Решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области
от 21 октября 2002 г. N 143
"Об утверждении Муниципальной программы финансирования строительства
жилых домов путем выпуска жилищных облигаций на 2002-2006 гг."
Решением Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 26 января 2007 г. N 306 настоящее Решение признано утратившим силу
Рассмотрев представленную Администрацией г. Заречного Муниципальную программу финансирования строительства жилых домов путем выпуска жилищных облигаций на 2002-2006 гг.", во исполнение Концепции жилищной политики города на 2002-2006 гг., утвержденной решением Собрания представителей от 25.03.2002 г. N 106, и на основании статьи 14 Устава г. Заречного Пензенской области, закрытого административно-территориального образования, Собрание представителей решило:
1. Утвердить Муниципальную программу финансирования строительства жилых домов путем выпуска жилищных облигаций на 2002-2006 гг. (прилагается).
2. Опубликовать Муниципальную программу финансирования строительства жилых домов путем выпуска жилищных облигаций на 2002-2006 гг. в газете "Заречье".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по развитию города, предприятиям городского хозяйства, промышленности, науки, строительства, транспорта и связи (председатель Шалимов А.В.).
Председатель
Собрания представителей |
В.П. Шевцов |
Утверждено
Собрания представителей г. Заречного
от 21 октября 2002 г. N 143
Муниципальная программа
финансирования строительства жилых домов путем выпуска
жилищных облигаций на 2002-2006 годы
Паспорт
Муниципальной программы финансирования строительства жилых домов
путем выпуска жилищных облигаций на 2002-2006 годы
Наименование программы | Муниципальная программа финансирования строительства жилых домов путем выпуска жилищных облигаций |
Дата принятия решения о разработке программы |
май 2002 года |
Заказчики программы | Администрация города, Собрание представителей г. Заречного |
Основные разработчики программы |
МУП "Агентство недвижимости", Муниципальный фонд жилья и ипотеки |
Цели и задачи | Создание накопительной системы приобретения жилого помещения в течение нескольких лет |
Сроки и этапы | I этап - 2002 год Подготовка проспекта эмиссии жилищных облигаций. Поиск инвесторов. Разработка проектно-сметной документации на жилой дом, получение разрешения на строительство и отвод под него земельного участка в черте города. Начало строительства первого жилого дома по улице Заречной. Эмиссия жилищных облигаций под первый жилой дом. II этап - 2003-2006 гг. Строительство трех жилых домов в 18 МКР. Строительство 13 монолитных жилых домов на 132 квартале. Выпуск облигаций под эти жилые дома. |
Исполнители | МУП "Ремонтно-строительный комбинат", Муниципальный фонд жилья и ипотеки, МУП "Агентство недвижимости", МУ "УКС", эмитент облигаций. |
Объемы и источники финансирования (объемы финансирования будут ежегодно уточняться) |
2002-2006 гг. - средства инвесторов - физических и юридических лиц, привлеченные в ходе строительства объектов - 395,083 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты |
Ввод в эксплуатацию 17 жилых домов. Обеспечение жильем 561 семью жителей города. |
Система организации контроля |
Контроль исполнения программы возложен на администрацию города. Эмитент облигаций ежеквартально представляет отчет о ходе реализации программы в администрацию города. Администрация обобщает отчеты и информирует Собрание представителей по итогам года о ходе выполнения программы. |
Введение
Существенным препятствием улучшения горожанами жилищных условий является отсутствие в городе долгосрочных жилищных схем финансирования строительства жилья. Однако такие схемы успешно действуют в ряде регионов России. Достаточно назвать Санкт-Петербург и Ульяновск. Рост стоимости квадратного метра жилой площади привел к тому, что большинство населения города не в состоянии улучшить жилищные условия, не делая накоплений. Банковская система в настоящее время в силу различных причин не может предложить действенный механизм накопления сбережений на приобретение жилья. Страховые компании пока тоже далеко не продвинулись в этом направлении. Однако такой сберегательный механизм имеется. Он заключается в выпуске жилищных облигаций под конкретный жилой дом. Номинальная стоимость одной облигации эквивалентна стоимости строительства квадратного метра площади в этом жилом доме. По окончании строительства непогашенные облигации конвертируются в облигации следующего жилого дома. Таким образом, человек имеет возможность постепенно в течение 3-5 лет накопить количество облигаций, достаточных для приобретения квартиры.
Такие ценные бумаги будут привлекательны для населения, при условии достаточных гарантий по ним со стороны органов местного самоуправления. Например, они могут быть обеспечены залогом муниципального имущества. Они могут быть привлекательны и для инвесторов, желающих защитить свои сбережения от инфляции, поскольку всем известно, что наиболее надежный способ защиты - это вложения в недвижимость.
Процент по таким облигациям может устанавливаться минимальным, например 2% годовых, при отказе от покупки квартиры владелец облигаций получит ее номинальную стоимость и купонный доход. При запуске подобного механизма необходим утвержденный на уровне Собрания представителей план капитального жилищного строительства домов, под которые будут выпускаться облигации на 3-5 лет. Главное - это реальная возможность, с одной стороны, предоставить гражданам возможность постепенного накопления средств на покупку квартиры, а с другой стороны, привлечь в строительство жилья реальные денежные средства.
1. Цели и задачи программы
1.1. Муниципальная программа финансирования строительства жилых домов путем выпуска жилищных облигаций разрабатывается в соответствии с Концепцией жилищной политики города Заречного на 2002-2006 годы, утвержденной решением Собрания представителей, в целях ускорения решения жилищной проблемы в интересах жителей города.
В программе определены принципиальные положения создания долгосрочного механизма накопления средств населения для приобретения жилья, намечены конкретные меры по ее осуществлению в 2002-2006 годах.
Реализация программы позволит обеспечить возможность улучшения жилищных условий путем внедрения в практику постоянных эмиссий жилищных облигаций. Программа определяет основные принципы реализации конституционного права граждан на жилище в условиях дальнейшего развития жилищной реформы, становления различных форм собственности в жилищной сфере.
1.2. Основными задачами программы являются:
- улучшение жилищных условий населения города;
- выработка финансового механизма привлечения внебюджетных инвестиций для жилищного строительства;
- создание условий для защиты средств населения от инфляции;
- развитие городской базы строительной индустрии;
- создание правовых и организационных условий для развития свободного рынка жилья и рынка строительных работ, услуг;
- координация деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий, профсоюзных организаций и других структур по вопросам жилищного строительства.
Для выполнения задач программы необходимо объединить усилия всех структур, работающих на рынке жилья.
2. Анализ исходных условий для выпуска ценных бумаг
Нумерация пунктов раздела 2 приводится согласно первоисточнику
2.1. При нахождении достаточных инвестиций массовое внедрение финансирования строительства жилья путем выпуска жилищных облигаций будет проводиться в 2003-2006 годах.
2.2. Исходные условия муниципальной программы характеризуются следующими показателями:
1) Строительными организациями обеспечивался ввод жилых помещений в следующих объемах:
1996 год - 5932 кв.м;
1997 год - 3101 кв.м;
1998 год - 4467 кв.м;
1999 год - 5738 кв.м.
Ввод жилья на территории города (нарастающим итогом), кв.м
год/ месяц |
ян- варь |
фев- раль |
март | май | ап- рель |
июнь | июль | ав- густ |
сен- тябрь |
ок- тябрь |
ноябрь | де- кабрь |
2000 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1742 | 4179 | 12171 | 12171 | 12171 | 12171 |
2001 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2727 | 2727 | 2727 | 2727 |
2. Средняя заработная плата в городе в апреле 2002 года составила 2798,5 рублей. Величина прожиточного минимума в Пензенской области за 1 квартал 2002 года составила 1487 рублей.
2. В кредитных организациях на счетах населения лежит около 213 млн. рублей.
Остатки вкладов населения (включая валютные вклады), тыс.руб.
чи- сло |
ме- сяц |
год | Сбербанк | Конверсбанк | Тарханы | Всего |
01 01 01 01 01 01 |
01 01 01 01 01 01 |
1999 1999 1999 1999 1999 2000 2001 2002 |
6132,40 23423,40 42246,90 47705,10 63018,80 (57578,6) 90873,00 |
394,60 3907,00 8192,00 18412,00 |
3317,00 6149,00 5522,00 4918,00 3296,00 18412,00 |
9449,40 29572,40 48163,40 56530,10 74506,80 127697,00 213643,00 |
3. По оценкам специалистов на руках населения скопилось не менее 490 млн. руб.
Структура денежных накоплений
% | тыс.руб. | |
Наличная валюта Банковские вклады Наличные рубли Всего: |
51 30 19 100 |
361550 213643 131473 706666,7 |
4. Мощности строительных организаций города позволяют, при стабильном финансировании, построить 90-квартирный дом за полтора-два года.
5. На уровне законов РФ и решений органов местного самоуправления создана нормативно-правовая база, позволяющая приватизировать свое жилье, а значит, превратить его в товар высокой ликвидности, при необходимости продать и купить новое жилье. Государственная регистрация всех сделок обеспечивает им правовую чистоту.
Анализ существующей ситуации показывает, что в 2000-2001 годах наметилась пусть слабая, но постоянная тенденция опережения роста средней заработной платы над прожиточным минимумом, а это значит, что у населения появляется возможность вкладывать часть своей зарплаты в покупку жилищных облигаций. Кроме того, скопились значительные суммы наличных денежных средств на руках у населения и во вкладах в банках и имеется тенденция их увеличения.
Трудящиеся имеют достаточное количество приватизированных квартир, которые могут быть использованы ими в схеме строительства и приобретения нового жилья путем покупки жилищных облигаций.
Кредитные организации могут предоставлять жителям города кредиты на строительство жилья под залог облигаций и новых квартир.
Кроме всего прочего, согласно статье 220 части 2 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщиков на получение имущественных налоговых вычетов по суммам, израсходованным на новое строительство, либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
Можно сделать вывод о том, что при внедрении в жизнь муниципальной программы жилищного строительства путем выпуска жилищных облигаций многие жители города захотят принять в ней участие.
3. Правовая база программы
Правовая база состоит из Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федерального закона от 05.03.1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и нормативных актов Федеральной комиссии по ценным бумагам, отделение которой существует в г.Самаре.
4. Организационно-финансовый механизм реализации программы
Выполнение программы должно обеспечиваться тесным взаимодействием ее участников: администрацией города, Собранием представителей, Муниципальным фондом жилья и ипотеки, МУП "Агентство недвижимости", эмитентом облигаций, кредитными и строительными организациями, поручителями (юридическими лицами).
Функции этих организаций распределены следующим образом:
1. Администрация города.
Выделяет землю под строительство жилья. Дает разрешение на строительство. Предоставляет гарантии выполнения программы для жителей города. Ведет экономический мониторинг развития муниципальной программы. Осуществляет контроль за ходом выполнения программы.
2. Собрание представителей.
Участвует в подготовке и принимает нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы. Дает согласие на предоставление муниципальных гарантий, договоров поручительства, направленных на выполнение данной программы.
3. Муниципальный фонд жилья и ипотеки (МФЖИ) - некоммерческая организация. Муниципальный фонд жилья и ипотеки является инвестором жилищного строительства как дольщик. Выступает поручителем перед покупателями облигаций по договорам купли-продажи облигаций в случае, когда не имеется банковской гарантии.
4. Муниципальное унитарное предприятие "Агентство недвижимости" (МУП АН).
Готовит пакеты документов для государственной регистрации права собственности покупателей на приобретаемую недвижимость.
5. Эмитент облигаций.
Осуществляет государственную регистрацию проспекта эмиссии в отделении Федеральной комиссии по ценным бумагам. Заключает договоры купли-продажи облигаций. Выступает инвестором жилищного строительства.
6. Муниципальное унитарное предприятие "Ремонтно-строительный комбинат", ОАО ПУС (по согласованию), другие строительные организации.
Выполняют строительно-монтажные работы.
7. Кредитные организации (по согласованию).
Взаимодействуют с жителями города в вопросах кредитования. Предоставляют банковскую гарантию по договорам купли-продажи облигаций.
8. Управление капитального строительства. Выполняет функции заказчика-застройщика. Осуществляет технический надзор за строительством жилья.
Жилищные облигации выпускаются под строительство квартир в жилых домах в соответствии с планом капитального жилищного строительства (Приложение 1). Одна жилищная облигация будет эквивалентна определенному размеру общей площади. Приобретать облигации смогут как физические, так и юридические лица за наличный и безналичный расчет по договорам купли-продажи облигаций. Облигации будут выпускаться сериями в зависимости от дома, этажа, количества комнат в квартире.
Погашение облигаций будет производиться:
- путем выкупа эмитентом по требованию владельца облигаций;
- предоставлением владельцу облигаций в собственность жилого помещения;
- путем обмена на облигации другой серии (выпуска), выпущенные тем же эмитентом под следующий жилой дом.
Муниципальная программа финансирования жилищного строительства путем выпуска жилищных облигаций рассматривается как еще один финансовый инструмент, позволяющий жителям города улучшать жилищные условия в новых экономических условиях. Она рассчитана на семьи и граждан, относящихся к так называемому среднему классу (т.е. имеющим постоянный источник доходов и находящееся в собственности жилье), и активизировать их потребительский спрос, расширить возможности приобретения жилья.
В финансировании строительства домов по капитальному плану жилищного строительства (Приложение 1) кроме средств, вырученных от продажи облигаций, могут участвовать средства городского бюджета и средства ипотеки по долевому принципу.
5. Ожидаемые социально-экономические последствия реализации программы
Реализация жилищной политики в рамках программы потребует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения с учетом определенных приоритетов в соответствующем периоде.
Ожидается дальнейшее развитие строительной индустрии города в связи с внедрением программы. За годы существования города его строительная индустрия сформировалась. На его территории осуществляют свою деятельность: ОАО Пензенское управление строительства и МУП Ремонтно-строительный комбинат с развитой базой по производству строительных материалов. Кроме того, ряд малых предприятий занимается строительной деятельностью. Мощности строительных организаций города позволяют ежегодно вводить в эксплуатацию 12-15 тыс.кв.м общей площади нового жилья.
Успешная реализация Программы позволит обеспечить:
- улучшение жилищных условий населения;
- создание условий для защиты средств населения от инфляции;
- доступность приобретения жилья;
- рост объема вновь вводимого и реконструируемого жилья;
- повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах;
- создание условий для улучшения демографической ситуации в городе, снижения социальной напряженности.
Приложение 1
финансирования строительства домов
путем выпуска жилищных облигаций
План
капитального жилищного строительства домов,
под которые будут выпускаться облигации
N пп |
N оче- реди |
Адрес | Сроки строительства |
К-во квар- тир |
Кв.м | Стоимость строитель- ства в це- нах 2002 года (тыс.руб.) |
1. | ул.Заречная, 40"а" | 3 кв. 2002 г.- 4 кв. 2003 г. |
72 | 4577,28 | 45772 | |
2. | МКР N 18, дом N 8 | 3 кв. 2003 г.- 1 кв. 2005 г. |
87 | 5365 | 53650 | |
3. | МКР N 18, дом N 9 | 2 кв. 2003 г.- 2 кв. 2005 г. |
87 | 5365 | 53650 | |
4. | МКР N 18, дом N 10 | 4 кв. 2004 г.- 3 кв. 2006 г. |
87 | 5365 | 53650 | |
5. | 1 | 132 кв., дом N 2 | 3 кв. 2002 г.- 3 кв. 2003 г. |
12 | 950 | 9500 |
6. | 1 | 132 кв., дом N 3 | 3 кв. 2002 г.- 3 кв. 2003 г. |
12 | 950 | 9500 |
7. | 2 | 132 кв., дом N 4 | 2 кв. 2003 г.- 4 кв. 2003 г. |
12 | 950 | 9500 |
8. | 2 | 132 кв., дом N 5 | 2 кв. 2003 г.- 2 кв. 2004 г. |
24 | 2030 | 20300 |
9. | 3 | 132 кв., дом N 13 | 3 кв. 2003 г.- 2 кв. 2004 г. |
18 | 1760 | 17600 |
10. | 3 | 132 кв., дом N 6 | 3 кв. 2003 г.- 2 кв. 2004 г. |
18 | 1792 | 17920 |
11. | 4 | 132 кв., дом N 11 | 2 кв. 2004 г.- 2 кв. 2005 г. |
20 | 2072 | 20720 |
12. | 4 | 132 кв., дом N 12 | 2 кв. 2004 г.- 4 кв. 2004 г. |
12 | 924 | 9240 |
13. | 4 | 132 кв., дом N 7 | 3 кв. 2004 г.- 2 кв. 2005 г. |
12 | 924 | 9240 |
14. | 4 | 132 кв., дом N 8 | 3 кв. 2004 г.- 2 кв. 2005 г. |
12 | 924 | 9240 |
15. | 5 | 132 кв., дом N 10 | 2 кв. 2005 г.- 2 кв. 2006 г. |
26 | 2016 | 20160 |
16. | 5 | 132 кв., дом N 14 | 2 кв. 2005 г.- 2 кв. 2006 г. |
20 | 2072 | 20720 |
17. | 5 | 132 кв., дом N 9 | 3 кв. 2005 г.- 3 кв. 2006 г. |
18 | 1472 | 14720 |
Итого: | 561 | 39508,28 | 395083 |
Приложение 2
финансирования строительства домов
путем выпуска жилищных облигаций
Финансовый план программы в млн.руб.
N п/п |
Год | Капвложения в ценах 2002 (тыс. руб.) |
1 2 3 4 5 |
2002 2003 2004 2005 2006 |
24758 126421 124271 86724 32909 |
Итого: | 395083 |
Приложение 3
финансирования строительства домов
путем выпуска жилищных облигаций
План
подготовки проектов нормативно-правовых актов,
обеспечивающих исполнение программы
Исполнители | Срок исполнения |
|
1. Решение Собрания представителей "Об утверждении Положения о жилищном займе в г. Заречном Пензенской области" 2. Решение Собрания представителей "Об утверждении Положения о финансировании строительства жилья за счет средств, вы- рученных от продажи жилищных облигаций" 3. Решение Собрания представителей "О согласовании условий договора поручи- тельства" 4. Постановление Главы администрации "О проведении облигационно-жилищного займа 2002-2003 года" |
МУП "Агентство не- движимости", Муни- ципальный фонд жилья и ипотеки МУП "Агентство не- движимости", Муни- ципальный фонд жилья и ипотеки МУП "Агентство не- движимости", Муни- ципальный фонд жилья и ипотеки МУП "Агентство не- движимости", Муни- ципальный фонд жилья и ипотеки |
III кв. 2002 г. IV кв. 2002 г. IV кв. 2002 г. IV кв. 2002 г. |
Приложение 4
финансирования строительства домов
путем выпуска жилищных облигаций
Нормативные правовые документы,
использованные при составлении программы
1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая)
3. Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.1983 г.
4. Федеральный закон от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики"
5. Федеральный закон 28.07.1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"
6. Федеральный закон от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"
7. Федеральный закон от 05.03.1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"
8. Федеральный закон от 16.07.1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
9. Федеральный закон от 29.07.1988 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
10. Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
11. Закон РСФСР от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
12. Закон РФ от 29.05.1992 г. N 2872-1 "О залоге"
13. Указ Президента РФ от 28.04.1997 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"
14. Указ Президента РФ от 29.03.1996 г. N 431 "О новом этапе реализации Государственной целевой программы "Жилище"
15. Указ Президента РФ от 23.03.1996 г. N 420 "О разработке федеральной целевой программы "Свой дом"
16. Указ Президента РФ от 09.04.1993 г. N 442 "О мерах по обеспечению права граждан на жилище"
17. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. N 2281 "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы"
18. Постановление Правительства РФ от 27.06.1996 г. N 753 "О федеральной целевой программе "Свой дом"
19. Постановление Правительства РФ от 26.08.1996 г. N 1010 "Об агентстве по ипотечному жилищному кредитованию"
20. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.1995 г. N 687-р "О создании финансово-промышленной группы "Жилище"
21. Приказ Министерства строительства РФ от 30.10.1995 г. N 17-115 "О временной методике оценки жилых помещений"
22. Постановление Правительства РФ от 23.11.1996 г. N 1407 "Об утверждении положения о лицензировании риэлтерской деятельности"
23. Решение Собрания представителей от 25.03.2002 г. N 106 "Об утверждении Концепции жилищной политики города Заречного на 2002-2006 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 21 октября 2002 г. N 143 "Об утверждении Муниципальной программы финансирования строительства жилых домов путем выпуска жилищных облигаций на 2002-2006 гг."
Текст решения опубликован в газете "Заречье" N 5 от 29 января 2003 г.
Решением Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 26 января 2007 г. N 306 настоящее Решение признано утратившим силу