Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации г. Пензы
от 10 августа 2010 г. N 849
Концепция долгосрочной целевой программы
"Профилактика негативных явлений и правонарушений среди подростков и молодежи города Пензы на 2011-2014 годы"
26 октября 2010 г.
1. Обоснование соответствия целей и задач целевой программы целям и задачам развития экономики и социальной сферы города Пензы
В настоящее время рост негативных явлений и правонарушений среди подростков и молодежи города Пензы является одной из наиболее серьезных проблем нашего общества, вызывающей острую необходимость активных и решительных действий. Проблема противодействия вовлечению населения, а особенно подростков и молодежи, в среду зависимых от психоактивных веществ в городе Пензе злободневна. Крайне необходимо проведение целенаправленной работы по профилактике асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде.
Необходимость подготовки программы вызвана тем, что подростки и молодежь являются важнейшей социально-демографической группой в структуре населения города Пензы, основным стратегическим ресурсом городского развития. Это основной трудовой ресурс страны, от гражданской позиции, духовно-нравственных установок и социальной ответственности которого зависит будущее города Пензы, Пензенской области и всей России в целом.
Оперативная обстановка на улицах города и в других общественных местах остается сложной. Вызывает# особую тревогу преступления и правонарушения, совершенные подростками и молодежью.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области в городе Пензе на 01.01.2010 г. проживают 135,1 тыс. человек в возрасте от 14 до 30 лет. Половозрастная структура населения позволяет рассчитывать на сохранение высокой доли молодежи в ближайшие 4-5 лет. Именно в этом возрасте человек проходит множество этапов развития, исполняет большое количество социальных ролей. В период взросления человека, в юности, молодости происходит скачок от эгоцентричного ребенка к осознанному родительству, от роли ученика к роли наставника, от потребителя к созидателю. Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне зависит развитие региона. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.
Молодой человек является субъектом взаимодействия с различными социальными институтами, а также объектом внимания муниципальных органов исполнительной власти в области образования, органов здравоохранения и социальной защиты, Министерства внутренних дел. Поэтому особое значение приобретает выстраивание системы координации и взаимодействия в работе с молодежью всех ветвей власти, учреждений и организаций, общественных и религиозных институтов в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодого поколения, стимулирования творческой, инновационной активности молодежи, сохранения физического и духовного здоровья, профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде. Насколько эффективна будет деятельность государства в отношении молодого человека, настолько успешен он будет в собственной жизни, и настолько успешнее станет наше общество в целом.
Учитывая значимость проблемы необходимо наметить и реализовать комплекс организационно-практических мероприятий, направленных на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации подростков и молодежи; развитие потенциала подростков, молодежи и его использование в интересах инновационного развития города Пензы и Пензенской области; обеспечение эффективной социализации подростков и молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи; содействие формированию правовых и нравственных ценностей среди молодежи, что повысит имидж города Пензы и создаст благоприятный инвестиционный климат.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Необходимость подготовки долгосрочной целевой программы "Профилактика негативных явлений и правонарушений среди подростков и молодежи города Пензы на 2011-2014 годы" вызвана тем, что асоциальные проявления в подростковой и молодежной среде, несмотря на принимаемые меры, по прежнему имеет характер реальной угрозы для безопасности жителей города Пензы.
Подростки и молодежь являются потребителями услуг образования, социальной защиты, здравоохранения, правопорядка, этнокультурного развития и т.д. Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизировать действия разных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты работы с подростками и молодежью на территории города Пензы, а, с другой, сделать услуги для подростков и молодежи комплексными, объединяющими усилия различных ведомств.
Первичная профилактика негативных явлений и правонарушений среди подростков и молодежи города Пензы - составная часть общей системы профилактики, которая отражает отношение органов местного самоуправления города Пензы к проблемам молодежи, определяет правовые, экономические, организационные основы становления и развития молодых граждан, способствует наиболее полной реализации их способностей в интересах общества и города, развитию молодежных движений и инициатив.
Реализуемая в предыдущие годы профилактическая работа с подростками и молодежью была во многом направлена на поддержание позитивных форм досуга и занятости, развитие организационной свободы общественных объединений, коррекцию девиантного поведения. Наиболее эффективными мерами борьбы с негативными явлениями в молодежной среде является организация занятости подростков и молодежи на временные и сезонные работы, поддержка и развитие форм и методов воспитания в молодых людях потребности в физической культуре, спорте; проведение массовых мероприятий, акций, пропагандирующих здоровый образ жизни; реализация программ и проектов организации детского, молодежного и семейного отдыха, оздоровления детей, подростков и молодежи. Реализуемые в 2007-2010 годах муниципальная целевая программа "Профилактика негативных явлений и правонарушений среди подростков и молодежи города Пензы на 2007-2010 годы" и долгосрочная целевая программа "Профилактика негативных явлений и правонарушений среди подростков и молодежи города Пензы на 2009-2010 годы" достаточно хорошо зарекомендовали свою эффективность. За период с 2007 по 2010 годы наблюдалось стойкое снижение подростковой преступности. На начало реализации количество преступлений подростков составило 258, в 2008 году произошло снижение преступности на 17,4%, в 2009 году на 25,4%, по итогам 1 полугодия произошло снижение преступности на 29,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Применение программно-целевого метода даст возможность комплексно решать вопросы профилактики негативных явлений, мероприятия Программы обращены ко всем подросткам и молодежи города, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам, позволит реализовать социально-реабилитационные и профилактические мероприятия по социальной поддержке молодых семей, детей, молодых людей, оказать помощь в реализации их законных прав и интересов, в выявлении их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль над бюджетными средствами. А так же разработать и внедрить инновационные информационно-коммуникативные технологии решения актуальных проблем подростков и молодежи при ее активном участии.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Отсутствие целевой программы не позволит в должной мере осуществлять финансирование мероприятий, направленных на профилактику негативных явлений в подростковой и молодежной среде, из бюджета муниципалитета.
Неиспользование программно-целевого метода приведет к недостаточной координации деятельности усилий органов местного самоуправления, иных заинтересованных ведомств и организаций в вопросах реализации эффективных мер по профилактике негативных явлений в подростковой и молодежной среде.
В случаи# отказа от принятия программно-целевого метода степень участия подростков и молодежи в социально-экономических, социокультурных и общественно-политических отношениях будет уменьшаться, что негативно отразиться# на темпах социально-экономического развития города Пензы.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблем
Альтернативных вариантов достижения и решения задач, намеченных настоящей Концепцией, иначе как программно-целевым методом решения проблем, не имеется. Вместе с тем, решение проблемы профилактики негативных явлений и правонарушений среди подростков и молодежи на территории города Пензы комплексным путем также сопряжено с определенными рисками.
Так в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере профилактики негативных явлений и правонарушений среди подростков и молодежи, их ожидаемой эффективности, обусловленного использованием новых подходов к решению задач в области первичной профилактики асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде, а также недостаточной скоординированностью деятельности исполнителей программы на начальных стадиях ее реализации.
Также рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблем являются:
- уровень инфляции в стране;
- аварийные ситуации при эксплуатации зданий;
- непредвиденный выход из строя оборудования и инвентаря;
- форс-мажорные ситуации (эпидемии, террористические акты, пожары и др.)
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы следует предусмотреть:
создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
мониторинг выполнения программы, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных задач;
правильная эксплуатация оборудования, проведение профилактических мероприятий;
поддержание в постоянной готовности противопожарных средств;
обучение персонала правильной эксплуатации оборудованием и инвентарем.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2011-2014 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач.
В Программе предусматривается реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по созданию эффективных методов профилактики асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде, без привязки к календарным годам, в связи с чем отдельные этапы ее реализации не выделяются.
Непосредственные результаты Программы - создание благоприятных условий для проявления и развития потенциала молодых людей, для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей, а также для использования потенциала молодежи в интересах развития муниципалитета будут получены к 2014 году.
6. Предложения по целям и задачам целевой Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам
Долгосрочная целевая программа "Профилактика негативных явлений и правонарушений среди подростков и молодежи города Пензы на 2011-2014 годы" будет разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений# "Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на 2006-2016 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации, законами Пензенской области от 14.11.2006 N 1140-ЗПО "О профилактике правонарушений в Пензенской области", постановлением Правительства Пензенской области от 15.10.2008 N 661-Пп "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Молодежь Пензенской области (2009-2012 годы)".
Представляется целесообразным определить следующую цель Программы:
Профилактика асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде, формирование здорового образа жизни, создание условий для сохранения и развития культа семейных ценностей, развития предпринимательства и научно-технического творчества молодежи.
Задачи Программы:
1. Осуществление эффективного, научно-обоснованного правового и методического обеспечения специалистов, работающих по профилактике асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде.
2. Содействие развитию общечеловеческих ценностей в области здорового образа жизни.
3. Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к истории родного края, создание условий для повышения уровня гражданского и военно-патриотического воспитания подростков и молодежи.
4. Создание условий для экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд.
5. Поддержка гражданских, социальных инициатив. Содействие детским и молодежным организациям, объединениям, движениям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике асоциальных явлений.
6. Формирование эффективного механизма муниципальной поддержки подростков и молодежи. Стимулирование общественно значимой, инновационной деятельности подростков и молодежи в пропаганде здорового образа жизни.
7. Повышение роли средств массовой информации в пропаганде здорового образа жизни.
В качестве основных целевых индикаторов достижения поставленных целей и задач следует считать:
1. Количество обученных специалистов в сфере профилактики асоциальных явлений в детской и молодежной среде и пропаганды здорового образа жизни;
2. Количество молодых граждан, участвующих в мероприятиях программы, по отношению к общей численности молодежи;
3. Количество волонтеров в сфере профилактики асоциальных явлений в детской и молодежной среде и пропаганды здорового образа жизни, по отношению к общей численности молодежи;
4. Количество детей и молодежи города Пензы, активно участвующих в деятельности клубов, объединений, организаций, движений по гражданско-патриотическому воспитанию, по отношению к общей численности молодежи;
5. Количество молодых граждан, удовлетворяющих потребность в различных формах занятости, в том числе за счет создания рабочих мест для молодежи путем организации вторичной и сезонной занятости, по отношению к общей численности молодежи;
6. Количество мероприятий, проведенных с участием представителей общественных молодежных организаций, объединений, движений, по отношению к общему количеству мероприятий программы;
7. Количество информационных сообщений в средствах массовой информации о мероприятиях программы, по отношению к общему количеству мероприятий программы.
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предполагаемого варианта решения проблемы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь к концу 2014 года по сравнению с базовыми показателями 2010 года:
1. Увеличение количества обученных специалистов в сфере профилактики асоциальных явлений в детской и молодежной среде и пропаганды здорового образа жизни, до 15% по отношению к общей численности специалистов, работающих с подростками и молодежью;
2. Увеличение количества молодых граждан, участвующих в мероприятиях программы, до 35% от общей численности молодежи.
3. Увеличение волонтеров в сфере профилактики асоциальных явлений в детской и молодежной среде и пропаганды здорового образа жизни, до 11% от общей численности молодежи.
4. Увеличение количества детей и молодежи города Пензы, активно участвующих в деятельности клубов, объединений, организаций, движений по гражданско-патриотическому воспитанию, до 10% от общей численности молодежи;
5. Увеличение количества молодых граждан, удовлетворяющих потребность в различных формах занятости, в том числе за счет создания рабочих мест для молодежи путем организации вторичной и сезонной занятости, до 10% от общей численности молодежи.
6. Увеличение количества мероприятий, проведенных с участием представителей общественных молодежных организаций, объединений, движений, до 50% от общего количества мероприятий программы.
7. Увеличение количества информационных сообщений в средствах массовой информации о мероприятиях программы до 30% от общего количества мероприятий программы.
Рост количества специалистов, занимающихся первичной профилактической работой, создание условий для формирования активной жизненной позиции молодых людей, формирование в сознании молодых людей культа здорового образа жизни, мотивации к жизнесохранительному поведению, увеличение количества молодых семей, молодых людей, принявших участие в массовых мероприятиях городского значения, повышение уровня гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи, снижение уровня безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, развитие предпринимательской активности молодежи, укрепление системы социальных служб, клубов и других учреждений по работе с молодыми людьми создадут условия для снижения уровня негативных явлений и правонарушений среди подростков и молодежи города Пензы.
8. Предложения по исполнителям целевой Программы
К исполнителям Программы следует отнести:
- Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы,
- Управление культуры города Пензы, подведомственные учреждения Управления культуры города Пензы;
- Социальное управление города Пензы,
- Управление образования города Пензы.
9. Предложения о заказчике и разработчике целевой Программы
Заказчиком-координатором целевой программы целесообразно определить Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы.
Разработчиком целевой программы следует определить Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы.
Постановлением администрации г. Пензы от 26 октября 2010 г. N 1174/6 раздел 10 настоящего приложения изложен в новой редакции
10. Предложения по направлениям финансирования целевой Программы
N пп |
Исполнители Программы |
Сроки реализации. Объем финансирования (тыс.руб.) |
Всего по Программе |
|||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2011-2014 гг. |
||
1 |
Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы |
3416,8 |
6686,3 |
6736,3 |
6736,3 |
23575,7 |
2 |
Управление образования города Пензы |
- |
|
- |
|
- |
3 |
Социальное управление города Пензы |
- |
|
- |
|
- |
4 |
Управление культуры города Пензы, подведомственные учреждения Управления культуры города Пензы |
- |
330,9 |
449,8 |
449,8 |
1230,5 |
|
Итого средства бюджета, тыс. руб.: |
3416,8 |
7017,2 |
7186,1 |
7186,1 |
24806,2 |
|
Всего по Программе, тыс. руб. |
3416,8 |
7017,2 |
7186,1 |
7186,1 |
24806,2 |
Постановлением администрации г. Пензы от 26 октября 2010 г. N 1174/6 в раздел 11 настоящего приложения внесены изменения
11. Общие принципы и механизмы формирования мероприятий целевой программы, оценки результативности их реализации и объемов бюджетного финансирования
Оценка эффективности реализации Программы базируется на предположении о достижении в заданные сроки установленных целевых индикаторов.
Общий контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы.
Информация о ходе реализации мероприятий программы предоставляется исполнителями Программы курирующему заместителю главы администрации города Пензы ежегодно.
Ход выполнения отдельных мероприятий или Программы в целом может рассматриваться на коллегии администрации города Пензы.
Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств бюджета города Пензы на соответствующий финансовый год. Общий объем финансирования программы на 2011-2014 годы 24806,2 тыс. руб., в том числе:
на 2011 год - 3416,8 тыс. рублей,
на 2012 год - 7017,2 тыс. рублей,
на 2013 год - 7186,1 тыс. рублей,
на 2014 год - 7186,1 тыс. рублей.
С учетом возможностей бюджета города Пензы объемы средств, направленных на реализацию Программы, уточняются при разработке проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Управление и текущий контроль за исполнением Программы осуществляются Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы - исполнителем - координатором Программы, которым ежегодно уточняются затраты по программным мероприятиям с учетом приоритетных направлений и наличия финансовых средств, выделяемых на эти цели; анализируется информация органов местного самоуправления города Пензы, муниципальных учреждений города Пензы, ответственных за выполнение мероприятий.
Заместитель главы администрации |
Л.Ю. Рябихина |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Пензы от 10 августа 2010 г. N 849 "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.