20 января 2010 г.
В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 28.02.2008 N 135-пП "Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Пензенской области, их формирования и реализации, подготовки материалов по федеральным целевым программам, в реализации которых участвует Правительство Пензенской области, а также проведения оценки эффективности их реализации" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительство Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Пензенской области "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" на 2010-2013 годы (далее - Программа).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Пензенской области учитывать положения Программы при разработке муниципальных целевых программ, направленных на реабилитацию лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Настоящая Программа вступает в силу с 1 января 2010 года и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего и контролирующего вопросы здравоохранения и социальной защиты населения.
И.о. Губернатора Пензенской области |
О.К. Атюкова |
Настоящая Программа вступает в силу с 1 января 2010 г.
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 16 октября 2009 г. N 798-пП
Долгосрочная целевая программа Пензенской области
"Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" на 2010-2013 годы
20 января 2010 г.
Пенза
2009 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 20 января 2010 г. N 28-пП в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт долгосрочной целевой программы Пензенской области
Наименование Программы - долгосрочная целевая программа Пензенской
области "Социальная реабилитация лиц,
отбывших наказание в виде лишения свободы"
на 2010-2013 годы (далее - Программа).
Дата принятия решения - распоряжение Правительства Пензенской
о разработке Программы, области от 12.08.2009 N 250-рП "О разработке
дата ее одобрения долгосрочных целевых программ"
(наименование и номер
соответствующего
правового акта)
Государственный - Правительство Пензенской области
заказчик Программы
Основные разработчики - Министерство здравоохранения и социального
развития Пензенской области;
Министерство образования Пензенской области;
Правительство Пензенской области в лице
Управления Правительства Пензенской области
по профилактике правонарушений и
взаимодействию с правоохранительными
органами во взаимодействии с:
Управлением внутренних дел по Пензенской
области (по согласованию);
Управлением Федеральной службы исполнения
наказаний России по Пензенской области (по
согласованию);
Управлением государственной службы занятости
населения Пензенской области;
Управление Федеральной миграционной службы
России по Пензенской области (по
согласованию)
Цели и задачи - Цель Программы:
Программы, важнейшие социальное оздоровление общества посредством
целевые показатели создания системы социальной реабилитации и
адаптации в обществе лиц, отбывших наказание
в виде лишения свободы.
Задачи Программы:
профилактика заболеваний социального
характера;
сокращение уровня рецидивной преступности до
21,1%,
подготовка осужденных к освобождению.
Сроки и этапы - 2010-2013 годы
реализации Программы
Перечень основных - мероприятия по совершенствованию нормативной
мероприятий правовой базы по вопросу социальной
реабилитации лиц, отбывших наказание в виде
лишения свободы;
- мероприятия по социальной реабилитации
лиц, отбывших наказание в виде лишения
свободы;
- информационное, научно-методическое и
организационное обеспечение реализации
мероприятий по социальной реабилитации лиц,
отбывших наказание в виде лишения свободы
Исполнители основных - Министерство здравоохранения и социального
мероприятий развития Пензенской области;
Министерство образования Пензенской области;
Министерство культуры и архива Пензенской
области;
Правительство Пензенской области в лице
Управления Правительства Пензенской области
по профилактике правонарушений и
взаимодействию с правоохранительными
органами
Объем и источники - общий объем необходимых финансовых средств
финансирования для реализации Программы из бюджета
Пензенской области - 8893,1 тыс. рублей, в
том числе:
2010 год - 2089,8 тыс. рублей;
2011 год - 2123,35 тыс. рублей;
2012 год - 2259,275 тыс. рублей;
2013 год - 2420,675 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные - обеспечение трудовой занятости 50% лиц,
результаты реализации отбывших наказание в виде лишения свободы,
Программы обратившихся в учреждения службы занятости
населения и учреждения социального
обслуживания;
содействие в восстановлении социального
статуса лицам, отбывшим наказание в виде
лишения свободы;
увеличение на 10% объемов предоставления
специализированной медицинской помощи лицам,
отбывающим наказание в виде лишения свободы
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляет Правительство Пензенской
Программы области, контроль за целевым использованием
бюджетных средств осуществляется
Министерством финансов Пензенской области,
Управлением экономики, инновационной и
научно-технической политики Пензенской
области.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Подготовка и реализация мероприятий Программы вызвана тем, что современная ситуация в Пензенской области характеризуется необходимостью совершенствования системы мер, направленных на социальную реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, и на создание условий для их успешной адаптации в обществе после освобождения.
В настоящее время в области функционирует 7 исправительных учреждений системы Управления Федеральной службы исполнения наказаний России, общая численность осужденных по состоянию на 01.04.2009 составляет 8725 человек, более 500 человек ожидают суда в следственных изоляторах Пензенской области. Ежегодно более 2 тысяч осужденных освобождаются из мест лишения свободы.
В 2008 году по отбытии срока наказания в Пензенской области освобожден 2141 человек. Условно досрочно освобождено 388 человека#. Из общего числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, 1682 человека после освобождения из мест лишения свободы пребывают на территории г. Пензы и Пензенской области.
Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. В связи с этим одним из основных направлений социальной помощи данной категории лиц должно быть оказание им содействия в трудоустройстве. У большинства из них наблюдается значительная психологическая деформация, искажена система ценностей. Отсутствие нормативной базы, регулирующей вопросы оказания помощи гражданам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, негативно влияет на криминальную ситуацию среди данной категории лиц. Так, уровень рецидивной преступности на территории Пензенской области на протяжении последних лет имеет тенденцию к увеличению (2007 г. - 21,8%, 2008 г. - 22,1%, 1 квартал 2009 г. - 23,6%). При этом уровень рецидивной преступности в течение первого года после освобождения составляет 12-14%. Это свидетельствует о наличии определенных проблем в регионе в вопросе социальной реабилитации и адаптации лиц, отбывших наказания в виде лишения свободы.
Освобождаемые из мест лишения свободы граждане представляют особую социально-демографическую группу населения, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста и подростков. Основную часть, 80% освобождающихся, составляют лица трудоспособного возраста от 18 лет до 60 лет. При этом 47% освобождающихся находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте от 29 лет до 45 лет, в возрасте для продолжения образования и труда от 18 лет до 29 лет - 33% освобождающихся. В связи с этим вовлечение лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в общественно полезную деятельность, приносящую им доход как источник существования, является первостепенной задачей их социальной адаптации к нормальной жизни. Состояние рынка труда Пензенской области неоднозначно для трудоустройства лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Они менее конкурентоспособны вследствие более низкого образовательного уровня по сравнению с другими безработными. Освобождающийся из мест лишения свободы человек, попадая в общество, где фактически отсутствовал в течение срока заключения, сталкивается с трудностями при попытке включения в полноценную жизнедеятельность общества. Все эти трудности обусловлены утратой многих социальных навыков за время изоляции от общества.
Удельный вес освобождаемых с высшим и средним профессиональным образованием (10%) в 4,6 раза уступает образовательному уровню безработных на рынке труда Пензенской области (46%). По неполному среднему образованию картина обратная: число их среди освобождаемых в 2,4 раза превышает численность среди безработных (число безработных граждан, имеющих основное общее образование (9 классов) составляет 6% от общего количества безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения. К тому же среди освобождаемых 4 процента составляют лица с начальным образованием. Таким образом, среди освобождаемых лица с неполным средним и начальным образованием составляют около 24 процентов. Данные об образовательном уровне освобожденных говорят о том, что они, как правило, могут претендовать на рынок низко квалифицированного, низкооплачиваемого труда. При этом в исправительных учреждениях содержится 1242 человека (14%), вообще не имеющих специальности.
Неразрывно с этим связан и другой блок проблем, касающийся профессионально-трудовой адаптации. Учитывая возрастной состав освобождающихся - молодежь в возрасте до 29 лет составляет 33% - вовлечение их в систему профессионального обучения является важнейшим направлением их социальной реабилитации и конкурентоспособности на рынке труда. Существующий спрос на текущем рынке труда характеризуется преимущественной потребностью в рабочих специальностях, которыми зачастую владеют лица, освобожденные из мест лишения свободы, но имеющийся уровень квалификации не позволяет претендовать на их замещение. Отсюда следует, что в целях повышения конкурентоспособности освобожденных на рынке труда необходимо повышать их квалификационный уровень по рабочим специальностям в процессе профессионального обучения осужденных непосредственно в уголовно-исполнительной системе. В связи с этим повышение конкурентоспособности лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, на рынке труда в значительной степени связано с повышением их образовательного статуса через систему образования. Существующая база профессиональных училищ, функционирующих при исправительных учреждениях, не позволяет в полной мере и с должной эффективностью осуществлять этот процесс. Устаревшее оборудование не позволяет обучать осужденных специальностям, конкурентным на рынке труда области. Отсутствие достаточных объемов производства не позволяет привлечь к труду максимальное количество осужденных. В результате этого меньшему количеству осужденных удается привить и закрепить необходимые профессиональные навыки, которые могли бы им пригодиться в период реабилитации и адаптации после освобождения. Так, к оплачиваемому труду привлечено только 18,5% осужденных. В связи с этим актуальными являются мероприятия, направленные на предоставление предприятиям Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области региональных заказов на производство и поставку изделий легкой, деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности для нужд организаций здравоохранения, образования, социальной защиты Пензенской области и оснащение учебно-методических комплексов профессиональных училищ N 118 и N 119 необходимым для предоставления и развития трудовых навыков оборудованием.
Анализ сложившейся обстановки показывает, что меры по реабилитации и адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, являются недостаточными, так как решают вопросы сравнительно небольшого числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Существующая нормативно-правовая база Российской Федерации и Пензенской области не позволяет в полной мере решать вопросы социальной защиты и реализовывать гражданские права этой категории населения. Отсутствует нормативно закрепленный механизм по взаимодействию органов службы занятости населения, внутренних дел, органов местного самоуправления по подготовке осужденных к освобождению, по предварительному решению вопросов их трудового и бытового устройства. Об этом свидетельствует то, что по запросам администраций исправительных учреждений ответы о проведенной работе приходят только на 22% запросов из органов местного самоуправления, на 52% - из органов службы занятости населения, на 33% - из органов внутренних дел.
Из-за нерешения этих вопросов лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, прибывая на место жительства, оказываются наедине со своими проблемами и велика вероятность возвращения некоторых из них в криминальную среду. В связи с изложенным необходимо разработать и утвердить нормативным правовым актом Пензенской области алгоритм межведомственного взаимодействия при предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства осужденных, готовящихся к освобождению.
В исправительных учреждениях создаются условия для получения осужденными высшего образования по дистанционной технологии. В настоящее время обучается пока 36 осужденных в исправительных учреждениях N 5 и N 8.
Из общего числа осужденных, находящихся в исправительных учреждениях области, порядка 1000 человек больны туберкулезом, из них болеют активной формой 63%, ВИЧ-инфицированных - свыше 200 человек, наркозависимых - более 500 человек, имеющих психические отклонения - порядка 1700 человек.
Некоторые пребывающие для проживания на территорию г. Пензы и области лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, не имеют определенного места жительства. Им предоставляется временное проживание в государственном учреждении "Пензенский дом ночного пребывания". Ежегодно временный приют в учреждении предоставляется 300 лицам без определенного места жительства, 50 из которых - лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы. Однако в штате данного учреждения отсутствует ставка психолога, не выделяются в должном объеме денежные средства на организацию питания лиц, которым предоставляется временный приют в Пензенском доме ночного пребывания.
Мероприятия Программы предусматривают создание социальной инфраструктуры, обеспечивающей разрешение социальных проблем лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, способствуют сокращению сроков их реабилитации и адаптации в обществе.
Постановлением Правительства Пензенской области от 20 января 2010 г. N 28-пП в раздел II настоящей Программы внесены изменения
II. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является социальное оздоровление общества посредством создания системы социальной реабилитации и адаптации в обществе лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, профилактика заболеваний социального характера, снижение уровня рецидивной преступности, подготовка осужденных к освобождению.
В результате реализации программных мероприятий:
- сократится уровень рецидивной преступности до 21,1%;
- будут созданы необходимые условия для обеспечения трудовой занятости 50% лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и обратившихся в службы занятости населения и учреждения социального обслуживания;
- повысится уровень профессионального обучения лиц, отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы;
- совершенствуется механизм своевременного выявления и оказания необходимой медицинской помощи, увеличивается на 10% объем предоставления специализированной медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, больным онкологическими заболеваниями, туберкулезом, иными социально опасными заболеваниями.
III. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2010-2013 годы.
IV. Финансирование Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области.
Программой предусмотрено осуществление мероприятий:
- по совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы (финансирование не требуется);
- по информационному, научно-методическому и организационному обеспечению лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы (финансирование не требуется).
Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 8893,1 тыс. руб., в том числе:
2010 год - 2089,8 тыс. руб.;
2011 год - 2123,35 тыс. руб.;
2012 год - 2259,275 тыс. руб.;
2013 год - 2420,675 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы рассчитаны в ценах соответствующих лет.
Постановлением Правительства Пензенской области от 20 января 2010 г. N 28-пП в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы подготавливает в установленном порядке предложения по реализации или внесению изменений (дополнений) в мероприятия Программы и их финансирование с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей.
Исполнители Программы направляют заказчику Программы отчеты о ходе выполнения программных мероприятий, эффективности использования финансовых средств.
Постановлением Правительства Пензенской области от 20 января 2010 г. N 28-пП в раздел VI настоящей Программы внесены изменения
VI. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы
Программа носит социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут способствовать снижению уровня рецидивной преступности, защите и соблюдению гражданских прав и интересов лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Реализация программных мероприятий позволит:
- сократить уровень рецидивной преступности до 21,1%;
- создать необходимые условия для обеспечения трудовой занятости 50% лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, обратившихся в учреждения службы занятости населения и учреждения социального обслуживания;
- повысить уровень профессионального обучения лиц, отбывающих и отбывших наказание в виде лишения свободы;
- активизировать работу по оформлению паспортов, учету и регистрации по месту пребывания и проживания лиц данной категории;
- совершенствовать механизм своевременного выявления и оказания необходимой медицинской помощи, увеличить на 10% объем предоставления специализированной медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, больным онкологическими заболеваниями, туберкулезом, иными социально опасными заболеваниями.
Социально-экономическая эффективность Программы оценивается достижением запланированных результатов, что будет свидетельствовать о решении поставленных Программой задач и проводимых программных мероприятий.
Индикативные показатели выполнения Программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
VII. Система контроля за реализацией Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Пензенской области, контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется Министерством финансов Пензенской области, Управлением экономики, инновационной и научно-технической политики Пензенской области.
В ходе реализации Программы исполнители программных мероприятий:
1) разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для контроля за реализацией мероприятий Программы;
2) разрабатывают предложения о распределении средств бюджета Пензенской области, предусмотренных на реализацию Программы;
3) несут ответственность за своевременное и качественное выполнение намеченных мероприятий Программы, обеспечивают эффективное и целевое использование финансовых средств;
4) осуществляют в соответствии с действующим законодательством проверку целевого использования средств бюджета Пензенской области, выделенных на реализацию Программы;
5) ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Правительство Пензенской области, Управление экономики, инновационной и научно-технической политики Пензенской области и Министерство финансов Пензенской области информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
Постановлением Правительства Пензенской области от 20 января 2010 г. N 28-пП раздел VIII настоящей Программы внесены изменения
VIII. Основные мероприятия реализации Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 16 октября 2009 г. N 798-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы" на 2010-2013 годы"
Программа, утвержденная настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2010 г. и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 77 от 28 октября 2009 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 31 декабря 2010 г. N 894-пП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2011 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 3 ноября 2010 г. N 696-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 20 января 2010 г. N 28-пП