Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 22 сентября 1997 г. N 3/10
(извлечение)
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 31-Г97-12 настоящее решение оставлено без изменения
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в составе председательствующего, с участием прокурора, при секретаре,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного Совета Чувашской Республики к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействительным п.1 постановления N 72 от 01.04.1997 г. "О Положении о Фонде обязательного медицинского страхования Чувашской Республики",
установила:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики за N 72 от 1 апреля 1997 года утверждено Положение о фонде обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (п.1).
Государственный Совет Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 этого постановления. Требования Государственного Совета ЧР мотивированы тем, что согласно действующему законодательству, в частности Закону РФ "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" и разработанного на его основе Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются Верховным Советом Республики и Правительством.
Утверждая Положение о фонде обязательного медицинского страхования Чувашской Республики Кабинет Министров превысил свои полномочия, вторгся в компетенцию законодательного органа власти.
На заседании судебной коллегии представитель Государственного Совета Чувашской Республики Кудашкина Т.Р. заявление Госсовета Чувашской Республики поддержала по изложенным основаниям и пояснила, что с принятием Закона РФ "О медицинском страховании граждан РФ" от 28.06.1991 года граждане России перешли к обязательному медицинскому страхованию. Для реализации государственной программы в области медицинского страхования Законом предусмотрены создание Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования и разработаны Положения о Федеральном фонде и территориальном фонде такого страхования. Предложено субъектам Российской Федерации создать территориальные фонды. В Чувашской Республике такой фонд был создан постановлением Президиума Верховного Совета Республики 24.06.1993 г., им же утверждено Положение. После реформы законодательного органа власти Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики стал самостоятельно утверждать Положение о фонде обязательного медицинского страхования, вносить в него изменения и дополнения. Так, постановлением за N 118 от 21.06.1994 г. Кабинетом Министров утверждено Положение о фонде обязательного медицинского страхования. 27.05.1996 г. постановлением N 167 внесены в него изменения и дополнения, 01.04.1997 г. Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением за N 72 вновь самостоятельно утвердил Положение о фонде обязательного медицинского страхования Чувашской Республики.
Поскольку, по мнению представителя Государственного Совета Чувашской Республики, эти действия Кабинета Министров Чувашской Республики противоречат нормам Закона, регулирующего медицинское страхование, Кабинет Министров самостоятельно отказывается отменить постановление N 72 от 1 апреля 1997 года, и не представляет на утверждение Государственного Совета Чувашской Республики Положение о фонде обязательного медицинского страхования Республики. Госсоветом Чувашской Республики ставится вопрос о признании этого пункта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики за N 72 от 1 апреля 1997 г. недействительным.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики Князев С.П., Падюкова Л.В., Максимов Ю.Г. и Иванов С.Л. требования Государственного Совета Чувашской Республики не признали, указывая, что оснований для признания недействительным п.1 постановления об утверждении Положения о фонде обязательного медицинского страхования не имеется, т.к. Кабинет Министров Чувашской Республики утвердил Положение в рамках своих полномочий.
По мнению представителей ответной стороны деятельность фонда обязательного медицинского страхования регулировалась Законом РФ "О медицинском страховании граждан РФ", принятом еще в 1991 году, а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Верховным Советом РФ 24 февраля 1993 года. Приведенные нормативные акты не соответствуют основному принципу правового государства - принципу разделения властей, и фонд обязательного медицинского страхования создавался и управлялся совместно с органами представительной и исполнительной власти.
После принятия Конституции РФ в декабре 1993 г., которой провозглашен принцип разделения властей, Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. законы, противоречащие Конституции РФ признаны недействующими и не подлежащими применению, в том числе и ч.3 ст.12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" и участие представительных органов власти в создании и управлении Федерального фонда обязательного медицинского страхования исключено. Хотя и Закон РФ в части регулирования отношений территориального фонда обязательного медицинского страхования, и Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования не приведены в соответствии с Конституцией РФ, но они в части создания и управления противоречат Конституции РФ, в связи с чем не могут применяться ввиду прямого действия и верховенства Конституции РФ на всей территории Российской Федерации, в том числе и на территории Чувашской Республики (п.2 ст.4 Конституции РФ). А потому, по их мнению, требования Госсовета Чувашской Республики удовлетворению не подлежат.
Проанализировав доводы участников процесса и исследовав представленные доказательства, судебная коллегия не находит требования Государственного Совета Чувашской Республики обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В Законе РФ "О медицинском страховании" граждан в Российской Федерации, которым непосредственно регулируются вопросы медицинского страхования, предусмотрено создание Федерального и территориального фондов медицинского страхования. Пункт 4 ст.12 указанного Закона обязывает создание территориального фонда обязательного медицинского страхования Верховным Советом республики в составе Российской Федерации и правительством республик в составе Российской Федерации. Это положение Закона не отменено, не изменено и действует по настоящее время.
Кроме того, в порядке реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Верховным Советом Российской Федерации постановлением за N 4543-1 от 24 февраля 1993 г. "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г." утверждено Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, пунктом первым этого положения предусмотрено создание территориального фонда обязательного медицинского страхования представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации. Это требование Положения действует в настоящее время.
Согласно ст.72 Конституции РФ законы субъектов Российской Федерации, уставы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
При таких обстоятельствах довод Государственного Совета ЧР о том, что пункт 1 постановления Кабинета Министров принят с нарушением действующего законодательства, заслуживает внимания и является обоснованным.
Несостоятельна ссылка представителя Кабинета Министров Чувашской Республики на Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. за N 2888, которым признаны недействующими и не подлежащими применению, как противоречащие Конституции Российской Федерации часть 3 ст.12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан РФ", так как из текста Указа усматривается, что недействующим признано лишь положение, касающееся создания Федерального фонда медицинского страхования, а потому эти указания не могут быть распространены на режим создания территориального фонда обязательного медицинского страхования.
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого Указа следует читать "N 2288"
Не могут быть признаны обоснованными доводы представителя Кабинета Министров ЧР о том, что положение п.4 ст.12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" противоречит требованиям действующей Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.12 Закона финансовые средства обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, а также других фондов. Отнесение к компетенции представительного органа установление порядка образования внебюджетных фондов соответствует Закону РФ от 15 апреля 1993 года "Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" (ст.22) и соответствует Конституции, т.к. управление федеральной собственностью осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.71).
Доводы представителя ответной стороны о том, что данный спор не может быть рассмотрен в производстве Верховного суда Чувашской Республики, т.к. он относится к исключительной подведомственности Верховного Суда Российской Федерации, судебная коллегия признала ошибочными, так как в силу требований п.6 ст.116 ГПК РСФСР Верховному Суду Российской Федерации подсудны споры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных Президентом РФ в соответствии со ст.85 Конституции РФ. В данном случае спор носит иной характер.
Таким образом, поскольку пункт первый постановления Кабинета Министров Чувашской Республики за N 72 от 1 апреля 1997 года в части порядка создания территориального фонда обязательного медицинского страхования противоречит действующему законодательству, он подлежит признанию недействительным.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Пункт первый постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 72 от 1 апреля 1997 г. "О Положении о фонде обязательного медицинского страхования Чувашской Республики" признать недействительным.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Чувашской Республики в десятидневный срок.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 22 сентября 1997 г. N 3/10 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании