24 ноября 2008 г.
В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 28.02.2008 N 135-пП (с последующими изменениями) "Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Пензенской области, их формирования и реализации, подготовки материалов по федеральным целевым программам, в реализации которых участвует Правительство Пензенской области, а также проведения оценки эффективности их реализации" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие рыбного хозяйства в Пензенской области на 2009-2012 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пензенские губернские ведомости".
Постановлением Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 824-пП пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2009 г.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Председателя Правительства Пензенской области - Министра сельского хозяйства Пензенской области В.Г. Резниченко.
И.о. Губернатора Пензенской области |
А.И. Черницов |
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 15 октября 2008 г. N 663-пП
Долгосрочная целевая программа
"Развитие рыбного хозяйства в Пензенской области на 2009-2012 годы"
24 ноября 2008 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 824-пП в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
Паспорт долгосрочной целевой программы
Наименование программы Долгосрочная целевая программа "Развитие
рыбного хозяйства Пензенской области на
2009-2012 годы" (далее - Программа)
Дата принятия решения о Распоряжение Правительства Пензенской
разработке Программы, области от 09.10.2008 N 305-рП "О разработке
дата ее одобрения долгосрочных целевых программ"
(наименование и номер
соответствующего
правового акта)
Государственные Правительство Пензенской области
заказчики Программы
Основные разработчики Управление по развитию промыслов и
Программы использованию биоресурсов Пензенской области
Цель и задачи Основные цели:
Программы, важнейшие - формирование благоприятных
целевые показатели организационно-правовых и экономических
условий для развития рыбного хозяйства
Пензенской области;
- увеличение объема производства и вылова
товарной рыбы, других объектов аквакультуры;
- обеспечение населения экономически
доступной качественной и разнообразной
рыбной продукцией;
- развитие системы услуг в сфере
спортивно-любительского рыболовства.
Основные задачи:
- узаконить рыбохозяйственную деятельность
на водоемах Пензенской области;
- задействовать под рыбохозяйственную
деятельность максимальное количество
водоемов Пензенской области и привлечь
требуемое количество людских ресурсов;
- увеличить объемы производства
рыбопосадочного материала, товарной рыбы,
рыбопродуктов;
- удовлетворить потребности поклонников
спортивно-любительской рыбалки в плане
обеспечения их необходимым количеством
водоемов, участков водоемов и видовым
разнообразием в плане ловли рыбы.
Показатели:
- количество задействованных и вновь
построенных водоемов под цели рыбоводства,
рыболовства и организации
спортивно-любительского рыболовства;
- количество произведенного рыбопосадочного
материала, выращенной и отловленной товарной
рыбы, других объектов аквакультуры;
- количество произведенной рыбной продукции:
замороженной, соленой, вяленой, копченой,
пресервов и консервов;
- количество водоемов и рыбы для организации
спортивно-любительского рыболовства.
Сроки и этапы Программа разрабатывается на срок с 2009 по
реализации Программы 2012 годы и реализуется в 2 этапа:
I этап - 2009-2010 годы. Максимальное
вовлечение в рыбохозяйственный оборот
водоемов и людских ресурсов.
II этап - 2011-2012 годы. Рост объемов
производства и расширение ассортимента
рыбной продукции за счет интенсификации и
использования современных технологий
Перечень подпрограмм и Создание необходимых экономических,
основных мероприятий организационных, технических и иных условий
по следующим направлениям:
1) содействие в передаче бесхозяйных
водоемов в пользование под цели рыбного
хозяйства;
2) обучение и повышение квалификации кадров
рыбной отрасли;
3) научное, нормативно-правовое,
методическое обеспечение рыбного хозяйства;
4) ремонт и реконструкция объектов рыбного
хозяйства, техническое перевооружение
рыбоводных хозяйств и рыбоперерабатывающих
предприятий;
5) обеспечение Пензенской области
качественным рыбопосадочным материалом;
6) обеспечение рыбоводов сбалансированными
кормами;
7) проведение противоэпизоотических
мероприятий;
8) зарыбление Пензенского (Сурского)
водохранилища и других водных объектов
естественного и искусственного происхождения
ценными видами рыб;
9) организация промышленного и упорядочение
спортивно-любительского рыболовства,
содействие в культивировании нетрадиционных
объектов аквакультуры и водоплавающей птицы;
10) поддержка приусадебного и декоративного
рыбоводства;
11) проведение рыбоохранных мероприятий;
12) развитие кооперации рыбоводов с
рыбопереработчиками и производство рыбной
продукции из местного сырья;
13) развитие инфраструктуры закупок и сбыта
рыбной продукции, интеграция пензенского
рыбного хозяйства в общероссийское;
14) активизация инвестиционной деятельности,
привлечение частных и бюджетных инвестиций;
15) субсидирование части процентных ставок
по привлекаемым для рыбной отрасли кредитам
в порядке, предусмотренном законами о
бюджетах Российской Федерации и Пензенской
области, прямые бюджетные ассигнования на
реализацию Программы в порядке,
предусмотренном бюджетами соответствующих
уровней.
Исполнители Программы и Управление по развитию промыслов и
основных мероприятий использованию биоресурсов Пензенской области
Объемы и источники Программа реализуется за счет федерального
финансирования бюджета - 30,9 млн. руб., бюджета Пензенской
области - 10,2215 млн. руб., прочих
источников - 641,5 млн. руб.
В ходе реализации программы объемы и
источники ее финансирования подлежат
корректировке на основе анализа объема работ
и с учетом фактически выделенных средств из
федерального бюджета.
Ожидаемые конечные Реализация Программы позволит организовать и
результаты обеспечить устойчивое функционирование
рыбной отрасли Пензенской области, улучшить
обеспечение населения Пензенской области
свежей рыбой и рыбопродуктами, часть
продукции вывозить за пределы области,
предоставлять услуги для активного отдыха
населения на природе, предоставит рабочие
места преимущественно в сельской местности,
создаст налогооблагаемую базу.
Объем производства товарной рыбы (с учетом
любительского и промышленного лова в
арендованных водоемах) планируется довести к
2010 г. - до 900 тонн, к 2012 г. - до 1100
тонн (в сравнении с 2004 г. увеличить в 4,4
раза);
объем производства рыбопосадочного материала
довести к 2010 г. до 3,8 млн. штук
сеголеток, к 2012 г. до 4,5 млн. штук (по
сравнению с 2004 г. увеличить в 2,5 раза);
наладить выращивание других объектов
аквакультуры и водоплавающей птицы;
объемы производства переработанной рыбной
продукции к 2010 г. довести до 1000 тонн, к
2012 г. до 1200 тонн (по сравнению с 2004
увеличить в 2 раза), причем объем
производства рыбопродукции из местного сырья
довести до 250 тонн;
наладить производство рыбных консервов.
Общий экономический эффект от реализации
Программы, в 2010 г. - 242,2 млн. рублей, в
2012 г. - 344,4 млн. руб.
Система организации Контроль за исполнением программы
контроля за исполнением осуществляется Правительством Пензенской
Программы области и Управлением по развитию промыслов
и использованию биоресурсов Пензенской
области.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Постановлением Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 824-пП в раздел 1.1 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
1.1. Общие тенденции
Необходимая норма потребления рыбы и рыбопродуктов на человека в год составляет 18,2 килограмма. Особенно рыбные продукты требуются детям, беременным женщинам и людям старше 35-40 лет, которым с возрастом они должны заменять мясную пищу. В 1989 году в Пензенской области в прудах и бассейновых хозяйствах на теплых водах ТЭЦ-1 и ПМУ треста N 7 удалось вырастить 669 тонн товарной рыбы, что является очень хорошим показателем для центральных областей России. Однако в начале 90-х годов все российское рыбоводство из-за высокой стоимости электроэнергии, кормов и других ресурсов оказалось в глубоком кризисе.
Ресурсы мирового океана достаточно ограниченные, и поэтому аквакультуре - искусственному выращиванию рыбы и других водных организмов - стали уделять больше внимания. В результате аквакультура стала самой динамично развивающейся отраслью производства продуктов питания в мире. А с конца 90-х годов активное возрождение рыбоводства началось и в России.
Так в Пензенской области произошел рост производства товарной рыбы с 50 тонн в 2000 году до 311 тонн в 2005 году, рыбопосадочного материала с 0,45 млн. штук сеголеток в 2000 году до 2,0 млн. штук в 2005 году. В дальнейшем рост производства и отлов товарной рыбы, в том числе и любителями в арендованных водоемах составил: в 2006 г. - 457 тонн (план - 450), в 2007 г. - 640 тонн (план 600). Из них, по данным статистики, через торговую сеть товарной рыбы реализовано: в 2006 г. - 248 тонн, в 2007 г. - 322 тонн#.
1.2. Рыбоводство, спортивно-любительское рыболовство
В Пензенской области насчитывается 1250 прудов и водохранилищ общей площадью около 30 тыс. гектаров, протяженность речной системы составляет 15,5 тыс. километров. Развитая овражная система представляет потенциальные возможности для строительства новых прудов.
Однако необходимо отметить, что пензенские пруды - это водоемы комплексного назначения, отчасти приспособленные для промышленного рыбоводства. Построенные в 80-е годы специализированные рыбоводные хозяйства - Усть-Узинское, Камешкирское, Телегинское имеют отклонения от проекта и никогда на запланированные мощности не выходили. Тем не менее, по результатам исследования Пензенского научно-исследовательского института сельского хозяйства, в ряде передовых хозяйств удается получать с общей площади прудов комплексного назначения до 500 кг/га товарной рыбы или до 1000 кг/га с их мелководных участков. Получены положительные результаты совместного выращивания рыбы и водоплавающей птицы (гусей, уток).
Из всего количества водоемов, под цели рыбоводства и организацию спортивно-любительского рыболовства, по причинам несовершенства законодательства оформлено лишь 138 водных объектов. К тому же закрепленные водоемы зачастую используются неэффективно. Подобная ситуация не позволяет наращивать объемы производства товарной рыбы. Мешают развитию рыбоводства и другие причины:
1) негативное отношение со стороны ряда служб, не дающих возможность работать с водоемом - спускать воду, отлавливать рыбу, проводить рыбохозяйственную мелиорацию, осуществлять охрану хозяйства;
2) низкая квалификация специалистов, занимающихся рыбоводством;
3) неисправность гидротехнических сооружений, передаваемых в пользование;
4) незнание реальных продукционных возможностей пруда;
5) некачественный рыбопосадочный материал;
6) недостаток кормов и их низкое качество;
7) сложности с реализацией живой рыбы;
8) недостаточный объем проведения противоэпизоотических мероприятий.
Большое количество прудов, несмотря на существующие планы по развитию рыбоводства на уровне районов, остаются бесхозяйными по причине сложности и дороговизны их оформления для сельских жителей, хотя именно они и могут стать главными производителями товарной рыбы. С другой стороны, много прудов и водохранилищ остаются невостребованными и их гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии. Только передача под цели рыбоводства или спортивно-любительское рыболовство сохранит их как водные объекты.
В настоящее время стирается грань между хозяйствами по выращиванию товарной рыбы и предоставляющими услуги по спортивно-любительскому рыболовству. Практически все производители товарной рыбы, с целью ее выгодной реализации, организуют платную любительскую рыбалку. Напротив, хозяйства ориентированные на спортивно-любительское рыболовство не только увеличивают объемы выращивания товарной рыбы, но и формируют свои маточные стада. Поэтому рыба, выловленная любителями в арендованных водоемах, не должна учитываться отдельно от рыбы, реализованной через торговую сеть.
Организация сферы услуг в области спортивно-любительского рыболовства - одно из самых активных развивающихся направлений рыбной отрасли. Половину населения Пензенской области можно отнести к рыболовам-любителям, многие из которых хотели бы с семьями проводить активный отдых на природе в цивилизованных условиях. Оказание платных услуг спортивно-любительского рыболовства должно гарантировать рыболовам-любителям вылов качественной и разнообразной рыбы, благоприятных условий для отдыха, увеличить отчисления в бюджет.
Все приведенные выше проблемы решаемы и, в первую очередь, в организационном плане. Поэтому программные методы являются основополагающим инструментом для развития прудового рыбоводства и организации спортивно-любительского рыболовства в Пензенской области и заложенные в Программу объемы производства рыбы при благоприятном административном климате могут быть превышены.
1.3. Промышленное рыболовство, пастбищное рыбоводство
Пензенское водохранилище (Сурское море) занимает 37 процентов площадей водного фонда Пензенской области. По данным рыбохозяйственных исследований ежегодный вылов здесь возможен на уровне не менее 230 тонн. При этом значительная часть кормовой базы - планктон и фитопланктон рыбами-аборигенами недоиспользуется. Поэтому за счет вселения сюда ценных видов рыб-планктофагов и фитофагов ежегодный вылов можно увеличить до 500 тонн. С 2001 года официальный промышленный лов здесь по причине невозможности контроля, органами рыбоохраны закрыт. Однако по подсчетам специалистов любители за год вылавливают в данном водохранилище до 200 тонн рыбы. Кроме того, на рынках г. Пензы всегда продается рыба, выловленная промысловыми орудиями лова, то есть браконьерским способом. Главной мерой борьбы с браконьерством является открытие официального промысла. ОДУ (Общий допустимый улов), разработанный Краснодарским филиалом ВНИРО на 2009 г. составил 230 тонн.
Зарыбление Пензенского водохранилища и других водных объектов естественного и искусственного происхождения ценными видами рыб, открытие на них официального промышленного лова позволит увеличить производство товарной рыбы и уменьшить браконьерство.
1.4. Рыбопереработка
Пензенские рыбопереработчики солят, коптят, вялят рыбу, делают пресервы - все из привозного сырья. Однако их мощности недоиспользуются. Это связано с падением уловов рыбы в Астраханской области и других рыбных регионах страны и невозможностью заключения прямых договоров на закупку рыбы-сырца с морскими рыболовецкими хозяйствами. Вся рыба скупается до ее вылова и к пензенским переработчикам попадает перепроданная несколько раз. В результате, цены на рыбную продукцию являются достаточно высокими для жителей области. Не производятся в Пензенской области и рыбные консервы.
С развитием рыбоводства в Пензенской области возрастает необходимость переработки большой части выращенной рыбы. Для переработки карпа, растительноядных рыб пензенским рыбопереработчикам потребуется внедрение новых технологий, реконструкция производственных линий, работа по сбыту новой продукции. Невозможно оставить жителей области без традиционной рыбопродукции - сельди, кильки, скумбрии, тресковых. Поэтому необходимо оказывать содействие рыбопереработчикам в закупке рыбы-сырца по приемлемым ценам, а также в сбыте пензенской рыбы и продукции из нее в другие регионы.
1.5. Дополнительные направления рыбного хозяйства
В настоящее время значительный экономический эффект можно получить от культивирования нетрадиционных объектов аквакультуры - раков, пресноводных креветок, пищевых лягушек, моллюсков, медицинских пиявок, живых кормов. Культивирование данных объектов активно апробируется в различных регионах России. Пензенские рыбоводы-энтузиасты также проявляют интерес к этому вопросу. Так, в Пензенском районе наращиваются объемы производства калифорнийского червя для кормления осетровых, форели и других ценных видов рыб.
Совместное выращивание рыбы и водоплавающей птицы (уток, гусей) является одной из самых эффективных форм ведения прудового хозяйства. Комбинированное хозяйство позволяет получать больше пищевой продукции с единицы площади при низких затратах. Пензенские пруды комплексного назначения перспективны для этих целей. Водоплавающая птица востребована, но практически отсутствует на рынках области.
В последние годы в стране активно развивается приусадебное рыбоводство - выращивание рыбы в прудах площадью от 0,01 до 2-3 гектаров преимущественно для собственного потребления и эстетического удовлетворения. В Пензенской области с существующей здесь тягой людей к воде и рыбе, с наличием многочисленных ручьев, малых речек и оврагов это направление также принимает массовый характер, что даст дополнительный объем производства разнообразной рыбы и расширит сферу обслуживания рыбного хозяйства.
Активно развивается в г. Пензе и других городах Пензенской области аквариумное и декоративное рыбоводство, что очень важно для городских жителей, не имеющих возможности часто выезжать на природу. В плане эстетического воспитания, бережного отношения к природе, привлечения к промышленному рыбоводству необходимо поддерживать данное направление, а также контролировать ситуацию по исключению занесения в водоемы области нежелательных видов рыб и их заболевания.
Любительское рыболовство на естественных водоемах всегда было развито в Пензенской области. К числу любителей можно отнести сотни тысяч людей. Интересы такого количества людей необходимо учитывать и расширять сферу их обслуживания. Кроме того, любители ловят рыбу там, где экономически нецелесообразно заниматься рыбоводством, промышленным или спортивным рыболовством и тем самым производят дополнительную продукцию.
Роль государственной поддержки рыбного хозяйства области на данном этапе должна заключаться в создании благоприятных условий для развития отрасли, выделении финансовых ресурсов.
2. Основные цели и задачи реализации Программы
Основными целями Программы являются создание организационно-правовых и экономических условий для развития рыбного хозяйства Пензенской области:
1) максимальное задействование водного фонда под цели рыбоводства и рыболовства;
2) организация и устойчивое функционирование рыбоводных, рыбоперерабатывающих хозяйств и предприятий;
3) обеспечение роста производства рыбы, рыбопродуктов, улучшение их качества и разнообразия, развитие системы услуг в сфере спортивно--любительского рыболовства;
4) обеспечение населения дешевой свежей и разнообразной рыбной продукцией, услугами для активного отдыха на природе.
Данные цели могут быть достигнуты за счет выполнения следующих задач:
1) закрепления водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации за пользователями;
2) организации обучения пользователей водоемов, обеспечение их методической литературой;
3) рыбохозяйственного обследования водоемов с целью их рационального использования;
4) проведения ремонта гидротехнических сооружений, прудов, прудовых хозяйств, водохранилищ, реконструкции и их мелиорации;
5) технического перевооружения рыбоводных хозяйств, хозяйств спортивно-любительского направления;
6) создания племенных стад ценных видов рыб;
7) обеспечения рыбоводов качественным рыбопосадочным материалом ценных видов рыб;
8) зарыбления Пензенского (Сурского) водохранилища и других водных объектов естественного и искусственного происхождения ценными видами рыб;
9) проведения противоэпизоотических мероприятий на водоемах всех типов;
10) создания условий для самостоятельного производства, а также обеспечения рыбоводов сбалансированными, гранулированными рыбными кормами и удобрениями;
11) содействия в развитии кооперации в сфере рыбного хозяйства, в том числе и с организацией перерабатывающих кооперативов;
12) проведения технического перевооружения, комплексной реконструкции рыбоперерабатывающих предприятий с целью перехода на выпуск продукции из местного сырья и выпуск рыбных консервов;
13) обеспечения рыбопереработчиков сырьем;
14) стимулирования внедрения рыбоводами, рыболовами, рыбопереработчиками научно-исследовательских и опытно-констукторских# разработок, передовых технологий и оборудования;
15) научного, методического, консультационного обеспечения за счет создания региональной рыбохозяйственной лаборатории, двух наблюдательных пунктов на Пензенском водохранилище и стандартном водоеме комплексного назначения;
16) совершенствования маркетинга продукции и развития инфраструктуры сбыта;
17) создания механизма финансово-кредитной и инвестиционной поддержки;
18) совершенствования нормативно-правового обеспечения отрасли;
19) интеграции рыбного хозяйства Пензенской области в рыбохозяйственную отрасль России.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в два этапа.
Первый этап - 2009-2010 годы;
Второй этап - 2011-2012 годы.
Первый этап.
Максимальное вовлечение в рыбохозяйственный оборот незадействованных водоемов (включая бесхозяйные), людских ресурсов, инвестиций. Создание условий для устойчивого функционирования рыбных хозяйств и предприятий всех направлений. Обучение пользователей водоемов. Рыбохозяйственные обследования наиболее крупных и перспективных водохранилищ и прудов. Формирование племенных стад ценных видов рыб. Зарыбление Пензенского (Сурского) и других водных объектов естественного и искусственного происхождения ценными видами рыб, с целью открытия на них официального промысла и экологического оздоровления водоемов. Проведение лечебно-профилактических мероприятий. Создание условий для реализации рыбы. Интеграция рыбного хозяйства Пензенской области в рыбохозяйственную отрасль России.
Второй этап.
Внедрение интенсивных технологий, научных разработок, техническое перевооружение рыбных хозяйств, всех направлений деятельности. Кооперирование рыбопроизводства с рыбопереработкой. Рыбохозяйственный мониторинг водоемов. Поставка рыбопродукции и предоставление услуг по спортивно-любительскому рыболовству за пределы региона.
4. Система программных мероприятий
4.1. Закрепление водоемов за пользователями
Водоемы комплексного назначения предназначались преимущественно для орошения земель. В настоящее время они для данных и других целей практически не используются, но требуют значительных затрат на контроль и ремонт гидротехнических сооружений. Проводить подобные работы многие хозяева водоемов, по причине отсутствия экономической целесообразности, не видят смысла. Поэтому достаточно много прудов и водохранилищ являются фактически бесхозяйным#. Ветшают, разрушаются их плотины, угрожая техногенными бедствиями. Единственными, кто проявляет к ним коммерческий интерес, являются рыбоводы.
Существующая система передачи водоемов в пользование под цели рыбоводства и спортивно-любительское рыболовство - очень длительный, дорогостоящий для сельских жителей процесс, при этом не дающий пользователям гарантии невмешательства в их хозяйственную деятельность.
Ревизия существующего порядка рыбопромысловых участков, формирования реестра водных объектов, находящихся в собственности Пензенской области, пригодных для развития аквакультуры, передача их пользователям будет способствовать развитию рыбоводства, привлечению в данную отрасль новых людей, инвестиций и позволит решить проблему с бесхозяйными, в том числе аварийными, водоемами.
Водный фонд области может увеличиться за счет передачи пользователям земельных участков с расположенными на них оврагами на льготной основе для создания прудов и рыбоводных ферм.
Обеспечение рыбоводов нормативной базой позволит им беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью, значительно снизить браконьерство, безбоязненно вкладывать свои средства и ресурсы в производство и смелее привлекать инвестиции.
Увеличение водных объектов, закрепленных за конкретными пользователями, в значительной мере расширит налогооблагаемую базу и позволит эффективнее решать вопросы занятости сельского населения.
В ходе реализации предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
1) ревизия существующего порядка рыбопромысловых участков, формирования реестра водных объектов находящихся в собственности Пензенской области, пригодных для развития аквакультуры;
2) оказание содействия в передаче водных объектов, находящихся в собственности Пензенской области, пользователям;
3) оказание помощи в разработке бизнес-планов хозяйств аквакультуры и приведении их в соответствие с Программой;
4) содействие в строительстве новых прудов и создании рыбоводных ферм;
5) привлечение людских ресурсов и инвесторов к рыбохозяйственной деятельности.
План производства товарной рыбы с учетом ее отлова любителями приведен в таблице 1
Таблица 1
План производства товарной рыбы на 2009-2012 годы
Показатели |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2009 |
|
Объем производства (тонн) |
750 |
900 |
1000 |
1100 |
146,6 |
Плановая рыбопродуктивность (кг / га) |
325 |
350 |
375 |
375 |
115,4 |
Потребность нагульных площадей (гектаров) |
2300 |
2600 |
2700 |
2970 |
129,1 |
Количество нагульных прудов (штук) |
230 |
260 |
270 |
297 |
129,1 |
Потребность в рыбопосадочном материале (млн. штук) |
3,0 |
3,6 |
4,0 |
5,0 |
166,6 |
Объемы производства карпа (тонн) |
450 |
500 |
550 |
600 |
133,3 |
Потребность в кормах (тонн) |
1800 |
2000 |
2200 |
2400 |
133,3 |
4.2. Обучение пользователей водоемов
Среди пользователей водоемов Пензенской области лишь несколько человек имеют специальное образование в области рыбного хозяйства. Отсюда возникают серьезные ошибки и просчеты при составлении бизнес-планов, как правило, в сторону завышения объемов возможности получения рыбопродукции и, соответственно, прибыли, отклонения от научно-обоснованных технологий рыбоводства, низкие темпы роста рыбы и продуктивность, потери поголовья от заболеваний. В рамках программных мероприятий планируется осуществление комплекса мер по обучению рыбоводов и укреплению кадрового потенциала:
1) обязательное обучение пользователей водоемов на краткосрочных курсах в Пензенской области;
2) направление на обучение в рыбные высшие и средние специальные учебные заведения (г. Дмитров Московской области, г. Астрахань, г. Калининград);
3) внесение в установленном порядке предложений Пензенской государственной сельскохозяйственной академии по увеличению программы обучения по рыбоводству;
4) организация и проведение семинаров, совещаний и конференций по актуальным вопросам рыбного хозяйства, участие в семинарах и конференциях в других регионах России;
5) подготовка и распространение справочных и учебно-методических пособий по различным направлениям рыбного хозяйства;
6) оперативное информационное обеспечение пользователей водных объектов по вопросам деятельности рыбной отрасли, новейших достижений в науке и практике, проведение важнейших мероприятий.
4.3. Научное обеспечение отрасли
Пензенская область относится к третьей рыбоводной зоне со средней естественной рыбопродуктивностью 150 кг/га. На самом деле продуктивность отдельных водоемов области может колебаться от 30 до 250 кг/га, отсюда - разный состав используемых рыб, различные нормы посадки, количество кормов и разный доход. Задача рыбовода, получившего водоем, работать над повышением его рыбопродуктивности, то есть правильно ухаживать за самим водоемом и использовать эффективные технологии выращивания рыбы. Изъятый или возвращенный после использования водоем должен иметь рыбопродуктивность не ниже первоначальной. Особенно важно правильно использовать крупные водоемы - Пензенское, Вадинское и другие водохранилища, от которых можно получить наибольший доход, и где задействованы ряд организаций и тысячи рыболовов-любителей. Кроме того, существующая низкая рентабельность российского рыбоводства требует внедрения и использования новых технологий и передовых научных разработок.
В ходе реализации Программы предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
- кадастровое обследование водоемов, пригодных для развития аквакультуры;
- организация рыбохозяйственных исследований на водоемах области (в том числе разработка ОДУ - общих допустимых уловов) за счет средств федерального бюджета, бюджета Пензенской области и пользователей водоемов в установленном законом порядке;
- ходатайство перед федеральными органами государственной власти Российской Федерации о преобразовании лаборатории рыбоводства в составе Краснодарского филиала ВНИРО, курирующую Пензенскую область и состоящую из специалистов, проживающих в г. Пензе, в рыбохозяйственную лабораторию - филиал Государственного научно-исследовательского института по рыбному хозяйству на территории Пензенской области;
- создание наблюдательных пунктов на Пензенском водохранилище и одном из прудов комплексного назначения;
- осуществление мониторинга процессов изменения ихтиофауны в естественных водоемах области;
- оценка ситуации и разработка мер по ликвидации очагов заболевания рыб в естественных водоемах и прудовых хозяйствах, разработка мер профилактики;
- совершенствование биотехники выращивания рыбы, других объектов аквакультуры (традиционных и новых для региона видов) применительно к условиям Пензенской области;
- научное обеспечение рыбной отрасли Пензенской области, внедрение научных разработок и передовых технологий.
4.4. Ремонт и реконструкция объектов рыбного хозяйства, рыбоперерабатывающих предприятий, их техническое перевооружение
Практически все передаваемые пользователям плотины и другие гидротехнические сооружения требуют ремонта. Мелиорация на ряде существующих рыбоводных хозяйств не проводилась много лет, хотя для повышения рыбопродуктивности должна проводиться постоянно. Ряд прудов требует перепланировки. На базе пустующих оврагов планируется строительство новых прудов. Рыбоперерабатывающие предприятия области не имеют необходимого оборудования и не владеют в достаточно# степени технологией переработки местной рыбы и производства рыбной продукции. В рыбоводных хозяйствах предполагается строительство или переоборудование подсобных помещений, приобретение оборудования для кормления рыбы, ее отлова, хранения, первичной обработки, транспортировки. Для спортивно-любительского рыболовства необходимо создание оборудованных временными береговыми сооружениями зон отдыха, приобретение спортивного рыболовного инвентаря.
В ходе реализации предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
- консультационная, методическая помощь, проведение изыскательских, проектных работ;
- привлечение инвесторов и инвестиций;
- лизинг;
- налаживание устойчивых связей с предприятиями - производителями специального оборудования и материалов для рыбоводства и переработки рыбы за пределами региона, освоение выпуска части оборудования на предприятиях Пензенской области;
- содействие в переоборудовании предприятий по переработке пищевой продукции, отдельных линий, введение новых технологий для производства продукции из местного сырья и производства рыбных консервов.
План производства рыбной продукции до 2012 года приведен в таблице 2.
Таблица 2
План производства рыбной продукции
Показатели |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2009 |
|
Производство пищевой продукции, включая пресервы (тонн) |
950 |
1000 |
1100 |
1200 |
126,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
из привозного сырья (тонн) |
900 |
920 |
940 |
960 |
106,7 |
из местного сырья |
50 |
80 |
160 |
240 |
480,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
охлажденная, мороженая (тонн) |
650 |
650 |
700 |
750 |
115,4 |
копченая, вяленая, соленая, пряная (тонн) |
300 |
350 |
400 |
450 |
150,0 |
производство консервов (туб.) |
- |
500 |
1000 |
1100 |
1100,0 |
4.5. Обеспечение качественным рыбопосадочным материалом
В настоящее время в водоемы Пензенской области ежегодно зарыбляется около 80 тонн сеголетков карпа, карася и растительноядных рыб, но лишь половина из них выращена на территории Пензенской области. Кроме того, из различных регионов России, ежегодно завозятся около 40 млн. личинок ценных видов рыб. При закреплении свободных водоемов за пользователями потребность в рыбопосадочном материале возрастет в 4 раза. Ресурсы региона позволяют в полной мере обеспечить рыбоводство сеголетками основных прудовых рыб и снизить ввоз личиночного материала. Для этих целей необходимо формирование собственных ремонтно-маточных стад племенного карпа, а также формирование племенных стад растительноядных, осетровых и других ценных видов рыб и увеличение численности полносистемных рыбоводных хозяйств (ферм).
В ходе реализации предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
- закупка высокопородного племенного материала карпа и других ценных видов рыб для создания ремонтно-маточных стад в репродукторных хозяйствах;
- применение современных технологий содержания племенных стад;
- увеличение числа полносистемных рыбоводных хозяйств (производящих свой рыбопосадочный материал);
- применение современных технологий получения икры, ее инкубации, подращивания личинок и молоди рыб до стандартных навесок;
- устойчивое обеспечение рыбных хозяйств качественным рыбопосадочным материалом карповых рыб производимым в хозяйствах области, высококачественным материалом карповых, осетровых и прочих ценных видов рыб из передовых специализированных хозяйств по производству молоди рыб из других регионов России;
- зарыбление Пензенского водохранилища и других водных объектов естественного и искусственного происхождения ценными видами рыб и других естественных водоемов ценными и полезными видами рыб.
План производства рыбопосадочного материала на 2009-2012 годы приведен в таблице 3.
Таблица 3
План производства рыбопосадочного материала на 2009-2012 годы
Показатели |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2009 |
|
Объем производства сеголеток (млн. штук) |
3,5 |
3,8 |
4,2 |
4,5 |
128,6 |
Плановый выход с весом 25 грамм (тыс. шт./ гектар) |
26 |
28 |
31 |
33 |
126,9 |
Потребность площадей (гектар) |
135 |
146 |
162 |
174 |
128,9 |
Потребность в кормах (тонн) |
270 |
293 |
324 |
360 |
133,3 |
4.6. Обеспечение кормами и удобрениями
Кормовой коэффициент карпа - четыре единицы, на один килограмм привеса необходимо затратить четыре килограмма сбалансированных кормов. Полноценные корма должны содержать не менее 23 процентов белков, витамины, премиксы, быть гранулированными и водостойкими. В настоящее время лишь несколько хозяйств в Пензенской области обеспечены сбалансированными кормами в требуемом объеме. Производимые российскими заводами специализированные карповые корма для рыбоводства области достаточно дороги. Следует ориентироваться на производство кормов внутри региона. Предусматривается расширение использования удобрений,# способствует повышению естественной продуктивности водоема и снижению затрат на корма.
В ходе реализации предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
- организация взаимодействия рыбоводных хозяйств с производителями зерна и предприятиями по производству комбикормов и удобрений;
- содействие организации производства специализированных рыбоводных кормов на предприятиях Пензенской области;
- внедрение современных технологий кормления рыбы.
4.7. Противоэпизоотические мероприятия
В настоящее время ветеринарной службой аттестовано всего 73 водоема. Необходимые профилактические мероприятия, предупреждающие заболевание рыб, проводятся лишь на нескольких рыбоводных хозяйствах. При подобной ситуации возможны вспышки различных заболеваний, занесенных сюда с рыбопосадочным материалом из-за пределов области и некоторых пензенских рыбоводных хозяйств. В естественных водоемах Пензенской области, включая реку Суру, рыба заражена описторхозом, опасным для жизни человека заболеванием. Рыбы других водоемов часто заражены не опасными для человека, но снижающими их товарные качества гельминтами - лигулезом, постодиплостомозом.
В ходе реализации предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
- усиление ветеринарного контроля за ввозимой живой рыбой из-за пределов Пензенской области и реализуемой в товарной сети;
- обследование рыбных хозяйств на предмет заболевания рыб, взятие под контроль неблагополучных водоемов и доведение информации до заинтересованных лиц;
- противоэпизоотические мероприятия на естественных водоемах,
- организация обеспечения рыбоводных хозяйств медикаментами для профилактики и лечения рыб;
- организация и проведение лечебно-профилактических работ на прудах.
Для реализации мероприятий могут привлекаться в установленном законодательством порядке ветеринарная служба Пензенской области и служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (по согласованию).
4.8. Комплексное развитие рыбного хозяйства и сопутствующих отраслей
Дополнительный доход с водоемов можно получать за счет повышения их продуктивности путем совместного выращивания рыб в поликультуре, рыбы и водоплавающей птицы (гусей, уток), рыбы и раков. На землях, отведенных вокруг водоемов, возможно эффективное выращивание сельскохозяйственных животных.
Перспективным направлением является культивирование раков в монокультуре, пресноводных креветок, пищевых лягушек, моллюсков, медицинских пиявок, живых кормов. Из производства живых кормов для рыбы: добыча мотыля, выращивание калифорнийского червя, культивирование дафний.
Важным резервом увеличения производства товарной рыбы и использования сырьевых ресурсов естественных водоемов является открытие промыслового лова.
Целесообразно развитие приусадебного рыбоводства, выращивание рыбы в садках, бассейнах, на теплых водах (таблица 4).
Таблица 4
План развития любительского рыбоводства и рыболовства на 2009-2012 годы
Показатели |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2009 |
|
Площадь водоемов, занятых под приусадебное и декоративное рыбоводство (гектаров) |
125 |
150 |
175 |
200 |
160,0 |
Объем выращиваемой рыбы для собственного потребления (тонн) |
40 |
50 |
60 |
70 |
175,0 |
Потребность в рыбопосадочном материале (млн. штук) |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
160,0 |
Потребность в кормах (тонн) |
160 |
200 |
240 |
280 |
175,0 |
Объем вылова рыбы любителями в естественных и общественных водоемах (тонн) |
220 |
225 |
230 |
235 |
106,8 |
Необходимо удовлетворять интересы рыболовов-любителей и аквариумистов, проводить зарыбление общественных водоемов (таблица 5).
Таблица 5
Потребность в рыбопосадочном материале для зарыбления Пензенского водохранилища и других общественных водоемов (тыс. штук)
Виды рыб |
Годы |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Карп (сеголеток) |
25 |
25 |
25 |
25 |
Стерлядь (сеголеток) |
- |
- |
10 |
10 |
Чехонь, синец (личинок) |
- |
900 |
900 |
900 |
Пелядь (сеголеток) |
- |
10 |
10 |
- |
Толстолобики белый и пестрый (одно- и двухлетки) |
25 |
25 |
25 |
25 |
Белый амур (одно- и двухлетки) |
25 |
25 |
25 |
25 |
Щука, судак, сом (личинок) |
- |
500 |
500 |
500 |
Карась, черный амур (одно- и двухлетки) |
25 |
25 |
25 |
25 |
Вылов товарной рыбы (тонн) |
10 |
20 |
40 |
60 |
Примечание:
а) карп, стерлядь, чехонь, синец, пелядь - для получения товарной рыбы;
б) толстолобики, белый амур, щука, судак, сом - для биомелиорации (очищения от водорослей и малоценной рыбы);
в) карась, черный амур - в качестве противоэпизоотических мероприятий (выедание моллюсков - переносчиков гельминтов).
В ходе реализации предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
- оказание содействия рыбоводам в освоении выращивания рыб в поликультуре, совместного выращивания рыбы и водоплавающей птицы, рыбы и раков;
- конкурсный отбор оригинальных проектов и поиск инвесторов для культивирования нетрадиционных для Пензенской области объектов аквакультуры;
- оказание содействия в изучении и освоении современных технологий интегрированного способа выращивания рыбы, культивирования нетрадиционных объектов аквакультуры;
- поддержка развития приусадебного рыбоводства;
- оказание помощи в обеспечении вышеприведенных направлений посадочным материалом, кормами, оборудованием;
- содействие в экологических мероприятиях по снижению загрязнения естественных и незакрепленных водоемов, зараженности туводных рыб, восстановлению местной ихтиофауны и зарыблению ценными видами рыб;
- оказание содействия в организации промышленного лова;
- создание постоянно действующей выставки отечественных и декоративных рыб;
- поддержка общественных объединений рыболовов-любителей, аквариумистов, содействие в организации и проведении соревнований, выставок, обеспечении литературой, оборудованием.
4.9. Рыбоохранные мероприятия
Браконьерство в России и Пензенской области достигло таких масштабов, что рыбные запасы в естественных водоемах снизились в несколько раз. Прудовые хозяйства вынуждены тратить неоправданно большие средства на охрану, что существенно снижает их рентабельность.
Далеки от решения и проблемы загрязнения водоемов, хотя в последние десятилетия существенно снизились выбросы в водоемы промышленных, бытовых стоков, загрязненных стоков с сельскохозяйственных угодий и животноводческих ферм.
Охрану водоемов, находящихся в пользовании рыбоводных хозяйств, контроль за поступающими в них стоками осуществляют сами пользователи. Естественные водоемы - озера, реки, а также бесхозные водохранилища и пруды контролируются органами рыбоохраны, охраны природы с привлечением правоохранительных органов, обществ охотников и рыболовов.
В ходе реализации предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
- проведение разъяснительной работы среди населения о незаконности действий по отлову искусственно выращиваемой рыбы без разрешения пользователя водоема;
- оказание содействия рыбоводам в рыбоохранных мероприятиях их водоемов;
- организация мероприятий по воспроизводству рыбных запасов в естественных и бесхозных водоемах;
- оказание содействия в сохранении биоразнообразия водной фауны охраняемых природных территорий;
- оказание содействия органам рыбоохраны в проведении мероприятий по пресечению браконьерства на водоемах и незаконной реализации свежей рыбы и рыбопродукции в населенных пунктах;
- проведение комплекса мероприятий по приведению нормативной правовой базы регулирующей рыбохозяйственную деятельность в Пензенской области в соответствие с действующими федеральными законами и устранение неоправданных нормативно-правовых ограничений, препятствующих развитию отрасли.
4.10. Создание рыбохозяйственного комплекса области, развитие инфраструктуры сбыта, интеграция пензенского рыбного хозяйства в общероссийское
Живая рыба - сложный для торговли продукт, требующий для его перевозки и реализации, специального оборудования, оформления сопроводительных документов на каждую партию. Кроме того, при реализации рыбы в областном центре и ряде районов рыбоводы сталкиваются с неоправданными административными барьерами.
Пензенские рыбопереработчики, освоившие наиболее простые технологии обработки морской и пресноводной рыбы, не проявляют должного интереса к изготовлению продукции из местной рыбы.
Неоднократно передовыми производителями рыбной продукции Пензенской области поднимался вопрос о необходимости кооперации между рыбоводами, рыбопереработчиками и другими подотраслями рыбохозяйственной отрасли. Необходимо также активизировать деятельность некоммерческого партнерства "Пензрыбхоз" входящего в состав Росрыбхоза, что позволит поднять уровень пензенского рыбного хозяйства до общероссийского, успешно работать в регионе и конкурировать на российском рынке.
В ходе реализации предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
- организация маркетинга продукции рыбохозяйственной отрасли;
- содействие в создании благоприятных условий для реализации живой рыбы и рыбопродукции;
- содействие рыбоводам в приобретении живорыбного транспорта, оборудовании специализированных торговых точек и мест для реализации живой рыбы;
- разработка и осуществление мер способствующих расширению производства на перерабатывающих предприятиях области рыбопродукции из местного сырья;
- осуществление мер по повышению конкурентоспособности производимой в регионе рыбной продукции, в первую очередь улучшению ее качества;
- организация эффективного взаимодействия с общественными объединениями, действующими в сфере рыбного хозяйства Пензенской области;
- осуществление мер по включению рыбохозяйственного комплекса Пензенской области в федеральные программы и организации участия в общероссийских мероприятиях рыбного хозяйства, войти в план поставок рыбной продукции в г. Москву и другие регионы России.
Постановлением Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 824-пП в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Исходя из потенциала рыбохозяйственной отрасли, предусмотренные Программой задачи являются минимальными. Это связано с отсутствием опыта рыбоводства у пользователей, изношенностью гидротехнических сооружений, отсутствием системы сбыта живой рыбы и рыбопереработки из местного сырья.
Осуществление Программы проводится за счет следующих источников финансирования (таблица 6):
1) собственных средств пользователей водоемов;
2) заемных средств в форме краткосрочных кредитов коммерческих банков для финансирования текущих расходов, инвестиционных кредитов, направленных на:
- ремонт и реконструкцию рыбоводных хозяйств, хозяйств спортивно-любительского рыболовства и рыбоперерабатывающих предприятий;
- техническое перевооружение рыбоводных хозяйств, хозяйств спортивно-любительского рыболовства и рыбоперерабатывающих предприятий;
- обеспечение рыбопосадочным материалом;
- обеспечение кормами и удобрениями;
- приобретение сырья для рыбопереработки;
- создание инфраструктуры сбыта;
- создание постояннодействующей выставки отечественных и экзотических рыб;
3) средств из федерального бюджета на:
- ремонт и реконструкцию рыбоводных хозяйств и хозяйств спортивно-любительского рыболовства;
- создание рыбохозяйственной лаборатории;
- проведение рыбохозяйственных исследований;
- оплату работ по зарыблению естественных водоемов;
- проведение рыбоохранных мероприятий;
- проведение противоэпизоотических мероприятий в рыбоводных хозяйствах;
4) средств из бюджета Пензенской области на:
- создание рыбохозяйственной лаборатории;
- создание наблюдательных пунктов;
- проведение рыбохозяйственных исследований;
- оплату работ по зарыблению естественных водоемов;
- оплату услуг по обучению.
5) прочие источники.
В ходе реализации программы объемы и источники ее финансирования подлежат корректировке на основе анализа объема работ и с учетом фактически выделенных средств из федерального бюджета.
Таблица 6
Объемы и источники финансирования Программы (млн. рублей)
Программные мероприятия |
Годы |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обучение | ||||
Всего |
0,4 |
0,48 |
0,6 |
0,7 |
Бюджет Пензенской области |
0,2 |
0,23 |
0,3 |
0,35 |
Прочие источники |
0,2 |
0,25 |
0,3 |
0,35 |
Рыбохозяйственные исследования | ||||
Всего |
0,9 |
1,1 |
1,4 |
1,7 |
Федеральный бюджет |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
Бюджет Пензенской области |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
Прочие источники |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
Создание рыбохозяйственной лаборатории | ||||
Всего |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
Федеральный бюджет |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
Бюджет Пензенской области |
- |
- |
0,3 |
0,3 |
Создание наблюдательных пунктов |
|
|
|
|
Всего |
- |
- |
2,5405 |
3,2 |
Бюджет Пензенской области |
- |
- |
2,5405 |
3,2 |
Ремонт и реконструкция рыбоводных хозяйств и хозяйств по организации спортивно-любительского рыболовства | ||||
Всего |
13,9 п |
14,4 |
16,8 |
18,6 |
Федеральный бюджет |
3,5 |
4,0 |
4,2 |
4,4 |
Прочие источники |
10,4 |
10,4 |
12,6 |
14,2 |
Ремонт и реконструкция рыбоперерабатывающих предприятий | ||||
Всего |
3,0 |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
Прочие источники |
3,0 |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
Техническое перевооружение рыбоводных хозяйств и хозяйств по организации спортивно-любительского рыболовства | ||||
Всего |
7,3 |
7,7 |
7,8 |
7,9 |
Прочие источники |
0,3 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Техническое перевооружение рыбоперерабатывающих предприятий | ||||
Всего |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
Прочие источники |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
Формирование племенных стад ценных видов рыб | ||||
Всего |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
Прочие источники |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
Обеспечение рыбопосадочным материалом | ||||
Всего |
15,4 |
18,6 |
19,0 |
19,5 |
Прочие источники |
15,4 |
18,6 |
19,0 |
19,5 |
Зарыбление естественных водоемов | ||||
Всего |
0,392 |
0,509 |
0,8 |
1,0 |
Федеральный бюджет |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
Бюджет Пензенской области |
0,192 |
0,209 |
0,4 |
0,5 |
Обеспечение кормами и удобрениями | ||||
Всего |
26,7 |
33,2 |
39,0 |
46,8 |
Прочие источники |
26,7 |
33,2 |
39,0 |
46,8 |
Противоэпизоотические мероприятия | ||||
Всего |
4,2 |
4,6 |
4,8 |
5,0 |
Федеральный бюджет |
2,1 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
Прочие источники |
2,1 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
Рыбоохранные мероприятия | ||||
Всего |
1,0 |
1,1 |
1,4 |
1,6 |
Федеральный бюджет |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
Прочие источники |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,2 |
Приобретение сырья для рыбопереработки | ||||
Всего |
59,4 |
65,0 |
82,5 |
88,0 |
Прочие источники |
59,4 |
65,0 |
82,5 |
88,0 |
Создание инфраструктуры сбыта | ||||
Всего |
2,0 |
2,0 |
2,2 |
2,4 |
Прочие источники |
2,0 |
2,0 |
2,2 |
2,4 |
Создание постоянно действующей выставки отечественных и экзотических рыб | ||||
Всего |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
Прочие источники |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
Общие объемы и источники финансирования программы | ||||
Всего |
137,492 |
154,689 |
186,3405 |
204,100 |
Бюджет Пензенской области |
0,692 |
0,739 |
3,9405 |
4,850 |
Федеральный бюджет |
6,7 |
7,5 |
8,1 |
8,6 |
Прочие источники |
130,1 |
146,45 |
174,3 |
190,65 |
6. Механизм реализации Программы
Срок реализации Программы рассчитан на 2009-2012 годы. Программа реализуется на основе действующего федерального законодательства и законодательства Пензенской области. Главным условием успешной реализации Программы является создание благоприятного# административных, правовых и экономических условий для развития и функционирования рыбной отрасли.
Программа предусматривает реализацию следующего комплекса мероприятий:
- разработка и принятие необходимых нормативных правовых актов в соответствии с действующим законодательством для реализации мероприятий Программы;
- создание новых и привлечение существующих научных организаций и учреждений, высших и средних специальных образовательных учреждений к научному, информационно-консультационному и кадровому обеспечению;
- оказание содействия в создании племенных стад ценных видов рыб, обеспечении многовидовым и качественным рыбопосадочным материалом -рыбоводных хозяйств водоемов общего пользования;
- оказание помощи в создании условий по производству и бесперебойному обеспечению кормами и удобрениями рыбоводных хозяйств;
- оказание содействия в ремонте, реконструкции, строительстве, техническом перевооружении рыбоводных хозяйств и рыбоперерабатывающих предприятий;
- осуществление интеграции рыбных хозяйств и предприятий внутри области и их вхождении в Российское рыбное хозяйство;
- содействие в развитие инфраструктуры закупок, сбыта, предоставления услуг в области рыбного хозяйства;
проведение конкурсов, научно-практических конференций, привлечение к участию в выставках и ярмарках, освещение положительного опыта развития прудовых хозяйств и рыбоперерабатывающих предприятий через средства массовой информации;
- ежегодный анализ итогов выполнения Программы районами, отдельными хозяйствами и предприятиями.
Программа предусматривает многоканальное финансирование затрат на ее реализацию.
7. Контроль за ходом реализации Программы
Комплексное управление реализацией Программы осуществляет Управление по развитию промыслов и использованию биоресурсов Пензенской области:
- в установленном существующим законодательством порядке определяет наиболее эффективные формы и порядок организации работ по выполнению Программы;
- осуществляет согласование с Министерством финансов Пензенской области, рыбохозяйственными структурами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, иными заинтересованными организациями объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
- согласовывает с участниками Программы плановые задания на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
- совместно с Министерством финансов Пензенской области обеспечивает контроль за эффективным и целевым использованием средств бюджета Пензенской области, выделенных на реализацию Программы;
- совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации обеспечивает контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета.
Информация о ходе реализации Программы ежегодно готовится Управлением по развитию промыслов и использованию биоресурсов Пензенской области, направляется в Правительство Пензенской области и в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы
Реализация данной Программы создает организационные и экономические условия для развития рыбной отрасли, устойчивого наращивания объемов производства свежей рыбы, рыбопродукции, других объектов аквакультуры, развития спортивно-любительского рыболовства и предоставления других услуг для активного отдыха населения. Выполнение мероприятий программы обеспечит внедрение эффективных технологий производства продукции, реализацию оригинальных проектов, повысит занятость населения (в первую очередь сельского), создаст новую налогооблагаемую базу и обеспечит дополнительные налоговые поступления в бюджет всех уровней. В результате реализации Программы в большей степени будет удовлетворяться потребность населения в рыбопродуктах, повысится их качество, будет расширен ассортимент, более доступными станут цены, улучшатся условия отдыха жителей области, больше людей смогут полноценно проводить отдых на природе в цивилизованных условиях, получать эстетическое удовлетворение от приобщения к подводному миру, научатся бережно относиться к окружающей среде.
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит к 2010 году увеличить производство товарной рыбы до 900 тонн, а за счет роста рыбопродуктивности используемых водоемов к 2012 году достичь уровня в 1100 тонн, или в 4,4 раза больше, чем в 2004 году (до начала реализации Закона Пензенской области "Об областной целевой программе "Развитие рыбного хозяйства в Пензенской области в 2005-2007 гг. и на период до 2010 года" (таблица 7). Объем производства рыбопосадочного материала довести к 2010 году до 3,8 млн. штук, к 2012 году - 4,5 млн. штук (в 2,5 раза больше, чем в 2004 году). Объем производства рыбопродукции всех видов переработки к 2010 году - до 1000 тонн, к 2012 году - 1200 тонн (в 2 раза больше, чем в 2004 году). При этом 250 тонн рыбопродукции будет производиться из местного сырья, которое в 2004 году не использовалось, будет налажен выпуск рыбных консервов.
За счет эффективного использования водоемов и прилегающих к ним земель планируется выращивание водоплавающей птицы (гусей, уток), развитие мелкотоварного производства сельхозпродукции. Программой предусматривается реализация проектов выращивания нетрадиционных для центральной России объектов аквакультуры и кормов, востребованных на рынках области и за ее пределами.
Одно из важных направлений Программы - организация досуга населения. Планируется ряд водоемов полностью задействовать для организации спортивно-любительского рыболовства на платной основе, на большинстве других выделить специальные места для тех же целей. Половина выращенной товарной рыбы предназначается для отлова рыбаками-любителями, остальная - для реализации через торговую сеть. Услугами в сфере спортивно-любительского рыболовства в 2010 году ориентировочно воспользуется до 310 тыс. человек (посещений), в 2012 году - 330 тыс. человек. Программа предполагает развитие сферы услуг для удовлетворения интересов рыболовов-любителей, рыбоводов-любителей, аквариумистов.
За счет средств областного бюджета планируется за срок действия программы обучить 420 человек, что позволит эффективно задействовать под рыбохозяйственные цели дополнительно 310 водоемов. Рыбохозяйственное обследование 24 водоемов позволит увеличить объем производства товарной рыбы на 440 тонн. Зарыбление водоемов рыбопосадочным материалом в объеме 7 тонн, позволит дополнительно получить товарной рыбы - 112 тонн (Приложение).
Общий годовой экономический эффект от реализации Программы в 2010 году составит 242,2 млн. рублей, в 2012 году - 344,4 млн. рублей и заложит базу для дальнейшего развития рыбного хозяйства области (таблица 8).
Таблица 7
Производство товарной рыбы в 2009-2012 году по районам (тонн)
N п/п |
Наименование районов |
Годы |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Башмаковский |
15 |
25 |
25 |
25 |
2. |
Бековский |
25 |
30 |
35 |
40 |
3. |
Белинский |
25 |
30 |
35 |
45 |
4. |
Бессоновский |
20 |
30 |
35 |
40 |
5. |
Вадинский |
65 |
75 |
80 |
80 |
6. |
Городищенский |
15 |
20 |
20 |
20 |
7. |
Земетчинский |
20 |
25 |
25 |
30 |
8. |
Иссинский |
10 |
15 |
15 |
15 |
9. |
Каменский |
45 |
50 |
55 |
60 |
10. |
Камешкирский |
45 |
50 |
55 |
55 |
11. |
Колышлейский |
30 |
35 |
40 |
45 |
12. |
Кузнецкий |
35 |
40 |
45 |
50 |
13. |
Лопатинский |
10 |
10 |
15 |
20 |
14. |
Лунинский |
15 |
20 |
25 |
25 |
15. |
Малосердобинский |
20 |
25 |
25 |
25 |
16. |
Мокшанский |
25 |
30 |
35 |
40 |
17. |
Наровчатский |
35 |
40 |
40 |
40 |
18. |
Неверкинский |
10 |
15 |
15 |
20 |
19. |
Нижнеломовский |
25 |
30 |
35 |
40 |
20. |
Никольский |
15 |
15 |
15 |
20 |
21. |
Пачелмский |
15 |
15 |
15 |
20 |
22. |
Пензенский |
80 |
90 |
100 |
110 |
23. |
Сердобский |
45 |
50 |
55 |
55 |
24. |
Сосновоборский |
10 |
10 |
15 |
20 |
25. |
Спасский |
30 |
35 |
40 |
40 |
26. |
Тамалинский |
25 |
30 |
35 |
40 |
27. |
Шемышейский |
40 |
60 |
70 |
80 |
|
Всего по области |
750 |
900 |
1000 |
1100 |
Таблица 8
Ожидаемые финансовые результаты (млн. рублей)
Показатели |
Годы |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Производство и вылов товарной рыбы, включая отлов любителями на арендованных водоемах |
71,3 |
90,0 |
110,0 |
132,0 |
Производство рыбопосадочного материала |
10,5 |
13,3 |
15,8 |
18,0 |
Производство нерыбных объектов |
5,5 |
6,7 |
6,9 |
7,2 |
Приусадебное и декоративное рыбоводство |
3,0 |
4,3 |
5,7 |
7,4 |
Любительское рыболовство в естественных и общественных водоемах |
6,6 |
7,9 |
9,2 |
11,8 |
Производство пищевой продукции |
104,5 |
120,0 |
143,0 |
168,0 |
Доход |
201,4 |
242,2 |
290,6 |
344,4 |
Приложение
к Программе
Перечень показателей критериев результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ на 2009-2012 годы
N |
Наименование целевой программы критерия |
Показатель результативности |
Показатель эффективности |
Государственный заказчик программы - ответственный исполнитель |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
|
Годы |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
|
1. |
Развитие рыбного хозяйства в Пензенской области на 2009-2012 годы |
|
|
Управление по развитию промыслов и использованию биоресурсов Пензенской области |
|||||||
1.1. |
Обучение |
Человек |
Новых эффективно работающих хозяйств (водоемов) |
Управление по развитию промыслов и использованию биоресурсов Пензенской области |
|||||||
100 |
100 |
110 |
110 |
75 |
75 |
80 |
80 |
||||
1.2. |
Рыбохозяйственные исследования |
Обследованных водоемов |
Рост производства товарной рыбы, тонн |
Управление по развитию промыслов и использованию биоресурсов Пензенской области |
|||||||
5 |
5 |
7 |
7 |
100 |
100 |
140 |
140 |
||||
1.3. |
Зарыбление естественных (общественных) водоемов |
Рыбопосадочный материал, тонн |
Товарная рыба, тонн |
Управление по развитию промыслов и использованию биоресурсов Пензенской области |
|||||||
1,5 |
1,5 |
2,5 |
2,5 |
21,0 |
21,0 |
35,0 |
35,0 |
Бюджетная заявка
на ассигнования из бюджета Пензенской области для финансирования долгосрочной целевой программы на 2009 год
Управление по развитию промыслов и использованию биоресурсов
Пензенской области
------------------------------------------------------------
Государственный заказчик (государственный
заказчик-координатор) долгосрочной целевой программы
N п/п |
Показатели |
Единица измерения |
2009 г. отчет |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1. |
Объем ассигнований из бюджета Пензенской области для финансирования |
млн. руб. |
0,692 |
0,739 |
4,400 |
4,850 |
1-й 2009-2010 гг. |
0,692 |
0,739 |
- |
- |
||
2-й 2011-2012 гг. (этапы программы на соответствующий год) |
- |
- |
4,400 |
4,850 |
||
2. |
Обоснование объемов ассигнований, запрашиваемых на в# соответствующий год на реализацию Программы |
млн. руб. |
|
|
|
|
Обучение |
0,200 |
0,230 |
0,300 |
0,350 |
||
Рыбохозяйственные исследования |
0,300 |
0,300 |
0,400 |
0,500 |
||
Создание рыбохозяйственной лаборатории |
- |
- |
0,300 |
0,300 |
||
Зарыбление естественных водоемов |
0,192 |
0,209 |
0,400 |
0,500 |
||
Создание наблюдательных пунктов |
- |
- |
3,000 |
3,200 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 15 октября 2008 г. N 663-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие рыбного хозяйства в Пензенской области на 2009-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г. и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 51 от 4 ноября 2008 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 9 сентября 2010 г. N 533-пП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 19 января 2010 г. N 17-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 июля 2009 г. N 556-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 20 мая 2009 г. N 410-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 22 января 2009 г. N 40-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 824-пП
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г. и действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период