24 ноября 2008 г., 20 января, 9 апреля, 15 мая, 9 июня, 12 августа 2009 г.
В целях реализации статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и во исполнение Постановления Правительства Пензенской области от 28.02.2008 N 135-пП "Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Пензенской области, их формирования и реализации, подготовки материалов по федеральным целевым программам, в реализации которых участвует Правительство Пензенской области, а также проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Комплексные меры по реализации демографической политики на территории Пензенской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа).
Постановлением Правительства Пензенской области от 15 мая 2009 г. N 388-пП в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области (А.В. Никишин) обеспечить координацию работы заинтересованных ведомств и организаций по выполнению мероприятий Программы.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Постановление вступает в силу с 01 января 2009 года и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области Е.А. Столярову.
И.о. Губернатора Пензенской области |
А.И. Черницов |
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 5 ноября 2008 г. N 744-пП
Долгосрочная целевая программа
"Комплексные меры по реализации демографической политики на территории Пензенской области на 2009-2011 годы"
24 ноября 2008 г., 20 января, 9 апреля, 15 мая, 9 июня, 12 августа 2009 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 12 августа 2009 г. N 650-пП в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт долгосрочной целевой программы
"Комплексные меры по реализации демографической политики на территории Пензенской области на 2009-2011 годы"
Наименование Программы - долгосрочная целевая программа "Комплексные
меры по реализации демографической политики
на территории Пензенской области на
2009-2011 годы" (далее - Программа)
Дата принятия решения о - распоряжение Правительства Пензенской
разработке Программы, области от 09 октября 2008 года N 305-рП "О
дата ее одобрения разработке долгосрочных целевых программ" (с
(наименование и номер последующими изменениями)
соответствующего
правового акта)
Государственный - Министерство здравоохранения и социального
заказчик развития Пензенской области
Основные разработчики - Министерство здравоохранения и социального
Программы развития Пензенской области, Министерство
образования Пензенской области
Цели и задачи Цель программы:
Программы, важнейшие поддержание демографической динамики,
целевые показатели соответствующей по своим параметрам
(численность и состав экономически активного
населения) потребностям устойчивого
экономического развития региона при
неукоснительном сохранении преимуществ в
жизнеобеспечении населения за счет
реализации комплекса мероприятий,
предусмотренных настоящей Программой
Задачи Программы:
- в области рождаемости и укрепления семьи:
повышение уровня рождаемости; укрепление
института семьи;
- в области здоровья и продолжительности
жизни: увеличение продолжительности жизни
населения за счет сокращения в первую
очередь преждевременной смертности молодежи
и трудоспособного населения от
предотвратимых причин;
- увеличение продолжительности здоровой
(активной) жизни путем профилактики
заболеваний и условий, определяющих высокую
смертность населения, и профессиональных
заболеваний;
- продолжение снижения младенческой и
материнской смертности;
- улучшение качества жизни путем создания
условий для укрепления здоровья и ведения
здорового образа жизни;
- укрепление здоровья детей;
Сроки и этапы - 2009-2011 годы
реализации Программы
(подпрограмм)
Перечень подпрограмм и Направление 1. В области рождаемости и
основных мероприятий укрепления семьи:
- содействие устройству на воспитание в
семьи детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- укрепление института семьи.
Направление 2. В области здоровья и
продолжительности жизни:
- снижение младенческой смертности и охрана
репродуктивного здоровья;
- снижение заболеваемости и смертности
населения от онкологии;
- снижение заболеваемости и смертности
населения от заболеваний системы
кровообращения;
- снижение заболеваемости и смертности от
профессиональных заболеваний и несчастных
случаев на производстве;
- сохранение здоровья детей и подростков;
- снижение смертности от предотвратимых
причин;
- осуществление просвещения населения,
совершенствование медико-психологической
работы с родителями, детьми, подростками,
предупреждение алкоголизма, наркомании,
табакокурения, нежелательной беременности,
формирование у подрастающего поколения
установки на здоровый образ жизни.
Нумерация направлений соответствует изменениям, внесенным постановлением Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 831-пП
Направление 4.
Методическое обеспечение и информационная
поддержка программных мероприятий.
Исполнители подпрограмм - Министерство здравоохранения и социального
и основных мероприятий развития Пензенской области, Министерство
образования Пензенской области, их
подведомственные учреждения и Управление
ЗАГС Пензенской области
Объемы и источники - Программа реализуется за счет субсидий
финансирования из федерального бюджета и средств бюджета
Пензенской области. Объем финансирования
Программы составляет 763432,43 тыс. рублей,
в том числе:
2009 год - 654714,43 тыс. рублей, в том
числе:
- субсидии из федерального бюджета -
454031,63 тыс. рублей;
- средства бюджета Пензенской области -
200682,8 тыс. рублей;
2010 год - 67836,1 тыс. рублей;
2011 год - 40881,9 тыс. рублей.
Ожидаемые конечные - Повышение статуса семьи, укрепление
результаты реализации моральных устоев семьи;
Программы - повышение рождаемости;
- снижение смертности, прежде всего
сверхсмертности в трудоспособном возрасте,
от неестественных причин;
- рост количества браков, уменьшение числа
разводов;
- снижение числа внебрачных и отказных
детей, беспризорных детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
- увеличение количества молодых
благополучных семей с детьми;
- снижение числа малообеспеченных семей,
укрепление экономической самостоятельности
семьи;
- снижение количества семей, находящихся в
социально опасном положении;
- повышение ответственности родителей за
воспитание детей;
- создание условий для формирования
здорового образа жизни.
Система организации Контроль за реализацией мероприятий
контроля за исполнением Программы осуществляет Правительство
Программы Пензенской области совместно с другими
исполнительными органами государственной
власти Пензенской области, ответственными за
реализацию мероприятий Программы.
Постановлением Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 831-пП в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Демографическая ситуация, сложившаяся в Пензенской области, близка к среднестатистической по стране.
Сохраняется естественная убыль населения, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры.
Характер рождаемости в области определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием по времени рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Современные параметры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем по Пензенской области в 2006 году на одну женщину детородного возраста приходилось 1,16 рождения (по России - 1,30) при 2,15 необходимых для простого воспроизводства населения.
Ухудшение духовно-нравственных устоев в обществе - одна из главных проблем семейно-демографической политики. Не удается в полной мере сформировать у населения позитивного отношения к семье. И хотя число зарегистрированных браков в 2006 году увеличилось на 757 (на 7,7%), число разводов также выросло на 711 (на 13,6%). На каждые 100 браков пришлось 56 разводов. Общий коэффициент разводимости составил 4,2. Наибольший коэффициент разводов сложился в городах Сердобске (5,9), Заречном (5,3), Пензе (5,1), Каменке (4,9), а также в Пензенском (5,1) и Башмаковском (4,5) районах. Из 5942 расторгнутых браков 56,7% составляли семьи с детьми, в них 4030 детей остались с одним из родителей. Проблемным остается такое явление, как семья с незарегистрированным браком. В 2006 году 2179 детей зарегистрировано у женщин, не состоявших в браке, от 82 детей отказались родители.
Естественная убыль городского населения наблюдается с 1992 года, среди сельского - с 1979 года. За период с 2000 по 2006 годы население Пензенской области сократилось на 88,1 тысячи человек, или на 5,9% (в Приволжском федеральном округе - на 3,8%). Высокий показатель естественной убыли населения в 2006 году зарегистрирован в Бековском (17,1), Лунинском (16,1), Камешкирском (15,9), Шемышейском (15,2), Пачелмском (15,0), Наровчатском (14,8) районах. Пензенская область так же, как и Россия в целом, переживает репродуктивный кризис: во всех районах области смертность населения превысила рождаемость, в 2007 году число умерших по области превысило число родившихся в 2,0 раза.
Среди причин смерти самый высокий показатель составляют болезни системы кровообращения (64,4% от всех умерших). Основными причинами смерти населения трудоспособного возраста являются несчастные случаи, отравления, травмы, от них в 2006 году в области погибло 2183 человека (35,1% от всех умерших в этой возрастной группе).
Остаются проблемы занятости населения, неудовлетворительного состояния здоровья женщин и детей, асоциального поведения среди детей и подростков и ухудшения репродуктивного здоровья, обеспечения детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольным образованием (охват детей составляет 58,7%). Около 2000 молодых семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Острой проблемой остается распространение социально обусловленных заболеваний - туберкулеза, вирусных гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, алкоголизма. Существенное влияние на демографическую ситуацию оказывают дифференциация населения по уровню доходов и низкий уровень жизни значительной части населения.
Согласно долгосрочному демографическому прогнозу Федеральной службы государственной статистики, даже если ситуация в Пензенской области в ближайшие годы будет развиваться по "оптимистическому" сценарию социально-экономического развития региона, произойдет повышение уровня жизни людей, будет грамотно проведена социально-демографическая политика, то замещение поколений будет происходить только на 70-75%. Прогнозная численность населения Пензенской области к началу 2026 года составит 1203,4 тыс. человек (снизится на 13,8% от уровня 2007 года), произойдут изменения половозрастной структуры населения: увеличится диспропорция полов (к началу 2026 года число лиц женского пола превысит число лиц мужского пола на 24,5%, на 01.01.2007 - на 20,1%), уменьшится доля детей, а доля пожилых людей наоборот возрастет (к началу 2026 года доля людей старше трудоспособного возраста превысит долю молодежи трудоспособного возраста в 2,0 раза (на 01.01.2007 данное соотношение составило 1,7 раза).
Постановлением Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 831-пП в раздел II настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
II. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является поддержание демографической динамики, соответствующей по своим параметрам (численность и состав экономически активного населения) потребностям устойчивого экономического развития региона, в первую очередь отраслей промышленности, а также агропромышленного комплекса и социальной сферы, при неукоснительном сохранении преимуществ в жизнеобеспечении населения за счет реализации комплекса мероприятий правового, экономического и организационного порядка. Приоритетными направлениями демографической политики являются: повышение рождаемости, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие задачи:
- в области рождаемости и укрепления семьи:
улучшение системы родовспоможения и медицинской помощи женщинам во время беременности и родов;
укрепление института семьи;
обеспечение адресной социальной защиты и материальной помощи семьям различных типов (молодых, многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных) на базе мониторинга условий жизни семей;
содействие доступности рынка жилья и внедрение практики льготного кредитования жилья для семей с детьми;
- в области здоровья и продолжительности жизни:
увеличение продолжительности жизни населения за счет сокращения в первую очередь преждевременной смертности молодежи и трудоспособного населения от предотвратимых причин;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем профилактики заболеваний и условий, определяющих высокую смертность населения, и профессиональных заболеваний;
продолжение снижения младенческой и материнской смертности;
улучшение качества жизни путем создания условий для укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни;
укрепление здоровья детей.
III. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.
Постановлением Правительства Пензенской области от 12 августа 2009 г. N 650-пП раздел IV настоящей Программы изложен в новой редакции
IV. Финансирование Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Пензенской области. Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 763432,43 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 654714,43 тыс. руб. в том числе:
- субсидии из федерального бюджета - 454031,63 тыс. руб.;
- средства бюджета Пензенской области - 200682,8 тыс. руб.;
2010 год -67836,1 тыс. руб.;
2011 год - 40881,9 тыс. руб.
V. Механизм реализации и управления Программой
Постановлением Правительства Пензенской области от 9 июня 2009 г. N 470-пП пункт 1 раздела V настоящей Программы изложен в новой редакции
1. Исполнителями мероприятий Программы являются Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования Пензенской области, их подведомственные учреждения и Управление ЗАГС Пензенской области.
2. Исполнители:
1) проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
2) подготавливают ежегодно информацию о ходе реализации Программы;
3) разрабатывают перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы.
Постановлением Правительства Пензенской области от 15 мая 2009 г. N 388-пП в раздел VI настоящей Программы внесены изменения
VI. Ожидаемая эффективность и результаты реализации Программы
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы индикаторов, включающих в себя следующие показатели стабильности демографической ситуации:
Индикативные показатели реализации мероприятий Программы
N п/п |
Наименование раздела программы / наименование индикативного показателя |
Годы реализации программы / значение индикативного показателя |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.1. Снижение младенческой смертности и охрана репродуктивного здоровья | ||||
1. |
Снижение младенческой смертности, на 1000 род. живыми |
10,2 |
10,1 |
10,0 |
2. |
Снижение доли врожденных аномалий в структуре причин младенческой смертности, % |
28 |
26 |
24 |
2.2.1. Снижение смертности от онкологии | ||||
1. |
Рост числа женщин, прошедших скрининговое маммографическое обследование, чел. |
18000 |
19000 |
20000 |
2. |
Увеличение числа мужчин, прошедших скрининговое обследование на определение уровня простатспецифического антигена, чел. |
18000 |
19000 |
20000 |
3. |
Снижение доли больных, умерших от злокачественных новообразований в течение года после установления диагноза, в общем числе больных, впервые взятых на учет, % |
31 |
29 |
28 |
4. |
Снижение доли больных, выявленных в запущенной стадии заболевания, % |
24 |
22 |
20 |
5. |
увеличение доли больных с визуальными локализациями опухоли, выявленных# на I-II стадиях заболевания |
73 |
75 |
80 |
2.2.2. Снижение заболеваемости и смертности от заболеваний системы кровообращения | ||||
1. |
Снижение смертности населения от болезней системы кровообращения, на 100 тыс. |
1035,1 |
1035,1 |
1035,1 |
2. |
Увеличение числа пациентов 3-й и выше групп риска развития заболеваний системы кровообращения, прошедших дополнительные функциональные обследования (нагрузочные тесты, лекарственные пробы) для выявления ишемической болезни сердца, % |
75 |
80 |
85 |
2.2.3. Сохранение здоровья детей и подростков | ||||
1. |
Достижение соответствия объемов и сроков проведения целевой диспансеризации детей и подростков утвержденным стандартам, % |
100 |
100 |
100 |
2.2.4. Снижение смертности от предотвратимых причин | ||||
1. |
Снижение смертности населения от транспортных травм, на 100 тыс. населения |
31,5 |
31,5 |
31,0 |
Кроме того, Программой предусмотрены мероприятия, эффективность от реализации которых можно будет оценить лишь по итогам реализации всей Программы в целом:
1) повышение статуса семьи, укрепление морально-нравственных устоев семьи;
2) снижение числа внебрачных и отказных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) снижение количества семей, находящихся в социально опасном положении;
4) повышение ответственности родителей за воспитание детей;
5) создание условий для формирования здорового образа жизни;
6) создание системы перспективных рабочих мест для обеспечения баланса спроса-предложения;
7) уменьшение оттока молодежи с территории Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 20 января 2009 г. N 27-пП раздел VII настоящей Программы изложен в новой редакции
VII. Система контроля за реализацией Программы
В ходе реализации Программы исполнители программных мероприятий:
1) разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для контроля за реализацией мероприятий Программы;
2) разрабатывают предложения о распределении средств бюджета Пензенской области, предусмотренных на реализацию Программы;
3) несут ответственность за своевременное и качественное выполнение намеченных мероприятий Программы, обеспечивают эффективное и целевое использование финансовых средств;
4) осуществляют в соответствии с действующим законодательством проверку целевого использования средств бюджета Пензенской области, выделенных на реализацию Программы;
5) ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Правительство Пензенской области информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
Постановлением Правительства Пензенской области от 12 августа 2009 г. N 650-пП раздел VIII настоящей Программы изложен в новой редакции
VIII. Основные мероприятия реализации Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 5 ноября 2008 г. N 744-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексные меры по реализации демографической политики на территории Пензенской области на 2009-2013 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г. и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 57 от 21 ноября 2008 г.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29 декабря 2012 г. N 983-пП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 12 декабря 2012 г. N 895-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 21 ноября 2012 г. N 839-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 ноября 2012 г. N 799-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 17 октября 2012 г. N 730-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 7 сентября 2012 г. N 649-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 августа 2012 г. N 578-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 11 июля 2012 г. N 507-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 7 июня 2012 г. N 427-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 21 марта 2012 г. N 190-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 февраля 2012 г. N 77-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 22 декабря 2011 г. N 970-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 11 ноября 2011 г. N 788-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 20 октября 2011 г. N 738-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 24 августа 2011 г. N 572-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 23 марта 2011 г. N 164-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 5 марта 2011 г. N 132-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 24 декабря 2010 г. N 857-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 3 ноября 2010 г. N 695-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 1 октября 2010 г. N 599-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 30 июля 2010 г. N 435-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 15 июня 2010 г. N 347-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 25 декабря 2009 г. N 1025-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 10 декабря 2009 г. N 971-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 12 августа 2009 г.
N 650-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 июня 2009 г. N 470-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 15 мая 2009 г. N 388-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 9 апреля 2009 г. N 272-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 20 января 2009 г. N 27-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. N 831-пП
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г. и действуют в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период