Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 14 сентября 1998 г. N 267
"О Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики"
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. N 58 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 31 января 1997 г. N 10 "О Президентской программе "Новая школа" и в целях обеспечения развития системы образования в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире".
2. Министерствам и иным республиканским органам исполнительной власти, администрациям районов и городов Чувашской Республики учитывать положения Концепции при разработке и реализации соответствующих социообразовательных программ.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования Чувашской Республики с представлением в Кабинет Министров обобщенной информации ежегодно к 15 июля.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики |
Н.Федоров |
Утверждена
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 14 сентября 1998 г. N 267
Концепция
государственной образовательной политики
Чувашской Республики "Человек и образование в
современном мире"
Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире" (далее - Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в вопросах образования и воспитания подрастающего поколения и призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики по решению стратегический задач Образования.
Проблемы образования требуют нового осмысления концептуальных направлений, новых организационно-энономических и образовательно-правовых механизмов деятельности всех звеньев системы. Школа - часть общества, и она не может быть иной, чем само общество. Вместе с тем образование должно способствовать формированию будущих общественных отношений, так как только в образовании рождается будущее.
Опыт, накопленный в процессе реализации Президентской программы "Новая шкала", позволяет прогнозировать и моделировать на перспективу ключевые механизмы управления всем образовательным пространством республики. И настоящая Концепция является закономерным этапом развития Президентской программы "Новая школа".
Цель образовательной политики: создание системы образования, соответствующей актуальным и перспективным потребностям Чувашии и России, развивающей свободную, образованную, культурную Личность, способную реализовать себя в соответствии с запросами изменяющегося общества.
Стратегическими задачами Концепции определяются:
социализация образовательных учреждений всех уровней;
построение личностно-ориентированного содержания образования;
оптимизация и рационализация сети образовательных учреждений;
создание региональной системы непрерывного образования на основе
преемственности и интеграции;
создание нового финансово-экономического механизма деятельности системы;
всемерное развитие национальной школы;
обеспечение конкурентоспособности национальных кадров на отечественном и международном рынках труда.
Фундаментальные ценности, необходимые системе образования:
права и достоинство личности;
общечеловеческие ценности;
исторические и культурные ценности России и Чувашии;
национальное самосознание;
физическое и нравственное здоровье.
Принципы функционирования системы образования:
демократизация;
гуманизация и гуманитаризация;
вариативность и дифференцированность;
научность и преемственность;
непрерывность и системность;
учет этнокультурных особенностей народов Чувашской Республики;
развивающий инновационный характер.
Введение
Новые ценностные ориентации, распространяющиеся в обществе, являются критериями оценки результатов деятельности системы образования. Очевидно, что кардинальные изменения общества за последние годы отразились и на образовании.
В процессе прошедших в предыдущее десятилетие реформ в образовании создана основа для перехода от унифицированного образования к вариативному, учитывающему личностные запросы учащегося в быстро меняющемся социально-экономическом положении государства и общества.
Этот путь все региональные структуры проходят по-своему, хотя и в русле федеральной образовательной политики. Особенности исторического прошлого, национально-культурного наследия, соотношения сельского и городского населения, менталитет народа - все это отражается на региональной системе образования и требует особой, отличающейся от общероссийской, программы действий в устранении системного дефекта в существующей государственной образовательной политике.
Поскольку мироощущение человека меняется медленнее всего, это рождает сложные проблемы и коллизии. И единственный путь их решения - через молодое поколение, не отягощенное прежними устоями и догмами. Именно через образовательные учреждения, создавая в них дух свободы, правового и экономического сознания, через сотрудничество "ученик-учитель-родители-окружающие люди" возможно изменение менталитета, мироощущения нашего народа.
Это требует создания новых организационно-экономических и образовательно-правовых механизмов деятельности всех звеньев системы образования. Ключевой фигурой необходимых преобразований является учитель в новой функции партнера родителей, друга и духовного наставника ребенка с самого раннего возраста.
Активная работа ученых и педагогов - практиков республики и, в первую очередь. Чувашского государственного университета им, И. Н. Ульянова, расширяет и укрепляет образовательные связи республики с перспективно развивающимися регионами России. На принципиально новый этап развития вышли республиканское образовательное пространство и его международные контакты с подключением университета к Итернету.
Образовательными учреждениями Чувашии наработан целый набор инновационных проектов и программ, сейчас для их внедрения необходима поддержка как на государственном, так и на общественном уровне.
Основной путь управления образовательным пространством республики целевые государственные программы.
В настоящее время завершена работа над программами "Сельская школа" и "Образование и здоровье детей".
В стадии разработки находится программа "Профессиональное образование". В 1998 году принята республиканская программа "Дети Чувашии".
Все они имеют комплексный социально-образовательный характер:
а) работают на решение стратегичесикх задач;
б) направлены на решение крупных социальных проблем;
в) их разработка и реализация должны иметь межведомственный, межотраслевой характер.
Кроме того, в республике действует еще ряд целевых программ, направленных на решение конкретных задач.
Анализ существующих и разрабатываемых программ позволяет выделить стратегические и тактические организационно-управленческие решения по следующим приоритетным направлениям:
I. Сельская школа. Профессиональное образование.
II. Образование и здоровье детей. Дети группы риска.
III. Инновационное образование.
Организационно-управленческое решение
стратегических задач
1. А. Социализация образования (приближение образования к потребностям общества). Всемерное развитие национальной школы. Обеспечение конкурентоспособиости национальных кадров на отечественном и международном рынках труда
2. Б. Построение личностно-ориентированного содержания образования
Сегодня образование все еще оторвано от реальной жизни как по качеству подготовки своих выпускников к изменениям в обществе, так и по сути своего функционирования. Оно не соответствует современной социально-экономической ситуации.
Школьное образование с классическим набором знаний, умений и навыков, с поспешно вводимыми образовательными стандартами неспособно выполнять новые социальные функции. Школа должна научить учащихся жить в динамичной среде, анализировать ситуации, делать выбор, принимать нестандартные решения, т.е. достичь такого социально приемлемого уровня образованности граждан, который обеспечит максимальную безопасность наций в конкретный исторический период.
Слабая общественная поддержка школы (всех образовательных учреждений) Объясняется в определенной степени оторванностью школьных знаний от жизни. Общество сегодня требует качественно иной продукции во всех сферах, а значит, и в образовании.
Но кардинальные изменения личности возможны лишь в том случае, если с ранних лет в дошкольных образовательных учреждениях и школе человек будет формироваться в ином образовательном пространстве. Не администрирование, навязывание воли и знания учителя, а педагогика сотрудничества, формирование чувства достоинства, свободы даст возможность изменить качество образования, достичь поставленных целей.
Современная школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта родного народа, его нравственных устоев. Она должна создавать условия для приобщения подрастающего поколения к материальной и духовной культуре родного народа, его традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у учащихся этнического самосознания, человеческого и национального достоинства.
2. Направления решения задач:
2.1. Обновление учебно-воспитательного процесса и содержания образования: внедрение развивающего обучения и инновационных технологий (через деятельность вузов. Чувашского республиканского института образования (РИО), общественных советов и ассоциаций); создание гибкого базисного учебного плана;
всемерное повышение качества преподавания иностранных языков как средства делового общения на международном уровне;
подготовка и издание учебников нового поколения по национальнорегиональному компоненту;
внедрение новой схемы снабжения учебниками федерального компонента;
поддержка и поднятие престижа творчески работающих школ и педагогов (конкурсы, аттестация, авторские публикации и т.д.);
создание системы мониторинга и прогнозирования подготовки и переподготовки педагогов всех уровней;
создание лаборатории и коллектива педагогов для поиска и апробации современных решений проблем сельской шкалы.
2.2. Изменение характера деятельности образовательных учреждений и управления ими:
превращение каждого образовательного учреждения (дошкольное, школьное, профессиональное) в социально ориентированное и общественно зависимое по управлению, в многоканально финансируемое и экономически стабильное по функционированию. Это приведет к тому, что образовательное учреждение должно будет работать исходя из позиции опережающего развития образования, в соответствии с перспективами развития экономики и социальной среды, запросами и ожиданиями обучающихся, родителей, общества и государства в целом;
развитие профильных классов, трудовых, фермерских шибл и т. д. Поддержка общественностью такого типа школ даст им новый импульс, как направленным налотребности родителей и общества. Одновременно школа, как центр сообщества, окажет благотворное социокультурное воздействие на местное население;
создание в школе атмосферы защищенности, формирования чувства национальной полноценности и морального комфорта в Многонациональной среде;
создание условий, гарантирующих равные права национальных языков и традиций, соблюдение паритетности языков, повышецие статуса и социальных функций родного языка;
целенаправленное формирование в республике единого образовательного сообщества через развитие попечительства, создание ассоциаций, советов по образованию и т.п., включая в эту проблему представителей всех групп общества;
создание и реализация программы "Профессиональное образование", с максимальным учетом потребностей общества, его социально-экономичеких запросов.
13. Усиление роли образования в обществе возможно и при объединении им различных структур для решения еще двух актуальнейших проблем: здоровье детей и неблагополучные дети (дети группы риска).
Основные подходы и меры разрабатываются в проектах соответствующих программ.
3. Некоторые конкретные меры по реализации указанных направлений:
разработка новых муниципальных программ стабилизации и развития образования в Чувашской Республике;
мобилизация усилий вузов республики по обновлению организации учебно-воспитательного процесса и содержания школьного образования (инвентаризация и обновление планов научно-исследовательских работ; широкая общественная аттестация вузов, кафедр; организация конкурсов по подготовке учебной литературы и т.д.);
установление строгого государственного контроля (лицензирование, аттестация и аккредитация) за функционированием учреждений профессионального образования;
разработка и реализация республиканской программы переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, включение ее в соответствующие федеральные программы;
разработка программы развития и поддержки инновационной деятельности в образовании, включение ее в соответствующие федеральные программы;
реорганизация Чувашского республиканского института образования в целях эффективного научно-методичесного обеспечения целевых программ, более оперативного решения задач переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и превращение института в научно-методический и информационно-аналитический центр системы образования Чувашской Республики; образования Чувашской Республики;
создание Совета по профессиональному образованию при Президенте Чувашской Республики;
создание школьного совета при Министерстве образования Чувашской Республики, Ассоциации инновационных школ, предметных ассоциаций и т.д.
II. В. Оптимизация и рационализация сети образовательных учреждений республики (структурная перестройка системы образования). Создание региональной системы непрерывного образования на основе преемственности и интеграции
II. Г. Создание нового финансово-экономического механизма деятельности образовательной системы
В настоящее время в республике функционируют 553 дошкольных образовательных учреждения, 694 общеобразовательные школы, 29 профессиональных училища, 25 учреждений среднего профессионального образования, 8 лицензированных вузов.
За последние годы наблюдается тенденция к уменьшению числа дошкольных образовательных учреждений и увеличению вузов.
Но если дошкольные и школьные учреждения остались в ведении Министерства образования Чувашской Республики, то профессиональное образование, в особенности высшее и среднее, даже формально находится за пределами компетенции министерства. Это значительно осложняет ммрдинацию действий по структуризации системы образования в целом, по мобилизации и рационализации в использовании региональных ресурсов и введению государственного заказа на поплуговку специалистов, в частности.
II. 1. Реализация подпрограммы "Сельская школа в Чувашии"
Данная подпрограмма имеет чрезвычайно большую социальную значимость для нашей республики, где 40% населения - сельское, 70% образовательных учреждений и почти половина учащихся также - сельские. Актуальная необходимость в реструктуризации сети сельских образовательных учреждений обусловлена рядом следующих причин: падение рождаемости на селе в последние 10-15 лет, уменьшение финансовых возможностей родителей детей дошкольного возраста, невозможность строительства школьных зданий в прежнем темпе и количестве, низкое качество образования в малокомплектных школах и высокая стоимость их содержания.
Коренные изменения, происходящие в социально-экономической сфере, требуют срочных мер сегодня и разработки направления развития-на будущее. На первом этапе необходимо начать в 2-3 районах республики ряд принципиально новых экспериментальных подходов, заранее даже предполагая их недопонимание со стороны населения. Создание и апробация в этих районах точно просчитанных моделей позволит вести работу в данных направлениях по республике в целом. Некоторые направления решения задачи: разработка и апробация модели сельской шмолы с отимальными социально-педагогическими и материально-техническими параметрами;
на основе инвентаризации сельских школ - оптимизация и рационализация сети школ, их укрупнение, создание комплексов: школа-сад, школатехучилище и т.п.;
развитие подсобных хозяйств и рациональное использование пришкольных земельных участков;
материально-техническое обеспечение школ (сегодня реально техникой - отдельных, модельных, с подключением к сети Интернет); поэтапная газификация школ;
кадровое обеспечение на основе развтия юнкретой системы для подготовки учителей. В перспективе - эксперимент с образовательными чеками;
создание специальной кафедры в РИО по проблемам сельской школы;
поддержка и развитие всех форм интеграции сельских учреждений и общественности, способствующих развитию учащихся и школы, как центра села.
II. 2. Реализация подпрограммы "Профессиональное образование в
Чувашской Республике"
Разработка и реализация республиканской подпрограммы "Профессиональное образование", основанной на идее опережающего образования исходя из учета динамично меняющихся социально-экономических отношений и темпа развития новых технологий, ставит целью готовить специалистов с высоким уровнем профессиональности, образованности и культуры, конкурентоспособных, умеющих мобильно адаптироваться к быстрым изменениям в обществе и на производстве, быстрой смене профессий и сферы деятельности. Для подготовки подпрограммы необходимо вовлечь в коллектив разработчиков представителей всех профессиональных групп образовательного пространства республики через создание Совета по образованию при Президенте Чувашской Республики. Некоторые направлБния решения задач: анализ динамики социально-экономической ситуации и развития экономики республики в разрезе городов и районов, в разрезе форм собственности и размеров предприятий на перспективу до 2007-2010 годов;
определение общей потребности городов и районов республики в соответствующих профессиональных кадрах;
анализ системы профессионального образования на предмет соответствия сегодняшнему рынку труда, разработка перспектив развития ее структуры, прогноз на ближайшие годы;
разработка моделей психолого-педагогического мониторинга, служб адаптации и системы контроля качества обучения и уровня профессиональной подготовки учащихся, студентов и курсантов профессиональных образовательных учреждений;
разработка предложений по созданию научных, учебно-методических центров профессионального образования и системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров всех отраслей и профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования;
разработка системы лицензирования, аттестации, аккредитации профессиональных образовательных учреждений, обновление специальностей и ликвидация дублирующих факультетов и отделений;
создание единой системы непрерывного образования, поддержка инновационных моделей интегрированных образовательных учреждений;
возможная отработка экспериментальной модели многоканального финансирования образовательных учреждений исходя из научно обоснованных нормативов финансирования;
создание сводной программы развития профессионального образования республики и подготовка плана мероприятий по ее реализации,
II. 3. Реализация подпрограммы "Образование и здоровье детей"
Неблагополучное состояние здоровья детей в образовательных учреждениях обусловлено ухудшением социально-экономического положения населения в Целом, ростом неблагоприятного воздействия факторов внешней среды, отрицательным влиянием школьных нагрузок. Приоритетные направления и цели программы: обеспечение укрепления и сохранения здоровья детей, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой, направленным на развитие личности, утверждение здорового образа жизни.
Некоторые направления решения задач:
координация усилий органов образования, здравоохранения, физкультуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения Чувашской Республики и укрепление здоровья учащихся;
развитие сети общеобразовательных школ с современными спортивными сооружениями, спортивных клубов для детей и подростков;
проведение мониторинга состояния здоровья учащихся на основе комплексных медико-психологических исследований, включающих анализ психического здоровья, функционального развития и состояния ребенка;
организация оптимального режима сочетания умственной активности и физической нагрузки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся;
разработка, апробация и внедрение в практику работы школ учебных предметов и факультативных курсов, направленных на воспитание здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья;
расширение сети коррекционных учреждений для обеспечения консультативной помощи и организации индивидуальной работы с детьми, имеющими особенности развития, и с детьми "группы риска";
разработка новых образовательных технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Реализация государственной образовательной политики Чувашской Республики предусматривает финансирование в рамках отраслевых, местных бюджетов и принятых республиканских программ, а также путем привлечения средств из федерального бюджета и внебюджетных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 1998 г. N 267 "О Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики"
Текст постановления опубликован в газете "Чаваш ен/Край Чувашский" от 26 сентября 1998 г. N 39, в Собрании законодательства Чувашской Республики 1998 г., N 7-9, ст.352
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. N 58 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления