28 декабря 2011 г.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 10.01.2002 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями), распоряжением Правительства Пензенской области от 07.05.2009 N 103-рП "О мерах по соблюдению природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории Пензенской области", с учетом оценки состояния окружающей среды, данной в Программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Пензенской области от 10.10.2007 N 1369-ЗПО "О Программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008-2012 годы" (с последующими изменениями), в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, а также руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в редакции от 10.01.2003)
1. Одобрить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
Распоряжением Правительства Пензенской области от 28 декабря 2011 г. N 828-рП в пункт 3 настоящего распоряжения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы охраны окружающей среды.
И.о. Губернатора Пензенской области |
О.К. Атюкова |
Одобрена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 23 сентября 2009 г. N 329-рП
Концепция обращения с отходами производства и потребления
на территории Пензенской области
28 декабря 2011 г.
I. Общие положения
Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области на 2010-2012 годы (далее - Концепция) определяет основные задачи и направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами на территории Пензенской области.
Концепция сформирована в соответствии с основными направлениями программы экономического и социального развития Пензенской области в целях обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду за счет внедрения эффективной системы обращения с отходами производства и потребления.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
- концепция - система связных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление;
- отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- система обращения с отходами производства и потребления - организация деятельности хозяйствующих субъектов по сбору, сортировке, транспортированию, размещению, переработке и уничтожению отходов, государственное управление и контроль за соблюдением установленных норм и правил в области обращения с отходами производства и потребления, сбор информации в области обращения с отходами производства и потребления, меры экономического регулирования в указанной области, вовлечение населения в деятельность по ресурсосбережению и уменьшению образования бытовых отходов, включая организацию раздельного сбора отходов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Пензенской области;
- вторичное сырье - материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки;
- сортировка отходов производства и потребления - разделение отходов по видам с целью выделения из них вторичного сырья, пригодного для дальнейшего использования;
- транспортировка отходов производства и потребления - перемещение отходов на специально оборудованных транспортных средствах между объектами их образования, хранения, переработки, уничтожения и захоронения;
- переработка отходов производства и потребления - деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов;
- уничтожение отходов производства и потребления - обработка отходов, имеющая целью практически полное прекращение их существования;
- утилизация отходов - повторное вовлечение отходов в хозяйственный оборот путем отделения и переработки содержащихся в них полезных компонентов, включения их в состав другого конечного продукта или использования для получения энергии;
- производитель отходов производства и потребления - юридическое, физическое лицо или индивидуальный предприниматель, чья производственная или иная хозяйственная деятельность связана с образованием отходов (источник отходов);
- захламление территории - несанкционированное размещение отходов производства и потребления сплошным свалочным телом в не отведенных для этого местах или отдельно расположенные очаговые навалы отходов объемом до 10 куб. м. каждый.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 28 декабря 2011 г. N 828-рП в раздел II настоящей Концепции внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
II. Состояние и проблемы сферы обращения с отходами на территории Пензенской области
В Пензенской области в год образуется более 1,3 млн. тонн отходов, представленных в основном отходами коммунального хозяйства и отходами промышленного производства.
На протяжении последнего периода прослеживается устойчивая тенденция захоронения отходов на полигонах. Среднегодовой прирост объемов образования отходов составляет 3-5%. От жилого фонда Пензенской области образуется 60% отходов потребления и 40% от деятельности предприятий, учреждений и организаций. По существу, в Пензенской области нет объектов индустриальной переработки и использования отходов, единственным способом обезвреживания является их захоронение в окружающей среде.
К твердым бытовым отходам (ТБО) относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, в торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях, отходы от отопительных устройств местного отопления, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, крупногабаритные отходы.
Твердые бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных после соответствующей сортировки и переработки для повторного использования. В состав твердых бытовых отходов входят следующие компоненты, указанные в таблице.
Таблица
Морфологический состав отходов
Виды отходов |
% от общего объема |
Бумага, картон |
38,2 |
Пищевые отходы |
28,6 |
Дерево, листья |
1,8 |
Текстиль |
4,9 |
Кожа, резина |
0,6 |
Полимерные материалы |
7,0 |
Кости |
1,0 |
Черный металл |
3,2 |
Цветной металл |
0,5 |
Стекло |
4,4 |
Камни, керамика |
0,7 |
Отсев менее 16 мм |
3,1 |
Прочее |
6,0 |
Отходы - всего |
100 |
Как видно из приведенных данных, твердые бытовые отходы населенных пунктов содержат такие ценные компоненты, как бумага, картон, стекло, полимерные материалы, металлы.
При захоронении твердых бытовых отходов на полигонах эти утильные фракции безвозвратно теряются. В частности, в среднем за год по Пензенской области теряется более 400,0 тыс. тонн макулатуры, 100,0 тыс. тонн черных и цветных металлов, 14,0 тыс. тонн полимерных материалов, 500,0 тыс. тонн пищевых отходов, 8,0 тыс. тонн стекла и т.д.
На территории области подавляющее большинство объектов по размещению и захоронению твердых бытовых отходов не отвечает современным санитарным и экологическим требованиям. Лишь на единичных объектах осуществляется государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) состояния атмосферного воздуха, подземных вод и почвы. На полигонах и свалках имеют место самовозгорания и умышленные поджоги отходов. Общая территория свалок и зоны отчуждения стали местами экологического бедствия. Рядом с ними небезопасно жить, работать, производить сельскохозяйственную продукцию, использовать для питья подземные воды.
Одной из причин, затрудняющих осуществление экологически безопасного и экономически эффективного обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Пензенской области, является то, что руководители различных уровней зачастую не осознают важности грамотного решения проблемы размещения отходов и избавляются от них наиболее дешевым способом, нарушая экологические требования.
Наличие вышеперечисленных факторов формирует неблагоприятную экологическую ситуацию и потенциальную угрозу здоровью населения и качеству окружающей среды.
Ключевыми проблемами, влияющими на управление потоками всех видов отходов, являются:
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- низкий уровень извлечения из отходов вторичного сырья;
- несовершенство системы сбора, сортировки и переработки отходов, отсутствие соответствующих технологий переработки и слабое развитие системы профильных предприятий переработки отходов;
- отсутствие системы утилизации крупногабаритных отходов, в которых содержатся коммерчески привлекательные материалы;
- отсутствие эффективной системы управления обращения с опасными отходами;
- наличие слабой конкурентной среды, недостаточное участие в этой сфере субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов производства и потребления, включая опасные.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 28 декабря 2011 г. N 828-рП в раздел III настоящей Концепции внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
III. Цели и приоритетные задачи развития системы обращения с отходами на территории Пензенской области
Целями системы обращения с отходами является создание эффективного управления и, на этой основе, благоприятного инвестиционного климата для развития индустрии переработки, использования и размещения отходов, что приведет к улучшению экологической обстановки в Пензенской области.
Цели могут быть достигнуты путем усовершенствования существующей системы управления отходами в комплексе с созданием на территории Пензенской области развитой производственной инфраструктуры по сбору, удалению, обезвреживанию и использованию отходов.
Достижение целей возможно при:
1. Формировании комплексной межотраслевой региональной системы управления обращением с отходами, обеспечивающей его экологическую безопасность и экономическую эффективность.
2. Разработке и реализации мероприятий, направленных на устранение последствий загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.
3. Создании (строительстве) производственных объектов, формирующих региональную индустрию переработки, обезвреживания и вторичного использования отходов.
Реализация каждого направления должна сопровождаться и корректироваться на основе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и контроля за соблюдением природоохранного законодательства, регламентирующего обращение с отходами.
Для реализации вышеуказанных целей предстоит выполнить следующие задачи:
1. Сформировать нормативно-правовую и инструктивно-методическую базу, в соответствии с которой будет осуществляться государственное и муниципальное регулирование в сфере обращения с отходами.
2. Создать систему межотраслевого управления обращения с отходами, построенную на основе организационно-управленческих, правовых, нормативных, экономических, информационных и контрольных регуляторов.
3. Провести реконструкцию существующих и строительство новых полигонов твердых бытовых отходов - специальных сооружений, предназначенных для изоляции и обезвреживания ТБО, гарантирующих санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, обеспечивающих статическую устойчивость твердых бытовых отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после его закрытия.
4. Принять неотложные мер# по оздоровлению окружающей среды, разработать и выполнить природоохранные мероприятия и работы, направленные на устранение последствий загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, а именно: санацию, дегазацию и рекультивацию мест размещения отходов (свалок), дальнейшая эксплуатация которых невозможна по экономическим и экологическим показателям.
5. Разработать перспективные методы переработки отходов и осуществить реализацию пилотных инвестиционных проектов по переработке, обезвреживанию и использованию отдельных видов отходов для последующего тиражирования как начальный этап крупномасштабного решения проблемы накопленных в регионе отходов.
Пилотные проекты должны отвечать следующим требованиям:
- высокая экономическая эффективность достижения эколого-экономических и социальных результатов;
- четкое определение технических решений по обращению с отходами и обоснованность ожидаемых позитивных результатов их осуществления;
- перспектива выхода на проектную мощность в сроки от 1 до 3 лет;
- возможность последующего тиражирования.
6. Организовать проведение инвентаризации мест размещения и захоронения отходов с целью оценки влияния их на окружающую среду и определения мест захоронения отходов, подлежащих рекультивации.
7. Осуществить разработку проектных предложений и проведение предпроектных работ по приведению мест размещения и захоронения отходов в соответствие с природоохранными требованиями.
8. Разработать предложения о вовлечении малого и среднего бизнеса на основе частно-государственного партнерства в процесс сбора, транспортировки и переработки отходов.
9. Усовершенствовать систему экологического образования и воспитания населения, руководителей предприятий, организаций по обращению с отходами, в том числе систематическое проведение работы с населением по пропаганде раздельного сбора твердых бытовых отходов.
10. Осуществить переход к селективному (раздельному) сбору отходов в населенных пунктах области, в процесс которого следует вовлекать население, применив систему морального и материального стимулирования за сданное вторичное сырье.
По мере решения указанных задач осуществить реализацию на территории Пензенской области инвестиционных проектов в рамках создания производственной инфраструктуры, обеспечивающей потребности региона в переработке, обезвреживании и использовании отходов производства и потребления.
IV. Сроки и этапы реализации системы обращения с отходами
Реализацию системы обращения с отходами на территории Пензенской области целесообразно проводить в три этапа:
1-й этап (2010 г.):
На данном этапе осуществляется сбор, анализ и детализация информации, характеризующей обстановку в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области, выявляются основные источники загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, определяются приоритетные проблемы в области обращения с отходами и причины их возникновения, на конкурсной основе формируется круг заинтересованных в их решении предприятий организаций и учреждений. В процессе разработки общей стратегии и политики в сфере обращения с отходами осуществляются институциональные преобразования, направленные на формирование региональной и муниципальной нормативно-правовой базы в области обращения с отходами с учетом требований действующего российского законодательства и местной специфики. Программа мероприятий первого этапа включает реализацию до 2011 года первоочередных и реально осуществимых пилотных инвестиционных проектов по переработке, обезвреживанию и использованию отходов.
2-й этап (2011 г.)
Организация селективного сбора и предварительной сортировки в населенных пунктах Пензенской области.
Проведение экономической, социальной и экологической оценки по эффективности региональной индустрии переработки, обезвреживания и использования отходов.
3-й этап (2012 г.)
Организуется реализация инвестиционных проектов в части строительства комплексов по переработке отходов производства и потребления в рамках создания производственной инфраструктуры, обеспечивающей потребности региона в переработке, обезвреживании и использовании отходов производства и потребления.
V. Основные особенности переработки вторичного сырья и возможный рынок реализации продукции на его основе
Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с твердыми отходами, является степень их утилизации. Разработанные технологии первичной сортировки твердых бытовых отходов, а также ручного или механизированного их разделения на предприятиях позволяют выделить такие ценные компоненты отходов, как черный и цветной металл, пластмасса, стекло, бумагу, а также превратить основную массу пищевых и некоторых других отходов в органическое удобрение, тепловую энергию, строительные материалы.
Таким образом, уже на сегодняшнем уровне технологии утилизации отходов имеется возможность практического использования их более чем на 70 процентов.
Отходы черного и цветного металла после отделения от основной массы твердых бытовых отходов прессуются и пакетируются, что обеспечивает их готовность к отправке на соответствующие литейные производства.
Отходы стекла могут быть использованы для переработки в изделия из технического стекла, например, для строительства, где чистота стекла не имеет определяющего значения.
Макулатура может быть использована для получения теплоизоляционных материалов, картона, низкосортной бумаги. Резинотехнические изделия - для получения резинового регенерата, производства новых резиновых изделий. Пластиковые отходы - для создания производств по пластику.
Комплекс организационных мер для увеличения доли использования утильных фракций твердых бытовых отходов сводится к следующему:
1. Создание нормативно-законодательной базы, обязывающей юридические лица (промышленные предприятия, торговые центры, магазины, оптовые рынки, банки) осуществлять вывоз отходов в центры их сбора и первичной обработки. При этом нормативная база должна обеспечивать экономическую эффективность деятельности этих центров.
2. Организация центров сбора и первичной обработки отходов.
3. Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей применение изделий из вторичных материалов в городском хозяйстве.
В практике всех развитых стран федеральные и местные власти стимулируют использование и потребление вторичных отходов. Методы их стимулирования включают в себя снижение ставок налогов для предприятий, занимающихся производством изделий из вторичных материалов, и обеспечение государственного заказа на изделия из вторичных материалов. Государственный заказ, как правило, заключается в том, что предприятия, выполняющие республиканские и местные заказы, обязаны использовать определенное количество изделий из вторичных материалов.
VI. Механизм реализации Концепции
Решение приоритетных задач Концепции предполагается обеспечить в рамках целевой программы по обращению с отходами производства и потребления. Реализация Концепции с использованием программно-целевого метода на территории Пензенской области необходима для максимально эффективного управления отраслью обращения с отходами, а также ресурсами, в том числе инвестиционными.
Таким образом, необходимость разработки и реализации целевой программы по обращению с отходами производства и потребления обусловлена следующими причинами:
- социально-экономическая острота проблемы;
- межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
- загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления;
- необходимость получения методической и иной помощи от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Пензенской области, общественных институтов, в том числе с целью снижения отраслевых рисков для частных инвесторов.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
- координацию деятельности органов исполнительной власти Пензенской области, органов местного самоуправления и частных инвесторов в области развития региональной инфраструктуры по обращению с отходами;
- реализацию комплекса мероприятий, способствующих улучшению качества окружающей природной среды;
- создание и развитие индустрии переработки отходов.
VII. Воспитание экологической культуры и обучение безопасному обращению с твердыми бытовыми отходами
Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование сферы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Пензенской области, без участия руководителей производств, ученых, специалистов и всего населения Пензенской области невозможна.
Необходимо расширять и углублять экологическое образование, формировать менталитет, ориентированный на развитие навыков рационального природопользования, внедрение передовых методов обращения с отходами, а также организацию экологического воспитания подрастающего поколения. В этих целях рекомендуется с раннего возраста проводить обучение культуре обращения с отходами в форме различных конкурсов, постановок кукольных спектаклей, выпуска детских книг, мультфильмов, посвященных теме экологии.
Необходимо вовлекать жителей Пензенской области в систему экологического просвещения, так как невозможно без проведения соответствующей подготовки и разъяснительной работы среди населения организовать раздельный сбор твердых бытовых отходов. Нужно довести до каждого жителя информацию о том, какие экологические и экономические результаты влечет раздельный сбор бытовых отходов, как он будет осуществляться (какие виды отходов будут собираться в отдельные контейнеры, чем отличаются контейнеры для бумаги, пластика и других видов отходов).
Необходимо развивать и поддерживать осознание жителями Пензенской области своей возможности влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении, создавать безопасную и эффективную систему обращения с твердыми бытовыми отходами.
VIII. Оценка эффективности социальных, экономических и экологических последствий от реализации Концепции
Разработка и осуществление программы к 2012 году позволит обеспечить рост качественных показателей в состоянии окружающей среды и количественных показателей в области обезвреживания, утилизации отходов и ресурсосбережения.
Качественные показатели:
1. Достижение целей, определенных экологической Доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области.
2. Выполнение законов и нормативных актов Российской Федерации и Пензенской области, регламентирующих порядок и правила обращения с отходами производства и потребления.
3. Минимизация бюджетных затрат на устранение последствий загрязнения окружающей среды продуктами человеческой жизнедеятельности.
4. Создание индустрии переработки отходов с максимальным использованием их полезной материальной и энергетической части.
5. Обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в Пензенской области.
6. Привлечение инвестиционных ресурсов в экономику Пензенской области.
7. Повышение уровня ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области за качество окружающей среды.
Количественные показатели (экология и ресурсосбережение):
1. Увеличение объемов использования отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов.
2. Уменьшение объема размещения отходов на свалках, полигонах, хранилищах.
3. Возврат в хозяйственный оборот ценных сельскохозяйственных и рекреационных земель, занятых свалками.
4. Получение дополнительных источников энергии (продукт - газ, тепло) и органических удобрений.
Количественные показатели (экономика и социальная сфера):
1. Привлечение инвестиций в экономику Пензенской области.
2. Пополнение бюджета Пензенской области и бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований.
3. Создание дополнительных рабочих мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 23 сентября 2009 г. N 329-рП "О Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области"
Текст распоряжения опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 69 от 1 октября 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 20 апреля 2015 г. N 171-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 28 декабря 2011 г. N 828-рП
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.