Губернатору Пензенской области
Бочкареву В.К.
Постановлением Правительства Пензенской области от 03.06.99 N 129-пП утверждено Положение о плате, взимаемой за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и за предоставление информации о зарегистрированных правах (в редакции постановления от 03.12.2001 N 440-пП).
Отдельные нормы Положения не соответствуют действующему законодательству.
Пунктом 5.1 Положения определено, что плата за государственную регистрацию прав в кондоминиуме составляет от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в кондоминиумах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О товариществах собственников жилья".
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним взимается в размерах, установленных субъектами Российской Федерации.
Максимальный размер платежей на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.98 N 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" установлено, что максимальные размеры платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют: для физических лиц - 3-кратный установленный законом минимальный размер оплаты труда, для юридических лиц - 50-кратный установленный законом минимальный размер оплаты труда.
Статьей 14 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" предусмотрена государственная регистрация кондоминиума как единого комплекса недвижимого имущества, так и прав на недвижимое имущество в кондоминиуме и сделок с ним. Собственниками же (домовладельцами) помещения в кондоминиуме могут быть любое физическое или юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование. Поэтому плата за регистрацию прав на недвижимое имущество в кондоминиуме также должна соответствовать предельным размерам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации, в зависимости от категории собственника - юридического или физического лица, а также пунктом 3.1 Положения.
Пунктами 3.1.1 и 3.1.3 Положения установлены размеры платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним для некоммерческих организаций ипотечного кредитования граждан.
Однако на основании пункта 2.9 Положения указанные размеры платы взимаются при условии последующего отчуждения приобретенного ими жилья только гражданам, состоящим в списках участников губернаторской и муниципальной программ ипотечного кредитования жителей Пензенской области. В противном случае указанные некоммерческие организации обязаны произвести доплату в размере разницы между платой за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленной за совершение регистрационных действий, в течение тридцати дней для юридических лиц и платой за регистрацию для указанных некоммерческих организаций.
Вместе с тем в постановлении не установлен механизм контроля за последующими действиями некоммерческих организаций ипотечного кредитования граждан по отчуждению приобретенного ими жилья, не определены органы, уполномоченные осуществлять такой контроль.
Фактически, контроль за выполнением условий, при которых допускается льготная оплата государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним некоммерческими организациями ипотечного кредитования граждан, возложен на регистрационную палату, что запрещено пунктом 4 статьи 9 Федерального закона.
Пунктом 2.6 статьи 2 Положения предусмотрено, что при подаче в регистрационную палату документов, необходимых для регистрации прав, в заявлении указывается срок осуществления государственной регистрации прав (в рабочих днях), а статьей 3 установлены размеры платы за совершение действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставление информации о зарегистрированных правах в зависимости от срока исполнения действий в течение указанных в заявлении дней.
Однако статьями 7, 13 Федерального закона установлено, что государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, а информация о зарегистрированных правах выдается в течение пяти дней. Поскольку в Законе не содержится указания на то, что сроки для проведения данных действий исчисляются в рабочих днях, должны применяться правила исчисления сроков, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2.5 Положения предусмотрено, что платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию прав и за предоставление информации о зарегистрированных правах, подается совместно с заявлением на проведение регистрационных и других действий и остается в делах регистрационной палаты.
Однако статьей 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Изъятие подлинных документов не предусмотрено.
Абзацем 1 пункта 2.10 Положения установлено, что от взимания платы за государственную регистрацию прав (сделок), осуществляемую в течение месячного срока, освобождаются органы государственной власти и управления Российской Федерации, Пензенской области и муниципальные образования, а также учреждения, полностью финансируемые из бюджетов соответствующих уровней.
В то же время во втором абзаце того же пункта предусмотрено, что государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом, заключаемых органами государственной власти Российской Федерации, Пензенской области и органами местного самоуправления с юридическими и физическими лицами, оплачивается в размерах, предусмотренных для юридических и физических лиц.
Таким образом, положения указанных абзацев пункта 2.10 в части взимания платы за регистрацию сделок с недвижимым имуществом с органов государственной власти Российской Федерации, Пензенской области и местного самоуправления противоречат друг другу.
Кроме этого, Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право освобождать от платы за государственную регистрацию прав и сделок с ним. Статьей 8 указанного Федерального закона установлены только случаи бесплатного предоставления информации о зарегистрированных правах.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Постановление Правительства Пензенской области от 03.06.99 N 129-пП "Об утверждении Положения о плате, взимаемой за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и за предоставление информации о зарегистрированных правах" (в редакции постановления от 03.12.2001 N 440-пП) привести в соответствие с действующим законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор Пензенской области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д.Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 26 марта 2002 г. N 7-5-31-2002 на постановление Правительства Пензенской области от 03.06.99 N 129-пП "Об утверждении Положения о плате, взимаемой за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и за предоставление информации о зарегистрированных правах" (в редакции постановления от 03.12.2001 N 440-пП)
Текст Протеста официально опубликован не был