Законом Пензенской области от 30 марта 2001 г. N 276-ЗПО название настоящего Закона изложено в новой редакции
Закон Пензенской области от 1 ноября 1999 г. N 171-ЗПО
"О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области"
6 октября 2000 г., 30 марта 2001 г., 7 июня, 8 июля 2002 г., 1 марта 2004 г.
Принят Законодательным Собранием Пензенской области 27 октября 1999 года
Глава I. Общие положения
Законом Пензенской области от 8 июля 2002 г. N 384-ЗПО в статью 1 внесены изменения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом Пензенской области определяет порядок подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области.
Статья 2. Законы Пензенской области
1. Закон Пензенской области - нормативный правовой акт постоянного или временного действия, принимаемый Законодательным Собранием Пензенской области, подписываемый Губернатором Пензенской области и вступающий в силу в установленном порядке.
2. Внесение проекта закона Пензенской области в Законодательное Собрание Пензенской области (далее Законодательное Собрание) осуществляется субъектом права законодательной инициативы.
Законом Пензенской области от 8 июля 2002 г. N 384-ЗПО в статью 3 внесены изменения
Статья 3. Субъекты права законодательной инициативы
В соответствии с частью 2 статьи 21 Устава Пензенской области правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании обладают: население Пензенской области при наличии не менее 5 тысяч подписей избирателей, Председатель и депутаты Законодательного Собрания, Губернатор Пензенской области, Пензенский областной суд, арбитражный суд Пензенской области, прокурор Пензенской области, главный федеральный инспектор по Пензенской области, представительные органы местного самоуправления.
Глава II. Порядок подготовки законопроектов
и внесения их в Законодательное Собрание
Статья 4. Подготовка законопроектов
1. Проект закона Пензенской области разрабатывается субъектом права законодательной инициативы самостоятельно либо с привлечением соответствующих специалистов или объединенными усилиями с заинтересованными лицами и организациями.
2. Законопроекты могут быть разработаны юридическими и физическими лицами, не обладающими правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Пензенской области.
Законом Пензенской области от 1 марта 2004 г. N 582-ЗПО в статью 5 внесены изменения
Статья 5. Оформление законопроекта
1. Проект закона Пензенской области должен содержать:
1) название законопроекта;
2) преамбулу (по мере необходимости);
3) главы и статьи, нумерацию и заголовки глав и статей;
4) нумерацию частей, пунктов и подпунктов соответствующих статей;
5) приложения к предлагаемому тексту закона Пензенской области (по мере необходимости).
2. В текст законопроекта должны быть включены положения:
1) о сроках и порядке вступления в силу предлагаемого закона Пензенской области или отдельных его положений;
2) о признании утратившими силу и (или) приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов либо отдельных их положений в связи с принятием данного закона Пензенской области;
3) о сроках и порядке приведения органами государственной власти, органами местного самоуправления Пензенской области своих нормативных правовых актов в соответствие с принятым законом Пензенской области.
3. Порядок оформления законопроектов определяется приложением 1 к настоящему Закону.
Законом Пензенской области от 1 марта 2004 г. N 582-ЗПО в статью 6 внесены изменения
Статья 6. Внесение законопроекта в Законодательное Собрание
1. Законопроект считается внесенным в Законодательное Собрание со дня его регистрации в соответствующем структурном подразделении Аппарата Законодательного Собрания.
2. При внесении законопроекта в Законодательное Собрание субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:
1) письмо-представление о внесении законопроекта на имя Председателя Законодательного Собрания на бланке субъекта права законодательной инициативы;
2) копия соответствующего решения коллегиального органа (при внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы коллегиальным органом);
3) текст законопроекта, а также его копию на магнитном носителе;
4) пояснительная записка к законопроекту, которая должна содержать: обоснование разработки законопроекта, краткую характеристику его целей, задач и содержания, финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат), перечень нормативных правовых актов Пензенской области, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием предлагаемого закона Пензенской области;
5) лист согласования законопроекта с заинтересованными организациями, юридическим отделом государственно-правового управления Правительства Пензенской области, управлением финансов Пензенской области, управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пензенской области, соответствующим заместителем Губернатора Пензенской области, управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области, представителем Губернатора Пензенской области в Законодательном Собрании, социально-экономическим, государственно-правовым отделами, отделом делопроизводства и информационно-технического обеспечения аппарата Законодательного Собрания Пензенской области.
3. При внесении законопроекта от имени населения Пензенской области сбор подписей граждан Российской Федерации, проживающих в Пензенской области, достигших 18 лет и обладающих активным избирательным правом, в поддержку внесения в Законодательное Собрание предлагаемого законопроекта осуществляется инициатором (инициаторами) законопроекта в течение трех месяцев со дня его (их) официальной регистрации в Законодательном Собрании. Подписные листы изготавливаются инициатором (инициаторами) сбора подписей по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону. При нарушении указанных требований законопроекты от имени населения Пензенской области к рассмотрению Законодательным Собранием не принимаются.
4. Законопроект, разработанный юридическим либо физическим лицом, не обладающим правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании, может быть внесен в Законодательное Собрание только через субъекта права законодательной инициативы.
Глава III. Рассмотрение законопроектов
и принятие законов Пензенской области
Статья 7. Рассмотрение внесенных документов Председателем Законодательного Собрания
1. После регистрации законопроект и прилагаемые к нему документы поступают к Председателю Законодательного Собрания.
Законом Пензенской области от 8 июля 2002 г. N 384-ЗПО в пункт 2 статьи 7 внесены изменения
2. Председатель Законодательного Собрания вправе вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы в случаях:
1) несоответствия перечня представленных документов требованиям части 2 статьи 6 настоящего Закона;
2) несоответствия оформления представленных документов требованиям части 2 статьи 6 настоящего Закона;
3) несоответствия законопроекта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Пензенской области (на основании письменного заключения юридического отдела Правительства Пензенской области, или управления финансов Пензенской области, или управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пензенской области, или управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области, или социально-экономического либо государственно-правового отделов Аппарата Законодательного Собрания Пензенской области, или иного государственного органа либо должностного лица).
3. В случае возвращения законопроекта субъекту права законодательной инициативы по обстоятельствам, указанным в части 2 настоящей статьи, его регистрация в Законодательном Собрании отменяется (аннулируется). Внесение законопроекта в Законодательное Собрание в доработанном виде осуществляется в установленном настоящим Законом порядке.
4. При соответствии внесенного законопроекта и прилагаемых к нему документов требованиям настоящего Закона Председатель Законодательного Собрания направляет их в соответствующую постоянную комиссию Законодательного Собрания на предварительное рассмотрение. При этом он вправе поручить изучение указанных документов и подготовку необходимых заключений соответствующим структурным подразделениям и (или) сотрудникам Аппарата Законодательного Собрания.
Статья 8. Рассмотрение законопроектов постоянной комиссией Законодательного Собрания
Законом Пензенской области от 8 июля 2002 г. N 384-ЗПО в пункт 1 статьи 8 внесены изменения
1. Осуществляя предварительное рассмотрение законопроекта, постоянная комиссия Законодательного Собрания вправе:
1) направить его депутатам Законодательного Собрания, Губернатору Пензенской области, органам местного самоуправления, другим заинтересованным организациям для изучения, внесения замечаний и предложений;
2) организовать общественные слушания по рассматриваемой проблеме;
3) создать рабочую группу (группы) для дополнительной работы над законопроектом, в состав которой (которых) могут включаться депутаты Законодательного Собрания, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, полномочные представители Губернатора органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, научных учреждений, других организаций.
2. При наличии нескольких законопроектов по одному предмету правового регулирования они рассматриваются постоянной комиссией Законодательного Собрания одновременно.
3. При обнаружении или наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 1-3 части 2 статьи 7 настоящего Закона, либо иных обстоятельств, препятствующих дальнейшему рассмотрению законопроекта, постоянная комиссия вправе предложить Председателю Законодательного Собрания вернуть законопроект либо (при несущественном влиянии выявленных обстоятельств на смысловое содержание законопроекта) самостоятельно направить его субъекту права законодательной инициативы на доработку. Во втором случае регистрация законопроекта сохраняется, и он продолжает считаться внесенным в Законодательное Собрание.
4. По результатам предварительного рассмотрения законопроекта постоянная комиссия Законодательного Собрания принимает соответствующее решение и направляет его, а также текст отработанного законопроекта и прилагаемые к нему документы Председателю Законодательного Собрания для внесения на рассмотрение Законодательного Собрания либо (по согласованию с Председателем Законодательного Собрания) непосредственно на рассмотрение Законодательного Собрания.
Статья 9. Право на отзыв внесенного законопроекта
Субъект права законодательной инициативы, внесший в Законодательное Собрание законопроект, вправе письменно отозвать его в любое время до рассмотрения на сессии Законодательного Собрания с изложением мотивов отзыва.
Законом Пензенской области от 1 марта 2004 г. N 582-ЗПО в статью 10 внесены изменения
Статья 10. Рассмотрение законопроектов Законодательным Собранием
1. Законопроект, подготовленный соответствующей постоянной комиссией Законодательного Собрания к рассмотрению Законодательным Собранием, а также решение постоянной комиссии по указанному законопроекту и прилагаемые к законопроекту материалы направляются депутатам Законодательного Собрания не позднее чем за десять дней до сессии Законодательного Собрания.
2. Законопроекты, внесенные в Законодательное Собрание Губернатором Пензенской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Пензенской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Пензенской области, рассматриваются Законодательным Собранием по представлению Губернатора Пензенской области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание в течение двадцати календарных дней со дня поступления соответствующего законопроекта на рассмотрение Губернатора Пензенской области.
4. Рассмотрение законопроектов Законодательным Собранием осуществляется не менее чем в двух чтениях.
5. При рассмотрении Законодательным Собранием законопроекта в первом чтении обсуждаются необходимость принятия предлагаемого закона Пензенской области, его основные положения, дается общая оценка концепции законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта либо его полномочного представителя и содоклада председателя соответствующей постоянной комиссии Законодательного Собрания.
6. При внесении на рассмотрение Законодательного Собрания нескольких законопроектов по одному и тому же вопросу Законодательное Собрание рассматривает их в ходе первого чтения одновременно. Если один из законопроектов принимается в первом чтении, то другие законопроекты отклоняются. Отклоненные законопроекты не могут быть внесены на рассмотрение Законодательного Собрания повторно до принятия Законодательным Собранием окончательного решения по законопроекту, принятому в первом чтении. С согласия авторов отклоненных законопроектов положения этих законопроектов могут быть использованы при доработке законопроекта, принятого в первом чтении.
7. По результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание принимает одно из следующих решений:
- принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
- отклонить законопроект.
Решение о принятии либо отклонении проекта закона оформляется постановлением Законодательного Собрания.
8. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не наберет необходимого количества голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим постановлением Законодательного Собрания. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит. Он может быть доработан субъектом права законодательной инициативы и внесен в Законодательное Собрание в установленном настоящим Законом порядке.
9. В случае принятия законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание Пензенской области устанавливает сроки внесения поправок к законопроекту и подготовки его ко второму чтению.
Поправки вправе вносить субъекты права законодательной инициативы, определенные Уставом Пензенской области и настоящим Законом, а также органы, организации и должностные лица, которым законопроект направлен для изучения, внесения замечаний и предложений.
Постоянная комиссия Законодательного Собрания обобщает и изучает внесенные поправки, рассматривает их соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Пензенской области и законам Пензенской области.
Каждая поправка к тексту соответствующего законопроекта, поступившая в постоянную комиссию Законодательного Собрания, подлежит обязательному рассмотрению на заседании комиссии.
Автор поправки вправе уточнить ее текст, отозвать поправку в ходе рассмотрения соответствующего законопроекта постоянной комиссией Законодательного Собрания, а также Законодательным Собранием.
10. Законопроект, подготовленный постоянной комиссией Законодательного Собрания к рассмотрению во втором чтении, с поступившими к законопроекту поправками и решением по ним постоянной комиссии не позднее чем за 10 дней до сессии Законодательного Собрания направляется депутатам Законодательного Собрания, инициаторам законопроекта, авторам поправок, Губернатору Пензенской области и в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области.
11. Во втором чтении законопроект рассматривается Законодательным Собранием по представлению соответствующей постоянной комиссии Законодательного Собрания постатейно с обсуждением каждой поступившей к законопроекту поправки и голосованием за ее принятие или отклонение с учетом мнения по ней соответствующей постоянной комиссии Законодательного Собрания, а также голосованием по каждой статье законопроекта в целом с учетом принятых по ней поправок.
Поправки к законопроекту без их предварительного рассмотрения в соответствующей постоянной комиссии Законодательного Собрания не рассматриваются.
После постатейного обсуждения закон Пензенской области принимается Законодательным Собранием в целом.
12. Всесторонне проработанный законопроект, не вызывающий у депутатов сомнений и разногласий, может быть принят Законодательным Собранием в окончательной редакции в первом и втором чтении одновременно.
13. Законопроект, не принятый Законодательным Собранием во втором чтении, направляется на доработку для подготовки к рассмотрению в третьем и последующих чтениях в установленном настоящей статьей порядке.
14. Устав Пензенской области, законы Пензенской области о внесении изменений и дополнений в Устав Пензенской области принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.
15. Законы Пензенской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решение о принятии закона Пензенской области оформляется постановлением Законодательного Собрания.
Статья 11. Право вынесения законопроекта на обсуждение населением Пензенской области
1. По результатам рассмотрения законопроекта в первом и последующих чтениях Законодательное Собрание вправе принять постановление о вынесении законопроекта на обсуждение населением Пензенской области либо на референдум Пензенской области.
2. Порядок вынесения законопроекта на референдум Пензенской области определяется Законом Пензенской области "О референдуме Пензенской области".
См. Закон Пензенской области от 26 июня 2003 г. N 491-ЗПО "О референдуме Пензенской области"
Законом Пензенской области от 1 марта 2004 г. N 582-ЗПО статья 12 изложена в новой редакции
Статья 12. Порядок обнародования законов Пензенской области
1. Принятый Законодательным Собранием Пензенской области закон Пензенской области в течение пяти дней направляется Губернатору Пензенской области для обнародования.
2. Губернатор обязан обнародовать Устав Пензенской области, закон Пензенской области, удостоверив обнародование путем подписания Устава Пензенской области, закона Пензенской области или издания специального акта, либо отклонить закон в течение десяти календарных дней с момента поступления указанного закона.
3. В случае отклонения Губернатором закона Пензенской области отклоненный закон до истечения десятидневного срока с момента поступления возвращается в Законодательное Собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
4. Если при повторном рассмотрении закон Пензенской области будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, Губернатор обязан обнародовать его в течение трех дней после принятия данного решения.
Глава V. Заключительные положения
Законом Пензенской области от 1 марта 2004 г. N 582-ЗПО в статью 16 внесены изменения
Статья 16. Иные нормативные правовые акты Законодательного Собрания
1. Принятие Законодательным Собранием иного нормативного правового акта оформляется соответствующим постановлением Законодательного Собрания. Постановление Законодательного Собрания принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Субъекты права законодательной инициативы вправе вносить в Законодательное Собрание проекты соответствующих постановлений Законодательного Собрания. Подготовка, внесение и рассмотрение проектов постановлений Законодательного Собрания осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом. Принятые постановления Законодательного Собрания публикуются в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области", а также (по решению Законодательного Собрания) в соответствующих средствах массовой информации.
3. Постановление Законодательного Собрания вступает в силу в порядке, определенном самим постановлением. Постановление Законодательного Собрания по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования в порядке, установленном частью 1 статьи 13 настоящего Закона.
4. Постановления Законодательного Собрания Пензенской области публикуются не позднее 30 дней после дня их принятия.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Пензенской области "О порядке принятия, опубликования и вступления в силу законов Пензенской области" от 3 сентября 1996 года N 1-ЗПО (Сборник законов Пензенской области, 1996, N 1) со дня вступления в силу настоящего Закона.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
1 ноября 1999 года
N 171-ЗПО
Законом Пензенской области от 1 марта 2004 г. N 582-ЗПО настоящий Закон дополнен приложением 1
Приложение 1
к Закону
Пензенской области
от 1 ноября 1999 г. N 171-ЗПО
Порядок оформления законопроектов
Настоящий порядок оформления законопроектов (далее - Порядок) разработан с учетом положений и правил, изложенных в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, подготовленных Главным Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Правительства Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации.
Порядок рассчитан на практическое применение при осуществлении законотворческой деятельности.
Целью настоящего Порядка является обеспечение качественного юридико-технического оформления проектов законов Пензенской области, вносимых на рассмотрение Законодательного Собрания Пензенской области.
Структура законопроекта
1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.
2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.
Преамбула:
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
не формулирует предмет регулирования законопроекта;
не нумеруется.
Преамбула предваряет текст законопроекта.
Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.
3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:
раздел;
глава;
статья.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
4. Часть законопроекта:
обозначается словами:
Часть первая;
Часть вторая
может иметь наименование:
Часть первая
Общие положения
либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:
Общая часть;
Особенная часть
Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим.
5. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатается прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим.
Пример:
Раздел I
Право собственности и другие вещные права
6. Подраздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
Пример:
Подраздел I. Общие положения об обязательствах
7. Глава:
нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной
безопасности
8. Параграф:
обозначается знаком §;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование.
Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.
Пример:
§ 1. Хозяйственные товарищества и общества
9. Статья законопроекта:
является его основной структурной единицей;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь:
Примеры:
Статья 33. Сертификация
1. ___________________. (часть 1)
2. ___________________. (часть 2)
или
Статья 33
1. ___________________. (часть 1)
2. ___________________. (часть 2)
Обозначение статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 13. Порядок назначения референдума Пензенской области
1. ___________________. (часть 1)
2. ___________________: (часть 2)
1) ___________________; (пункт 1 части 2)
2) ___________________: (пункт 2 части 2)
а) ___________________; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) ___________________. (подпункт "б" пункта 2 части 2)
3. ___________________. (часть 3)
или
Статья 33
1. ___________________, (часть 1)
2. ___________________: (часть 2)
1) ___________________; (пункт 1 части 2)
2) ___________________: (пункт 2 части 2)
а) ___________________; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) ___________________. (подпункт "б" пункта 2 части 2)
3. ___________________. (часть 3)
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:
Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов
арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)
2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного
суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или
об отказе во включении указанных требований в реестр требований
кредитора. (часть 2)
3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются:
(абзац первый части 3)
план финансового оздоровления; (абзац второй части 3)
график погашения задолженности. (абзац третий
части 3)
или
Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов
арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)
2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного
суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или
об отказе во включении указанных требований в реестр требований
кредитора. (часть 2)
3. Федеральный арбитражный суд действует в составе: (абзац первый части 3)
1) президиума; (пункт 1 части 3)
2) судебной коллегии: (пункт 2 части 3)
а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских
правоотношений; (подпункт "а"
пункта 2 части 3)
б) по рассмотрению споров, возникающих из административных
правоотношений. (подпункт "б"
пункта 2 части 3)
10. Законопроекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 1
Внести в Закон Пензенской области от _______ N ____ "Об ___________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, ______, N _____)
следующие изменения:
1) ___________________; (пункт 1)
2) ___________________; (пункт 2)
3) ___________________: (пункт 3)
а) ___________________; (подпункт "а" пункта 3)
б) ___________________; (подпункт "б" пункта 3)
4) ___________________. (пункт 4)
или
Статья 1
Внести в Закон Пензенской области от: _______ N ___ "Об ___________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, ______, N _____)
следующие изменения:
___________________; (абзац второй)
___________________; (абзац третий)
___________________; (абзац четвертый)
___________________. (абзац пятый)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
1) ___________________; (пункт 1)
2) ___________________; (пункт 2)
3) ___________________; (пункт 3)
4) ___________________; (пункт 4)
5) ___________________; (пункт 5)
6) ___________________. (пункт 6)
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
___________________; (абзац второй)
___________________; (абзац третий)
___________________. (абзац четвертый)
11. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5.1, статья 7.2, часть 2.1, пункт 3.3, подпункт "б.1").
Пример:
Статья 2
Внести в Закон Пензенской области от: _______ N ___ "Об ___________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, ______, N _____)
следующие изменения:
1) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:
"Статья 15.1 ______________
1. ___________________.
2. ___________________";
2) в статье 16:
часть 2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) ___________________;";
пункт 3 части 4 дополнить подпунктом "б.2" следующего содержания:
"б.2) ___________________;".
12. В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие "вступление в силу".
Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроектах в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного законодательного акта, отличный от определенного Законом Пензенской области от 1 ноября 1999 года N 171-ЗПО "О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области".
Примеры:
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его
официального опубликования.
или
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
или
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его
официального опубликования.
или
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его
официального опубликования.
13. Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
14. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак N также не указывается.
Пример:
согласно приложению 4 к Закону Пензенской области
Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта.
Примеры:
Приложение
к Закону Пензенской области "О __________"
или
Приложение 2
к Закону Пензенской области "О __________"
Наименование приложения располагается по центру страницы.
Порядок употребления ссылок
15. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
16. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.
17. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются его следующие реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование законодательного акта.
Примеры:
регулируются Законом Пензенской области от 26 июня 2003 года
N 491-ЗПО "О референдуме Пензенской области"
или
в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 20 августа 1993 года N 5664-1 "О введении в действие Закона
Российской Федерации "О космической деятельности"
При отсутствии номера законодательного акта указываются его вид, дата подписания и наименование законодательного акта.
Пример:
в соответствии с Законом РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве
РСФСР"
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
18. При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
Пример:
в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О
политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических
партиях")
19. При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции.
Пример:
в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" (в редакции
Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ)
20. Ссылки на Конституцию Российской Федерации и Устав Пензенской области оформляются следующим образом:
Пример:
в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации
в соответствии с частью 2 статьи 21 Устава Пензенской области
21. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Примеры:
регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации
в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации
в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской
Федерации
22. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Примеры:
регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации
в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской
Федерации
в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской
Федерации
23. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:
регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Закона Пензенской области
от ___________ N ______ "________________"
24. Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Примеры:
подпункт "а.2" пункта 2 части 1 статьи 5
подпункт "в" пункта 1 части 2 статьи 5
глава 5
разделы III и IV
25. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Примеры:
абзац второй части 1 статьи 1
в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Пример:
Статья 33. Сертификация
1. ___________________: (абзац первый части 1)
______________________; (абзац второй части 1)
______________________; (абзац третий части 1)
______________________. (абзац четвертый части 1)
2. ___________________. (часть 2)
26. Ссылки на структурные единицы одного и того же законодательного акта оформляются следующим образом:
Примеры:
содержащиеся в главе 3 настоящего Закона
в связи с положениями настоящей главы
в соответствии с частью 32 статьи 5 настоящего Закона
в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи
в соответствии с пунктом 2.1 части 4 статьи 5 настоящего Закона
в соответствии с подпунктом "а.1" пункта 2 части 3 статьи 5
настоящего Закона
регулируется подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего
Закона
содержащиеся в параграфе 2 настоящей главы
27. Ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законе Пензенской области на постановление Правительства Пензенской области).
28. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
Внесение изменений в законодательные акты
29. Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, законом Пензенской области, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты.
30. Внесением изменений считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;
новая редакция структурной единицы законодательного акта;
дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение структурными единицами законодательного акта;
приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;
продление действия законодательного акта или его структурных единиц.
31. В соответствии с настоящим Законом изменения могут вноситься в следующие виды правовых актов:
Устав Пензенской области;
законы Пензенской области;
постановления Законодательного Собрания Пензенской области.
32. Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в иные законодательные акты или их структурные единицы, не допускается.
Исключение составляют законопроекты о бюджете Пензенской области на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.
33. Внесение изменений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом.
Пример:
О внесении изменений в статью 5 Закона Пензенской области "________"
Статья 1
Внести в статью 5 Закона Пензенской области от _______ N _____
"___________" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области,
2001, N ________, 2002, N ________) следующие изменения:
1) ___________________;
2) ___________________.
При внесении изменений одним законодательным актом в несколько законодательных актов изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.
Пример:
О внесении изменений в статью 5 Закона Пензенской области "________"
и в закон Пензенской области "_____________"
Статья 1
Внести в статью 5 Закона Пензенской области от _______ N _____
"___________" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области,
2001, N ________, 2002, N ________) следующие изменения:
1) ___________________;
2) ___________________.
Статья 2
Внести в закон Пензенской области от _____ N ___ "__________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2003,
N ________) следующие изменения:
1) ___________________;
2) ___________________;
3) ___________________;
4) ___________________.
34. При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).
Пример:
Статья 1
Внести в Закон Пензенской области от _________ N __ "_____________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2001,
N ________) следующие изменения:
в статье 1 слова "_________________" заменить словами "___________";
часть 1 статьи 2 дополнить словами "_______________";
в пункте 2 части 2 статьи 3 слова "_______________" исключить;
статью 4 признать утратившей силу;
часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции: "1. ______________";
в статье 6 слова "________________" заменить словами "____________".
35. При внесении изменений в законодательный акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а также соответствующие источники его официального опубликования.
Пример:
Внести в Закон Пензенской области от 7 апреля 2003 года N 461-ЗПО "О
регулировании земельных отношений на территории Пензенской области"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2003, N 8)
следующие изменения:
Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а в круглых скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.
Пример:
Внести в Закон Пензенской области от 1 сентября 1997 года N 54-ЗПО
"О поддержке инвестиционной деятельности на территории Пензенской
области" (в редакции Закона Пензенской области от 5 июля 2000 года
N 133-ЗПО) (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2000,
N 14) следующие изменения:
36. Независимо от конкретного содержания законопроекта, наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом:
Примеры:
О внесении изменения в Закон Пензенской области "__________________"
или
О внесении изменений в Закон Пензенской области "__________________"
или
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Пензенской
области в связи с принятием Федерального закона "__________________"
37. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта целесообразно конкретизировать.
Примеры:
О внесении изменений в статьи 5 и 10 Закона
Пензенской области "___________________"
или
О внесении изменений в статью 5 Закона
Пензенской области "____________________"
и статью 14 Закона Пензенской области "_____________"
38. Изменения всегда вносятся только в основной законодательный акт. Вносить изменения в основной законодательный акт путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт недопустимо.
39. Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.
40. При внесении изменений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки.
41. Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
42. Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью законодательного акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:
Примеры:
В статье 10 Закона Пензенской области от ________ N ___ "О ________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, __________,
N ____) слова "___________" заменить словами "_______________".
или
Статью 10 Закона Пензенской области от ________ N ___ "О __________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, __________,
N ____) после слов "___________" дополнить словами "___________".
43. Если в статье законодательного акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:
Примеры:
В статье 10 Закона Пензенской области от ________ N ___ "О ________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, ___________,
N ____) слова "_____________________________________" в соответствующих
(слова указываются в именительном падеже
единственного числа)"
числе и падеже заменить словами "_______________________________________"
(слова указываются в именительном падеже
единственного числа)
в соответствующих числе и падеже.
44. При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Пример:
Часть 1 статьи 7 Закона Пензенской области от ______ N ___ "О _____"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, __________,
N ___) дополнить предложением следующего содержания: "_________________".
или
в подпункте "в" пункта 2 части 1 статьи 7 слова "_______________"
заменить словами "_______________".
45. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример:
статью 1 после слов "_____________" дополнить словами "__________".
46. В случае, если дополняется словами структурная единица статьи законодательного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Пример:
пункт 1 статьи 1 дополнить словами "_______________"
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
47. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи законодательного акта оформляется следующим образом:
Пример:
Статья 1
Внести в Закон Пензенской области от ________ N ___ "О ____________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, ______________,
N ____) следующие изменения:
1) в статье 2:
в части 1 слова "_________________" заменить словами "___________";
часть 2 после слов "_____________" дополнить словами "____________";
часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) _________________;";
часть 4 дополнить предложением следующего содержания: "___________";
второе предложение пункта 2 части 2 статьи 3 исключить;
статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. ________________________
__________________________________________________________________".
48. При дополнении статьи законодательного акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.
Примеры:
статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. ___________________";
часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. ___________________";
пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом 5 следующего
содержания:
"5) ___________________"
49. В целях сохранения структуры статьи:
1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы (части, пункта, подпункта);
2) при необходимости включить новый абзац между уже имеющимися абзацами дается новая редакция той структурной единицы статьи законодательного акта, к которой относится абзац.
50. Новая редакция законодательного акта в целом, как правило, не допускается.
Законодатель принимает новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях если:
необходимо внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в законодательный акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы законодательного акта, причем частично;
необходимо внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
51. Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы законодательного акта.
52. Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
53. При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:
Внести в статью 16 Закона Пензенской области от ___________ N _____
"О ___________" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области,
_______, N ____) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 16. ________________________
__________________________________________________________________".
В данном случае наименование законодательного акта должно быть следующим:
О внесении изменения в статью 16 Закона
Пензенской области "О ______ _______________"
54. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего законодательного акта, а не является приложением к нему.
55. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126"
56. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз"
Перечень законодательных актов.# подлежащих
признанию утратившими силу
57. Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным законом или законом Пензенской области, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу.
58. В перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
1) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам законодательный акт, так и все законодательные акты, которыми в текст основного законодательного акта ранее вносились изменения.
Пример:
Закон Пензенской области от ________ N ____ "О _______________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, _________,
N _____; ________ N _______)
2) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь законодательный акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы законодательного акта, в том числе абзацы). При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица законодательного акта, так и все законодательные акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.
Пример:
главу 5 Закона Пензенской области от ________ N ____ "О ___________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, _______, N ____)
3) в исключительных случаях законодательные акты (или их структурные единицы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу).
Примеры:
статью 35 Закона Пензенской области от 23 декабря 2002 года
N 424-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2003 год" (Ведомости
Законодательного Собрания Пензенской области, 2002, N 6) в части
заключения мировых соглашений при рассмотрении дел о несостоятельности
(банкротстве) должников.
59. Признаваться утратившими силу могут следующие виды законодательных актов:
решения Пензенского областного Совета народных депутатов;
решения малого Совета Пензенского областного Совета народных депутатов;
постановления Законодательного Собрания Пензенской области;
законы Пензенской области.
60. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте о внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов, а также может быть самостоятельным законопроектом.
Оформление одновременного внесения изменений в законодательный акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же законодательного акта производится в соответствии с пунктом 34 настоящих Рекомендаций.
61. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один законодательный акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один законодательный акт или его часть, сохраняющие свое значение.
62. При необходимости установить в одном перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законодательные акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.
63. Если в законодательном акте осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь законодательный акт полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.
64. Если в законодательном акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законодательные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный законодательный акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.
65. В перечни законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются законодательные акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Законодательные акты (нормы) временного характера в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
Если действие законодательного акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной законодательный акт, так и продляющий его законодательный акт.
66. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
67. Если в пункте или статье законодательного акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.
68. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
Пример:
Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного
Постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от _______
N _____ "Об ___________" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской
области, 2001, N 30).
69. Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
Законом Пензенской области от 1 марта 2004 г. N 582-ЗПО в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к ЗаконуПензенской области
от 1 ноября 1999 г. N 171-ЗПО
(с изменениями от 1 марта 2004 г)
Подписной лист
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу населения Пензенской
области о внесении на рассмотрение Законодательного Собрания Пензенской
области проекта закона Пензенской области _______________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование проекта закона)
N пп |
Фамилия, имя, отчество гражданина |
Год рождения (в возрасте 18 лет-число и месяц рождения) |
Адрес места жительства |
Серия и номер паспорта или заменяющего его документа и дата его выдачи |
Подпись и дата ее внесения |
Подписной лист удостоверяю: ________________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество,
_________________________________________________________________________
адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его
_________________________________________________________________________
документа и дата его выдачи лица, собиравшего подписи, дата
_________________________________________________________________________
удостоверения подписного листа)
Инициатор (руководитель инициативной группы) внесения законопроекта
на рассмотрение Законодательного Собрания Пензенской области
________________________ (Фамилия и инициалы)
(подпись)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 1 ноября 1999 г. N 171-ЗПО "О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области"
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 12 от 10 ноября 1999 г., в газете "Вестник - Наша Пенза" N 38 от 10 ноября 1999 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 29 марта 2024 г. N 4196-ЗПО
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2024 г.
Закон Пензенской области от 14 июня 2023 г. N 4039-ЗПО
Изменения вступают в силу с 25 июня 2023 г.
Закон Пензенской области от 21 апреля 2023 г. N 4018-ЗПО
Изменения вступают в силу с 2 мая 2023 г.
Закон Пензенской области от 10 февраля 2023 г. N 3985-ЗПО
Изменения вступают в силу с 21 февраля 2023 г.
Закон Пензенской области от 25 ноября 2022 г. N 3931-ЗПО
Изменения вступают в силу с 9 декабря 2022 г.
Закон Пензенской области от 15 апреля 2022 г. N 3823-ЗПО
Изменения вступают в силу с 1 июня 2022 г.
Закон Пензенской области от 19 ноября 2021 г. N 3756-ЗПО
Изменения вступают в силу с 30 ноября 2021 г.
Закон Пензенской области от 22 октября 2021 г. N 3745-ЗПО
Изменения вступают в силу с 2 ноября 2021 г.
Закон Пензенской области от 6 августа 2021 г. N 3709-ЗПО
Изменения вступают в силу с 9 августа 2021 г.
Закон Пензенской области от 5 ноября 2020 г. N 3581-ЗПО
Изменения вступают в силу с 17 ноября 2020 г.
Закон Пензенской области от 14 февраля 2020 г. N 3452-ЗПО
Изменения вступают в силу с 25 февраля 2020 г.
Закон Пензенской области от 27 июня 2019 г. N 3350-ЗПО
Изменения вступают в силу с 9 июля 2019 г.
Закон Пензенской области от 28 июня 2018 г. N 3209-ЗПО
Изменения вступают в силу с 10 июля 2018 г.
Закон Пензенской области от 8 сентября 2017 г. N 3073-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 4 апреля 2017 г. N 3038-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 13 апреля 2016 г. N 2894-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 1 декабря 2015 г. N 2848-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 4 июля 2014 г. N 2596-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Отдельные изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.
Закон Пензенской области от 3 апреля 2014 г. N 2549-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 29 августа 2013 г. N 2437-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 6 мая 2013 г. N 2390-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 5 октября 2012 г. N 2297-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 27 февраля 2012 г. N 2196-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 27 декабря 2011 г. N 2193-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 10 октября 2011 г. N 2146-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и в части увеличения бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств, осуществляемых при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета Пензенской области, действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Закон Пензенской области от 12 августа 2011 г. N 2120-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона, но не ранее дня вступления в силу Закона Пензенской области от 12 августа 2011 г. N 2119-ЗПО, и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов депутатов Законодательного Собрания Пензенской области, назначенных после дня вступления в силу названного Закона
Закон Пензенской области от 25 октября 2010 г. N 1971-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 25 июня 2010 г. N 1906-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 27 февраля 2010 г. N 1856-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 17 декабря 2009 г. N 1819-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 16 сентября 2009 г. N 1789-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 27 февраля 2009 г. N 1699-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 20 мая 2008 г. N 1529-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 24 апреля 2007 г. N 1242-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 г. N 1203-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 10 апреля 2006 г. N 1010-ЗПО
Изменения вступают в силу на следующий день после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 28 июня 2005 г. N 831-ЗПО
Изменения вступают в силу на следующий день со дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 26 апреля 2004 г. N 609-ЗПО
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 1 марта 2004 г. N 582-ЗПО
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 8 июля 2002 г. N 384-ЗПО
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 7 июня 2002 г. N 369-ЗПО
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 7 июня 2002 г. N 368-ЗПО
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 30 марта 2001 г. N 276-ЗПО
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 6 октября 2000 г. N 225-ЗПО
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона