, в том числе по повышению конкурентоспособности продукции региональных производителей.
Приоритеты государственной политики в сфере ветеринарии также соответствуют Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 165-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года", в разрезе одной из задач развития агропромышленного комплекса округа - ускоренного развития приоритетных подотраслей животноводства, в частности мясного и молочного скотоводства, свиноводства и птицеводства, на территории всех субъектов округа.
Ветеринарное благополучие области как основа развития животноводства и птицеводства способствует достижению основных целей государственной аграрной политики Российской Федерации, указанных в статье 5 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Несмотря на удаленность Кировской области от границ территории Российской Федерации, 8 предприятий Кировской области, осуществляющие производство, переработку, хранение кормов, кормовых добавок и сельскохозяйственной продукции, включены в Реестр предприятий Таможенного союза, которым разрешается перемещение подконтрольных товаров между странами, входящими в Таможенный союз, в соответствии с едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 (в редакции решения Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 623). В ближайшее время предполагается включение еще нескольких предприятий в Реестр предприятий Таможенного союза.
2.2. Цель Государственной программы
Исходя из стратегической цели регионального развития, в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и Законом Кировской области от 30.07.2009 N 404-ЗО "О ветеринарии в Кировской области" реализация Государственной программы управлением ветеринарии совместно с соисполнителями обеспечит достижение следующей цели: обеспечение стабильной благополучной эпизоотической обстановки на территории Кировской области и защита населения от болезней, общих для человека и животных.
2.3. Задачи Государственной программы
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
организация проведения мероприятий по предупреждению возникновения и ликвидации вспышек заразных и массовых незаразных заболеваний животных, и их лечению;
охрана территории области от заноса заразных болезней животных из других регионов;
осуществление региональных планов обслуживания животноводства;
осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от подчиненности и форм собственности - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации;
стимулирование повышения качества и эффективности ветеринарного обслуживания сельскохозяйственных животных, в том числе внедрение новых методов лечения, профилактики и диагностики заболеваний животных, пропаганда ветеринарных знаний.
Постановлением Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/272 в подраздел 2.4 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения
2.4. Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы
Целевыми показателями эффективности Государственной программы будут являться:
заболеваемость особо опасными инфекционными болезнями сельскохозяйственных животных;
сохранность поголовья продуктивных животных и птицы;
количество приобретенного транспорта, лабораторного и лечебного оборудования;
количество лечебных, профилактических и диагностических мероприятий;
выполнение ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства Российской Федерации;
количество обустроенных скотомогильников;
доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы приведены в приложении N 1.
Сведения об источниках получения информации о значениях показателей эффективности реализации Государственной программы, включенных в подпрограмму, приведены в рамках соответствующей подпрограммы.
Показатель "Заболеваемость особо опасными инфекционными болезнями сельскохозяйственных животных" определяется на основании информации управления ветеринарии Кировской области о случаях возникновения особо опасных инфекционных болезней сельскохозяйственных животных или об отсутствии случаев возникновения таких заболеваний на территории Кировской области согласно ведомственной отчетности.
Показатель "Сохранность поголовья продуктивных животных и птицы" определяется на основании данных о падеже животных и птицы, отражаемых в форме ежегодной статистической отчетности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области "Производство продукции животноводства и численность скота в сельхозорганизациях (включая малые)" и рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- сохранность поголовья продуктивных животных и птицы (%);
- сохранность отдельных видов продуктивных животных и птицы: крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, свиней, лошадей и птицы соответственно.
рассчитываются по следующей формуле:
, где:
- сохранность поголовья (%);
- количество павших животных за год относительно численности поголовья животных и птицы (%).
Показатель "Количество приобретенного транспорта, лабораторного и лечебного оборудования" определяется ежегодно управлением ветеринарии Кировской области на основании имеющегося приобретенного в соответствующем отчетном году транспорта, лабораторном и лечебном оборудовании по итогам проведенных торгов и заключенных контрактов в соответствии с ведомственной отчетностью.
Показатель "Количество лечебных, профилактических и диагностических мероприятий" определяется на основании выполнения государственного заказа согласно ведомственной отчетности.
Показатель "Выполнение ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства Российской Федерации" определяется управлением ветеринарии Кировской области на основании данных о проведенных плановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованных с прокуратурой Кировской области, по следующей формуле:
, где:
- Показатель "Выполнение ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства Российской Федерации";
- количество фактически проведенных плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- количество плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Показатель "Доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме" определяется на основании количества поступивших в электронной форме и зарегистрированных заявлений о предоставлении государственной услуги согласно ведомственной отчетности по следующей формуле:
, где:
- показатель "Доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме";
- количество граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме при обращении для получения государственной услуги;
- общее количество поступивших обращений граждан для получения государственной услуги.
Показатель "Количество обустроенных скотомогильников" определяется нарастающим итогом на основании выполнения работ по обустройству скотомогильников согласно ведомственной отчетности.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации отдельных мероприятий Государственной программы приведены в приложении N 1.
Постановлением Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/272 в подраздел 2.5 раздела 2 настоящей Программы внесены изменения
2.5. Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы
По итогам реализации Государственной программы будут достигнуты следующие значения:
отсутствие заболеваемости особо опасными инфекционными болезнями сельскохозяйственных животных;
поддержание сохранности поголовья продуктивных животных и птицы на уровне 98%;
увеличение количества приобретенного транспорта, лабораторного и лечебного оборудования на 78 единиц за период действия Государственной программы;
количество лечебных, профилактических и диагностических мероприятий - 6150000 ежегодно;
выполнение ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства Российской Федерации - 100%;
увеличение количества обустроенных скотомогильников до 158 за период действия Государственной программы;
увеличение доли граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме, с 2016 года до 70% ежегодно.
Основными ожидаемыми результатами реализации Государственной программы в качественном выражении должны стать:
обеспечение стабильности эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия области;
укрепление материально-технической базы учреждений ветеринарии;
повышение качества, оперативности и эффективности предоставления ветеринарных услуг.
2.6. Сроки реализации Государственной программы
Срок реализации Государственной программы рассчитан на 2013 - 2020 годы. Разделение реализации Государственной программы на этапы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Государственной программы
Для достижения заявленных целей и решения поставленных задач в рамках настоящей Государственной программы предусмотрена реализация одной подпрограммы и трех отдельных мероприятий:
Подпрограмма "Предупреждение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территорию Кировской области на 2013 - 2016 годы".
Отдельные мероприятия:
"Лечение, профилактика и диагностика заболеваний животных";
"Осуществление государственного ветеринарного надзора (контроля)";
"Организация и содержание скотомогильников".
3.1. Отдельное мероприятие "Лечение, профилактика и диагностика заболеваний животных"
В рамках отдельного мероприятия "Лечение, профилактика и диагностика заболеваний животных" будет осуществляться:
реализация ежегодных областных планов диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории Кировской области;
обновление и увеличение материально-технической базы - оснащение лабораторным оборудованием и транспортом подведомственных учреждений ветеринарии Кировской области;
повышение квалификации специалистов государственной ветеринарной службы.
3.2. Отдельное мероприятие "Осуществление государственного ветеринарного надзора (контроля)"
В рамках отдельного мероприятия "Осуществление государственного ветеринарного надзора (контроля)" будет осуществляться:
выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
надзор за проведением организациями, индивидуальными предпринимателями организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил;
применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Кроме того, в рамках отдельного мероприятия "Осуществление государственного ветеринарного надзора (контроля)" будет осуществляться финансирование выполнения государственных функций управлением ветеринарии Кировской области.
3.3. Отдельное мероприятие "Организация и содержание скотомогильников"
В рамках отдельного мероприятия "Организация и содержание скотомогильников" будет осуществляться:
государственная регистрация права собственности на земельные участки, занятые скотомогильниками;
обустройство и содержание скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Отдельное мероприятие "Организация и содержание скотомогильников" реализуется согласно постановлению Правительства Кировской области от 13.11.2007 N 113/458 "Об устройстве, санитарном состоянии и оборудовании скотомогильников (биотермических ям) на территории Кировской области" и Закону Кировской области от 03.11.2011 N 79-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области по защите населения от болезней, общих для человека и животных". В соответствии с методикой расчета субвенций, утвержденной вышеуказанным законом, финансирование данного мероприятия осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета на выполнение отдельных государственных полномочий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и содержания в соответствии с требованиями действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации скотомогильников (биотермических ям) на территории муниципальных районов и городских округов".
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Государственной программы
Реализация настоящей Государственной программы предполагает разработку и утверждение комплекса мер правового регулирования.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в приложении N 2.
Разработка и утверждение нормативных правовых актов Кировской области будет осуществлена в случае возникновения на территории области очагов особо опасных заболеваний животных и птицы, а также в случае внесения изменений и (или) принятия нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях, затрагивающих сферу реализации Государственной программы".
Постановлением Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/272 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение Государственной программы
Общий объем финансирования Государственной программы на период реализации составляет 2672910,56 тыс. рублей за счет средств областного бюджета:
Реализация запланированных мероприятий Государственной программы потребует финансирования из средств областного бюджета.
Реализация подпрограммы "Предупреждение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территорию Кировской области на 2013 - 2016 годы" осуществляется за счет различных источников финансирования, которые обоснованы в разделе 6 настоящей Государственной программы.
Реализация Государственной программы будет осуществляться по следующим направлениям:
по капитальным вложениям:
в 2013 году - 32421,4 тыс. рублей,
в 2014 году - 12406,7 тыс. рублей,
в 2015 году - 12091,3 тыс. рублей,
в 2016 году - 12091,3 тыс. рублей;
в 2017 году - 10091,3 тыс. рублей,
в 2018 году - 10091,3 тыс. рублей,
в 2019 году - 10091,3 тыс. рублей,
в 2020 году - 10091,3 тыс. рублей;
по прочим расходам
в 2013 году - 291741,7 тыс. рублей,
в 2014 году - 271411,6 тыс. рублей,
в 2015 году - 305526,3 тыс. рублей,
в 2016 году - 306503,1 тыс. рублей,
в 2017 году - 323795,63 тыс. рублей,
в 2018 году - 339488,32 тыс. рублей,
в 2019 году - 354869,82 тыс. рублей,
в 2020 году -370198,19 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение организации и содержания органами местного самоуправления скотомогильников осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для финансового обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий области по защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и содержания в соответствии с требованиями действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации скотомогильников (биотермических ям) на территории муниципальных районов и городских округов Кировской области. Объем субвенций, предоставляемых из областного бюджета, рассчитывается в соответствии с Методикой расчета субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для финансового обеспечения осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельных государственных полномочий области по защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части организации и содержания в соответствии с требованиями действующего ветеринарного законодательства Российской Федерации скотомогильников (биотермических ям) на территории муниципальных районов и городских округов, утвержденной Законом Кировской области от 03.11.2011 N 79-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями Кировской области по защите населения от болезней, общих для человека и животных".
Расходы на реализацию Государственной программы и прогнозная оценка ресурсного обеспечения реализации Государственной программы представлены в приложениях N 3 и N 4.
6. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками
Мероприятия Государственной программы направлены на обеспечение ветеринарного благополучия территории Кировской области, повышение производительности сельскохозяйственных животноводческих предприятий, обеспечение выпуска полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства.
Однако, несмотря на то, что ветеринарная служба Кировской области обеспечивает на протяжении последних 20 лет благополучие территории Кировской области по карантинным и особо опасным заболеваниям, в том числе общим для человека и животных, в связи с осложнением и напряженностью эпизоотической ситуации в сопредельных субъектах Российской Федерации (республиках Татарстан, Марий Эл, Удмуртской Республике, Нижегородской области и др.) имеется риск возникновения различных инфекционных заболеваний, особенно в условиях распространения африканской чумы свиней на территории Российской Федерации.
Кроме того, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы на территорию области ввозятся из-за пределов Российской Федерации сельскохозяйственные животные (крупный рогатый скот, свиньи), птица, инкубационное яйцо, в связи с чем имеется риск возникновения заболеваний, ранее не регистрировавшихся на территории Российской Федерации.
Специалисты управления ветеринарии Кировской области и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области осуществляют контроль за транспортировкой поднадзорных грузов (животных, продукции животноводства, кормов и кормовых добавок). Для эффективного исполнения надзорных функций было организовано регулярное дежурство специалистов в области ветеринарии на шести постах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Кировской области (далее - ГИБДД). На сегодняшний день функционируют только два стационарных поста - при въезде в город Киров и в городе Советске. Ликвидация постов ГИБДД увеличивает риск ввоза поднадзорных грузов без сопроводительных документов и заноса инфекционных, в том числе особо опасных, заболеваний на территорию Кировской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Государственные инспекторы не имеют доступа на предприятия и в организации, занимающиеся выращиванием животных, переработкой, производством, хранением и реализацией продукции животноводства и кормов, кроме как в рамках проверок, чем могут воспользоваться недобросовестные товаропроизводители. В результате возникает риск возникновения заболеваний у животных и выпуска продукции, не соответствующей ветеринарно-санитарным требованиям.
Утилизация биологических отходов в биотермических ямах несет в себе риск накопления и концентрации возбудителей инфекционных, в том числе особо опасных, заболеваний, что может привести к возникновению вспышек заболеваний и их распространению вплоть до эпизоотии. Установка инсинераторов позволит снизить риск возникновения и распространения особо опасных заболеваний животных и человека в процессе утилизации биологических отходов, сократит вероятность возникновения заболеваний при повреждениях либо разрушении скотомогильников в результате воздействий природного и техногенного характера.
7. Методика оценки эффективности реализации Государственной программы
См. текст раздела 7
Постановлением Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/272 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к Государственной программе
Сведения
о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы
26 июля, 2 октября 2013 г., 23 апреля 2014 г.
N п/п |
Наименование государственной программы, подпрограммы, областной целевой программы, ведомственной целевой программы, отдельного мероприятия, наименование показателей |
Единица измерения |
Значение показателя эффективности |
|||||||||
2011 год (базовый) |
2012 год (оценка) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
1 |
Государственная программа Кировской области "Предупреждение возникновения, распространения и ликвидация заразных и незаразных заболеваний животных и птицы, в том числе общих для человека и животных" на 2013 - 2020 годы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Заболеваемость особо опасными инфекционными болезнями сельскохозяйственных животных |
единиц |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2 |
Сохранность поголовья продуктивных животных и птицы |
% |
97,9 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
1.3 |
Количество приобретённого транспорта, лабораторного и лечебного оборудования |
единиц |
15 |
23 |
24 |
11 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
1.4 |
Количество лечебных, профилактических и диагностических мероприятий |
тыс. единиц |
- |
- |
6150 |
6150 |
6150 |
6150 |
6150 |
6150 |
6150 |
6150 |
1.5 |
Выполнение ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства Российской Федерации |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.6 |
Количество обустроенных скотомогильников |
единиц |
- |
18 |
33 |
38 |
58 |
78 |
98 |
118 |
138 |
158 |
1.7 |
Доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг в электронной форме |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
2 |
Подпрограмма "Предупреждение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территорию Кировской области на 2013 - 2016 годы" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
Количество проведенных лабораторных мониторинговых исследований на АЧС проб биологического и патологического материала от домашних свиней |
единиц |
2000 |
2000 |
2000 |
2400 |
3000 |
3000 |
- |
- |
- |
- |
2.2 |
Количество проведенных лабораторных мониторинговых исследований на АЧС проб биологического и патологического материала от диких кабанов |
единиц
|
500
|
500
|
936
|
912
|
888
|
864
|
- |
- |
- |
- |
2.3 |
Количество ветеринарных специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам организации диагностики и профилактики АЧС |
человек |
0 |
0 |
11 |
11 |
11 |
11 |
- |
- |
- |
- |
2.4 |
Количество сформированных мобильных совмещенных с сотрудниками Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области ветеринарных постов с возможностями ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств и временной передержки поднадзорных государственной ветеринарной службе грузов |
единиц |
0 |
0 |
3 |
3 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
3 |
Отдельное мероприятие "Лечение, профилактика и диагностика заболеваний животных" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Заболеваемость особо опасными инфекционными болезнями сельскохозяйственных животных |
единиц |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.2 |
Сохранность поголовья продуктивных животных и птицы |
% |
97,9 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
98 |
3.3 |
Количество приобретённого транспорта, лабораторного и лечебного оборудования |
единиц |
15 |
23 |
24 |
11 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
3.4 |
Количество лечебных, профилактических и диагностических мероприятий |
тыс. единиц |
- |
- |
6150 |
6150 |
6150 |
6150 |
6150 |
6150 |
6150 |
6150 |
4 |
Отдельное мероприятие "Осуществление государственного ветеринарного надзора (контроля)" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований ветеринарного законодательства Российской Федерации |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
5 |
Отдельное мероприятие "Организация и содержание скотомогильников" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество обустроенных скотомогильников |
единиц |
- |
18 |
33 |
38 |
58 |
78 |
98 |
118 |
138 |
158 |
Постановлением Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/272 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
Сведения
об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы
2 октября 2013 г., 23 апреля 2014 г.
N п/п |
Вид правового акта (в разрезе подпрограмм, отдельных мероприятий) |
Основные положения правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия нормативного акта |
|
Указ Губернатора Кировской области |
правовой акт устанавливает ограничительные мероприятия (карантин) по возникшему заразному (инфекционному, паразитарному) заболеванию на территории Кировской области и утверждает план мероприятий по ликвидации возникшего заболевания |
управление ветеринарии Кировской области |
при возникновении особо опасного заболевания животных и птицы |
Постановлением Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/272 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 3
к Государственной программе
Расходы на реализацию Государственной программы за счёт средств областного бюджета
21 мая. 26 июля, 2 октября, 30 декабря 2013 г., 23 апреля 2014 г.
N п/п |
Статус |
Наименование Государственной программы, отдельного мероприятия |
Главный распорядитель бюджетных средств |
Расходы (тыс. рублей) |
||||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
итого |
||||
1 |
Государственная программа |
"Предупреждение возникновения, распространения и ликвидация заразных и незаразных заболеваний животных и птицы, в том числе общих для человека и животных" |
всего |
324163,10 |
283818,30 |
317617,60 |
318594,40 |
333886,93 |
349579,62 |
364961,12 |
380289,49 |
2672910,56 |
управление ветеринарии Кировской области |
324163,10 |
283818,30 |
317617,60 |
318594,40 |
333886,93 |
349579,62 |
364961,12 |
380289,49 |
2672910,56 |
|||
1.1 |
Отдельное мероприятие |
"Лечение, профилактика и диагностика заболеваний животных" |
управление ветеринарии Кировской области |
291051,90 |
254253,00 |
276719,00 |
277690,80 |
291019,96 |
304697,90 |
318104,60 |
331465,00 |
2345002,16 |
1.2 |
Отдельное мероприятие |
"Осуществление государственного ветеринарного над-зора (контроля)" |
управление ветеринарии Кировской области |
24918,2 |
27585,30 |
30927,60 |
30927,60 |
32412,12 |
33935,49 |
35428,66 |
36916,66 |
253051,64 |
1.3 |
Отдельное мероприятие |
"Организация и содержание скотомогильников" |
управление ветеринарии Кировской области |
8193,00 |
1980,00 |
9971,00 |
9976,00 |
10454,85 |
10946,23 |
11427,86 |
11907,83 |
74856,77 |
2 |
"Предупреждение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территорию Кировской области на 2013 - 2016 годы" |
управление ветеринарии Кировской области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Постановлением Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/272 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 4
к Государственной программе
Прогнозная (справочная) оценка
ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счёт всех источников финансирования
21 мая, 26 июля, 2 октября, 30 декабря 2013 г., 23 апреля 2014 г.
N п/п |
Статус |
Наименование Государственной программы, подпрограммы, отдельного мероприятия |
Источники финансирования |
Расходы (тыс. рублей) |
||||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
итого |
||||
1 |
Государственная программа |
"Предупреждение возникновения, распространения и ликвидация заразных и незаразных заболеваний животных и птицы, в том числе общих для человека и животных" |
всего |
324163,10 |
283818,30 |
317617,60 |
318594,40 |
333886,93 |
349579,62 |
364961,12 |
380289,49 |
2672910,56 |
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
областной бюджет |
324163,10 |
283818,30 |
317617,60 |
318594,40 |
333886,93 |
349579,62 |
364961,12 |
380289,49 |
2672910,56 |
|||
1.1 |
Отдельное мероприятие |
"Лечение, профилактика и диагностика заболеваний животных |
всего |
291051,90 |
254253,00 |
276719,00 |
277690,80 |
291019,96 |
304697,90 |
318104,60 |
331465,00 |
2345002,16 |
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
областной бюджет |
291051,90 |
254253,00 |
276719,00 |
277690,80 |
291019,96 |
304697,90 |
318104,60 |
331465,00 |
2345002,16 |
|||
1.2 |
Отдельное мероприятие |
"Осуществление государственного ветеринарного над-зора (контроля)" |
всего |
24918,2 |
27585,30 |
30927,60 |
30927,60 |
32412,12 |
33935,49 |
35428,66 |
36916,66 |
253051,64 |
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
областной бюджет |
24918,2 |
27585,30 |
30927,60 |
30927,60 |
32412,12 |
33935,49 |
35428,66 |
36916,66 |
253051,64 |
|||
1.3 |
Отдельное мероприятие |
"Организация и содержание скотомогильников" |
всего |
8193,00 |
1980,00 |
9971,00 |
9976,00 |
10454,85 |
10946,23 |
11427,86 |
11907,83 |
74856,77 |
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
областной бюджет |
8193,00 |
1980,00 |
9971,00 |
9976,00 |
10454,85 |
10946,23 |
11427,86 |
11907,83 |
74856,77 |
|||
2 |
"Предупреждение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территорию Кировской области на 2013 - 2016 годы" |
всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
областной бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
2.1 |
Отдельное мероприятие |
"Материально-техническое обеспечение мероприятий по предупреждению заноса и распространения АЧС" |
всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
областной бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
2.2 |
Отдельное мероприятие |
"Организационные и биотехнические мероприятия" |
всего |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|||
областной бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Подпрограмма
"Предупреждение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территорию Кировской области на 2013 - 2016 годы"
2 октября, 30 декабря 2013 г., 23 апреля 2014 г.
Постановлением Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/272 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
"Предупреждение заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территорию Кировской области на 2013 - 2016 годы"
(далее - Подпрограмма)
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере, и прогноз ее развития
Африканская чума свиней (далее - АЧС) - контагиозная вирусная болезнь домашних и диких свиней, которая может протекать остро, подостро, реже хронически и характеризуется высокой летальностью, близкой к 100%. Другие виды животных и человек АЧС не болеют. Вирус АЧС устойчив во внешней среде и в продукции животного происхождения. Средства специфической профилактики и лечения АЧС не разработаны.
В Российской Федерации определяющими факторами передачи АЧС являются:
перемещение инфицированных АЧС домашних свиней и мясопродуктов (в первую очередь сырого мяса, ветчин, сала) и шкур;
контаминированные вирусом АЧС продукты свиноводства в форме пищевых отходов, транспортные средства, персонал и т.д.;
орально-фекальный механизм передачи при свободновыгульном содержании;
врачебные манипуляции;
трупы павших от АЧС животных (кабанов, домашних свиней);
больные АЧС живые дикие кабаны.
С 2007 года по 01 апреля 2012 года в Международное эпизоотическое бюро (далее - МЭБ) сообщено о 244 очагах АЧС на территории 26 субъектов Российской Федерации. По сведениям, представленным Государственной ветеринарной службой Российской Федерации в МЭБ, в 2008 году зарегистрировано 45 новых очагов АЧС (37 - среди домашних свиней, 8 - среди диких кабанов), в 2009 году - 54 (35 - среди домашних свиней, 19 - среди диких кабанов), в 2010 году - 77 (58 - среди домашних свиней, 19 - среди диких кабанов), в 2011 году - 55 (41 - среди домашних свиней, 14 - среди диких кабанов), на 01 апреля 2012 года - 12 (9 - среди домашних свиней, 3 - среди диких кабанов). Выносных случаев за четыре года - 27: 2008 год - Оренбургская область (1); 2009 год - Ленинградская область (1); 2010 год - Ленинградская область (1), 2011 год - Архангельская область (2), Ленинградская область (1), Мурманская область (1), Нижегородская область (2), Тверская область (10), Курская область (2), Саратовская область (2), Воронежская область (1), Оренбургская область (1), 2012 год - Республика Карелия (1), Тверская область (1).
Сложившаяся в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах (далее - ЮФО, СКФО) эндемическая ситуация уже оказывает прямое и косвенное влияние на развитие свиноводства. В 2011 году в ЮФО, СКФО, а также Приволжском и Уральском федеральных округах зафиксировано снижение свинопоголовья в общей сложности на 0,4 млн. голов. По оценкам российских специалистов, общий ущерб от АЧС для экономики страны в 2010 году составил около 2271 млн. рублей.
С учетом складывающейся ситуации Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации считает высоковероятным вынос инфекции в виде отдельных очагов в любой из субъектов Российской Федерации, в первую очередь Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов. При этом прямые потери по свинопоголовью могут составить до 200 000 голов (примерно 560 - 700 млн. рублей), а на мероприятия по ликвидации вспышек - до 380 млн. рублей. Непрямые потери (бюджеты всех уровней плюс потери бизнес-сообщества) могут составить до 6,7 млрд. рублей, включая потери от ограничений торговли и перевозок продукции свиноводства, другой продукции животноводства и продукции растениеводства.
Выделяют ряд факторов, способствующих распространению АЧС в Российской Федерации:
несвоевременное принятие мер по проведению противоэпизоотических мероприятий в неблагополучных пунктах и угрожаемых зонах. Из-за неправильной постановки диагноза, несвоевременной отправки проб на анализ и неграмотного управления на ликвидацию некоторых вспышек АЧС уходит до 2,5 месяца;
неопределенность в отношении выплаты компенсаций за изъятых и убитых свиней приводит к попыткам сбыть свинопоголовье и мясопродукты из очагов инфекции нелегально через перекупщиков;
либеральные меры ответственности за нарушение ветеринарного законодательства, правил торговли, низкие покупательная способность и правосознание населения способствуют сохранению практики купли-продажи неклейменого мяса, использованию необработанных пищевых отходов в рационе свиней;
отсутствие единого органа управления лесными ресурсами, недостаточная координация действий при решении вопросов и выработке единого мнения по предупреждению и ликвидации АЧС на территории Российской Федерации между службами в сфере использования и охраны природных ресурсов со службами в сфере ветеринарии и учеными;
высокая доля вспышек АЧС, возникающих в учреждениях, подведомственных силовым структурам, а также в результате скармливания владельцами личных подсобных хозяйств пищевых отходов, полученных из учреждений, подведомственных силовым структурам.
Несмотря на благополучие области по АЧС, существуют предпосылки, способствующие сохранению высокой вероятности заноса и распространения АЧС на территории Кировской области:
область расположена на северо-востоке европейской части России, входит в состав Приволжского федерального округа и граничит с девятью регионами Российской Федерации. На востоке - с Пермским краем и Республикой Удмуртия, на севере - с Республикой Коми и Архангельской областью, на западе - с Вологодской, Костромской, Нижегородской областями, на юге - с республиками Марий Эл и Татарстан. Ранее, в 2011 году, в Архангельской и Нижегородской областях были зарегистрированы вспышки заболевания АЧС;
уровень мониторинга АЧС среди 200 тыс. домашних свиней и 8 тыс. диких кабанов из-за дефицита подготовленных специалистов и материальных ресурсов является недостаточным;
сеть автомобильных трасс связывает область с семью из девяти сопредельных областных центров: Костромой, Казанью, Йошкар-Олой, Пермью, Ижевском, Сыктывкаром, Нижним Новгородом, кроме того, транзитные железнодорожные магистрали связывают центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком и север с южными регионами страны;
отсутствуют мобильные совмещенные с сотрудниками Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области ветеринарные посты для обеспечения полноценного контроля ввозимых и транзитных грузов;
отсутствуют современные технологии учета поголовья домашних свиней;
сохраняются предпосылки для роста численности популяции диких кабанов;
отсутствуют сведения по направлениям длительных перемещений и миграций дикого кабана;
на территории Кировской области имеются хозяйства, занимающиеся разведением и содержанием свиней, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, которые неподконтрольны и неподотчетны Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации.
Возникновение АЧС может нанести области значительные экономические и социальные потери, оказать негативное влияние на развитие агропромышленного комплекса области. Для АЧС характерной чертой является то обстоятельство, что в случае появления в хозяйстве хотя бы одного заболевшего животного все хозяйство считается неблагополучным и все свинопоголовье подлежит убою бескровным способом с последующим сжиганием или захоронением в земляной траншее. Это показывает несоизмеримость затрат на проведение мероприятий по предупреждению заноса и распространения АЧС в сравнении с затратами на ликвидацию эпизоотического очага.
В подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции" федеральной государственной программы среди основных выделены мероприятия по улучшению и стабилизации эпизоотической ситуации на территории Российской Федерации по АЧС. Это подчеркивает важность данной проблемы. При условии долевого финансирования за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять субсидирование части затрат субъектов Российской Федерации на создание системы перевозок особо опасного биологического материала на исследования в ветеринарные лабораторные учреждения, снижение численности диких кабанов, оснащение государственных ветеринарных учреждений разработанными в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ специальными техническими средствами для диагностики и ликвидации АЧС.
С учетом вышесказанного и сложившейся к 2012 году в Российской Федерации неблагоприятной по АЧС эпизоотической ситуации меры, предусмотренные Комплексным планом мероприятий по предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Кировской области, утвержденным распоряжением Правительства Кировской области от 13.05.2008 N 187 "Об утверждении Комплексного плана мероприятий по предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Кировской области", требуют материально-технического наполнения
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, описание ожидаемых конечных результатов реализации Подпрограммы, сроков и этапов реализации Подпрограммы
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере ветеринарии
В федеральной государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее - федеральная государственная программа) основной целью определено обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. В числе приоритетов первого уровня в сфере производства скотоводство выделено как системообразующая подотрасль.
Приоритетным направлением развития агропромышленного комплекса области является решение задач по наращиванию численности поголовья животных, повышению их продуктивности, увеличению объемов производства молока, мяса и другой продукции.
Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 N 142/319 "О Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 N 33/432), также предполагает создание и развитие крупных агропромышленных холдингов, включающих производство сельскохозяйственной продукции и ее переработку в высококачественные продовольственные товары, формирование и продвижение региональных продовольственных брендов, дальнейшее развитие племенного хозяйства в животноводстве, продвижение продукции на российском рынке.
2.2. Цель Подпрограммы
Целью Подпрограммы является обеспечение эпизоотического благополучия по АЧС на территории Кировской области. Эпизоотическое благополучие территории - важнейший фактор, определяющий социально-экономическую ситуацию в области, перспективы ее развития, повышение рентабельности, устойчивое развитие отрасли животноводства и перерабатывающих отраслей, здоровье населения, эпидемическое благополучие, продовольственную и экологическую безопасность.
Постановлением Правительства Кировской области от 30 декабря 2013 г. N 242/959 в подраздел 2.3 раздела 2 настоящей Подпрограммы внесены изменения
2.3. Задачи Подпрограммы
В соответствии с поставленной целью должны быть решены следующие задачи:
оснащение государственных ветеринарных лабораторий области оборудованием и диагностическими наборами для мониторинговых исследований на заболевание АЧС;
повышение квалификации ветеринарных специалистов по вопросам организации диагностики и профилактики заболевания АЧС;
формирование мобильных совмещенных с сотрудниками Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области ветеринарных постов с возможностями ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств и временной передержки поднадзорных государственной ветеринарной службе грузов;
укомплектование и поддержание в полной готовности областного противоэпизоотического отряда;
создание системы идентификации и электронного учета численности поголовья домашних свиней на территории области;
изучение возможных путей миграции и мониторинга группировок дикого кабана на территории области;
осуществление мероприятий по снижению миграционной активности и численности диких кабанов;
повышение информированности специалистов свиноводческих хозяйств, населения области об эпизоотической ситуации и мерах по предупреждению заноса и распространения вируса АЧС.
Постановлением Правительства Кировской области от 30 декабря 2013 г. N 242/959 в подраздел 2.4 раздела 2 настоящей Подпрограммы внесены изменения
2.4. Целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы
Целевые показатели эффективности реализации Подпрограммы, отражающие степень достижения цели Подпрограммы по средствам выполнения поставленных задач, представлены в приложении N 1 к Государственной программе.
Ожидаемый результат реализации задач выражается в достижении определенных значений целевых показателей эффективности реализации Подпрограммы. Целевыми показателями эффективности реализации Подпрограммы являются:
количество проведенных лабораторных мониторинговых исследований на АЧС проб биологического и патологического материала от домашних свиней;
количество проведенных лабораторных мониторинговых исследований на АЧС проб биологического и патологического материала от диких кабанов;
количество ветеринарных специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам организации диагностики и профилактики АЧС;
количество сформированных мобильных совмещенных с сотрудниками Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области ветеринарных постов с возможностями ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств и временной передержки поднадзорных государственной ветеринарной службе грузов;
Источником получения информации о показателях эффективности реализации Подпрограммы является ведомственная отчетность.
Целевой показатель "Количество ветеринарных специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам организации диагностики и профилактики АЧС" определяется как общая сумма количества ветеринарных специалистов, прошедших соответствующие курсы повышения квалификации, за календарный год
2.5. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы
По итогам реализации Подпрограммы будут достигнуты следующие значения:
увеличение количества проведенных лабораторных мониторинговых исследований на АЧС проб биологического и патологического материала от домашних свиней с 2000 в 2013 году до 3000 в 2016 году;
увеличение количества проведенных лабораторных мониторинговых исследований на АЧС проб биологического и патологического материала от диких кабанов с 500 в 2013 году до 864 в 2016 году;
увеличение количества ветеринарных специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам организации диагностики и профилактики АЧС, на 11 человек ежегодно в период с 2013 по 2016 годы;
увеличение количества сформированных мобильных совмещенных с сотрудниками Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области ветеринарных постов с возможностями ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств и временной передержки поднадзорных государственной ветеринарной службе грузов на 6 единиц в 2014 году.
Основным ожидаемым результатом реализации Подпрограммы в качественном выражении должно стать:
недопущение возникновения очагов и распространения АЧС на территории Кировской области.
2.6. Сроки реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы рассчитана на четыре года: с 2013 по 2016 год включительно. Этапы реализации Подпрограммы не выделяются.
Постановлением Правительства Кировской области от 30 декабря 2013 г. N 242/959 в раздел 3 настоящей Подпрограммы внесены изменения
3. Обобщенная характеристика мероприятий Подпрограммы
Для достижения заявленных целей и решения поставленных задач в рамках настоящей Подпрограммы предусмотрена реализация двух отдельных мероприятий:
"Материально-техническое обеспечение мероприятий по предупреждению заноса и распространения АЧС";
"Организационные и биотехнические мероприятия".
Мероприятия Подпрограммы в совокупности представляют собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих задач, обеспечивающих благополучие Кировской области по АЧС.
Отдельное мероприятие "Материально-техническое обеспечение мероприятий по предупреждению заноса и распространения АЧС" направлено на:
оснащение государственных ветеринарных лабораторий области оборудованием для доставки и хранения патологических материалов, проведения исследований, укомплектование спецодеждой, расходными материалами, диагностическими наборами для иммуноферментного анализа и полимеразной цепной реакции в режиме реального времени;
формирование мобильных совмещенных с сотрудниками Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области ветеринарных постов с возможностями проведения досмотра, ветеринарно-санитарной обработки транспортных средств, временной передержки поднадзорных государственной ветеринарной службе грузов;
укомплектование областного противоэпизоотического отряда специальными автомобилями, техникой, специальными средствами;
обеспечение учета численности поголовья домашних свиней на основе поголовного биркования домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности и работы электронной картографической системы.
Отдельное мероприятие "Организационные и биотехнические мероприятия" предусматривает:
направление ветеринарных специалистов (лабораторных сотрудников, ветеринарных врачей-эпизоотологов) на курсы повышения квалификации;
изучение возможных путей миграции и мониторинга группировок дикого кабана на территории области;
создание охотничьей инфраструктуры - биотехнических комплексов для подкормки и наблюдения за поголовьем и клиническим состоянием диких кабанов на территории общедоступных охотничьих угодий, на территории трех государственных природных заказников регионального значения, направленных на снижение миграционной активности диких кабанов.
повышение информированности специалистов свиноводческих хозяйств, населения области об эпизоотической ситуации и мерах по предупреждению заноса и распространения АЧС.
4. Основные меры правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин). Карантин вводится по факту выявления заболевания Указом Губернатора Кировской области (при возникновении особо опасных заболеваний), заболевание АЧС входит в список особо опасных заболеваний.
Управлением ветеринарии Кировской области разработаны проекты нормативных правовых документов на случай возникновение АЧС на территории Кировской области: проект указа Губернатора Кировской области о введении карантина с планом мероприятий, проекты распоряжений Правительства Кировской области о проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства, о выплате компенсаций.
Также в ходе реализации Подпрограммы управлением охраны и использования животного мира Кировской области будут приняты меры правового регулирования, направленные на ограничение численности диких кабанов, согласно приложению N 2 к Государственной программы.
Постановлением Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/272 раздел 5 настоящей Подпрограммы изложен в новой редакции
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Реализация Подпрограммы предусматривается в рамках отдельных мероприятий: "Материально-техническое обеспечение мероприятий по предупреждению заноса и распространения АЧС" и "Организационные и биотехнические мероприятия" путем оснащения государственных ветеринарных лабораторий области диагностическими наборами для мониторинговых исследований на заболевание АЧС в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
6. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками
К рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся:
биологические риски, обусловленные возможностью снижения патогенности циркулирующего в Российской Федерации вируса АЧС, что затруднит своевременное обнаружение инфицированных животных и повысит вероятность распространения болезни на территории страны;
ресурсные риски, обусловленные снижением возможностей финансирования Подпрограммы из бюджетных и внебюджетных источников в результате развития международного экономического кризиса;
законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы из-за сложной системы утверждения нормативных правовых документов и внесения изменений в них;
правовые и организационные риски, обусловленные отсутствием широких полномочий у Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, отсутствием обязательного, чрезвычайного статуса решений специальных комиссий по борьбе с АЧС, недостаточным уровнем кооперации владельцев, ветеринарных служб и администраций территорий, несоответствием экономическим реалиям инструкции по борьбе с заболеванием и его профилактике, непониманием опасности АЧС хозяйствующими субъектами и населением, сокрытием под действием администраций хозяйств ранних фактов заболевания и падежа животных, отсутствием единой политики в отношении дикой фауны;
внешние риски, обусловленные биологическими диверсиями или террористическими атаками.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кировской области от 28 декабря 2012 г. N 189/831 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Предупреждение возникновения, распространения и ликвидация заразных и незаразных заболеваний животных и птицы, в том числе общих для человека и животных" на 2013 - 2021 годы"
Текст постановления опубликован на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru 30 декабря 2012 г., в газете "Кировская правда" от 15 января 2013 г. N 2
Постановлением Правительства Кировской области от 16 декабря 2019 г. N 641-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кировской области от 17 декабря 2019 г. N 675-п
Изменения вступают в силу с 19 декабря 2019 г.
Постановление Правительства Кировской области от 29 ноября 2019 г. N 613-п
Изменения вступают в силу с 12 декабря 2019 г.
Постановление Правительства Кировской области от 25 июля 2019 г. N 384-п
Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.
Постановление Правительства Кировской области от 6 февраля 2019 г. N 53-п
Изменения вступают в силу с 19 февраля 2019 г.
Постановление Правительства Кировской области от 19 декабря 2018 г. N 585-п
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Постановление Правительства Кировской области от 8 августа 2018 г. N 391-п
Изменения вступают в силу с 20 августа 2018 г.
Постановление Правительства Кировской области от 21 мая 2018 г. N 234-п
Изменения вступают в силу с 3 июня 2018 г.
Постановление Правительства Кировской области от 28 марта 2018 г. N 139-п
Изменения вступают в силу с 10 апреля 2018 г.
Постановление Правительства Кировской области от 19 декабря 2017 г. N 126-п
Изменения вступают в силу с 23 декабря 2017 г.
Постановление Правительства Кировской области от 8 августа 2017 г. N 404-п
Постановление Правительства Кировской области от 8 февраля 2017 г. N 44/71
Постановление Правительства Кировской области от 11 октября 2016 г. N 19/113
Постановление Правительства Кировской области от 10 августа 2016 г. N 3/28
Постановление Правительства Кировской области от 19 января 2016 г. N 79/11
Постановление Правительства Кировской области от 8 декабря 2015 г. N 73/791
Постановление Правительства Кировской области от 7 октября 2015 г. N 64/658
Постановление Правительства Кировской области от 21 июля 2015 г. N 49/396
Постановление Правительства Кировской области от 16 января 2015 г. N 21/14
Постановление Правительства Кировской области от 12 декабря 2014 г. N 15/196
Постановление Правительства Кировской области от 23 апреля 2014 г. N 259/272
Постановление Правительства Кировской области от 30 декабря 2013 г. N 242/959
Постановление Правительства Кировской области от 2 октября 2013 г. N 229/630
Постановление Правительства Кировской области от 26 июля 2013 г. N 219/449
Постановление Правительства Кировской области от 21 мая 2013 г. N 209/283