Распоряжение Правительства Пензенской области
от 28 августа 2012 г. N 442-рП
"Об утверждении Концепции развития системы образования Пензенской области на 2012-2021 годы"
23 декабря 2013 г.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2013 г. N 678-рП преамбула настоящего распоряжения изложена в новой редакции
В целях реализации основных задач Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями), руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями), законами Пензенской области от 04.07.2013 N 2413-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (с последующими изменениями) и от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы образования Пензенской области на 2012-2021 годы.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
Распоряжением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2013 г. N 678-рП пункт 3 настоящего распоряжения изложен в новой редакции
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Председателя Правительства Пензенской области.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 28 августа 2012 г. 442-рП
Концепция развития системы образования Пензенской области
на 2012-2021 годы
23 декабря 2013 г.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2013 г. N 678-рП в раздел 1 настоящей Концепции внесены изменения
1. Общие положения
Концепция развития системы образования Пензенской области (далее - Концепция) определяет цель, задачи, механизмы и основные меры по обеспечению дальнейшего управляемого перевода региональной системы образования в новое состояние, отвечающее потребностям развивающейся личности, общества и государства.
Необходимость принятия Концепции продиктована значимостью выполнения в области действующих на сегодняшний день в сфере образования нормативных правовых актов, характером имеющихся проблем в сфере образования, важностью дальнейшего развития региональной системы образования.
Концепция исходит из целевых ориентиров, заданных в нормативных правовых актах Российской Федерации и Пензенской области, регулирующих вопросы образовательной политики:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (с последующими изменениями);
- Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351;
- Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 165-р;
- Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО (с последующими изменениями);
- Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р.
Концепция определяет приоритеты и меры реализации генеральной стратегической линии развития образования Пензенской области на ближайшие 10 лет.
В качестве приоритета на 2012-2021 годы настоящая Концепция определяет модернизацию, поддержку и развитие региональных систем дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
Применяемые в Концепции термины используются в следующих значениях:
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Диверсификация образовательных услуг - разнообразие и вариативность образовательных программ или отдельных услуг для выбора в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями и возможностями обучающихся.
Здоровьесберегающая среда - образовательная среда, ориентированная на физкультуру и спорт, свободная от вредных привычек.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инновационная деятельность - процесс, включающий проведение анализа и формирование прогноза направлений инновационного развития образования с учетом реальных условий; развитие инфраструктуры инновационной системы; оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по проведению инноваций.
Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технологические парки, парки информационных технологий, особые экономические зоны, фонды венчурных инвестиций, центры коллективного пользования и другие специализированные организации).
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Кластер - группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга научно-исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации образовательных услуг.
Компетентностный подход - один из основных методологических подходов в современном образовании, позволяющий рассматривать конечные результаты образования и как сумму знаний, умений и навыков, и как совокупность сформированных ключевых (предметных и надпредметных) компетентностей, характеризующих готовность личности к активному взаимодействию в социуме на основе самостоятельных ответственных решений и компетентного, ценностно-ориентированного поведения.
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Концепция - система взглядов, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, процесса, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений, ведущий замысел, конструктивный принцип, задающий целостное видение и структуру деятельности.
Непрерывное образование - поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста с целью развития способности человека адаптироваться к преобразованиям в экономике, профессиональной жизни, культуре и обществе.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Предприимчивость - образ мышления и действий, готовность и стремление проявлять инициативу, брать ответственность за принятие решений и решать возникающие проблемы.
Предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.
Проектная деятельность обучающихся - учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, продуктом которой может быть решение какой-либо проблемы, представленная в виде ее подробного описания (проекта).
Стажировочная площадка - это структура, созданная с целью реализации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования, включающая в себя базовые (опорные) образовательные организации.
Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.
Электронные образовательные ресурсы - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2013 г. N 678-рП в раздел 2 настоящей Концепции внесены изменения
2. Обоснование целесообразности принятия Концепции
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Настоящая Концепция разработана с учетом оценки потенциала социально-экономического развития Пензенской области, анализа состояния развития региональной системы образования и перспективных направлений его развития, определенных в программных документах федерального и областного уровня.
В Пензенской области, располагающей ограниченным ресурсно-сырьевым потенциалом, главным стратегическим ресурсом устойчивого развития становится интеллектуальный потенциал. В течение первого десятилетия XXI века в системе образования Пензенской области начались активные инновационные изменения, связанные с внедрением новых подходов к финансированию образовательных услуг, с привлечением к их предоставлению негосударственного сектора, с реструктуризацией бюджетной сети образовательных организаций, с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
По сравнению с периодом конца XX века изменились социально-экономические условия, в которых развиваются образовательные организации Пензенской области. Преодолены характерные для системы образования к началу 2000-х годов факторы, дестабилизирующие функционирование и развитие областной системы образования: социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит средств, вызванный кризисным состоянием экономики, неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы и неисполнение норм законодательства. Однако к началу второго десятилетия XXI века сохраняется действие ряда факторов, негативно воздействующих на развитие системы образования:
- демографический спад, характеризующийся естественным сокращением численности населения;
- продолжающаяся тенденция стягивания населения в так называемый расселенческий каркас (городские округа, населенные пункты) и депопуляции отдельных сельских населенных пунктов, сопровождающаяся оптимизацией сложившейся системы социальной инфраструктуры (организации образования, поликлиники, больницы, библиотеки и др.);
- тенденция "старения" педагогических кадров, отток квалифицированных педагогических кадров в другие регионы;
- бюджетные ограничения, связанные с дотационным характером бюджета Пензенской области.
В настоящее время внешний запрос к региональной системе образования предполагает следующее:
- обеспечение доступности и качества образовательных услуг для детей и молодёжи вне зависимости от места жительства и состояния здоровья;
разнообразие и вариативность образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями и возможностями обучающихся;
- обеспечение современных условий обучения;
- ориентацию системы образования на формирование у обучающихся знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, востребованных на региональном рынке труда;
- развитие различных организационно-правовых форм образовательных организаций, расширение частно-государственного партнёрства;
- подготовка обучающихся к выстраиванию индивидуальной образовательной траектории, предполагающей непрерывное образование и самообразование на протяжении всей жизни;
- создание образовательной среды, обеспечивающей гармоничное разностороннее развитие и воспитание обучающихся;
- включение всех участников образовательного процесса, различных общественных институтов в контроль и оценку качества образования.
Всё это ставит перед региональной системой образования новые задачи, которые нашли свое отражение в данном документе.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2013 г. N 678-рП в раздел 3 настоящей Концепции внесены изменения
3. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции развития образования Пензенской области на 2012-2021 годы состоит в обеспечении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, современным потребностям общества и каждого гражданина Пензенской области.
Для достижения указанной цели Концепция предполагает решение следующих приоритетных задач:
Первая - обеспечение доступности качественного образования всем гражданам.
Вторая - обеспечение инновационного характера реализуемых образовательных программ в соответствии с требованиями экономики.
Третья - создание современной системы непрерывного образования, дополнительного профессионального образования кадров.
Четвертая - усиление воспитательного потенциала образовательной организации, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
Пятая - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Шестая - развитие организационно-правовых механизмов управления образованием и усиление государственной и общественной поддержки системы образования.
Седьмая - обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2013 г. N 678-рП в раздел 4 настоящей Концепции внесены изменения
4. Основные направления развития образования
В соответствии с заявленными приоритетами образовательной политики определены следующие перспективные направления развития региональной системы образования на период 2012-2021 гг.:
Первое - обеспечение доступности качественного образования всем гражданам, включая:
- реструктуризацию и развитие сети дошкольных образовательных организаций, создание конкурентной среды в сфере дошкольного образования за счет изменения организационно-правовых форм дошкольных образовательных организаций и развития массового сектора автономных некоммерческих организаций;
- стимулирование развития частных дошкольных образовательных организаций;
- оптимизацию сети общеобразовательных организаций, позволяющую предоставлять качественные образовательные услуги;
- оптимизацию сети профессиональных образовательных организаций, предусматривающую реализацию двухуровневых программ, перехода на модульно-накопительную систему с целью предоставления обучающимся возможности самостоятельно определять свою образовательную траекторию;
- расширение возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных общеобразовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями;
- использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР), включая создание технических и технологических условий, позволяющих педагогам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые ЭОР и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного;
- активное применение Электронной системы образования (далее - ЭСО), охватывающей все аспекты образовательного процесса, обеспечивающей эффективность и качество образования, предоставляющей равные возможности населению в получении качественного образования вне зависимости от территориальной принадлежности;
- организацию деятельности заочных и очно-заочных школ для старших школьников, развитие очно-заочных форм получения дополнительного образования; создание региональных моделей дистанционного обучения;
- организацию работы профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций, привлечение педагогов к участию в их деятельности и регулярному получению в них профессиональной помощи и поддержки;
- совершенствование системы удаленного доступа образовательных организаций к ЭОР, укрепление информационной обеспеченности образовательного процесса;
- создание в каждой образовательной организации адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие инклюзивного образования;
- создание системы выявления и поддержки, общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей и молодежи;
- устойчивое развитие инфраструктуры системы дополнительного образования, ориентированной на потребности региональной экономики и на формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности;
- совершенствование деятельности региональных отраслевых ресурсных центров профессионального образования;
- создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.
Второе - обеспечение инновационного характера реализуемых образовательных программ в соответствии с требованиями экономики, включая:
- обновление содержания и технологий образования, соблюдающих баланс фундаментальности и компетентностного подхода в рамках перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
- функционирование системы мониторинга и прогнозирования текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации;
- создание инновационной инфраструктуры в сфере образования, формирование условий для ее активного развития, для расширения проектной деятельности образовательных организаций, содействие в организации опытно-экспериментальных и научно-исследовательских разработок, для участия в конкурсах инновационных проектов;
- реализацию инновационных региональных проектов "Обучение через предпринимательство" и "Открытые двери в мир бизнеса", способствующих самореализации учащихся, развитию у обучающихся креативности, гибкости, умения работать в команде, приверженности делу, то есть тех способностей, в которых заинтересованы сегодняшние работодатели;
- развитие сети образовательных организаций, учитывающих все возрастные и индивидуальные особенности детей (в том числе школ-ступеней, ресурсных центров профильного образования и др.); организация профессиональной подготовки обучающихся общеобразовательных организаций на базе профессиональных образовательных организаций с выдачей соответствующего документа;
- развитие вариативности образовательных программ, предполагающих как обязательные занятия, так и занятия по выбору обучающихся; соблюдение соотношения частей образовательных программ; развитие форм внеаудиторной занятости обучающихся;
- внедрение вариативной системы образования, диверсификация содержания образования и сети образовательных организаций, включая создание негосударственных образовательных организаций, обеспечивающих повышение качества предоставляемых образовательных услуг с учетом запросов и интересов обучающихся и их родителей;
- создание стажировочных площадок, направленных на увеличение степени академической мобильности педагогов и обучающихся, формирование навыков инновационного предпринимательства;
- укрепление международных связей региональной системы образования, участие в международных образовательных проектах.
Третье - создание современной системы образования и дополнительного профессионального образования, включая:
- формирование кластера поставщиков образовательных услуг с прозрачной для рынка труда системой квалификаций;
- создание системы поддержки потребителей услуг профессионального образования;
- создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги профессионального образования;
- собственную образовательную деятельность граждан в богатой культурно-образовательной среде, создание которой будет происходить как через традиционные музеи и библиотеки, так и посредством активного формирования образовательных интернет-ресурсов, через использование радио, телевидения и иных средств массовой информации;
- оптимизацию структуры коллективов образовательных организаций и внедрение практики сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей педагогов, направленной на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку;
- развитие дистанционных форм обучения по дополнительным профессиональным программам для специалистов системы образования;
- создание стажировочных площадок на базе образовательных организаций или муниципальной системы образования с целью распространения современных моделей доступного и качественного образования, а также моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием;
- осуществление процессов дополнительного профессионального образования педагогического и управленческого корпуса системы образования на базе стажировочных площадок;
- совершенствование моделей тьюторского сопровождения педагогических и руководящих работников системы образования;
- использование современных информационных и коммуникационных технологий в системе дополнительного профессионального образования педагогических кадров.
Четвертое - усиление воспитательного потенциала образовательной организации, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, включая:
- активизацию работы, направленной на профилактику безнадзорности и правонарушений обучающихся, оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стабилизацию семьи как социального института, укрепление взаимодействия семьи и образовательных организаций;
- активный поиск и использование лучших моделей воспитательной работы в образовательных организациях;
- организацию целостного образовательного пространства, позволяющего обеспечить образование, разностороннее развитие, нравственное, культурное и физическое воспитание; защита и содействие развитию национальных культур, региональных культурно-исторических традиций Пензенской области;
- ведущие направления воспитательной работы: патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, развитие лидерских качеств, стремление к общественно полезной деятельности, инновационным формам работы в общественном секторе, организация работы по повышению речевой культуры населения области;
- создание в образовательных организациях системы массовой физкультурно-оздоровительной работы, приобщающей обучающихся к здоровому образу жизни; внедрение новых физкультурно-оздоровительных технологий и методик адаптивной физкультуры;
- реализацию комплекса профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни населения Пензенской области;
- тесное взаимодействие образовательных организаций с семьями обучающихся, превращение образовательных организаций в центры досуга, которые будут открыты в будние и воскресные дни и станут привлекательным местом семейного отдыха;
- обновление современной инфраструктуры образовательных организаций, совершенствование системы организации питания обучающихся.
Пятое - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая:
- создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
- создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся как основы перехода к следующему уровню образования;
- осуществление регулярного мониторинга качества обучения, отслеживание качества подготовки обучающихся, определение путей совершенствования образовательного процесса с целью повышения его эффективности;
- обеспечение участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Шестое - развитие организационно-правовых механизмов управления образованием и усиление государственной и общественной поддержки системы образования, включая:
- участие общественности в управлении и контроле качества образования на уровне организаций, а также на муниципальном и региональном уровнях (наблюдательные, попечительские и управляющие советы);
- усиление общественного контроля за деятельностью образовательных организаций в части качества образования, соблюдения прав и социальных гарантий участников образовательного процесса, расходования внебюджетных средств;
- обеспечение потребителей образовательных услуг и общественности регулярной информацией о деятельности образовательных организаций, включая размещение такой информации на собственных сайтах;
- развитие системы общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития образования;
- введение в органы управления профессиональных образовательных организаций представителей профессионального сообщества.
Седьмое - обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, включая:
- повышение эффективности бюджетных расходов посредством перехода на нормативно-подушевое финансирование;
- совершенствование системы оплаты труда всех категорий работников образовательных учреждений путем дальнейшего внедрения механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг потребителями;
- использование механизма государственного заказа на подготовку кадров.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2013 г. N 678-рП в раздел 5 настоящей Концепции внесены изменения
5. Ориентировочные сроки и этапы реализации идей Концепции
Реализация идей Концепции основывается на использовании программно-целевого метода.
Программно-целевой метод (метод целевых программ) основан на подчинении распределения ресурсов и намечаемых мероприятий достижению определенной цели.
Предполагается, что заложенные в Концепции идеи будут реализованы программно-целевым методом с 2012 по 2021 год посредством реализации долгосрочных целевых программ: "Развитие образования Пензенской области на 2011-2015 годы"; "Дети Пензенской области" на 2009-2013 годы"; "Формирование информационного общества в Пензенской области на период до 2013 года"; "Патриотическое воспитание граждан Пензенской области на 2011-2015 годы"; "Развитие инновационной деятельности в Пензенской области" на 2009-2013 годы"; "Комплексная модернизация системы профессионального образования на 2011-2015 годы" и др.
Развитие системы образования Пензенской области будет проходить в два этапа.
Первый - 2012-2014 годы.
В результате реализации этого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности.
Второй этап - 2015-2021 годы.
В результате будут закреплены ключевые институциональные и нормативные правовые изменения.
По завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи Концепции.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2013 г. N 678-рП в раздел 6 настоящей Концепции внесены изменения
6. Ожидаемые результаты
Реализация указанных задач и направлений ориентирована на достижение следующих целевых ориентиров развития региональной системы образования:
К 2015 году:
- развитие новых принципов финансирования образовательных организаций, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования; перевод профессиональных образовательных организаций на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);
- повышение доходов педагогических и руководящих работников на основе совершенствования новой системы оплаты труда, ориентированной на качество образования;
- осуществление поэтапного перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
- введение в учебные планы основной общеобразовательной программы общеобразовательных организаций новых элективных курсов, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся к жизни, развитие способности к самообразованию;
- вовлечение 100% обучающихся в проектную деятельность и развитие предприимчивости посредством социального взаимодействия образовательных организаций с бизнес-структурами и компаниями-менторами в рамках проектов "Обучение через предпринимательство" и "Открытые двери в мир бизнеса";
- создание и нормативное закрепление системы инклюзивного образования; расширение возможностей обучения детей и учащейся молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных организациях;
- создание в региональной электронной системе образования единой библиотеки ЭОР;
- внедрение ЭСО, обеспечивающей построение единого информационного пространства образовательных организаций Пензенской области, повышение эффективности образовательного процесса в общеобразовательных организациях;
- организация образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для обучающихся общеобразовательных организаций, независимого# от места проживания; развитие дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных образовательных программ, создание региональных моделей дистанционного обучения;
- применение модульно-накопительной системы повышения квалификации и сохранение кадрового потенциала образовательной сети Пензенской области;
- внедрение механизмов взаимодействия профессиональных образовательных организаций и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; создание на базе предприятий рабочих мест, обеспечивающих прохождение практики обучающимися;
- осуществление подготовки кадров в сфере профессионального образования по новым образовательным программам (на основе федеральных государственных образовательных стандартов) в соответствии с потребностями регионального рынка труда и запросами личности;
- создание региональной системы независимой государственно-общественной оценки качества образования;
- создание системы общественных рейтингов образовательных организаций;
- создание во всех образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
- создание регионального электронного банка образовательной статистики, обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (образовательные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, родители, обучающиеся, педагоги).
К 2021 году:
- внедрение новых организационно-правовых форм образовательных организаций, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля их деятельности;
- организация работы образовательных организаций по новым федеральным государственным образовательным стандартам;
- внедрение новых форм социального партнерства образовательных организаций и бизнес-сообщества, развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций, производственных предприятий и бизнес-структур в организации работы по ориентации детей и обучающейся молодежи на профессии, востребованные на региональном рынке труда;
- овладение обучающимися навыками предприимчивости и предпринимательства в ходе реализации региональных проектов "Обучение через предпринимательство", "Открытые двери в мир бизнеса", "Развитие промышленного туризма в образовательных организациях Пензенской области" ("ПромТур");
- дальнейшее укрепление материально-технической базы образовательных организаций, рост инвестиций в модернизацию основных фондов;
- развитие сети образовательных организаций, в которых создаются необходимые условия для получения качественного образования посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; предоставление возможности детям и обучающейся молодёжи с ограниченными возможностями здоровья обучаться в неспециализированных образовательных организациях, обеспечение их последующей социализации;
- повышение конкурентоспособности профессионального образования; создание современной системы образования, дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики;
- создание единой образовательной и коммуникативной среды на основе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством ЭСО;
- внедрение методик дистанционного обучения в образовательных организациях;
- создание действенной системы профилактики правонарушений среди подростков и молодежи;
- создание необходимых медико-психолого-педагогических условий для организации здорового образа жизни всех субъектов воспитательного пространства;
- создание региональной системы мониторинга качества образования, направленной на повышение эффективности управления образовательным процессом.
7. Механизм реализации Концепции
1. Совершенствование организационно-функциональной структуры управления образованием, ориентированной на достижение стратегических целей.
Использование программно-целевого метода управления: ориентация, направленность действующих целевых программ на устойчивое развитие образования, выраженное в терминах кластерного развития, его инновационной деятельности.
2. Информационная и методическая поддержка подготовки и принятия управленческих решений.
Всестороннее публичное обсуждение и информирование деловых кругов и общественности по следующим направлениям:
- цели, задачи и приоритетные направления концепции и механизмы их достижения;
- решения и действия, принимаемые субъектами образовательной деятельности для реализации Концепции;
- ход и результаты реализации Концепции и степень эффективности принимаемых решений.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 23 декабря 2013 г. N 678-рП в пункт 3 раздела 7 настоящей Концепции внесены изменения
3. Мониторинг целевых показателей Концепции для оценки эффективности оценки деятельности образовательных организаций в рамках системы бюджетирования, ориентированного на результат.
Мониторинг позволит анализировать влияние различных факторов на реализацию Концепции, развитие культурной и социальной ситуации в регионе.
4. Сочетание стратегического и оперативного планирования.
Сочетание стратегического и оперативного планирования представляет собой предварительное принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе, что позволит осуществить организацию и контроль за системой ключевых показателей управления качеством, анализ получаемой информации и прогнозирование результатов деятельности в системе образования, переход от жесткого планирования к гибкому реагированию на изменяющиеся условия.
5. Обеспечение возможности корректировки Концепции.
Возможность корректировки Концепции в зависимости от изменений состояния внешней и внутренней среды осуществляется посредством корректировки целевых программ Пензенской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением утверждена Концепция развития системы образования Пензенской области на 2012-2021 гг. Концепция определяет цель, задачи, механизмы перевода региональной системы образования в новое состояние. Концепция разработана с целью обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития региона, современным потребностям общества.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 28 августа 2012 г. N 442-рП "Об утверждении Концепции развития системы образования Пензенской области на 2012-2021 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 72 от 3 сентября 2012 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 14 декабря 2020 г. N 601-рП
Изменения вступают в силу с 26 декабря 2020 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 25 июня 2019 г. N 312-рП
Изменения вступают в силу с 7 июля 2019 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 23 декабря 2013 г. N 678-рП