Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 5 октября 1995 г. N 258
"О развитии работ по информатизации органов государственной
власти и местного самоуправления Чувашской Республики"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2011 г. N 664 настоящее постановление признано утратившим силу
С целью дальнейшего развития работ по информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики (II этап).
2. Преобразовать постоянно действующую межведомственную рабочую группу, образованную распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 октября 1994 г. N 550-р, в Межведомственную комиссию по информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики и утвердить прилагаемое Положение об указанной комиссии.
3. Рекомендовать главам районных и городских администраций Чувашской Республики за счет средств местного бюджета ввести в штатное расписание администраций должность специалиста по информатизации и произвести назначение на данную должность до 10 октября 1995 года.
4. Утвердить прилагаемые:
примерную должностную инструкцию специалиста по информатизации районной (городской) администрации;
Положение об информационной магистрали республиканских органов государственной власти.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Администрацию Президента Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики |
Э.Аблякимов |
Утверждены постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 05.10.95 N 258
Основные направления
информатизации органов государственной власти
и местного самоуправления
Чувашской Республики (II этап)
Введение
Главной задачей политики, проводимой Администрацией Президента Чувашской Республики (далее - Администрация Президента) в области информатизации, является создание и развитие открытого информационного пространства, интегрирующего ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и коммерческих структур.
В ходе работ первого этапа информатизации, которые проводились в соответствии с Концепцией информатизации государственных органов Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.05.94 N 99, были созданы предпосылки для широкого внедрения информационных технологий. Чувашская Республика вышла в ряд регионов, наиболее продвинутых в отношении информатизации органов государственной власти и местного самоуправления.
Основным содержанием второго этапа информатизации является продолжение начатых работ и реализация ряда принципиально новых проектов. Как и ранее, основное внимание уделено стратегическим направлениям информатизации, имеющим общереспубликанский, межведомственный характер.
В данном документе дано краткое описание основных направлений информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики.
Описание ведомственных проектов информатизации содержится в документах соответствующих органов государственной власти и в данном документе не приводится.
1. Развитие информационной инфраструктуры
Ключевыми элементами информационной инфраструктуры, обеспечивающими обмен данными между ведомственными системами и доступ к информационным ресурсам, являются:
телекоммуникационная сеть с пакетной коммутацией по протоколу Х.25 на основе низкоскоростных выделенных и коммутируемых телефонных каналов, обеспечивающая функционирование электронной почты и удаленный доступ пользователей к информационным ресурсам на всей территории республики;
информационная магистраль, объединяющая информационные системы (локальные сети, рабочие станции и хосты) республиканских органов государственной власти в пределах столицы республики в распределенную сеть на основе специальных высокоскоростных каналов (кабельных, волоконно-оптических, радиоканалов).
Телекоммуникационная сеть и информационная магистраль интегрируются в единую сетевую среду, связывающую десятки локальных сетей и тысячи компьютеров в республике.
1.1. Республиканская телекоммуникационная сеть
На территории Чувашской Республики функционирует телекоммуникационная сеть, эксплуатируемая АО "Связьинформ". Сеть поддерживает протокол пакетной коммутации Х.25 и создана на базе отечественного коммутационного оборудования.
По выделенным междугородным телефонным каналам к центральному узлу подключены районные узлы связи, что обеспечивает пользователям во всех районных центрах республики надежный доступ к сети по коммутируемым местным каналам.
На основе республиканской сети функционируют логические подсети, объединяющие в единое информационное пространство органы государственной власти республики и их территориальные подразделения. Подсеть Администрации Президента объединяет районные администрации, республиканские министерства и ведомства (около 100 абонентов). Развернуты полностью или частично подсети налоговой инспекции, казначейства, МВД, ГАИ, Минсоцполитики, Мининформпечати и др.
В телекоммуникационной сети функционирует система электронной почты ДИОНИС. Пользователям сети доступны также интерактивные банки данных, поддерживаемые на сервере центрального узла сети:
нормативные документы Российской Федерации;
нормативные документы Чувашской Республики;
регистр юридических лиц Чувашской Республики;
коммерческие предложения.
Республиканская телекоммуникационная сеть в целом превосходит большинство российских региональных сетей и, в основном, обеспечивает потребности органов государственной власти Чувашской Республики в обмене информацией.
Однако стремительный рост числа пользователей (в том числе коммерческих структур и банков) и объема информационных потоков показывает ограниченные возможности сети. Скорость передачи данных, пропускная способность сети и ее информационная емкость уже сейчас не полностью удовлетворяют пользователей. Наметилось явное несоответствие бурного развития информационных систем и состояния телекоммуникационной сети. Некоторые современные технологические решения (интерактивный доступ к хостам, интеграция локальных сетей и пр.) трудно реализовать на низкопроизводительном оборудовании сети.
Поэтому необходима модернизация сети в соответствии с современным мировым технологическим уровнем. Проект модернизации сети содержится в разработанной Администрацией Президента Концепции развития республиканской телекоммуникационной сети.
В ходе модернизации во всех районных узлах связи предполагается установить многопортовые пакетные адаптеры данных (ПАДы). Это позволит организовать одновременный вход в сеть нескольких абонентов в районе как по местным коммутируемым, так и по выделенным телефонным линиям.
По выделенным каналам ПАДы подключаются к высокопроизводительному модульному центру коммутации пакетов (ЦКП), установленному на центральном узле сети. К ЦКП по коммутируемым и выделенным телефонным линиям подключаются абоненты гг. Чебоксары и Новочебоксарска. ЦКП обеспечивает связь республиканской сети с глобальными российскими и мировыми сетями.
Центральный узел сети до конца 1995 года планируется подключить к волоконно-оптическому каналу информационной магистрали, что позволить обеспечить:
практически мгновенную доставку сообщений электронной почты пользователям магистрали средствами шлюза "ДИОНИС-локальная сеть";
терминальный доступ пользователей магистрали к ресурсам глобальных сетей посредством коммуникационного сервера;
удаленный доступ пользователей телекоммуникационной сети к информационным ресурсам магистрали посредством сервера приложений.
Средствами центрального узла сети предполагается также обеспечивать следующие возможности:
криптование сообщений электронной почты и баз данных для обеспечения ее конфиденциальности и достоверности (сертифицированными ФАПСИ средствами "Криптон-3");
обмен сообщениями с телексно-телеграфной сетью;
обмен факсимильными сообщениями.
Общая планируемая стоимость проект - от $250.000 до $300.000. Предполагаемая схема участия республиканских органов государственной власти в его финансировании - за счет выделения средств из республиканского бюджета Чувашской Республики и Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции с последующей их компенсацией предоставляемыми АО "Связьинформ" телекоммуникационными услугами. Срок реализации проекта - 1997 год.
1.2. Информационная магистраль республиканских
органов государственной власти
Информационная магистраль объединяет информационные системы (локальные сети, рабочие станции и хосты) органов государственной власти в пределах г. Чебоксары в распределенную сеть на основе высокоскоростных каналов. Магистраль лежит в основе единого информационного пространства республиканских органов государственной власти, в котором осуществляется прозрачное взаимодействие пользователей, обмен информацией и доступ к ресурсам.
Магистраль служит прообразом городской информационной системы, объединяющей органы государственной власти, предприятия и организации столицы республики. В частности, в рамках информатизации кредитно-финансовой сферы к информационной магистрали могут быть подключены банковские учреждения (РКЦ и Национальный банк Чувашской Республики, коммерческие банки). Технологический аспект подключения облегчается тем, что большинство банков располагается в центре г. Чебоксары.
Базовая инфраструктура магистрали состоит из:
высокоскоростных каналов передачи данных с различной средой (коаксиальный кабель, кабель "витая пара", волоконно-оптический кабель, радиоканалы);
сетевого и коммуникационного оборудования (модульные концентраторы, хабы, трансиверы и пр.), обеспечивающего работу магистрали.
К магистральным каналам подключены по стандарту Ethernet локальные сети (на настоящий момент более 10 сетей) и рабочие станции республиканских органов государственной власти, расположенных в здании Дома Советов и в других правительственных зданиях.
В 1995 году в рамках проекта создания республиканского регистра физических лиц к информационной магистрали посредством кабельного канала предполагается подключить городскую страховую больничную кассу для организации доступа к банку данных страховых полисов.
В течение 1996-1997 годов планируется осуществить расширение магистрали за счет создания высокоскоростной радиосети в стандарте Ethernet (до 2 Mbps) и ее интеграции в магистраль.
Радиосеть строится по схеме "звезда" с центральным пунктом, оснащенным радиооборудованием, выполняющим функции маршрутизатора, и всенаправленной антенной. Используемое высокочастотное радиооборудование накладывает требования на расположение антенны центрального пункта: она должна быть установлена в пределах прямой видимости и на расстоянии не более 7-8 км для всех пользователей сети. Компьютеры пользователей оснащаются радиоплатами и направленными антеннами.
Посредством радиосети планируется осуществить подключение к магистрали информационных систем ряда органов государственной власти:
Чувашкомстата;
Минюста;
Центра по организации начисления и выплаты пенсий и пособий Минсоцполитики;
подразделений МВД (Управление ГАИ, Управление по борьбе с организованной преступностью, районные отделы внутренних дел);
Департамента налоговой полиции;
Чувашкомархива;
Минтрудзанятости;
Минприроды;
КЧС;
Госкомимущества;
районных администраций г. Чебоксары.
В силу значительного удаления данных органов государственной власти от существующих кабельных каналов магистрали и высокой стоимости прокладки волоконно-оптических каналов использование радиосети представляется оптимальным решением.
Для высокоскоростного подключения к магистрали удаленных информационных систем в перспективе может использоваться кабельное волоконно-оптическое кольцо, которым АО "Связьинформ" планирует соединить АТС г. Чебоксары к середине 1996 года). Проблему массового подключения удаленных пользователей (проблема "последней мили") предполагается решить путем создания радиосети общего пользования и подключения к создаваемой наложенной интегрированной цифровой сети ISDN.
Планируется также произвести следующие работы по развитию магистрали:
реконструировать кабельную систему пристроенного корпуса Дома Советов с целью построения интегрированной сетевой среды по стандарту Ethernet республиканских министерств и ведомств (с заменой оборудования Arcnet);
внедрить единую сетевую систему управления и администрирования (на основе протокола SNMP);
организовать систему скоростной доставки внутренней электронной почты;
установить в сети Администрации Президента супер-сервер с дисковым массивом большой емкости (для хранения республиканских регистров и банков данных);
включить в состав сети Администрации Президента устройство резервного хранения информации большой емкости (для организации централизованного резервного копирования информации с серверов и рабочих станций, подключенных к магистрали).
2. Создание и интеграция информационных ресурсов
В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" на территории Чувашской Республики формируются государственные информационные ресурсы, состоящие из:
федеральных информационных ресурсов;
информационных ресурсов, находящихся в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Чувашской Республики;
информационных ресурсов органов государственной власти Чувашской Республики.
Информационным ресурсам, занимающим основополагающее место в развитии всего процесса информатизации и совершенствования информационного обеспечения органов государственной власти, присваивается статус республиканских.
В этом случае они становятся объектом совместного ведения Кабинета Министров Чувашской Республики и органов государственной власти, их формирующих. Республиканский статус означает, что по вопросам установления режима и правил обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним принимаются решения Кабинета Министров Чувашской Республики, согласованные с соответствующими органами государственной власти.
Финансирование работ, связанных с реализацией республиканского статуса информационных ресурсов, осуществляется из бюджета Чувашской Республики по статье расходов "Информатизация".
Система республиканских информационных ресурсов включает регистры и банки данных.
Регистр - систематизированный свод регламентированных учетных сведений об определенном объекте, составляемый на основе периодических или непрерывных наблюдений над объектом и включающий данные об его расположении и характеристиках. Фундаментальный характер для всей системы республиканских информационных ресурсов имеют регистры юридических и физических лиц. В своем составе они интегрируют различные ведомственные банки данных, каждый из которых содержит информацию, в определенном разрезе характеризующую объект.
Регистр физических лиц представляет собой распределенный децентрализованный комплекс ведомственных банков данных на различных программно-аппаратных платформах, для доступа к которым используются единые стандартные средства и протоколы. Регистр юридических лиц поддерживается в виде единого центрального массива данных, в который сводится информация из ведомственных банков данных.
Во всех банках данных, входящих в состав регистров, используются единые классификаторы, основой для которых служат общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
Информационную взаимосвязь банков данных в составе регистров предполагается реализовать следующими способами:
передача журналов транзакций (данных о таких изменениях состояния объекта, которое должно быть отражено более чем в одном банке регистра). В качестве примеров транзакций для регистра физических лиц могут рассматриваться рождение, прибытие, постановка на учет. Если транзакция должна быть отражена более чем в одном банке данных, средствами электронной почты банк-источник рассылает журналы транзакций банкам-адресатам с их последующим пакетным обновлением на основе полученных данных;
импорт данных из других банков данных (с выполнением синхронизации информации в двух и более банках данных, при которой значения полей из одного банка данных переносится в поля соответствующих записей другого банка данных);
интерактивный доступ к банкам данных средствами информационной магистрали и телекоммуникационной сети (через серверы доступа).
В целях успешного развития процесса создания и интеграции информационных ресурсов необходимо разработать ряд нормативных документов, регламентирующих процесс создания и использования информационных ресурсов в Чувашской Республике (регламенты ведения банков данных и обмена информацией, защита прав собственности на информацию, регламент работы с персональными данными и пр.). За основу могут быть приняты соответствующие документы Российской Федерации.
Подлежат разработке также положения о республиканских регистрах и банках данных, создаваемые по общей схеме:
общие положения;
состав регистра (банка данных) (с описанием структуры на уровне полей);
формирование и актуализация регистра (банка данных) (с приложением структуры журналов транзакций);
использование регистра (банка данных) и организация доступа к нему;
организация работ и распределение функций.
2.1. Республиканский регистр юридических лиц
Целью создания и ведения республиканского Регистра юридических лиц является организация единой системы учета юридических лиц (предприятий и организаций), зарегистрированных на территории Чувашской Республики, а также управления республиканскими и муниципальными предприятиями.
Регистр содержит в себе сведения о всех созданных, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности.
Учет юридических лиц реализуется как целостный процесс с отслеживанием различными органами государственной власти всех его стадий: государственная регистрация органами государственной власти и местного самоуправления;
присвоение идентификационных кодов ОКПО органами государственной статистики;
постановка на налоговый учет в налоговой инспекции;
открытие счетов;
эмиссии ценных бумаг;
ликвидация и пр.
В структуру Регистра входят следующие данные о юридическом лице:
общие сведения (наименование, адрес, руководитель, идентификационные коды, регистрационные данные и др.);
экономические показатели деятельности в ежегодной динамике (численность работников, уставной фонд, стоимость основных средств, прибыль/убыток и др.);
данные об учредителях (физическое/юридическое лицо, наименование, доля в уставном фонде и др.);
эмиссии ценных бумаг (дата эмиссии, вид ценных бумаг, номинал, количество в выпуске) (для акционерных обществ);
земельная собственность (адрес, площадь, период владения и др.);
недвижимая собственность (адрес, балансовая стоимость, площадь);
автотранспортные средства (тип, количество);
инвестиционные проекты (содержание проекта, объем финансирования и др.);
данные о выпускаемой продукции и предоставляемых услугах (вид продукции, наименование, описание и др.).
Регистр интегрирует информацию из ведомственных банков данных:
Держатель ресурса | Банк данных |
Чувашкомстат Единый государственный регистр
предприятий и организаций (ЕГРПО)
Налоговая инспекция реестры налогоплательщиков -
юридических лиц (республиканские
и районные)
Районные (городские) реестры зарегистрированных
администрации юридических лиц
Минфин реестр ценных бумаг
ЧТУ ГКАП реестр хозяйствующих субъектов,
занимающих доминирующее положение
на товарных рынках
Госкомимущество реестры собственности РФ и ЧР;
реестры предприятий с иностранными
инвестициями
Фонд имущества государственные доли в акционерных
общества и товариществах
Терр. агентство по делам реестр предприятий-должников
о несостоятельности
(банкротстве)
МВД автотранспортные средства в
собственности юридических лиц
Минэкономики реестр инвестиционных проектов
Госкомзем предоставление (закрепление) земель
земель юридическим лицам
(из земельного кадастра)
После ввода в действие Федерального закона "О регистрации юридических лиц" функции по регистрации юридических лиц и поддержанию государственного реестра перейдут от районных (городских) администраций к органам юстиции.
Регистр размещается на сервере информационной магистрали органов государственной власти. Его актуализацию предполагается осуществлять как посредством передачи журналов транзакций и импорта из ведомственных банков данных, так и в интерактивном режиме.
Система защиты информации поддерживает разграничение доступа к данным Регистра на уровне отдельных показателей. Интерактивный доступ к различным подмножествам данных Регистра обеспечивается для органов государственной власти и некоторых организаций республики (банков и др.). Общедоступную базу юридических лиц предполагается поддерживать на сервере ДИОНИС коммуникационной сети.
Срок реализации проекта - начала 1996 года.
2.2. Республиканский регистр физических лиц
Объектом Регистра являются физические лица - население республики.
В рамках проекта создания Регистра координируются отраслевые программы информатизации ряда республиканских органов государственной власти - держателей банков данных с информацией в разрезе физических лиц:
Держатель | Банк данных |
МВД адресный банк; специальные банки
данных; личный автотранспорт
ЗАГС акты гражданского состояния
Минсоцполитики пенсионеры и социально-незащищенные
лица
Страховые больничные страховые полисы (в т.ч. данные о
кассы месте работы)
Налоговая инспекция налогоплательщики - физические
и полиция лица
Минтрудзанятости безработные, мигранты
Центризбирком избиратели
Военкомат военнообязанные, граждане,
пребывающие в запасе и отставке,
участники боевых действий
Чувашкомстат сводные демографические данные
Госкомзем данные о предоставлении (закреп-
лении) земель физическим лицам
(из земельного кадастра)
АО "Связьинформ" квартирные телефоны
Чувашкомархив ретроспективные банки данных
(в т.ч. о месте работы)
Ведомственные банки данных, входящие в состав Регистра, предполагается постепенно перевести на режим децентрализованного заполнения, когда данные помещаются в банки на возможно более раннем этапе в местах их первичной регистрации (например, в районных отделах ЗАГСа). Актуализация центральных ведомственных эталонных банков может также происходить посредством передачи журналов транзакций по электронной почте.
Наибольший объем первичной информации приходится на долю МВД и ЗАГСа, они же являются основными поставщиками данных для других ведомств. Например, МВД и ЗАГС поставляют в органы социальной защиты информацию о движении пенсионеров (смерть, въезд/выезд и пр.), а в военкомат - о движении военнообязанных.
Поэтому реализация проекта была начата с этих двух ведомств:
создана высокопроизводительная локальная сеть адресно -справочного бюро МВД (АСБ), подключенная к информационной магистрали;
разработано базовое программное обеспечение ведения адресного банка данных (в архитектуре "клиент-сервер" с распределенным хранением и обработкой информации на базе Microsoft SQL Server for Windows NT);
начато наполнение адресного банка данных;
создана локальная сеть республиканского отдела ЗАГСа;
начато наполнение банка данных актов гражданского состояния;
в городских и районных отделах ЗАГСа установлены компьютеры, включенные в телекоммуникационную сеть для передачи данных в республиканский отдел ЗАГСа.
В 1995-1996 годах планируется провести следующие работы по созданию Регистра:
обеспечить интерактивный доступ к банкам данных Регистра;
расширить локальную сеть и модернизировать сервер АСБ МВД;
вести первичное заполнение адресного банка данных;
продолжить разработку интегрированного банка данных МВД в архитектуре "клиент-сервер" (розыскные картотеки, оружие, паспортно-визовые картотеки и пр.);
завершить формирование подсети органов внутренних дел в рамках республиканской телекоммуникационной сети;
организовать ввод всех текущих актов гражданского состояния в банк данных ЗАГСа;
завершить развертывание автоматизированной распределенной системы расчета и выплаты пенсий и пособий органов социального обеспечения;
разработать и реализовать пилотный проект ведения банков данных физических лиц муниципальными органами (на примере одного из районов г. Чебоксары).
2.3. Республиканские банки данных
Республиканские банки данных создаются министерствами и ведомствами Чувашской Республики. Банки данных организованы как единые независимые массивы данных, которые предполагается поддерживать в информационной магистрали с возможностью доступа по телекоммуникационной сети.
Ряд банков данных входит в состав республиканских регистров юридических и физических лиц. В таблице приведен перечень банков данных, имеющих самостоятельное значение.
Держатель | Банк данных |
Чувашкомстат Интегрированный банк данных
социально-экономического развития
Госкомзем "Земельный кадастр"
Администрация Президента "Нормативные документы" (Российская
Минюст Федерация и Чувашская Республика)
Мининформпечать "Пресса"
Мининформпечать "Общественное мнение"
Администрация Президента
Чувашкомвнешсвязьторг "Внешнеэкономическая деятельность"
Администрация Президента "Информатизация"
Минприроды "Природные ресурсы",
"Экологическая обстановка"
КЧС "Чрезвычайные ситуации"
АО "Связьинформ" "Информационные ресурсы
телекоммуникационных сетей"
Интегрированный банк данных социально-экономического развития Чувашской Республики разрабатывается в соответствии с утвержденным распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.10.94 N 562-р перечнем показателей. В состав банка включены статистические показатели, характеризующие динамику процессов в отраслях народного хозяйства республики. Информация для актуализации банка данных средствами электронной почты поступает из ведомств, ответственных за ведение тематических разделов. Основная часть банка данных в формате электронных таблиц готовится в Комитете Чувашской Республики по статистике.
В течение 1996-1997 годов предполагается реорганизовать информационную систему Чувашкомстата на основе архитектуры "клиент-сервер" с созданием интегрированного статистического банка данных.
В рамках федеральной программы "Земля России" по созданию земельного кадастра предполагается для хранения картографических данных использовать единую геоинформационную систему. Однако в связи с задержками в реализации данной программы в качестве промежуточного решения предполагается в 1995-1996 годах создать банк структурированных данных о земельных владениях "Земельный кадастр" (без ввода картографических данных) (см. п. 2.1 и 2.2).
В настоящее время пользователям из органов государственной власти доступны сдующие источники правовой информации:
банки федеральных и республиканских нормативных документов на сервере центрального узла телекоммуникационной сети;
сводные банки федеральных и республиканских нормативных документов (в информационной магистрали);
банк полных выпусков федеральных нормативных документов (в информационной магистрали).
Создание и развитие банков нормативных документов планируется осуществлять в рамках проекта республиканской автоматизированной системы делопроизводства (см. п. 3.2). Предполагается также обеспечить доступ пользователей к эталонным банкам федеральных нормативных документов НЦПИ Минюста РФ и НТЦ "Система" (на договорной основе).
Банк данных "Пресса" предполагается формировать под эгидой Мининформпечати начиная с 1996 года путем сбора по электронной почте материалов республиканских и районных средств массовой информации. С этой целью развернута телекоммуникационная подсеть Мининформпечати, объединяющая их редакции. Информационные сообщения, полученные по электронной почте, предполагается помещать в полнотекстовый банк данных на сервере информационной магистрали.
Банк данных "Общественное мнение" служит для накопления и анализа общественного мнения на основе данных, полученных путем мониторинга. Начиная с 1996 года, результаты проводимых социологических опросов и исследований будут помещаться в банк данных. Впоследствии в состав программного обеспечения банка данных может быть включена подсистема ретроспективного корреляционного анализа.
Банк данных "Внешнеэкономическая деятельность" содержит следующие данные:
экспортный потенциал предприятий Чувашской Республики;
программы и проекты, реализуемые во взаимодействии с иностранными партнерами;
инвестиционные предложения и пр.
Банк данных "Информатизация", который планируется создать в Администрации Президента до конца 1995 года, содержит данные об информационных системах и ресурсах органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики:
количество и тип компьютерного и коммуникационного оборудования;
сведения о локальной сети;
используемое программное обеспечение;
структура и объем поддерживаемых банков данных;
доступ к республиканским информационным ресурсам.
В банк данных "Природные ресурсы" предполагается включить отраслевые разделы, которые поддерживает Минприроды и координируемые им органы исполнительной власти (Чувашкомлес, Чувашкомвод, Госкомнедра, Управление охотничьего хозяйства, Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, рыбоохранная инспекция, радиологический центр).
Банк данных "Чрезвычайные ситуации" содержит информацию, необходимую для проведению работ по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных техногенными факторами, катастрофами и стихийными бедствиями.
Банк данных "Информационные ресурсы телекоммуникационных сетей", который предполагается создать при участии АО "Связьинформ" в течение 1996 года, содержит информацию о республиканской и глобальных телекоммуникационных сетях:
адреса пользователей электронной почты;
базы данных с телекоммуникационным доступом;
телеконференции;
файловые сервера.
3. Республиканская автоматизированная система
делопроизводства
Эффективность и оперативность работы органов государственной власти во многом зависит от функционирования системы документооборота и делопроизводства.
С начала 1994 года производится постепенный переход на электронный обмен документами в системе органов государственной власти Чувашской Республики. Ко второму полугодию 1995 года абонентами электронной почты ДИОНИС являлись все органы государственной власти, а ежемесячный объем электронного документооборота достиг 2000 сообщений (20 Mb). Весьма значительная и постоянно увеличивающаяся часть документов (в основном оперативного и информационного характера) передается только в электронном виде. С 1 января 1996 г. предполагается в ведении деловой переписки (кроме документов финансового характера и документов ограниченного доступа) осуществить полный переход на электронную почту с исключением пересылки бумажных копий. Это позволит сократить время пересылки документов (до нескольких минут) и расходы на доставку.
В качестве единого стандартного программного средства в органах государственной власти используется комплекс ОФИС, который поддерживает базовые технологические функции электронного документооборота и стандартные процедуры делопроизводства:
системы "Письменный стол" и "Почтовый ящик" реализуют интерфейс с системой электронной почты и позволяют формировать структурированные банки документов;
система "Делопроизводство" используется для регистрации документов и реализации системы контроля за их исполнением;
система "Обращение граждан" предназначена для организации работы с письмами и обращениями граждан;
система "Кадры" позволяет поддерживать банк данных по личному составу;
встроенные функции электронного визирования и шифрации обеспечивают достоверность информации.
Банки данных, сформированные с использованием данных систем, помещаются для хранения и использования в ретроспективный банк данных автоматизированного архивного комплекса. Единые классификаторы и номенклатура дел позволят обеспечить эффективный поиск необходимых документов.
3.1. Автоматизированный архивный комплекс
В течение 1995-1996 годов предполагается создать на базе Центра электронной документации Чувашкомархива автоматизированный архивный комплекс, в задачи которого входит формирование и ведение следующих информационных ресурсов:
ретроспективного банка данных по делопроизводству;
интегрированного банка данных архивной службы;
банка электронных изображений особо ценных документов.
Комплекс включает в свой состав:
локальную сеть персональных компьютеров;
мощный файл-сервер (сервер баз данных) с накопителями большой емкости;
устройство архивного хранения информации на оптических дисках;
разограф с компьютерным интерфейсом (с функциями сканирования и печати).
Формирование ретроспективного банка данных по делопроизводству обеспечивается специальной версией комплекса "ОФИС", поддерживающей большие объемы информации. Устанавливается порядок, согласно которому базы данных по делопроизводству передаются органами государственной власти в Центр электронной документации, осуществляющему экспертизу ценности электронных документов, их хранение, обработку и поиск по запросам.
Интегрированный банк данных архивной службы содержит сведения о системе архивных учреждений и фондов:
техническую характеристику архивов республики;
источники комплектования архивов;
архивные фонды (республиканский фондовый каталог);
реестры особо ценных документов;
научно-справочный аппарат к печатным изданиям.
Первичная подготовка информации для интегрированного банка данных осуществляется в архивных учреждениях, которые затем средствами телекоммуникационной сети передают данные в Центр электронной документации.
Банк электронных изображений включает сканированные образы особо ценных документов. Применяемая технология может быть использована для создания страховых фондов технической и другой документации (на случай чрезвычайных ситуаций).
Начиная с 1996 года планируется ежегодное издание в электронном виде на компьютерных носителях сборников, содержащего сводную информацию из систем делопроизводства и республиканских банков данных, предназначенную для долговременного хранения и использования.
3.2. Общее делопроизводство
Банки данных общего делопроизводства в органах государственной власти включают следующие разделы:
входящие и исходящие документы;
нормативные документы вышестоящих органов (постановления, распоряжения, приказы и пр.);
внутренние нормативные документы;
письма и обращения граждан.
Средствами электронной почты осуществляется транспортировка первичных электронных документов и формируемых системами отчетов между источниками и потребителями информации. Система "Делопроизводство" позволяет поддерживать разделы документов различных типов с регистрационными данными и полными текстами. Также обеспечивается адресация поручений по документам и контроль исполнительской дисциплины. Организация интерактивного доступа к разделу входящих документов системы "Делопроизводства" позволяет авторам документов отслеживать этапы их прохождения и выполнения.
На основе банков данных общего делопроизводства формируются полнотекстовые банки нормативных документов различного уровня:
Чувашской Республики (сводный);
министерств и ведомств Чувашской Республики (нормативные акты, сформированные по определенной ведомственной тематике);
районных и городских администраций Чувашской Республики (нормативные акты, сформированные по территориальному признаку).
Сводный банк правовой информации Чувашской Республики, включающий нормативные документы органов государственной власти и местного самоуправления, предполагается формировать путем сбора по электронной почте текстов нормативных документов, принимаемых данными органами.
Банки данных общего делопроизводства по окончании календарного периода их формирования помещаются в автоматизированную архивную систему. Впоследствии они используются в качестве источника информации по вопросам:
общеправовым;
собственности (землеотвод, регистрация юридических лиц и пр.);
кадровым (прием, увольнение и пр. - см. п. 3.3).
В течение 1996 года предполагается также разработать и внедрить сетевую систему согласования документов, что позволит существенно ускорить процесс подготовки документов Кабинета Министров Чувашской Республики.
3.3. Делопроизводство по личному составу
Банки данных по кадрам государственных служащих предполагается вести с 1996 года во всех органах государственной власти и местного самоуправления. Центральный банк данных, включающий данные о всех государственных служащих республики, формируется в Администрации Президента путем слияния информации из банков данных органов государственной власти.
Информация по кадрам заносится в банк данных на основании личных дел работников и распорядительных документов по личному составу (распоряжений или приказов о приеме на работу, увольнении и пр.). Банк содержит следующие данные:
общую информацию о работнике (Ф.И.О., год рождения, адрес, образование, специальность, паспорт и пр.);
служебные перемещения (назначения, увольнения);
изменения оклада;
сведения об отпусках, наказаниях, поощрениях и пр.
На основании информации центрального банка данных может решаться вопрос формирования резерва кадров государственных служащих. Кадровая информация, помещенная в автоматизированную архивную систему, служит источником данных о стаже работников и их зарплате.
3.4. Бухгалтерский учет
В течение 1996-1997 годов предполагается внедрить в органах государственной власти единый стандартный комплекс бухгалтерского учета, включающий следующие системы:
зарплата;
касса;
расчеты с подотчетными лицами;
учет материальных ценностей;
финансовые операции;
учет расчетов;
основные средства;
главная книга и сводная отчетность.
Внедрение комплекса позволит реализовать в масштабах республики:
предоставление отчетности (в т.ч. баланса) в электронном формате в налоговые и финансовые органы;
свод и анализ по бюджетным статьям затрат;
обмен электронными платежными документами с банками средствами телекоммуникационной сети.
4. Развитие информационных технологий
В ходе реализации прикладных проектов, описанных в настоящем документе, предполагается использовать ряд технологических решений, большинство из которых носит пионерный характер, базируются на новейших технологиях и не имеют аналогов в республике, а зачастую и в России.
Технологические исследовательские проекты финансируются в рамках соответствующих прикладных проектов и не требуют дополнительных ассигнований. Их результаты могут передаваться заинтересованным организациям и использоваться для повышения общего уровня развития информационных технологий в республике.
Технологические решения, выработанные на основе исследований, предполагается использовать в качестве типовых и стандартных в ходе информатизации органов государственной власти Чувашской Республики. Это позволит обеспечить единое информационное пространство на различных технологических уровнях и существенно снизить расходы на разработку информационных систем.
4.1. Технологические проекты
В рамках реализации прикладных проектов предполагается вести исследовательские работы по следующим направлениям:
Архитектура и реализация глобальных телекоммуникационных сетей (WAN). Сети на основе протоколов Х.25, TCP/IP, Frame Relay. Многопротокольные глобальные сети. Конкретные конфигурации и комплексирование оборудования различных фирм (Alcatel, Cisco, RAD, Eicon, ИАС, Telenet и др.). Создание информационных ресурсов в сетях Х.25 (хосты электронной почты, ДИОНИС).
Построение распределенных локальных сетей. Многопротокольные сети (IPX/SPX, NetBEUI, TCP/IP). Отказоустойчивые сети стандарта 10 Base-T на основе управляемых модульных концентраторов. Аппаратные мосты и маршрутизаторы. Управление сетями (протокол SNMP). Волоконно-оптические магистральные сети (в т.ч. по технологии FDDI).
Современные операционные системы и их интеграция в распределенных сетях (Novell, UNIX, Windows, Windows NT и OS/2).
Интеграция глобальных и локальных сетей. Серверы доступа и серверы приложений. Организация хостов в локальных и глобальных сетях.
Технология баз данных в архитектуре "клиент-сервер". Взаимодействие фронтального программного обеспечения и SQL-серверов (стандарт ODBC). Оптимизация запросов. Построение многосерверных распределенных баз данных в гетерогенной среде (Windows NT + Microsoft SQL Server и Novell + Oracle).
Технологии офисной автоматизации. Системы обработки образов документов. Организация архивов образов (поиск в архивах и их хранение). Оптические накопители с 1-кратной и многократной записью. Стримеры и библиотеки большой емкости. Организация централизованных систем резервирования информации в распределенных сетях.
Аппаратные и программные средства защиты информации. Криптование информации и идентификация пользователей (электронная подпись, парольная защита и пр.). Системы безопасности для стандартных программных средств.
4.2. Технологические стандарты
В соответствии с многоуровневой моделью информационных систем стандарты на используемые средства информатизации также затрагивают различные технологические уровни. Стандартизация способствует снижению затрат на создание информационных систем и обучение пользователей, совместимости протоколов и форматов данных при информационном обмене, а также более эффективному использованию имеющихся разработок.
Стандартизации подлежат следующие технологические элементы информационных систем:
Коммуникационные протоколы:
в телекоммуникационной сети - протоколы пакетной коммутации Х.25 и прямого соединения PPP;
в локальных сетях и информационной магистрали на транспортном уровне - Ethernet, на сетевом - IPX (в сетях Novell Netware) и NetBEUI (в сетях Microsoft Windows).
Операционные системы:
на файл-серверах локальных сетей - Novell Netware 3.IX (впоследствии - Novell Netware 4.X);
на серверах баз данных - Microsoft Windows NT;
на рабочих станциях - MS-DOS 6.2Х, Microsoft Windows for Workgroups 3.11 (впоследствии - Windows 95).
Файловые оболочки для DOS: Norton Commander.
Интегрированные прикладные программные пакеты:
в среде DOS - Microsoft Works и Лексикон;
в среде Windows - Microsoft Office.
Инструментальные программные средства:
персональные базы данных - FoxPro и Access;
процессоры баз данных - Microsoft SQL Server и Oracle.
Специальные программные средства: ОФИС.
Форматы данных при обмене информацией:
документы - текстовый формат DOS без символов форматирования;
оригинал-макеты - Microsoft Word for Windows, Aldus Page Maker;
база данных - DBF;
электронные таблицы - QuattroPro for DOS, Excel for Windows.
В области защиты информации также необходимо применять единые стандарты и правила на всех этапах: от генерации и распределения паролей и ключей до предотвращения физического доступа к компьютерам. Разработка руководящих указаний по методам защиты информации входит в компетенцию республиканской межведомственной рабочей группы по защите информации.
4.3. Структура информационных систем
Общая структура республиканской информационной системы органов государственной власти может быть представлена следующим образом:
В коммуникационной среде, образованной телекоммуникационной сетью, локальными сетями и информационной магистралью, возможны следующие основные виды информационного взаимодействия:
подключение рабочих станций к серверам (в рамках локальных сетей) (1);
соединение серверов (в рамках магистрали) (2);
доступ с рабочей станции телекоммуникационной сети к серверу магистрали (3);
доступ через удаленный сервер к магистрали (4);
доступ через сервер магистрали к удаленному серверу (5);
прямой доступ рабочей станции магистрали к удаленному серверу (6);
доступ с удаленной рабочей станции к удаленному серверу магистрали (7).
Типовая структура ведомственной информационной системы включает в себя:
информационные системы в районных подразделениях ведомства;
центральную информационную систему в составе республиканского органа ведомства.
В состав информационной системы районного подразделения может входить как отдельный компьютер, так и локальная сеть. При наличии технической возможности информационная система районного подразделения подключается к локальной сети районной администрации, через которую осуществляется взаимодействие с телекоммуникационной сетью. Если подключение к локальной сети невозможно или требуется интерактивный режим работы с информационными ресурсами, информационная система районного подразделения должна быть оснащена модемом для выхода в телекоммуникационную сеть.
Рабочие станции, входящие в состав центральной информационной системы ведомства, объединяются в локальную сеть. При наличии технической возможности центральная информационная система подключается к магистрали, через которую осуществляется взаимодействие с информационными системами других ведомств и телекоммуникационной сетью. Если подключение к магистрали невозможно, центральная информационная система ведомства должна быть оснащена модемом для выхода в телекоммуникационную сеть и сервером доступа (при необходимости организации удаленного интерактивного доступа к информационным ресурсам системы).
Локальная сеть районной администрации объединяет информационные системы районных подразделений ведомств. Опыт Калининской районной администрации г. Чебоксары, Чебоксарской и некоторых других районных администраций показывает высокую эффективность сетевых информационных технологий в местных органах самоуправления. В течение 1996-1997 годов планируется создание локальных сетей во всех районных администрациях.
Среди организационных мероприятий, имеющих целью повышение эффективности работ по внедрению и использованию информационных технологий, следует выделить:
введение в штат районных и городских администраций должностей специалистов по информатизации;
организация системы обучения и повышения квалификации кадров в области использования компьютерной техники.
Утверждено постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 05.10.95 N 258
Положение
о межведомственной комиссии по информатизации
органов государственной власти и местного
самоуправления Чувашской Республики
1. Общие положения
1.1. Межведомственная комиссия по информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики (далее - комиссия) создается Кабинетом Министров Чувашской Республики в качестве постоянно действующего органа для обеспечения координации действий министерств и иных республиканских органов исполнительной власти в области информатизации.
1.2. Комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, а также настоящим Положением.
1.3. Основу деятельности комиссии составляет коллегиальное рассмотрение и решение концептуальных вопросов информатизации органов государственной власти и местного самоуправления в целях реализации единой технической политики, обеспечения функциональной, информационной, технической, программной, организационно-правовой совместимости и взаимодействия при разработке и внедрении ведомственных и межведомственных информационных систем.
2. Задачи комиссии
2.1. Основными задачами комиссии являются:
разработка и рассмотрение концептуальных документов, регулирующих правовые, технические и организационные аспекты создания и использования информационных систем и ресурсов в органах государственной власти и местного самоуправления;
координация и согласование отраслевых, ведомственных и территориальных программ и планов в области информатизации;
рассмотрение проектных решений отраслевых, ведомственных и территориальных информационных систем и ресурсов;
проектирование общей структуры и информационных потоков интегрированной информационной системы органов государственной власти и местного самоуправления;
разработка системных требований и основных постановочных решений для отраслевых, ведомственных и территориальных информационных систем и их компонентов в части их взаимодействия;
разработка и утверждение республиканских стандартов на программно-технические средства информатизации;
обеспечение эффективности работ в области информатизации путем использования современных технологических решений, выбора типовых проектных решений, унификации проектных работ, минимизации материальных затрат;
определение форм и программ подготовки и переподготовки кадров, участвующих в процессе создания и использования информационных ресурсов;
рассмотрение и согласование мероприятий, связанных с подготовкой к внедрению, внедрением и эксплуатацией информационных систем;
разработка и рассмотрение общих вопросов защиты информации;
осуществление контактов с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти зарубежных государств, а также российскими и зарубежными организациями и фирмами по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.
3. Права комиссии
3.1. В соответствии с основными задачами комиссия имеет право:
вносить в Кабинет Министров Чувашской Республики в установленном порядке предложения по направлениям работ в области информатизации, совершенствованию системы их финансирования и распределения материальных ресурсов;
рассматривать и давать заключения по проектам отраслевых, ведомственных и территориальных программ и планов в области информатизации;
давать заключения о необходимости внесения изменений в проектируемые и уже действующие информационные системы для обеспечения их взаимодействия;
заслушивать на своих заседаниях разработчиков информационных систем органов государственной власти и местного самоуправления о ходе работ по их созданию и внедрению;
вносить предложения об утверждении республиканских стандартов на программно-технические средства информатизации;
осуществлять контроль за соблюдением республиканских стандартов при проведении работ по информатизации;
рассматривать вопросы выбора и типизации основных проектных решений и технических средств, разработки и внедрения компонентов системы информатизации;
привлекать к работе комиссии необходимых специалистов;
образовывать рабочие группы для рассмотрения отдельных вопросов информатизации, входящих в компетенцию комиссии.
4. Порядок работы комиссии
4.1. Комиссию возглавляет председатель, являющийся руководителем работ по информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики.
4.2. В состав комиссии входят:
представители органов государственной власти Чувашской Республики, непосредственно отвечающие за вопросы информатизации;
специалисты по информатизации районных и городских администраций.
4.3. Комиссия проводит свою работу по плану, утвержденному его председателем.
4.4. Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. На заседаниях комиссии по мере необходимости могут приглашаться специалисты.
4.5. Заблаговременное ознакомление членов комиссии с материалами к предстоящему заседанию обеспечивает секретарь комиссии.
4.6. Решения комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов комиссии.
Решения комиссии оформляются протоколами, составляемыми секретарем комиссии и подписываемыми ее председателем.
4.7. Решения, принимаемые комиссией в соответствии с ее компетенцией являются обязательными для всех республиканских органов исполнительной власти, представленных в комиссии, а также для юридических лиц, находящихся на территории Чувашской Республики и действующих в сфере ведения этих органов.
4.8. Решения комиссии доводятся до исполнителей и других заинтересованных организаций в части, их касающейся.
4.9. По решению председателя комиссии для обсуждения специальных вопросов могут проводиться закрытые заседания.
4.10. Председатель комиссии может присваивать документам, относящимся к компетенции комиссии, гриф "Для служебного пользования".
4.11. Организационно-техническое обслуживание комиссии обеспечивается Администрацией Президента Чувашской Республики.
4.12. Изменения персонального состава комиссии осуществляется распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики.
4.13. Ликвидация, реорганизация комиссии осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 05.10.95 N 258
Примерная должностная инструкция
специалиста по информатизации районной
(городской) администрации
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет основные задачи, функции, права и обязанности, а также требования к уровню квалификации специалиста по информатизации районной (городской) администрации (далее специалист по информатизации).
1.2. Специалист по информатизации входит в штат работников районной (городской) администрации (далее - администрация) на правах заведующего отделом и отвечает за координацию вопросов информационного обеспечения, внедрение и функционирование компьютерных информационных систем в органах местного самоуправления района (города).
Специалист по информатизации исполняет обязанности системного администратора территориальной избирательной комиссии.
1.3. Специалист по информатизации:
осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, настоящей должностной инструкцией, нормативными документами Кабинета Министров Чувашской Республики, органов государственной власти Чувашской Республики, а также администрации;
в процессе осуществления функций системного администратора территориальной избирательной комиссии руководствуется нормативными документами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики.
1.4. Специалист по информатизации назначается и освобождается от должности распоряжением главы администрации по согласованию с заведующим отделом информатизации государственных органов Администрации Президента Чувашской Республики и входит в штат работников аппарата администрации.
В период проведения избирательной кампании назначение на должность и освобождение от должности специалиста по информатизации осуществляется также с согласия соответствующей территориальной избирательной комиссии.
1.5. Специалист по информатизации непосредственно подчиняется главе администрации. Техническое руководство работой специалиста по информатизации осуществляет заведующий отделом информатизации государственных органов Администрации Президента Чувашской Республики.
На время проведения выборов и референдумов специалист по информатизации по вопросам информационного обеспечения проведения выборов и референдумов подчиняется председателю соответствующей территориальной избирательной комиссии и работает под его непосредственным руководством со дня образования комиссии и до прекращения ее полномочий.
1.6. В сферу обязанностей и ответственности специалиста по информатизации входят следующие органы местного самоуправления района (города) (далее - местные органы):
районная (городская) администрация и ее структурные подразделения;
территориальная избирательная комиссия;
районные подразделения республиканских органов исполнительной власти.
По вопросам внедрения информационных систем в местных органах специалист по информатизации взаимодействует со службами информатизации республиканских органов исполнительной власти.
1.7. Расходы по фонду оплаты труда специалиста по информатизации финансируются за счет средств районного (городского) бюджета. В период выборов в федеральные органы власти осуществляется дополнительное финансирование за счет средств федерального бюджета.
2. Уровень квалификационных требований
2.1. Специалист по информатизации должен иметь:
высшее техническое образование (как правило);
опыт эксплуатации информационных систем;
навыки профессиональной работы на персональном компьютере.
2.2. Специалист по информатизации должен знать:
нормативные документы в области информатизации Российской Федерации, Чувашской Республики, а также местной администрации;
технологию обработки данных в информационных системах;
основы функционирования специализированных программных комплексов, эксплуатируемых местными органами;
основы функционирования стандартных технических средств;
правила хранения и эксплуатации компьютерно-коммуникационного оборудования и оргтехники;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты;
правила режима и защиты информации.
3. Обязанности специалиста по информатизации
В должностные обязанности специалиста по информатизации входит:
3.1. Осуществление руководства отделом информатизации (при его наличии в структуре администрации).
3.2. Координация и контроль внедрения информационных систем в местных органах:
экспресс-обучение работе с информационными системами и консультирование пользователей;
установка новых версий общесистемного и специального программного обеспечения;
организация и контроль за ведением республиканских регистров и банков данных.
3.3. Организация функционирования электронной почты:
контроль за работой операторов электронной почты в местных органах;
регулярное проведение сеансов связи для администрации;
выполнение регламентных работ при обеспечении режима конфиденциальной переписки и переписки с использованием электронного визирования;
контроль за качеством каналов связи и взаимодействие со службами связи для оперативного устранения неполадок;
прием и отправка электронной почты для местных органов, не подключенных к электронной почте.
3.4. Организация компьютерного делопроизводства администрации средствами стандартных программных систем "Делопроизводство" и "Обращения граждан":
регистрация, распечатка и доведение до адресата входящей электронной почты;
организация отправки по электронной почте исходящих документов администрации;
организация заполнения базы данных с регистрационной информацией по входящим и исходящим документам;
организация ведения полнотекстовой базы данных по нормативным документам администрации;
организация ведения базы данных писем и обращений граждан;
пересылка по электронной почте в Администрацию Президента Чувашской Республики текстов нормативных документов администрации в 10-дневный срок после их принятия.
3.5. Администрирование объединенной локальной сети администрации:
обеспечение круглосуточного устойчивого функционирования файл -сервера и оборудования объединенной локальной сети администрации;
выполнение регламентных функций администратора локальной сети по определению прав доступа пользователей к ресурсам сети (по согласованию с местными органами);
установка на сервере стандартного комплекта программного обеспечения;
контроль за соблюдением пользователями правил работы в сети (объем и состав информации в личных разделах, антивирусный контроль и т.п.);
проведение регламентных работ по обеспечению надежности хранения информации (создание комплекта резервных копий, тестирование дисковой системы и т.п.);
организация размещения, установки и подключения компьютеров к локальной сети;
подготовка предложений по развитию локальной сети, а также приобретению и модернизации оборудования локальной сети.
3.6. Осуществление технического и системного сопровождения компьютерно-коммуникационного оборудования и оргтехники в местных органах:
поддержание в работоспособном состоянии компьютерно -коммуникационного оборудования и оргтехники администрации;
планирование и осуществление восполнения запасных частей и расходных материалов для компьютерно-коммуникационного оборудования и оргтехники администрации;
подготовка предложений по приобретению и модернизации компьютерно-коммуникационного оборудования и оргтехники;
оказание технической помощи местным органам при возникновении аварийных ситуаций в работе компьютерно-коммуникационного оборудования и оргтехники;
проведение регламентных профилактических работ в местных органах (тестирование компьютеров, антивирусный контроль, создание резервных копий информации).
3.7. Подготовка предложений для главы администрации и нормативных документов администрации по вопросам информатизации (по согласованию с отделом информатизации Администрации Президента Чувашской Республики).
3.8. Выполнение поручений руководства по поиску и получению необходимых данных в информационной системе Администрации Президента Чувашской Республики.
3.9. Организация работы операторов и проведение дежурств, связанных с массированным вводом или обменом информацией (при проведении выборов, в чрезвычайных ситуациях и т.п.).
3.10. Выполнение оперативных указаний сотрудников отдела информатизации Администрации Президента Чувашской Республики.
3.11. Осуществление и координация мероприятий по защите и предотвращению несанкционированного доступа к информации.
3.12. Контроль за соблюдением правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты при проведении работ в области информатизации.
4. Права специалиста по информатизации
Специалист по информатизации имеет право:
4.1. Требовать исполнения сотрудниками местных органов нормативных правил работы с информационными системами.
4.2. Вносить главе администрации согласованные с отделом информатизации Администрации Президента Чувашской Республики:
планы информатизации;
предложения по приобретению и модернизации компьютерного оборудования;
предложения по рациональной организации документооборота и информационного обеспечения;
предложения по распределению обязанностей и закреплению ответственных сотрудников в ходе внедрения и эксплуатации информационных систем;
предложения по назначению на должность и освобождению от должности сотрудников отдела информатизации;
представления о поощрениях и наказаниях сотрудников администрации по результатам работы с информационными системами.
4.3. Получать информацию о ходе внедрения информационных систем в районных подразделениях органов исполнительной власти.
5. Ответственность специалиста по информатизации
5.1. Специалист по информатизации в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за:
ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
сохранность принимаемой и достоверность передаваемой информации;
разглашение паролей и ключей электронного визирования.
5.2. В случае неудовлетворительной работы специалиста по информатизации заведующий отделом информатизации государственных органов Администрации Президента Чувашской Республики может вносить главе администрации представление о лишении специалиста по информатизации премии, а в случае неоднократного невыполнения своих обязанностей - представление о должностном несоответствии.
Утверждено постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 5 октября 1995 г. N 258
Положение
об информационной магистрали
республиканских органов государственной власти
1. Общие положение
1.1. Информационная магистраль республиканских органов государственной власти (далее - магистраль) объединяет информационные системы республиканских органов государственной власти в единое информационное пространство, обеспечивая для пользователей прозрачное взаимодействие и обмен информацией. Интеграция с республиканской телекоммуникационной сетью Х.25 позволяет пользователям из органов государственной власти и местного самоуправления на всей территории республики осуществлять эффективный доступ к информационным ресурсам.
1.2. Базовая инфраструктура магистрали состоит из:
каналов передачи данных с различной средой (коаксиальный кабель, кабель "витая пара", волоконно-оптический кабель, радиоканалы);
сетевого и коммуникационного оборудования (концентраторы, хабы, трансиверы, антенное хозяйство), обеспечивающего работу магистрали в целом (за исключением оборудования входящих в магистраль информационных систем).
1.3. Магистраль представляет собой высокоскоростную распределенную сеть в стандарте ISO 802.3 Ethernet. Для кабельных сред стандартная скорость передачи данных составляет 10 Mbps, для радиосети - до 2 Mbps.
1.4. Магистраль поддерживает различные сетевые протоколы. Базовым протоколом магистрали является IPX, для которого обеспечивается единое адресное пространство и единое пространство данных.
1.5. Технологически для всех пользователей магистрали обеспечивается доступ ко всем информационным ресурсам. Доступ разграничивается стандартными средствами информационных систем, подключенных к магистрали.
2. Доступ к информационным ресурсам
посредством магистрали
2.1. Магистраль имеет многоцелевое назначение и используется для:
доступа пользователей к приложениям, хранящимся на серверах баз данных, файл-серверах и хостах магистрали;
доступа к фондам программ и библиотекам файлов на файл -серверах;
функционирования электронной почты (в том числе через шлюз с телекоммуникационной сетью Х.25);
доступа пользователей магистрали к ресурсам глобальных сетей;
удаленного доступа пользователей телекоммуникационной сети Х.25 к информационным ресурсам магистрали;
централизованного резервного копирования данных, хранящихся на различных серверах магистрали;
удаленного управления и централизованного контроля за работой информационных систем.
Средством магистрали обеспечивается функционирование республиканских регистров (населения и предприятий) и банков данных.
2.2. Применяются следующие стандартные способы подключения информационных систем органов государственной власти к магистрали:
подключение серверов (Novell NetWare, Windows NT и UNIX) локальных сетей через внутренние мосты с разделением трафика;
непосредственное подключение рабочих станций к магистрали посредством сетевого адаптера - по одной станции для каждого органа государственной власти, не имеющего локальной сети (хоста);
подключение мэйнфреймов IBM через шлюзы SNA, реализованные на базе персональных компьютеров.
2.3. Для каждой информационной системы поддерживается режим гостевого входа (guest) с доступом к данным общего пользования и директории обмена файлов. В режиме гостевого входа пользователям предоставляется информация о наличии и доступности в системе информационных ресурсов.
2.4. Базовая инфраструктура магистрали функционирует в непрерывном цикле (круглосуточно 7 дней в неделю). Допускаются технологические перерывы в работе на отдельных участках магистрали продолжительностью не более 2 часов.
2.5. Режим работы информационных систем, подключенных к магистрали, определяется органами государственной власти - их владельцами. Информационные системы общего пользования, имеющие республиканское значение, функционируют в непрерывном цикле.
3. Управление магистралью
3.1. Общее управление магистралью и координацию работ по ее развитию осуществляет главный администратор магистрали.
3.2. Назначение главного администратора магистрали осуществляется руководителем работ по информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики.
3.3. В обязанности главного администратора магистрали входят следующие вопросы:
определение политики развития магистрали и участие в ее проектировании;
администрирование сети (составление плана адресов информационных систем, ведение списка пользователей);
координация работ по подключению конечного оборудования информационных систем;
разграничение прав доступа пользователей к информационным ресурсам общего пользования (ресурсам республиканского и межведомственного значения);
разграничение прав доступа пользователей к информационным ресурсам органов государственной власти (совместно с системными администраторами соответствующих органов государственной власти);
осуществление и координация работ по защите информации (антивирусные средства, криптование и электронная подпись, внедрение систем безопасности и т.д.);
администрирование и обеспечение функционирования электронной почты (в т.ч. шлюза с телекоммуникационной сетью Х.25);
администрирование коммуникационных серверов и серверов приложений, разграничение прав доступа удаленных пользователей;
поддержание фонда программ общего пользования;
ведение каталога информационных ресурсов, доступных посредством магистрали, и ознакомление пользователей магистрали с ним;
проведение работ по оптимизации магистрали (повышение пропускной способности магистрали, снижение трафика) за счет модернизации оборудования, совершенствования сетевого администрирования, использования новых и модернизации действующих программных средств, перехода на архитектуру "клиент-сервер" и т.д.;
координация сопровождения локальных сетей органов государственной власти;
организация консультирования системных администраторов органов государственной власти.
3.4. Свои обязанности главный администратор магистрали осуществляет в координации с системными администраторами органов государственной власти.
По вопросам функционирования магистрали, отнесенным к его компетенции, главный администратор магистрали осуществляет оперативное руководство системными администраторами органов государственной власти.
4. Эксплуатация и развитие магистрали
4.1. Эксплуатация и развитие базовой инфраструктуры магистрали осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, направляемых на информатизацию. Функции заказчика осуществляет Администрация Президента Чувашской Республики.
4.2. Подключение оконечного оборудования информационных систем органов государственной власти к магистрали может осуществляться как за счет органов государственной власти, так и за счет средств информатизации.
4.3. Базовая инфраструктура магистрали находится на балансе Администрации Президента Чувашской Республики. Устройства сопряжения информационных систем с магистралью находятся на балансе органов государственной власти - владельцев информационных систем.
4.4. Головная организация по эксплуатации и развитию республиканской телекоммуникационной сети Х.25 АО "Связьинформ" Чувашской Республики совместно с главным системным администратором магистрали осуществляет проведение следующих работ по интеграции магистрали и сети Х.25:
организация и эксплуатация шлюза "ДИОНИС - локальная сеть" для передачи пакетной электронной почты;
эксплуатация коммуникационных серверов и серверов приложений для организации удаленного доступа пользователей сети Х.25 к ресурсам магистрали и терминального доступа пользователей магистрали к ресурсам глобальных телекоммуникационных сетей (только для оборудования, установленного на региональном коммуникационном узле сети Х.25).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 октября 1995 г. N 258 "О развитии работ по информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики"
Текст постановления опубликован в газете "Правительственный вестник" от 18 октября 1995 г. N 41 (133)
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2011 г. N 664 настоящее постановление признано утратившим силу