Постановление Правительства Пензенской области
от 20 октября 2010 г. N 641-пП
"О концепции промышленной политики Пензенской области на 2010-2013 годы"
22 февраля, 26 мая, 30 сентября 2011 г., 29 марта, 7 октября 2013 г.
Учитывая значимость промышленности для экономики региона, ее определяющую роль в формировании бюджета Пензенской области и государственных внебюджетных фондов Пензенской области, во исполнение Закона Пензенской области от 11.01.1999 N 125-ЗПО "О промышленной политике" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию промышленной политики Пензенской области на 2010-2013 годы.
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего и контролирующего вопросы промышленности.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 20 октября 2010 г. N 641-пП
Концепция промышленной политики Пензенской области
на 2010-2013 годы
22 февраля, 26 мая, 30 сентября 2011 г., 29 марта, 7 октября 2013 г.
Введение
Настоящая Концепция промышленной политики на 2010-2013 годы (далее - Концепция) разработана во исполнение Закона Пензенской области от 11 января 1999 года N 125-ЗПО "О промышленной политике" (с последующими изменениями) и Закона Пензенской области от 04 сентября 2007 года N 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями).
Концепция разработана в дополнение к "Программе экономического и социального развития Пензенской области на 2008-2012 годы", утвержденной Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года N 1369-ЗПО (с последующими изменениями).
Концепция является основой промышленной политики в Пензенской области на 2010-2013 годы.
Целью настоящей Концепции является определение стратегической цели (миссии), среднесрочных и краткосрочных целей и задач, основных направлений промышленной политики, методов и механизмов ее реализации.
1. Анализ сложившейся ситуации в промышленности области
1.1. Анализ производственной деятельности
Промышленность - ведущая отрасль экономики области, влияющая на социально-экономическое состояние Пензенского региона. В составе промышленного комплекса Пензенской области - более 2000 крупных и средних предприятий различных форм собственности, которые производят более 20 процентов объемов валового регионального продукта и предоставляют более 100 тысяч рабочих мест. Кроме того, промышленный комплекс обеспечивает около 38 процентов всех налоговых поступлений в бюджет области.
Промышленность области на 1 января 2010 года представлена следующими видами экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (1,2% в общей структуре промышленного производства), обрабатывающие производства (84,3%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (14,5%).
Наибольший удельный вес промышленной продукции от ее общего объема приходится на предприятия, занимающиеся производством машиностроения и приборостроения, пищевых продуктов, а также производством, передачей и распределением электроэнергии, газа и воды.
Динамика структуры промышленности области за 2005-2009 годы приведена в процентах в таблице N 1.
Таблица N 1
Динамика структуры промышленности области (в процентах)
Наименование |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Промышленность области |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Добыча полезных ископаемых |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,4 |
1 2 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,1 |
1,0 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
Обрабатывающие производства |
78,0 |
77,6 |
84,5 |
86,1 |
84,3 |
производство пищевых продуктов, включая напитки |
24,8 |
21,8 |
23,6 |
28,3 |
32,9 |
текстильное и швейное производство |
0,9 |
0,6 |
0,4 |
0,3 |
0,2 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
1,8 |
1,8 |
2,4 |
3,8 |
2,1 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
5,7 |
5,2 |
4,9 |
3,6 |
3,5 |
химическое производство |
2,7 |
2,3 |
3,3 |
3,0 |
3,4 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
1,1 |
1,6 |
1,4 |
0,7 |
0,4 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
2,1 |
1,7 |
2,3 |
3,2 |
1,9 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
4,1 |
4,5 |
4,9 |
4,6 |
3,7 |
производство машин и оборудования |
13,6 |
15,8 |
17,4 |
16,5 |
17,1 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
8,3 |
9,2 |
10,3 |
11,5 |
10,4 |
производство транспортных средств и оборудования |
3,0 |
3,9 |
3,9 |
4,1 |
2,2 |
прочие производства |
2,7 |
3,1 |
3,8 |
3,9 |
2,8 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
20,4 |
20,8 |
13,9 |
12,5 |
14,5 |
Динамика объемов отгруженной продукции (работ, услуг) за период с 2005 по 2009 г.г. по основным видам экономической деятельности приведена в таблице N 2.
Таблица N 2
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по основным видам экономической деятельности по крупным и средним предприятиям за 2005-2009 годы
Наименование |
(в млн. руб.) |
в % к предыдущему году |
|||||||
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
|
Всего |
47693,2 |
56936,7 |
69016,5 |
82913,0 |
83972,0 |
119,4 |
121,2 |
120,2 |
101,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
740,4 |
896,8 |
1115,2 |
1224,5 |
1037,6 |
121,1 |
124,3 |
109,8 |
84,7 |
обрабатывающие производства |
37201,9 |
44191,9 |
58308,0 |
71192,0 |
70764,9 |
118,8 |
131,9 |
122,1 |
99,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
9750,0 |
11848,0 |
9593,3 |
10496,5 |
12165,5 |
121,5 |
81,0 |
112,4 |
115,9 |
За 2009 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по основным видам экономической деятельности составил 83,9 млрд.рублей, или 101,2% к соответствующему периоду 2008 года.
Мировой финансовый кризис, начиная с конца 2008 года, оказал негативное влияние на работу промышленных предприятий области, привел к снижению объемов производства и реализации продукции.
К основным причинам, повлиявшим на ухудшение работы промышленных предприятий области относятся: сокращение объема заказов на готовую продукцию, несвоевременное утверждение графиков проведения тендеров на выполнение работ по государственному оборонному заказу на 2009 год для предприятий ОПК, неопределенность по формированию заказов и договоров, прежде всего со стороны стратегических партнеров, снижение потребительского спроса и рост товарных запасов на складах, проблема в получении кредитных средств промышленными предприятиями в коммерческих банках области.
Динамика темпа роста (падения) объема производства (индекса промышленного производства) по видам деятельности (в сравнении с предыдущими годами) приведена в таблице N 3.
Таблица N 3
Динамика темпа роста (падения) объема производства (индекса промышленного производства) по видам деятельности (в процентах)
Наименование |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего |
105,9 |
115,0 |
121,9 |
106,9 |
87,1 |
Добыча полезных ископаемых |
97,6 |
100,0 |
88,8 |
96,0 |
96,2 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
98,0 |
98,3 |
88,5 |
94,9 |
98,9 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
89,6 |
135,1 |
93,8 |
110,7 |
60,0 |
Обрабатывающие производства |
108,1 |
119,4 |
129,5 |
108,6 |
85,9 |
производство пищевых продуктов, включая напитки |
103,5 |
116,9 |
109,1 |
123,3 |
112,8 |
текстильное и швейное производство |
128,7 |
79,3 |
93,4 |
80,6 |
68,9 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
73,4 |
77,6 |
105,4 |
101,4 |
100,8 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
108,0 |
113,0 |
117,5 |
116,9 |
65,0 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
105,4 |
113,3 |
117,5 |
116,9 |
65,0 |
химическое производство |
109,9 |
103,1 |
159,3 |
96,6 |
92,7 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
95,1 |
85,6 |
101,7 |
128,7 |
177,2 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
86,7 |
101,3 |
113,9 |
92,2 |
68,4 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
79,3 |
104,4 |
110,5 |
91,0 |
89,1 |
производство машин и оборудования |
113,3 |
108,7 |
117,4 |
114,1 |
76,1 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
124,6 |
121,0 |
151,5 |
99,9 |
109,9 |
производство транспортных средств и оборудования |
104,5 |
147,7 |
135,2 |
75,2 |
65,4 |
Прочие производства |
104,9 |
264,2 |
191,7 |
106,9 |
57,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
99,1 |
98,2 |
93,1 |
100,7 |
91,6 |
Индекс промышленного производства (ИПП) по полному кругу по основным видам экономической деятельности за 2009 год составил 87,1 (по РФ - 89,2%).
Наиболее высокие темпы увеличения ИПП достигнуты: в производстве резиновых и пластмассовых изделий (177,2%), в производстве пищевых продуктов (112,8%), в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (109,9%), в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (100,8%).
Вместе с тем сложное финансово-экономическое положение промышленных предприятий, вызванное дефицитом оборотных средств, снижением покупательской способности предприятий-потребителей, несвоевременным финансированием государственных заказов со стороны федерального бюджета привело к снижению в 2009 году ИПП в следующих производствах: текстильном и швейном производстве - 68,9%, обработке древесины и производстве изделий из дерева - 65%, целлюлозно-бумажном производстве - 84,7%, производстве машин и оборудования - 76,1%, производстве транспортных средств и оборудования - 65,4%.
Несмотря на экономический кризис, многие промышленные предприятия области в 2009 году не свернули инвестиционные проекты и продолжают вести модернизацию существующих производственных мощностей с установкой нового оборудования как за счет собственных, так и привлеченных средств хозяйствующих субъектов, и осваивать выпуск конкурентоспособной продукции.
Серьезное внимание уделялось вопросам технического перевооружения руководителями ОАО "Маяк", ФГУП ПО "Старт", ОАО "Пензтяжпромарматура", ФГУП "ППО "Электроприбор", ОАО "Маяк-Техноцелл", ОАО "Пензадизельмаш", ОАО "СКБТ" и многими другими.
Одной из мер противодействия кризисным явлениям в регионе является увеличение налоговой базы региона путем создания новых производств на территории Пензенской области.
Правительством области проводится работа по созданию в г. Пензе технопарка в сфере высоких технологий на базе ЗАО НПП "Мединж" для производства импортозамещающих медицинских изделий.
Предполагается привлечь более 20 малых инновационных предприятий на площадь будущего технопарка, который может производить объем продукции на сумму не менее 6,4 млрд. руб. в год.
Ведется строительство двух цементных заводов ООО "Азия Цемент" и ОАО "ЭкоИнвест", осуществляемое в результате объединенных усилий органов власти и инвесторов. Ввод предприятий - 2013-2015 годы. Общий объем инвестиций составит более 18 млрд. рублей.
Строительство цементных предприятий имеет большое социальное значение для Пензенской области и, в частности, для Никольского района. Общий объем производства вышеназванных предприятий составит около 20 млрд. рублей в год, создаст более 1000 рабочих мест. При этом повышение налоговых платежей в бюджеты всех уровней составит более 2 млрд.рублей.
Доля инвестиций в основной капитал, направленных на развитие экономики, по видам экономической деятельности за период 2005-2009 г.г. приведена в таблице N 4.
Таблица N 4
Доля инвестиций в основной капитал, направленных на развитие экономики по видам экономической деятельности (по крупным и средним предприятиям)
(в процентах)
Наименование |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
Инвестиции в основной капитал - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
из него: |
|
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
1,1 |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
0,04 |
обрабатывающие производства |
14,3 |
19,9 |
11,0 |
12,2 |
11,4 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
8,9 |
3,8 |
2,8 |
3,3 |
4,9 |
Коэффициент обновления основных фондов по видам экономической деятельности крупных и средних организаций области показан в таблице N 5.
Таблица N 5
Коэффициент обновления основных фондов по видам экономической деятельности крупных и средних организаций области
(на конец года; в процентах)
Наименование |
Коэффициент обновления |
|||
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
|
Всего по области |
8,2 |
7,1 |
9,5 |
10,1 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
30,2 |
12,2 |
7,2 |
4,6 |
обрабатывающие производства |
10,3 |
10,78 |
18,1 |
14,9 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
7,8 |
Динамика износа основных фондов по видам экономической деятельности крупных и средних организаций области приведена в таблице N 6.
Таблица N 6
Степень износа основных фондов по видам экономической деятельности крупных и средних организаций области
(на конец года; в процентах)
Наименование |
Коэффициент ликвидации |
|||
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
|
Всего по области |
52,7 |
54,8 |
53,1 |
50,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
27,1 |
32,2 |
39,8 |
41,7 |
обрабатывающие производства |
42,5 |
40,3 |
35,6 |
35,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
53,0 |
54,1 |
54,9 |
32,4 |
1.2. Анализ финансово-экономической деятельности
Сводный финансовый результат (прибыль) в промышленности по итогам 2009 года по сравнению с 2004 годом увеличился в 6,8 раза и составил 2017,3 млн. руб. Динамика этого показателя за период 2004-2009 г.г. приведена в таблице N 7.
Таблица N 7
Прибыль (убыток) крупных и средних организаций по основным видам экономической деятельности (в фактически действовавших ценах)
(в млн. рублей)
Наименование |
2004 г |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
Промышленное производство |
294,2 |
1697,5 |
1692,6 |
3192,8 |
1977,8 |
2017,3 |
из него: |
|
|
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
207,0 |
7,4 |
58,6 |
238,3 |
148,4 |
177,7 |
обрабатывающие производства |
276,0 |
1592,0 |
1686,4 |
2725,1 |
1633,4 |
1649,2 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
-188,8 |
98,1 |
-52,4 |
229,4 |
196,0 |
190,4 |
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности за период 2005-2008 годы не претерпела каких либо изменений, хотя наблюдается незначительное снижение численности в отдельных видах экономической деятельности. Динамика численности занятых работников в экономике Пензенской области по видам экономической деятельности приведена в таблице N 8.
Таблица N 8
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности
Наименование |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2008 г |
Всего в экономике |
667,8 |
678,2 |
650,4 |
654,0 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
добыча полезных ископаемых |
1,8 |
1,5 |
0,3 |
3,7 |
обрабатывающие производства |
127,6 |
125,0 |
114,8 |
115,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
15,2 |
17,0 |
18,3 |
22,2 |
Средняя начисленная заработная плата работников в промышленности по видам экономической деятельности по итогам 2009 года составила 13371 рублей, по сравнению с 2008 годом средняя заработная плата работников возросла на 14,9%.
Среднемесячная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности (без выплат социального характера) в расчете на одного работника за 2009 год приведена в таблице N 9.
Таблица N 9
Среднемесячная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности (без выплат социального характера) в расчете на одного работающего работника за 2009 год
Наименование |
Среднемесячная заработная плата работников за январь-декабрь 2009 г. |
|
в руб. |
в % к 2008 г. |
|
1 |
2 |
3 |
Всего в т.ч.: |
13371,0 |
114,9 |
Добыча полезных ископаемых |
13930,0 |
84,9 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
18306,1 |
96,7 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
11758,9 |
80,9 |
Обрабатывающие производства |
12461,8 |
103,3 |
производство пищевых продуктов, включая напитки |
13665,6 |
101,7 |
текстильное и швейное производство |
8757,9 |
102,4 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
13931,7 |
119,8 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
9146,4 |
85,8 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
15217,8 |
138,0 |
химическое производство |
11687,0 |
105,3 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
10038,9 |
88,5 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
11969,9 |
132,5 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
15121,8 |
105,8 |
производство машин и оборудования |
10131,4 |
102,6 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
14229,6 |
101,1 |
производство транспортных средств и оборудования |
9886,3 |
88,3 |
Прочие производства |
10596,3 |
93,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
14233,9 |
107,5 |
Значительный рост заработной платы отмечен в целлюлозно-бумажном производстве, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви. Произошло снижение средней заработной платы в прочих производствах, производстве транспортных средств и оборудования, обработке древесины и производстве изделий из дерева и др.
В целях стабилизации ситуации на рынке труда и увеличения объемов производства в условиях экономического кризиса, особое внимание Правительством Пензенской области сейчас уделяется созданию малых предприятий, которые позволяют обеспечить занятость высвобождаемых людей с производства, занимать незадействованные площади на промышленных предприятиях.
Динамика развития субъектов малого и среднего бизнеса на свободных производственных площадях промышленных предприятий представлена в таблице N 10.
Таблица N 10
Динамика развития субъектов малого и среднего бизнеса
Наименование |
Единица измерения |
2008 г |
2009 г |
Количество |
ед. |
299 |
454 |
Численность |
тыс. чел. |
7,5 |
10,9 |
По состоянию на 1 января 2009 года на 34 промышленных предприятиях области действовало 299 малых предприятий с численностью работающих более 7,5 тыс. человек.
Проводимая работа способствовала созданию в 2009 году 155 малых предприятий, с численностью более 3,3 тыс. человек. На 2010 год запланировано создание еще около 100 малых предприятий, что приведет к дополнительному образованию 7,0 тыс. рабочих мест.
1.3. Анализ внешнеторговой деятельности промышленных предприятий
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, внешнеторговый оборот Пензенской области в 2009 году уменьшился по сравнению с аналогичным показателем 2008 года с 351,7 на 113,0 млн. долларов США или на 32,1% и составил более 238,7 млн. долларов. Уменьшение основного индикатора внешней торговли региона произошел# в значительной степени в результате действия мирового экономического кризиса.
Торговый оборот со странами дальнего зарубежья сократился на 44,7% - с 244,2 млн. долларов до 135,0 млн. долларов, со странами СНГ - на 3,5%, со 107,5 млн. долларов до 103,7 млн. долларов.
Объем экспорта в 2009 году составил свыше 137,1 млн. долларов, импорта - около 101,6 млн. долларов. Коэффициент покрытия импорта экспортом составил 1,35 (в 2008 году - 0,66).
По результатам 2009 года на страны дальнего зарубежья приходилось 56,6%, на страны СНГ - 43,4% внешнеторгового оборота Пензенской области (за 2008 год соответственно - 69,4% и 30,6%).
Торговыми партнерами Пензенской области в 2009 году являлись 69 стран. Экспортные поставки производились в 57 стран# мира, импортные закупки осуществлялись в 49 странах. Среди партнеров области крупнейшими были: Казахстан (величина торгового оборота составила 34,6 млн. долларов); Германия (27,0 млн. долларов); Украина (23,0 млн. долларов); Туркмения (21,5 млн. долларов); Китай (13,5 млн. долларов); Индия (12,1 млн. долларов); Нидерланды (12,0 млн. долларов); Узбекистан (11,6 млн. долларов); Италия (8,4 млн. долларов); Чешская Республика (5,7 млн. долларов) и ряд других государств.
По предварительным данным товарооборот с Белоруссией в 2009 году составил около 27,0 млн. долларов; при этом объем вывезенных пензенских товаров составил 13,9 млн. долларов, ввезенных - около 13,1 млн. долларов. Более 30 предприятий региона имели торгово-экономические отношения с Республикой Беларусь.
Динамика объемов внешней торговли Пензенской области в 2001-2009 г.г. представлена в таблице N 11.
Таблица N 11
Динамика объемов внешней торговли Пензенской области в 2001-2009 г.г.
(в млн. долл. США)
Наименование |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Экспорт |
51,4 |
39,8 |
48,9 |
69,3 |
65,2 |
89,4 |
146,1 |
212,1 |
137,1 |
Импорт |
52,1 |
68,4 |
68,2 |
79,2 |
74,2 |
111,9 |
164,7 |
139,6 |
101,6 |
Внешнеторговый оборот |
103,5 |
108,2 |
117,1 |
148,5 |
139,4 |
201,3 |
310,8 |
351,7 |
238,7 |
Сальдо |
-0,7 |
-28,6 |
-19,3 |
-9,9 |
-9,0 |
-22,5 |
-18,6 |
+72,5 |
+35,5 |
Максимальный удельный вес в пензенском экспорте занимает продукция машиностроения - 57,4% всего экспортного объема. Удельный вес товарной группы "продовольственные товары и сырье для их производства" составляет свыше 12,0%, группы "продукция химической промышленности" - 10,4%.
Объем импорта из стран дальнего зарубежья составил около 88,5 млн. долларов (уменьшение на 54,5%), из стран СНГ - 13,1 млн. долларов (уменьшение на 24,3%).
Продукция машиностроения занимает по объему в товарной структуре регионального импорта более 52,6%. Это связано с еще продолжающимся техническим перевооружением ряда предприятий Пензенской области современным технологическим оборудованием, внедрением в производство передовых западных технологий.
Существенное снижение объемов импорта в целом и по всем основным импортным статьям в частности в 2009 году произошло, в основном, за счет резкого уменьшения закупок машиностроительной продукции в Германии, Италии, Нидерландах и ряде других стран. Рост объемов импорта машиностроительной и иной продукции из Китая, Австрии, Бельгии и Венгрии не оказал существенного влияния на объем пензенского импорта в целом.
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 октября 2013 г. N 751-пП в раздел 2 настоящей Концепции внесены изменения
2. Цели, задачи и принципы промышленной политики
Стратегической целью (миссией) промышленной политики является повышение темпов развития и конкурентоспособности промышленного комплекса Пензенской области.
Для достижения стратегической цели (миссии) на ближайшую перспективу (2010-2013 годы) определены следующие задачи:
- ежегодное увеличение объемов промышленного производства и реализации продукции по полному кругу промышленных и научных предприятий области в натуральном выражении (в единицах индекса промышленного производства) и в денежном выражении (в единицах объема отгруженной продукции);
- ежегодное увеличение совокупных налоговых платежей промышленных и научных предприятий для обеспечения роста доходной части бюджета области:
- ежегодный рост уровня средней заработной платы на промышленных предприятиях области, превышающий годовой уровень инфляции в Российской Федерации. Обеспечение уровня средней заработной платы не ниже прожиточного минимума, определенного по Пензенской области, на каждом промышленном предприятии, не находящемся в процедуре банкротства;
- техническое перевооружение, расширение и обновление производственного и научно-технического ядра в промышленности как базы расширенного воспроизводства, снижение возраста оборудования основных производственных фондов в целом по крупным и средним предприятиям. Внедрение энергосберегающих технологий и систем энергетического менеджмента на предприятиях и в организациях области;
- развитие перспективного технологического уклада в промышленности. Приоритетное внедрение автоматизированных линий и технологий, станков и механизмов, компьютерное оснащение рабочих мест инженерно-технических и научных работников. Активизация внедрения на промышленных предприятиях CAD/CAM/CAE-систем (систем автоматизированного проектирования, технологической подготовки производства и инженерного анализа), средств календарного планирования, планирования производственных ресурсов, учета хода производства (MRP/ERP-систем), средств управления данными о продукте (PDM) и других;
- снижение зависимости Пензенской области от импорта товаров за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства, формирования условий для расширения масштабов производства и реализации импортозамещающей продукции, производимой местными предприятиями;
- ежегодное увеличение числа промышленных предприятий, сертифицировавших производство, внедривших и сертифицировавших системы менеджмента качества, соответствующие международным стандартам ИСО серии 9001-2001, как средства повышения конкурентоспособности и эффективности предприятия. Совершенствование на территории области информационной системы по вопросам качества, стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей;
- активизация инвестиционного процесса в промышленности, реализация крупных инвестиционных проектов и программ с применением механизмов налогового регулирования и повышения инвестиционной привлекательности Пензенского региона;
- финансовое оздоровление промышленных и научных предприятий области, снижение доли убыточных хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную деятельность и не находящихся в процедуре банкротства;
- расширение и упорядочивание развития взаимовыгодных отношений промышленных предприятий области со стратегическими партнерами;
- ежегодное увеличение внешнеторгового оборота Пензенской области. Развитие сотрудничества с регионами Российской Федерации и зарубежными странами, улучшение кооперативных и хозяйственных внешних связей предприятий региона, с целью максимального использования существующих мощностей;
- использование свободных производственных площадей для создания новых производств и малых предприятий с применением передовых технологий и научных достижений отраслевой и вузовской науки, ориентированных на разработку и производство продукции и, как следствие, создание дополнительных рабочих мест;
- развитие инфраструктуры промышленности, сферы услуг промышленного и бытового назначения, активизация работы по созданию малых инновационных предприятий;
- совершенствование кадровой структуры промышленности области. Сохранение и приумножение кадрового потенциала и численного состава работников, занятых в промышленности. Решение проблемы кадрового обеспечения предприятий специалистами всех уровней посредством создания (оптимизации) системы постоянного обновления, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, аттестации персонала технического и управленческого звена.
Промышленная политика основывается на признании приоритетной значимости промышленности для экономики региона, ее определяющей роли в формировании бюджета Пензенской области и государственных внебюджетных фондов Пензенской области, в обеспечении занятости населения.
Цели региональной промышленной политики реализуются в рамках достижения общих целей социально-экономического развития Пензенской области и России в целом.
Промышленная политика Пензенской области строится на принципах:
- активного воздействия на экономические механизмы, в направлении повышения эффективности и конкурентоспособности промышленности;
- программно-целевого способа реализации политики;
- отраслевого и территориального управления перспективным развитием и оперативной работой промышленного комплекса;
- экономически обоснованного, объективного подхода к системе государственного управления в сфере промышленного производства;
- оптимального использования природных, трудовых и финансовых ресурсов области;
- стимулирования инновационного подхода промышленного развития, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
- рационального размещения производительных сил на территории Пензенской области;
- диверсификации отраслевой и товарной структуры промышленности за счет освоения и расширения новых видов выпускаемой продукции, включая товары народного потребления;
- открытости и обоснованности в определении критериев финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности, проектов по модернизации производственных мощностей, освоению новой конкурентоспособной продукции, развитию экспорта и импортозамещения, открытию новых производств;
- взаимовыгодного сотрудничества, сочетания общенациональных и региональных интересов с интересами субъектов промышленной деятельности.
3. Основные направления промышленной политики
Основное направление реализации промышленной политики - создание финансовых, организационных и правовых условий для осуществления товарного и технологического прорыва в потенциально конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках отраслях и производствах.
3.1. Диверсификация отраслевой и товарной структуры промышленности
Диверсификация отраслевой и товарной структуры промышленности в Пензенской области предполагает изменение состава и содержания ее частей, существующих пропорций и связей в целях повышения конкурентоспособности промышленного комплекса, эффективности функционирования и увеличения вклада производственных предприятий в экономику региона.
Структурные преобразования в промышленности должны основываться на:
- выборе приоритетов развития существующих в области отраслей и хозяйствующих субъектов промышленности и их всестороннего вклада в совокупную структуру промышленного производства;
- имеющихся конкурентных преимуществах, учете сильных и слабых сторон промышленного потенциала, отраслей промышленности, ресурсного обеспечения, коммуникаций и инфраструктуры;
- постепенном изменении профильной структуры промышленности в направлении перехода от производства комплектующих к выпуску конечной продукции;
- расширении товарной структуры промышленного производства с использованием и стимулированием инновационных разработок, производства новых видов товаров;
- принятии комплекса мер по обновлению производственного потенциала, развитию производственной инфраструктуры и обеспечению технологической безопасности;
- реформировании предприятий путем выделения, слияния, присоединения и передачи имущества эффективному собственнику в целях формирования рациональной структуры производства;
- поощрении и поддержке формирования вертикально и горизонтально интегрированных компаний, обеспечивающих производство конечного потребительского продукта с перераспределением прибыли между всеми участниками производства;
- поддержке хозяйствующих субъектов в инвестиционной, страховой и финансовой сферах деятельности;
- формировании и регулировании внутреннего рынка, с учетом защиты областного товаропроизводителя от некачественных товаров, недобросовестной конкуренции и криминализации.
- расширении присутствия пензенского товаропроизводителя на внутриобластном рынке, увеличении производства импортозамещающей продукции, необходимой населению, при условии обеспечения потребительских свойств, не уступающих ввозимой продукции.
В промышленности Пензенской области на основании статистических данных объемов и эффективности промышленного производства, численности занятого персонала, бюджетных поступлений и тенденций развития предприятий можно выделить в качестве приоритетных направлений отрасли, уже подтвердившие свою конкурентоспособность:
- машиностроение и металлообработка;
- приборостроение и оборонно-промышленный комплекс;
- пищевая и перерабатывающая промышленности;
- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности;
- промышленность строительных материалов;
- медицинская промышленность;
- электроэнергетика;
- стекольная промышленность;
- легкая промышленность.
Приоритет при диверсификации отраслевой и товарной структуры промышленности должен принадлежать высокотехнологичным наукоемким производствам, производствам средств для развития материальной базы науки, образования, а также промышленным производствам, ориентированным на обеспечение внутренних потребностей страны и региона, в том числе замещение импорта. Приоритет следующего уровня принадлежит тем предприятиям, которые обеспечивают наиболее высокий мультипликативный эффект роста производства и занятости. Это могут быть как крупные производственно-интегрированные корпоративные комплексы, так и мелкие, и средние высокотехнологичные предприятия.
Вместе с этим важно стимулирование развития малого и среднего бизнеса как дополнительного к крупным производствам сегмента экономики, на основе кластерного подхода. В особенности в сфере сервисного обслуживания, гибкого мелкосерийного производства и инновационных разработок.
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 октября 2013 г. N 751-пП в подраздел 3.2 раздела 3 настоящей Концепции внесены изменения
3.2. Реформирование и модернизация предприятий
Важнейшим направлением промышленной политики в условиях мирового финансово-экономического кризиса является проведение гибких институциональных преобразований, направленных на реформирование и модернизацию промышленных предприятий.
Цель реформирования и модернизации предприятий - обеспечение успешной работы предприятия в современных условиях, улучшение финансово-экономических результатов деятельности, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства.
Должны быть решены следующие задачи:
- улучшение финансово-экономических результатов за счет создания эффективного механизма управления предприятием, перехода на новый технологический уровень развития, увеличения номенклатуры и объема выпуска востребованной продукции, внедрения агрессивного маркетинга, эффективного использования производственных площадей, реструктуризации и технического перевооружения производства, автоматизации производственного процесса, финансового оздоровления предприятия;
- обеспечение своевременного выполнения текущих обязательств и ликвидация задолженности предприятий по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, своевременной выплате заработной платы;
- повышение инвестиционной привлекательности предприятия за счет достижения прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для его участников (учредителей), инвесторов, стратегических партнеров, кредиторов, разработки качественных бизнес-планов, инвестиционных проектов;
- совершенствование и расширение системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов предприятий в целях их адаптации к постоянно изменяющимся экономическим условиям.
Важное значение в реформировании и модернизации предприятий занимает развитие перспективного технологического уклада в промышленности. Значительная часть предприятий области нуждаются в замене устаревшего оборудования и технологий, внедрении автоматизации и компьютеризации производства, а также в защите интеллектуальной собственности, связанной с разработкой и производством продукции импортозамещения. Необходимо решение задачи активизации внедрения на промышленных предприятиях CAD/CAM/САЕ-систем (систем автоматизированного проектирования, технологической подготовки производства и инженерного анализа), средств календарного планирования, планирования производственных ресурсов, учета хода производства (MRP/ERP-систем), средств управления данными о продукте (PDM) и других.
Для решения этих задач в области действует долгосрочная целевая программа "Стимулирование роста объемов промышленного производства, внедрения инноваций и технического перевооружения промышленности Пензенской области на 2009-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 16.10.2008 года N 667-пП (с последующими изменениями).
Данной Программой предусмотрено оказание финансовой поддержки предприятиям в виде субсидий за счет бюджета Пензенской области на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговым платежам для проведения технического перевооружения и освоения новой продукции.
Программа на протяжении последних лет остается действенным механизмом, стимулирующим развитие промышленности региона, и целесообразно предусмотреть возможности расширения спектра ее деятельности.
Особенностями государственного регулирования процесса реформирования хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм являются:
- активное регулирование процесса реформирования государственных предприятий;
- существенное обновление и усовершенствование механизмов управления находящимися в государственной собственности акциями (паями, долями) и представление интересов государства в органах управления акционерных обществ;
- создание механизмов государственного стимулирования (поддержки) по реформированию и модернизации предприятий любой формы собственности.
Реформирование предприятий невозможно в широких масштабах без поддержки и стимулирования развития предприятий инфраструктуры - консалтинговых, лизинговых, инжиниринговых, аудиторских, обучающих и прочих фирм. Необходимо предусмотреть формирование рынка услуг промышленным предприятиям, создание благоприятных условий для развития предприятий в сфере маркетинга, лизинга, консалтинга, внедрения инноваций.
Приоритетом для предприятий всех отраслей промышленности по данному вопросу является модернизация и замена изношенной техники и оборудования, автоматизация производственного процесса, расширение номенклатуры и объемов продукции, а также планирование и реализация ряда проектов с привлечением действующих производственных мощностей и сторонних инвестиций с целью создания современных востребованных видов продукции.
3.3. Совершенствование налоговой политики
Целью совершенствования налоговой политики в Пензенской области должен стать рост доходов бюджета Пензенской области на основе стимулирования увеличения объемов промышленного производства и роста его эффективности (объема реализации, прибыли, зарплаты, стоимости основных средств и т.д.).
Предстоит сконцентрировать усилия на создании условий для развития и диверсификации экономики, реализации крупных инвестиционных проектов, ввода новых инновационных производств, создания дополнительных рабочих мест, модернизации хозяйствующих субъектов промышленного комплекса.
Совершенствование налоговой политики области основывается на действующем федеральном законодательстве и предусматривает следующие меры:
- предоставление субсидий и инвестиционных налоговых льгот в целях стимулирования развития производства, позволяющее обеспечить государственную поддержку проектов предприятий, нацеленных на конечный результат;
- лоббирование в федеральных органах законодательной и исполнительной власти программ поддержки градообразующих предприятий в малых городах и рабочих поселках области с учетом их территориальной социальной значимости (занятости населения и поступлений в бюджет);
- оказание поддержки промышленным предприятиям Пензенской области в федеральных органах исполнительной власти в целях обеспечения их участия в реализации мероприятий государственных программ (ФЦП, ФАИП и других);
- реализация принципа формирования прогноза доходов бюджета Пензенской области на основе прогноза развития отраслей экономики, конкретных предприятий.
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 октября 2013 г. N 751-пП в подраздел 3.4 раздела 3 настоящей Концепции внесены изменения
3.4. Развитие научно-технической и инновационной политики
Развитие научно-технической и инновационной политики в Пензенской области предполагает реализацию целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие и интеграцию науки, техники, производства; стимулирование инвестиций в научно-технические разработки, предопределяющих выпуск конкурентоспособной продукции; участие промышленных предприятий области в быстром освоении крупных нововведений, важных для народного хозяйства страны, с максимально полезными результатами для промышленного развития региона.
Данное направление будет осуществляться в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 613 (с последующими изменениями).
Региональная инновационная сфера призвана решать ряд специфических задач, таких как решение межотраслевых научно-технических проблем, выработка стратегии научно-технического и инновационного развития региона, рациональное использование местных сырьевых и трудовых ресурсов, научно-технического и производственного потенциала региона, сохранение экологического баланса территории и др. Это возможно при создании специальных организационно-экономических условий для государственно-частного партнерства в инновационной сфере.
В Пензенской области действует Концепция развития инновационной деятельности в Пензенской области на 2009-2013 годы и долгосрочная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Пензенской области (2009-2013 годы)", утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 20 октября 2008 года N 677-пП (с последующими изменениями).
Конечным результатом реализации научно-технической и инновационной политики области на 2010-2013 годы должно стать:
- создание эффективной региональной инфраструктуры инновационной деятельности, венчурного фонда, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков и инновационно-промышленных комплексов, способствующих появлению инноваций и продвижению их в производство;
- дальнейшая разработка и реализация системы мер по поддержке научных исследований, в том числе с участием образовательных организаций высшего образования, НИИ и промышленных предприятий; поощрение инновационной активности предприятий, способствующей освоению производства новой конкурентоспособной продукции, созданию квалифицированных рабочих мест, экономическому росту региона;
- создание системы стимулов для закрепления научных кадров, привлечения молодежи в научно-техническую сферу, повышение престижа научного труда, поощрение сотрудничества и кооперации образовательных организаций высшего образования, НИИ и предприятий как в реализации научно-технических, так и инновационных проектов (в виде консорциумов, стратегических партнерств, программ целевой подготовки, центров коллективного пользования высокотехнологичным исследовательским оборудованием).
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 октября 2013 г. N 751-пП в подраздел 3.5 раздела 3 настоящей Концепции внесены изменения
3.5. Совершенствование инвестиционной политики
Инвестиционная политика Пензенской области в развитии промышленного комплекса рассматривается как составная часть социально-экономической политики региона. Необходимость ее совершенствования связана с пониманием того, что одним из путей динамичного развития экономики региона является привлечение инвестиций. Имеющий место недостаток инвестиционных ресурсов отрицательно сказывается на темпах структурных изменений в промышленном комплексе Пензенской области, не позволяет достичь желаемых результатов.
Основные направления совершенствования инвестиционной политики Пензенской области должны быть направлены на решение следующих задач:
- формирование в регионе благоприятного инвестиционного климата;
- развитие инфраструктуры регионального инвестиционного рынка;
- содействие в реализации конкретных инвестиционных проектов.
Для решения вышеназванных задач действуют законы Пензенской области: от 01 марта 2004 года N 579-ЗПО "Об инвестиционной стратегии Пензенской области" (с последующими изменениями), от 30 июня 2009 года N 1755-ЗПО "Об инвестициях и государственно-частном партнёрстве в Пензенской области" (с последующими изменениями).
Ключевыми факторами успешной реализации инвестиционной политики региона должны стать:
- прогрессивное инвестиционное законодательство;
- институциональные преобразования;
- создание и развитие деятельности институтов развития (например ОАО "Корпорации развития Пензенской области"), предметом деятельности которых будет являться разработка предложений по стратегическому развитию области, определение предприятий или отраслей, привлекательных для инвестора, и продвижение их;
- кадровое обеспечение;
- коммуникационная стратегия.
Оптимизация правового обеспечения инвестиционной деятельности предполагает разработку долгосрочной программы поддержки инвесторов, принятие дополнительных нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в области, предоставление правовых гарантий инвесторам, создание благоприятного налогового режима.
Организационное обеспечение инвестиционной деятельности предполагает активизацию деятельности профильных органов исполнительной власти Правительства области, вовлечение в работу ОАО "Корпорации развития Пензенской области" и других институтов развития, оказание реальной помощи инвестору на пути реализации инвестиционного проекта.
Кадровое обеспечение инвестиционной деятельности включает в себя прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования квалифицированными кадрами, формирование устойчивых связей между образованием и бизнесом.
Коммуникационная стратегия направлена на формирование имиджа региона как благоприятного места для размещения инвестиций. Формирование привлекательного инвестиционного имиджа Пензенской области является условием активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.
С этой целью стоит задача создания максимально открытого информационного ресурса Пензенской области, в том числе с использованием пространства информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на русском и английском языках, позволяющего донести подробную информацию об инвестиционных проектах и ресурсах региона, о потенциальных возможностях предприятий и организаций, формах и механизмах государственной поддержки.
Другим важным направлением по реализации коммуникационной стратегии является разработка и реализация концепции создания бренда Пензенской области.
Серьезным коррективам должна быть подвергнута и тактика привлечения инвесторов в Пензенскую область. Для решения проблемы привлечения инвестиций важно:
- повышать уровень управления (менеджмента) предприятий, в том числе с учетом профессиональных знаний рынка планируемых к производству товаров;
- формировать банк данных инвестиционных проектов промышленных предприятий, составленных в соответствии с общепринятыми в мировой практике нормами. Обеспечивать их экспертизу с целью активного продвижения их на межрегиональный и международный уровни;
- обеспечивать "прозрачность" финансово-экономического состояния предприятия для кредиторов и инвесторов;
- расширять использование инвестиционных соглашений как инструмента инвестиционной и промышленной политики, с указанием конкретных взаимных обязательств на краткосрочный период;
- развивать систему партнерских связей Правительства Пензенской области с организациями, продвигающими инвестиционные проекты;
- развивать сотрудничество Пензенской области с юридическими или физическими лицами в реализации социально значимых проектов на территории Пензенской области в форме участия государственно-частного партнерства;
- проводить мониторинг и на его основе проводить политику по повышению инвестиционной привлекательности региона за счет внутренних источников области (тарифы на энергоносители, налог на землю и т.д.);
- создавать совместные предприятия на территории региона с иностранными партнерами;
- развивать венчурное инвестирование;
- создавать холдинги и финансово-промышленные группы. Приоритетом для предприятий всех отраслей промышленности является модернизация и замена изношенной техники и оборудования, автоматизация производственного процесса, расширение номенклатуры и объемов продукции, а также планирование и реализация ряда проектов с привлечением действующих производственных мощностей и сторонних инвестиций с целью создания конкурентоспособных видов продукции.
Проведение эффективной инвестиционной политики, ориентированной на результат, должно строиться на основе непрерывного наблюдения (мониторинга) за фактическим положением дел в инвестиционной сфере и анализом происходящих в ней изменений.
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 октября 2013 г. N 751-пП в подраздел 3.6 раздела 3 настоящей Концепции внесены изменения
3.6. Повышение конкурентоспособности продукции
Государственная промышленная политика в Пензенской области в области качества ориентирована на активное проведение организационных, экономических и правовых изменений, содействующих повышению эффективности и конкурентоспособности предприятий области. Рост производства высококачественной продукции, пользующейся спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, позволит решить задачи обеспечения занятости, повышения доходов и качества жизни населения; расширения налоговой базы; сбалансированности областного бюджета и улучшения платежного баланса.
Повышение конкурентоспособности продукции областных товаропроизводителей предполагается путем реализации следующих направлений:
- повышение качества продукции;
- продвижение конкурентоспособных товаров на рынок;
- эффективное ценообразование.
В целях повышения качества продукции и имиджа предприятий необходимо:
1. Внедрение современных систем менеджмента качества на предприятиях и в организациях, включающее:
- оказание помощи предприятиям в сертификации производства и систем качества отечественными и зарубежными международно признанными организациями на соответствие требованиям международных и российских стандартов для обеспечения повышения конкурентоспособности предприятий на российском и внешнем рынках;
- создание аналитических, маркетинговых, венчурных фирм, проведение ими исследований в интересах развития предприятий, а также расширение консалтинговых и экспертных услуг.
2. Расширение выпуска экологически чистой и безопасной продукции, внедрение систем экологического менеджмента для улучшения состояния окружающей среды.
3. Защита потребительского рынка области от фальсифицированных и некачественных товаров и услуг через развитие и совершенствование сертификационной и испытательной базы, в том числе:
- дооснащение испытательных лабораторий современным испытательным оборудованием и аккредитация их в компетентных органах на право проведения сертификационных испытаний;
- расширение области аккредитации органов по сертификации услуг;
- проведение взаимосвязанных работ по повышению безопасности производимых на территории области и ввозимых на ее территорию товаров путем обеспечения расширения эффективности контроля за их реализацией.
4. Прохождение профессионального обучения специалистами и получение дополнительного профессионального образования руководителями руководителей и специалистов по качеству, сертификации, менеджменту качества. Создание системы непрерывного образования в области качества на всех этапах деятельности на базе существующих образовательных организаций, а также создание новых учреждений со специализацией в области качества.
5. Государственная и общественная поддержка, координация и мотивация работ по качеству. В этих целях требуется:
- разработка и регулярная актуализация областной программы мероприятий по повышению качества продукции и услуг, конкурентоспособности предприятий;
- развитие межотраслевого и межрегионального сотрудничества предприятий на основе долгосрочных договоров, заключенных в рамках межправительственных соглашений;
- стимулирование производства новых качественных товаров с использованием механизмов государственной поддержки промышленных предприятий;
- участие предприятий Пензенской области в региональных и федеральных конкурсах по качеству;
- создание и развитие систем информационного обеспечения деятельности в области качества.
6. Повышение технического уровня и конкурентоспособности продукции путем создания новых и модернизации выпускаемых видов и наименований товаров, внедрения новой техники и технологий. Данная работа должна включать:
- создание финансово-экономических предпосылок для реконструкции производственных мощностей, осуществления технического и технологического перевооружения в отраслях промышленности;
- использование современных информационных технологий, оснащение аппаратными и программными средствами автоматизации и информатизации.
3.7. Развитие внешнеэкономической деятельности
В период, когда Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), вопросы развития внешнеэкономической деятельности, подготовки регионов к работе в новых условиях приобретают особое значение.
Международное и внешнеторговое сотрудничество - важный фактор динамичного развития экономики Пензенской области, внедрения передового опыта и прогрессивных технологий, привлечения внешних инвестиций в регион. Развитие взаимовыгодных международных и внешнеэкономических связей позволяет привлечь дополнительные средства в бюджет Пензенской области и направлять их на решение наиболее значимых региональных социально-экономических задач.
Внешнеторговая либерализация после присоединения России к ВТО может привести к значительным изменениям в функционировании региональных экономик. Внешние факторы станут преобладать над факторами внутренними, обострится конкуренция между регионами не только на международном, но и на внутреннем национальном рынке. В этих условиях возникает необходимость подготовки организаций всех отраслей экономики к изменяющимся экономическим условиям и осуществлению выпуска конкурентоспособной продукции.
Несмотря на положительную тенденцию в развитии внешнеэкономической деятельности в Пензенской области, основными проблемами остаются:
- недостаточное количество рынков сбыта продукции, производимой предприятиями области, в связи с чем недостаточно высокий рост внешнеторгового оборота;
- усиление конкуренции на мировом рынке при недостаточно высокой конкурентоспособности большинства видов продукции (услуг), выпускаемых (оказываемых) предприятиями Пензенской области;
- недостаточное развитие инфраструктуры содействия развитию внешнеэкономической деятельности (страховые, консультационные, банковские и другие услуги);
- дефицит квалифицированных кадров в области международной и внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время основными партнерами Пензенской области по экспорту являются: Казахстан, Туркмения, Индия, Узбекистан, Украина, Германия и др. Основной объем структуры экспорта занимает машиностроительная продукция, продовольственные товары, продукция химической промышленности, металлические изделия, древесина и изделия из нее.
Главной целью промышленной политики в сфере развития внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Пензенской области на среднесрочную перспективу является постепенная и эффективная интеграция экономики области как субъекта Российской Федерации в систему международного разделения труда и развитие внешнеэкономических связей для обеспечения роста экономики региона, ее структурной перестройки, наращивания выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции.
Для решения указанных задач постановлениями Правительства Пензенской области от 21 ноября 2008 года N 788-пП и N 787-пП утверждены долгосрочные целевые программы Пензенской области "Развитие международной и внешнеторговой деятельности в Пензенской области на 2009-2013 годы" (с последующими изменениями) и "Поддержка экспорта в Пензенской области на 2009-2013 годы" (с последующими изменениями).
Социально-экономический эффект от реализации этих программных мероприятий выразится в росте:
- налоговых отчислений предприятий-участников внешнеэкономической деятельности в бюджетную систему Пензенской области;
- занятости населения, вовлеченного во внешнеэкономическую сферу;
- заработной платы, повышению уровня и качества жизни населения Пензенской области;
- организации системы стимулирования развития экспорто-ориентированных и импортозамещающих производств;
- инновационной активности при реализации импортозамещающих проектов;
- расширения географии поставок экспортеров Пензенской области;
- предпосылок условий для использования преимуществ и минимизации возможных негативных последствий в процессе присоединения России к ВТО.
3.8. Формирование эффективных взаимоотношений со стратегическими партнерами
Правительство Пензенской области одним из приоритетов социально-экономического развития региона считает построение эффективных взаимоотношений со стратегическими партнерами.
Под стратегическими партнерами Пензенской области понимаются юридические лица, субъекты хозяйственной деятельности, субъекты Российской Федерации, страны СНГ и зарубежья, имеющие финансово-экономическое сотрудничество по поставкам или потреблению продукции (экспорту или импорту) в объеме, превышающем 5 процентов от совокупного объема промышленного производства Пензенской области, и имеющие потенциал для развития долгосрочных взаимовыгодных отношений.
Для формализации взаимоотношений предприятий промышленности со стратегическими партнерами, планирования, организации и контроля их развития предусматривается:
1) определение и ранжирование (в соответствии с вышеуказанным критерием) перечня стратегических партнеров области с целью их анализа и мониторинга. К исходным стратегическим партнерам относятся:
- субъекты естественных монополий (ОАО "РЖД", ОАО "Газпром", ОАО "ЛУКОЙЛ" и другие);
- предприятия автомобильной промышленности (ОАО "АвтоВАЗ"; ОАО "ГАЗ", ОАО "КАМАЗ", зарубежные автопроизводители);
- государственные корпорации (ГК "Росатом", ГК "Роснанотех", ГК "Ростехнологии", ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и другие);
- министерства Российской Федерации (Министерство промышленности и торговли, Министерство обороны, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Министерство транспорта, Министерство регионального развития и другие);
- структуры Федерального агентства по промышленности (промышленности боеприпасов и спецхимии, авиационной промышленности, промышленности обычных вооружений, радиоэлектронной промышленности и систем управления, гражданских отраслей промышленности и т.д.);
- субъекты Российской Федерации (г. Москва, Московская область и другие);
- зарубежные страны и страны СНГ (Германия, Казахстан, Киргизия, Белоруссия и другие);
- прочие стратегические партнеры;
2) оформление со стратегическими партнерами письменных долгосрочных отношений (соглашения о сотрудничестве, рамочные соглашения, протоколы о намерениях и т.д.);
3) составление планов мероприятий по развитию взаимовыгодных отношений. Организация и контроль их выполнения. Проведение постоянной работы над увеличением объема финансирования федеральных программ, по которым работают предприятия, и их участников. Ежегодный контроль объемов выполнения и финансирования работ.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29 марта 2013 г. N 188 в раздел 3.9 настоящей Концепции внесены изменения
3.9. Создание условий по организации субъектов малого бизнеса на незадействованных производственных площадях предприятий области
В целях улучшения ситуации на рынке труда и увеличения объемов производства в условиях выхода из экономического кризиса особое внимание Правительством Пензенской области уделяется созданию малых предприятий на незадействованных производственных площадях предприятий области.
Данный подход способствует не только обеспечению занятости людей и созданию дополнительных рабочих мест в регионе, но также развитию малых инновационных форм бизнеса в сфере как производства, так и инфраструктурного сервиса.
Таким образом, повышается эффективность использования производственных площадей, создаются предпосылки для организации крупными компаниями совместных предприятий, и в итоге диверсификации производства с участием малых форм бизнеса.
В Пензенской области успешно реализуется долгосрочная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Правительством# Пензенской области от 27.10.2008 N 713-пП (с последующими изменениями) и предусматривающая оказание государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности за счет средств бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Пензенской области.
В Пензенской области создана многоэлементная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства. В регионе действуют Советы по предпринимательству при главах администраций городов и районов, общественные объединения предпринимателей: Пензенская областная общественная организация по поддержке предпринимателей "Союз предпринимателей", НП "Центр развития предпринимательства", Пензенское региональное отделение "Опора России", ОФ "Гражданский Союз" и ряд других объединений. Эти организации оказывают индивидуальные консультации по отдельным вопросам, представляют интересы предпринимателей в органах государственной власти, оказывают помощь в поиске партнеров по направлениям бизнеса, информируют предпринимателей по проводимым в Пензенской области и регионах России выставках и ярмарках#.
Осуществляется финансовая поддержка микрофинансовыми организациями (ОАО "Поручитель" и фонд поддержки предпринимательства г. Заречный) в виде предоставления поручительства по кредитам перед банками и выдачи краткосрочных микрозаймов.
Пензенской торгово-промышленной палатой проводится оказание услуг патентно-поверенным Пензенской торгово-промышленной палаты по регистрации прав интеллектуальной собственности, оказываются консультации предпринимателям по правилам размещения экономических споров в Третейском суде при Пензенской торгово-промышленной палате, а также в коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
В целях организации малых предприятий на свободных производственных площадях промышленных предприятий предусматривается:
- привлечение руководителей промышленных предприятий для участия в областной программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, в части создания малых инновационных предприятий на свободных производственных площадях;
- проведение работы совместно с руководителями промышленных предприятий по определению незадействованных свободных площадей, их технического описания;
- ведение реестра свободных производственных площадей расположенных на промышленных предприятиях и размещение их на сайте Правительства Пензенской области;
- разработка методических рекомендаций, инструкций по созданию малых предприятий в Пензенской области;
- осуществление постоянного мониторинга по созданию малых предприятий на свободных производственных площадях промышленных предприятий и своевременному оказанию содействия по их становлению;
- рассмотрение на выездных совещаниях, проводимых Управлением промышленности и энергетики Пензенской области в администрациях районов и городов области, заседаниях Ассоциации промышленников и товаропроизводителей Пензенской области вопросов по использованию свободных производственных площадей и создания малых предприятий.
3.10. Совершенствование трудовых отношений
Главная задача совершенствования трудовых отношений - восстановление взаимосвязи уровня и динамики доходов, получаемых работниками промышленных предприятий, с результатами их финансово-хозяйственной деятельности.
Базовым документом является Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области на 2009-2011 годы (зарегистрировано в Минздравсоцразвития Пензенской области 21.01.2009 N 83-РС).
Формирование системы оплаты труда работников промышленных предприятий должно строиться на основе экономического анализа, детального хозяйственного расчета и реальной оценки финансовых возможностей предприятия. Увеличение заработной платы должно быть обусловлено ростом объемов производства и улучшением финансово-экономических показателей.
Необходимо принять меры по усилению зависимости оплаты труда руководителей промышленных предприятий от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и уровня оплаты труда работников этих предприятий; устанавливать для государственных и муниципальных промышленных предприятий, для предприятий с долей государственной собственности, а также рекомендовать предприятиям других форм собственности предельно допустимые соотношения размеров оплаты труда руководителей и остальных работников.
Значительная роль в успешной реализации основных положений Концепции промышленной политики будет отведена совершенствованию всех форм социального партнерства. Урегулирование вопросов заработной платы, условий труда, социальной защиты работников отраслей промышленности в процессе проведения переговоров объединений работодателей, профсоюзных организаций и представителей органов исполнительной власти Пензенской области, достижение взаимоприемлемых договоренностей являются серьезным фактором снижения социальной напряженности в коллективах промышленных предприятий и источником роста эффективности их деятельности.
В соответствии с Законом Пензенской области "О системе социального партнерства в Пензенской области" от 29.06.2006 N 1064-ЗПО стороны стоят на позициях равноправия и паритетных отношений, придерживаются принципов взаимного уважения, доверия и считают основной целью социального партнерства реализацию социальных программ, направленных на повышение жизненного уровня населения области на основе динамичного развития экономики.
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 октября 2013 г. N 751-пП в подраздел 3.11 раздела 3 настоящей Концепции внесены изменения
3.11. Развитие кадровой политики
Основной задачей в области развития кадровой политики является создание условий для обеспечения промышленности Пензенской области квалифицированными кадрами востребованных специальностей и создание системы профессионального образования, отвечающей современным требованиям и стандартам, и профориентации.
Без повышения уровня знаний кадрового состава руководителей, специалистов и рабочих невозможно обеспечить поступательное развитие промышленных предприятий. Кадровая политика должна быть направлена на формирование профессионального состава специалистов, развитие системы профессионального обучения кадров рабочих специальностей, в том числе и на самих промышленных предприятиях области, кадровое обеспечение, адекватное современным условиям управления предприятиями.
Для решения проблемы обеспечения предприятий промышленности рабочими кадрами приоритетными направлениями на период 2010-2013 годы должно стать:
- реализация стратегии кадрового обеспечения потребностей организаций и предприятий Пензенской области, формирование регионального заказа на рабочие кадры и прогноза потребности в них;
- оценка перспектив изменения профессионально-квалификационной структуры профессионального обучения кадров в соответствии с социально-экономическим развитием Пензенской области и отраслевыми прогнозами;
- выработка мероприятий по совершенствованию механизмов государственного регулирования состояния кадрового обеспечения экономики региона;
- развитие социального партнерства в профессиональном обучении рабочих кадров;
- оказание содействия системе профессионального образования со стороны государства и работодателей в техническом переоснащении и создание материально-технической базы, отвечающей современным требованиям;
- создание профессиональными образовательными организациями программ профессионального обучения кадров рабочих специальностей, отвечающих современным требованиям работодателей;
- создание на предприятиях необходимых социально-экономических условий для привлечения молодых специалистов;
- использование средств массовой информации (газеты, радио, телевидение и т.д.) для пропаганды и создания привлекательного имиджа рабочих специальностей;
- введение областного заказа на профессиональное обучение специалистов соответствующих профессий;
- введение добровольной контрактной системы для обучающихся в образовательных организациях высшего образования, гарантирующей определенные льготы при их распределении по промышленным предприятиям Пензенской области;
- введение государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации персонала;
- участие работодателей в формировании реализации образовательных программ профессионального образования;
- создание механизма прогнозирования потребности в кадрах;
- создание центров интеграции науки, образования и промышленности.
Наиболее ощутимым дефицитом в кадрах являются высококвалифицированные рабочие массовых профессий. Для решения проблемы профессионального обучения квалифицированных рабочих кадров по особо дефицитным профессиям требуется дальнейшее развитие системы (скорректированной с учетом сложившихся условий) профессионально-технического обучения, включающей как определение потребностей в кадрах, так и структуру, обеспечивающую процесс их обучения.
В целях решения указанных задач постановлением Правительства Пензенской области от 3 декабря 2007 года N 806-пП "Об участии работодателей в подготовке квалифицированных рабочих кадров в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Пензенской области" (с последующими изменениями) были определены основные направления эффективного взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций в профессиональном обучении квалифицированных рабочих кадров.
Предприятие (организация), для которого на базе профессиональной образовательной организации Пензенской области ведется профессиональное обучение рабочих кадров по трехсторонним договорам, может быть базовым предприятием (организацией) данной профессиональной образовательной организации.
Основной задачей совместной работы базового предприятия и профессиональной образовательной организации является профессиональное обучение квалифицированных рабочих кадров, отвечающее требованиям базового предприятия и рынка труда Пензенской области.
4. Механизмы реализации промышленной политики
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 октября 2013 г. N 751-пП в подраздел 4.1 раздела 4 настоящей Концепции внесены изменения
4.1. Меры государственной поддержки промышленности
Государственная поддержка промышленных предприятий на областном уровне является необходимым условием развития промышленного комплекса Пензенской области. Она будет осуществляться за счет реализации целевых мер прямого и косвенного характера, в соответствии с требованиями Закона Пензенской области от 11 января 1999 года N 125-ЗПО "О промышленной политике" (с последующими изменениями).
Прямые меры государственной поддержки промышленности предусматривают:
- принятие и исполнение областных долгосрочных целевых программ с четким определением источников финансирования и результатов их реализации;
- предоставление налоговых льгот в части налогов, зачисляемых в бюджет Пензенской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области;
- заключение соглашений (договоров) со стратегическими партнерами, государственными корпорациями и федеральными органами власти, в пределах своей компетенции;
- заключение Правительством Пензенской области межрегиональных соглашений в области промышленной деятельности, в пределах своей компетенции;
- проведение взвешенной внешнеэкономической политики с использованием методов стимулирования импортно-экспортных операций, формирования инфраструктуры внешней торговли и разработка системы поддержки и защиты отечественного товаропроизводителя;
- принятие совместных решений с объединениями профсоюзов и предпринимателей в рамках системы социального партнерства;
- предоставление в аренду государственного имущества на льготных условиях;
- предоставление преференций промышленным предприятиям за счет средств областного бюджета;
- санация неэффективных производств на основе законодательства о банкротстве, совершенствование института антикризисных управляющих;
- прогнозирование и планирование промышленного производства с разработкой товарных, финансовых балансов и потребностей в ресурсах, в том числе трудовых.
Косвенные меры государственной поддержки промышленности осуществляются за счет:
- проведения целенаправленной работы в федеральных органах государственной власти с целью получения для предприятий области:
а) контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд;
б) централизованного государственного финансирования и инвестиций, в том числе в рамках федеральных целевых программ;
в) инвестиционного налогового кредита, освобождения (полного или частичного) от уплаты налогов, отсрочки или рассрочки налоговых платежей в федеральный бюджет;
г) гарантий Правительства Российской Федерации для инвесторов:
- оказания содействия в предоставлении земельных участков под строительство новых хозяйствующих субъектов на льготных условиях;
- создания системы дополнительного профессионального образования управленческих кадров;
- государственного регулирования цен и тарифов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- развития добросовестной конкуренции с использованием методов антимонопольного регулирования, исполнения установленных законодательством ограничений по приобретению крупных пакетов акций и слиянию хозяйственных обществ;
- ужесточения налоговой дисциплины с одновременным упорядочением системы сбора налогов;
- содействия промышленным предприятиям Пензенской области в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутриобластной кооперации и внешнеэкономических связей Пензенской области с другими регионами и государствами;
- стимулирования развития инфраструктуры услуг предприятиям промышленности (услуги сертификации, консалтинга, лизинга, обучения кадров и др.);
- содействия предприятиям промышленности в передаче в муниципальную собственность жилищного фонда и ведомственных объектов соцкультбыта или компенсации издержек, связанных с расходами на их содержание;
- содействия предприятиям ОПК области в получении права самостоятельного выхода на внешние рынки вооружения и военной техники, обеспечения своевременного финансирования государственного оборонного заказа или конверсионных программ;
- оказания информационной поддержки инвестиционных проектов и продукции, выпускаемой промышленными предприятиями области, посредством размещения информации на официальном сайте Правительства Пензенской области;
- оказания содействия по освобождению предприятий от несвойственных им непроизводственных функций (передача сферы соцкультбыта на баланс муниципалитетов);
- организации и проведения ежегодного областного конкурса за звание "Лучшее промышленное предприятие Пензенской области";
- организационно-правовой поддержки реорганизации и реструктуризации градообразующих предприятий;
- расширения сотрудничества с международными организациями, в том числе с ЮНИДО, в реализации промышленной политики;
- развития банковской деятельности в сфере экспортно-импортного кредитования предприятий;
- содействия предприятиям, участвующим в российских, международных тендерах;
- совершенствования системы подбора, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, аттестации, заключения контракта с директорами государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием;
- развития инфраструктуры инновационной деятельности;
- поддержки проектов на предприятиях, внедрение результатов которых востребовано другими предприятиями и усиливает позиции региона.
Для реализации основных направлений промышленной политики Пензенской области потребуется внесение изменений в уже существующие законы, а также разработка новых законодательных и других нормативных правовых актов.
4.2 Ресурсное обеспечение промышленной политики
Основными ресурсами реализации промышленной политики являются:
- средства бюджета Пензенской области в рамках областных долгосрочных целевых программ;
- средства, выделенные из федерального бюджета для реализации федеральных адресных и целевых программ;
- собственные средства субъектов промышленной деятельности предприятий;
- инвестиции собственников;
- внешние, привлеченные инвестиции;
- средства внебюджетных фондов;
- банковские кредиты;
- лизинг производственного и технологического оборудования;
- иные источники финансирования.
Существенным моментом при планировании использования бюджетных и привлеченных ресурсов должно быть понимание приоритета мобилизации собственных ресурсов предприятий и собственников, принцип эффективности использования бюджетных ресурсов, а также необходимость принятия комплекса мер по использованию привлеченных ресурсов.
4.3. Мониторинг развития промышленной политики
Мониторинг промышленной политики заключается в контроле за реализацией Концепции промышленной политики в Пензенской области на 2010-2013 годы, долгосрочных целевых и иных программ Пензенской области, действующих в рамках Концепции и предусматривает исследование и прогнозирование тенденций развития промышленности, оценку проблем в различных отраслях промышленности, оценку эффективности мероприятий промышленной политики, прогнозирование ожидаемых результатов.
Мониторинг промышленной политики осуществляется органами исполнительной власти области с участием промышленных предприятий и включает в себя:
- мониторинг и анализ деятельности промышленных предприятий, рейтинговые оценки предприятий;
- мониторинг социально-экономических показателей по видам экономической деятельности;
- систему реестров предприятий и организаций промышленности (стратегически важных, федерального значения, градообразующих, ориентированных на экспорт, бюджетообразующих и др.);
- банк данных инвестиционных и инновационных проектов;
- справочники промышленной продукции, бюллетени по новой технике и технологиям.
- иные информационно-аналитические материалы.
5. Прогноз развития промышленности области на период действия концепции промышленной политики
Прогноз развития промышленности области на основе статистической и аналитической информации на период действия Концепции промышленной политики представлен в таблице N 12.
Таблица N 12
Основные показатели прогноза развития промышленности Пензенской области на период до 2013 года
Показатели |
Единица измерения |
отчет |
оценка |
прогноз |
||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Пессимистический вариант |
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
% |
87,1 |
103,14 |
103,04 |
103,25 |
103,58 |
Оптимистический вариант |
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
% |
87,1 |
109,04 |
103,52 |
103,72 |
103,96 |
Оценка прогнозных показателей на основании данных, полученных от органов муниципальных образований области и руководителей промышленных предприятий, показывает возможность выхода по итогам 2010 года по индексу промышленного производства на 103,14% к уровню, достигнутому в 2009 году по пессимистическому варианту и 109,04% - по оптимистическому варианту.
В результате реализации экономических и организационных мер, проводимых в регионе Правительством Пензенской области, в текущем 2010 году происходят устойчивые положительные изменения в промышленном комплексе.
Наиболее динамично из всех видов "обрабатывающих производств" будет развиваться производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, производство пищевых продуктов и др.
Вместе с тем предполагается снижение производства прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургического производства и производства готовых металлических изделий и др.
В 2011-2013 годах прогнозируется постепенное восстановление положительной динамики промышленного производства до 3,04-3,52% в 2011 году, 3,25-3,72% в 2012 году и до 3,58-3,96% в 2013 году.
Опережающими темпами предусматривается развитие пищевых продуктов питания, производство резиновых и пластмассовых изделий, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химического производства и др.
Вместе с тем ожидается снижение обработки древесины и производства изделий из дерева, производства прочих неметаллических минеральных продуктов, прочих производств.
В среднесрочной перспективе продолжится выделение средств из областного бюджета, на конкурсной основе, на развитие промышленного производства в виде субсидий за счет бюджета Пензенской области на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговым платежам для проведения технического перевооружения и освоения новой продукции.
Особое место будет занимать инвестиционная деятельность промышленных предприятий, которая будет направлена на проведение модернизации оборудования и производственных процессов, приобретение высокоточного оборудования, реализацию организационно-технических и технологических мероприятий, постоянное и регулярное обновление номенклатуры выпускаемой продукции, ее потребительских характеристик, а также на повышение качества продукции.
Реализация Концепции промышленной политики Пензенской области и разработанных на ее основе мероприятий позволит преодолеть негативные и закрепить положительные тенденции в развитии промышленности и перейти к экономическому росту, улучшить финансовое состояние промышленных предприятий, сохранить кадровый потенциал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 20 октября 2010 г. N 641-пП "О концепции промышленной политики Пензенской области на 2010-2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 91 от 28 октября 2010 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 7 октября 2013 г. N 751-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 29 марта 2013 г. N 188-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 30 сентября 2011 г. N 684-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 26 мая 2011 г. N 318-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 22 февраля 2011 г. N 93-пП