Комментарий к Указу Президента Чувашской Республики
от 29 апреля 2003 г. N 39
В соответствии с бюджетным законодательством очередная бюджетная кампания начинается за 8 месяцев до начала нового финансового года. На очередном заседании Кабинет Министров Чувашской Республики специальным постановлением утвердил порядок разработки проекта республиканского бюджета Чувашской Республики и прогноз социально-экономического развития на 2004 год и среднесрочную перспективу до 2006 года. Перед всеми министерствами и иными органами исполнительной власти Чувашской Республики поставлены конкретные задачи по формированию этих важнейших документов.
Главным содержанием для формирования планов на будущее являются основные направления бюджетной политики, утверждаемые ежегодно Указом Президента Чувашской Республики.
Задачи, которые ставит Президент на очередной год, более сложные, чем в прошлом. Президент постоянно повышает требования, заставляет заново оценивать и переоценивать, обновлять и улучшать работу на общий вклад в общее стратегическое развитие.
Происходит непрерывная модернизация деятельности власти, что означает создание уверенности в том, что как простые граждане, так и предприниматели могут рассчитывать на то, что их интересы будут учитываться в первую очередь. Общественные службы и программы должны быть доведены до людей результативно, эффективно и удобно для их пользования. Мы уже являемся свидетелями или участниками преобразований в социально-культурной жизни, будь это приобретение школьных автобусов или появление нового облика социальных учреждений с новым качеством медицинского обслуживания или образовательного процесса. А вот теперь должна быть завершена за два ближайших года газификация, о чем сельский житель раньше не мог и мечтать.
Устойчивый экономический рост, повышение реальных доходов населения, достижение сбалансированности ресурсов и обязательств стало очевидностью. Правительство Чувашии своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства перед населением.
Не случайно в этом году в Чувашии прошли всероссийские совещания по вопросам реформирования общественных финансов, модернизации ЖКХ, образования. Это признание положительных результатов в экономике, в повышении эффективности власти и общественных служб в Чувашской Республике.
Страна за последнее десятилетие прошла сложный путь реформирования, что испытала и наша республика, было время, когда борьба шла на выживание. Сейчас по мере упорядочения дел во всех сферах социально-экономической жизни потребуются стратегические цели на более дальнюю перспективу, о чем говорил Президент Чувашской Республики в своем Послании Государственному Совету.
Поэтому основные направления бюджетной политики Президента на следующий год преследуют не просто своевременное постатейное исполнение бюджета и полное выполнение социальных обязательств перед гражданами, но и прежде всего совершение действий по достижению целевых показателей социальной и экономической эффективности и качества работы общественных служб.
Бюджетные траты должны быть четко взаимоувязаны с достижением конечного результата. Например, завершение газификации - конкретная историческая задача. Можно проанализировать и на примере бюджетного учреждения: можно каждый год обновлять мебель, но от этого ни уровень образования, ни уровень лечения не повысятся. Но если деньги будут тратиться на развитие навыков критического мышления, постоянное обучение и применение этих навыков в повседневной жизни, тогда мы получим более развитого и активного человека.
При этом на важный план выходит среднесрочное и долгосрочное финансовое планирование, отражающее стратегические направления экономической политики и политики развития. Стратегические планы действий должны быть у каждого структурного подразделения Правительства и органов местного самоуправления с указанием количественных и качественных параметров социально значимых целей.
Особое внимание уделяется планированию государственных расходов на инвестиции. Бывает, что ресурсы иногда недостаточно сосредоточены на приоритетных направлениях, много непрограммных инвестиций, бывают факторы неопределенности со стороны заказчиков и подрядчиков, запланируют ли в следующем году выделение средств на начатый объект. Ведь больше вреда, когда полводопровода# сделали, а потом забросили.
Государство не должно являться единственным поставщиком инфраструктурных услуг. Поэтому необходима более целенаправленная политика в привлечении бизнеса на вложения в телекоммуникации, развитие услуг связи, коммунальных услуг и т.д. Ведь абсолютно актуальны задачи телефонизации или электрификации новых сельских улиц.
Указ предусматривает дальнейшее укрепление общественного контроля за работой Правительства на основе систематических отчетов министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики о проделанной работе; должны быть публичные слушания, как каждое министерство выполняет функциональные обязанности, как реализуются программные цели с конкретными пояснениями отклонений в ту или и иную сторону, новые формулировки преобразований, если что-то не так.
Предусмотрены меры новых подходов по государственной поддержке села, особенно в вопросах содействия маркетингу, сбыта сельхозпродукции, удешевления кредитов, приобретения техники. Будут активно решаться вопросы реструктуризации и оздоровления товаропроизводителей. В этом году сельхозтоваропроизводителями уже оформлены льготные кредиты на более 400 млн. рублей, включая бюджетные ссуды из федерального бюджета. С другой стороны, и крестьянам необходимо более адекватно относиться к такой поддержке; не все обязательны при возврате ранее полученных кредитов, несвоевременно и не в полном объеме используются выделенные средства из бюджета.
Наиболее серьезная работа, которая ожидается в следующем году, - это подготовка мер для реализации грядущего нового закона о принципах организации местного самоуправления. Необходимо по-новому формировать систему межбюджетных отношений между органами местного самоуправления разных уровней, а уровень появляется четвертый, поселенческий. Поселения будут иметь собственные бюджеты с гарантированными доходными источниками. Новый закон направлен на более эффективное решение местных хозяйственных и социальных вопросов умом и способностью местных жителей. Поэтому надо будет серьезно подготовиться, чтобы новый уровень местного самоуправления был готов брать ответственность по новым полномочиям.
Для того, чтобы все задуманное претворить в жизнь, необходимы деньги. А это возможно только через устойчивое функционирование экономики. Стратегические направления развития экономики Президента Чувашии до 2010 года предусматривают модернизацию экономики, направленную на повышение эффективности, осуществление структурных сдвигов и динамичный рост. Принят Указ Президента, предусматривающий государственную поддержку малого бизнеса и развитие предпринимательской инициативы на основе снятия административных барьеров, обеспечения доступа к кредитам, лизингу, недвижимости. Все эти комплексные меры призваны укреплять финансовую устойчивость Чувашской Республики, увеличивать реальные доходы населения и повышать качество жизни.
Министр финансов
Чувашской Республики | Н.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст комментария опубликован в газете "Вести Чувашии" от 30 апреля 2003 г. N 21 (602), в газете "Хыпар" от 30 апреля 2003 г. N 80 (23718)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационно-правовом сотрудничестве между Министерством финансов Чувашской Республики и ООО "Гарант-Чебоксары"