Принят Законодательным Собранием Пензенской области 21 января 2000 года
Настоящий Закон определяет правовые основы организации, функционирования и развития системы партнерства с целью достижения согласия при регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Термины и определения
Партнерство в сфере социально-трудовых отношений - система взаимоотношений между работниками (ом) или их представителями (профсоюзами, ассоциациями) и работодателями (ем) (предприятиями, учреждениями, объединениями, ассоциациями и т.д.) независимо от форм собственности при участии исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, с помощью которой стороны обеспечивают свои интересы в экономической, трудовой и социальной сферах деятельности согласно условиям коллективных (индивидуальных) договоров и соглашений.
Стороны соглашений - работники, работодатели, а также исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Пензенской области в лице их полномочных представителей.
Организация - предприятие, учреждение, объединение, ассоциация и другие юридические лица независимо от форм собственности и подчиненности.
Работники - физические лица, работающие в организации на основе трудового договора (контракта), лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лица, обучающиеся в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования.
Работодатели - организации (юридические лица) независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях.
Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюзов, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе переговоров по заключению, изменению, дополнению коллективного договора (соглашения), а также по контролю за их исполнением.
Представители работодателей - руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом организации, а также иными правовыми актами.
Представители исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления - руководители этих органов или другие лица, уполномоченные в соответствии с их уставами.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне области, города, района, отрасли и профессии.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организаций с работодателями.
Индивидуальный трудовой договор - соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Статья 2. Правовая основа системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений
Правовой основой системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений являются Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы Пензенской области, а также международные договоры Российской Федерации.
Статья 3. Принципы системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений
Принципами системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений являются:
1) уважение и учет интересов участников переговоров;
2) содействие исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в достижении соглашений в сфере социально-трудовых отношений;
3) равноправие сторон соглашений;
4) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
5) ответственность сторон за несоблюдение условий коллективных (индивидуальных) договоров и соглашений.
Статья 4. Сфера действия Закона
Настоящий Закон распространяется на всех участников системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений и все определяемые в соответствии со статьей 1 настоящего Закона стороны соглашений, действующих на территории Пензенской области.
Глава II. Система партнерства в сфере социально-трудовых отношений
Статья 5. Органы системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений
Органами системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений Пензенской области являются:
1) в организациях - двухсторонние комиссии;
2) на уровне области и в районах области - областная и районные трехсторонние комиссии;
3) в области содействия занятости и защиты интересов населения - Министерство труда и социального развития Пензенской области и координационный комитет.
Статья 6. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
1. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - комиссия) является постоянно действующим органом системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений в Пензенской области и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пензенской области и Положением, разработанным Правительством Пензенской области, объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и утвержденным Губернатором Пензенской области.
Комиссия формируется и действует на принципах паритетности и полномочности представителей, равноправия и взаимной ответственности сторон соглашения.
2. Комиссия имеет право:
1) давать рекомендации органам государственной власти Пензенской области о принятых в установленном порядке нормативных правовых актах в части социально-трудовых отношений;
2) получать необходимую информацию и материалы об экономическом, социально-трудовом положении области, его территориальных структур, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности;
3) проводить консультации с Правительством и Законодательным Собранием Пензенской области при решении вопросов разработки и реализации социально-экономической политики и правотворчества в сфере труда, занятости, трудовой миграции, социального обеспечения;
4) направлять в порядке, не противоречащем действующему законодательству, членов комиссии и экспертов на предприятия, в учреждения и организации, расположенные в Пензенской области, независимо от форм собственности и подчиненности для ознакомления с положением дел и необходимыми материалами, касающимися областного трехстороннего соглашения;
5) участвовать через создаваемые рабочие органы и группы в разработке городских, районных, отраслевых (межотраслевых) профессиональных соглашений;
6) оказывать практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, городских, районных, отраслевых (межотраслевых) профессиональных соглашений;
7) принимать решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения исполнительными органами государственной власти Пензенской области, профсоюзами, работодателями, их объединениями;
8) осуществлять контроль за выполнением условий областного трехстороннего соглашения;
9) вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, уклоняющихся от участия в переговорах по заключению или изменению коллективного договора, соглашения и невыполняющих предусмотренные в них обязательства;
10) содействовать разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, принимаемых в системе партнерства в сфере социально-трудовых отношений Пензенской области;
11) обсуждать проекты законов, иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Пензенской области по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Статья 7. Полномочия Министерства труда и социального развития Пензенской области в системе партнерства в сфере социально-трудовых отношений
Министерство труда и социального развития Пензенской области готовит материалы к заседаниям трехсторонней комиссии и содействует разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и местного самоуправления.
Статья 8. Координационный комитет содействия занятости населения Пензенской области
Координационный комитет содействия занятости населения создается в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с целью выработки согласованных решений по определению и реализации политики занятости населения в Пензенской области.
Координационный комитет содействия занятости населения создается из представителей объединений работодателей, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области, организаций и объединений профсоюзов, органов службы занятости, общественных организаций, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Представленные в координационном комитете содействия занятости населения стороны разрабатывают положение о работе комитета, которое утверждается Правительством Пензенской области.
Статья 9. Другие органы системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений
Стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной договоренности и согласно совместно определенным правилам могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Пензенской области по отдельным направлениям.
Глава III. Соглашения и коллективный договор
Статья 10. Областное трехстороннее соглашение
1. В соответствии с федеральным законом содержание областного трехстороннего соглашения определяется сторонами.
2. Областное трехстороннее соглашение может предусматривать положения:
1) об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;
2) о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;
3) о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;
4) о содействии занятости, переобучении работников;
5) об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;
6) о мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;
7) о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
8) о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в т.ч. подростков);
9) о развитии системы партнерства в сфере социально-трудовых отношений и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.
3. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству.
4. Областное трехстороннее соглашение:
1) заключается между Правительством Пензенской области, организациями профсоюзов, работодателями и их организациями;
2) разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений;
3) заключается до принятия областного бюджета на соответствующий период;
4) распространяется на работников, работодателей, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые уполномочили своих представителей заключить соглашения от их имени, а также на все организации в Пензенской области, не заявившие письменно в областную трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования.
5. Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников применительно к законодательству Российской Федерации, генеральному соглашению, общероссийским отраслевым (межотраслевым) тарифным соглашениям на соответствующий период.
6. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении областного трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и настоящим Законом.
7. Момент подписания областного трехстороннего соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.
8. Областное трехстороннее соглашение подписывается Председателем Правительства Пензенской области, руководителями объединений профсоюзов и объединений работодателей и в двухнедельный срок публикуется в областных средствах массовой информации. В том случае, когда стороны профсоюзов и работодателей представлены несколькими объединениями, областное трехстороннее соглашение подписывают их руководители по поручению сторон. Каждая из сторон разрабатывает мероприятия по реализации положений в течение срока, обусловленного областным трехсторонним соглашением.
9. Подписанное сторонами областное трехстороннее соглашение с приложениями в семидневный срок направляется в Министерство труда и социального развития Пензенской области для уведомительной регистрации.
10. В соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" срок действия областного трехстороннего соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.
11. Ход выполнения областного трехстороннего соглашения рассматривается областной трехсторонней комиссией не реже одного раза в квартал.
12. Изменения и дополнения в областное трехстороннее соглашение вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в соглашении.
Статья 11. Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение
1. Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение заключаются между объединениями профсоюзов и соответствующими объединениями работодателей.
2. Содержание областного отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, профессионального тарифного соглашения определяется сторонами на основе предварительных взаимных консультаций.
3. Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение могут предусматривать следующие положения:
1) форму, систему и размер оплаты труда (тарифную ставку первого разряда), различные виды доплат, пособий, денежных вознаграждений;
2) порядок индексации тарифных ставок и окладов, компенсаций работникам организаций с учетом уровня инфляции в соответствии с нормативными актами Российской Федерации;
3) основные условия материального стимулирования работников организаций, направленные на усиление их заинтересованности в эффективности производства;
4) дополнительные требования к условиям и охране труда, другие вопросы социальной направленности.
4. Тарифные ставки, предусмотренные в областном отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении, являются базовыми для организаций, расположенных на территории Пензенской области и используются ими при заключении индивидуальных и коллективных договоров.
5. Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение не должны снижать достигнутый уровень льгот и гарантий, предусмотренных соответствующими соглашениями федерального уровня. Порядок, сроки разработки и заключение соглашения определяются комиссией, образуемой сторонами в соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Районное, муниципальное соглашение
1. На районном, муниципальном уровнях участниками соглашения являются соответствующие объединения профсоюзов, объединения работодателей, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Пензенской области.
2. Районное, муниципальное соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в районе, муниципальном образовании в рамках полномочий сторон соответствующего уровня.
3. В соглашение не могут быть включены позиции, ухудшающие положение работников по сравнению с федеральным и областным трехсторонним и отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями.
4. В районах, муниципальных образованиях могут разрабатываться районные, муниципальные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения.
Статья 13. Коллективный договор
1. В коллективном договоре закрепляются система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, условия, охрана труда, режим работы и отдыха, жилищно-бытовые, оздоровительные мероприятия и социальные гарантии для работников организации.
2. В коллективный договор не должны включаться обязательства, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации и отраслевыми, территориальными соглашениями.
3. Работодатели, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективных договоров, соглашений, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, а также в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Организации и первичные профсоюзные организации, заключившие коллективные договоры, обладают преимущественным правом на постановку перед исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Пензенской области вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности предприятия.
Статья 14. Распространение действия соглашений. Присоединение к соглашениям и порядок их подписания при присоединении
1. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашения.
2. При заключении областного отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, в сферу действия которого включается не менее половины работников отрасли (отраслей), профессий, Министерство труда и социального развития Пензенской области вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
3. При заключении районного, муниципального соглашения, в сферу действия которого включается не менее половины работников всех отраслей, профессий района, муниципального образования, исполнительные органы государственной власти района и органы местного самоуправления вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
4. Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения письменного предложения о присоединении к соглашению не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.
5. Организации профсоюзов и их объединения, работодатели и их организации и объединения, не участвовавшие в переговорах по заключению соглашения, могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.
6. Порядок подписания соглашений определяется сторонами.
Статья 15. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров
1. Для уведомительной регистрации подписанные сторонами областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные и районные, муниципальные соглашения направляются в Министерство труда и социального развития Пензенской области, а коллективные договоры - в отделы по труду и занятости по месту нахождения организации.
2. Такой же порядок действует в случае внесения изменений или дополнений в соглашения, коллективные договоры.
3. Порядок уведомительной регистрации соглашений и коллективных договоров определяется Министерством труда и социального развития Пензенской области.
Статья 16. Индивидуальный трудовой договор (контракт)
В соответствии с Кодексом законов о труде трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме и оформляется приказом (распоряжением) администрации организации.
Копию трудового договора (контракта) работодатель - физическое лицо в трехдневный срок направляет в налоговый орган по месту регистрации в качестве индивидуального предпринимателя для целей налогообложения и защиты прав работника. Копия трудового договора (контракта) хранится по нормам действующего законодательства.
Глава IV. Права и обязанности сторон
в системе партнерства в сфере социально-трудовых отношений
Статья 17. Ведение коллективных переговоров
1. Каждая сторона имеет равные права на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров.
2. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению областного трехстороннего, областного отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, профессионального тарифного соглашения, районного, муниципального соглашения, коллективного договора вправе выступить любая сторона.
3. Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашения.
4. Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к соглашению по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий.
5. Момент подписания соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению соглашения.
Статья 18. Получение информации
Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать друг от друга полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения.
Сторона соглашения, коллективного договора обязана беспрепятственно представлять полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам. Порядок представления информации, содержащей государственную, коммерческую и служебную тайну, регулируется федеральным законодательством.
Статья 19. Посещение организаций
Представители сторон вправе беспрепятственно посещать организации, на которые распространяется действие соглашения, коллективного договора, если это не нарушает государственную, коммерческую или служебную тайну.
Статья 20. Взаимные консультации
Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводить взаимные консультации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, в том числе необходимые для ведения переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступить каждая из сторон.
Сторона соглашения, коллективного договора обязана приступить к консультациям с другой стороной не позднее чем через семь дней после поступления от нее письменного уведомления.
Статья 21. Участие сторон в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов
Стороны соглашений, коллективных договоров вправе взаимно участвовать в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
Статья 22. Распространение информации
Профсоюзные организации, функционирующие на территории Пензенской области, их объединения, представители работодателей имеют право в установленном законодательством порядке на распространение информации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам через средства массовой информации, а также направлять информацию в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Глава V. Ответственность в системе партнерства
в сфере социально-трудовых отношений
Статья 23. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах
Работодатели, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению (изменению) соглашений и коллективных договоров, а также не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Ответственность за непредоставление информации
Лица, представляющие работодателей, виновные в непредоставлении информации, необходимой для проведения коллективных договоров и осуществления контроля за соблюдением соглашения, коллективного договора, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Выполнение обязательств
Привлечение к ответственности не освобождает сторону (стороны) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
24 января 2000 года
N 191-ЗПО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 24 января 2000 г. N 191-ЗПО "О системе партнерства в сфере социально-трудовых отношений"
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 14 от 1 февраля 2000 г., в газете "Вестник - Наша Пенза" N 5 от 26 января 2000 г., в газете "Пензенская правда" N 12 от 21 марта 2000 г.
Законом Пензенской области от 29 июня 2006 г. N 1064-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 7 июня 2002 г. N 369-ЗПО