Решение Пензенского территориального управления МАП РФ
от 20 ноября 2003 г. N 2-03/61-2003
Комиссия Пензенского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 2-03/61-2003 от 10 октября 2003 г. в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
Дело в отношении Администрации г. Пензы по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) возбуждено по заявлению некоммерческого партнерства "Центр развития предпринимательства" (г. Пенза, ул. Пушкина, 29-а, к. 113).
Из заявления, а также прилагаемых к нему документов следует, что в соответствии с постановлением Главы администрации г. Пензы от 05.02.2003 г. N 205 "О введении учетной карты для предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг" (далее - Постановление) введена учетная карта, которая выдается администрациями районов г. Пензы по месту осуществления данной деятельности.
На заседании Комиссии индивидуальный предприниматель Ермаков С.В. пояснил, что выдача учетной карты осуществляется бесплатно. Однако, для получения учетной карты необходимы согласования соответствующих организаций и служб, таких как ГорСЭС и пожарной охраны, что создает дополнительные обременения в осуществлении предпринимательской деятельности. Также выдачу учетной карты необходимо согласовывать в администрации района города, где осуществляет свою деятельность хозяйствующий субъект, с отделом архитектуры, отделом защиты прав потребителей и отделом потребительского рынка. Всем предпринимателям независимо от объекта (стационарный, не стационарный или передвижной), где они осуществляют деятельность, учетная карта оформляется на срок до трех месяцев, и все согласования, необходимые для выдачи учетной карты, осуществляются соответственно с такой же периодичностью. Кроме того, заявил, что налоговые органы при осуществлении проверок требуют у индивидуальных предпринимателей наличие учетных карт.
Заместитель председателя правления некоммерческого партнерства "Центр развития предпринимательства" Камелин В.В. в дополнение к сказанному ИП Ермаковым С.В. пояснил, что существующий порядок согласования и выдачи учетной карты создает дополнительные обременения в деятельности предпринимателей и приводит к созданию административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности.
Представитель Администрации г. Пензы Кочетова С.В. пояснила, что постановление необходимо органам местного самоуправления для составления и ведения реестра объектов торговли, общественного питания и сферы услуг, и представила письменное объяснение правомерности принятия Постановления с ходатайством о сохранении возможности ведения данного реестра в соответствии с действующим в настоящее время Постановлением.
В связи с невозможностью разрешения дела рассмотрение по нему было отложено, о чем вынесено соответствующее определение.
На повторном заседании Комиссии представитель Администрации г. Пензы Муромская М.В. подтвердила ходатайство о сохранении порядка выдачи учетной карты и представила проект постановления Главы администрации г. Пензы по внесению изменений и дополнений в действующее Постановление.
Председатель правления некоммерческого партнерства "Центр развития предпринимательства" Мордовский А.К. пояснил, что в результате опроса общественных организаций предпринимателей в соседних регионах (Саратовской, Ульяновской, Самарской, Тамбовской областях и Республике Мордовия) документы, аналогичные учетным картам, введенным в г. Пензе, отсутствуют. Кроме того, обратил внимание Комиссии, что налоговые органы при осуществлении проверок предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг требуют в соответствии с пунктом 6 Постановления наличие учетных карт. Сославшись на статью 4 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", представитель заявителя подтвердил свое требование об отмене Постановления.
Рассмотрев материалы дела и выслушав пояснения сторон, Комиссия считает данное Постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Постановление принято Администрацией г. Пензы с целью введения в городе Пензе учетной карты для предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Введение учетной карты по сути является дополнительным условием для регистрации предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг, осуществляющих свою деятельность на территории города Пензы.
Таким образом, реализуя Постановление, Администрация г. Пензы как орган местного самоуправления вводит дополнительные условия регистрации таких предприятий.
Данные обстоятельства противоречат действующему законодательству, поскольку в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласование выдачи учетной карты с ГорСЭС, службой пожарной охраны и должностными лицами администраций районов города ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов в осуществлении деятельности, ущемляя их интересы. Налоговые органы при осуществлении проверок предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг требуют в соответствии с пунктом 6 Постановления наличие учетных карт. В соответствии с Постановлением осуществление деятельности без учетных карт предусматривает ответственность хозяйствующих субъектов, что может повлечь за собой приостановление их деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности.
Кроме того, введенные Постановлением дополнительные условия регистрации создают обременения в деятельности хозяйствующих субъектов, чем ограничивается их самостоятельность и ущемляются интересы.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Одним из основных признаков предпринимательской деятельности согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации является регистрация в установленном порядке такой деятельности. Статьей 23 ГК РФ установлено право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Других условий регистрации действующим законодательством не предусмотрено.
При таких условиях Постановление противоречит пункту 1 статьи 7 Закона о конкуренции в силу того, что ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов и ущемляет их интересы, что может привести к ограничению конкуренции. Поскольку нормы Постановления противоречат антимонопольному законодательству, данный нормативный правовой акт подлежит отмене.
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона о конкуренции, а также пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия решила:
1. Признать Администрацию г. Пензы нарушившей пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2. Выдать Администрации г. Пензы предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Решение направить в адрес Администрации г. Пензы в пятидневный срок.
Приложение
к решению
Пензенского территориального управления МАП РФ
от 20 ноября 2003 г.
Предписание N 2-03/61-2003
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
Комиссия Пензенского ТУ МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании своего решения от 20 ноября 2003 года по делу N 2-03/61-2003 о нарушении Администрацией г. Пензы пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предписывает:
1. Администрации г. Пензы прекратить нарушение пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в принятии постановления Главы администрации г. Пензы от 05.02.2003 г. N 205 "О введении учетной карты для предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг", в результате действия которого ограничивается самостоятельность и ущемляются интересы хозяйствующих субъектов, что может привести к ограничению конкуренции.
2. Администрации г. Пензы в срок до 19 декабря 2003 года отменить постановление Главы администрации г. Пензы от 05.02.2003 г. N 205 "О введении учетной карты для предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг".
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Пензенское территориальное управление МАП России в срок до 25 декабря 2003 года.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Пензенской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.
------------------------------
Примечание: за невыполнение в установленный срок настоящего Предписания юридические и должностные лица несут административную ответственность в соответствии со статьей 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенского территориального управления МАП РФ от 20 ноября 2003 г. N 2-03/61-2003
Текст Решения официально опубликован не был