Губернатору Пензенской области
Бочкареву В.К.
09.12.93 Главой администрации Пензенской области принято постановление N 510 "Об Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
Данное постановление регулирует порядок изготовления, выдачи гражданам и юридическим лицам документов, подтверждающих права собственности на земельные участки, земельные доли (паи) граждан, - свидетельств о праве собственности на землю, пожизненно наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование, а также регистрации этих документов.
Кроме этого, постановлением регулируются права и обязанности собственников земельных участков и других землепользователей.
Постановление Главы администрации области противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 71, 72, 76 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, а земельное законодательство - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
Согласно статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Основания и порядок возникновения у граждан и юридических лиц права собственности на землю, права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, права пожизненного наследуемого владения земельными участками, права безвозмездного срочного пользования земельными участками, права аренды земельных участков, основания и порядок прекращения указанных прав, а также права и обязанности собственников и землепользователей установлены Земельным кодексом Российской Федерации, а также Гражданским кодексом Российской Федерации, т.е. федеральным законодательством.
Правовое регулирование указанных вопросов к полномочиям субъекта Российской Федерации не относится.
В соответствии со статьями 131, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных законом. Порядок государственной регистрации устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, субъекту Российской Федерации не предоставлено право определять порядок регистрации прав на землю, сделок с земельными участками и выдачи свидетельства о таких правах.
Кроме этого, в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.02.2003 N 250 признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 27.10.93 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
При таких обстоятельствах постановление Главы администрации Пензенской области также необходимо признать утратившим силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
Постановление Главы администрации Пензенской области от 09.12.93 N 510 "Об Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в редакции постановления от 18.01.94 N 27) признать утратившим силу.
Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор Пензенской области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 17 марта 2003 г. N 7-5-23-2003 на постановление Главы администрации Пензенской области от 09.12.93 N 510 "Об Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в редакции постановления от 18.01.94 N 27)
Текст Протеста официально опубликован не был