Постановление Правительства Пензенской области
от 2 июля 2001 г. N 255-пП
"Об утверждении Программы по защите прав потребителей на территории
Пензенской области на период 2001-2003 годы"
Постановлением Правительства Пензенской области от 30 марта 2004 г. N 145-пП настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях повышения эффективности работы территориальных органов государственного управления исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей по обеспечению контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу по защите прав потребителей на территории Пензенской области на период 2001-2003 годы.
2. Рекомендовать территориальным органам государственного управления исполнительной власти области, органам местного самоуправления муниципальных образований с учетом требований законодательства разработать и утвердить комплексные программы по защите прав потребителей на 2001-2003 годы.
3. Настоящее постановление опубликовать в газетах "Издательский дом "Пензенская правда" и "Пензенские губернские ведомости".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Сатина В.А.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Утверждена
Правительства Пензенской области
от 2 июля 2001 г. N 255-пП
Программа
по защите прав потребителей на территории
Пензенской области на период 2001-2003 годы
Паспорт
Программы по защите прав потребителей на территории
Пензенской области на период 2001-2003 годы
Наименование Программы - Программа по защите прав потребителей на
территории Пензенской области на период
2001-2003 годы (далее именуется Программа)
Заказчик Программы - Правительство Пензенской области
Основные разработчики - Пензенское территориальное управление
Программы Министерства по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства Российской
Федерации;
- Отдел развития сферы услуг Правительства
Пензенской области
Цель Программы - Обеспечение возможности для жителей области
использовать предоставленные законом права
на государственную и общественную защиту
потребительских прав путем повышения
эффективности работы и взаимодействия
территориальных органов государственного
управления исполнительной власти области,
органов местного самоуправления
муниципальных образований, территориальных
органов федеральных органов исполнительной
власти, общественных объединений
потребителей по обеспечению контроля за
соблюдением законодательства о защите прав
потребителей
Задача Программы - Реализация государственной политики защиты
прав и законных интересов потребителей,
создание эффективного механизма защиты прав
потребителей в условиях рыночных отношений
Источники финансирования - Средства областного и местных бюджетов в
Программы пределах сумм штрафов, поступающих в
соответствующие бюджеты за нарушения
законодательства о защите прав потребителей,
привлеченные средства инвестиционных и
финансовых институтов; доходы от
издательской деятельности и платного
обучения, осуществляемых общественными
объединениями потребителей
Основные исполнители - Пензенское территориальное управление
Программы Министерства по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства Российской
Федерации;
- Отдел развития сферы услуг Правительства
Пензенской области;
- Территориальные органы федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющие в
пределах своей компетенции контроль за
качеством и безопасностью товаров (работ,
услуг);
- Территориальные органы государственного
управления исполнительной власти области и
органы местного самоуправления муниципальных
образований;
- Общественные объединения потребителей и
другие организации
Система контроля - Межведомственный совет по делам потребителей
Пензенское территориальное управление
Министерства по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства Российской
Федерации;
- Отдел развития сферы услуг Правительства
области.
Введение
Для повышения эффективности государственной потребительской политики в регионе требуются новые организационные подходы, предусматривающие принятие комплекса практических мер, направленных на реализацию задач защиты прав потребителей с учетом местных условий, на основе согласованных усилий заинтересованных структур. С этой целью создаются региональные комплексные программы по защите прав потребителей на период два, три года.
Настоящая Программа разработана исходя из принципа преемственности по отношению к "Программе по защите прав потребителей на территории Пензенской области на период 1999-2000 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 17.05.99 г. N 84-пП. Реализация предыдущей программы осуществлялась совместными усилиями Правительства области, органами, осуществляющими контроль за безопасностью и качеством товаров, работ, услуг на территории области, органами местного самоуправления, общественными организациями потребителей. Свыше 85% запланированных в программе мероприятий были выполнены. В результате скоординированных действий всех ветвей власти, контрольных органов, общественных организаций были достигнуты меры, обеспечивающие эффективную реализацию прав потребителей на безопасные товары (работы, услуги), информированность о товарах (работах, услугах), образование потребителей, право на судебную защиту потребителей по возмещению ущерба. Вместе с тем, отсутствие бюджетного финансирования программы затруднило выполнение мероприятий, касающихся создания учреждений потребительской экспертизы, обмен межведомственной информацией в связи с недостаточным внедрением автоматизированных рабочих мест специалистов органов по защите прав потребителей местного самоуправления, общественных организаций.
Новая Программа в первую очередь ориентирована на обеспечение права потребителей на качество, в том числе безопасность продукции и услуг, создание соответствующего информационного обеспечения. Особое значение придается организации оперативного обмена информацией между органами исполнительной власти и другими заинтересованными организациями на федеральном, региональном и местном уровнях, информацией о выявленных случаях проникновения на потребительский рынок опасных, поддельных товаров или возможности проникновения на него такой продукции.
Другим наиболее важным направлением Программы является продолжение работы по внедрению потребительского образования в учебных заведениях области, что позволит воспитать новое поколение граждан, четко осознающих и умеющих выражать и отстаивать свои потребительские интересы.
Важное значение в Программе отводится информационной и пропагандистской деятельности, направленной на:
- обеспечение потребителей структурированной и упорядоченной информацией со стороны государственных органов, ответственных за защиту прав и интересов потребителей, в том числе с использованием современных средств коммуникаций;
- создание и развитие консультационных центров на базе органов по защите прав потребителей и иных организаций (как правило на безвозмездной основе).
Программа предусматривает создание организаций саморегулирования бизнеса, так как они являются одним из элементов системы защиты прав потребителей, реально направлены на налаживание диалога с потребителями, вырабатывают и используют процедуры внесудебного урегулирования споров.
Одним из разделов Программы является правозащитная деятельность как одна из важнейших гарантий охраны прав потребителей, наиболее профессионально обеспечивающая строгое соблюдение правовых норм материального характера.
Программа разработана Пензенским территориальным управлением Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (далее - Пензенское ТУ МАП РФ), отделом развития сферы услуг Правительства Пензенской области (ОРСУ) с участием Пензенского центра стандартизации, метрологии и сертификации (ПЦСМС), Пензенского управления государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ГТИ), Пензенского областного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН), Пензенского отделения Российской транспортной инспекции (РТИ), Пензенской таможни, Пензенского управления государственной хлебной инспекции (ГХИ), Министерства образования области (Минобразования), Пензенской торгово-промышленной палаты (ТИП), Ассоциации потребителей Пензенской области (АППО) и другие.
План мероприятий по реализации программы
N п\п |
Мероприятия | Срок исполн. |
Исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Защита потребителей от недоброкачественной продукции | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Осуществление государственного контроля за соблюдением субъектами хозяйственной дея- тельности требований к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их изготовлении и поставке во исполнение Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Обеспечение государственного и инспекционно- го контроля за наличием сертификатов на реа- лизуемые товары (работы, услуги), и их соот- ветствие требованиям государственных стан- дартов, санитарных норм, правил и других нормативных документов, содержащих требова- ния и показатели по безопасности потреби- тельских товаров. Обязательное инспектирование качества зерна и хлебопродуктов, ввозимых на территорию Пензенской области, на их соответствие тре- бованиям ГОСТ. Осуществление систематического контроля за реализацией и использованием на территории области биологически активных добавок, пище- вой продукции из генетически модифицирован- ных источников в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доаккредитация испытательных лабораторий и метрологических служб предприятий и органи- заций по видам работ, необходимых для обес- печения потребностей в сертификации и метро- логического обеспечения деятельности пред- приятий Пензенской области. Продолжение проведения аккредитации лабора- торий на право проведения сертификационных испытаний пищевой продукции и продовольст- венного сырья в районах области. По согласованию с изготовителями проведение профессиональных дегустаций и тестирования выпускаемой продукции. Разработка и утверждение схемы взаимодейст- вия и формирование единой электронной базы данных по вопросу сертификации соответствия товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и подлежащих таможенному оформлению в зо- не деятельности Пензенской таможни. Проведение совместных проверок выполнения владельцами транспорта всех форм собствен- ности правил перевозок грузов и пассажиров, выполнения договорных обязательств и требо- ваний нормативных документов, выявление и пресечение деятельности юридических и физи- ческих лиц, занимающихся незаконным предпри- нимательством в этой сфере услуг, а также занимающихся ремонтом, техническим и сервис- ным обслуживанием автомобилей. Введение в практику договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг с целью оп- ределения порядка предоставления и оплаты услуг, прав и обязанностей потребителей, прав, обязанностей и ответственности испол- нителей. |
2001- 2003 гг. 2001- 2003 гг. 2001- 2003 гг. 2003 г. 2002 г. 2003 г. 2001- 2003 гг. 2001- 2003 гг. 2001- 2003 гг. 2002- 2003 гг. |
ПЦСМС, ГСЭН, ГТИ ПЦСМС, ГСЭН, ГТИ ГХИ ГСЭН ПЦСМС ГСЭН, ПЦСМС АППО ТУ МАП РФ, та- можня, ПЦСМС, ГХИ, ГСЭН, ТПП ТУ МАП РФ, РТИ, АППО ТУ МАП РФ, Минжилкомхоз |
II. Организация правового обучения потребителей | |||
11. 12. 13. 14. 15. 16. |
Расширение сети образовательных учреждений области, включивших изучение законодательст- ва о защите прав потребителей в учебные пла- ны на 2001-2002 учебный год. Организация работы ежегодных семинаров и курсов повышения квалификации для учителей истории права по вопросам преподавания основ законодательства о защите прав потребителей. Организация работы научной секции по изуче- нию основ потребительских знаний в рамках областной научно-практической конференции школьников. Подготовка и проведение областного и зональ- ного этапов Всероссийского конкурса по осно- вам потребительских знаний среди обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования. Подготовка обзоров судебной практики по во- просам защиты прав потребителей в области. Организация постоянного приема потребителей, их консультирование, информирование потреби- телей о результатах рассмотрения дел по их обращениям. |
2001 г. 2001- 2003 гг. 2001 г. 2002, 2003 гг. Посто- янно Посто- янно |
ТУ МАП РФ, Минобразования Минобразования Минобразования Минобразова- ния, ТУ МАП РФ, АППО ТУ МАП РФ, ПЦСМС, ГСЭН, ГТИ, АППО ТУ МАП РФ, ПЦСМС, ГСЭН, ГТИ, АППО |
III. Информационная и пропагандистская деятельность по защите прав потребителей |
|||
17. 18. 19. 20. 21. |
Подготовка и проведение мероприятий, посвя- щенных Всемирному дню защиты прав потребите- лей, включая: - встречи с трудовыми коллективами; - проведение семинаров и конференций по во- просам защиты прав потребителей; - проведение специальной передачи на радио и телевидении; - организация приема граждан по вопросам за- щиты прав потребителей руководителями ор- ганов, действующих в области защиты прав потребителей, главами администраций райо- нов и муниципальных образований. Организация и проведение семинаров для ра- ботников органов по защите прав потребителей районных администраций. Ведение систематических рубрик в областных, городских и районных газетах на потребитель- скую тематику. Организация выпуска информационного бюллете- ня "Правозащитник" в газете "Домашняя газе- та". Выявление несоответствия продукции установ- ленным требованиям путем анкетирования по- требителей через газеты "Счастливый случай", "Из первых рук". |
Ежегод- но Ежегод- но Посто- янно 2 раза в месяц 2001 г. |
ОРСУ, ТУ МАП РФ, ПЦСМС, ГСЭН ГТИ, АППО, администрации районов и му- ниципальных образований ОРСУ ТУ МАП РФ Администрации районов и му- ниципальных образований АППО ТУ МАП РФ, АППО |
IV. Саморегулирование бизнеса в системе защиты прав потребителей | |||
22. 23. 24. |
Создание организаций саморегулирования биз- неса (объединение предпринимателей в общест- венные и другие организации) с целью урегу- лирования споров между потребителями и пред- принимателями. Организация и проведение совещаний, семина- ров и иной помощи предпринимателям с выездом на места. Оказание методической помощи организациям саморегулирования бизнеса в принятии кодек- сов о соблюдении предпринимательской этики, заключения соглашений о соблюдении правил и обычаях делового оборота. |
2001- 2003 гг. Посто- янно Посто- янно |
ТУ МАП РФ, ТПП, Областной союз предпри- нимателей -"- -"- |
V. Правовая защита потребителей | |||
25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. |
Принятие мер для прекращения нарушений прав потребителей путем: - консультирования изготовителей (исполните- лей, продавцов); - направления предупреждений (претензий) для устранения нарушений в добровольном поряд- ке; - применения мер административного воздейст- вия; - направления материалов в государственные органы, осуществляющие контроль за качест- вом и безопасностью товаров (работ, услуг) Расширение практики обращений в органы про- куратуры материалов о привлечении к ответст- венности лиц, виновных в производстве и реа- лизации товаров, не соответствующих установ- ленным требованиям к безопасности и наруше- нии прав потребителей. Предъявление исков в суды, арбитражные суды в случаях нарушений изготовителями (исполни- телями, продавцами) требований к безопаснос- ти товаров (работ, услуг). Предъявление исков в суды в защиту прав по- требителей (неопределенного круга потребите- лей) Предъявление исков в суды о ликвидации (прекращении деятельности) изготовителя (ис- полнителя, продавца) в случае неоднократных и грубых нарушений прав потребителей. Участие в судебных процессах на правах третьих лиц для дачи заключений по делу в целях защиты прав потребителей. Оказание услуг потребителям в оформлении ис- ковых заявлений. |
Посто- янно По мере необхо- димости -"- -"- -"- -"- Посто- янно |
Администрации районов и му- ниципальных образований ТУ МАП РФ, ПЦСМС, ГСЭН, ГТИ, администрации районов и муниципальных образований ТУ МАП РФ, ПЦСМС, ГСЭН, ГТИ ТУ МАП РФ, АППО ТУ МАП РФ, ТУ МАП РФ, АППО АППО |
Контроль за ходом выполнения Программы
1. Текущий контроль за ходом выполнения Программы осуществляется Межведомственным советом по делам потребителей.
2. Вопросы выполнения текущих мероприятий Программы и необходимых ее корректировок выносятся на рассмотрение Межведомственного совета по делам потребителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 2 июля 2001 г. N 255-пП "Об утверждении Программы по защите прав потребителей на территории Пензенской области на период 2001-2003 годы"
Текст Постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 9 от 28 июля 2001 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 30 марта 2004 г. N 145-пП настоящее Постановление признано утратившим силу