Постановлением Правительства Пензенской области от 16 ноября 2010 г. N 734-пП в наименование настоящего постановления внесены изменения
Постановление Правительства Пензенской области
от 24 октября 2008 г. N 699-пП
"Об утверждении долгосрочной целевой программы Пензенской области "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы"
24 ноября 2008 г., 17 августа, 15, 27 октября, 10 декабря 2009 г., 26 апреля, 6 мая, 8 сентября, 16 ноября 2010 г., 14 апреля 2011 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 813-пП в преамбулу настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу 1 января 2009 г.
В целях совершенствования программно-целевого метода управления экономикой, повышения эффективности решения отдельных социально-экономических проблем Пензенской области, в соответствии с Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Пензенской области "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2012 годы".
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
3. Настоящее постановление вступает в силу 1 января 2009 года и применяется в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Постановлением Правительства Пензенской области от 17 августа 2009 г. N 661-пП пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего и контролирующего вопросы реализации государственной политики в развитии туризма.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 24 октября 2008 г. N 699-пП
Долгосрочная целевая программа Пензенской области
"Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы"
24 ноября 2008 г., 17 августа, 15, 27 октября, 10 декабря 2009 г., 26 апреля, 6 мая, 8 сентября, 16 ноября 2010 г., 14 апреля 2011 г.
Паспорт долгосрочной целевой программы Пензенской области
"Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы"
1. Основные цели и задачи Программы
Долгосрочная целевая программа Пензенской области "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы" исходит из представлений о туризме как о взаимосвязанных формах рекреации, т.е. территориальной системе восстановления физических и духовных сил человека, являющихся:
- составными частями общей культуры общества, направленными на укрепление здоровья, развитие физических способностей, восстановление духовных и физических сил;
- видами деятельности, способствующими рациональному использованию свободного времени, поощряемыми государством в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- средствами социальной политики Пензенской области, ориентированными на повышение качества жизни населения и приобщение к здоровому образу жизни.
К туристской индустрии относится совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательной, деловой, оздоровительной, спортивной, сельской и иной направленности, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Реализация Программы позволит определить направления формирования благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития туризма в Пензенской области, выявить возможности расширения въездного туризма; обосновать целесообразность региональных особенностей туристической отрасли с позиции соответствия номенклатуры и качества предоставляемых услуг потребностям российского рынка; определить надежных российских и зарубежных партнеров и перспективные рынки сбыта туристской продукции; обосновать предложения по формированию мер государственной поддержки развития туристской индустрии региона.
Использование программно-целевых методов - наиболее эффективный подход к решению указанных проблем, обеспечивающий взаимосвязь мероприятий, различных по срокам, ресурсам, исполнителям, а также оптимальную организацию управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения.
Маркетинговые исследования спроса и предложения на современном туристском рынке Пензенской области указывают на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. Основными сдерживающими факторами развития туризма в Пензенской области являются недостаточная государственная финансовая поддержка развития отрасли, недостаточная реклама туристских возможностей Пензенской области, слабо развитая туристская инфраструктура, несоответствие цены и качества предлагаемых услуг, отсутствие благоприятных условий для инвестиций в туристскую отрасль.
Программа разработана на основе Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями), постановления Правительства Пензенской области от 28.02.2008 N 135-пП "Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Пензенской области, их формирования и реализации, подготовки материалов по федеральным целевым программам, в реализации которых участвует Правительство Пензенской области, а также проведения оценки эффективности их реализации" (с последующими изменениями), постановления Правительства Пензенской области от 27.02.2008 N 131-пП "Об утверждении порядка разработки прогноза социально-экономического развития Пензенской области".
1.1. Роль туризма в экономическом развитии
Индустрия туризма рассматривается как одна из доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует показатель, что на долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального дохода. Туризм затрагивает все стороны деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную сферу, оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами.
Развитие сельского туризма способствует решению основных социально-экономических проблем сельской местности, поскольку обеспечивает занятость сельского населения, рост доходов и повышение качества жизненного уровня сельских жителей, стимулирует охрану местных достопримечательностей, сохранение местных обычаев, фольклора, народных промыслов. Городских жителей сельский туризм обеспечит доступным и качественным отдыхом.
Основными направлениями туристской деятельности в регионе являются: защита прав туристов, интересов производителей туристского продукта, поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма, включающая в себя прямые инвестиции, направляемые на развитие материальной базы и инфраструктуры туризма, расходы на подготовку кадров, научное и программно-информационное обеспечение, продвижение областного туристского продукта на российский и международный рынок.
Порядок и условия продвижения турпродукта туроператоров Пензенской области посредством предоставления возможности участия выставочной экспозиции Пензенской области на российских и международных выставках и ярмарках, с участием творческих коллективов, работающих на выставочном стенде Пензенской области, определяются Комитетом Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму.
1.2. Туристский потенциал Пензенской области и его привлекательность для туристов
Пензенская область имеет достаточный туристско-рекреационный потенциал, который определяется следующими факторами:
- разнообразие природных условий;
- благоприятные климатические условия;
- богатство растительного и животного мира;
- высокий уровень хозяйственной освоенности территории;
- большое число памятников культурно-исторического наследия;
- современная и динамично развивающаяся инфраструктура санаториев, домов отдыха, других объектов рекреации.
На территории Пензенской области находится более 200 памятников истории и архитектуры, музеи-заповедники, живописные зоны отдыха, охоты и рыболовства. Сохранились памятники садово-паркового искусства, относящиеся к XVIII-XIX векам, располагаются замечательные дворянские усадьбы разной степени сохранности.
На юго-западе Пензенской области расположен известный в России Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы", где прошли детские годы М.Ю. Лермонтова, и сохранился усадебный комплекс первой половины XIX века. В Пензенской области находятся музей-усадьба В.Г. Белинского и мемориальный музей писателя А.Н. Радищева, расположенный в его родовой усадьбе. Особый интерес вызывает Троице-Сканов монастырь XVII века, пятиглавый Троицкий собор XVIII века, церковь Спаса-Преображения Господня, действующая Рождественская церковь 1724 года, в которой находится уникальный деревянный резной иконостас XVIII века.
На территории Пензенской области находятся единственный в мире музей одной картины (г. Пенза), музей хрусталя и художественного стекла (г. Никольск), Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого (г. Пенза), музей народного творчества (г. Пенза), музей сценического искусства имени В.Э. Мейерхольда (г. Пенза), музей ученого-историка В.О. Ключевского (г. Пенза), музей писателя А.И. Куприна (с. Наровчат), музей писателя А.Г. Малышкина (р.п. Мокшан) и другие объекты историко-культурного наследия.
В отдельных районах Пензенской области получили распространение народные художественные промыслы. Наиболее традиционными для Пензенской области являются гончарный промысел, изготовление глиняных игрушек, производство художественной керамики, изделий из соломки, лозоплетение, стеклянной посуды и изделий из хрусталя.
Приоритетным направлением в развитии туризма в настоящее время становится развитие сельского туризма как сектора современной туристской индустрии. Пензенская область обладает достаточным природным и культурно-историческим потенциалом и выгодным географическим положением для привлечения иностранных туристов. В Пензенской области возможно развитие услуг по трем вариантам:
1. "Пожить как живут на селе" - как правило, деревня окутана легендами. Есть возможность ознакомиться с уникальными природными и культурно-историческими памятниками. Чаще всего деревня небольшая, внутри заповедника.
2. "Посмотреть как живут на селе" - как правило, это действующая деревня с развитой инфраструктурой.
3. "Активный отдых с деревенским колоритом" - охота, рыбалка, сбор лекарственных трав, ягод, грибов и т.п.
Применение какого либо# варианта зависит от активности муниципальных образований.
В Пензенской области достаточно развита индустрия гостеприимства. Прием гостей области осуществляют гостиницы "Россия", "Пенза", "Для Вас", "Гелиопарк Сура", "Ласточка", "Кагау", туристские комплексы "Русская охота", "Серебряный бор" и другие, где могут разместиться туристы, посещающие регион.
В регионе сформирована сеть домов отдыха и здравниц. Санатории им. Володарского, "Березовая роща", "Полесье", "Хопровские зори", им. Кирова, пансионат "Нижне-Липовский", турбаза и отель "Чистые пруды", расположенные в экологически чистых районах на берегу рек, озер и Сурского водохранилища. У пензенских санаториев есть своя особенность: применение лечебных хлоридно-натриевых слабощелочных минеральных вод для внутреннего потребления и принятия лечебных ванн.
В Пензенской области зарегистрировано и имеют право заниматься туристской деятельностью 85 хозяйствующих субъектов. Все они оказывают широкий спектр туристских услуг, предлагая самые различные виды туров.
Стоит отметить, что в 2010 году Правительством Пензенской области принята стратегия развития туризма в Пензенской области на 2011-2016 годы, утвержденная распоряжением Правительства Пензенской области от 06.08.2010 N 418-рП. Стратегия определяет систему основных приоритетов и важнейшие направления развития сферы туризма на территории Пензенской области.
В целом Пензенская область обладает достаточным потенциалом для организации оздоровительных, познавательных, религиозных, спортивных и сельских туров и имеет возможность предложить качественные условия для комфортного отдыха всем желающим посетить Пензенский край.
Успешное развитие индустрии туризма на территории Пензенской области позволит укрепить ее положение на российском уровне и создать условия для роста социально-экономического развития региона.
1.3. Программа как выражение основных направлений государственной политики в сфере туризма
Сфера туризма является частью экономики единого хозяйственного комплекса Пензенской области. Поэтому Программа развития туризма в Пензенской области учитывает следующие специфические особенности региона: прогнозирование и обоснование направлений размещения производительных сил индустрии туризма с учетом общей стратегии социально-экономического развития;
- межрегиональные связи;
- природно-ресурсный и историко-культурный потенциал региона;
- вопросы демографических проблем и их влияния на развитие производительных сил туристской сферы в регионе.
Данные условия позволяют строить государственную политику по развитию туристской сферы в Пензенской области с учетом:
- определения основных мест и направлений размещения производительных сил туристского бизнеса;
- развития и расширения туристского бизнеса в регионе, определения его места в хозяйственных комплексах региона;
- определения основных задач долгосрочной региональной политики в сфере туризма на перспективу.
Система программных мероприятий включает разделы, разработка которых позволит получить инструмент, способный совершенствовать туристский продукт, отвечающий потребностям и возможностям Пензенской области, а также основным тенденциям развития туризма. Система охватывает основные направления стратегического планирования в создании и развитии межрегионального туристского взаимодействия: расширение географии туристических поездок, развитие маршрутов (туров) и т.д. При этом выделяются два основных показателя: объем туристских потоков и уровень развитости сети туристских объектов.
Уровень развитости сети туристских объектов определяет качественное состояние объектов размещения туристов:
- наличие мотелей, кемпингов, придорожных гостиниц и других объектов дорожного сервиса на дорогах Пензенской области регионального и межмуниципального значения;
- наличие комфортабельных гостиничных комплексов;
- наличие сети гостиниц, мотелей, кемпингов и других объектов размещения в пригородных зонах;
- наличие объектов сельской инфраструктуры: усадьбы, фольклорные деревни, центры ремесел и другие объекты, предоставляющие различные виды туруслуг.
На реализацию муниципальных программ бюджетам муниципальных районов Пензенской области из бюджета Пензенской области предоставляются субсидии на софинансирование инвестиционных проектов и проектной документации, в том числе фольклорной деревни, центров ремесел, усадеб, туристских баз и комплексов а также расходы на содержание инфраструктуры сельского туризма.
Программа предусматривает информационное обеспечение туризма, для чего изготавливается рекламно-информационная продукция в виде буклетов, компакт-дисков о туристском потенциале Пензенской области, устанавливаются туристские дорожные указатели, указывающие направление движения к объектам, имеющим культурное, историческое и социальное значение для Пензенской области (музеи, санатории). Порядок отбора объектов определяет Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму.
Для популяризации и пропаганды различных видов туризма в Пензенской области Программой предусмотрено проведение областных конкурсов "Туристские маршруты" между предприятиями туристской отрасли. В целях повышения эффективности и качества обслуживания туристов на территории Пензенской области в Программе заложены денежные средства на проведение конкурсов "Лучшее предприятие туристской индустрии" среди гостиниц, туристических фирм, предприятий общественного питания придорожного сервиса. Порядок и условия проведения конкурсов "Туристские маршруты" и "Лучшее предприятие туристской индустрии" определяются Комитетом Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму.
Для оценки потенциальных возможностей развития туризма в Пензенской области и создания единого образа, позволяющего обеспечить узнаваемость Пензенской области в Российской Федерации и за ее пределами, предусмотрена разработка туристского бренда Пензенской области. Порядок проведения конкурса определяют Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму совместно с Министерством образования Пензенской области и Министерством культуры и архива Пензенской области.
Программа направлена на обеспечение правовой, организационной, экономической и информационной среды для развития туристских связей Пензенской области как важного средства интеграции с регионами Российской Федерации; содействие развитию материально-технической базы сферы туризма и его инфраструктуры.
Главная цель Программы - создание современного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего потребности населения Пензенской области, граждан ближнего и дальнего зарубежья в туристско-экскурсионных, санаторно-оздоровительных услугах, внесение вклада в развитие экономики Пензенской области, в том числе за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет Пензенской области, создание дополнительных рабочих мест, сохранение историко-культурного и природного наследия.
Основными задачами Программы являются:
1) увеличение притока инвестиций и создание новых рабочих мест;
2) совершенствование и развитие регионального конкурентоспособного туристского продукта;
3) создание условий для дальнейшего развития предпринимательства в сфере туризма, в том числе малого и среднего бизнеса;
4) расширение спектра туристских связей Пензенской области со странами дальнего и ближнего зарубежья;
5) повышение уровня и качества жизни населения Пензенской области;
6) увеличение въездного туристского потока за счет повышения качества предоставляемых услуг и эффективного использования потенциала индустрии туризма;
7) увеличение доходной части бюджета Пензенской области за счет налоговых поступлений от туризма.
2. Объемы и источники финансирования Программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области.
Общий объем финансирования - 23759,3 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 2496,8 тыс. рублей;
2010 год - 1100,0 тыс. рублей;
2011 год - 5391,5 тыс. рублей;
2012 год - 7101,0 тыс. рублей;
2013 год - 7670,0 тыс. рублей;
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2009-2013 годы (без определенных этапов).
4. Мероприятия долгосрочной целевой программы Пензенской области "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
Срок ис- |
Объем финансирования, тыс.рублей |
Показатели результата мероприятия |
|||
Всего |
Бюджет Пензенской области |
Федеральный бюджет |
Вне- |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Задача 1. Продвижение туристского продукта Пензенской области на внутреннем и международном туристских рынках | ||||||||
1. |
Разработка и изготовление подарочной и сувенирной продукции, предназначенной для формирования привлекательного образа Пензенской области* |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
2874,9 |
2874,9 |
- |
|
Количество подарочной и сувенирной продукции: |
2009 |
499,0 |
499,0 |
- |
- |
не менее 200 экземпляров |
|||
2010 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
519,9 |
519,9 |
- |
- |
не менее 200 экземпляров |
||
2012 |
906,0 |
906,0 |
- |
- |
не менее 300 экземпляров |
|||
2013 |
950,0 |
950,0 |
- |
- |
не менее 300 экземпляров |
|||
2. |
Организация и проведение межрегионального совещания "Развитие придорожной туристской инфраструктуры в субъектах Российской Федерации" |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
199,0 |
199,0 |
- |
- |
В сентябре 2009 проведено совещание |
2009 |
199,0 |
199,0 |
- |
- |
||||
2010 |
- |
- |
- |
- |
||||
2011 |
- |
- |
- |
- |
||||
2012 |
- |
- |
- |
- |
||||
2013 |
- |
- |
- |
- |
||||
3. |
Изготовление рекламно-информационной продукции в виде буклетов, плакатов и компакт-дисков о туристском потенциале Пензенской области, разработка и поддержание web-сайта "Туризм в Пензенской области", размещение информации о туристском потенциале Пензенской области, а также освещение туристских мероприятий в федеральных и региональных средствах массовой информации* |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
2275,0 |
2275,0 |
- |
- |
Модернизация web-сайта "Туризм в Пензенской области". Изготовлена рекламно-информационная продукция |
2009 |
575,0 |
575,0 |
- |
- |
буклет "Туризм и отдых" тиражом 1000 экземпляров; "Виртуальная экскурсия: Государственный Лермонтовский музей заповедник "Тарханы" 500 шт.; "Шедевры Пензенской областной картинной галереи имени К.А.Савицкого" - 500 шт.; "Музей под открытым небом: Золотаревское городище" - 500 шт.; "Достопримечательности Пензы" мультимедийные диски - 500 шт. |
|||
2010 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
400,0 |
400,0 |
- |
- |
буклеты тиражом не менее 300 шт.; количество телевизионных сюжетов - не менее 1; количество публикаций - не менее 1 |
||
2012 |
600,0 |
600,0 |
- |
- |
буклеты тиражом не менее 500 шт. |
|||
2013 |
700,0 |
700,0 |
- |
- |
буклеты тиражом не менее 500 шт.; количество телевизионных сюжетов - не менее 3; количество публикаций - не менее 3 |
|||
4. |
Участие во всероссийских и международных туристских встречах, форумах, конференциях, семинарах, совещаниях, круглых столах* |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
725,0 |
725,0 |
- |
- |
Количество форумов, конференций, семинаров, ед. |
2009 |
85,0 |
85,0 |
- |
- |
Не менее 2 |
|||
2010 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
200,0 |
200,0 |
- |
- |
Не менее 2 |
||
2012 |
220,0 |
220,0 |
- |
- |
Не менее 2 |
|||
2013 |
220,0 |
220,0 |
- |
- |
Не менее 2 |
|||
5. |
Продвижение турпродукта Пензенской области выставочной экспозицией Пензенской области на российских и международных туристских выставках и ярмарках, с участием творческих коллективов, работающих на выставочном стенде Пензенской области* |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
4297,3 |
4297,3 |
- |
- |
Количество российских и международных туристских выставок и ярмарок, в которых Пензенская область примет (приняла) участие, ед. |
2009 |
472,3 |
472,3 |
- |
- |
Не менее 3 |
|||
2010 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
975,0 |
975,0 |
- |
- |
Не менее 4 |
||
2012 |
1350,0 |
1350,0 |
- |
- |
Не менее 4 |
|||
2013 |
1500,0 |
1500,0 |
- |
- |
Не менее 4 |
|||
Задача 2. Создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в Пензенской области | ||||||||
6. |
Проведение маркетинговых исследований спроса и предложений на туристском рынке Пензенской области. Исследование инвестиционных возможностей Пензенской области в сфере туризма* |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
175,0 |
175,0 |
- |
- |
Количество проведенных исследований, ед. |
2009 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2010 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
||
2012 |
75,0 |
75,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
|||
2013 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
7. |
Проведение областных конкурсов "Маршруты активного отдыха", проведение областных конкурсов "Туристские маршруты" между предприятиями туристской отрасли* |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
250,0 |
250,0 |
- |
- |
Количество организованных (организуемых) конкурсов, ед. |
2009 |
50,0 |
50,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
|||
2010 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
50,0 |
50,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
||
2012 |
50,0 |
50,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
|||
2013 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
|||
8. |
Создание программ обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, специалистов туристской индустрии* |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
50,0 |
50,0 |
- |
- |
Количество прошедших переподготовку и повышение квалификации, чел. |
2009 |
50,0 |
50,0 |
- |
- |
40 |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2010 |
- |
- |
- |
- |
- |
||
2011 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2012 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2013 |
- |
- |
- |
- |
|
|||
9. |
Проведение конкурсов профессионального мастерства, конкурсов "Лучшее предприятие туристской индустрии" среди гостиниц, туристических фирм, предприятий общественного питания придорожного сервиса* |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
185,0 |
185,0 |
- |
- |
Количество проводимых конкурсов (в т.ч. которые состоялись), ед. |
2009 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2010 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
35,0 |
35,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
||
2012 |
50,0 |
50,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
|||
2013 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
|||
10. |
Изготовление и установка туристских дорожных указателей на русском и английском языках, указывающих направление движения к объектам, имеющим культурное, историческое и социальное значение для Пензенской области (музеи, санатории) |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области, Управление развития предпринимательства Пензенской области |
Итого |
700,0 |
700,0 |
- |
- |
Установка в 2010 году не менее 6 указателей |
2009 |
- |
- |
- |
- |
||||
2010 |
700,0 |
700,0 |
- |
- |
||||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
- |
- |
- |
- |
|||
2012 |
- |
- |
- |
- |
||||
2013 |
- |
- |
- |
- |
||||
11. |
Обучение и повышение квалификации специалистов туриндустрии путем организации обучающих семинаров* |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
200,0 |
200,0 |
- |
- |
Количество проводимых семинаров, ед |
2009 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2010 |
- |
- |
- |
- |
- |
||
2011 |
50,0 |
50,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
|||
2012 |
50,0 |
50,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
|||
2013 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
|||
12. |
Проведение областного конкурса среди учащихся и студентов учебных заведений Пензенской области "Лучший проект фольклорной деревни в Пензенской области" |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
21,0 |
21,0 |
- |
- |
Проведение конкурса в 2009 году |
2009 |
21,0 |
21,0 |
- |
- |
||||
2010 |
- |
- |
- |
- |
||||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
- |
- |
- |
- |
|||
2012 |
- |
- |
- |
- |
||||
2013 |
- |
- |
- |
- |
||||
13. |
Софинансирование разработки и изготовления инвестиционных проектов и проектной документации по сельскому туризму, в том числе фольклорной деревни, центров ремесел, усадеб, туристских баз и комплексов |
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму, Министерство культуры и архива Пензенской области |
Итого |
5300,0 |
5300,0 |
- |
- |
Разработка не менее 1 проекта в год |
2009 |
- |
- |
- |
- |
||||
2010 |
- |
- |
- |
- |
||||
2011 |
1450,0 |
1450,0 |
- |
- |
||||
2012 |
1850,0 |
1850,0 |
- |
- |
||||
2013 |
2000,0 |
2000,0 |
- |
- |
||||
14. |
Субсидирование расходов на содержание и развитие инфраструктуры сельского туризма |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области |
Итого |
4389,0 |
4389,0 |
- |
- |
Субсидирование не менее 1 проекта в год |
2009 |
89,0 |
89,0 |
- |
- |
||||
2010 |
- |
- |
- |
- |
||||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
1000,0 |
1000,0 |
- |
- |
|||
2012 |
1300,0 |
1300,0 |
- |
- |
||||
2013 |
2000,0 |
2000,0 |
- |
- |
||||
15. |
Разработка и изготовление рекламно-информационной и презентационной продукции для продвижения сельского турпродукта на российский и международный рынки |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области, Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму, Управление развития предпринимательства Пензенской области |
Итого |
1858,1 |
1858,1 |
- |
- |
Изготовлена рекламно-информационная и презентационная продукция |
2009 |
456,5 |
456,5 |
- |
- |
тиражом не менее 500 экземпляров |
|||
2010 |
400,0 |
400,0 |
- |
- |
тиражом не менее 500 экземпляров |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
401,6 |
401,6 |
- |
- |
тиражом не менее 500 экземпляров |
||
2012 |
600,0 |
600,0 |
- |
- |
тиражом не менее 500 экземпляров |
|||
2013 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
16. |
Проведение областного конкурса "Туристский бренд Пензенской области" |
Управление развития предпринимательства Пензенской области |
Итого |
23,85 |
23,85 |
- |
- |
Количество организованных конкурсов, ед. |
2009 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2010 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
23,85 |
23,85 |
- |
- |
- |
||
2012 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
2013 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
17. |
Проведение рекламных туров по Пензенской области для российских туроператоров* |
Управление инвестиционного развития, предпринимательства и туризма Пензенской области, Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
Итого |
236,15 |
236,15 |
- |
- |
Количество организованных рекламных туров, ед. |
2009 |
- |
- |
- |
- |
|
|||
2010 |
- |
- |
- |
- |
Не менее 1 |
|||
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму |
2011 |
186,15 |
186,15 |
- |
- |
Не менее 1 |
||
2012 |
50,0 |
50,0 |
- |
- |
Не менее 1 |
|||
2013 |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Итого по всем мероприятиям | ||||||||
|
Итого |
23759,3 |
23759,3 |
- |
- |
|
||
2009 |
2496,8 |
2496,8 |
- |
- |
|
|||
2010 |
1100,0 |
1100,0 |
- |
- |
|
|||
2011 |
5391,5 |
5391,5 |
- |
- |
|
|||
2012 |
7101,0 |
7101,0 |
- |
- |
|
|||
2013 |
7670,0 |
7670,0 |
- |
- |
|
|||
в том числе: | ||||||||
- по мероприятиям, имеющим инновационную направленность | ||||||||
|
Итого |
- |
- |
- |
- |
|
||
2009 |
- |
- |
- |
- |
|
|||
2010 |
- |
- |
- |
- |
|
|||
|
2011 |
- |
- |
- |
- |
|
||
2012 |
- |
- |
- |
- |
||||
2013 |
- |
- |
- |
- |
||||
- по другим мероприятиям | ||||||||
|
Итого |
23759,3 |
23759,3 |
- |
- |
|
||
2009 |
2496,8 |
2496,8 |
- |
- |
||||
2010 |
1100,0 |
1100,0 |
- |
- |
||||
2011 |
5391,5 |
5391,5 |
- |
- |
||||
2012 |
7101,0 |
7101,0 |
- |
- |
||||
2013 |
7670,0 |
7670,0 |
- |
- |
Ин - Мероприятие, имеющее инновационную направленность.
* Объем средств на выполнение мероприятия в 2010 году предусмотрен в рамках долгосрочной целевой программы "О праздновании 350-летия основания города Пензы" на 2010-2013 годы".
5. Система организации контроля за исполнением Программы
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Правительство Пензенской области.
Государственный заказчик:
1) реализует выполнение программных мероприятий раздела 4. Перечень программ и основных мероприятий Программы, за исключением пунктов 13 и 14, в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Выполнение пунктов 13 и 14 раздела 4 в соответствии с Порядком предоставления бюджетам муниципальных районов Пензенской области субсидий на софинансирование мероприятий по развитию сельского туризма в рамках долгосрочной целевой программы Пензенской области "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы" (приложение N 1 к долгосрочной целевой программе Пензенской области "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2012 годы");
2) осуществляет ежеквартальный контроль и анализ хода реализации программных мероприятий;
3) несет ответственность за своевременное выполнение Программы и целевое использование выделенных бюджетных средств;
4) осуществляет руководство научно-информационным обслуживанием Программы, организует проведение технико-экономических и экспертных исследований проектов и мероприятий, предусмотренных Программой;
5) осуществляет координацию Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учетом складывающегося социально-экономического положения.
Управление Программой опирается на правовую базу, регулирующую взаимоотношения всех заинтересованных организаций, на систему планирования, определяющую темпы и пропорции развития туристского комплекса региона, а также на механизм реализации Программы.
6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических результатов Программы
Выполнение Программы позволит создать правовые, экономические и организационные условия для развития конкурентоспособной на российском уровне индустрии туризма в Пензенской области. На этой основе пополнить доходную часть бюджета Пензенской области, создать новые рабочие места в сельской местности, увеличить приток туристов в Пензенскую область, удовлетворить потребности населения Пензенской области, российских и зарубежных граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, сохранить историческое наследие.
Учитывая, что в российской экономике продолжается тенденция роста индустрии туризма, Пензенская область имеет потенциальные возможности для развития данной отрасли.
Основными составляющими, формирующими эффективность программных мероприятий, являются:
1) превращение Пензенской области в один из основных туристских центров Приволжского федерального округа, при котором создается конкурентоспособный туристский комплекс, соответствующий современным требованиям к уровню туристской инфраструктуры и сервисному обслуживанию;
2) продвижение позитивного образа Пензенской области как региона, благоприятного для развития индустрии туризма;
3) формирование эффективного туристского комплекса с целью повышения его привлекательности как сферы предпринимательства и делового сотрудничества;
4) увеличение загрузки предприятий гостиничного хозяйства, санаторно-курортной сферы и придорожного сервиса за счет повышения качества и спектра предоставляемых гостиничных и иных платных услуг (с 72% до 80%);
5) увеличение гостиничного фонда и обеспечение размещения растущего потока туристов, что позволит повысить доходность гостиничного комплекса и увеличить в 1,4 раза поступления в бюджет Пензенской области от деятельности гостиничных предприятий;
6) увеличение количества рабочих мест в индустрии туризма (с 3600 занятых в туристской сфере до 3800), рост деловой активности малого и среднего бизнеса и доходов населения, снижение уровня безработицы через систему повышения квалификации и подготовки трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка;
7) привлечение инвестиций для развития туристской инфраструктуры Пензенской области (120000,0 тыс. руб.);
8) возрастание доходов предприятий туристской инфраструктуры и сферы услуг:
- объем реализации туристско-экскурсионных услуг в 2009 году оценивается в сумме 329200,0 тыс. рублей, в 2013 г. - 521700,0 тыс. рублей, рост - 158,4%;
- объем реализации услуг гостиниц в 2009 г. - 316400,0 тыс. рублей, в 2013 г. - 503800,0 тыс. рублей, рост - 159,2%;
- объем санаторно-оздоровительных услуг в 2009 г. - 480800,0 тыс. рублей, в 2013 г. - 731900,0 тыс. рублей, рост - 152,2%;
9) повышение жизненного уровня сельских жителей.
Социальный эффект Программы состоит в создании оптимальных условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, формировании нового социально-культурного облика региона, содействии повышению жизненного уровня населения.
Реализация Программы станет одной из составляющих для решения проблемы занятости населения. Участие сферы туризма в решении проблемы обеспечения занятости является важным не только в количественном, но и в структурном отношении, так как предусматривает охват территорий, испытывающих трудности с вовлечением населения в традиционную хозяйственную деятельность.
Экономический эффект от проводимых мероприятий Программы состоит из поступлений в бюджет Пензенской области через систему налогов субъектов турбизнеса за счет повышения качества сервисного обслуживания туристов, увеличения объемов торговли и других платных услуг. Обладая эффектом, стимулирующим развитие хозяйственного комплекса Пензенской области, туризм будет способствовать снижению рисков в развитии экономики и социальной сферы от действия неблагоприятных факторов и кризисных явлений в экономике.
Существенный рост доходов от туризма и связанных с ним видов хозяйственной деятельности, базирующийся на увеличении количества и повышении уровня оказываемых туристско-экскурсионных и санаторно-оздоровительных услуг, качественном рекламно-информационном обеспечении отрасли, внедрении инновационных проектных технологий, позволяет прогнозировать к окончанию срока реализации Программы увеличение доли совокупного валового дохода от туризма в Пензенской области.
Индикативные показатели выполнения программы представлены в таблице:
тыс. руб.
N п/п |
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Объем туристско-экскурсионных услуг, тыс. руб. |
329200,0 |
450800,0 |
473300,0 |
496900,0 |
521700,0 |
Мониторинг индикативных показателей Программы осуществляется Комитетом Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму.
Экологическое воздействие Программы оценивается как результат мероприятий по строительству новых объектов туристской инфраструктуры, соответствующих по экологической составляющей стандартам по реконструкции гостиничных предприятий с повышением их экологических характеристик до требований стандартов, направленных на повышение уровня благоустройства территории, соблюдение стандартов озеленения, очистки территории.
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
Пензенской области "Развитие туризма
в Пензенской области на 2009-2013 годы"
Порядок
предоставления бюджетам муниципальных районов Пензенской области субсидий на софинансирование мероприятий по развитию сельского туризма в рамках долгосрочной целевой программы Пензенской области "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы"
16 ноября 2010 г., 14 апреля 2011 г.
Настоящий Порядок устанавливает условия предоставления бюджетам муниципальных районов Пензенской области из бюджета Пензенской области субсидий на развитие сельского туризма в рамках реализации Программы развития туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы.
1. Субсидии из бюджета Пензенской области на софинансирование инвестиционных проектов и проектной документации по сельскому туризму, в том числе фольклорной деревни, центров ремесел, усадеб, туристских баз и комплексов, а также расходы на содержание и развитие инфраструктуры сельского туризма предоставляются бюджетам муниципальных районов Пензенской области на разработку проектов муниципальных программ, прошедших конкурсный отбор в соответствии с Положением о проведении конкурса муниципальных программ по развитию сельского туризма в Пензенской области, согласно приложению к настоящему Порядку.
2. Размер субсидий из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных районов Пензенской области на софинансирование разработки инвестиционных проектов и проектной документации по сельскому туризму, в том числе фольклорной деревни, центров ремесел, усадеб, туристских баз и комплексов, а также расходы на содержание и развитие инфраструктуры сельского туризма составляет до 90% от сметной стоимости работ.
3. Субсидии на софинансирование разработки инвестиционных проектов и проектной документации по сельскому туризму, в том числе фольклорной деревни, центров ремесел, усадеб, туристских баз и комплексов, а также расходы на содержание и развитие инфраструктуры сельского туризма предоставляются бюджетам муниципальных районов Пензенской области, в которых разработаны и утверждены муниципальные программы по сельскому туризму.
4. Для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Пензенской области на развитие сельского туризма органы местного самоуправления муниципальных районов Пензенской области представляют в Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму в срок до 15 числа последнего месяца каждого квартала текущего финансового года заверенную копию муниципального контракта вместе со сметой на выполнение работ (оказание услуг), предусмотренных пунктами 13 и 14 Программы.
5. Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму в течение 5 рабочих дней после даты завершения приема документов, проводит проверку документов, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов Пензенской области, и выдает им письменное мотивированное заключение о возможности предоставления или отказе в предоставлении софинансирования мероприятий по развитию сельского туризма.
6. На основании положительного заключения Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму в месячный срок после выдачи письменного мотивированного заключения о возможности предоставления софинансирования мероприятий по развитию сельского туризма осуществляет перечисление субсидий соответствующим бюджетам муниципальных районов Пензенской области в размерах, определенных программой, и в пределах средств, предусмотренных законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
7. Ответственность за соблюдение установленного порядка и достоверность представляемых сведений возлагается на муниципальные районы Пензенской области и Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму.
8. Контроль за целевым использованием средств бюджета Пензенской области осуществляется Комитетом Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму и Министерством финансов Пензенской области.
9. При выявлении нецелевого использования бюджетных средств они подлежат изъятию в бесспорном порядке в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приложение
к Порядку
предоставления бюджетам муниципальных
районов Пензенской области субсидий
на софинансирование мероприятий
по развитию сельского туризма в рамках
долгосрочной целевой программы
Пензенской области
"Развитие
туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы"
Положение
о проведении конкурса муниципальных программ по развитию сельского туризма
16 ноября 2010 г., 14 апреля 2011 г.
1. Общие положения
1.1. Участниками конкурса являются муниципальные районы Пензенской области, разработавшие и утвердившие муниципальные программы по развитию сельского туризма.
1.2. Задачами конкурса являются:
- определение лучших программ развития сельского туризма в муниципальных районах Пензенской области;
- повышение престижа развития сельского туризма как сектора современной туристской индустрии;
- активизация муниципальных районов в развитии услуг и создании новых дополнительных рабочих мест в туристской сфере и сопряженных отраслях;
- повышение уровня благоустройства территории, соблюдение стандартов озеленения, очистки территории;
- дальнейшая координация проводимых работ по развитию сельского туризма, обоснование предложений по формированию мер государственной поддержки развития туристской индустрии Пензенской области.
1.3. Положение устанавливает единые требования к конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений и оформления результатов конкурса муниципальных программ.
Постановлением Правительства Пензенской области от 14 апреля 2011 г. N 235-пП пункт 1.4 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.4. Отбор муниципальных программ и определение победителей конкурса осуществляет конкурсная комиссия по определению победителей конкурса муниципальных программ по развитию сельского туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы (далее - комиссия) в следующем составе:
Савин В.А. |
- |
заместитель Председателя Правительства - начальник Управления Правительства Пензенской области по взаимодействию с органами местного самоуправления (председатель комиссии) |
Жучков В.В. |
- |
заместитель председателя Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму (заместитель председателя комиссии) |
Ушенина Н.А. |
- |
главный специалист-эксперт отдела туризма Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму (секретарь комиссии) |
Акимов А.Ю. |
- |
генеральный директор ООО "Алюр" (по согласованию) |
Муштаков-Лентовский С.Е. |
- |
начальник отдела охраны объектов культурного наследия Министерства культуры и архива Пензенской области |
Стручкова Т.А. |
- |
начальник отдела административно-территориального устройства и развития местного самоуправления Управления по взаимодействию с органами местного самоуправления Правительства Пензенской области |
2. Требования к участникам конкурса
Обязательными критериями для участия муниципальной программы в конкурсе является наличие отраженных в программе следующих факторов:
- анализ туристской инфраструктуры муниципального района,
- проблемы, сдерживающие развитие туризма в муниципальном районе;
- план мероприятий, необходимых для решения проблем;
- предварительная оценка социально-экономической эффективности и последствий реализации программных мероприятий;
- отражение актуальности использования местных традиций, ремесел, сочетание природных и культурных ресурсов Пензенской области.
3. Порядок проведения конкурса
Комитет Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму в 5-дневный срок после выдачи письменного мотивированного заключения о возможности предоставления софинансирования мероприятий по развитию сельского туризма направляет на рассмотрение комиссии:
- заявку на участие в конкурсе;
- заверенную копию заключенного муниципального контракта вместе со сметой на выполнение работ (оказание услуг);
- муниципальную программу развития сельского туризма.
4. Подведение итогов конкурса
4.1. Рассмотрение конкурсных заявок, подведение итогов конкурса и определение победителей производится комиссией в 10-дневный срок после получения от Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму материалов в соответствии с требованиями раздела 3 настоящего положения.
4.2. Итоги конкурса подводятся комиссией по основным показателям: влияние программы на социально-экономическое развитие муниципального района - от 5 до 10 баллов;
- бюджетная эффективность - от 5 до 10 баллов;
- численность предоставляемых рабочих мест - от 5 до 10 баллов;
- обустройство природных объектов, участвующих в инфраструктуре сельского туризма - от 5 до 10 баллов.
Победителями конкурса признаются программы муниципальных районов, набравшие от 30 до 40 баллов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 24 октября 2008 г. N 699-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы Пензенской области "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу 1 января 2009 г. и применяется в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 53 от 11 ноября 2008 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 31 декабря 2013 г. N 1052-пП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 30 декабря 2013 г. N 1028-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 28 ноября 2013 г. N 891-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 27 августа 2013 г. N 621-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 18 июля 2013 г. N 505-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 19 марта 2013 г. N 160-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 14 августа 2012 г. N 582-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 3 июля 2012 г. N 474-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 15 мая 2012 г. N 366-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 24 апреля 2012 г. N 291-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 23 марта 2012 г. N 197-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 30 декабря 2011 г. N 1001-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 16 декабря 2011 г. N 920-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 19 июля 2011 г. N 473-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 14 апреля 2011 г. N 235-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 16 ноября 2010 г. N 734-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 8 сентября 2010 N 529-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 6 мая 2010 г. N 266-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 26 апреля 2010 г. N 241-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 10 декабря 2009 г. N 952-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 27 октября 2009 г. N 832-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 15 октября 2009 г. N 788-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 17 августа 2009 г. N 661-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 813-пП
Изменения вступают в силу 1 января 2009 г. и применяются в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период