Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 20 октября 1994 г. N 213
"О концепции разгосударствления и приватизации республиканских и муниципальных предприятий в Чувашской Республике"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. N 46 настоящее постановление признано утратившим силу
Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Одобрить Концепцию разгосударствления и приватизации республиканских и муниципальных предприятий в Чувашской Республике.
2. Государственному комитету Чувашской Республики по управлению государственным имуществом подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Чувашскую республиканскую программу разгосударствления и приватизации государственных, республиканских и муниципальных предприятий на 1994 год в соответствии с утвержденной Концепцией и внести на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики до 1 ноября 1994 года.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики |
Э.Аблякимов |
Концепция
разгосударствления и приватизации государственных,
республиканских и муниципальных предприятий
в Чувашской Республике
1. Введение
Настоящая Концепция разработана на основе преемственности Программ приватизации 1992 - 1994 годов, в соответствии с Законом Чувашской Республики "О разгосударствлении и приватизации предприятий республиканской и муниципальной собственности в Чувашской Республике", Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. N 1535 "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.", с учетом опыта и результатов приватизации в республике и других регионах России.
В Концепции сформулированы приоритеты и цели, принципиальные подходы к осуществлению разгосударствления и послечековой приватизации, повышению управляемости долями (паями, акциями), находящимися в федеральной, республиканской и муниципальной собственности.
Углубление социально-экономических реформ с учетом завершения использования приватизационных чеков и происшедших перемен в экономической сфере требует дальнейшего развития процессов приватизации, корректировки механизма разгосударствления и приватизации, улучшения управления государственными долями (акциями, паями).
II. Приоритеты, цели и пути их достижения
Критическое финансовое состояние большинства предприятий, связанное с кризисом неплатежей и падением производства, не может не влиять на характер приватизационных процедур. Поэтому адаптация Концепции послечековой приватизации к новым условиям требует существенного изменения ее целевых установок.
К наиболее важным изменениям можно отнести:
изменение приоритета и характера целей разгосударствления и приватизации со смещением от создания широкого слоя частных собственников к процессу образования стратегических частных собственников;
переход от приоритета количественных параметров процесса приватизации к приоритету качества функционирования приватизированных предприятий;
расширение роли органов местного самоуправления, министерств республики в выборе способов приватизации с целью более полного учета отраслевых и региональных особенностей, состояния приватизируемых предприятий.
Главными целями разгосударствления и приватизации республиканских и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г. являются:
1. Повышение эффективности экономики республики в целом и деятельности приватизируемых предприятий.
2. Создание условий для привлечения инвестиций в развитие производства, в том числе иностранных.
3. Формирование широкого слоя частных собственников и содействие процессу образования стратегических частных собственников.
4. Использование части средств, поступающих от приватизации, на цели социальной защиты.
5. Содействие защите прав частных собственников (акционеров).
В целях оздоровления финансового состояния, повышения эффективности деятельности приватизируемых предприятий и экономики республики в целом необходимо:
обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 июля 1994 г. N 117 "О некоторых вопросах проведения единой социально-экономической политики при приватизации республиканских и муниципальных предприятий, обеспечения условий их дальнейшего функционирования", и мер по улучшению управления республиканской и муниципальной собственностью, установленных Указом Президента Чувашской Республики от 6 октября 1994 г. N 111 "О некоторых мерах по обеспечению управления государственной собственностью, используемой в сфере производства и обслуживания населения Чувашской Республики";
использовать возможности сокращения и ликвидации убыточных предприятий и предприятий-должников за счет проведения процедуры банкротства и распродажи их имущества;
способствовать получению целевых кредитов на льготных условиях на пополнение оборотных средств и реорганизацию производства, внедрение прогрессивной технологии и конкурентоспособной продукции;
стимулировать эффективное использование прибыли, усилить контроль за начислением и использованием дивидендов в интересах государства, акционерного общества и акционеров;
ввести в практику включение в разрабатываемые планы приватизации и договоры купли-продажи особых условий, включающих обязательства покупателя, в том числе для предприятий с долей госсобственности, о порядке и сроках представления аудиторских справок, финансовом состоянии до и после приватизации, размерах и сроках перечисления дивидендов;
обеспечить через представителей государства, местной администрации в советах директоров акционерных обществ, налоговых инспекциях, финансовых органах контроль за целевым использованием кредитов и ссуд, а также отчислений от средств, полученных от приватизации, на развитие производства;
способствовать созданию финансово-промышленных групп и совместных объединений и предприятий, в том числе с привлечением иностранных инвестиций.
В целях создания условий для привлечения инвестиций в развитие производства должны быть предусмотрены:
направление 51 процента средств, полученных от приватизации, самому предприятию с условием использования их в развитии производства (обновление основных фондов и пополнение оборотных средств);
продажа пакетов акций, в том числе закрепленных в республиканской (муниципальной) собственности, предприятий, незавершенного строительства по инвестиционному конкурсу;
проведение эмиссии дополнительных акций акционерных обществ открытого типа, в уставном капитале которых доля государства составляет менее 25 процентов, если доля республиканской собственности более 25 процентов - с разрешения Кабинета Министров Чувашской Республики;
начальная цена республиканских (муниципальных) предприятий, а также акций акционерных обществ, уставный капитал которых определен без учета результатов переоценки основных фондов в 1992 году, при их продаже по конкурсу или на аукционе решением соответствующего комитета по управлению имуществом может быть увеличена до 25 раз (с учетом коэффициента переоценки основных фондов).
Процессу образования стратегических частных собственников должны способствовать расширение продажи акций и предприятий крупным инвесторам по инвестиционному конкурсу, разрешение дополнительной эмиссии акций акционерным обществам, в уставном капитале которых доля государства составляет менее 25 процентов, организация рынка ценных бумаг.
В целях защиты прав частных собственников (акционеров) дополнительно к мерам, предусмотренным Программой приватизации, необходимо обеспечить:
рассмотрение и утверждение годовых бухгалтерских отчетов предприятий всех форм собственности на собраниях учредителей (акционеров);
соблюдение установленных требований при эмиссии ценных бумаг и их котировке;
регулярное рассмотрение Комиссией по ценным бумагам вопросов эмиссии и обращения ценных бумаг;
создание при Госкомимуществе Чувашской Республики (Фонде имущества) Комиссии по правам акционеров.
Средства, поступающие от приватизации в бюджеты соответствующих уровней, направляются исключительно:
на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов исполнительной власти (органов местного самоуправления);
на финансирование мероприятий по социальной защите населения;
на реализацию соответствующих инвестиционных программ.
В республиканский и местный фонды социальной поддержки населения предлагается направить не менее 10 процентов средств, поступивших в соответствующие бюджеты.
III. Основные принципы и подходы по проведению
разгосударствления и приватизации
Разгосударствление и приватизация предприятий и объектов республиканской (Чувашской Республики) и муниципальной собственности производятся в соответствии с Законом Чувашской Республики "О разгосударствлении и приватизации предприятий республиканской и муниципальной собственности в Чувашской Республике" и Чувашской республиканской программой разгосударствления и приватизации государственных, республиканских и муниципальных предприятий на 1994 год с учетом вносимых изменений и дополнений.
Основными принципами разгосударствления и приватизации в период после 1 июля 1994 г. должны стать следующие положения:
1. Величина уставного капитала при преобразовании республиканских (муниципальных) предприятий в акционерные общества открытого типа, оценка стоимости имущества предприятий и объектов при продаже их на аукционе, по коммерческому или инвестиционному конкурсу производится по установленной методике по данным баланса предприятия на 1 января 1994 г. с учетом результатов 1-кратной переоценки основных фондов в 1992 году.
Исходя из этого, приватизируемые предприятия и объекты подразделяются на 2 группы:
мелкие, с балансовой стоимостью основных фондов не более 10 млн. рублей, подлежащие продаже по конкурсу и на аукционе;
остальные, с балансовой стоимостью более 10 млн.рублей должны быть преобразованы в акционерные общества открытого типа.
По решению Кабинета Министров Чувашской Республики (органов местного самоуправления) начальная цена при продаже государственных (муниципальных) предприятий, а также акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе преобразования государственных (муниципальных) предприятий, по конкурсу на аукционе может устанавливаться в пределах не менее 70 процентов и не более 2-кратной величины номинальной стоимости объекта приватизации.
При определении величины уставного капитала или начальной цены приватизируемого предприятия часть имущественного комплекса ( в административных зданиях и складских помещениях) комитетами по управлению имуществом может быть оставлена в республиканской (муниципальной) собственности в пределах действующих санитарно-гигиенических норм и сдаваться в аренду другим физическим и юридическим лицам.
Кабинет Министров Чувашской Республики, а также органы местного самоуправления могут принимать решения:
а) в отношении предприятий, относящихся к разделу 2.4 и 2.5 Чувашской республиканской программы разгосударствления и приватизации государственных, республиканских и муниципальных предприятий на 1994 год и соответствующему виду собственности:
о запрещении осуществлять приватизацию;
о величине и сроках закрепления (продлении срока) в республиканской (муниципальной) собственности пакета акций и о выпуске "Золотой акции" при эмиссии акций предприятий;
о досрочной продаже акций, закрепленных в республиканской (муниципальной) собственности;
о порядке использования акций из ФАРП;
б) в отношении иных предприятий, относящихся к соответствующему виду собственности:
о преобразовании республиканских (муниципальных) предприятий в акционерные общества открытого типа независимо от стоимости основных фондов;
о выборе способа продажи пакетов акций.
Кабинет Министров Чувашской Республики вправе разрешать с 1 сентября 1994 г. на срок до трех месяцев комитетам по управлению имуществом (фондам имущества) прием выданных на территории Чувашской Республики и оставшихся неиспользованными после 1 июля 1994 г. приватизационных чеков по номинальной стоимости в оплату объектов приватизации.
В случае принятия указанного решения средства, внесенные покупателями в оплату объектов приватизации в виде приватизационных чеков, включаются в счет доли поступлений от приватизации, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики.
2. По решению Кабинета Министров Чувашской Республики и органов местного самоуправления предусматривается возможность закрепления пакета акций соответственно в республиканской и муниципальной собственности в размере 25,5 и 51 процента.
3. Расширение перечня используемых способов приватизации, в том числе:
продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе по продаже акций;
продажа акций акционерных обществ по коммерческому конкурсу.
Порядок продажи акций на специализированном аукционе по продаже акций определяется Госкомимуществом Чувашской Республики.
При продаже акций по инвестиционному конкурсу объем инвестиций должен быть в пределах расчетной стоимости акций, определяемой с учетом 2-кратной переоценки основных фондов.
4. Отказ от принудительной приватизации и плановых заданий по приватизации. В связи с этим из Программы приватизации исключаются положения об обязательной приватизации.
5. Отказ от приватизации земельных участков под приватизируемыми предприятиями до принятия соответствующих нормативно-правовых актов Чувашской Республики.
Согласно действующей Конституции Чувашской Республики и Указу Президента Чувашской Республики от 22 мая 1994 г. N 55 "О регулировании земельных отношений в Чувашской Республике" земельные участки на территории республики предоставляются в частную собственность только для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства и огородничества. В иных случаях земельные участки предоставляются в пользование (в аренду).
6. Отказ от коммерциализации, выделения из предприятия технологически взаимосвязанных и территориально не обособленных подразделений.
7. При приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции и рыбы, предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса до 51 процента акций создаваемых акционерных обществ может быть оставлено в республиканской (муниципальной) собственности сроком до 3 лет с учетом мнения Минсельхозпрода Чувашской Республики.
8. Запрещается купля-продажа имущества, входящего в уставный капитал, передача, обмен долями (паями, акциями) между юридическими лицами, в уставном капитале которых доля государственной или муниципальной собственности составляет 25 процентов и более, без согласия соответствующего комитета по управлению имуществом.
9. Право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных и нежилых помещений в жилых домах, предоставляется:
физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками в результате выкупа ранее сданного в аренду имущества;
акционерным обществам, созданным путем преобразования государственных и муниципальных предприятий в процессе приватизации, в уставном капитале которых доля республиканской или муниципальной собственности не более 25 процентов;
гражданам и их объединениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, предприятиям (в том числе товариществам, акционерным обществам), в уставном капитале которых доля республиканской (муниципальной) собственности не более 25 процентов, в случае, если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона объектов нежилого фонда.
Продажная цена на приобретаемые арендаторами в собственность здания, строения, сооружения, нежилые помещения, включая встроенно-пристроенные, республиканской (муниципальной) собственности устанавливается по балансовой остаточной стоимости с учетом двух переоценок основных фондов, но не ниже 10-кратной годовой арендной платы, установленной в договоре аренды.
Приватизация объектов (в том числе нежилого фонда), сданных в аренду, за исключением сданных в аренду на основании конкурса или аукциона или с правом выкупа, производится в форме выставления объекта по заявлению арендатора на аукцион (открытые торги). Приобрести объект может арендатор на общих основаниях.
10. Выкуп республиканского и муниципального имущества по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", в которых определены сроки, величина, порядок и условия внесения выкупа, осуществляется по заявлению арендатора в соответствии с указанным договором или по дополнительному соглашению с уточнением величины выкупа с учетом 1-кратной переоценки основных фондов в 1992 году.
Выкуп республиканского и муниципального имущества по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", в которых не определены или сроки, или величина, или порядок, или условия внесения выкупа, осуществляется в соответствии с дополнительным соглашением с определением величины выкупа с учетом 1-кратной переоценки основных фондов в 1992 году или путем преобразования предприятия-арендатора в акционерное общество открытого типа с оценкой имущества на 1 января 1994 г. с последующей продажей акций.
Выкуп республиканского или муниципального предприятия по договорам аренды, заключенным после вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации", или без права выкупа, осуществляется путем преобразования арендного предприятия в открытое акционерное общество (товарищество). При этом акции, находящиеся в республиканской (муниципальной) собственности, реализуются на аукционах, конкурсах и приобретаются арендаторами на общих основаниях.
11. Продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных республиканских (муниципальных) предприятий проводится исключительно на аукционе соответствующими фондами имущества (комитетами по управлению имуществом) с учетом антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В этом случае работникам предприятия, а также лицам, уволенным с этого предприятия по сокращению численности после 1 января 1992 г. и зарегистрированными в качестве безработных в течение всего времени до принятия решения о приватизации предприятия выплачивается до 50 процентов денежной выручки от продажи имущества (активов), оставшейся после удовлетворения требований кредиторов, но не более 40 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника.
12. Порядок продажи имущества (активов) действующих государственных (муниципальных) предприятий определяется самими предприятиями с разрешения соответствующего комитета по управлению имуществом с учетом мнения соответствующего отраслевого министерства. При этом 80 процентов средств, полученных от продажи имущества, остается в распоряжении предприятия и не может быть направлено на оплату труда, а 20 процентов распределяется в соответствии с нормативами распределения средств от приватизации.
Высвобождающиеся автотранспорт, речные и воздушные суда государственных предприятий, организаций, учреждений и предприятий транспорта (в том числе находящихся в процессе приватизации) реализуются исключительно на аукционе.
13. Приватизация не завершенных строительством объектов осуществляется по решению соответствующего комитета по управлению имуществом (в том числе по предложению предприятия) с учетом мнения отраслевых министерств:
путем продажи активов этих объектов на аукционах или по конкурсу;
путем учреждения открытого акционерного общества со 100-процентным государственным капиталом с последующей продажей акций.
Выбор одного из указанных выше способов приватизации объектов, не завершенных строительством, осуществляется предприятием в месячный срок с момента принятия решения об их приватизации. Если способ приватизации не определен предприятием в указанный срок, он определяется соответствующим комитетом по управлению имуществом.
Средства, полученные от продажи имущества, распределяются в соответствии с пунктом 12 настоящей Концепции.
14. Имущество, находящееся на балансе общественных организаций, в отношении которого отсутствует подтверждение, что оно создано за счет общественных организаций, признается республиканской (муниципальной) собственностью.
IV. Заключение
Настоящая Концепция может уточняться с учетом изменения законодательной базы и углубления экономической реформы по мере изучения и накопления опыта приватизации в республике и других регионах.
Исходя из требований настоящей Концепции вносятся в установленном порядке соответствующие изменения и дополнения в Чувашскую республиканскую программу разгосударствления и приватизации государственных, республиканских и муниципальных предприятий на 1994 год, принимаются нормативно-правовые документы по приватизации и управлению республиканской (муниципальной) собственностью.
Приложение
К Концепции разгосударствления
и приватизации после 1 июля 1994 г.
Нормативы
распределения средств, поступивших от приватизации
____________________________________________________________________
| | Нормативы распределения средств |
| | от приватизации (в процентах) |
| | ___________________________________________|
| | | |
| | При приватизации | |
| | предприятий на | |
| | аукционе или по | |
| | конкурсу, а также | При приватизации|
| | при продаже акци- | недвижимого |
| | онерных обществ, | имущества |
| | созданных в процессе | |
| | приватизации | |
| |_________________________|__________________|
| Категория | по объектам собственности |
| получателей |____________________________________________|
| средств | Феде-|рес- |муни-|феде-|рес- |муни- |
| | раль-|публи-|ци- |раль-|публи-|ципаль- |
| | ной |кан- |паль-|ной |кан- |ной |
| | |ской |ной | |ской | |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| Местные бюджеты |9.0** |9.0** |19.0**10.0** 10.0** 75.0** |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| Республиканский | | | | | | |
| бюджет Чувашской | | | | | | |
| Республики |15.0** |15.0**|10.0**10.0**65.0**| - |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| Федеральный бюджет |10.0 |10.0 |10.0 |55.0 | - | - |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| Госкомимущество | | | | | | |
| России | 1.2 | 1.2 | 1.2 | 1.2 | 1.2 | 1.2 |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| Госкомимущество Чу- | | | | | | |
| вашской Республики, | | | | | | |
| Комитеты по | | | | | | |
| управлению имущес- | 4.0* | 4.0*| 4.0*|10.0*| 10.0*| 10.0* |
| твом | | | | | | |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| Федеральный и респу-| | | | | | |
| бликанский фонды | | | | | | |
| поддержки предпри- | | | | | | |
| нимательства | 5.0 | 5.0 | - | - | - | - |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| Российский фонд | | | | | | |
| Федерального имуще- | | | | | | |
| ства | 0.8 | 0.8| 0.8 | 0.8 | 0.8 | 0.8 |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| Чувашский респу- | | | | | | |
| бликанский фонд | | | | | | |
| имущества, муници- | | | | | | |
| пальные фонды | | | | | | |
| имущества |4.0 | 4.0 | 4.0 |10.0 | 10.0 | 10.0 |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| Приватизированные | | | | | | |
| предприятия | 51.0 | 51.0|51.0 | - | - | - |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| | | | | | | |
| Роскомзем | - | - | - | 1.0 | 1.0 | 1.0 |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| Местный орган | | | | | | |
| архитектуры и | | | | | | |
| градостроения | - | - | - |1.0 | 1.0 | 1.0 |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| Местные комитеты по | | | | | | |
| земельным ресурсам | - | - | - | 1.0 | 1.0 | 1.0 |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
| Итого | 100.0 | 100.0|100.0|100.0|100.0 | 100.0 |
|_____________________|_______|______|_____|_____|______|__________|
Примечание:
* - При выполнении Госкомимуществом Чувашской Республики и местными комитетами по управлению имуществом функций Чувашского республиканского фонда имущества и муниципальных фондов имущества отчисления осуществляются на их счет.
** - В том числе 10 процентов в Республиканский и местный фонды социальной поддержки населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 октября 1994 г. N 213 "О концепции разгосударствления и приватизации республиканских и муниципальных предприятий в Чувашской Республике"
Текст постановления опубликован в газете "Правительственный вестник" от 3 ноября 1994 г. N 33 (87)
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. N 46 настоящее постановление признано утратившим силу