Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики
от 2 апреля 2003 г. N 117-р
25 декабря 2003 г.
В целях успешного выполнения Соглашения о субзайме от 25 июня 2002 г. N 01-01-06/26-547, заключенного между Министерством финансов Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики в рамках займа Международного банка реконструкции и развития, и реализации проекта "Реформа системы образования" утвердить:
О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта "Реформа системы образования" см. постановление Правительства РФ от 17 января 2002 г. N 20
Основные направления по реализации проекта "Реформа системы образования" в Чувашской Республике (приложение N 1);
Перечень базовых средних общеобразовательных школ, подлежащих модернизации и оснащению (приложение N 2);
Перечень многопрофильных ресурсных информационно-образовательных центров начального профессионального образования (приложение N 3).
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики |
Н.Партасова |
Утверждены
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 2 апреля 2003 г. N 117-р
(приложение N 1)
Основные направления
по реализации проекта "Реформа системы образования" в Чувашской Республике
В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (далее - МБРР) о займе от 8 февраля 2002 г. по проекту "Реформа системы образования" (далее - проект) Чувашской Республике выделены 9,680 млн. долларов США. Возврат средств займа рассчитан на 17 лет с пятилетним льготным периодом, 50% заемных средств будет возвращено из республиканского бюджета Чувашской Республики, а остальные 50% - из федерального бюджета.
Для осуществления проекта на конкурсной основе были отобраны 3 экспериментальных региона: Самарская и Ярославская области, Чувашская Республика.
Проект направлен на реформирование системы общего среднего и начального профессионального образования, обеспечение равного доступа к качественному образованию и образовательным ресурсам республики в целом для всех учащихся.
Данный проект является продолжением целенаправленной государственной политики в Чувашской Республике, начатой в 1997 году в соответствии с Президентской программой "Новая школа".
1. Состояние системы общего среднего и начального профессионального
В настоящее время (2002/03 учебный год) в республике функционируют 662 общеобразовательных учреждения, в которых обучаются 190607 учеников. По сравнению с 2001/02 учебным годом численность учащихся в республике уменьшилась на 5,9%, в сельской местности - на 5,2%, количество первоклассников - на 1,13 тыс. детей (7,6%). Такая тенденция по прогнозам демографов сохранится и в ближайшие годы, что повлечет за собой сокращение педагогических кадров, изменение сети школ, и в первую очередь сельских малокомплектных, которых в республике 26,5 процента.
Качество образования сельских школьников по сравнению с городскими все еще продолжает оставаться на более низком уровне. Это подтверждается результатами единого государственного экзамена, республиканских олимпиад и конкурсов. Средний результат по математике по 100-балльной шкале выпускников сельской малокомплектной школы составляет 49,6, что ниже чем в среднем по селу (52,4) и по городу (65,8). В 2002 году из 172 дипломантов республиканских предметных олимпиад лишь 26,2% составили учащиеся сельских школ.
Для повышения качества образования сельских школьников необходимо создать полнокомплектные школы с оптимальными социально-педагогическими и экономическими параметрами через реструктуризацию сети общеобразовательных учреждений. Эта работа уже начата в ходе реализации программы "Сельская школа Чувашии" (1998-2000 гг.), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 1998 г. N 271.
В настоящее время на фоне определенного экономического роста промышленности начальному профессиональному образованию (далее - НПО) уделяется большое внимание. В республике по дневной форме в 29 профессиональных училищах обучается 16532 учащихся по 55 профессиям. В последние годы стабилизировался спрос на рабочие профессии и ежегодный прием учащихся в учреждения начального профессионального образования (далее - УНПО) составляет более 9000 человек. Но такая ситуация уже через 4 года из-за общей демографической ситуации может серьезно измениться.
Состояние материально-технической базы УНПО в последние 10-12 лет значительно ухудшилось, и только с 2001 года наблюдается некоторое улучшение. В системе НПО слабо функционирует методическая служба, недостаточно организована работа по переподготовке и повышению квалификации работников предприятий (по рабочим профессиям). Следует отметить, что утерянные в недавнем прошлом связи между учреждениями НПО, работодателями и другими социальными партнерами постепенно восстанавливаются.
В соответствии с Законом Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2001 год" норматив бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося действует в Чувашской Республике с 2001 года.
2. Цели и задачи реформирования системы общего среднего и начального профессионального образования
Цели проекта:
1. Максимальное удовлетворение образовательных потребностей граждан, свободы выбора программ и методов обучения.
2. Создание модели республиканской системы образования, обеспечивающей равенство доступа к современному качественному образованию.
3. Эффективное использование ресурсов и методов управления образованием на уровне учреждений и системы в целом, управляемой обществом и государством.
Задачи проекта:
1. Создание и совершенствование нового организационно-экономического механизма финансирования системы образования, основанного на подушевом нормативе.
2. Создание республиканской системы образовательной статистики и мониторинга качества образования.
3. Реструктурирование сети сельских общеобразовательных школ и обеспечение 27 сельских базовых школ (приложение N 2 к настоящему распоряжению) современным учебным оборудованием, учебниками и высококвалифицированными педагогическими кадрами. Пилотными районами являются Моргаушский, Красноармейский и Шемуршинский.
4. Модернизация сети УНПО путем реорганизации и перепрофилирования действующих УНПО, в том числе путем сокращения их количества.
5. Развитие системы повышения квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кадров, в том числе экономистов и руководителей учреждений образования.
6. Повышение качества начального профессионального образования и его соответствия требованиям рынка труда за счет создания и материально-технического оснащения 11 многопрофильных ресурсных информационно-образовательных центров (далее - МРИОЦ) по приоритетным направлениям подготовки (приложение N 3 к настоящему распоряжению).
Реструктурирование сельских школ позволит решить три основные задачи:
повышение качества образовательных услуг в сельской местности;
развитие сельской школы как культурно-образовательного центра села;
эффективное использование финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов.
Структурное и содержательное обновление системы образования требует внедрения нового механизма распределения бюджетных ресурсов, основанного на нормативном подушевом финансировании. Создание в ряде образовательных учреждений самостоятельных или кустовых бухгалтерий требует отработки механизма взаимодействия с казначейством, планирования расходов, оформления перераспределения средств и их расходования.
3. Финансирование проекта
На реформирование и модернизацию систем общего среднего образования и начального профессионального образования планируется израсходовать равное количество средств.
N пп | Компонент проекта | Объем финансирования (долларов США) |
1 | 2 | 3 |
1. 2. 3. |
Закупки товаров для 27 базовых школ и 11 МРИОЦ (компьютерного и офисного оборудования, школьных классов, мастерских, мебели, школь- ных автобусов, учебно-методической литературы и др.) Подготовка кадров и услуги консультантов, в том числе иностранных (проведение семинаров, конференций, стажировок, создание унифициро- ванной образовательной статистики и монито- ринга качества образования, совершенствование методики расчета нормативно-подушевого финан- сирования, разработка и введение новых совер- шенных программ, в том числе модульных) Строительно-монтажные работы (ремонт помеще- ний базовых школ, республиканского центра но- вых образовательных технологий, научно-мето- дического центра профессионального образова- ния и др.), содержание группы реализации про- екта Итого: |
7749744 1059196 871060 9680000 |
Процедура контроля за использованием средств займа предполагает ежеквартальную отчетность, регулярное проведение контрольных миссий (проверок) и ежегодный аудит МБРР. Целевое использование возвратных бюджетных средств займа контролируют Министерство финансов Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации.
Принцип прозрачности финансирования проекта предусматривает постоянное широкое информирование общественности о всех изменениях и приобретениях в ходе его реализации.
Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. N 464-р в настоящий Перечень внесены изменения
Утвержден
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 2 апреля 2003 г. N 117-р
(приложение N 2)
Перечень
базовых средних общеобразовательных школ, подлежащих модернизации и оснащению
25 декабря 2003 г.
N пп | Наименование районов | Наименование школ |
Алатырский Аликовский Батыревский Вурнарский Ибресинский Канашский Козловский Комсомольский Красноармейский Красночетайский Мариинско-Посадский Моргаушский Порецкий Урмарский Цивильский Чебоксарский Шемуршинский Шумерлинский Ядринский Яльчикский Янтиковский |
Кувакинская гимназия Аликовская средняя общеобразовательная школа Первомайская средняя общеобразователь- ная школа Калининская средняя общеобразовательная школа Хормалинская средняя общеобразователь- ная школа Шихазанская средняя общеобразовательная школа Тюрлеминская средняя общеобразо- вательная школа Комсомольская средняя общеобразователь- ная школа N 2 Большешатьминская средняя общеобразова- тельная школа Траковская гимназия Янчеллинская средняя общеобразователь- ная школа Красночетайская гимназия Шоршелская средняя общеобразовательная школа Большесундырская средняя общеобразова- тельная школа Калайкасинская средняя общеобразова- тельная школа Юськасинская средняя общеобразова- тельная школа Октябрьская средняя общеобразовательная школа Мусирминская средняя общеобразователь- ная школа Средняя общеобразовательная школа пос.Опытный Тренькасинская средняя общеобразова- тельная школа Бичурга-Баишевская средняя общеобразо- вательная школа Шемуршинская средняя общеобразова- тельная школа Трехбалтаевская средняя общеобразова- тельная школа Ходарская гимназия Большечурашевская средняя общеобразова- тельная школа Яльчикская средняя общеобразовательная школа Янтиковская средняя общеобразовательная школа |
Утвержден
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 2 апреля 2003 г. N 117-р
(приложение N 3)
Перечень
многопрофильных ресурсных информационно-образовательных центров начального профессионального образования
N пп | Ресурсные центры | Специальности |
1 | 2 | 3 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. |
МРИОЦ-1 "Прикладные технологии". Чебоксарский профессиональный лицей МРИОЦ-2 "Стрелка". Профессиональное училище N 3, г.Алатырь МРИОЦ-3 "Мастер". Профессиональное училище N 12, Профессиональное училище N 4, г.Чебоксары МРИОЦ-4 "Строитель". Профессиональное училище N 15, г.Новочебок- сарск МРИОЦ-5 "Квалитет". Профессиональное училище N 19, г.Чебоксары МРИОЦ-6 "Технология питания и сервис". Профессиональное училище N 20, г.Чебоксары МРИОЦ-7 "Профессионал" Профессиональный лицей N 25, г.Ядрин МРИОЦ-8 "Пучах". Профессиональное училище N 29, пос.Вурнары МРИОЦ-9 "Модус-Интернейшнл". Профессиональное училище N 5, г.Цивильск МРИОЦ-10 "Город ремесел" по профессиональ- ной и социальной реабилитации молодежи с от- клонениями в развитии. Профессиональное училище N 11, Профессиональное училище N 28, г.Мариинский Посад МРИОЦ-11. "Развитие" по профессиональной и со- циальной реабилитации инвалидов. Профессиональное училище N 23, г.Чебоксары |
Радиоэлектроника Металлообработка Сварочное произ- водство Строительство Полиграфия (на базе ПУ-4) Строительство (на базе ПУ-12) Сварочное произ- водство Металлообработка Общественное пита- ние Сельское хозяйство (механизация сель- ского хозяйства) Сельское хозяйство (механизация сель- ского хозяйства, плодоовощеводство) Швейное производ- ство Деревообработка (с уклоном обучения детей с недостатка- ми в развитии) Швейное производст- во Производство худо- жественных изделий из дерева (с укло- ном обучения детей с недостатками в развитии) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 апреля 2003 г. N 117-р
Текст распоряжения опубликован в газете "Вести Чувашии" от 4 апреля 2003 г. N 16-17 (598)
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 сентября 2007 г. N 255-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
B настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 ноября 2004 г. N 451-р
Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2003 г. N 464-р