Руководствуясь Лесным кодексом Российской Федерации, Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Пензенской области от 28.02.2008 N 135-пП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Пензенской области, их формирования и реализации, подготовки материалов по федеральным целевым программам, в реализации которых участвует Правительство Пензенской области, а также проведения оценки эффективности их реализации" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Воспроизводство, лесоразведение и охрана лесов на территории Пензенской области (2009-2012 годы)".
2. Министерству финансов Пензенской области (Е.И. Крашенинникова) при разработке проекта бюджета Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период предусмотреть выделение средств на реализацию долгосрочной целевой программы "Воспроизводство, лесоразведение и охрана лесов на территории Пензенской области (2009-2012 годы)".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2009 и действует в части, не противоречащей закону о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Пензенской области А.С. Крылова.
И.о. Губернатора Пензенской области |
А.И. Черницов |
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 15 октября 2008 г. N 659-пП
Долгосрочная целевая программа
"Воспроизводство, лесоразведение и охрана лесов на территории Пензенской области (2009-2012 годы)"
Паспорт областной целевой программы "Воспроизводство, лесоразведение и охрана лесов на территории Пензенской области (2009-2012 годы)"
Наименование программы - долгосрочная целевая программа
"Воспроизводство, лесоразведение и охрана
лесов на территории Пензенской области
(2009-2012 годы)" (далее - Программа)
Дата принятия решения - распоряжение Правительства Пензенской
о разработке Программы, области от 09.10.2008 N 305-рП
дата ее одобрения
(наименование и номер
соответствующего
правового акта)
Государственный заказчик - Правительство Пензенской области
заказчик
Разработчик Программы - Управление лесами Пензенской области
Цели и задачи Программы, - осуществление комплекса мер, применяемых в
важнейшие целевые лесоводстве, организационно-технических и
показатели экономических мер, направленных на
сохранение и воспроизводство лесов как
сырьевой базы и как важнейшего
природоформирующего компонента окружающей
природной среды на основе рационального и
неистощительного лесопользования;
повышение продуктивности и качества лесов,
сокращение площади не покрытых лесом земель,
облесение земель, непригодных для ведения
сельского хозяйства, профилактика водной и
ветровой эрозии почв, обеспечение
устойчивого состояния лесных экосистем,
создание благоприятных условий для
функционирования агропромышленного комплекса
области;
обеспечение охраны лесов от пожаров и
соблюдения лесного законодательства на
землях лесного фонда;
увеличение объема использования лесов, ранее
находившихся во владении
сельскохозяйственных организаций, проведение
в них мероприятий по воспроизводству,
лесоразведению и охране.
Основные задачи Программы - своевременное воспроизводство лесов,
лесоразведение наиболее эффективными
способами;
увеличение продуктивности лесов, улучшение
их породного состава и качества;
организация рационального использования
участков лесного фонда, поддержание
оптимальной лесистости территории;
техническое перевооружение организаций,
проводящих лесохозяйственные,
противопожарные, лесоохранные,
лесовосстановительные работы;
сохранение и усиление водоохранных,
санитарно-гигиенических и иных полезных
природных свойств лесов для выполнения ими
средозащитных функций;
предотвращение деградации земель, уменьшение
выбывания сельскохозяйственных угодий из
хозяйственного оборота;
охрана от пожаров, незаконных рубок, защита
от вредителей и болезней лесов,
расположенных на землях лесного фонда (далее
- леса лесного фонда), в том числе лесов,
ранее находившихся в безвозмездном
пользовании сельскохозяйственных
организации;
проведение лесоустроительных работ в лесах,
ранее находившихся в безвозмездном
пользовании сельскохозяйственных
организаций;
поддержание санитарного состояния лесов,
необходимого для их устойчивого развития
Сроки и этапы реализации - 2009-2012 годы
Программы
Перечень основных - техническое перевооружение организации,
мероприятий Программы проводящих лесохозяйственные, противо
пожарные, лесоохранные,
лесовосстановительные работы;
создание лесных культур с использованием
посадочного материала с улучшенными
наследственными свойствами, культур целевого
назначения;
создание полезащитных и противоэрозионных
полос;
оснащение и содержание пожарно-химических
станций;
организация наземной охраны лесов;
организация охраны лесов лесного фонда, в
том числе лесов, ранее находившихся в
безвозмездном пользовании
сельскохозяйственных организаций, от
пожаров, незаконных рубок, защиты лесов от
вредителей и болезней, их противопожарное
обустройство;
проведение лесоустроительных мероприятий в
лесах, ранее находившихся в безвозмездном
пользовании сельскохозяйственных организаций
Исполнители основных - Управление лесами Пензенской области
мероприятий Программы
Объемы и источники - общий объем финансирования на 2009-2012 годы
финансирования Программы - 249568,0 тыс. рублей.
2009 г. - 64340,7 тыс. рублей;
2010 г. - 65084,3 тыс. рублей;
2011 г. - 60090,7 тыс. рублей;
2012 г. - 60052,3 тыс. рублей.
Источники финансирования - средства бюджета
Пензенской области в размере 249568,0 тыс.
рублей
Ожидаемые конечные - повышение эффективности и снижение
результаты реализации трудоемкости мероприятий за счет
Программы использования современных технических
средств;
улучшение состояния лесного фонда;
обеспечение работ по лесовосстановлению
стандартным посадочным материалом с
улучшенными наследственными свойствами;
обеспечение своевременного восстановления не
покрытых лесом земель;
улучшение экологической обстановки;
снижение парникового эффекта;
защита земель от эрозии почв;
сохранность плодородия почв;
повышение эффективности и снижение
трудоемкости воспроизводства лесных
ресурсов;
увеличение лесистости территории Пензенской
области;
улучшение экологической и социальной
обстановки на территории Пензенской области,
включая сохранение существующих и создание
новых рабочих мест;
повышение оперативности работ по обнаружению
и тушению лесных пожаров;
сокращение убытков лесного хозяйства,
улучшение системы наземных способов борьбы с
лесными пожарами;
обеспечение охраны лесов от незаконных
рубок;
обеспечение ответственности конкретного
работника за закрепленный за ним лесной
участок;
улучшение санитарного состояния лесов;
снижение горимости лесов;
сокращение убытков, причиняемых лесными
пожарами, незаконными рубками экономике
Пензенской области, обеспечение сохранности
лесных насаждений и природных ландшафтов,
снижение уровня загрязнения окружающей
среды;
увеличение объемов использования за счет
лесов, ранее находившихся в безвозмездном
пользовании сельскохозяйственных
организаций, повышение доходности области
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляется Управлением лесами Пензенской
Программы области и Министерством финансов Пензенской
области
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Леса, находящиеся в границах территории Пензенской области, являются важнейшим фактором регулирования окружающей среды, речных стоков, биологического разнообразия и климата. Пензенская область расположена в Среднем Поволжье, на западном склоне Приволжской возвышенности, в пределах умеренного географического пояса, на границе лесной и степной зон. Территория Пензенской области лежит в зоне лесостепи. Климат региона резко континентальный, древесная растительность испытывает сильное воздействие неблагоприятных для нее факторов среды.
Лесной фонд, находящийся в границах территории Пензенской области, по данным государственного лесного учета на 1 января 2008 года, составляет 965,0 тыс. га. Покрытые лесом земли занимают 809,4 тыс. га, общий запас насаждений равен 135,25 млн. куб. м.
Основная часть лесов имеет естественное происхождение, главными лесообразующими породами являются сосна, дуб, береза, осина. Лесистость Пензенской области составляет 21,2 процента, по породному составу хвойные леса занимают площадь 250,3 тыс. га (31 процент), твердолиственные - 152,2 тыс. га (19 процентов), мягколиственные - 405,9 тыс. га (50 процентов). Лесистость Российской Федерации (отношение покрытой лесом площади к общей площади территории) составляет 45 процентов.
Помимо показателя лесистости, обеспеченность лесосырьевыми ресурсами того или иного региона характеризуется степенью наличия лесов в расчете на душу населения. В Пензенской области на душу населения приходится 0,72 гектара лесных земель, тогда как в целом по России - 8,4 гектара.
Основным назначением лесов в Пензенской области является выполнение водоохранных, противоэрозионных, санитарно-гигиенических и других природоохранных функций. Из общей площади лесного фонда 477,6 тыс. га занимают защитные леса.
Леса, находящиеся в границах территории Пензенской области, имеют огромное значение для экономики Пензенской области, являясь одним из основных природных ресурсов. Объем заготовки древесины в 2007 году составил 435 тыс. куб. м. Несвоевременное лесовосстановление на вырубках может привести к снижению площади хвойных лесов и замене их малоценными лиственными насаждениями.
Все это подчеркивает важность и необходимость своевременного воспроизводства лесов - искусственного и естественного восстановления лесов на не покрытых лесом землях.
В последнее время в связи со снижением объемов лесохозяйственных и лесокультурных мероприятий темпы положительной динамики заметно снизились. Если в 1997 году было заложено 2709 гектаров лесных культур, то в 2007 - только 1603 гектара.
Использование запасов древесины в последние годы снизилось, расчетная лесосека (ежегодная норма пользования лесом) осваивается на 30 процентов, что негативно влияет на общее состояние древесного сырья: растут запасы спелой и перестойной древесины и, как следствие, увеличивается площадь лесного фонда, подверженная риску уничтожения пожарами и поражения вредителями и болезнями. За последние годы в Пензенской области прирост площадей спелых и перестойных насаждений составил 25 процентов.
В начале 80-х годов XX столетия в Пензенской области ежегодно вырубалось более 1,5 млн. куб. м ликвидной древесины - полная расчетная лесосека, тогда как в настоящее время вырубается около 350 тыс. куб. м при размере ежегодной расчетной лесосеки 1459,2 тыс. куб. м.
В настоящее время в лесном хозяйстве накопились проблемы, от решения которых зависит возможность эффективного и рационального использования лесных ресурсов, находящихся в границах территории Пензенской области, при безусловном сохранении глобальной экологической значимости леса.
Высокая хозяйственная освоенность территории Пензенской области, наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно в границах лесного фонда, плотность населения на 1 кв. км 34 человека, что более чем в три раза превышает среднее ее значение по России, создают высокую антропогенную нагрузку на леса, находящиеся в границах территории Пензенской области, повышают опасность возникновения в них пожаров. Хвойные молодняки (в основном чистые сосновые) произрастают на площади 120 тыс. га и представляют большую пожарную опасность. Средний класс природной пожарной опасности лесов третий (3). Для Пензенской области характерны часто повторяющиеся засухи, связанное с ними преобладание сухих юго-восточных ветров, вызывающих иссушение травяного покрова, лесной подстилки в лесных насаждениях.
Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и несанкционированное выжигание сухой стерни и травы на полях и лугах. Поэтому большое значение имеет проведение предупредительных противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожаров в лесных массивах.
В целях сохранения экологической значимости лесов необходимо организовать систематическую охрану лесов от возникновения лесных пожаров.
С 1997 по 2007 год в области возникло 1422 лесных пожаров на площади 817 га. Ущерб, нанесенный пожарами за этот период, составил 6811 тыс. рублей. В 2007 году сельскохозяйственные организации производили выжигание сухой травы и стерни на полях без проведения предварительного опахивания участков, граничащих с лесами; в хозяйствах отсутствовали необходимая пожарная техника и люди, обученные локализовать лесной пожар. Следствием этого явилось возникновение 20 лесных пожаров на площади 106 га в лесах, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций. Средняя площадь одного пожара составила 5,3 га, что в 10 раз превысило среднюю площадь одного пожара в лесах, находящихся в ведении Управления лесами Пензенской области.
Недостаточное финансирование лесного хозяйства в последние десятилетия отрицательно сказалось не только на выполнении объемных показателей, но и на проведении лесохозяйственных мероприятий, привело к резкому истощению материально-технической базы.
Среди проблем лесного хозяйства в настоящее время наиболее острыми являются:
- необходимость обеспечения сохранности и приумножения лесов в условиях современного антропогенного воздействия;
- необходимость обеспечения своевременного восстановления не покрытых лесом земель лесного фонда;
- необходимость обеспечения охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней леса;
- необходимость использования, обеспечения сохранности и воспроизводства лесов, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций.
Решение этих проблем требует проведения мероприятий по интенсификации ведения лесного хозяйства, подъему его на более высокий современный уровень, созданию нового подхода к организации непрерывного многоцелевого использования лесов, применению новых технологий и прогрессивных методов инвентаризации лесных ресурсов и управления хозяйством в лесах.
В целом реализация данной Программы позволит повысить ресурсный потенциал лесов, находящихся в границах территории Пензенской области, улучшить состояние естественной природной среды обитания человека и животных, обеспечить создание новых рабочих мест.
Раздел 2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программой поставлены цели:
- сохранение и воспроизводство лесов;
- повышение продуктивности и качества лесов;
- сокращение площади не покрытых лесом земель;
- облесение земель, непригодных для ведения сельского хозяйства,
- профилактика водной и ветровой эрозии почв;
- обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем;
- создание благоприятных условий для функционирования агропромышленного комплекса области;
- обеспечение охраны лесов от пожаров и нарушений лесного законодательства на землях лесного фонда;
- увеличение объема использования лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, проведение в них мероприятий по воспроизводству, лесоразведению и охране.
Для достижения поставленных целей необходимо следующее:
- своевременное воспроизводство лесов, лесоразведение наиболее эффективными способами;
- увеличение продуктивности лесов, улучшение их породного состава и качества;
- организация рационального использования участков лесного фонда, поддержание оптимальной лесистости территории;
- техническое перевооружение организаций, проводящих лесохозяйственные, противопожарные, лесоохранные, лесовосстановительные работы;
- сохранение и усиление водоохранных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов для выполнения ими средозащитных функций;
- предотвращение деградации земель, уменьшение выбывания сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота;
- охрана от пожаров, незаконных рубок, защита от вредителей и болезней лесов лесного фонда, в том числе лесов, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций;
- поддержание санитарного состояния лесов, необходимого для их устойчивого развития;
- увеличение объемов использования за счет лесов, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций, повышение доходности области.
Учитывая многостороннее значение воспроизводства лесов и лесоразведения, а также охраны лесов от пожаров, Программа имеет экологическую, лесохозяйственную, сельскохозяйственную и социально-экономическую направленность. Реализация Программы предусматривается в период с 2009 по 2012 год.
Раздел 3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий (таблица 1) включает в себя:
- техническое перевооружение организаций, проводящих лесохозяйственные, противопожарные, лесоохранные, лесовосстановительные работы;
- создание лесных культур посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами, культур целевого назначения;
- создание полезащитных и противоэрозионных полос;
- оснащение и содержание пожарно-химических станций;
- организацию наземной охраны лесов;
- организацию охраны лесов, лесного фонда, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций, от пожаров, незаконных рубок, защиты лесов от вредителей и болезней, их противопожарное обустройство;
- проведение лесоустроительных работ в лесах, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций.
Таблица 1
Объемы работ по воспроизводству лесов, лесоразведению и охране лесов в границах территории Пензенской области на 2009-2012 годы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Объемы работ по воспроизводству лесов, лесоразведению и охране лесов в границах территории Пензенской области на 2009-2012 годы
3.1. Мероприятия по воспроизводству лесов
Мероприятия по воспроизводству лесов, предусмотренные настоящей Программой, включают в себя:
- лесовосстановительные мероприятия, осуществляемые путем естественного и искусственного восстановления (посадка леса и содействие естественному лесовосстановлению);
- рубки ухода в молодняках.
По состоянию на 1 января 2008 (таблица 3) не покрытые лесом лесные земли занимают площадь 9,7 тыс. га, из них 7,2 тыс. га составляют вырубки, 2,3 тыс. га - пустыри и прогалины.
Таблица 3
Основные показатели по лесному фонду
(по данным государственного учета лесов на 1 января 2008)
Показатели |
Площадь, тыс. га |
1. Общая площадь лесного фонда, в том числе: |
965,0 |
лесные культуры |
215,1 |
2. Не покрытые лесом земли, в том числе: |
9,7 |
Вырубки |
7,2 |
прогалины, пустыри |
2,3 |
Настоящей Программой проектируется на период 2009-2012 годов проведение лесовосстановления на площади 10,8 тыс. га, в том числе посадка леса - 6,8 тыс. га, содействие естественному лесовосстановлению - 4,0 тыс. га. Предусматривается равномерное распределение объемов работ по годам. Ежегодный объем лесовосстановления составит 2,7 тыс. га, в том числе посадка леса - 1,7 тыс. га, содействие естественному восстановлению леса - 1,0 тыс. га.
Ввиду особенностей почвенно-климатических условий Пензенской области восстановление вырубаемых площадей хозяйственно ценными породами (сосной, дубом, елью) возможно в основном искусственным путем (таблица 4).
Таблица 4
Лесовосстановление в Пензенской области за период 2003-2007 годов
Поэтому, согласно материалам лесоустройства 2004-2007 гг., основным принципом в воспроизводстве лесов является создание лесных культур на вырубках сосны, дуба и лиственных пород, а также содействие естественному лесовосстановлению на вырубках высокобонитетных березняков и осинников.
Приоритетным направлением в лесокультурном производстве является воспроизводство коренных, наиболее хозяйственно ценных сосновых насаждений, а также увеличение площади высокоствольных дубрав. Основными объектами работ по лесовосстановлению будут сплошные вырубки, ежегодный объем которых ожидается в пределах 2600 га.
Для обеспечения работ по созданию лесных культур посадочным материалом в области функционирует 33 лесных питомника. Проведение посевов в питомниках на площади 15-17 га дает возможность ежегодно получать от 17 до 20 млн. штук стандартных сеянцев хвойных пород, что полностью обеспечивает потребность для посадки леса в запланированных объемах.
Содействие естественному лесовосстановлению проводится путем:
- огораживания площадей в тех случаях, когда имеется опасность повреждения и уничтожения всходов и подроста древесных растений дикими или домашними животными;
- минерализации почвы на площадях, где имеются источники семян ценных древесных пород лесных насаждений (примыкающие лесные насаждения, отдельные семенные деревья или их группы, куртины, полосы, под пологом поступающих в рубку лесных насаждений с полнотой не более 0,6).
Содействие естественному лесовосстановлению является одним из наиболее экономичных способов лесовосстановления. При сравнительно небольших материальных и трудовых затратах проведение мер содействия естественному лесовосстановлению дает высокий лесоводственный эффект.
Уход в молодняках, который намечается проводить в виде рубок ухода (осветлений и прочисток), является важным лесохозяйственным мероприятием, направленным на формирование и эффективное выращивание высокопродуктивных насаждений. Основная цель рубок ухода в молодняках - улучшение породного и качественного состава молодняков, условий роста деревьев главной древесной породы, регулирование густоты лесных насаждений.
Намечается ежегодное проведение отвода лесосек под рубки ухода и выполнение работ по рубкам ухода в молодняках на площади 5000 га.
Для достижения успешного лесовосстановления необходимо:
- осуществлять перевод лесокультурного производства на промышленные технологии, обеспечивающие качественную посадку лесных культур и уход за ними с максимальной механизацией работ;
- расширять объемы создания культур улучшенным на основании селекционного отбора посадочным материалом. К 2012 году планируется довести удельный вес культур, созданных посадочным материалом, выращенным из семян, собранных на объектах постоянной лесосеменной базы, до 50 процентов.
Расчет затрат на воспроизводство лесов на 2009-2012 годы по Пензенской области приведен в приложении 1 к Программе.
Расчеты потребности в капитальных вложениях на приобретение лесокультурной техники, оборудования приведены в приложении 3 к Программе.
3.2. Лесоразведение
Ввиду наличия ряда климатических и почвенно-гидрологических факторов территория Пензенской области подвержена воздействию негативных природных процессов. Большая расчлененность реками и оврагами, преобладание склоновых элементов ландшафта, качество почв, летние ливни и быстрое снеготаяние способствуют развитию водной и ветровой эрозии почв. В результате выноса питательных веществ и отсутствия средств на поддержание плодородия почв на территории области увеличиваются площади земель 5-6-го класса пригодности и непригодных для ведения сельского хозяйства земель.
Рационально использовать непригодные и низкого класса пригодности земли, предотвратить деградацию почв, увеличить лесистость и поглощение парниковых газов, обеспечить повышение полноводности рек и водоемов, чистоту воды возможно путем лесоразведения.
Важнейшую роль в предотвращении явлений водной эрозии играют мероприятия по выращиванию древесно-кустарниковой растительности, которые признаны одними из наиболее простых, дешевых и в то же время надежных и долговременных способов создания устойчивых экосистем.
Защитные лесные насаждения оказывают большое влияние на микроклимат, предотвращают деградацию и опустынивание земель, обогащают видовой состав флоры и фауны Пензенской области. Они являются украшением лесостепных ландшафтов, выполняют санитарно-гигиеническую и рекреационную функции, обеспечивают благоприятные условия для труда и отдыха людей. Защитные насаждения призваны стать основой экологически безопасных лесоаграрных ландшафтов, устойчивых к неблагоприятным факторам природной среды.
Учитывая реальные возможности лесничеств Управления лесами Пензенской области, лесоразведение в целом по области на 2009-2012 годы планируется в объеме 0,8 тыс. га, в том числе посадка защитных насаждений - 0,8 тыс. га.
Для достижения успешного лесоразведения необходимо в полном объеме профинансировать расходы, рассчитанные в
соответствии с нормативами, доведенными приказом Министерства природных ресурсов России от 26 декабря 2006 года N 369.
Расчет затрат на лесоразведение на 2009-2012 годы по Пензенской области приведен в приложение 2 к Программе.
3.3. Охрана лесов от пожаров
Общая площадь лесного фонда области составляет 965,0 тыс. га.
Повышенную пожарную опасность лесов Пензенской области предопределяют:
- значительная доля хвойных насаждений в лесном фонде (31 процент);
- особенности их возрастной структуры (53 процента хвойных насаждений - молодняки);
- относительная сухость почв;
- часто повторяющиеся засухи в вегетационный период (1972, 1981, 1984, 1986, 1996, 1998, 2002, 2005, 2007 годы);
- средний класс природной пожарной опасности лесов третий (3).
Большая дробность лесного фонда (количество отдельных обособленных контуров леса более 700), размещение большого количества населенных пунктов вблизи лесных массивов, развитая дорожная сеть и практически повсеместное хозяйственное и рекреационное использование лесов объективно повышают опасность возникновения пожаров в лесном фонде, находящемся в границе территории Пензенской области.
В последние годы из-за снижения эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения и зарастания их сорной растительностью заметно возросло число случаев перехода огня от сельхозпалов в лесные массивы.
Близость лесов к населенным пунктам усугубляет ситуацию, повышая уровень загрязнения окружающей среды продуктами горения.
За период с 2003 по 2007 год на территории Пензенской области возникло 750 лесных пожаров на площади в 373 га, в результате чего нанесен ущерб в размере 5227,6 тыс. рублей. На их тушение было затрачено 3097,3 тыс. рублей.
За период с 1995 по 2007 год из-за отсутствия финансовых средств практически не приобреталась техника и оборудование.
Износ автомобильного и тракторного парков составляет 82 процента. Эксплуатация и содержание техники и оборудования в таком состоянии ведут к значительному удорожанию себестоимости выполняемых лесохозяйственных работ.
Расчет затрат на охрану лесов, ранее находившихся в безвозмездном техники, оборудования для тушения лесных пожаров и затраты на наземную охрану лесов на 2009-2012 годы соответственно приведены в приложениях 4, 5, 6 к Программе.
3.4. Проведение лесоустроительных работ в лесах, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.06.2007 N 298 "Об определении количества лесничеств на территории Пензенской области и установлении их границ" в состав лесного фонда Пензенской области вошли леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, площадь которых составляет 103,5 тыс. гектаров.
В 1999-2007 годах лесоустройство было проведено всего лишь на площади 9,2 тыс. гектаров.
Большая часть этих лесов (91%) не используется, так как лесоустроительные работы в них не проводились, не определены объемы заготовки древесины и другие виды использования лесов.
Леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, нуждаются в уходе, лесовосстановлении ценными породами, защите от лесных пожаров и незаконной рубки, а также от распространения вредителей и болезней.
В целях увеличения объемов использования лесов, повышения поступления платежей в бюджет Пензенской области за использование лесов необходимо проведение лесоустроительных работ на площади 94,3 тыс. гектаров.
Раздел 4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области (таблица 5).
Таблица 5
Необходимые ассигнования на реализацию Программы и источники финансирования (тыс. руб.)
Источники финансирования |
Всего объем финансирования на 2009-2012 гг. |
в том числе по годам |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
Бюджет Пензенской области |
249568,0 |
64340,7 |
65084,3 |
60090,7 |
60052,3 |
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает использование государственной экономической политики в области природопользования и охраны окружающей природной среды с учетом интересов Пензенской области, хозяйствующих субъектов, муниципальных образований в Пензенской области.
Организация реализации Программы возлагается на Управление лесами Пензенской области.
Отбор исполнителей программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных ассигнований, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Оплата работ, предусмотренных Программой, производится в соответствии с заключенными договорами, утвержденными сметами и актами сдачи-приемки выполненных работ в пределах средств, выделяемых на эти цели из бюджета Пензенской области.
Раздел 6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Разработчиком Программы является Управление лесами Пензенской области.
Координация Программы осуществляется Правительством Пензенской области и Управлением лесами Пензенской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Управлением лесами Пензенской области.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется Министерством финансов Пензенской области.
Раздел 7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- повышение эффективности и снижение трудоемкости мероприятий за счет использования современных технических средств;
- улучшение состояния лесного фонда;
- обеспечение работ по лесовосстановлению стандартным посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами;
- обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель;
- улучшение экологической обстановки;
- снижение парникового эффекта;
- защита земель от эрозии почв;
- сохранность плодородия почв;
- повышение эффективности и снижение трудоемкости воспроизводства лесных ресурсов;
- увеличение лесистости территории Пензенской области;
- улучшение экологической и социальной обстановки на территории Пензенской области, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест;
- повышение оперативности работ по обнаружению и тушению лесных пожаров;
- сокращение убытков лесного хозяйства, улучшение системы наземных способов борьбы с лесными пожарами;
- обеспечение охраны лесов от незаконных рубок;
- обеспечение ответственности конкретного работника за закрепленный за ним лесной участок;
- улучшение санитарного состояния лесов;
- снижение горимости лесов;
- сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами, незаконными рубками экономике Пензенской области, обеспечение сохранности лесных насаждений и природных ландшафтов, снижение уровня загрязнения окружающей среды;
- повышение доходности за счет привлечения к использованию лесов, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций.
Социальная эффективность Программы определяется, прежде всего, комплексом мер, направленных на создание дополнительных рабочих мест, улучшение условий труда работников лесного хозяйства всех уровней, что является стимулом для привлечения молодых кадров.
В экологическом плане эффективность Программы обусловлена увеличением доли генетически высокоустойчивых к природным и антропогенным нагрузкам насаждений, расширением территорий, на которых будет обеспечено сохранение биоразнообразия, и совершенствованием организации природопользования.
Индикативные показатели для анализа и оценки эффективности результатов выполнения Программы
Показатели критериев результативности и эффективности программы представлены в приложении 8.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
"Воспроизводство, лесоразведение и охрана
лесов на территории Пензенской области
(2009-2012 годы)"
Расчет затрат на воспроизводство лесов на 2009-2012 годы по Пензенской области
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе
"Воспроизводство, лесоразведение и охрана
лесов на территории Пензенской области
(2009-2012 годы)"
Расчет затрат на лесоразведение на 2009-2012 годы по Пензенской области
Приложение N 3
к долгосрочной целевой программе
"Воспроизводство, лесоразведение и охрана
лесов на территории Пензенской области
(2009-2012 годы)"
Потребность в капитальных вложениях на приобретение лесокультурной техники, оборудования
Потребность |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Технические средства и оборудование для выполнения лесокультурных и лесохозяйственных работ (лесопосадочные машины, трактора, мини-трактора, плуги, сеялки, культиваторы, корнеподрезчики и т.д.) |
тыс. руб. |
5246,0 |
5328,0 |
5328,0 |
5328,0 |
21230,0 |
Приложение N 4
к долгосрочной целевой программе
"Воспроизводство, лесоразведение и охрана
лесов на территории Пензенской области
(2009-2012 годы)"
Расчет затрат на охрану лесов, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций, от пожаров на 2009-2012 годы
Приложение N 5
к долгосрочной целевой программе
"Воспроизводство, лесоразведение и охрана
лесов на территории Пензенской области
(2009-2012 годы)"
Потребность в капитальных вложениях на приобретение лесопожарной техники, оборудования для тушения лесных пожаров
Потребность |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Итого |
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Технические средства тушения лесных пожаров |
тыс. руб. |
2600,0 |
2600,0 |
2600,0 |
2600,0 |
10400,0 |
Оборудование и содержание пожарно-химических станций |
тыс. руб. |
3605,0 |
3785,3 |
3785,3 |
3785,3 |
14960,9 |
Всего |
тыс. руб. |
6205,0 |
6385,3 |
6385,3 |
6385,3 |
25360,9 |
Приложение N 6
к долгосрочной целевой программе
"Воспроизводство, лесоразведение и охрана
лесов на территории Пензенской области
(2009-2012 годы)"
Затраты на наземную охрану лесов в 2009-2012 годах (млн. рублей)
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Итого |
Организация наземной охраны лесов. Содержание лесной охраны. |
30,0 |
30,024 |
30,024 |
30,024 |
120,072 |
Приложение N 7
к долгосрочной целевой программе
"Воспроизводство, лесоразведение и охрана
лесов на территории Пензенской области
(2009-2012 годы)"
Расчет затрат на проведение лесоустроительных работ в 2009-2012 годах (тыс. рублей)
N п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
Нормативы затрат, руб. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Итого |
|||||
объем |
тыс. руб. |
объем |
тыс. руб. |
объем |
тыс. руб. |
объем |
тыс. руб. |
объем |
тыс. руб. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
Подготови-тельные работы |
т.га. |
2,4072 |
55,2 |
132,9 |
39,1 |
94,1 |
- |
- |
- |
- |
94,3 |
227,0 |
2 |
Полевые работы |
т.га. |
91,3984 |
55,2 |
5045,2 |
39,1 |
3573,6 |
- |
- |
- |
- |
94,3 |
8618,8 |
3 |
Камеральные работы |
т.га. |
24,6738 |
21,3 |
525,5 |
73,0 |
1801,2 |
- |
- |
- |
- |
94,3 |
2326,7 |
|
Всего |
|
118,4794 |
- |
5703,6 |
- |
5468,9 |
- |
- |
- |
- |
94,3 |
11172,5 |
Приложение N 8
к долгосрочной целевой программе
"Воспроизводство, лесоразведение и охрана
лесов на территории Пензенской области
(2009-2012 годы)
Перечень показателей критериев результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ на 2009 год
Перечень показателей критериев результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ на 2010 год
Перечень показателей критериев результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ на 2011 год
Перечень показателей критериев результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ на 2012 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Долгосрочная целевая программа "Воспроизводство, лесоразведение и охрана лесов на территории Пензенской области (2009-2012 годы)" разработана с целью своевременного воспроизводства лесов, увеличения продуктивности и улучшение их породного состава, организации рационального использования участков лесного фонда, технического перевооружения организаций, проводящих лесохозяйственные, противопожарные, лесоохранные, лесовосстановительные работы, проведения лесоустроительных работ в лесах, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций.
Постановление вступает в силу с 1 января 2009 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 15 октября 2008 г. N 659-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Воспроизводство, лесоразведение и охрана лесов на территории Пензенской области (2009-2012 годы)"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г. и действует в части, не противоречащей закону о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 50 от 29 октября 2008 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 3 ноября 2010 г. N 702-пП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 13 декабря 2010 г. N 816-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 августа 2010 г. N 448-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 20 мая 2010 г. N 300-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 20 января 2010 г. N 29-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 16 сентября 2009 г. N 716-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 28 июля 2009 г. N 597-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 1 апреля 2009 г. N 240-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 841-пП
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г. и действуют в части, не противоречащей закону о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период