Губернатору Пензенской области
Бочкареву В.К.
Прокуратурой Пензенской области по обращению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области проведена проверка законности постановления Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области от 21.01.1999 N 45 "Об утверждении Положения о региональном фонде зерна и продовольствия Пензенской области".
Указанным постановлением утверждено Положение о региональном фонде зерна и продовольствия Пензенской области (далее - Положение).
Проверкой установлено, что Положение содержит ряд норм, противоречащих федеральному законодательству и подлежащих в связи с этим приведению в соответствие с действующим законодательством.
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что продукция регионального фонда зерна и продовольствия является собственностью Правительства области, учитывается, хранится и перерабатывается отдельно от других ресурсов.
Данное положение противоречит пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", в соответствии с которым сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, поступившие в региональные фонды, являются собственностью субъектов Российской Федерации, то есть собственностью Пензенской области.
Пунктом 2 Положения определено, что средства на формирование регионального фонда зерна и продовольствия предоставляются Госзаказчику в форме бюджетных ссуд на условиях возвратности (по мере реализации продукции, но не позднее, чем через один год со дня получения бюджетных средств), срочности и платности.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетной ссудой являются бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" государственными заказчиками могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы), то есть юридические лица, а не соответствующие бюджеты.
Таким образом, выделение средств бюджета области на формирование регионального фонда зерна и продовольствия в форме бюджетных ссуд противоречит бюджетному законодательству.
Пункт 3 Положения предусматривает, что цены на закупаемую в региональный фонд продукцию определяются комиссией, утверждаемой Губернатором - Председателем Правительства области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком), достаточного для расширенного воспроизводства, на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд устанавливает ежегодно Правительство Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей (поставщиков) и потребителей (покупателей).
Следовательно, указанный пункт Положения подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что закупка сырья и продовольствия в региональный фонд за пределами области осуществляется по решению Правительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" установлено, что на всей территории Российской Федерации гарантируется свободное перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Кроме того, согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2280 "О либерализации зернового рынка в России" любые решения органов исполнительной и представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, запрещающие или ограничивающие свободное перемещение зерна, маслосемян и продуктов их переработки, а также препятствующие осуществлению торговых операций этими товарами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, считаются недействительными.
То есть, введение ограничений на закупку сырья и продовольствия в региональный фонд зерна из других субъектов Российской Федерации противоречит антимонопольному законодательству.
Пунктом 6 Положения предусматривается, что заключение договоров на работы и услуги по приемке, хранению, транспортировке, отгрузке, переработке продукции регионального фонда производится на конкурсной основе с предприятиями, имеющими лицензии на осуществление этих видов деятельности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию в настоящее время подлежит только деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки.
Следовательно, указанный пункт положения подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.
Пунктами 9, 11, 12, 13, 14 и 15 Положения возлагаются различные обязанности, в том числе по контролю за качеством заготавливаемого в региональный фонд зерна, семян масличных культур, комбикормов и других видов сельхозсырья и контролю за его хранением, на Управление Государственной хлебной инспекции по Пензенской области.
Согласно статье 4 Федерального закона от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки" государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки. Положение о специально уполномоченном государственном органе в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки утверждается Правительством Российской Федерации.
Положением о Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2001 N 191, определено, что Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации (Росгосхлебинспекция) является государственным органом при Правительстве Российской Федерации, специально уполномоченным в области государственного контроля за качеством и рациональным использованием семян хлебных злаков, зернобобовых и масличных культур, муки, крупы, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов, побочных продуктов переработки зерна. Росгосхлебинспекция, федеральная лаборатория Росгосхлебинспекции, региональные управления Росгосхлебинспекции (территориальные подразделения), их лаборатории и хлебоинспекционные пункты образуют систему государственной хлебной инспекции Российской Федерации по контролю за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки.
Управление Росхлебинспекции по Пензенской области в соответствии с приказом Росхлебинспекции при Правительстве Российской Федерации от 14.05.2001 N 22 является территориальным подразделением Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации, осуществляющей государственный контроль за качеством и рациональным использованием семян хлебных злаков, зернобобовых и масличных культур, муки, крупы, хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, комбикормов, побочных продуктов переработки зерна.
Таким образом, Управление Росхлебинспекции по Пензенской области является территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации - Пензенской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. Положения об указанных территориальных органах утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Действующим законодательством орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен правом возлагать какие-либо обязанности и контрольные функции на территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти.
В связи с этим пункты 9, 11, 12, 13, 14 и 15 Положения о региональном фонде зерна и продовольствия Пензенской области подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Пункты 1, 2, 3, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14 и 15 Положения о региональном фонде зерна и продовольствия Пензенской области, утвержденного постановлением Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области от 21.01.1999 N 45 "Об утверждении Положения о региональном фонде зерна и продовольствия Пензенской области", привести в соответствие с действующим законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента его получения.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
И.о. прокурора Пензенской области
государственный советник
юстиции 3 класса |
Н.Е. Снаткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 24 октября 2002 г. N 7-5-82-02 на пункты 1, 2, 3, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14 и 15 Положения о региональном фонде зерна и продовольствия Пензенской области, утвержденного постановлением Губернатора - Председателя Правительства Пензенской области от 21.01.1999 N 45
Текст Протеста официально опубликован не был