Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 1998 г. N 267 "О Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики" (утратило силу)

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 14 сентября 1998 г. N 267
"О Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики"

ГАРАНТ:

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. N 58 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 31 января 1997 г. N 10 "О Президентской программе "Новая школа" и в целях обеспечения развития системы образования в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире".

2. Министерствам и иным республиканским органам исполнительной власти, администрациям районов и городов Чувашской Республики учитывать положения Концепции при разработке и реализации соответствующих социообразовательных программ.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования Чувашской Республики с представлением в Кабинет Министров обобщенной информации ежегодно к 15 июля.

 

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики

Н.Федоров

 

Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 14 сентября 1998 г. N 267

 

Концепция
государственной образовательной политики
Чувашской Республики "Человек и образование в
современном мире"

 

Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики "Человек и образование в современном мире" (далее - Концепция) представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в вопросах образования и воспитания подрастающего поколения и призвана стать основой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Чувашской Республики по решению стратегический задач Образования.

Проблемы образования требуют нового осмысления концептуальных направлений, новых организационно-энономических и образовательно-правовых механизмов деятельности всех звеньев системы. Школа - часть общества, и она не может быть иной, чем само общество. Вместе с тем образование должно способствовать формированию будущих общественных отношений, так как только в образовании рождается будущее.

Опыт, накопленный в процессе реализации Президентской программы "Новая шкала", позволяет прогнозировать и моделировать на перспективу ключевые механизмы управления всем образовательным пространством республики. И настоящая Концепция является закономерным этапом развития Президентской программы "Новая школа".

Цель образовательной политики: создание системы образования, соответствующей актуальным и перспективным потребностям Чувашии и России, развивающей свободную, образованную, культурную Личность, способную реализовать себя в соответствии с запросами изменяющегося общества.

Стратегическими задачами Концепции определяются:

социализация образовательных учреждений всех уровней;

построение личностно-ориентированного содержания образования;

оптимизация и рационализация сети образовательных учреждений;

создание региональной системы непрерывного образования на основе

преемственности и интеграции;

создание нового финансово-экономического механизма деятельности системы;

всемерное развитие национальной школы;

обеспечение конкурентоспособности национальных кадров на отечественном и международном рынках труда.

Фундаментальные ценности, необходимые системе образования:

права и достоинство личности;

общечеловеческие ценности;

исторические и культурные ценности России и Чувашии;

национальное самосознание;

физическое и нравственное здоровье.

Принципы функционирования системы образования:

демократизация;

гуманизация и гуманитаризация;

вариативность и дифференцированность;

научность и преемственность;

непрерывность и системность;

учет этнокультурных особенностей народов Чувашской Республики;

развивающий инновационный характер.

 

Введение

 

Новые ценностные ориентации, распространяющиеся в обществе, являются критериями оценки результатов деятельности системы образования. Очевидно, что кардинальные изменения общества за последние годы отразились и на образовании.

В процессе прошедших в предыдущее десятилетие реформ в образовании создана основа для перехода от унифицированного образования к вариативному, учитывающему личностные запросы учащегося в быстро меняющемся социально-экономическом положении государства и общества.

Этот путь все региональные структуры проходят по-своему, хотя и в русле федеральной образовательной политики. Особенности исторического прошлого, национально-культурного наследия, соотношения сельского и городского населения, менталитет народа - все это отражается на региональной системе образования и требует особой, отличающейся от общероссийской, программы действий в устранении системного дефекта в существующей государственной образовательной политике.

Поскольку мироощущение человека меняется медленнее всего, это рождает сложные проблемы и коллизии. И единственный путь их решения - через молодое поколение, не отягощенное прежними устоями и догмами. Именно через образовательные учреждения, создавая в них дух свободы, правового и экономического сознания, через сотрудничество "ученик-учитель-родители-окружающие люди" возможно изменение менталитета, мироощущения нашего народа.

Это требует создания новых организационно-экономических и образовательно-правовых механизмов деятельности всех звеньев системы образования. Ключевой фигурой необходимых преобразований является учитель в новой функции партнера родителей, друга и духовного наставника ребенка с самого раннего возраста.

Активная работа ученых и педагогов - практиков республики и, в первую очередь. Чувашского государственного университета им, И. Н. Ульянова, расширяет и укрепляет образовательные связи республики с перспективно развивающимися регионами России. На принципиально новый этап развития вышли республиканское образовательное пространство и его международные контакты с подключением университета к Итернету.

Образовательными учреждениями Чувашии наработан целый набор инновационных проектов и программ, сейчас для их внедрения необходима поддержка как на государственном, так и на общественном уровне.

Основной путь управления образовательным пространством республики целевые государственные программы.

В настоящее время завершена работа над программами "Сельская школа" и "Образование и здоровье детей".

В стадии разработки находится программа "Профессиональное образование". В 1998 году принята республиканская программа "Дети Чувашии".

Все они имеют комплексный социально-образовательный характер:

а) работают на решение стратегичесикх задач;

б) направлены на решение крупных социальных проблем;

в) их разработка и реализация должны иметь межведомственный, межотраслевой характер.

Кроме того, в республике действует еще ряд целевых программ, направленных на решение конкретных задач.

Анализ существующих и разрабатываемых программ позволяет выделить стратегические и тактические организационно-управленческие решения по следующим приоритетным направлениям:

 

     I.   Сельская школа. Профессиональное образование.
     II.  Образование и здоровье детей. Дети группы риска.
     III. Инновационное образование.

 

Организационно-управленческое решение
стратегических задач

 

1. А. Социализация образования (приближение образования к потребностям общества). Всемерное развитие национальной школы. Обеспечение конкурентоспособиости национальных кадров на отечественном и международном рынках труда

2. Б. Построение личностно-ориентированного содержания образования

 

Сегодня образование все еще оторвано от реальной жизни как по качеству подготовки своих выпускников к изменениям в обществе, так и по сути своего функционирования. Оно не соответствует современной социально-экономической ситуации.

Школьное образование с классическим набором знаний, умений и навыков, с поспешно вводимыми образовательными стандартами неспособно выполнять новые социальные функции. Школа должна научить учащихся жить в динамичной среде, анализировать ситуации, делать выбор, принимать нестандартные решения, т.е. достичь такого социально приемлемого уровня образованности граждан, который обеспечит максимальную безопасность наций в конкретный исторический период.

Слабая общественная поддержка школы (всех образовательных учреждений) Объясняется в определенной степени оторванностью школьных знаний от жизни. Общество сегодня требует качественно иной продукции во всех сферах, а значит, и в образовании.

Но кардинальные изменения личности возможны лишь в том случае, если с ранних лет в дошкольных образовательных учреждениях и школе человек будет формироваться в ином образовательном пространстве. Не администрирование, навязывание воли и знания учителя, а педагогика сотрудничества, формирование чувства достоинства, свободы даст возможность изменить качество образования, достичь поставленных целей.

Современная школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта родного народа, его нравственных устоев. Она должна создавать условия для приобщения подрастающего поколения к материальной и духовной культуре родного народа, его традициям, принять на себя важнейшие функции формирования у учащихся этнического самосознания, человеческого и национального достоинства.

2. Направления решения задач:

2.1. Обновление учебно-воспитательного процесса и содержания образования: внедрение развивающего обучения и инновационных технологий (через деятельность вузов. Чувашского республиканского института образования (РИО), общественных советов и ассоциаций); создание гибкого базисного учебного плана;

всемерное повышение качества преподавания иностранных языков как средства делового общения на международном уровне;

подготовка и издание учебников нового поколения по национальнорегиональному компоненту;

внедрение новой схемы снабжения учебниками федерального компонента;

поддержка и поднятие престижа творчески работающих школ и педагогов (конкурсы, аттестация, авторские публикации и т.д.);

создание системы мониторинга и прогнозирования подготовки и переподготовки педагогов всех уровней;

создание лаборатории и коллектива педагогов для поиска и апробации современных решений проблем сельской шкалы.

2.2. Изменение характера деятельности образовательных учреждений и управления ими:

превращение каждого образовательного учреждения (дошкольное, школьное, профессиональное) в социально ориентированное и общественно зависимое по управлению, в многоканально финансируемое и экономически стабильное по функционированию. Это приведет к тому, что образовательное учреждение должно будет работать исходя из позиции опережающего развития образования, в соответствии с перспективами развития экономики и социальной среды, запросами и ожиданиями обучающихся, родителей, общества и государства в целом;

развитие профильных классов, трудовых, фермерских шибл и т. д. Поддержка общественностью такого типа школ даст им новый импульс, как направленным налотребности родителей и общества. Одновременно школа, как центр сообщества, окажет благотворное социокультурное воздействие на местное население;

создание в школе атмосферы защищенности, формирования чувства национальной полноценности и морального комфорта в Многонациональной среде;

создание условий, гарантирующих равные права национальных языков и традиций, соблюдение паритетности языков, повышецие статуса и социальных функций родного языка;

целенаправленное формирование в республике единого образовательного сообщества через развитие попечительства, создание ассоциаций, советов по образованию и т.п., включая в эту проблему представителей всех групп общества;

создание и реализация программы "Профессиональное образование", с максимальным учетом потребностей общества, его социально-экономичеких запросов.

13. Усиление роли образования в обществе возможно и при объединении им различных структур для решения еще двух актуальнейших проблем: здоровье детей и неблагополучные дети (дети группы риска).

Основные подходы и меры разрабатываются в проектах соответствующих программ.

3. Некоторые конкретные меры по реализации указанных направлений:

разработка новых муниципальных программ стабилизации и развития образования в Чувашской Республике;

мобилизация усилий вузов республики по обновлению организации учебно-воспитательного процесса и содержания школьного образования (инвентаризация и обновление планов научно-исследовательских работ; широкая общественная аттестация вузов, кафедр; организация конкурсов по подготовке учебной литературы и т.д.);

установление строгого государственного контроля (лицензирование, аттестация и аккредитация) за функционированием учреждений профессионального образования;

разработка и реализация республиканской программы переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, включение ее в соответствующие федеральные программы;

разработка программы развития и поддержки инновационной деятельности в образовании, включение ее в соответствующие федеральные программы;

реорганизация Чувашского республиканского института образования в целях эффективного научно-методичесного обеспечения целевых программ, более оперативного решения задач переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров и превращение института в научно-методический и информационно-аналитический центр системы образования Чувашской Республики; образования Чувашской Республики;

создание Совета по профессиональному образованию при Президенте Чувашской Республики;

создание школьного совета при Министерстве образования Чувашской Республики, Ассоциации инновационных школ, предметных ассоциаций и т.д.

 

II. В. Оптимизация и рационализация сети образовательных учреждений республики (структурная перестройка системы образования). Создание региональной системы непрерывного образования на основе преемственности и интеграции

II. Г. Создание нового финансово-экономического механизма деятельности образовательной системы

 

В настоящее время в республике функционируют 553 дошкольных образовательных учреждения, 694 общеобразовательные школы, 29 профессиональных училища, 25 учреждений среднего профессионального образования, 8 лицензированных вузов.

За последние годы наблюдается тенденция к уменьшению числа дошкольных образовательных учреждений и увеличению вузов.

Но если дошкольные и школьные учреждения остались в ведении Министерства образования Чувашской Республики, то профессиональное образование, в особенности высшее и среднее, даже формально находится за пределами компетенции министерства. Это значительно осложняет ммрдинацию действий по структуризации системы образования в целом, по мобилизации и рационализации в использовании региональных ресурсов и введению государственного заказа на поплуговку специалистов, в частности.

 

II. 1. Реализация подпрограммы "Сельская школа в Чувашии"

 

Данная подпрограмма имеет чрезвычайно большую социальную значимость для нашей республики, где 40% населения - сельское, 70% образовательных учреждений и почти половина учащихся также - сельские. Актуальная необходимость в реструктуризации сети сельских образовательных учреждений обусловлена рядом следующих причин: падение рождаемости на селе в последние 10-15 лет, уменьшение финансовых возможностей родителей детей дошкольного возраста, невозможность строительства школьных зданий в прежнем темпе и количестве, низкое качество образования в малокомплектных школах и высокая стоимость их содержания.

Коренные изменения, происходящие в социально-экономической сфере, требуют срочных мер сегодня и разработки направления развития-на будущее. На первом этапе необходимо начать в 2-3 районах республики ряд принципиально новых экспериментальных подходов, заранее даже предполагая их недопонимание со стороны населения. Создание и апробация в этих районах точно просчитанных моделей позволит вести работу в данных направлениях по республике в целом. Некоторые направления решения задачи: разработка и апробация модели сельской шмолы с отимальными социально-педагогическими и материально-техническими параметрами;

на основе инвентаризации сельских школ - оптимизация и рационализация сети школ, их укрупнение, создание комплексов: школа-сад, школатехучилище и т.п.;

развитие подсобных хозяйств и рациональное использование пришкольных земельных участков;

материально-техническое обеспечение школ (сегодня реально техникой - отдельных, модельных, с подключением к сети Интернет); поэтапная газификация школ;

кадровое обеспечение на основе развтия юнкретой системы для подготовки учителей. В перспективе - эксперимент с образовательными чеками;

создание специальной кафедры в РИО по проблемам сельской школы;

поддержка и развитие всех форм интеграции сельских учреждений и общественности, способствующих развитию учащихся и школы, как центра села.

 

II. 2. Реализация подпрограммы "Профессиональное образование в
Чувашской Республике"

 

Разработка и реализация республиканской подпрограммы "Профессиональное образование", основанной на идее опережающего образования исходя из учета динамично меняющихся социально-экономических отношений и темпа развития новых технологий, ставит целью готовить специалистов с высоким уровнем профессиональности, образованности и культуры, конкурентоспособных, умеющих мобильно адаптироваться к быстрым изменениям в обществе и на производстве, быстрой смене профессий и сферы деятельности. Для подготовки подпрограммы необходимо вовлечь в коллектив разработчиков представителей всех профессиональных групп образовательного пространства республики через создание Совета по образованию при Президенте Чувашской Республики. Некоторые направлБния решения задач: анализ динамики социально-экономической ситуации и развития экономики республики в разрезе городов и районов, в разрезе форм собственности и размеров предприятий на перспективу до 2007-2010 годов;

определение общей потребности городов и районов республики в соответствующих профессиональных кадрах;

анализ системы профессионального образования на предмет соответствия сегодняшнему рынку труда, разработка перспектив развития ее структуры, прогноз на ближайшие годы;

разработка моделей психолого-педагогического мониторинга, служб адаптации и системы контроля качества обучения и уровня профессиональной подготовки учащихся, студентов и курсантов профессиональных образовательных учреждений;

разработка предложений по созданию научных, учебно-методических центров профессионального образования и системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров всех отраслей и профессорско-преподавательского состава учреждений профессионального образования;

разработка системы лицензирования, аттестации, аккредитации профессиональных образовательных учреждений, обновление специальностей и ликвидация дублирующих факультетов и отделений;

создание единой системы непрерывного образования, поддержка инновационных моделей интегрированных образовательных учреждений;

возможная отработка экспериментальной модели многоканального финансирования образовательных учреждений исходя из научно обоснованных нормативов финансирования;

создание сводной программы развития профессионального образования республики и подготовка плана мероприятий по ее реализации,

 

II. 3. Реализация подпрограммы "Образование и здоровье детей"

 

Неблагополучное состояние здоровья детей в образовательных учреждениях обусловлено ухудшением социально-экономического положения населения в Целом, ростом неблагоприятного воздействия факторов внешней среды, отрицательным влиянием школьных нагрузок. Приоритетные направления и цели программы: обеспечение укрепления и сохранения здоровья детей, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой, направленным на развитие личности, утверждение здорового образа жизни.

Некоторые направления решения задач:

координация усилий органов образования, здравоохранения, физкультуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения Чувашской Республики и укрепление здоровья учащихся;

развитие сети общеобразовательных школ с современными спортивными сооружениями, спортивных клубов для детей и подростков;

проведение мониторинга состояния здоровья учащихся на основе комплексных медико-психологических исследований, включающих анализ психического здоровья, функционального развития и состояния ребенка;

организация оптимального режима сочетания умственной активности и физической нагрузки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся;

разработка, апробация и внедрение в практику работы школ учебных предметов и факультативных курсов, направленных на воспитание здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья;

расширение сети коррекционных учреждений для обеспечения консультативной помощи и организации индивидуальной работы с детьми, имеющими особенности развития, и с детьми "группы риска";

разработка новых образовательных технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Реализация государственной образовательной политики Чувашской Республики предусматривает финансирование в рамках отраслевых, местных бюджетов и принятых республиканских программ, а также путем привлечения средств из федерального бюджета и внебюджетных источников.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 1998 г. N 267 "О Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики"


Текст постановления опубликован в газете "Чаваш ен/Край Чувашский" от 26 сентября 1998 г. N 39, в Собрании законодательства Чувашской Республики 1998 г., N 7-9, ст.352


Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. N 58 настоящее постановление признано утратившим силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления