Соглашение о социальном партнерстве
между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области на 2015-2017 годы
от 14 ноября 2014 г. N 4-5а-08/100
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Пензенской области, Федерации профсоюзов и объединений работодателей Пензенской области, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на региональном уровне и совместные действия Сторон по их реализации на 2015-2017 годы.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды региона и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов всех территориальных субъектов экономики; обеспечение более высокого уровня жизни населения в регионе, прежде всего за счет кардинального повышения эффективности регионального управления и социальной ответственности всех субъектов экономики, внедрения принципов достойного труда, поддержания социальной стабильности и обеспечения социальной защиты населения Пензенской области.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
Стороны на основе взаимных консультаций разрабатывают необходимые документы, принимают решения по их исполнению, формируют предложения в адрес органов законодательной и исполнительной власти.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров на предприятиях и в организациях Пензенской области. В пределах своей компетенции стороны принимают меры, направленные на обеспечение их реализации, оказывают всестороннее содействие в развитии социального партнерства на всех уровнях.
I. Экономическая политика
1.1. Добиваться ежегодной положительной динамики объемов промышленного производства продукции в рамках реализации государственной политики за счет:
модернизации традиционных секторов экономики;
обеспечения структурной диверсификации экономики Пензенской области, модернизации и повышения её конкурентоспособности;
инвестиционной активности;
динамичного и поступательного развития производства;
сбалансированного развития промышленности и сектора услуг;
обновления производственно-технической базы;
сокращения зависимости экономики региона от импорта потребительских и инвестиционных товаров;
создания высокопроизводительных и модернизации существующих рабочих мест;
развития малого и среднего предпринимательства;
укрепления экономического и финансового положения организаций и межрегиональных хозяйственных связей;
повышения общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики региона;
снижения избыточных административных барьеров в экономике, содействия снижению уровня коррупции.
При формировании бюджетной системы области ориентироваться на политику развития, модернизацию и формирование новой структуры экономики, потенциала будущего роста и крупных вложений в человеческий капитал.
1.2. Обеспечивать реализацию на территории Пензенской области указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 и выполнение государственных программ Пензенской области, направленных на развитие отдельных отраслей экономики в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), Стратегии развития ПФО и Российской Федерации.
Заслушивать один раз в полугодие на заседаниях областной трехсторонней комиссии отчеты ответственных лиц о ходе реализации данных программ.
1.3. Оказывать финансовую поддержку промышленным предприятиям в рамках реализации государственной программы "Развитие промышленности в Пензенской области и повышение её конкурентоспособности на 2014-2020 годы" в виде предоставления субсидий промышленным предприятиям за счет средств бюджета Пензенской области на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговым платежам для проведения технического перевооружения и освоения новой продукции, а также предприятиям фармацевтической и медицинской промышленности на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам и лизинговым платежам для проведения модернизации производства и выпуска новой инновационной продукции, в объемах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период.
1.4. Взвешенно и экономически обоснованно подходить к процедуре банкротства предприятий, своевременно принимать меры по их оздоровлению и содействовать сохранению предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию.
При проведении процедур приватизации, а также банкротства, реорганизации и ликвидации организаций, строго соблюдать условия, обеспечивающие сохранение за работниками прав и социальных гарантий, установленных законодательством.
1.5. Обеспечить на территории области соблюдение ценового и антимонопольного законодательства. При изменении тарифов (стоимости) на электрическую, тепловую энергию, жилищно-коммунальные, пассажирские и другие социально значимые услуги строго соблюдать утвержденные государственными службами предельные индексы возможного увеличения платы граждан за данные услуги и не допускать их повышения выше половины уровня роста доходов населения Пензенской области в процентном соотношении. Осуществлять меры по адресной социальной поддержке низкодоходных групп населения Пензенской области, в т.ч. на пассажирские перевозки.
Изменять стоимость проезда на пассажирские перевозки на территории Пензенской области не более одного раза в календарный год.
1.6. Продолжить субсидирование сельскохозяйственного производства, в первую очередь, в части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей области по уплате процентов за целевые коммерческие кредиты на развитие отрасли животноводства и растениеводства.
1.7. Продолжить проведение политики структурной перестройки производственных отношений на селе, включая создание интегрированных и кооперативных структур в области производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства, развития социальной структуры села.
1.8. В целях стимулирования деятельности предприятий агропромышленного комплекса по повышению производительности труда, конкурентоспособности продукции и услуг, поддержки лучших товаропроизводителей, определения и поощрения предприятий, которые добиваются наилучших финансово-экономических, производственных и социальных показателей в своей деятельности, продолжить работу по организации соревнований (конкурсов) на предприятиях агропромышленного комплекса Пензенской области.
1.9. Продолжить практику субсидирования части процентной ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными и осуществляющими предпринимательскую деятельность, на реализацию бизнес-проектов, прошедших конкурсный отбор, в приоритетных отраслях экономики Пензенской области.
При рассмотрении вопроса о предоставлении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям льгот и преференций, в том числе компенсации ставки рефинансирования по кредитам за счет бюджета области, учитывать соблюдение законодательства о труде.
1.10. Стороны поддерживают и способствуют проведению региональных конкурсов, направленных на поощрение достижений предприятий и организаций в осуществлении социально-экономической деятельности, по повышению качества и конкурентоспособности продукции и услуг.
1.11. Профсоюзы принимают участие в разработке программ и планов социального развития предприятий, а также проводят работу по укреплению дисциплины труда, рациональному использованию рабочего времени, бережному отношению к материалам, оборудованию и инструментам, добиваются заключения коллективных договоров, соглашений и их исполнения.
II. Оплата труда, доходы и уровень жизни населения
2.1. Считать приоритетным направлением в работе сторон дальнейшее повышение жизненного уровня населения области, развитие положительной тенденции превышения доходов над инфляционной составляющей, снижение численности работающих граждан с денежными доходами ниже двукратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Пензенской области.
В рамках данного Соглашения применяется величина прожиточного минимума трудоспособного населения, установленная постановлением Правительства Пензенской области за четвертый квартал отчетного года.
2.2. Обеспечивать на уровне региона соответствие размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда и минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, путём внесения данных обязательств в отраслевые соглашения, заключенные на региональном уровне, соглашения, заключенные на территориальном уровне, коллективные договоры.
Рекомендовать работодателям, осуществляющим свою деятельность на территории Пензенской области, реализовать меры по обеспечению выплаты работникам заработной платы в размере не ниже среднего уровня оплаты труда по соответствующему виду экономической деятельности в Пензенской области.
2.3. Содействовать реализации на территории Пензенской области указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части повышения оплаты труда работников.
2.4. Продолжить работу областной межведомственной комиссии при Правительстве Пензенской области по вопросам обеспечения своевременной выплаты и роста заработной платы на территории Пензенской области.
Принимать меры административной и уголовной ответственности к руководителям, нарушающим трудовые права граждан на своевременное и в полном объёме получение вознаграждения за труд. Продолжить совместную работу по недопущению выплаты "серой" заработной платы.
2.5. Предусматривать финансовую компенсацию недополученных доходов (но не выше экономически обоснованного тарифа, определенного уполномоченным органом для каждого перевозчика) предприятиям пассажирского транспорта (автомобильного, городского электрического и пригородного железнодорожного транспорта), необходимую для обеспечения права бесплатного и льготного проезда для граждан.
2.6. Сохранить льготный проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения по праздничным и выгодным дням:
- для студентов и школьников в период осуществления учебного процесса;
- для ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в период с 20 апреля по 30 октября.
2.7. Рекомендовать предусматривать в отраслевых соглашениях, заключенных на региональном уровне, коллективных договорах организаций всех форм собственности:
- гарантии работникам на индексацию заработной платы в связи с инфляцией в Российской Федерации, ростом потребительских цен на товары и услуги в области, в соответствии с данными Территориального органа Федеральной службы госстатистики по Пензенской области;
- выплату денежных компенсаций за задержку выплаты зарплаты и за нерабочие праздничные дни рабочим-сдельщикам, в которые они не привлекались к работе, в соответствии со статьями 112 и 236 Трудового кодекса РФ:
- соотношение тарифной части заработка на уровне не ниже двух третей от общего его размера;
- стимулирующие доплаты и надбавки для повышения профессионального мастерства работников;
- механизм дифференциации уровня оплаты труда руководителей, специалистов и работников ведущих профессий;
- меры и механизмы по защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) работодателя, а также в случае неплатежеспособности организации.
2.8. При формировании бюджета на 2015-2017 годы предусматривать средства:
- на оплату труда работникам бюджетной сферы с учетом применения отраслевых систем оплаты труда;
- на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российский Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- на единовременную выплату молодым специалистам с высшим образованием, поступающим на работу в государственные и муниципальные организации (учреждения) бюджетной сферы.
2.9. Организациям, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти Пензенской области разрешить использовать экономию фонда оплаты труда на премирование работников в соответствии с действующим законодательством.
2.10. Профсоюзам через коллективные договоры, соглашения, посредством участия представителей в примирительных комиссиях, трудовом арбитраже, судебных заседаниях и других инстанциях защищать законные права и интересы работников по вопросам оплаты труда, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов, вносить предложения в законы Пензенской области и постановления Правительства Пензенской области, связанные с регулированием трудовых отношений, в том числе и в части заработной платы.
III. Развитие рынка труда и гарантии занятости населения
3.1. Обеспечить выполнение комплекса мероприятий в соответствии с Государственной программой содействия занятости населения Пензенской области на 2014-2020 годы.
3.2. Сторонам социального партнерства принимать все необходимые меры, направленные на исключение из практики нелегальной занятости, стимулирование легальных трудовых отношений, в том числе:
- повышение уровня информированности граждан об их правах в сфере труда;
- повышение эффективности контроля и надзора за исполнением законодательных норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений.
3.3. В целях проведения последовательной политики информирования работников и работодателей о складывающихся тенденциях на рынке труда обеспечить:
формирование прогноза спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах;
повышение качества и расширение доступности официальной статистической информации и мониторингов по вопросам занятости и безработицы и трудовой миграции;
повышение эффективности системы мониторинга ситуации на рынке труда;
использование новых информационных технологий и обеспечение доступности информационных ресурсов, в том числе в рамках информационного портала государственных и муниципальных услуг, портала "Работа в России", а также изменение периодичности обновления информации в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
3.4. Реализовать меры, направленные на повышение качества государственных услуг в сфере занятости, эффективное расходование бюджетных средств, в том числе выделяемых из федерального бюджета на мероприятия по поддержке занятости населения и на реализацию Государственной программы содействия занятости населения Пензенской области.
3.5. Содействовать:
улучшению качества рабочей силы и развитию ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней;
развитию систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики;
расширению возможностей трудоустройства для молодёжи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями.
Для этого осуществлять меры, направленные на:
- адаптацию системы профессионального образования к потребностям инновационного развития экономики;
- развитие дистанционной занятости и надомного труда для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет;
- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
- развитие практики стажировки учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в целях их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места;
- создание условий для совмещения женщинами работы и воспитания детей;
- создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
- повышение экономической заинтересованности работодателей в трудоустройстве инвалидов.
3.6. В целях повышения эффективности внешней и внутренней трудовой миграции и оптимизации привлечения иностранной рабочей силы на основе потребностей экономики в трудовых ресурсах и соблюдения принципа приоритетного использования национальных кадров:
ежегодно рассматривать в Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Пензенской области вопросы, связанные с проведением миграционной политики;
проводить консультации по вопросам установления квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы на основе потребности региона и секторов экономики в трудовых ресурсах в профессионально-квалификационном разрезе.
3.7. Руководителям организаций всех форм собственности обеспечить:
- выполнение законодательства, регламентирующее занятость населения;
- содействие проведению государственной политики в сфере занятости населения;
- предоставление информации о наличии вакантных рабочих мест, ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.
3.8. Работодателям при наличии средств обеспечивать включение в коллективные договоры мероприятий, направленных на сохранение числа рабочих мест, обеспечение полной занятости персонала, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им дополнительных льгот и компенсаций, помимо предусмотренных законодательством.
3.9. Профсоюзам через коллективные договоры и соглашения добиваться сохранения и создания новых рабочих мест, создания новых производств, повышения квалификации и переобучения работников за счет средств работодателя, предоставления им социальных гарантий, представлять интересы членов профсоюзов при разрешении трудовых конфликтов, принимают меры по защите их трудовых прав, оказывают консультативную и правовую помощь.
3.10. Работодателям при наличии средств в целях адаптации и закрепления на предприятиях молодых специалистов (рабочих) предусматривать в коллективных договорах установление для них следующих гарантий:
- заработная плата не ниже двукратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения Пензенской области. В рамках данного Соглашения применяется величина прожиточного минимума трудоспособного населения, установленная постановлением Правительства Пензенской области за четвертый квартал отчетного года;
- выплата единовременного пособия в размере двух средних заработков, при условии, что работник проработал на предприятии или в учреждении не менее 6 месяцев после поступления на работу;
- развитие института наставничества (установление доплаты к окладу наставника);
- частичная компенсация стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- доплата к заработной плате при получении профессионального образования без отрыва от производства;
- социальное и экономическое стимулирование работников (оказание помощи в приобретении жилья, предоставление беспроцентных или низкопроцентных ссуд, строительство ведомственного жилья с последующей продажей его в рассрочку и т.д.);
- проведение конкурсов профессионального мастерства "Лучший молодой рабочий", "Лучший молодой руководитель", "Лучший наставник молодежи", "Лучший молодой специалист", поощрение победителей.
При этом молодым специалистом (рабочим) признается гражданин Российской Федерации не старше тридцати пяти лет, окончивший профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, получивший документ об уровне образования и (или) квалификации и заключивший трудовой договор с предприятием в течение одного года после окончания профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (не считая периода отпуска по беременности и родам; отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода времени по уходу неработающего выпускника образовательного учреждения за ребенком до достижения им возраста трех лет; периода прохождения военной службы по призыву).
3.11. Работодатели заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями в целях подготовки молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы этих организаций.
3.12. Работодатели совместно с профсоюзными комитетами организуют шефскую работу с учащимися в общеобразовательных организациях и организациях начального профессионального образования.
3.13. 3.13. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях меры поощрения педагогических работников, мастеров производственного обучения, студентов профессиональных образовательных организаций.
IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы
4.1. Добиваться сохранения объемов и качества бесплатно предоставляемых социально значимых государственных услуг на образование, охрану здоровья, медицинскую помощь, культуру, спорт.
Реализовывать меры, направленные на обеспечение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, содействие проведению диспансеризации населения, сохранение и укрепление здоровья населения, создание условий для здорового образа жизни, в том числе развитие физической культуры и спорта.
Не допускать необоснованного закрытия, перепрофилирования и передачи коммерческим структурам медицинских, аптечных, образовательных, детских дошкольных организаций, санаториев-профилакториев, объектов культуры под другие цели.
Продолжить работу по ликвидации очередности детей в детские сады, развитию современных форм работы с детьми (частные детские сады, няни, гувернантки).
4.2. Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить льготный проезд (детям в возрасте не старше 7 лет, учащимся муниципальных общеобразовательных организаций, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны) на автобусном транспорте в весенне-летний и осенний периоды в садово-огородные кооперативы за счет средств соответствующих бюджетов.
4.3. Обеспечить совместными усилиями органов государственного контроля, местного самоуправления, общественных организаций по защите прав потребителей действенный контроль за реализацией безопасных и качественных товаров, лекарственных средств, производимых работ, услуг, принимать меры к недопущению распространения недобросовестной рекламы.
4.4. Профсоюзам осуществлять защиту социальных гарантий работников, реализацию социально-экономических программ через коллективные договоры и соглашения, представлять интересы членов профсоюзов при рассмотрении индивидуальных споров, участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров в соответствии с действующим законодательством.
4.5. Обеспечить выделение необходимых средств на обязательные профилактические осмотры обучающихся детей и молодежи, работников образовательных организаций.
4.6. Объединениям профсоюзов совместно с представителями пенсионного фонда продолжить проведение на предприятиях, в учреждениях, организациях информационно-разъяснительной работы об изменениях пенсионного законодательства.
4.7. Принимать все необходимые меры по обеспечению выплаты гражданам гарантированных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе в случаях финансовой несостоятельности организаций.
Работодатель обязан:
- регистрироваться и сниматься с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации;
- регистрироваться и сниматься с регистрационного учета в качестве страхователя - плательщика страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации;
- своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
- правильно исчислять, своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации.
4.8. Обеспечить в полном объеме финансирование мер социальной поддержки льготным категориям граждан в соответствии с законодательством области.
4.9. При наличии финансовых ресурсов предусматривать средства в пределах полутора процентов от фонда оплаты труда на частичную оплату путевок на санаторно-курортное лечение для работников организаций - в коллективных договорах, а для работников непроизводственной сферы - в бюджете области.
4.10. Обеспечивать потребность по оздоровлению детей и подростков на базе всех типов лагерей, санаториев и предусматривать на эти цели в бюджетах расходы в объеме не ниже прошлых лет с учетом индекса роста цен.
4.11. В целях пропаганды здорового образа жизни, отвлечения работающих граждан от вредных привычек проводить активную работу в трудовых коллективах по организации спортивных мероприятий, постоянно проводить на предприятиях спартакиады, смотры-конкурсы, организовать работу по сдаче работниками нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). Предусматривать в коллективных договорах финансирование мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, в т.ч. стимулирование лиц, отказавшихся от курения и не курящих работников.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.13. Создавать условия для развития ипотечного жилищного кредитования, деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования и стимулирования спроса на рынке жилья путем оказания содействия в улучшении жилищных условий молодых семей, многодетных семей, иных категорий граждан, в соответствии с действующим законодательством, в рамках областных и федеральных целевых программ.
4.14. Содействовать созданию и деятельности в организациях, городах и районах области общественных молодежных комиссий, советов, комитетов. На заседаниях областной трехсторонней комиссий по регулированию социально-трудовых отношений рассматривать вопросы по улучшению социально-экономической защиты молодежи. Постоянно обобщать и распространять положительный опыт работы с молодежью в организациях, городах и районах области.
4.15. Обеспечить проведение в области государственной политики в отношении поддержки семьи, материнства и детства, социального обслуживания населения, развития физкультуры и спорта. При формировании бюджетов всех уровней предусматривать средства на реализацию данных программ.
4.16. Руководителям организаций всех форм собственности обеспечить:
- выполнение законов, регламентирующих пенсионное обеспечение граждан;
- правильное исчисление, своевременное и полное перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- своевременное предоставление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в территориальные органы ПФР по Пензенской области достоверных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам с данными индивидуального (персонифицированного) учета используя электронный документооборот, средства криптографической защиты информации и электронную подпись в рамках действующего законодательства;
- использование в целях экономии времени на подготовку и сдачу отчетности в ПФР, осуществления дистанционной сверки платежей, дистанционного контроля полноты платежей и сверки расчетов с ПФР в разрезе каждого месяца электронного "Личного кабинета плательщика";
- представление в территориальные органы ПФР списков лиц, уходящих на пенсию, в том числе досрочную, в течение предстоящих двух лет (Пенсионный фонд);
- в соответствии со списком лиц, уходящих на пенсию, заблаговременное представление в электронной форме необходимых для назначения пенсии документов по защищенным телекоммуникационным каналам связи (не позднее 6 месяцев до возникновения права на пенсию).
4.17. Профсоюзам продолжить осуществлять защиту прав членов профсоюза на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
4.18. Рекомендовать руководителям организаций всех форм собственности разработать комплекс мер, направленных на улучшение условий санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организации.
4.19. Содействовать оформлению прав на льготное пользование землей детскими оздоровительными, санаторно-курортными учреждениями, организациями культуры и здравоохранения, спорта и туризма.
V. Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
5.1. В целях реализации государственной политики в области охраны труда, усиления государственного и общественного контроля соблюдения соответствующего законодательства, обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности проводить в организациях всех форм собственности целенаправленную работу по созданию условий, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда, специальную оценку условий труда.
Обеспечить, на территории региона, внедрение системы специальной оценки условий труда.
5.2. Продолжить обучение руководителей, специалистов и профактива по вопросам охраны труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года, предусмотрев на это средства из соответствующих бюджетов.
5.3. Предусматривать в коллективных договорах:
- предоставление оплачиваемого времени (не менее 2-х часов в неделю) уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзных комитетов для выполнения возложенных на них общественных обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, предусмотренных законодательством;
- компенсационные выплаты на реабилитацию пострадавшего на производстве работника по вине работодателя до момента назначения пострадавшему пособия по временной нетрудоспособности (приобретение медикаментов, оплата операций и т.п.).
5.4. Обеспечить в полном объеме финансирование мероприятий по охране труда в бюджетных отраслях (образование, здравоохранение, культура).
Обеспечить финансирование расходов на обследование и вакцинацию работников учреждений здравоохранения, работающих в условиях, способствующих заражению парентеральными гепатитами.
5.5. Обеспечить своевременность платежей по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, особенно при реорганизации и ликвидации предприятий.
5.6. Организовывать и проводить ежегодные смотры-конкурсы по охране труда среди организаций и учреждений всех форм собственности.
5.7. Совершенствовать систему экологического мониторинга, обеспечивать реализацию первоочередных мер по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды в области.
5.8. Обеспечивать финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, включая работы по специальной оценке условий труда в организациях и учреждениях всех форм собственности.
5.9. Работодатели безукоснительно выполняют требования законодательства по охране труда, обеспечивают безопасные условия труда, создают на предприятиях службы, вводят штатные должности специалистов по охране труда, совместно с профсоюзами на паритетных условиях организуют работу комитетов (комиссий), обеспечивают работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, регулярно проводят медицинские осмотры работников, осуществляют обязательное социальное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечивают финансирование проведения противогриппозной вакцинации своих работников в целях предупреждения массовых заболеваний гриппом.
Работодатели создают условия для организации полноценного питания работников (столовые, оборудованные комнаты приема пищи), обеспечивают работающих во вредных условиях труда лечебно-профилактическим питанием, разрабатывают режимы труда и отдыха для работающих в контакте с вредными производственными факторами, обеспечивают условия труда женщин (вне контакта с веществами 1-2 класса опасности, канцерогенами, аллергенами и другими потенциально опасными для репродуктивного здоровья веществами).
Содействуют развитию системы внутрисменной реабилитации работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, включая профилактику стресса на работе.
5.10. Профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением прав работников в сфере охраны труда, участвуют в расследовании несчастных случаев, вносят предложения в органы управления по совершенствованию действующего законодательства об охране труда и социальной защите работающих и лиц, пострадавших на производстве, защищают их права и интересы в судебных инстанциях, оказывают бесплатную консультационную помощь.
5.11. В целях выделения дополнительных средств для реализации мероприятий, направленных на предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях, работодатели своевременно представляют заявки региональному отделению Фонда социального страхования:
об установлении скидок к страховым тарифам;
о финансовом обеспечении предупредительных мер в размере 20% от сумм страховых взносов за предшествующий календарный год.
5.12. В соответствии с действующим законодательством в сфере здравоохранения работодатели, всех форм собственности, обеспечивают условия для прохождения работниками периодических медицинских осмотров и не реже 1 раза в 3 года диспансеризации, беспрепятственно отпускают работников для их прохождения с сохранением среднего заработка.
5.13. Стороны договорились принимать все меры по улучшению условий труда и безусловному соблюдению трудовых прав беременных женщин и женщин с маленькими детьми.
5.14. Предусматривать в коллективных договорах пункты, направленные на:
- содействие в решении демографической проблемы в регионе;
- введение гибкого графика работы по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет;
- на получение ежегодного отпуска в летние или другое удобное для них время работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет.
VI. Социальное партнерство и координация действий сторон Соглашения
6.1. В соответствии с законом Пензенской области "О системе социального партнерства в Пензенской области" Стороны стоят на позициях равноправия и паритетных отношений, придерживаются принципов взаимного уважения, доверия и считают основной целью социального партнерства социальную ответственность за благосостояние населения Пензенской области, реализацию социальных программ, направленных на повышение жизненного уровня населения области на основе динамичного развития экономики.
6.2. Стороны обязуются принимать все меры по ликвидации административных барьеров с целью реализации данного Соглашения.
6.3. Постановления и распоряжения Правительства Пензенской области, затрагивающие интересы населения и экологическую обстановку в регионе, принимаются с учетом мнения профсоюзов и объединений работодателей.
6.4. Правительство Пензенской области в соответствии со статьёй 35.1. Трудового кодекса Российской Федерации регулярно направляет на рассмотрение областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссии) проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере труда, программ социально-экономического развития. Решения, предложения Комиссии в обязательном порядке обсуждаются органом государственной власти Пензенской области, направившим указанные проекты нормативных документов.
6.5. Стороны обязуются официально информировать друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам.
6.6. Стороны признают действия отраслевых тарифных соглашений, принятых на федеральном уровне, заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности и отраслевых тарифных, территориальных соглашений в городах и районах области в соответствии с действующим законодательством содействуют становлению и расширению практики двух- и трехсторонних консультаций, переговоров по социальным и иным связанным с трудом вопросам, а также развитию связей региональной трехсторонней комиссии с аналогичными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений городов и районов области.
6.7. Стороны обеспечивают участие представителей молодежи при ведении переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров.
6.8. Рекомендовать Пензенской государственной телерадиокомпании предоставлять сторонам трехстороннего Соглашения ежемесячно бесплатно по 10 мин. эфирного времени на радио и телевидении для освещения хода выполнения Соглашения.
6.9. Данное Соглашение действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
6.10. Стороны признают настоящее Соглашение основным документом социального партнерства, устанавливающим принципы проведения согласованной социально-экономической политики в области на 2015-2017 гг., и принимают на себя обязательства руководствоваться Соглашением, соблюдая все его условия, и нести предусмотренную законодательством Российской Федерации и Пензенской области ответственность за нарушение или невыполнение его положений и уклонение от участия в переговорах.
6.11. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов, возникающих в социальной и экономической сферах, совершенствуют действующий порядок их разрешения, в том числе с использованием механизма досудебной защиты социально-трудовых прав работников, оказывают необходимую помощь по разрешению коллективных и индивидуальных трудовых споров.
6.12. Работодатели способствуют созданию и функционированию профсоюзов на предприятиях, в организациях всех форм собственности, деятельности технической и правовой инспекции труда профсоюзов, посещению профсоюзными представителями организаций и рабочих мест для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав по защите социально-трудовых интересов работников и ежемесячно бесплатно перечисляют на счета профсоюзных организаций членские взносы из заработной платы работников согласно ст. 377 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 28 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
6.13. При наличии на предприятиях нескольких профсоюзных организаций Федерация профсоюзов берет на себя обязательства по заключению соглашения между ними и выработке консолидированной политики.
6.14. Соглашение вступает в силу с 01 января 2015 года после подписания его сторонами социального партнерства.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
6.15. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, осуществляющий# функции по выработке государственной политики в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей.
6.16. В месячный срок после подписания Соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для выполнения совместно взятых на себя обязательств, представляет их в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, для рассмотрения на заседаниях трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.17. Соглашение обязательно для исполнения сторонами, его подписавшими. Каждая из сторон признает ответственность за реализацию Соглашения в пределах своих полномочий.
Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по решению областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.18. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешением разногласий, возникающих при этом, осуществляет областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Министерства, управления, комитеты, ведомства, ответственные за выполнение обязательств Соглашения, по итогам полугодия представляют информацию в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, о ходе их выполнения. Сроки предоставления информации по выполнению данного Соглашения: не позднее 25 января и 25 июля отчетного года. Итоги выполнения Соглашения обсуждаются на заседаниях трехсторонней комиссии.
Информация о результатах выполнения Соглашения доводится до сведения граждан через все доступные средства связи (печатные издания, факс, интернет и др.).
6.19. В течение срока действия Соглашений в случае выполнения всех его пунктов, стороны воздерживаются от каких-либо санкций по отношению друг к другу.
Соглашение рассматривается и принимается на заседании областной трехсторонней комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Подписанное сторонами областное трехстороннее соглашение в двухнедельный срок публикуется в областных средствах массовой информации.
6.20. Стороны обязуются реализовывать меры, направленные на повышение роли, как самого Соглашения, так и областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовые отношений, и обеспечить участие координаторов сторон Комиссии, представляющих Федерацию профсоюзов Пензенской области и объединение работодателей в общественных советах, созданных на региональном уровне.
Настоящее Соглашение подписали:
Координатор областной |
М.Г. Косой |
От Правительства Пензенской области:
Министр труда, социальной защиты |
Е.А. Столярова |
От Федерации профсоюзов Пензенской области:
Председатель Федерации профсоюзов |
Н.В. Котов |
От работодателей:
Президент POP "Ассоциация |
О.Л. Шаповал |
Зарегистрировано в Министерстве труда,
социальной защиты и демографии
Пензенской области
27 октября 2014 г. N 157-РС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области на 2015-2017 годы от 14 ноября 2014 г. N 4-5а-08/100
Зарегистрировано в Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области 27 октября 2014 г. N 157-РС
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2015 г.
Настоящее Соглашение действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Текст Соглашения опубликован на официальном сайте Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области (www.trud.pnzreg.ru) 30 октября 2014 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 68 от 26 ноября 2014 г.
Настоящее Соглашение прекратило действие с 1 января 2019 г. в связи с истечением срока действия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение о продлении срока действия соглашения о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области на 2015-2017 годы от 6 октября 2017 г.
Действие настоящего соглашения продлено до 31 декабря 2018 г.