Докладчик: В.И. Губанов, заместитель главы администрации, председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы.
В целях повышения эффективности управления муниципальными предприятиями г. Пензы и усиления ответственности руководителей муниципальных унитарных предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности этих предприятий, руководствуясь Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом г. Пензы, Пензенская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение о муниципальном унитарном предприятии г. Пензы (прилагается).
2. Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (В.И. Губанов) привести учредительные документы действующих муниципальных унитарных предприятий в соответствие с Положением о муниципальном унитарном предприятии г. Пензы.
3. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением решения возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (В.И. Губанов) и постоянную комиссию городской Думы по градорегулированию, землепользованию, собственности и жилищно-коммунальному хозяйству (А.Е. Трыханов).
Глава города |
А.С. Калашников |
Утверждено
Пензенской городской Думы
от 25 февраля 2000 г. N 478/39
Положение
о муниципальном унитарном предприятии города Пензы
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ, Кодекса Законов о труде РФ, Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Устава г. Пензы и определяет основные принципы и единый на территории города Пензы порядок создания, реорганизации, ликвидации и деятельности муниципального унитарного предприятия (далее - МУП), обязательный для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления.
1.2. Настоящее Положение действует до принятия Федерального закона о муниципальных предприятиях.
1.3. МУП - коммерческая организация, учредителем которой от лица органов местного самоуправления города Пензы является Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (далее по тексту - Комитет) и имеющая право хозяйственного ведения на принадлежащее ей имущество, осуществляющая свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пензенской области, настоящим Положением и уставом МУП.
1.4. Имущество МУП является муниципальной собственностью г. Пензы и не может быть распределено по вкладам (паям), в том числе между работниками МУП.
1.5. МУП отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
1.6. МУП создается для осуществления видов деятельности, определяемых уставом, с целью обеспечения удовлетворения потребностей населения города в продукции (товарах), работах и услугах, а также получения прибыли.
1.7. МУП имеет полное и сокращенное фирменное наименование на русском языке. Полное фирменное наименование МУП должно содержать слова "унитарное предприятие" и указание на собственника его имущества, а также на характер деятельности МУП.
1.8. МУП имеет печать со своим полным наименованием, штампы, бланки, эмблемы, товарный знак, другие реквизиты, регистрируемые (присваиваемые) в порядке, установленном действующим законодательством.
1.9. Учредитель МУП или собственник его имущества не отвечают по обязательствам МУП, а МУП не отвечает по обязательствам учредителя или собственника, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством либо уставом МУП.
Если несостоятельность (банкротство) МУП вызвана учредителем, собственником МУП или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для МУП указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества МУП может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
2. Порядок создания и регистрации
муниципального унитарного предприятия
2.1. МУП создается по инициативе Комитета либо по предложению отраслевых подразделений администрации города.
2.2. Инициатор готовит технико-экономическое обоснование создания МУП, разработанное с учетом сложившихся потребностей населения города в производстве продукции (товаров), выполнении работ и оказании услуг, а также согласованные предложения по финансированию деятельности МУП и источникам финансирования, согласованным с финансовыми органами.
2.3. Решение о создании МУП принимается:
- Главой города Пензы, в случае, если уставный фонд создаваемого предприятия не превышает 10000-кратного установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда;
- Пензенской городской Думой, в случае если уставный фонд создаваемого предприятия превышает 10000-кратный установленный федеральным законодательством минимальный размер оплаты труда.
2.4. Учредительным документом МУП является устав предприятия, разработанный в соответствии с настоящим Положением.
Устав МУП должен содержать следующие данные:
полное и сокращенное фирменные наименования МУП;
место нахождения МУП;
предмет и цели деятельности МУП;
наименование органа МУП (руководитель, директор, генеральный директор);
сведения о порядке формирования резервного и иных фондов;
сведения о филиалах и представительствах МУП;
порядок управления деятельностью МУП;
размер уставного фонда МУП, порядок и источники его формирования;
порядок учета, отчетности и контроля деятельности МУП;
порядок отчислений от прибыли, полученной от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
2.5. Устав МУП утверждается Комитетом.
2.6. МУП подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
2.7. Сведения о созданном в установленном порядке МУП вносятся Комитетом в реестр муниципальной собственности города Пензы. Информация о вновь созданном МУП направляется в Пензенскую городскую Думу.
3. Имущество и средства МУП
3.1. МУП наделяется уставным фондом в размере, удовлетворяющем требования законодательства на момент его регистрации. Объявленный уставный фонд МУП должен быть полностью оплачен до момента его государственной регистрации.
Вкладом в уставный фонд могут быть:
денежные средства;
ценные бумаги;
здания;
сооружения;
оборудование;
имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку.
3.2. Имущество и средства МУП формируется за счет:
имущества, переданного МУП по решению учредителя в оплату уставного фонда;
иного имущества, переданного МУП по решению учредителя;
прибыли, полученной предприятием в результате хозяйственной деятельности;
заемных средств, в том числе кредитов банков и других кредитных организаций;
амортизационных отчислений;
капитальных вложений и дотаций из бюджета;
целевого бюджетного финансирования;
дивидендов (доходов), поступающих от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует МУП;
добровольных взносов организаций, предприятий, учреждений и граждан;
иных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3.3. МУП владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом в пределах, установленных действующим законодательством, актами органов местного самоуправления, а также договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, заключаемым МУП с Комитетом.
3.4. Прибыль МУП, образуемая в соответствии с действующим законодательством, после уплаты налогов и других обязательных платежей и отчислений собственнику поступает в распоряжение МУП и используется им в порядке, определенном уставом.
3.5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов МУП окажется меньше размера его уставного фонда, Комитет обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. В этом случае МУП обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.
3.6. МУП может формировать:
фонд потребления;
фонд накопления;
фонд социальной сферы;
резервный фонд;
иные виды фондов.
Порядок формирования и использования фондов МУП определяется его уставом и Комитетом.
МУП формирует резервный фонд в размере, определяемом его уставом и составляющем не менее 15 процентов его уставного фонда, направляя на эти цели не менее 5 процентов остающейся в его распоряжении прибыли до достижения резервным фондом установленной величины, если иной порядок формирования резервного фонда не предусмотрен уставом унитарного предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков МУП.
4. Распоряжение имуществом МУП
4.1. МУП распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
4.2. МУП не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия Комитета.
4.3. Уставом МУП могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, заключение которых не может осуществляться без согласия Комитета.
5. Права собственника имущества МУП
5.1. Глава города Пензы в отношении МУП:
принимает решения о создании предприятия;
определяет предмет и цели деятельности предприятия;
назначает на должность и освобождает от должности руководителя МУП;
принимает решения о реорганизации и ликвидации МУП;
имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством.
5.2. Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы в отношении МУП:
утверждает его устав, вносит изменения в устав или утверждает устав в новой редакции при изменении норм действующего законодательства;
дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных законом и иными правовыми актами, дает согласие на распоряжение иным имуществом, а также на совершение иных сделок;
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего МУП имущества;
имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством.
5.3. Комитет вправе истребовать имущество МУП из чужого незаконного владения.
5.4. Глава города вправе по представлению отраслевых подразделений администрации определять ассортиментный минимум, а Пензенская городская Дума определять порядок установления цен и тарифов на выпускаемую или реализуемую МУП продукцию (товары), выполняемые работы и оказываемые услуги, устанавливать требования по льготному обслуживанию отдельных категорий юридических и физических лиц, определять другие условия в интересах развития города, удовлетворения социально-культурных, коммунально-бытовых и иных потребностей населения города.
5.5. Если несостоятельность (банкротство) МУП вызвана исполнением им обязательных для этого МУП указаний собственника, который имеет возможность определять действия предприятия, на собственника в случае недостаточности имущества МУП может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
5.6. Глава города ежегодно устанавливает размер отчислений от прибыли, а для дотационных предприятий - нормативы распределения чистой прибыли по фондам предприятия.
6. Организация деятельности
муниципального унитарного предприятия
6.1. МУП строит свои отношения с юридическими и физическими лицами на основе договоров. В своей деятельности учитывает интересы потребителей, их требования к качеству продукции, работ, услуг.
6.2. Предприятие свободно в выборе форм хозяйственных договоров и условий хозяйственных взаимоотношений и реализует свои права в пределах, установленных действующим законодательством и уставом.
6.3. Для осуществления своей деятельности МУП может:
создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя;
создавать обособленные структурные подразделения (филиалы и представительства), утверждать положения о них, назначать руководителей;
приобретать, арендовать имущество за счет имеющихся у него средств;
в порядке и в пределах, установленных федеральным законодательством, настоящим Положением и уставом, распоряжаться принадлежащим ему имуществом;
планировать свою деятельность и определять перспективы развития, исходя из спроса на выпускаемую продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги;
использовать прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия;
определять формы и системы оплаты труда работников;
определять штатное расписание.
6.4. МУП обеспечивает гарантированный действующим законодательством минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников.
6.5. МУП обязано:
соблюдать требования устава;
оплачивать труд работников с соблюдением гарантий, установленных законодательством РФ и коллективным договором;
нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение договорных обязательств;
своевременно и в полном объеме перечислять налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
обеспечить безопасные условия труда и нести ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью работников;
рационально использовать земли и иные природные ресурсы, возмещать ущерб, причиненный допущенными в этой связи нарушениями, а также загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, противопожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований;
обеспечить выполнение мероприятий по гражданской обороне, противопожарной безопасности и мобилизационной подготовке;
осуществлять бухгалтерский учет результатов деятельности, вести статистическую отчетность, в сроки, установленные законодательством РФ, уставом МУП, контрактом с руководителем, представлять отчетность в Комитет и государственные органы, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия.
7. Управление муниципальным унитарным предприятием
7.1. Исполнительно-распорядительным органом МУП является директор. Директор подотчетен Главе города, заместителю главы города, курирующему отраслевое направление, соответствующее основному виду деятельности МУП, и Комитету в части использования муниципального имущества.
7.2. В соответствии с п. 5.1 настоящего Положения назначение на должность директора МУП и освобождение от нее осуществляется постановлением Главы города.
Назначение на должность директора МУП может быть также произведено по итогам конкурса. Порядок и условия проведения конкурса на право замещения должности директора МУП определяются Главой города либо по его поручению иными лицами.
7.3. На основании постановления Главы города о назначении руководителя МУП Комитет заключает с ним контракт в соответствии с трудовым законодательством.
7.4. Полномочия, права, обязанности директора МУП определяются настоящим Положением, уставом МУП и контрактом с директором.
7.5. Контракт с директором МУП согласовывается с заместителем главы города, курирующим отраслевое направление, соответствующее основному виду деятельности МУП.
7.6. Дисциплинарные взыскания налагаются на директора МУП Главой города по представлению заместителя главы, курирующего отраслевое направление, соответствующее основному виду деятельности МУП, либо по результатам проверок деятельности МУП в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о труде.
7.7. Директор без доверенности действует от имени МУП, представляет его интересы, распоряжается имуществом МУП в пределах, установленных действующим законодательством, уставом МУП, договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения и контрактом, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения денежными средствами МУП, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками МУП.
7.8. Директор самостоятельно определяет и утверждает структуру и штаты МУП, принимает на работу и увольняет работников предприятия.
7.9. Директор МУП несет ответственность перед собственником имущества МУП за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами Пензенской области, заключенным с ним трудовым договором (контрактом).
7.10. Директор МУП не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит это предприятие. Директор МУП не вправе занимать должности, а также выполнять оплачиваемую работу в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального органа управления коммерческой организации, кроме случаев, если участие в органах управления коммерческой организации входит в его должностные обязанности в соответствии с федеральным законодательством либо законодательством Пензенской области.
7.11. Директор МУП должен действовать в интересах представляемого им предприятия добросовестно и разумно. Он обязан по требованию собственника имущества предприятия, если иное не предусмотрено законом, возместить убытки, причиненные им предприятию.
8. Учет, отчетность и контроль деятельности
муниципального унитарного предприятия
8.1. МУП осуществляет оперативный бухгалтерский учет и ведет статистическую отчетность в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
8.2. Комитет как орган по управлению муниципальным имуществом осуществляет контроль за использованием по назначению имущества МУП и контроль за его сохранностью.
8.3. МУП ежеквартально представляет Комитету отчет о финансовых результатах и иные документы, перечень которых определяется органами местного самоуправления.
8.4. В случаях, предусмотренных уставом МУП, годовые баланс и отчет о финансовых результатах МУП подлежат подтверждению независимым аудитором, назначаемым Комитетом. Оплата услуг аудитора осуществляется за счет средств МУП.
8.5. МУП один раз в год отчитывается о своей деятельности за полугодие или год на балансовой комиссии.
8.6. Глава города, Пензенская городская Дума, Комитет могут организовать проведение ревизионных проверок деятельности предприятий.
8.7. В случае выявления в результате проверки и анализа данных неудовлетворительных результатов финансово-хозяйственной деятельности МУП могут осуществляться следующие мероприятия по оздоровлению деятельности МУП без его ликвидации:
наложение дисциплинарного взыскания на директора МУП (при необходимости - расторжение контракта), если будет установлена его вина;
изменение условий договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, договора аренды (в случае, если МУП арендует объект муниципального нежилого фонда);
разработка предложений по прямому бюджетному инвестированию, бюджетному кредитованию, дотированию и другим мерам финансовой поддержки МУП;
приватизация;
иные мероприятия, направленные на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности МУП, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством и актами органов местного самоуправления.
9. Прекращение деятельности
муниципального унитарного предприятия
9.1. Прекращение деятельности МУП может осуществляться в виде его реорганизации или ликвидации.
9.2. Реорганизация МУП (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) осуществляется по решению Главы города.
9.3. В случаях, установленных законом, реорганизация МУП в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
9.4. МУП считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
9.5. При реорганизации МУП в форме присоединения к нему другого МУП первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного МУП.
9.6. При слиянии МУП права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему МУП в соответствии с передаточным актом.
9.7. При присоединении МУП к другому МУП к последнему переходят права и обязанности присоединенного МУП в соответствии с передаточным актом.
9.8. При разделении МУП его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
9.9. При выделении из состава МУП одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного МУП в соответствии с разделительным балансом.
9.10. При преобразовании МУП в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного МУП в соответствии с передаточным актом.
9.11. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного МУП в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
9.12. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются председателем Комитета и представляются вместе с уставом для государственной регистрации вновь возникших МУП или внесения изменений в уставы существующих МУП.
9.13. Комитет обязан письменно уведомить о реорганизации МУП его кредиторов.
9.14. При реорганизации МУП договор о закреплении за ним имущества на праве хозяйственного ведения прекращается, имущество передается правопреемнику реорганизованного МУП либо в местную казну.
9.15. Ликвидация МУП влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
9.16. МУП может быть ликвидировано:
по решению Главы города, в том числе в связи с истечением срока, на который создано МУП, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации МУП в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;
вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Если стоимость имущества МУП недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
9.17. Комитет на основании постановления Главы города о ликвидации МУП обязан незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
9.18. Комитет назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с гражданским законодательством.
9.19. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами МУП. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого МУП выступает в суде.
9.20. По окончании ликвидации денежные средства и иное имущество МУП, включая выручку от реализации его имущества при ликвидации, после расчетов с кредиторами и дебиторами передаются ликвидационной комиссией в местную казну в порядке, установленном действующим законодательством.
9.21. Дальнейшее распоряжение имуществом ликвидированного МУП может быть осуществлено в форме:
передачи имущественного комплекса в целом либо его части ликвидированного МУП в аренду;
передачи имущественного комплекса МУП в доверительное управление;
передачи имущества другим муниципальным унитарным предприятиям или муниципальным учреждениям;
приватизации;
передачи в муниципальную казну;
в иной форме.
9.22. В случае ликвидации МУП вносятся изменения в Реестр муниципальной собственности города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенской городской Думы от 25 февраля 2000 г. N 478/39 "О Положении о муниципальном унитарном предприятии г. Пензы"
Текст Решения опубликован в газете "Наша Пенза. Специальный выпуск" от 5 апреля 2000 г., в "Сборнике нормативных правовых актов, принятых Пензенской городской Думой в январе-марте 2000 г." N 4
Решением Пензенской городской Думы от 28 мая 2004 г. N 698/50 настоящее Решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Пензенской городской Думы от 29 ноября 2002 г. N 373/27
Решение Пензенской городской Думы от 28 июня 2002 г. N 293/22.
Решение Пензенской городской Думы от 24 апреля 2002 г. N 267/20