Постановление Главы Администрации Пензенской области
от 7 мая 1996 г. N 337
"Об утверждении программы по защите прав потребителей на территории области на период 1996-1998 годы"
Постановлением Губернатора Пензенской области от 10 октября 2000 г. N 311 настоящее постановление признано утратившим силу
См. также постановление Правительства Пензенской области от 17 мая 1999 г. N 84-пП "Об утверждении Программы по защите прав потребителей на территории Пензенской области на период 1999-2000 годы"
Внесено: Кнапом И.В. - начальником отдела торговли и сферы услуг.
В целях повышения эффективности работы органов местного самоуправления, контрольных и правоохранительных органов, инспекций, общественных организаций потребителей постановляю:
1. Утвердить Программу по защите прав потребителей на территории Пензенской области на период 1996-1998 гг. (прилагается).
2. Рекомендовать главам горрайадминистраций разработать с учетом требований областной Программы районные (городские) программы по защите прав потребителей на 1996-1998 гг.
3. Финансовому управлению (Гришкин Н.А.), начиная с 1997 г., предусматривать в областном бюджете отдельной строкой средства для финансирования мероприятий Программы в пределах сумм штрафов, поступающих в бюджет за нарушения законодательства о защите прав потребителей.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на территориальное управление по антимонопольной политике (Авдеев А.И.).
Глава Администрации |
А.Ф.Ковлягин |
Утверждена
ПостановлениемГлавы Администрации
Пензенской области
от 7 мая 1996 г. N 337
См. также постановление Правительства Пензенской области от 17 мая 1999 г. N 84-пП "Об утверждении Программы по защите прав потребителей на территории Пензенской области на период 1999-2000 годы"
Программа по защите прав потребителей
на территории Пензенской области на период 1996-1998 гг.
Практическая реализация Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" показала его действенность в части формирования государственной потребительской политики, обеспечения прав и законных интересов потребителей и координации деятельности органов исполнительной власти, органов по защите прав потребителей при местных администрациях, общественных потребительских организаций.
На территории области государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляет Пензенское территориальное антимонопольное управление.
Для координации действий государственных органов и в соответствии с решением коллегии Администрации Пензенской области N 4 от 17.03.94 г. территориальное антимонопольное управление, Центр стандартизации и метрологии, областной Центр госсанэпиднадзора, Комитет по управлению госимуществом, областное Управление внутренних дел, областное Управление госторгинспекции, областной Комитет по охране природы, Пензенская таможня заключили Соглашение о совместных действиях по обеспечению государственной и общественной защиты прав потребителей при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. Проводится эффективная практическая работа по защите прав потребителей, пресечению и предупреждению нарушений законных прав и интересов потребителей, что способствует упорядочению и активизации совместной деятельности упомянутых структур. С оценкой эффективности принимаемых на территории области мер по защите прав потребителей, выработкой предложений и рекомендаций по координации работы органов государственного контроля, разработкой предложений и проектов нормативных документов для реализации государственной политики, защиты прав и законных интересов потребителей, развития рынка потребительских товаров и услуг в Пензенской области выступает Межведомственный совет по делам потребителей, созданный по предложению Пензенского территориального антимонопольного управления. В 1995 году работа по защите прав потребителей осуществлялась в соответствии с областной программой, утвержденной на Межведомственном совете по делам потребителей.
В соответствии с программой было подготовлено и принято 14 нормативных документов, связанных с исполнением законодательства о защите прав потребителей. Подготовлен доклад "Защита прав потребителей на территории Пензенской области в 1995 г." и направлен в ГКАП РФ для государственного доклада Правительству РФ.
Совместными усилиями контрольных органов области по защите прав потребителей было проведено около 5000 проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению ими законодательства о защите прав потребителей.
За нарушения в упомянутом законодательстве наложены штрафы на хозяйствующие субъекты на сумму 665 млн. рублей.
Органы по защите прав потребителей районных администраций работают непосредственно по месту жительства потребителей, рассматривают их жалобы, консультируют по законодательству, анализируют договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями. Из 37 местных администраций области в 18 органы по защите прав потребителей работают на постоянной основе. В остальных районах защита прав потребителей возложена по совместительству на экономистов, специалистов по ценообразованию, специалистов по торговле. В течение 1995 года органами по защите прав потребителей и общественными организациями рассмотрено и оказана поддержка в решении около 4000 претензий потребителей, которым возмещен ущерб на сумму свыше 1,5 млрд. рублей (кроме претензий к финансовым услугам и договорным обязательствам на строительство жилья). Проведено 3470 проверок хозяйствующих субъектов с целью выявления нарушений законодательства о защите прав потребителей; наложен административный штраф с перечислением в местный бюджет на сумму 188 млн. рублей.
Однако до сих пор осталась потребность в наведении порядка в части достоверного и полного информирования населения о товарах, работах, услугах, их изготовителях, исполнителях, продавцах, в том числе зарубежных. Потребитель оказался неподготовленным к импортизации товарного предложения. Недостаточная разработанность нормативно-правовой базы защиты прав потребителей, массовое несоблюдение действующего законодательства со стороны изготовителя, исполнителя, продавца товаров (работ, услуг) создают основу для многочисленных нарушений прав потребителей на информацию.
Острыми являются проблемы обеспечения населения услугами, в первую очередь бытовыми. Значительные нарекания населения вызывает деятельность транспорта и связи. Так, социологический опрос населения, проведенный Пензенским союзом потребителей, подтвердил неудовлетворенность граждан качеством услуг транспорта. Отмечен крайне низкий уровень комфортности поездок, техническое состояние автобусов, недостаточная степень информированности потребителей об интервалах движения и изменениях в расписании движения автобусов.
По данным Пензенского областного Комитета государственной статистики, социально-экономическая ситуация в отраслях и секторах экономики области в 1995 г. оставалась в целом сложной. Рост номинальной среднемесячной зарплаты 1995 г. по сравнению с предыдущим годом составил 2,1 раза, индекс потребительских цен 3,0 раза. В 1995 году промышленностью области произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 4691,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 4% меньше, чем в 1994 году. По сравнению с 1991 годом, производство сократилось на 48,4%. 44,6 процента объема произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг приходится на предприятия частной формы собственности, 40,1 процента - на предприятия смешанной формы собственности и 15,2 процента - на предприятия государственной формы собственности. Объем произведенной продукции, выполненных работ (услуг) малыми предприятиями составляет 13,2 процента от общего объема по области.
В январе-декабре 1995 г. реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей с корректировкой на индекс потребительских цен - 298,6 процента) уменьшились по сравнению с 1994 годом на 12,0 процента.
Среднемесячный доход на душу населения в январе 1996 г. составил 396,6 тыс. рублей, величина прожиточного минимума - 285,6 тыс. рублей.
В этих условиях вопросы формирования и эффективной реализации государственной политики защиты прав потребителей становятся еще более актуальными.
Все это диктует необходимость координации деятельности всех государственных, муниципальных служб и организаций, их взаимодействия с общественными организациями на основе среднесрочной программы с ежегодным уточнением плана мероприятий на текущий период.
1. Определение конкретных направлений работы по защите прав потребителей и мер по их реализации
1.1. Формирование структур, обеспечивающих реализацию законодательства о защите прав потребителей
Целью мер данного раздела является обеспечение к 1999 году возможности для жителей области использовать предоставленные законом права на государственную и общественную защиту потребительских прав.
1.2. План перспективных работ в 1996-1998 гг.
- завершение на районном уровне формирования на постоянной основе служб, профессионально ориентированных на решение проблем потребителей на подведомственной территории;
- введение должностей уполномоченных по защите прав потребителей при каждой поселковой, сельской администрациях;
- создание в каждом городе и районе территориальных общественных объединений потребителей;
- создание широкой сети при жилых домах, микрорайонах, трудовых коллективах, общественных и профсоюзных организациях секций и клубов потребителей;
- создание системы обеспечения нормативной документацией и подготовки кадров для упомянутых структур;
- организация консьюмерского движения для координации взаимодействия между потребительскими обществами и привлечения широкого круга общественности к выработке предложений по формированию потребительской политики;
- создание территориального внебюджетного фонда поддержки потребительского движения с целью организации независимой экспертизы, юридической помощи, информационно-издательской и пропагандистской деятельности;
- создание городских и районных фондов защиты прав потребителей с направлением в них средств по взысканным штрафам за нарушение законодательства о защите прав потребителей;
- формирование в областном центре общественных учреждений по направлениям:
- потребительская экспертиза;
- правовая помощь;
- информационно-издательская деятельность;
- потребительское образование и методическая помощь в проведении социологических исследований;
- создание в г.Пензе и других крупных населенных пунктах (гг. Кузнецк, Сердобск, Нижний Ломов, Каменка) специализированных по вопросам защиты прав потребителей юридических консультаций.
1.3. План мероприятий на 1996 год
NN | Мероприятия | Срок | Участники (исполнители) |
Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. |
Организационные мероприятия
Формирование органов по | в тече- |Главы местных|Комитет по коор-
защите прав потребителей |ние года |администраций|динации деятель-
при горрайадминистрациях. | | |ности торговли
| | |и сферы услуг
| | |Администрации
| | |области
Создание межведомственных | -"- | -"- | -"-
комиссий по защите прав | | |
потребителей при главах | | |
горрайадминистраций | | |
Введение должностей упол- | -"- | -"- | -"-
номоченных по защите прав | | |
потребителей при админист-| | |
рациях сел и поселков | | |
Разработка рекомендаций и |II кв. | -"- | -"-
подготовка проекта поста- | | |
новления Главы Администра-| | |
ции области по созданию: | | |
- органов по защите прав | | |
потребителей при горрай- | | |
администрациях; | | |
- межведомственных комис- | | |
сий; | | |
- должностей уполномочен- | | |
ных по защите прав потре- | | |
бителей при главах посел- | | |
ковых и сельских админист-| | |
раций; | | |
- областного и территори- | | |
ального фондов по защите | | |
прав потребителей; | | |
- территориального общест-| | |
венного потребительского | | |
движения. | | |
Разработка примерных по- |II кв. | -"- |ТУ ГКАП
ложений: | | |
- об органе по защите прав| | |
потребителей при горрай- | | |
администрациях; | | |
- об уполномоченном по за-| | |
щите прав потребителей при| | |
местной администрации; | | |
- о межведомственной ко- | | |
миссии по защите прав | | |
потребителей. | | |
Разработка положения об |I кв. |ТУ ГКАП, Фин.|Межведомственный
областном внебюджетном | |управление, |совет по делам
фонде по защите прав по- | |Администрац. |потребителей
требителей (ЗПП) и пример-| |области, Ко- |
ного положения о фондах по| |митет по ко- |
ЗПП местного самоуправле- | |ординации |
ния. | |деятельности |
| |торговли и |
| |сферы услуг |
| |Админ.обл. |
Проработка вопроса об от- |II-III | - |ТУ ГКАП
крытии областного отделе- | кв. | |
ния Национального фонда | | |
защиты прав потребителей. | | |
Подготовка рекомендаций |I-II |АППО | -"-
по организации городского |кв. | |
и районного обществ потре-| | |
бителей. | | |
Разработка примерного Ус- | | |
тава. | | |
Подготовка рекомендаций |I-II кв. |ПСП | -"-
по организации клуба | | |
(секции) потребителей. | | |
Разработка примерного Ус- | | |
тава. | | |
Подготовка и проведение |I кв. |Общественные |АППО
учредительной конференции | |организации |
общественного консьюмер- | |потребителей,|
ского движения. | |областная |
| |Администрация|
| |ТУ ГКАП |
Проработка вопросов созда-|В течение|Общественные |АППО
и организация в г.Пензе | года |организации |
профессиональных служб об-| |потребителей,|
щественных организаций в | |областная |
виде структурных подразде-| |Администрация|
лений, учреждений, пред- | |ТУ ГКАП |
приятий: | | |
- потребительской экспер- | | |
тизы; | | |
- потребительского обуче- | | |
ния и методической помощи;| | |
- правовой защиты; | | |
- информационно-издатель- | | |
ской деятельности; | | |
- содействия "лучшему | | |
бизнесмену"; | | |
- юридической консульта- | | |
ции. | | |
Содействие в предоставле- |В течение| -"- | -"-
нии общественным организа-| года | |
ям и их службам: | | |
- помещения и мебели; | | |
- телефонной связи; | | |
- финансовой помощи; | | |
- льгот по оплате помеще- | | |
ний, коммунальных услуг, | | |
связи, налогов, расходов | | |
при регистрации. | | |
Рассмотрение на коллегиях |1 раз в |Главы адми- |Комитет по коор-
местных администраций ито-| год |нистраций |динации деятель-
гов работы органов по ЗПП | |Руководители |ности торговли
и вопросов развития об- | |ОЗПП и об- |и сферы услуг
щественного движения на | |ществ потре- |Администрации
подведомственных террито- | |бителей |области
ях с целью выработки реко-| | |
мендаций и определения | | |
реальных мер помощи. | | |
Рассмотрение вопросов об- |III кв. |АППО, ПСП, ТУ|Обкомы профсою-
разования секций, клубов | |ГКАП |зов
потребителей при профсоюз-| | |
ных комитетах и выработка | | |
рекомендаций. | | |
Совещание глав администра-|II кв. |ТУ ГКАП, |Комитет по ко-
ций по вопросам ЗПП | |комитет по |ординации дея-
| |координации |тельности тор-
| |деятельности |говли и сферы
| |торговли и |услуг Админист-
| |сферы услуг |рации области
| |адм. обл., |
| |ЦСМС, ГТИ, |
| |АППО |
Проведение заседаний Меж- |1 раз в | - |Председатель МС
ведомственного совета по | год | |
делам потребителей. | | |
Мероприятий по информаци- | | |
онному, методическому | | |
обучению. | | |
Обучение реководителей и |2 раза в |ТУ ГКАП,ЦСМС,|Центр подготовки
специалистов органов ЗПП |год: I, |ГТИ,ГСЭН,РТИ,|кадров обл.
городских и районных об- |III кв. |АППО, Комитет|Администрации
ществ на курсах областной | |по координа- |
Администрации. | |ции деятель- |
| |ности торгов-|
| |ли и сферы |
| |услуг |
| |Адм. обл. |
Проведение семинаров-со- |2 раза в | -"- |Комитет по коор-
вещаний |год: II, | |динации деятель-
|IV кв. | |ности торговли
| | |и сферы услуг
| | |Администрации
| | |области
Прохождение стажировки |в течение|Главы местных| -
специалистов администра- |года |админ. Рук. |
ций и обществ в органах | |обществ, ТУ |
государственного контроля,| |ГКАП, АППО, |
АППО и ПСП | |ПСП |
Консультирование руково- |постоянно|ТУ ГКАП, ко- | -
дителей и специалистов | |митет по ко- |
ОЗПП и обществ. | |ординации де-|
| |ятельности |
| |торговли и |
| |сферы услуг |
| |Адм. обл., |
| |ЦСМС, ГТИ, |
| |ГСЭН, РТИ |
Проведение дня потребите- |в течение|ТУ ГКАП, |Комитет по коор-
ля, семинаров, совещаний, |года по |комитет по |динации деятель-
совместных проверок, ока- |согласо- |координации |ности торговли и
зание иной практической |ванным |деятельности |сферы услуг Ад-
помощи органов ЗПП местных|планам |торговли и |министрации об-
администраций с выездом на| |сферы услуг |ласти
место областных служб. | |адм. обл., |
| |ЦСМС, ГТИ, |
| |ГСЭН, РТИ |
Разработка методик и реко-|в течение|ТУ ГКАП,ЦСМС,|Межведомст.совет
мендаций по проверкам ис- |года по |ГТИ, РТИ, Ко-|по делам
полнения законодательства |плану |митет по ко- |потребителей
о ЗПП, бланков актов. |Межвед. |ординации |
|совета по|деятельности |
|делам |торговли и |
|потребит.|сферы услуг |
| |Адм. обл. |
Формирование сборников |IV кв. |АППО, ПСП, |ТУ ГКАП
нормативных документов по | |ГТИ, РТИ, |
вопросам ЗПП для органов | |ЦСМС, ГСЭН |
местных администраций, | | |
уполномоченных по ЗПП | | |
местных администраций, об-| | |
ществ (секций, клубов) | | |
потребителей. | | |
Обеспечение нормативной | -"- | -"- |Комитет по коор-
документацией органов и | | |динации деятель-
уполномоченных по ЗПП | | |ности торговли и
местных администраций | | |сферы услуг адм.
| | |обл.
Обеспечение нормативной | -"- |АППО, ПСП (по| -
документацией обществ | |договорам) |
(секций, клубов) потреби- | |местн. адми- |
телей. | |нистр. |
|
2. Организация правозащитной деятельности
2.1. Перспективные задачи на 1996-98 гг.
Меры, предпринимаемые государственными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями потребителей, должны обеспечивать достаточную доступность для любого гражданина в области процедур по досудебному урегулированию потребительских претензий путем:
- рассмотрения жалоб и обращений граждан;
- консультирования граждан представителей хозяйствующих субъектов;
- направления предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушения прав потребителей;
- наложения штрафных санкций за нарушения законодательства о защите прав потребителей и неисполнение предписаний;
- заключения с изготовителями (исполнителями, продавцами) соглашений о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей.
Судебная защита потребителей упомянутыми структурами должна осуществляться, как правило, в случаях неисполнения в добровольном порядке претензий по делам, имеющим высокую общественную значимость.
Органам по защите прав потребителей следует обеспечивать приоритетную защиту прав потребителя с низким уровнем доходов, инвалидов, многодетных семей, других категорий населения, требующих социальной поддержки.
В связи с высокой динамичностью изменений в правоотношениях, возникающих на рынке потребителя товаров и услуг, необходимо постоянное совершенствование законодательной и нормативной базы на областном уровне в пределах ее компетенции как субъекта Федерации, а также выработка и внесение предложений по этим вопросам в Федеральные органы власти.
При принятии изменений в нормативно-правовых актах, касающихся вопросов обеспечения потребительских прав, использовать в обязательном порядке процедуры, позволяющие произвести их всесторонний анализ с учетом мнения потребителей.
Для определения наиболее важных проблем, касающихся соблюдения потребительских прав, учета складывающихся взглядов и настроений потребителей, изготовителей (исполнителей, продавцов), анализа ситуации и выработки конкретных предложений по формированию законов и нормотворческой политики, ввести практику систематических социологических опросов.
Состояние дел по вопросам соблюдения прав потребителей, выводы и рекомендации в этой сфере отражать в ежегодном областном докладе по вопросам защиты прав потребителей.
2.2. План мероприятий на 1996 год
NN | Мероприятия | Срок | Участники (исполнители) |
Ответственный (координатор) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 |
Для решения органами местного самоуправления, общественными организациями административных территорий | | | Организация постоянного |в тече- |Местные адми- |Комитет по ко- приема потребителей, их |ние года |нистрации, об-|ординации дея- консультирование, регистра-| |щественные ор-|тельности тор- ция обращений, проведение | |ганизации |говли и сферы проверок по обращениям, | | |услуг контроль за исполнением ре-| | | шений, принятым по обраще-| | | ниям и проверкам, информи- | | | рование потребителей о | | | результатах рассмотрения | | | дел по их обращениям. | | | Анализ договоров, заключа- | -"- | -"- | -"- емых на подведомственной | | | территории продавцами (ис- | | | полнителями,изготовителями)| | | с потребителями в целях | | | выявления условий, ущемля- | | | ющих права последних. | | | Принятие мер для прекраще- | -"- | -"- | -"- ния нарушения прав потреби-| | | телей путем: | | | - консультирования изгото- | | | вителей (исполнителей, | | | продавцов); | | | - направления предупрежде- | | | ний (претензий) для устра-| | | нения нарушений в добро- | | | вольном порядке; | | | - наложения административ- | | | ных наказаний; | | | - направления материалов в | | | государственные органы для | | | принятия мер; | | | - направления материалов | | | в судебные органы. | | | Определять по согласованию | -"- | -"- | -"- с органами социальной защи-| | | ты категории граждан, нуж- | | | дающихся в приоритетной | | | правовой защите, и порядок | | | ее предоставления. | | | Оказывать помощь потреби- | -"- | -"- | -"- телям в оформлении исковых | | | заявлений. | | | Для решения областными структурами | | | Определение порядка и орга-| I |ГТИ,ПЦСМС,РТИ,|ТУ ГКАП низация приема потребителей|квартал |ГСЭН, Комитет | руководителями и специалис-| |по координации| тами органов государствен- | |деятельности | ного управления и контроля,| |торговли и | АППО. | |сферы услуг, | | |АППО | Организация досудебной по- |постоянно| -"- | -"- мощи потребителям в преде- | | | лах своей компетенции: | | | - рассмотрение заявлений, | | | обращений потребителей, | | | органов, организаций и | | | уполномоченных по ЗПП; | | | - направление предписаний | | | изготовителям (исполните- | | | лям, продавцам) о прекраще-| | | нии нарушений; | | | - направление материалов о | | | нарушении прав потребителей| | | в лицензионные органы для | | | приостановления действия | | | или аннулирования лицензии;| | | - наложение штрафов за не- | | | исполнение предписаний и | | | нарушения законодательства;| | | - приостановление или анну-| | | лирование лицензий, серти- | | | фиката; | | | - заключение с изготовите- | | | лями (продавцами, исполни- | | | телями) соглашений о соб- | | | людении ими правил и обыча-| | | ев делового оборота в инте-| | | ресах потребителей. | | | Вносить в прокуратуру и |по мере | -"- | -"- органы управления материа- |необходи-| | лы о привлечении к ответст-|мости | | венности лиц, виновных в | | | производстве и реализации | | | товаров, не соответствующих| | | установленным требованиям к| | | безопасности, и нарушении | | | прав потребителя. | | | | | | Мероприятия по обеспечению судебной защиты прав потребителей Предъявление исков в суды, |по мере |ПЦСМС, ГСЭН, | - арбитражные суды в случаях |необходи-|ГТИ, комитет | нарушений изготовителями |мости |по охране при-| (исполнителями, продавцами)| |роды | требований к безопасности | | | товаров (работ, услуг). | | | Предъявление исков в суды | -"- |ТУ ГКАП, АППО | - в защиту прав потребителей | | | (неопределенного круга | | | потребителей). | | | Предъявление исков в суд | -"- |ТУ ГКАП | - о ликвидации (прекращении | | | деятельности) изготовителя | | | (исполнителя, продавца) | | | в случаях неоднократных и | | | грубых нарушений прав пот- | | | ребителей. | | | Участие в судебных процес- | -"- | -"- | - сах на правах третьих лиц, | | | для дачи заключений по делу| | | в целях защиты прав потре- | | | бителей. | | | Оказывать услуги потребите-|постоянно|АППО | - лям в оформлении исковых | | | заявлений. | | | Определить категории граж- |I квартал|АППО, ТУ ГКАП |Комитет по со- дан, нуждающихся в приори- | |ГТИ |циальной поли- тетной правовой защите, и | | |тике порядок ее предоставления. | | | Информировать потребителей |по мере |органы и |ТУ ГКАП через средства массовой |принятия |общества по | информации о принятых су- |решений |ЗПП | дебных решениях по вопросам| | | защиты прав потребителей. | | | Подготовить обзоры судебной|2 раза в | |АППО практики по защите прав |год | | потребителей в области. | | | Подготовка аналитической |2 раза в | |ТУ ГКАП записки о деятельности ор- |год | | ганов по защите прав потре-| | | бителей местных администра-| | | ций по правоприменительной | | | практике. | | | Проведение областной конфе-| II |ТУ ГКАП, АППО,|Комитет по го- ренции по вопросам судебной|квартал |органы и об- |сударственно- защиты прав потребителей. | |щества по ЗПП |правовой поли- | | |тике Мероприятия по развитию законодательной и нормативной базы Разработка плана развития | I-II |Комитеты об- |Комитет по го- нормативно правовой базы |квартал |ластной Адми- |сударственно- области на 1996-1997 гг. по| |нистрации, За-|правовой поли- вопросам защиты прав потре-| |конодательное |тике бителей с учетом следующих | |Собрание,АППО,| направлений; | |ТУ ГКАП | - санитарное содержание | | | территории; | | | - обеспечение безопасности | | | производимой и реализуемой | | | на территории области про- | | | дукции; | | | - обеспечение предоставле- | | | ния коммунальных услуг и | | | снижения оплаты при сниже- | | | нии качества; | | | - содержание жилого фонда: | | | определение перечня услуг, | | | входящих в состав техничес-| | | кого обслуживания, жилого | | | перечня работ выполняемого | | | без дополнительной оплаты | | | и за дополнительную плату; | | | - обслуживание газового | | | оборудования в жилом фонде;| | | - предоставление услуг по | | | обеспечению населения га- | | | зом; | | | - кабельное TV; | | | - содействие развитию об- | | | щественного потребительско-| | | го движения, созданию его | | | профессиональных служб; | | | - предоставление услуг АЗС;| | | - установление сроков нас- | | | тупления сезонов; | | | - доработка условий лицен- | | | зирования в связи с измене-| | | ниями в законе о ЗПП и от- | | | ражение процедур учета мне-| | | ния и информирования пот- | | | ребительской общественнос- | | | ти. | | | Подготовка и внесение пред-|по мере |Государствен- |ТУ ГКАП ложений по совершенствова- |необходи-|ные органы, | нию законодательной и нор- |мости |общественные | мативной базы в органы фе- | |организации | деральной власти. | | | Проработка вопросов отраже-| |ТУ ГКАП, АППО |Комитет по го- ния в Уставе области ком- | | |сударственно- петенции региональных | | |правовой поли- властных структур в сфере | | |тике защиты прав потребителей. | | | |
3. Организация контроля за безопасностью и качеством товаров, работ и услуг
Меры, предпринимаемые в этом направлении, должны снять острую социальную проблему обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущества жителей области при потреблении продуктов питания, пользовании непродовольственными товарами, получении различных услуг при условии соблюдения потребителями требований пользования, хранения, утилизации.
Необходимо создать предпосылки организации независимой потребительской экспертизы по широкому кругу товаров, работ и услуг.
3.1. Перспективные задачи на 1996-1998 гг.
- Создание эффективной системы сбора данных о производстве и ввозе продукции, подлежащей обязательной сертификации, появлении (возможном появлении) на территории области товаров, работ, услуг, опасных в использовании.
- Отработка системы оперативного информирования органов управления, хозяйствующих субъектов о появлении (возможном появлении) в области небезопасных товаров.
- Отработка эффективных мер по предотвращению выпуска и реализации опасных товаров, а также товаров без достаточной информации для потребителя, определенной законодательством о защите прав потребителей, удовлетворяющей его право на компетентный выбор и компетентное использование.
- Расширение области аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий:
- мебели, трубопроводной арматуры, изделий легкой промышленности, игрушек (химия, механика), общественного питания, пищевой продукции и продовольственного сырья, комбикормов, велосипедов и детских колясок, парфюмерно-косметической промышленности, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг по ремонту и техническому обслуживанию БРЭА и ЭБМП, услуг гостиниц, услуг химчистки, услуг по обслуживанию пассажиров автомобильного и железнодорожного транспорта, услуг по техническому состоянию автомобиля.
- Выделение органов по обязательной сертификации из структур государственных органов контроля и надзора.
- Создание независимого центра потребительской экспертизы качества товаров, работ и услуг.
3.2. План мероприятий на 1996 год
NN | Мероприятия | Срок | Участники (исполнители) |
Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 26.1 26.2 26.3 26.4 26.5 26.6 |
Создание региональной ба- зы данных об опасных для здоровья, жизни и иму- щества жителей области товарах, работах, услу- гах, производимых в об- ласти, ввозимых или наме- чаемых к производству или ввозу. Создание банка данных о нарушениях тре- бований обязательной сер- тификации. Создание системы опера- тивного информирования государственных органов, органов местного самоуп- равления, обществ потре- бителей, населения о по- явлении (и возможном по- явлении) опасных товаров, работ и услуг. Создание банка данных о случаях нанесения вреда здоровью и имуществу по- требителей, связанных с потреблением товаров и услуг. Обмен информацией ежемесячный по согласо- ванным протоколам. Доведение до сведения предприятий торговли че- рез СМИ перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и списка аккредитованных лаборато- рий. Подготовка соглашения между контролирующими органами "О порядке под- тверждения безопасности производимых и реализуе- мых товаров, в т.ч. им- портных, на территории области". Проработать вопрос о соз- дании Технического коми- тета на базе ЦСМС, При- волжского ДНТП, Поволжс- кого отделения академии метрологии, Пензенского отделения Академии проб- лем качества технического университета по подготов- ке предложений по измене- нию нормативных показате- лей качества и безопас- ности продукции, метроло- гического обеспечения сертификационных испыта- ний. Проработать вопрос соз- дания представительства Академии стандартизации, метрологии и сертификации в Пензенской области. На базе представительства организовать: - подготовку экспертов- аудиторов; - государственных инспек- торов по надзору за стан- дартами и обеспечению единства измерений; - поверителей. Разработать "Положение о порядке задержания, изъ- ятия, хранения, использо- вания или уничтожения продукции, не соответст- вующей требованиям норма- тивных документов по ка- честву и безопасности". Организация инспекцион- ного контроля за сертифи- цированной продукцией, качеством товаров, работ, услуг, их соответствие требованиям санитарно- гигиенических норм. Содействие в обеспечении органа по сертификации продукции и услуг Пензен- ского ЦСМС двумя пере- движными лабораториями для проведения экспресс - анализов продукции. Содействие в обеспечении испытательных лабораторий центров ГСЭН гг. Пензы, Кузнецка, Сердобска, Ка- менки, Н.Ломова недостаю- щим испытательным обору- дованием. Аккредитация лабораторий на право проведения сертификационных испыта- ний пищевой продукции и продовольственного сырья в районных центрах облас- ти: гг.Кузнецк, Сердобск, Каменка, Н.Ломов. Разработка предложений по созданию регионального центра "Пензенский" по сертификации, обеспечению безопасности и качества продукции, работ, услуг. Содействовать в проведе- нии аккредитации органа по сертификации при Пен- зенской торгово-промыш- ленной палате (ТПП). Определить совместно с органами исполнительной власти городов и районов области поэтапность вве- дения обязательной сер- тификации услуг общест- венного питания. Организовать работу по подбору кандидатов в экс- перты, их дальнейшей дея- тельности в области сер- тификации услуг общест- венного питания. Разработать условия, сти- мулирующие предприятия БОН получать звание "Предприятие высокой культуры и качества пре- доставляемых услуг". Разработать предложения по созданию запаса деше- вых товаров и продоволь- ствия для пострадавших и эваконаселения в случае чрезвычайных ситуаций. С целью повышения качест- ва услуг по химической чистке и крашению вещей разработать предложения по созданию лаборатории по контролю химических техпроцессов и соблюдению стандартов на эти виды услуг. Изучение работы автозап- равочных станций по воп- росам соблюдения действу- ющих нормативно-техничес- ких требований и качества реализуемых нефтепродук- тов. Контроль за выполнением пассажирскими предприя- тиями правил перевозки пассажиров и ГОСТа 25869-90 "Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, ос- тановочных пунктов и пас- сажирских станций" (общие технические требования). Создание союза (объедине- ния) автомобилистов, осу- ществляющих таксомоторные перевозки на автомобилях частных владельцев с целью решения вопросов технического обслужива- ния, медицинского осмот- ра, обеспечения запасными частями экипировки и т.д. Организация проверок хо- зяйствующих субъектов с отбором проб для проведе- ния экспертизы на соот- ветствие их деятельности требованиям законодатель- ства ЗПП с участием мест- ных администраций. Рассмотрение материалов проверок и принятие мер к нарушителям законодатель- ства. В целях обеспечения безо- пасности товаров на пот- ребительском рынке пред- приятиям-изготовителям товаров, выпускаемых на территории области, про- вести работу по проведе- нию маркировки товаров в соответствии с требовани- ями ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей" (н.ред. 16.01.96 г.) и других нормативных актов. Организация проведения независимых испытаний производимых и реализуе- мых товаров и услуг: создание Центра потреби- тельской экспертизы выделение средств для возможности отбора проб привлечение специалистов центральных органов по обязательной и независи- мой экспертизе организация и обучение группы практического тес- тирования качества това- ров и услуг изучение общественного мнения потребителей: - пользующихся товарами (работами, услугами) предприятий, занимающих доминирующее положение, с целью выработки усло- вий, определяемых в дого- ворном порядке (услуги телефонной связи, комму- нальные услуги и т.д.) - для определения товаров (работ, услуг), наиболее затрагивающих интересы потребителей заключение договоров с лабораториями на выполня- емые работы: - экспертиза продоволь- ственных товаров - экспертиза товаров (одежда, обувь, сложно- бытовая техника и др.), по которым возникают пре- тензии потребителей. |
постоянно I-II кв. В течение года I кв. В течение года -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- -"- В течение года -"- -"- В течение года -"- В течение года -"- 2-й кв. В течение года -"- |
Гос.органы, органы по ЗПП, общест- венные орга- низации ЦСМС,ТУ ГКАП, Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг, АППО ТУ ГКАП, ЦСМС, ГСЭН, ГТИ, местные админ., обще- ственные ор- ганы потреби- телей ЦСМС ТУ ГКАП, ГТИ, др.гос.органы ЦСМС -"- -"- ЦСМС, ГСЭН ЦСМС ГСЭН ЦСМС, ГСЭН ТУ ГКАП, ЦСМС, ГСЭН, ГТИ, обществ организации потребит. ЦСМС, ТПП Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг -"-, ЦСМС, ГСЭН Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг Админ.облас- ти, Комитет по координ. деятельности торговли и сферы услуг, обл.штаб по ГО и ЧС ЦСМС ТУ ГКАП, ЦСМС, РТИ, АППО, ПСП -"- РТИ ЦСМС, ГТИ, ГСЭН, РТИ, УВД ЦСМС, ГТИ, ГСЭН, РТИ ЦСМС, ГТИ АППО, ПСП -"- -"- -"- ЦСМС, ГСЭН, АППО, ПСП АППО, ПСП -"- |
ЦСМС Межведомственный совет по делам потребителей -"- - ЦСМС - - ЦСМС Межведомствен. совет по делам потребителей ЦСМС -"- - - - РТИ -"- - ТУ ГКАП ТУ ГКАП ТУ ГКАП -"- -"- -"- -"- -"- -"- |
4. Меры экономической защиты потребителя
Предпринимаемые меры должны быть направлены на предоставление потребителям возможности максимально выгодно использовать свои финансовые средства. Эти цели достижимы путем создания и использования процедур, предотвращающих (пресекающих) действия, наносящие ущерб экономическим интересам потребителей. Прежде всего это касается распространения фальсифицированной продукции, ложных сведений о товаре и навязывания в условиях монополизации многих секторов рынка односторонних типовых договоров с заведомо невыгодными условиями для потребителя. Особенно важно прекратить практику занижения критериев качества, устранения ответственности перед потребителем по доступному и своевременному обслуживанию в гарантийный и послегарантийный период.
В этой связи необходимы меры, направленные на развитие конкурентной среды, обеспечивающей наибольший выбор при минимальных ценах, обеспечение надежного ценового регулирования и контроля в секторах, где создание такой среды в настоящее время недостижимо.
Органы управления должны поддерживать усилия деловых кругов на сотрудничество с потребительскими организациями в целях выработки принципов справедливого обслуживания, основанных на правовых нормах и учете интересов потребителей.
В условиях роста цен на товары первой необходимости, дефицита социально значимых товаров и услуг, снижения жизненного уровня значительной части населения необходимы меры экономической защиты малообеспеченных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке, меры, препятствующие вымыванию наиболее дешевых товаров и услуг, а также меры поддержки местных товаропроизводителей.
4.1. Перспективные задачи на 1996-1998 гг.
- Отработать систему постоянного обследования состояния особо динамичных и наиболее значимых товарных рынков.
- Систематически проводить изучение интересов и мнений потребительских групп путем социологических исследований. На основе полученных результатов ежегодно вносить соответствующие изменения в программу по защите прав потребителей и программу демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках области.
- Обеспечить надежный контроль за регулируемыми ценами и рекламной деятельностью.
- Привести информационное сопровождение, маркировку товаров, работ, услуг, производимых в области, в соответствие с требованиями законодательства о защите прав потребителей. Не допускать реализации товаров, не соответствующих этим требованиям.
- Предусматривать меры компенсационной и кредитной поддержки граждан с низким уровнем доходов, получающим социальные выплаты, работникам бюджетной сферы.
- Применять меры содействия созданию кредитных союзов, потребительских кооперативов и связанных с ними учреждений.
4.2. Текущие мероприятия на 1996 год
N | Мероприятия | Срок | Исполнители (участники) |
Ответственный (координатор) |
1 2 3 |
Провести обследования товарных рынков в соответствии с об- ластной программой демонополи- зации на 1996 г. в т.ч. по направлениям: - хлебопродукты - плодоовощная продукция - молоко и молочные продукты - бытовые услуги - нефтепродукты, а также - оборотная стеклотара - платных медицинских услуг - образовательных - страховых услуг. Анализировать состояние потре- бительского рынка по следующим направлениям: - информация о качестве от- дельных видов потребитель- ских товаров; - производство основных видов промышленной продукции; - производство товаров народ- ного потребления; - продажа и запасы товаров и продукции предприятиями про- изводителями (по основным видам, по области и в разре- зе районов); - продажа и запасы товаров и продукции оптовыми и оптово- посредническими предприяти- ями (по основным в разрезе районов); - география вывоза основных видов товаров народного пот- ребления; - продажа и запасы отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров; - индексы потребительских цен; - средние цены на основные потребительские товары в сравнении с другими города- ми. - Провести обследование состо- яния торговли на рынках об- ласти. - Материалы анализа работы рынков рассмотреть на засе- дании коллегии обл. Админи- страции. - Изучить состояние потреби- тельского рынка ввоза спирт- ных напитков с целью упоря- дочения организации торговли алкогольной продукции. - Изучение рынка таксомоторных услуг с целью их анализа и определения направлений дальнейшего развития данного вида деятельности. - В связи с появлением большо- го числа частных автобусов, изучение вопроса целесооб- разности их привлечения для перевозки пассажиров по до- говорам с городской (район- ными) администрациями. Провести изучение обществен- ного мнения потребителей с целью выявления степени удов- летворения предлагаемым потре- бительским свойствам товаров и услуг по вышеупомянутым на- правлениям (4-5 опросов) Проводить проверки по соблю- дению регулируемых цен Осуществление контроля за рек- ламной деятельностью - Разработать меры экономичес- кой защиты за счет налоговых льгот предприятиям торговли, обслуживающих малообеспечен- ные и социально незащищен- ные группы населения. - Предусмотреть меры экономи- ческой защиты за счет нало- говых льгот предприятиям пи- щевой, перерабатывающей и легкой промышленности облас- ти, выпускающих продукты питания первой необходимости с целью препятствия вымыва- ния наиболее дешевых това- ров. - Подготовить предложения по льготному налогообложению предприятий, выпускающих и реализующих товары детского ассортимента - На основании данных Облком- госстата проводить анализ продажи отдельных групп то- варов по области, выявлять причины неудовлетворительно- го спроса и представлять предложения по его устране- нию. - С целью изучения покупатель- ского спроса определять уро- вень платежеспособного спро- са населения по области; на основании материалов горрай- администраций обобщать дан- ные о платежеспособном сос- тоянии населения в городах и районах. - Создать группу на базе Коми- тета по координации деятель- ности торговли и сферы услуг в составе представителей го- родов и районов области с целью проведения анализа спроса населения на бытовые виды услуг, выявления нару- шений Закона РФ "О ЗПП", выработки предложений, на- правленных на полное удов- летворение потребностей на- селения быт.услугами, повы- шения культуры и качества выполняемых работ и соблюде- ния нормативно-правовых ак- тов, регулирующих взаимоот- ношения исполнителя и потре- бителя. - Разработать меры экономичес- кой защиты малообеспеченных и социально незащищенных групп населения. - Определить перечень соци- ально необходимых услуг, формы и методы государст- венной и муниципальной под- держки таких услуг. - Разработать систему госу- дарственного и муниципаль- ного контроля за их безо- пасностью, доступностью и качеством. - Определить меры по восста- новлению сети предприятий бытового обслуживания сельского населения. - Определить меры ответствен- ности предприятий и физи- ческих лиц за нарушение правил "Бытового обслужива- ния населения в РФ" и ор- ган, контролирующий испол- нение этих правил. - Разработать предложения по сдерживанию роста цен на бытовые услуги - Разработать предложения со- здания запаса дешевых това- ров и продовольствия для пострадавших и эваконаселе- ния в случае чрезвычайных ситуаций - Изучить вопрос доставки продуктов питания в детские сады, магазины и т.д. с вы- работкой конкретных меро- приятий (возможно представ- ление льгот) для владельцев транспорта, осуществляющих данный вид деятельности. - Проработать вопрос органи- зации "Бюро Лучшего Бизне- са". |
в течение года в течение года -"- в течение года в течение года в течение года ежемесячно ежемесячно ежемесячно В течение года -"- -"- -"- В течение года -"- -"- в течение года |
- ТУ ГКАП, ГТИ, ЦСМС, Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг, ГСЭН, ЦСМС, ГТИ, РТИ Органы и общества по защите прав потребителей Отдел цен обл. адм. ГТИ местные адм.общества потребителей Главы горрайадмин. комитет по экономике, комитет по финансам, бюджету. Областная, местные администрац. -"- Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг Комитет по экономике, Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг, главы горрай- админ. ЦСМС, энергонадзор, ГСЭН, област- ное финуправ. Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг Управлен.соц. защиты насе- ления, фонд соц.поддержки населения, Комитет по координации деятельн.тор- говли и сферы услуг, главы горрайадмин., АППО, ПСП Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг, облфинуправ., ТУ ГКАП Отдел цен, комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг, Комитет по экономике Облфинуправ., Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг, РТИ,Межве- домств.совет по делам потребителей, налог.инспек- ция Комитет по координации торговли и деятельности сферы услуг АППО, ПСП, Фонд поддерж- ки предприни- мателей |
ТУ ГКАП Комитет гос. статистики Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг АППО Отдел цен ТУ ГКАП Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг -"- Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг - Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг -"- -"- Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг -"- -"- - |
5. Пропагандистская деятельность в области защиты прав потребителей
В целях пропаганды законодательства о защите прав потребителей, повышения правовой грамотности потребителей необходимо создать в области стабильную систему просвещения населения через средства массовой информации и специализированные издания с участием всех областных структур, действующих в этой сфере. Целью пропаганды должно стать обеспечение возможности для населения действовать в качестве компетентных и разборчивых потребителей. Особое внимание нужно уделять просвещению потребителей с низким уровнем доходов и низким образовательным уровнем.
Пропаганда должна охватывать такие важные аспекты защиты прав потребителей, как:
- питание, предупреждение заболеваний, вызываемых пищевыми продуктами, фальсификация продуктов,
- опасности, связанные с товарами,
- маркировка товаров,
- меры экономической защиты (компенсации, субсидии),
- органы и организации по защите прав потребителей,
- потребительская экспертиза,
- антиреклама и контрреклама.
5.1. Перспективные задачи
- Введение систематических рубрик в областных, городских, районных СМИ, имеющих постоянное место (время) размещения с высокой степенью информативности и оперативности подачи материала.
- Издание областного специализированного издания по вопросам защиты прав потребителей.
- Издание правовой библиотечки потребителя.
- Проведение ежегодных декад к Международному дню потребителя.
- Организация систематических пресс-конференций руководителей и специалистов органов, действующих в сфере защиты прав потребителей, и подготовка информационных сообщений для СМИ о деятельности этих органов.
5.2. Мероприятия на 1996 год
Мероприятия | Срок | Исполнитель (участники) |
Ответственный (координатор) |
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
Подготовка и проведение меро- приятий к Международному дню потребителя, включая: - встречи с трудовыми коллек- тивами и общественными орга- низациями; - проведение семинаров и кон- ференций по вопросам защиты прав потребителей; - выпуск буклетов, плакатов пропагандистского характера; - проведение специальных пере- дач на радио, телевидении; - организация приема граждан по вопросам защиты прав пот- ребителей руководителями ор- ганов, действующих в области защиты прав потребителей, главами местных администра- ций; - принятие соответствующих по- становлений главами местных администраций по организации проведения декады к Между- народному дню потребителя. Вести систематические рубрики в областных, городских и рай- онных газетах Продолжить выпуск телепередачи "Горячий телефон" Проработать вопрос о создании еженедельной передачи на об- ластном радио по вопросам за- щиты прав потребителей Проработать вопрос о цикле тематических просветительских передач на областном телевиде- нии Подготовить предложение об из- дании специализированного об- ластного потребительского из- дания Привлечение представителей СМИ к участию в мероприятии по за- щите прав потребителей по ос- вещению: - проведения проверок и рейдов - работы межведомственного со- вета - проведения семинаров и кон- ференций Организация пресс-конференций для представителей СМИ Подготовка информационных со- общений для СМИ Издание закона по защите прав потребителей в редакции от 09.01.96 года Регулярно доводить до изгото- вителей, исполнителей, продав- цов товаров (работ, услуг) перечень информации, докумен- тов, которые им необходимо иметь в соответствии с дейст- вующим законодательством о за- щите прав потребителей. Способы доведения информации: СМИ,платные брошюры, семинары, курсы (с выдачей документов об их окончании, дающих опреде- ленные привилегии) и т.д. Регулярно доводить до потреби- телей перечень информации о товарах (работах, услугах), на которую они имеют право, а также способы, как им восполь- зоваться, в соответствии с действующим законодательством о ЗПП. Способы доведения информации: СМИ, лекции, семинары, попу- лярные (5-7 страниц)бесплатные брошюры и т.д. Регулярно доводить до потреби- телей информацию о типовых на- рушениях и нарушителях их пра- ва на информацию, а также о способах борьбы потребителей с правонарушителями. Способы доведения информации (см.п.12) Привлекать общественные орга- низации потребителей к провер- кам изготовителей, продавцов товаров (работ, услуг) о нали- чии у них необходимой информа- ции и документов. |
февраль- март постоянно 2 раза в месяц I-II кв. -"- -"- в течение года 1 раз в квартал 1 раз в месяц I-II кв. В течение года -"- ежемесячно -"- |
Органы управление и контроля, органы по защите прав потребителей общества потребителей и главы администрац. Редакции СМИ, ТУ ГКАП Комитет по телерадио- вещанию, органы гос. управления, органы орга- низации по защите прав потребителей Комитет по СМИ, Комитет по теле- радиовещанию -"- -"- Органы и организации по защите прав потребителей Комитет по СМИ ТУ ГКАП,ЦСМ, ГСЭН, ГТИ, ГСН, РТИ, комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг - ЦСМС, ГСЭН, ГТИ, АППО, ПСП -"- -"- -"- |
Комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг Комитет по СМИ АППО, Пензенский союз потреб. АППО АППО АППО АППО ТУ ГКАП Межведомств. совет АППО АППО ТУ ГКАП -"- -"- -"- |
6. Организация правового обучения потребителей и внедрения изучения основ законодательства о защите прав потребителей в учебных заведениях различных ступеней образования
6.1. Перспективные задачи
- Отработать методики преподавания основ законодательства о защите прав потребителей для различных уровней и профилей обучения.
- Обеспечить достаточное для учебного процесса количество учебных пособий и нормативных материалов.
- Отработать системы подготовки преподавателей и повышения их квалификации по вопросам защиты прав потребителей.
- Подготовить основу для внедрения правового обучения по вопросам защиты прав потребителей во всех общеобразовательных школах, начиная с 5-6 класса, с последующим его углублением в рамках дальнейшего профессионального образования в образовательных учреждениях всех ступеней на основе дифференцированного подхода в зависимости от уровня образования и профиля подготовки.
- Включить в качестве обязательной дисциплины изучение законодательства о защите прав потребителей в подготовку специалистов коммерческого профиля, сферы управления и производства потребительских товаров, юристов.
6.2. План мероприятий на 1996 год
Мероприятия | Срок | Исполнитель (участники) |
Ответственный (координатор) |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Проведение совещаний с руково- дителями учебных заведений. Определение базовых учебных заведений, в которых будет от- рабатываться методика изучения законодательства о защите прав потребителей. Оказание помощи в обеспечении учебных заведений необходимыми материалами для занятий: - учебными программами - курсами лекций - методическими пособиями - нормативной документацией Проведение циклов, установоч- ных семинаров для преподавате- лей учебных заведений. Отработка системы школьного потребительского образования. Разработка методик и учебных пособий. |
I кв. II кв. в тече- ние года II-III кв. в тече- ние года |
ТУ ГКАП, Управление образования Администрации области, совет ректоров, АППО, ПСП -"- -"- -"- -"- -"- |
Управление образования Администрации области -"- -"- -"- -"- -"- |
7. Организация информационной системы о нарушениях законодательства о защите прав потребителей
7.1. Перспективные задачи
С целью обеспечения государственных органов управления, администраций, общественных объединений и населения оперативной и качественной информацией о фактах нарушений Закона РФ "О защите прав потребителей" и формирования соответствующего банка данных создать эффективно действующую единую межведомственную информационную систему с использованием компьютерной техники и единых форм отчета и обмена данными.
На основе действующего соглашения между областными органами, осуществляющими контроль за соблюдением Закона РФ "О защите прав потребителей" во взаимодействии с областной и местными администрациями обеспечить сбор и обобщение данных по направлениям:
- об опасных товарах (продовольственных и непродовольственных), работах;
- услугах (медицинских, бытового обслуживания, коммунальных, транспортных и др.);
- о нарушениях требований обязательной сертификации;
- о нарушениях прав потребителей (в разрезе рынков, предоставляющих услуги);
- о действующих на территории области хозяйствующих субъектах и номенклатуре выпускаемой продукции, оказываемых услугах, выполняемых работах, подлежащих обязательной сертификации;
- о предприятиях, нарушающих Закон РФ "О защите прав потребителей".
7.2. Мероприятия на 1996 год
Мероприятия | Срок | Исполнитель (участники) |
Ответственный (координатор) |
|
1. 2. 3. |
Отработка форм отчетности и обмена данными Отработка системы получения, обобщения и предоставления ин- формации в органы, связанные с защитой прав потребителей, в том числе: - внедрение автоматизированных рабочих мест специалистов органов по ЗПП и обществ потребителей - создание информационной сети по ЗПП между органами госу- дарственного управления, местными администрациями, обществами потребителей Подготовка соответствующих проектов постановлений Главы областной администрации по ор- ганизации деятельности инфор- мационной системы. |
в тече- ние года по плану работы комиссии в тече- ние года |
Комиссия Межведомствен. совета по де- лам потребит. -"- -"- |
Межведомст. совет по де- лам потребит. -"- -"- |
8. Ресурсное обеспечение программы
8.1. Техническое обеспечение
Обеспечение в течение 1996-1998 гг. органов по защите прав потребителей и районных (городских) обществ потребителей необходимой оргтехникой (компьютеры класса не ниже IBM 386, множительной техникой) с целью создания АРМ специалистов по ЗПП в указанных учреждениях и организации выпуска потребительских информационно-пропагандистских изданий.
Создание информационной сети по ЗПП между органами управления, местными администрациями и общественными объединениями потребителей.
Обеспечение испытательных лабораторий необходимым оборудованием в соответствии с разделом 3.
8.2. Кадровое обеспечение
Создание системы подготовки кадров для органов по защите прав потребителей местных администраций, общественных организаций потребителей и их учреждений, а также организация систематического обучения с целью повышения их квалификации (в настоящее время в этой сфере занято около 100 специалистов, потребуется к концу 1998 г. свыше 250 специалистов).
Проработка вопроса возможности открытия обучения по соответствующей специальности на базе высших учебных заведений и учреждениях послевузовского образования.
8.3. Финансовое обучение
Общие затраты из всех источников финансирования на реализацию Программы в течение 1996-1998 гг. составляют ориентировочно 1 млрд. 300 млн. руб. в ценах 1995 г. без учета мероприятий по оснащению необходимым оборудованием испытательных лабораторий (дополнительно - 7 млрд. руб.).
Средства областного и местных бюджетов выделяются в пределах сумм штрафов, поступающих в соответствующие бюджеты за нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Остальные средства должны быть получены путем привлечения внебюджетных поступлений:
- спонсорских взносов;
- средств предприятий;
- доходов от издательской деятельности и платного обучения учреждениями (предприятиями) объединений потребителей.
С целью привлечения внебюджетных средств на развитие потребительского движения образовать областной фонд финансового обеспечения Программы (раздел 1.1.) в размере не менее 500 млн. руб. и аналогичные фонды местного самоуправления. Предусмотреть в качестве одного из источников пополнения указанных фондов штрафы за нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Приоритетные направления использования бюджетных средств по поддержке потребительского движения:
- организация потребительской экспертизы;
- проведение социологических исследований;
- оказание приоритетной защиты потребительских прав граждан, нуждающихся в мерах социальной помощи;
- организация потребительского образования, пропагандистская деятельность;
- организация деятельности обществ потребителей.
9. Контроль за ходом выполнения программы
Текущий контроль, ежеквартально, осуществляется Межведомственным советом по делам потребителей по следующему плану:
1. Анализ сложившейся системы защиты прав потребителей в области. Срок - 1 квартал (март) отчетного года. Отв. - комитет по координации деятельности торговли и сферы услуг администрации области.
2. Организация контроля за безопасностью товаров (работ, услуг). Срок - II квартал (июнь) отчетного года. Отв. - Центр стандартизации, метрологии и сертификации.
3. Анализ состояния досудебной и судебной защиты потребителей. Срок - III квартал (сентябрь) отчетного года. Отв. - Ассоциация потребителей Пензенской области.
4. Анализ состояния информирования потребителей о товарах (работах, услугах), о законодательстве ЗПП. Срок - IV квартал (декабрь) отчетного года. Отв. - территориальное антимонопольное управление.
Вопросы выполнения программы текущих мероприятий и необходимых ее коррективах программы на последующий год выносятся на рассмотрение коллегии областной Администрации. Срок: IV кв. (декабрь). Отв.: Межведомственный совет.
Общий анализ состояния дел в области по выполнению Закона РФ "О защите прав потребителей" отражается в ежегодном докладе. Срок: I кв. за отчетным годом. Участники: Органы Государственного управления и контроля, имеющие отношение к Закону РФ "О защите прав потребителей", местные администрации, общества потребителей. Отв.: территориальное антимонопольное управление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Пензенской области от 7 мая 1996 г. N 337 "Об утверждении программы по защите прав потребителей на территории области на период 1996-1998 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Пензенской области от 10 октября 2000 г. N 311 настоящее постановление признано утратившим силу