Текст Программы в редакции газеты "Чаваш ен"-Свод официальных документов
Программа реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике
(утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2000 г. N 265)
Введение
Концепция Программы реформирования
Систематизация и инвентаризация бюджетных услуг
Паспортизация услуг. Определение стандартов качества
Внедрение системы индикаторов для возможности дальнейшего измерения
параметров качества заинтересованными лицами и организациями
Совершенствование и упрощение системы лицензирования, отсутствие
усложненной схемы регистрации и лицензирования предприятий. Создание
системы регистрации и лицензирования, привлекающей существующие и
вновь создаваемые предприятия к развитию своей деятельности на
территории республики
Реализация концепции управления собственностью
Разработка системы требований к получателям бюджетных гарантий, в
частности, переход на систему платных гарантий с обязательным
предоставлением адекватного сумме гарантии ликвидного залога,
разработка системы конкурса при предоставлении бюджетной гарантии.
Залог и финансовая информация от получателей гарантий
Совершенствование системы региональных и местных налогов с целью
создания долговременных "правил игры" для предприятий региона,
бюджетов разных уровней; снижения налогов с оборота. Создание
законодательной базы, формулирующей и регулирующей налоговую политику
республики
Совершенствование механизмов планирования
Мониторинг и контроль
Статус Программы
Программа разработана в рамках Проекта Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне" и является Заявкой Чувашской Республики на участие во втором этапе Проекта реформирования системы региональных финансов.
Целью Программы является активизация процесса финансового оздоровления Чувашской Республики через создание институциональных, кадровых, технологических, организационных и финансовых возможностей республиканских и местных властей для выработки и проведения ответственной и эффективной бюджетной политики и реформирования региональных финансов.
Программа одобрена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2000 года N 265.
Программа разработана по форме и в терминах, предлагаемых Методическими рекомендациями по составлению Заявки на участие во втором этапе Проекта реформирования системы региональных финансов, утвержденной Межведомственной рабочей группой по работе с Займом МБРР на реформирование системы региональных финансов.
Введение
Вопросы развития государственных финансов и их реформирование занимают центральное место в экономической программе правительств Российской Федерации и Чувашской Республики. Государственные финансы служат основой для улучшения всего государственного устройства, эффективности базовых функций государства, выполнения обязательств перед гражданами, а также механизмом, способствующим достижению экономического роста. Представляемая Программа направлена на совершенствование управления общественными финансами и создание механизмов экономического роста в Чувашской Республике.
Концепция Программы реформирования
Система управления общественными финансами в Чувашской Республике, как в большинстве субъектов Российской Федерации, в силу ряда объективных причин может характеризоваться как требующая совершенствования. Предлагаемая программа реформирования предполагает введение индикаторов улучшения состояния системы управления, реализацию ряда мероприятий, создающих потенциал для перехода на более качественный уровень управления, предусматривает механизмы, с помощью которых этот переход станет возможным.
Для обеспечения качества экономического роста необходимо:
- учитывать все виды активов, имеющихся в распоряжении общества - физический капитал, человеческий и природный;
- уделять должное внимание проблемам распределения общественных благ (образования, медицинского обслуживания и т.п.);
- совершенствовать государственные институты и управление.
Для экономического развития имеют значение три вида активов: физический капитал (здания, оборудование и т.п.), человеческий (запас знаний и умений) и природный (запасы природных ресурсов, а также качество окружающей среды), которые не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Только скоординированные инвестиции в физический, человеческий и природный капитал могут обеспечить высокое качество экономического роста и, соответственно, устойчивое развитие. В рамках проекта предполагается провести оценку человеческого и природного капитала и их динамики в Чувашии. Это позволит сделать вывод относительно качества экономического роста и устойчивости развития региона.
Основной целью деятельности системы управления общественными финансами является производство конечного продукта - бюджетных услуг для населения, осуществившего найм менеджеров этой системы с использованием механизма выборов. Осуществляя свой выбор, население региона рассчитывает в конечном итоге получить от менеджеров наилучшее соотношение цена/качество оплачиваемых им услуг, предоставление которых в должном объеме и качестве не могут осуществить предприятия частного сектора экономики. При этом государственный сектор, так же, как и частный, должен преследовать единую конечную цель - увеличение совокупной стоимости собственного капитала. Динамичный рост этой стоимости является основным показателем прогресса системы управления общественными финансами региона в целом.
Для достижения этой цели программа реформирования предусматривает решение следующих задач:
- Определение полного иерархического перечня всех прямых и сервисных бюджетных услуг, за предоставление которых отвечает республиканская и местная власть.
- Однозначное распределение обязанностей государственных менеджеров в сферах производства, маркетинга и продаж (предоставления) бюджетных услуг.
- Внедрение показателей оценки соотношения цена/качество бюджетной услуги. Определение текущего состояния этого соотношения для каждого из государственных менеджеров.
- Внедрение системы контроля цен и качества услуг, предусматривающей привлечение профессиональных контролеров и конечных потребителей услуг.
- Создание механизма стимулирования (поощрения) эффективной деятельности государственных менеджеров.
Программа предусматривает систему мероприятий, изложенных ниже, в качестве системы действий направленных на решение задачи реформирования общественных финансов в Чувашской Республике.
Систематизация и инвентаризация бюджетных услуг
Прямые бюджетные услуги
Систематизация бюджетных услуг предполагает однозначное описание перечня услуг, предоставляемых за счет средств республиканского и муниципальных бюджетов. При наличии подобного списка жители республики смогут ясно осознавать, на приобретение каких услуг они направляют свои средства, а какие услуги не могут и не должны быть оказаны им в государственном секторе на территории республики. Наличие перечня существенно облегчит принятие решений о приоритетах расходования средств, приоритеты станут более осознанными и обоснованными. Составление перечня предоставляемых услуг должно осуществляться в рамках отраслевых министерств, ответственных за их производство и предоставление. Перечень услуг должен представлять конечный список, содержащий в себе только те услуги, которые действительно предоставляются бюджетными учреждениями республики. Включение услуг, доступ к которым на территории республики не возможен, исключено. Проведенная систематизация станет основой для описания стандартов качества каждой услуги, основой для идентификации учреждений, предоставляющих услуги определенного вида, основой для определения неэффективных учреждений и принятия решения по реорганизации либо ликвидации таких учреждений.
К прямым услугам относятся услуги в сферах здравоохранения, образования, строительства, культуры, охраны прав и свобод, экологии, жилищно-коммунальные услуги, по которым в ходе реализации программы реформирования по данному разделу будет произведен анализ возможной методологии проведения описания услуг.
Косвенные (сервисные) бюджетные услуги
Сервисная услуга в общественном секторе должна быть направлена на обслуживание бюджетных учреждений, предоставляющие прямые услуги непосредственно конечному потребителю, либо обеспечение деятельности других сервисных учреждений. Реформирование предполагает создание перечня сервисных услуг, покрывающего потребности как прямых производителей общественных услуг, так и сервисных подразделений. Данный перечень будет служить основой для оценки полноты удовлетворения потребностей получателей сервисных услуг, выявления услуг, предоставление которых необходимо, но не осуществляется ни одним бюджетным учреждением, выявления размытости ответственности за предоставление одной и той же услуги между двумя или более бюджетными учреждениями. Следствием подобных действий станет повышение эффективности работы республиканского государственного аппарата в целом и сокращение затрат. Сервисные услуги могут быть классифицированы по направлениям: прогнозирование, планирование, финансирование, анализ, учет, мониторинг и контроль.
Прогнозирование. Услуга по прогнозированию социально-экономического положения Чувашской Республики в целом и отдельных отраслей хозяйственной активности в частности являются ключевым компонентом для обеспечения высокого качества предоставления других сервисных, а, соответственно, и прямых бюджетных услуг. Для целей качественного прогнозирования необходимо произвести работы по выявлению влияющих на качество прогнозов факторов оценить возможность сбора объективной информации, разработать методику консолидации прогнозов.
Планирование. При производстве услуг планирования основным аспектом является определение целей планирования. Планирование должно основываться на формулировке методов достижения этих целей, конечная из которых - обеспечение спроса на бюджетные услуги определенного качества. Менеджеры, осуществляющие планирование, должны четко осознавать состав потребителей, их потребности и пытаться достигнуть оптимального плана с учетом разработанной политики приоритетов расходования средств.
Финансирование. Финансирование осуществляется на основании утвержденного плана расходования средств закрепленного в различных нормативных документах. При отсутствии необходимых сумм денежных средств на осуществление запланированного финансирования (дефицит) для целей финансирования используется другая сервисная услуга - осуществление государственных заимствований.
Анализ. Аналитические услуги используются на различных этапах производства практически всех бюджетных услуг. Необходимо повышение качества проводимого анализа на основе принципиально новых технологий и технических средств.
Учет. Услуги по учету являются основой для производства аналитических услуг. Полнота, непрерывность, достоверность, существенность учитываемых данных и другие принципы, на которых строится учет, являются критическими для качественного анализа и, как отмечено выше - для эффективности производства прямых услуг. Требуется разработка новой методологии учета государственных финансов.
Мониторинг и контроль. Услуги в сфере мониторинга и контроля являются по своей сущности базовыми для оценки качества и стоимостных параметров предоставления различных услуг. Предполагается создание системы мониторинга.
Паспортизация услуг. Определение стандартов качества
Описание измеримого качества бюджетных услуг.
Целью проведения реформ является повсеместное внедрение и использование единых параметров измеримого качества для каждого вида бюджетных услуг в каждом бюджетном учреждении. Необходимо введение параметров, характеризующих работу каждого менеджера в отдельности, что позволит определить их личный вклад в рост совокупного капитала республики, как самой главной характеристики ее успешного развития позволит принимать обоснованные управленческие решения по их поощрению или штрафованию. Списки услуг, содержащие однозначное описание и параметры измерения качества, утверждаются нормативным документом по отрасли, предоставляющей услуги, и распространяются среди всех ее производителей и доводятся до потребителей.
Описание стандартов качества по каждому виду услуг. При отсутствии измеримых характеристик качества бюджетных услуг отсутствует возможность определения стандартов качества услуг. Государственный менеджер, ответственный за предоставление услуги, не обеспечен однозначным предписанием по качественным характеристикам, предоставляемых им услуг. Создание стандартизации качества бюджетных услуг позволит довести до потребителя бюджетной услуги информацию о том, каково должно быть качество оплаченной им услуги, создаст основу для оценки эффективности каждого государственного менеджера, позволит создать конкурентную среду в общественном секторе. Потребитель бюджетной услуги сможет предъявлять обоснованные претензии по пониженному качеству определенных бюджетных услуг, заявляя о несоответствии качества стандарту. Для широкого оповещения потребителей прямых бюджетных услуг стандарты их качества публикуются в СМИ и электронных сетях общего доступа.
Внедрение системы индикаторов для возможности дальнейшего измерения параметров качества заинтересованными лицами и организациями
Индикаторы оценки качества услуг необходимы для реализации возможности оценки деятельности государственных менеджеров и их учреждений в динамике (ежеквартальной, ежегодной). Периодический расчет этих индикаторов для каждого производителя бюджетных услуг, их публикация или распространение среди заинтересованных сторон позволит создать прецедент открытой конкуренции между менеджерами и учреждениями. Индикаторы будут служить основой для принятия управленческих решений о сферах приложения усилий системы в целом, помогут выявить сферы неэффективной деятельности, принять обоснованные решения по необходимым изменениям процесса управления; смене или дополнительному обучению менеджеров, не отвечающих предъявляемым к ним требованиям.
Создание системы, предусматривающей возможность переоценки стандартов качества
Стандарты качества бюджетных услуг при определенных условиях должны пересматриваться. Это связано с неизбежным прогрессом в области технических и интеллектуальных возможностей практически в любой сфере производства.
Систематизация и инвентаризация сфер ответственности менеджеров за производство и предоставление бюджетных услуг
Целью инвентаризации является безусловное разграничение полномочий и ответственности за предоставление бюджетных услуг. Инвентаризация должна проводиться на предмет выявления услуг, предоставляемых одновременно двумя или более бюджетными учреждениями (размытость ответственности), исключая услуги однотипных бюджетных учреждений, расположенных в различных субъектах республики или однотипные услуги бюджетных учреждений, предоставление которых должно обеспечиваться равнодоступно на всей территории республики: поликлиники, школы, и т.п. Инвентаризация должна быть также направлена на выявление тех услуг, предоставление которых обязательно (услуги присутствуют в перечне услуг, обязательных к предоставлению), но не осуществляется ни одним из существующих бюджетных учреждений. При определении вышеперечисленных услуг соответствующие изменения должны быть внесены в инвентаризируемые документы.
Необходимо провести описание типовых процедур реализации мероприятий экономической политики на уровне республики. Под мероприятиями понимаются: формирование новых и поддержание существующих предприятий государственного сектора экономики (исключая те, которые созданы для оказания населению обязательных услуг), кредитование коммерческих организаций, предоставление льгот, преференций, субсидий и т.п. Под процедурами понимаются регламентации экономического обоснования мероприятий (включая формы соответствующих документов), принятия решений уполномоченными органами управления, формирование соответствующих разделов расходной части бюджета.
Определение стартового состояния эффективности деятельности бюджетных учреждений, организации и государственных менеджеров
Создание глобальной иерархической матрицы менеджеров и услуг, оказываемых ими
Для совершенствования понимания роли того или иного менеджера в общей работе системы по управлению общественными финансами республики, а также отдельных ее направлений, для создания базовой модели оценки эффективности деятельности каждого менеджера по соотношению цена/качество создание матрицы является необходимостью. Матрица должна содержать в себе связи, характеризующие подчиненность одного менеджера другому, зависимость одного менеджера от эффективности работы другого, начиная, к примеру, от Президента республики, премьер-министра, депутата профильного комитета, министра экономики, министра финансов, отраслевого министра, главы местного самоуправления, руководителя отраслевого отдела в муниципалитете до конечного производителя прямой бюджетной услуги. Матрица является базовой для определения этапов, в наибольшей степени влияющих на эффективность предоставления конечной услуги в положительном или отрицательном аспектах.
Экспертная оценка соотношения цена/качество для каждого менеджера по каждой услуге, оказываемой им с включением данного соотношения в созданную матрицу. Непредвзятая оценка должна производиться с использованием созданной стандартизацией качества бюджетных услуг
Соотношение цена/качество бюджетных услуг - характеристика, позволяющая реально судить об эффективности деятельности менеджера. Показатели качества, как исходное состояние для каждого менеджера, должны быть экспертным путем оценены для каждого менеджера по каждой его услуге. Динамика будет характеризовать прогресс или регресс в работе менеджеров, что станет основой для принятия объективных решений о поощрении или наказании этих менеджеров их руководителями.
Создание и реализация программы, направленной на увеличение и улучшение качества доходной базы бюджетов республики и муниципальных образований
Важнейшим фактором, определяющим бюджетный процесс, является недостаточная доходная база регионального и местного бюджетов, предопределяющая зависимость бюджетной системы республики от федеральной поддержки в виде трансфертов, других видов денежной помощи и крупных федеральных программ.
Деятельность органов управления общественными финансами в республике по созданию и реализации программы, направленной на увеличение и улучшение качества доходной базы бюджета республики и муниципальных образований, реализуется:
- в мероприятиях, ведущих к возрастанию доходов от тех активов, которыми располагает республика (неналоговых доходов от собственности и оказываемых платных услуг и в форме налоговых платежей предприятий, в которых данный орган власти имеет тот или иной объем своей собственности)
- в мероприятиях по реализации программ взаимовыгодного сотрудничества власти с населением и деловой средой, следствием которых является повышение доходов населения и бизнеса (росту абсолютных размеров бюджетных поступлений даже при относительном снижении ставок налогов и сборов или отмене отдельных из них).
Для реализации необходимо:
- разработать совместно с профильными министерствами отдельные подпрограммы по развитию каждого доходного источника: налогооблагаемых ресурсов, использованию активов (недвижимость, акции, земля, природные ресурсы), других неналоговых поступлений.
- Скоординировать деятельность ведомств, ведущих учет недвижимого имущества с целью формирования объединенного реестра имущества республики для расчета достоверной налогооблагаемой базы.
- Организовать систему мониторинга крупнейших налогоплательщиков с целью планирования налоговых доходов, заключение с ними соглашений о предоставлении информации о планах развития, разработка логистики периодического сбора данных.
- Провести оценку земельных ресурсов, продолжить создание кадастра земель.
- Провести анализ возможных форм и проведение организационных процедур по развитию доверительного управления собственностью ЧР и МО.
- Провести анализ эффективности применяемых форм льготирования, иных налоговых и неналоговых преференций для развития доходной базы.
- Разработать и утвердить Кабинетом Министров ЧР концепцию (программу) развития доходной базы республики до 2003 года.
Совершенствование и упрощение системы лицензирования, отсутствие усложненной схемы регистрации и лицензирования предприятий. Создание системы регистрации и лицензирования, привлекающей существующие и вновь создаваемые предприятия к развитию своей деятельности на территории республики
Цели реформирования: Создать условия для перехода к применению процедуры лицензирования по принципу "одного окна", что позволит соискателям лицензии более оперативно приступать к непосредственной деятельности по производству продуктов и услуг, увеличивать доходную базу бюджета и совокупный капитал республики.
Разработка и утверждение четкого перечня условий, при которых государственные органы инициируют процедуру банкротства. Реализация процедур банкротства, направленных на сокращение доли недоимки к общей сумме начисленных в бюджет республики налогов
Перечень индикаторов, при которых инициируется процедура банкротства, должен предусматривать реальное обеспечение защиты интересов населения республики. При этом ни один из субъектов хозяйствования не должен иметь привилегированного отношения со стороны властей вне зависимости от масштабов его деятельности в республике, для чего:
- Разработать вместо существующих двух параметров (задолженность свыше 2000 МРОТ и свыше 3 месяцев), позволяющих государственным органам инициировать процедуру банкротства формальной системы параметров, при которых будет учитываться экономическая и социальная целесообразность такой процедуры, и ее введение позволит государственным органам Чувашской Республики проводить более объективный мониторинг предприятий-должников, принимать меры в соответствии с анализом комплексной системы параметров.
- Необходимо предусмотреть защиты интересов государства как кредитора 4 очереди при недобросовестном банкротстве, связанном с ликвидацией активов предприятия по неоправданно низким ценам.
- Подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы как на республиканском, так и на федеральном уровне в целях повышения бюджетной эффективности процедур финансового оздоровления и банкротства в Чувашской Республике.
Разработка механизма перехода от индивидуальных налоговых льгот к системе налогового кредитования, доступной любому субъекту экономической деятельности
Существующая система применения налоговых преференций требует совершенствования нормативной базы и углубленного анализа возможности и целесообразности замены налоговых льгот налоговыми кредитами. Необходимо разработать нормативно-правовой документ, регламентирующий предоставление налоговых льгот, кредитов и каникул, содержащий полный перечень критериев предоставления.
Реализация концепции управления собственностью
Целями программы реформирования в данной области является изменение приоритетов в управлении собственностью. Приоритетным направлением деятельности органов государственного управления на республиканском уровне является:
- создание системы эффективного управления государственными предприятиями и учреждениями, пакетами акций (паями, долями) государства в хозяйственных обществах и товариществах, иных коммерческих и некоммерческих организациях, а также создание системы эффективного управления государственным имуществом, переданным указанным организациям. Система должна включать инвентаризацию имущества, находящегося в собственности республики; мониторинг текущего состояния указанного имущества; стратегическое и тактическое целеполагание и планирование; отбор и формирование системы мотивации управляющих государственными предприятиями; регулярный контроль в отношении каждого конкретного государственного предприятия, учреждения, организации;
- усиление государственного контроля за использованием государственного имущества, что позволит решить следующие задачи: осуществить переход к пообъектному управлению имуществом; повышение эффективности управления путем оптимизации управленческих решений и затрат средств республиканского бюджета, расходов организаций, участником или собственником имущества которых является Республика Чувашия, по достижению определенных качественных результатов их деятельности; провести оптимизацию количества объектов управления; обеспечить права республики как участника в коммерческих и некоммерческих организациях; обеспечить надлежащий учет и контроль сохранности и использования имущества республики; получить дополнительные доходы от создания новых возобновляемых источников поступлений в республиканский бюджет.
В рамках существующей Концепции управления государственным имуществом предполагается осуществить следующие мероприятия, направленные на совершенствование системы управления в целом:
1. Создание и поддержание информационной базы учета объектов государственного имущества.
2. Разработка и утверждение методики проведения финансового анализа эффективности работы финансовых обществ с долями участия Чувашской Республики. Ведение реестра экономических показателей, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 февраля 2000 г. N 682. Доведение утвержденной методики по проведению финансового анализа до муниципальных образований, планирование изменений количественных и качественных параметров структуры республиканской собственности, исходя из аналитических данных.
3. Проведение рыночной оценки долей участия республики с привлечением независимых оценщиков.
4. Совершенствование работы по планированию и учету доходов бюджета от использования государственного имущества.
5. Организация работы по оптимизации использования государственного имущества в рамках реализации мероприятий экономической политики. Утверждение соответствующих изменений в программы приватизации, проведение продаж республиканского и муниципального имущества. Создание мониторинга исполнения соответствующих программ приватизации.
6. Формирование системы регулярной отчетности государственных предприятий, а также иных коммерческих организаций, использующих в своей хозяйственной деятельности государственное имущество.
Разработка системы требований к получателям бюджетных гарантий, в частности, переход на систему платных гарантий с обязательным предоставлением адекватного сумме гарантии ликвидного залога, разработка системы конкурса при предоставлении бюджетной гарантии. Залог и финансовая информация от получателей гарантий
Правительство Чувашской Республики оказывает необходимое содействие предприятиям республики путем предоставления государственной гарантии коммерческим банкам под выделяемые ими кредитные ресурсы для реализации инвестиционных проектов.
Цели реформирования:
- Законодательно утвердить пакет документов, предусматривающих предоставление получателем гарантии залога и финансово-экономической информации.
- Разработать четкий формальный алгоритм определения размера залога, платы за гарантию, а также объемы заимствований, по которым республикой могут быть предоставлены гарантии.
- Разработать методику расчета платы за гарантию, предусматривающую как распределение рисков, так и потоки будущих налоговых поступлений от получателя гарантии.
- Перейти на систему платных гарантий на основе конкурса, при этом гарантировать не всю сумму займа.
Проведение мероприятий по выявлению скрытых льгот, субсидий, дотаций, разработка мероприятий по их сокращению, либо замене на прямую адресную помощь
В настоящее время в Чувашской Республике получателями различных социальных пособий, субсидий и льгот, предоставляемых за счет бюджетных средств, являются более 70 процентов населения республики. Социальная поддержка населения в основном осуществляется на основании федеральных нормативно-правовых актов (федеральные мандаты) и нормативно-правовых актов Чувашской Республики путем предоставления различного рода льгот и субсидий, а также дотирования жизнеобеспечивающих отраслей народного хозяйства. В республике реализуется около 40 федеральных мандатов, и потребность на их полную реализацию составляет около 3,5 млрд. рублей, что превышает объем расходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2000 г. в 1,1 раза. Разработана Программа реформирования системы финансирования расходов на социальное обеспечение и социальную защиту в Чувашской Республике на 2001-2003 годы, включающая возможность перехода на единое социальное пособие при условии принятия необходимых законодательных решений на федеральном уровне. Чувашская Республика, являясь высокодотационным регионом, не принимала нормативных документов, значительно расширяющих перечень льгот и социальных субсидий, установленных федеральным законодательством. В связи с этим значительный эффект (экономия бюджетных средств) в Чувашской Республике возможен только при переводе на единое социальное пособие всех льгот и субсидий, предусмотренных федеральным законодательством. Реформирование управления расходами на социальную защиту отдельных категорий граждан в Чувашской Республике будет осуществляться в два этапа с целью плавного перехода к выплате единого социального пособия по нуждаемости.
На первом этапе возможно упорядочение социальных выплат и льгот, определенных нормативно-правовыми актами Чувашской Республики с развитием адресности:
- отмена отдельных видов льгот, установленных на республиканском уровне;
- замена действующих льгот на денежные пособия;
- переход к предоставлению действующих льгот гражданам (семьям) с учетом их материального положения, т.е. с учетом адресности;
- ведение субсидирования населения вместо дотирования топливо-газоснабжающих предприятий;
- сохранение льгот и выплат отдельным категориям граждан без учета материального положения граждан и семей.
На втором этапе возможно осуществление мероприятий по переводу на единое социальное пособие с учетом создания системы регистрации и проверки нуждаемости малоимущих при условии обязательного реформирования федерального законодательства.
Подготовка и реализация концепции "безболезненного" постепенного отказа от неденежного исполнения бюджетов
В кризисных условиях неплатежей Минфином ЧР применялись различные инструменты расшивки неплатежей с использованием ценных бумаг и различных схем взаимозачетов для мобилизации доходов и финансирования своих бюджетных расходов. Республикой приняты обязательства прекратить любые формы зачетов по обязательствам юридических лиц по уплате налогов в бюджет Чувашской Республики. Цель реформы - отказ от неденежного исполнения бюджета путем законодательного запрета приема долговых обязательств в качестве налогов.
Проведение мероприятий, направленных на сокращение недоимок по налогам в региональный бюджет
Структура недоимки в региональный бюджет неоднородна и подразделяется на группы (безнадежная, текущая, проблемная, отсроченная, зависимая), каждый из которых требует различных подходов в администрировании:
- По безнадежной недоимке предполагается провести дополнительный анализ по видам безнадежных долгов, проанализировать причины их возникновения, возможные последствия от их списания; разработан порядок списания безнадежных долгов.
- По проблемной недоимке необходимо разработать механизм, препятствующий возникновению указанного вида недоимки и раннего ее диагностирования.
- По отсроченной недоимке необходимо тщательно контролировать соблюдение сроков исполнения обязательств по налоговым кредитам и рассрочкам по реструктуризированной задолженности, проводить мониторинг рисков неисполнения обязательств в период действия налогового кредита и других видов отсрочек.
- По зависимой недоимке усилия правительства направлены на пресечение генерации неплатежей со стороны республиканского и местных бюджетов. Предусмотрено погашение кредиторской задолженности республиканским бюджетным учреждениям. С введением казначейского исполнения бюджета реализовать процедуру текущего и предварительного контроля целевого использования бюджетных средств, которая способствует погашению указанной недоимки.
- По текущей задолженности правительством республики во взаимодействии с УМНС РФ по ЧР предпринимаются меры налогового администрирования и работу по финансовому оздоровлению недоимщика.
Главные задачи: снижение объемов недоимки и увеличение доли физических лиц, учитываемых в реестре налогоплательщиков ЧР.
Совершенствование системы региональных и местных налогов с целью создания долговременных "правил игры" для предприятий региона, бюджетов разных уровней; снижения налогов с оборота. Создание законодательной базы, формулирующей и регулирующей налоговую политику республики
Цели реформирования: отказаться от республиканских и местных налогов, взимаемых с оборота, с целью стимулирования развития и роста реального сектора экономики республики. Продолжить снижение отношения регулирующих доходов местных бюджетов к финансовой помощи из бюджета республики. В целях обеспечения гарантий стабильности налоговой системы для стимулирования инвестиций, поддержания потенциала экономического роста разработать и принять Закон ЧР о региональных и местных налогах в Чувашской Республике, в котором необходимо закрепить перечень, ставки налогов, прописать процедуру предоставления налоговых кредитов и налоговых льгот, предусмотреть механизм обеспечения выполнения этого Закона. Принятие Закона, как единого, взаимосвязанного и комплексного документа, учитывающего всю систему налоговых отношений в Чувашской Республике, позволит закрепить ясные и понятные условия и механизмы взаимоотношений всех субъектов налоговых правоотношений внутри республики, обеспечит сочетание и сбалансированность общегосударственных и частных интересов; будет стимулировать предпринимательскую деятельность и инвестиционную активность.
Совершенствование системы расходов на бюджетные услуги
Анализ матрицы менеджеров и услуг на предмет выявления нерационального использования бюджетных средств
Иерархическая матрица менеджеров и услуг станет инструментом для проведения анализа эффективности производства общественных услуг. Значительное отклонение качественных и (или) ценовых параметров от стандартов качества или приемлемой цены будет сигналом для повышенного внимания к менеджерам, предоставляющим слишком дорогую или некачественную услугу. Уполномоченные лица смогут принять соответствующие ситуации управленческие решения, к примеру: смена неэффективных менеджеров; перенос места предоставления услуги в организацию, осуществляющую более эффективное использование бюджетных средств на предоставление этой услуги; консолидация усилий организаций, предоставляющих одинаковый или однотипный вид услуг путем слияния таких организаций; прочие решения.
Выделение субсидий и субвенций из регионального бюджета в соответствии с законодательно закрепленными критериями и списком целевых программ
В целях эффективного использования бюджетных средств необходимо разработать дополнительные критерии выделения субсидий и субвенций из республиканского бюджета, которые должны содержать общественную значимость и общественную полезность услуг, предоставляемых населению республики и обоснование экономической эффективности субсидирования. Мероприятия по законодательному закреплению критериев предоставления субсидий и субвенций из регионального бюджета будут включать в себя анализ действующей нормативной базы, регулирующей процесс предоставления субсидий и субвенций из регионального бюджета, анализ основных показателей, характеризующих общественную значимость и полезность услуг, выбор и разработку критериев, разработку и принятие соответствующего законодательного акта о критериях предоставления субсидий и субвенций из регионального бюджета.
Закрепление критериев общественной значимости и общественной полезности при использовании бюджетных средств или предоставлении гарантий для финансирования инвестиционных проектов
Основной целью реформирования является определение понятия социальной значимости проектов и программ, финансируемых за счет средств бюджета, в том числе путем предоставления гарантий и составление сфер деятельности, под которые могут выделяться средства бюджета; совершенствование механизма использования бюджетных средств с учетом их направления на реализацию в социально значимые сферы деятельности. Механизм реализации: Разработка и утверждение списка критериев социальной значимости, методики оценки на основании разработанных критериев. Законодательное закрепление сфер деятельности, в которые могут быть направлены бюджетные средства и предоставлены бюджетные гарантии. Внесение соответствующих изменений в Закон ЧР "Об инвестиционной деятельности в ЧР" и включение соответствующих положений в разрабатываемый Закон ЧР "О регулировании в Чувашской Республике бюджетных правоотношений, отнесенных Бюджетным кодексом РФ к ведению субъектов РФ".
Работа с естественными монополиями, направленная на снижение задолженности по оплате услуг естественных монополий бюджетными учреждениями, политика невмешательства государственных органов в отношения между монополиями и контрагентами
Целью является отсутствие долга республиканских бюджетных учреждений за потребленные топливно-энергетические ресурсы перед естественными монополиями: ОАО "Чувашэнерго", ООО "Межрегионгаз", а также предприятиями и организациями, вырабатывающими теплоэнергию для нужд районов и городов Чувашской Республики, обеспечение 100-процентных текущих платежей при одновременном отсутствии долга естественных монополий по платежам в бюджеты разных уровней. Для достижения поставленной цели программой предусматриваются следующие направления:
- Повышение энергоэффективности используемых топливно-энергетических ресурсов в бюджетных организациях посредством внедрения энергосберегающих мероприятий, которые характеризуются достижением экономически оправданной эффективности использования энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий.
- Увеличение объемов ассигнований администрациям на тепло и энергию в бюджетах.
- Обеспечение стабильности тарифов на энергоресурсы, поставляемые естественными монополиями.
С целью создания в республике открытой конкурентной среды отказ от вмешательства в экономику региона методом ограничения цен и иными нерыночными методами ценообразования, кроме тарифной политики в отношении услуг локальных монополий
Для обеспечения прозрачности в сфере ценообразования, для совершенствования открытой конкурентной среды в республике считаем целесообразным зафиксировать отказ от намерений по ограничению цен на товары и услуги, кроме услуг локальных монополий, в виде принятия закона о невозможности введения подобных ограничений, за исключением случаев, когда на территории республики не могут нормально реализовываться рыночные отношения. Примеры таких случаев - глобальное стихийное бедствие, военные действия, чрезвычайное положение и т.п.
Мероприятия для реализации создание правовой базы для осуществления государством ценовой политики, совершенствование системы государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) на региональном уровне, нормативно-методическое обеспечение государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) и государственного контроля за порядком применения регулируемых цен и тарифов на региональном уровне.
Создание механизма реализации тарифной политики в отношении услуг локальных монополий с привлечением независимых отраслевых профессионалов, самих монополий, представителей власти, предприятий и населения для обеспечения защиты интересов перечисленных групп
В области тарифной политики реализуются следующие задачи:
- Выстраивается и совершенствуется система государственного регулирования тарифов и цен на продукцию и услуги монополий на уровне республики, городов и районов для предприятий монополистов различной формы собственности.
- Обеспечивается создание и поддержка нормативно-методического обеспечения для работы системы государственного регулирования тарифов и цен на услуги естественных монополий.
- Осуществляется создание необходимой инфраструктуры для учета, контроля потока продукции и объема услуг, потерь в сетях и трубопроводах.
- Организуется система аудита хозяйственной деятельности естественных монополий.
- Доводится до общественности информация об уровнях тарифов и их экономической обоснованности.
- Устраняются несоответствия принципам тарифной политики.
- Осуществляется поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования тарифов и цен на продукцию и услуги естественных монополий.
Обеспечение условий, позволяющих сократить и ликвидировать практику перекрестного субсидирования
Отсутствие дифференцируемых по уровню напряжения тарифов на электрическую энергию приводит к возникновению перекрестного субсидирования между потребителями электрической энергии на низком напряжении и потребителями, получающими энергию от сетей среднего и высокого напряжения. Поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования позволит:
- повысить доходы населения, работающего на промышленных предприятиях;
- промышленности получить возможность направления финансового потока на поддержание темпов восстановления объемов производства и увеличения налоговых платежей во все уровни бюджетов;
- повысить заинтересованность (мотивацию) к эффективному использованию энергоносителей для ЖКХ и населения.
К негативным последствиям ликвидации перекрестного субсидирования можно отнести увеличение в потребительской корзине населения доли оплаты энергоносителей и услуг ЖКХ.
Поэтапное устранение перекрестного субсидирования должно сопровождаться комплексом мероприятий, обеспечивающих минимизацию социальных негативных последствий:
- внедрение системы поквартального учета потребления воды, тепла, электроэнергии, природного газа;
- снижение издержек в локальных монополиях;
- повышение эффективности использования топлива и энергии в бюджетных организациях, снижение нагрузки на бюджет по статье топливо и энергия и перераспределение ее на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, адресную поддержку;
- повышение уровня заработной платы на промышленных предприятиях при снижении финансовой нагрузки перекрестного субсидирования;
- тарифное регулирование с поэтапным снижением перекрестного субсидирования.
Предполагается при ликвидации перекрестного субсидирования для снижения негативного последствия роста тарифов на население реализовать инвестиционные проекты, направленные на снижение издержек и потерь энергообеспечения населения:
- Реконструкция тепловых сетей г.Новочебоксарска.
- Реконструкция тепловых сетей г.Чебоксары.
- Реализация программ энергосбережения малых городов и районов на основе типовой программы, разработанной Управлением государственного энергетического надзора по Чувашской Республике, Департаментом ЖКХ и утвержденной Республиканской энергетической комиссией Кабинета Министров Чувашской Республики.
Выявление тех сфер деятельности государства, в которых привлечение частного сектора для оказания бюджетных услуг является более рациональным. Разработка и утверждение механизмов организации открытых тендеров среди предприятий частного сектора на право реализации государственных и муниципальных контрактов. Организация конкурсной системы отбора предприятий и организаций, с которыми заключаются государственные и муниципальные контракты на реализацию государственного или муниципального заказа.
В целях повышения эффективности размещения государственного и муниципального заказа в соответствии с последними требованиями федеральных нормативных документов в республике большое внимание уделяется развитию конкурсного размещения заказов. При этом предпочтение отдается открытым конкурсным торгам. Ведется работа по централизации закупок однородной продукции, организации и проведению государственными заказчиками объединенных конкурсов на размещение заказов на поставку однотипных видов продукции за счет увеличения объемов закупок, побуждению поставщиков к снижению цен на продукцию и сокращению затрат госзаказчиков, связанных с размещением заказов для государственных нужд.
В сфере организации закупок продукции для государственных нужд на конкурсной основе планируется проведение программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области закупок продукции для государственных нужд, усиление сектора государственных нужд и ресурсов Минэкономики Чувашской Республики для осуществления методического руководства и общей координации работ по совершенствованию механизма государственного и муниципального заказа, контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и координации их проведения. Ставится задача в 2001-2002 годах увеличить долю расходов, осуществляемых посредством проведения открытых тендеров более 70% расходов республиканского бюджета Чувашской Республики и муниципальных бюджетов осуществлять по результатам проведения тендеров. Необходимо законодательно утвердить требования обязательной публикации информации о конкурсах в СМИ и сети Интернет. В 2002 году необходимо предусмотреть разработку и внедрение типовых компьютерных программ для их использования государственными и муниципальными заказчиками в процессе проведения торгов по закупке крупных партий продукции. Предполагается разработка предложений по совершенствованию нормативной базы. При размещении государственного заказа планируется использовать методологию отбора кандидатов, одобренную Европейским банком реконструкции и развития.
Сокращение дотаций населению на оплату услуг ЖКХ. Доведение уровня оплаты услуг ЖКХ до федеральных стандартов, либо уровня, выше федеральных стандартов
Реформа жилищно-коммунального хозяйства позволит существенно увеличить эффективность данного сектора экономики, улучшить условия проживания населения в жилищном фонде, увеличить реальные жилищные права граждан и, одновременно стабилизировать экономическую ситуацию на предприятиях, сняв с них расходы по содержанию социальной сферы, обеспечить эффективность бюджетных расходов и возможность роста поступлений средств в бюджеты всех уровней для реализации приоритетных социальных и инвестиционных программ.
В основу преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве положено:
- разделение функций заказчика и подрядчика и организация договорных взаимоотношений;
- создание условий для демонополизации и развития конкурентной среды;
- поэтапный переход от бюджетного дотирования к полной оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями.
Совершенствование политики ценообразования должно проводиться с учетом соблюдения интересов всех участников процесса реформирования ЖКХ и создавать условия для обновления материальной базы отрасли (основных фондов) и развития современной инженерной инфраструктуры, позволяющей предоставлять услуги в необходимом количестве и надлежащего качества. Необходимо создание единой информационной сети в ЖКХ. Необходимо развитие кадрового потенциала предприятий и организаций системы жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Создание справедливой, устойчивой и однозначной системы межбюджетных отношений, системы финансирования учреждений и организаций, осуществляющих предоставление бюджетных услуг
Основными принципами межбюджетных отношений в Чувашской Республике являются:
- усиление заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления в повышении уровня собственных доходов бюджета, наиболее полном и своевременном сборе налогов как собственных, так и всего контингента регулирующих налогов;
- повышение ответственности органов власти за результат социально-экономической реформы, за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность;
- применение в бюджетном регулировании единых для всех органов местного самоуправления методологии, критериев и факторов;
- распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания до минимального уровня бюджетной обеспеченности и социально-экономического развития районов и городов, отстающих по объективным причинам;
- недопустимость изъятия или централизации без согласования в бюджеты другого уровня собственных доходов, дополнительно полученных доходов и сэкономленных средств и обязательность компенсации бюджетам недостающих средств в случае уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти республиканского уровня;
- ясность, прозрачность и гласность межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения Чувашской Республики с районами и городами на 2001 год будут характеризоваться следующим:
- нормативы отчислений от федеральных и республиканских налогов в целях выравнивания условий развития и обеспечения устойчивости доходной части республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов установленным Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и закреплены на три года. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;
- при определении расходной базы бюджетов районов и городов в рамках дальнейшего реформирования межбюджетных отношений впервые сделаны реальные шаги по разграничению расходных полномочий в бюджетной системе. В Законе Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2001 год" полностью распределены и закреплены расходы за республиканским бюджетом Чувашской Республики и бюджетами районов и городов;
- в целях более полной гарантированности гражданам социально значимых общественных услуг в суммах финансовой помощи, передаваемой районам и городам (трансфертов) выделены целевым назначением ассигнования на финансирование федеральных мандатов;
- в полном объеме выравнены расходы на единицу потребителя общественных услуг. Основными задачами совершенствования системы межбюджетных отношений является законодательное закрепление в разрабатываемом в 1-ом квартале 2001 года проекте закона ЧР "О регулировании в ЧР бюджетных правоотношений, отнесенных БК РФ к ведению субъектов РФ":
- методики распределения финансовой помощи (трансферта) из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам районов и городов на срок не менее 3 лет;
- разграничения расходных полномочий и ответственности за выполнение финансовых обязательств между республиканским и местными бюджетами;
- нормативов отчислений от регулирующих налогов для всех муниципальных образований на уровне не ниже "минимальных", закрепленных в Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления";
- способствовать снижению дисперсии нормативов отчислений от регулирующих налогов в течение последних двух лет по всем регулирующим налогам.
Разработка и внедрение казначейской системы исполнения бюджета
Об эффективности управления финансово-бюджетной системой субъекта РФ и муниципальных образований можно судить только при наличии полной информации о всех финансовых потоках, подконтрольных администрации субъекта РФ и муниципального образования. В связи с этим поставлена цель перехода на казначейскую систему исполнения республиканского и муниципальных бюджетов и осуществление заключительных оборотов в течение одной недели после окончания финансового года. Реформирование будет осуществляться в два этапа:
1 этап реформирования - создание в 4 квартале 2000 г. Управления казначейства Минфина ЧР и перевод на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета с 1 января 2001 года, осуществление заключительных оборотов в течение 1 месяца после окончания финансового года;
2 этап реформирования - перевод на казначейскую систему исполнения местных бюджетов с 1 января 2002 года и осуществление заключительных оборотов в течение 1 недели после окончания финансового года.
Создание Управления казначейства Министерства финансов Чувашской Республики прежде всего направлено на улучшение состояния общественных финансов республики и повышение эффективности управления ими и преследует цели:
- обеспечение централизации всех бюджетных средств в рамках всей сферы республиканского бюджета ЧР независимо от их местонахождения на едином счете Министерства финансов Чувашской Республики;
- централизация всей информации о платежах каждого бюджетополучателя, кредиторской и дебиторской задолженности бюджетополучателей. Сбор этой информации должен проходить непосредственно при проведении каждого платежа каждым бюджетополучателем в режиме реального времени;
- организация текущего контроля и предотвращения нецелевых расходов республиканского бюджета на этапе проведения платежного поручения бюджетополучателя.
Консолидация внебюджетных средств в республиканском бюджете
В целях эффективного и целевого использования средств предполагается консолидация в республиканском бюджете средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Совершенствование и реформирование бюджетного процесса составления среднесрочных финансовых планов на основе макроэкономических показателей
Важной особенностью составления бюджета является законодательно закрепленное преимущество факта наличия финансовых средств над фактом наличия законодательного требования, ставящее возникновение правомочий и ответственности (обязательств) в зависимость от имеющихся финансовых источников. Это оказывает определяющее влияние на процесс и методику разработки проекта бюджета.
Цель реформирования - изменение подхода к составлению бюджета. В основе бюджетного планирования должно лежать определение физического объема услуг, которые должен оказать орган власти жителям территории. Составленная смета доходов и расходов, связанных с оказанием этих услуг, определяет объем доходов, которые необходимо собрать для финансирования запланированных услуг. Трактовка бюджета в качестве финансового плана, сочетающаяся с жестким закреплением автономных доходных источников, связанных с уровнем, на котором оказываются услуги, а также однозначным определением ответственности за оказание услуг создает предпосылки для использования среднесрочного финансового планирования. Вместе с тем в рамках осуществления реформы в качестве промежуточного шага неизбежен сценарный характер финансового планирования, допускающий применение методов экстраполяции. К правовым ограничениям для введения бюджетирования, соответствующего Кодексу наилучшей практики, относятся следующие:
- Регулирование бюджетного процесса относится к федеральной компетенции. Потребуется внесение существенных изменений в федеральное законодательство, в частности, в Бюджетный кодекс РФ, а также введения специальных правовых режимов на период внедрения и адаптации.
- Отсутствует правовое описание субъектов федерации как имущественных комплексов. Это описание предстоит провести и согласовать в ходе программы реформирования перед созданием модели бюджетирования.
- Отсутствует правовое описание предмета деятельности правительства субъекта Российской Федерации.
К техническим ограничениям относятся:
- Отсутствие персонала, имеющего квалификацию, достаточную для обслуживания новой учетной системы. Решение этой проблемы потребует реализации комплексной программы обучения, организации местного учебного центра, создания схем мотивации для привлечения квалифицированных учетных работников.
- Отсутствие разработанных учетных методик, инструкций, планов счетов и положительного опыта по их применению в других субъектах федерации. Для решения этой проблемы потребуется привлечение внешних консультантов.
- Недостаточная оснащенность средствами вычислительной техники и связи. В рамках программы предусматривается закупка и установка оборудования, необходимого для функционирования системы.
- Отсутствие программного обеспечения. Его закупка или разработка для автоматизации новой системы финансового управления предусматривается в рамках программы.
Выделяются два наиболее важных культурных ограничения:
- Деятельность и обязанности общественного сектора (государства и муниципалитетов) в России описываются в терминах "обеспечения содержания и развития" того или иного направления деятельности или типа учреждений, а не в терминах "оказания услуг" гражданам.
- Не сложилось понятие о государстве как поставщике услуг, финансируемых за счет налогообложения.
Решение этих проблем потребует комплексного подхода, включающего в том числе внесение необходимых изменений в законодательство и правоустанавливающие документы республики, муниципалитетов и учреждений.
Внедрение учетной системы предполагается осуществлять путем поэтапной реализации в пилотных отраслях, учреждениях и муниципалитетах с апробированием и последующей экстраполяцией результатов.
В целях создания промежуточной системы среднесрочного финансового планирования предполагается в рамках сводного отдела бюджетов и финансов Министерства финансов ЧР организовать совместно с Министерством экономики ЧР работу по координации разработки сценарных финансовых планов республики на среднесрочную перспективу. Аналогичную работу на муниципальном уровне планируется осуществлять в муниципальных финансовых управлениях (отделах) Министерства финансов ЧР.
Повышение эффективности системы управления долгом
Обслуживание и погашение долговых обязательств, снижение размеров кредиторской задолженности
В Чувашской Республике проводится гибкая политика государственных заимствований и используется широкий спектр долговых инструментов: прямые обязательства - банковские и небанковские кредиты (в денежной форме, вексельные), облигации различного вида и назначения, бюджетные ссуды, векселя, оставшиеся в обращении, условные обязательства - гарантии, поручительства. При этом отсутствует просроченная задолженность по долговым инструментам и нет неурегулированных долгов. Практика секвестирования бюджетных расходов на погашение и обслуживание долговых обязательств в республике не применялась.
В рамках программы предполагается обеспечить процесс погашения кредиторской задолженности республиканского бюджета в течение 2001 года в соответствии с принятым Законом о бюджете ЧР на 2001 год, провести подготовку снижения кредиторской задолженности муниципалитетов республики в 2001 и 2002 годах и полного ее погашения к 2003 году, формализовать механизм предоставления республикой гарантий и поручительств.
Проведение оценки реальной стоимости долга
В Минфине ЧР ведется учет долговых обязательств республики как в разрезе видов долговых инструментов, так и в консолидированной форме по всем видам долговых инструментов. Для оценки реальной стоимости долга применяется методика дисконтирования долга с использованием в качестве коэффициента ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако текущая ставка ЦБ РФ не может являться оптимальным коэффициентом дисконтирования долга для оценки его приведенной стоимости. Необходимо выработать методику прогноза рыночного процента по заемным средствам, учитывающую как общие тенденции в экономике, так и экономические особенности Чувашии, имеющие немаловажное значение для определения на будущей стоимости заемных средств в республике.
Проведение оценки кредитоспособности
В республике проводится аналитическая оценка кредитоспособности республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках расчета текущей долговой нагрузки и оценки источников погашения долга. Параметры республиканского бюджета Чувашской Республики анализируются в сравнении с бюджетами других регионов, в том числе, имеющих кредитный рейтинг. Рейтинговой службой EA-Ratings проведен анализ кредитоспособности Чувашской Республики с последующим присвоением внутреннего кредитного рейтинга республики и ее долговых обязательств. В сотрудничестве с информационно-аналитическим агентством "АК&М" поддерживается работа по определению интегрированного рейтинга относительной кредитоспособности субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что Чувашская Республика не планирует выпуска внешних облигационных займов, осуществление расходов на процедуру присвоения международного кредитного рейтинга в настоящее время нецелесообразно. При этом не исключается возможность проведения этой процедуры в будущем для повышения имиджа республики на международном рынке заимствований.
Проведение детальной экспертизы бизнес-планов проектов, под которые занимаются денежные средства
Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной поддержки является величина чистого дисконтированного дохода, который получит государство в результате реализации проекта. Для совершенствования механизма отбора инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется с привлечением заемных средств, необходимо законодательное закрепление минимально допустимой нормы рентабельности, общественной значимости сфер реализации проектов, а также структуры рисков путем внесения изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике". Планируется подготовка и утверждение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств республиканского бюджета и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов.
Положение об условиях конкурса программ реформирования муниципальных финансов и предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на их реализацию утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 мая 2003 г. N 128
Долговое планирование
В Законе Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2000 год" выдержаны все требования и ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ: по размеру дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики - 4,9 процента (по БК РФ - не более 15% объема собственных доходов), предельному размеру госдолга - не превышает объем собственных доходов, расходам на обслуживание государственного долга - 9,8 процента (по БК РФ - не выше 15% расходов бюджета), предоставлению бюджетных кредитов юридическим лицам - не выше 3% расходов бюджета, предельному объему обязательств по государственным гарантиям, предоставляемым в 2000 году (не более 5% расходов бюджета).
При составлении и утверждении бюджетов муниципалитетов требования и ограничения, предъявляемые Бюджетным кодексом РФ, строго соблюдаются. Указанные требования и ограничения соблюдены в среднесрочном планировании до 2003 года.
Совершенствование механизмов планирования
Экономическая политика. Внедрение системы реалистичного среднесрочного прогнозирования для целей более точного планирования
Необходимо повысить качество прогнозирования для обеспечения не более чем 10-процентного отклонения запланированных параметров бюджета от фактических. Среднесрочный прогноз должен публиковаться в СМИ в нескольких сценариях (оптимистичных, пессимистичных и пр.). В прогнозах должна использоваться не только динамика прошлых лет, но и цели, достижение которых реально. В период прогнозирования предполагается применение программных продуктов в рамках осуществления подпрограммы "Республиканская информационно-аналитическая система."
Приоритеты расходования бюджетных средств
Цели реформирования - публикация концепции приоритетов в СМИ для повышения прозрачности бюджетно-финансовой политики, равномерное исполнение всех расходных статей бюджета при отклонении в пределах 10%. Публикация приоритетов в СМИ до окончательного утверждения бюджета, при использовании механизма обратной связи позволит выявить правильность выбора приоритетов, своевременно разработать и внести соответствующие изменения в расходные статьи бюджета. Снижение отклонения при равномерном исполнении расходных статей также позволит обеспечить более полное удовлетворение ожиданий получателей общественных услуг.
Планирование бюджета
При реформировании процесса планирования и утверждения бюджета используются следующие приемы:
- Процесс планирования бюджета должен быть основан на реалистичном прогнозе экономического развития региона, сложившегося налогового потенциала, динамики потребностей получателей бюджетных услуг и прочих влияющих на формирование бюджета факторов.
- При необходимости внесения поправок в бюджет обязательно вовлечение в процесс представителей населения региона - депутатов, как лиц, гарантирующих учет интересов получателей услуг. Поправки в бюджет должны быть как можно менее частыми (не более двух поправок в год). Изменения параметров бюджета должны быть оформлены в виде Закона о внесении изменений.
- Отчет об исполнении бюджета должен тщательно анализироваться и утверждаться только после того, как депутаты полностью убедятся в том, что бюджет исполнен в соответствии с Законом.
Инвентаризация и учет
Создание системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности Чувашской Республики и муниципальных образований, внедрение управленческого учета (учета затрат), создание предпосылок для возможности проведения независимого аудита
В настоящее время в России существуют три независимых друг от друга уровня вида классификации финансовой информации об операциях общественного сектора. Это:
- план счетов исполнения бюджетов,
- бюджетная классификация и
- план счетов бюджетных учреждений.
С принятием Федерального закона о бухгалтерском учете и Бюджетного кодекса возникло противоречие между двумя основополагающими для учета в общественном секторе нормативными документами - Законом о бухгалтерском учете и Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов. В Российской Федерации и, соответственно, в Чувашской Республике бухгалтерский учет, который представлял бы сведения об имуществе субъектов федерации и муниципальных органов власти, об их обязательствах и хозяйственных операциях, осуществляемых ими в процессе деятельности, не ведется; бухгалтерская отчетность субъектов федерации и муниципалитетов не составляется и не представляется.
В рамках проекта предполагается, что бухгалтерская система будет предоставлять информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности Чувашской Республики и входящих в нее муниципальных образований, а также о финансовом положении и результатах деятельности. Для информационного обеспечения подотчетности руководителей и организаций за возложенные обязанности по оказанию услуг бухгалтерская система будет предоставлять информацию о том, какие услуги задействованы для оказания услуг и как они используются.
Основными формами финансовой отчетности Правительства Чувашской Республики будут выступать:
- Баланс активов и пассивов, представляющий финансовое положение Правительства на отчетную дату,
- Отчет о доходах и расходах, представляющий расходы, связанные с оказанием услуг, и результаты деятельности за отчетный период.
Такая система станет надежной информационной основой для эффективного финансового управления республикой и муниципальными образованиями, укрепит ответственность руководителей и работников общественного сектора. Кроме того, учетная система обеспечит:
- реализацию информационной основы демократического процесса - реально установит отношения подотчетности руководителей учреждений и государственных органов управления, а также исполнительной власти в целом перед избирателями,
- прозрачность финансовой системы,
- совершенствование процесса принятия управленческих решений всеми уровнями исполнительной власти,
- надежную информационную основу для планирования смет учреждений и органов власти,
- надежную информационную основу для планирования бюджета правительства республики,
- повышение сохранности и эффективности использования имущества,
- основу для получения статистических данных, необходимых для экономического анализа деятельности общественного сектора, мониторинга общественных финансов.
Бухгалтерская отчетность Правительства будет проверяться независимыми профессиональными аудиторами (аудиторскими фирмами). Такая бухгалтерская отчетность будет использоваться для целей внешних пользователей. По мере внедрения учетной системы аудиту будет подвергаться бухгалтерская отчетность "пилотных" учреждений и министерств.
По мере внедрения финансового учета будет проводиться разработка и внедрение элементов и системы управленческого учета. Результатом этой системы станет предоставление информации о затратах (использовании ресурсов) в разрезе каждой паспортизованной услуги и каждого ответственного за ее оказание руководителя. Такая информация позволит проводить сопоставления между руководителями и территориями, а также оценивать эффективность оказания услуг (в отличии от оценки лишь экономичности закупок).
Компоненты программы реформирования, связанные с совершенствованием ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, будут реализовываться в тесном взаимодействии с компонентами, посвященными составлению бюджетов, бюджетному управлению, спецификации услуг, финансовому контролю и аудиту. Для успешного реформирования необходимо преодоление правовых ограничений, поскольку регулирование бухгалтерского учета и отчетности относится к федеральной компетенции, потребуется внесение существенных изменений в федеральное законодательство, а также введения специальных правовых режимов на период внедрения и адаптации.
Внедрение учетной системы предполагается осуществлять путем поэтапной реализации в "пилотных" отраслях, учреждениях и муниципалитетах с апробированием и последующей экстраполяцией результатов.
В рамках компонента предусматривается осуществление следующих последовательно-параллельных шагов.
1. Создание структуры, на которую будет возложено выполнение функций заказчика в отношении учетной системы, координация работ по ее созданию и организация обучения.
2. Определение потребностей в обучении.
3. Обучение руководителей республиканских министерств, ведомств и представителей законодательного органа "лучшей практике финансового управления".
4. Подготовка преподавателей по финансовому управлению, бухгалтерскому учету и аудиту в общественном секторе.
5. Организация в республике учебного центра по обучению дисциплинам в области общественных финансов и управления общественным сектором.
6. Описание имущественного комплекса правительства республики для целей бухгалтерского учета.
7. Описание имущественного комплекса "пилотного" муниципального образования для целей бухгалтерского учета.
8. Определение информационных потребностей, разработка счетов и инструкций по его применению для республики, разработка требований к отчетности и примерных отчетных форм.
9. Разработка организационной структуры учетной системы, разработка должностных инструкций.
10. Разработка детальной "спецификации системы", которая послужит базой для разработки и внедрения комплексной автоматизированной системы учета.
11. Параллельно с разработкой и внедрением учетной системы предполагается разработать инфраструктуру для обеспечения возможности проведения аудита бухгалтерской отчетности. На промежуточных этапах возможен аудит бухгалтерской отчетности структурных подразделений правительства, в которых внедрена учетная система (например, аудит бухгалтерской отчетности учреждений и министерств).
По мере внедрения в учреждениях и подразделениях Правительства ЧР и муниципалитетов финансового учета будет внедряться система управленческого учета, которая будет предоставлять информацию о затратах и результатах в разрезе каждой паспортизированной общественной услуги и каждого ответственного руководителя.
Учитывая высокую стоимость программы внедрения бухгалтерского учета, аудита и бюджетирования в соответствии с лучшей практикой, длительность, трудоемкость, а также политическое значение такого внедрения, реализация внедренческой части программы будет осуществлена только после получения необходимых согласовании с федеральным правительством и внесения необходимых изменений в законодательство.
Работы по разделению текущего и капитального бюджетов
Для повышения прозрачности бюджета и обеспечения в полной мере текущих расходов собственными доходами целесообразно законодательно закрепить раздельный учет текущего и капитального бюджета - включить в проект Закона ЧР "О регулировании в Чувашской Республике бюджетных правоотношений, отнесенных БК РФ к ведению субъектов РФ" статей по раздельному планированию, учету и балансированию текущего и капитального бюджета.
Совершенствование системы учета объемов и реальной стоимости активов республики
Существующее состояние управления недвижимостью республики характеризуется отсутствием системного подхода незначительной долей доходов от недвижимости в республиканском бюджете, наличием трудностей в организации эксплуатации жилищного фонда вследствие массовой приватизации в жилищной сфере.
В области ведения системы учета и мониторинга объемов и реальной стоимости активов муниципальной собственности наиболее полный учет ведется по г.Чебоксары. На базе городского комитета по управлению имуществом предполагается создание центра по обучению работников муниципальных комитетов по управлению имуществом республики.
В направлении совершенствования учета и контроля за использованием активов республики и муниципальных образований и последовательной реализации концепции оценки рыночной стоимости государственного имущества предполагается осуществить следующий ряд мероприятий:
1. Разработка и утверждение Закона Чувашской Республики "О едином балансе активов и обязательств Чувашской Республики", предусматривающего внедрение единой системы осуществления учета и мониторинга величины и структуры активов и обязательств Чувашской Республики в разрезе городов и районов республики.
2. Проведение организационно-технических мероприятий по созданию РГУП по проведению технической инвентаризации объектов недвижимости на территории республики.
3. Внедрение единой формы реестра государственного и муниципального имущества.
4. Формирование базы данных по объектам республиканской и муниципальной недвижимости на базе программного обеспечения АИС "Реестр федерального имущества" по восстановительной и остаточной стоимости.
5. Формирование единой информационной базы данных по объектам недвижимости в разрезе городов и районов по уровням собственности.
Выполнение указанных мероприятий планируется осуществлять в рамках создания Республиканской информационной системы республики, автоматизации всех технологических процессов, связанных с формированием полного реестра республиканской и муниципальной недвижимости (баланс недвижимости, содержащего количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, проведения классификации их по назначению и возможности использования (объекты незавершенного строительства, административные здания, объекты социального и культурно-бытового назначения), с пообъектной регистрацией имущественных прав и оценкой недвижимости.
6. Разработка и внедрение единой концепции оценки государственной и муниципальной собственности.
7. В рамках реализации единой концепции оценки государственной и муниципальной собственности осуществить рыночную оценку отдельных объектов республиканской собственности, составляющих не менее 25% от ее общего объема.
Реализация процесса регистрации прав на недвижимое имущество по принципу "одного окна". Проведение работ по регистрации прав собственности республики и муниципальных образований в соответствии с концепцией создания системы регистрации
Действующее законодательство Чувашской Республики о формировании объектов недвижимости и государственной регистрации прав на такие объекты является "разрозненным" в связи с тем, что на федеральном уровне отсутствует единая система нормативно-правового регулирования процесса управления недвижимостью.
Основными целями дальнейшего развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Чувашской Республики как единого регистрационного округа являются:
- реализация процесса регистрации прав на недвижимое имущество по принципу "одного окна";
- осуществление на территории Чувашской Республики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании данных кадастрового и технического учета и в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- последовательная регистрация в Едином государственном реестре всех объектов недвижимости, расположенных на территории республики;
- создание информационных структур по обмену данными между органами кадастрового, технического учета и Регистрационной палатой Чувашской Республики;
- защита прав и законных интересов собственников, владельцев и пользователей объектов недвижимости;
- обеспечение действенного контроля за деятельностью на рынке недвижимости со стороны органов государственной власти;
- создание единого информационного пространства в сфере регистрации прав на недвижимое имущество в Чувашской Республике.
Важнейшим направлением остается создание централизованного банка данных по всем объектам недвижимости, расположенным на территории Чувашской Республики. В связи с этим в рамках реализации Республиканской информационно-аналитической системы планируется установление электронной связи с обособленными подразделениями.
Разработка и внедрение единого формата долговой книги
Целями реформирования в данной области являются унификация форм долговой книги, создание информационных баз данных по долгу, разработка программного обеспечения по их созданию и ведению.
1 этап. Утверждение нормативно-правовым aктом порядка и формы консолидированного учета долговых обязательств республики и муниципальных образований, просроченной кредиторской задолженности соответствующих бюджетов, долгов ГУПов и МУПов, а также долговых обязательств предприятий, долями уставных капиталов которых владеют Правительство республики и администрации муниципальных образований.
2 этап. Консолидированный учет долговых обязательств республики и муниципальных образований; основы управления рисками в области долговой политики.
Составление и ведение баланса республиканских активов и обязательств |Q6|
Чувашская Республика в рамках программы может рассматриваться как "аффилированная корпорация Российской Федерации", созданная ее учредителями - жителями субъекта Российской Федерации - Чувашской Республики. В формировании активов республики принимали участие как современные жители, так и предыдущие поколения.
При существующих формах и методах составления единого баланса активов и пассивов невозможно оценить стоимость недвижимого имущества, принадлежащего республике, а соответственно, ее жителям; невозможно определить прибыль (убыток) республики (а, соответственно, и ее жителей) от деятельности за год; накопленную прибыль (убыток) прошлых лет. Ставится задача разработки формы и методологии единого баланса активов и пассивов республики, включающих сопоставление с предшествующим периодом, представляющего собой агрегированную оценку финансового состояния республики, ее прогресса, а также показателя эффективности деятельности ее управляющих. Порядок ведения единого баланса активов и обязательств в последующем предполагается распространить для использования органами местного самоуправления, что позволит перейти к ведению консолидированного баланса активов и пассивов республики и муниципальных образований.
Мониторинг и контроль
Текущий мониторинг результатов предоставления бюджетных услуг и соотношения цена/качество
Элементы контроля качества услуг присутствуют в рамках внутриотраслевых систем контроля лишь по некоторым из услуг. Системного мониторинга результатов предоставления общественных услуг и анализа соотношения цен и качества оказываемых услуг в Чувашской Республике не проводится. Это приводит к неполноте информации для принятия управленческих решений о распределении ресурсов и оценке результатов деятельности руководителей учреждений и министерств. Планируется подвергать мониторингу только паспортизированные услуги. Каждая паспортизированная услуга будет иметь установленные в паспорте услуги индикаторы качества ее оказания. Предметами мониторинга будут являться данные об индикаторах качества оказанных услуг и данные о затратах, связанных с оказанием этих услуг в разрезе услуг и ответственных руководителей.
Система мониторинга будет организационно осуществляться:
- В рамках контроля нижестоящего уровня вышестоящим уровнем.
- В рамках работы с обращениями граждан и жалобами потребителей услуг.
В целом по республиканским услугам предполагается создание единой межведомственной автоматизированной базы данных мониторинга. По муниципальным услугам также будут созданы единые базы в каждом муниципалитете, совместимые и взаимодействующие с республиканской базой.
Информация о результатах мониторинга будет доступной для граждан и потребителей услуг в разрезе индикаторов качества выполнения и ответственных менеджеров через Интернет и другие средства массовой информации с необходимой периодичностью, а также передаваться в библиотеки для общего доступа.
Создается законодательная база мониторинга, которая предусматривает предмет мониторинга, основы организационной структуры мониторинга, взаимодействие министерств и ведомств по осуществлению мониторинга, ответственность руководителей за своевременное предоставление достоверной информации о мониторинге, порядок обеспечения достоверности информации, меры наказания за фальсификацию информации, порядок использования результатов мониторинга.
Предполагается, что основным результатом мониторинга станет создание механизма для оптимизации и внутренней мотивации совершенствования общественных услуг.
В рамках создания системы мониторинга результатов оказания бюджетных услуг и соотношений цена/качество предусматривается реализация следующих шагов:
- Создание межведомственного органа разработки и внедрения системы мониторинга.
- Создание правовой основы мониторинга.
- Выбор "пилотных" министерств и услуг.
- Создание организационной структуры мониторинга.
- Разработка концепции автоматизации.
- Определение программного обеспечения, которое будет использоваться для автоматизации информационной базы и процесса мониторинга.
- Создание единой автоматизированной базы данных мониторинга результатов оказания общественных услуг.
- Отработка мониторинга на примере "пилотных" услуг.
- Распространение системы мониторинга на "пилотные" министерства.
- Распространение системы мониторинга на все министерства и ведомства ЧР.
- Создание организационных структур мониторинга в "пилотных" муниципальных образованиях.
Совершенствование системы хозяйственного аудита и оценки эффективности бюджетных расходов
Существующая практика проведения хозяйственного аудита отдельных подразделений республиканских государственных органов, осуществляемая структурным подразделением Министерства финансов ЧР, требует дальнейшего развития. Необходимо создать методологическую базу для проведения хозяйственного аудита, определяющую цели, содержание и периодичность проверок, порядок оформления их результатов, перечень субъектов, подлежащих хозяйственному аудиту.
Соотнесение результатов хозяйственного аудита и проверок качества паспортизированных бюджетных услуг позволит применять систему оценки результативности и эффективности произведенных бюджетных расходов, основанную на проверке изменения за исследуемый период показателя цена/качество паспортизированной бюджетной услуги. На основе использования соотношения цена/качество предполагается разработать и законодательно утвердить формализованную методику оценки результативности и эффективности произведенных бюджетных расходов.
Повышение степени доступности информации о республиканском бюджете и долге с использованием закрепленного перечня аналитических индикаторов
Для оценки состояния республиканского бюджета Чувашской Республики применяется целый ряд аналитических индикаторов.
В рамках реализации Программы будет доработан перечень аналитических индикаторов, используемых для внутреннего пользования, а также подготовлен и законодательно утвержден перечень аналитических индикаторов состояния республиканского бюджета Чувашской Республики с предельно допустимыми значениями предусмотренных индикаторов, подлежащих регулярной публикации в СМИ и сети Интернет, разработан и утвержден Закон об аналитических индикаторах состояния бюджета и государственного долга, утверждена процедура мониторинга данных индикаторов.
Система стимулирования персонала
Деятельность соответствующих органов управления на республиканском и муниципальном уровнях может измениться в сторону большей эффективности при условии, что участники процесса управления понимают как измеряется повышение эффективности, по каким показателям (параметрам), и заинтересованы в работе по их улучшению. Достижение целей настоящей программы маловероятно без создания системы стимулов для соответствующего персонала, основанной на зависимости от прогресса в достижении поставленных целей. Одной из главных целей программы должно стать такое изменение поведения персонала, которое обеспечит дальнейшее управленческое саморазвитие, приводящее к постоянному, измеряемому росту эффективности деятельности республиканских и муниципальных органов власти в вопросах экономического развития и предоставления бюджетных услуг. Без достижения этой цели республика не разовьет результаты двухлетней деятельности по выполнению настоящей программы и инициативный толчок с использованием внешних ресурсов не будет реализован. Методической основой будет являться адаптация и применение современных корпоративных технологий управления персоналом, подготовка и принятие необходимых для этого применительно к бюджетной сфере законодательно-нормативных актов, калибровка систем стимулирования на основе существующего соотношения цена/качество, независимый аудит про декларированных результатов.
Проведение республиканской PR-кампании с целью информирования общественности о Программе, путях ее проведения и установление "обратной связи" для возможной корректировки и определения ее эффективности
При переходе проекта в фазу практического воплощения необходимо проведение эффективной PR-кампании:
- информирование общественности о целях и методах проведения бюджетного реформирования;
- мониторинг общественного мнения и корректировка действий в ходе проведения проекта.
Управление программой
Подготовка настоящей программы осуществлена Кабинетом Министров Чувашии во взаимодействии с Госсоветом и органами муниципального самоуправления. При подготовке программы использовались материалы диагностики, проведенной консультантами в 2000 году по заданию Минфина РФ, ресурсы группы поддержки проекта.
Основными органами управления реализацией программы являются: Межведомственный координационный Совет, Дирекция программы, группа поддержки и создаваемые рабочие группы в республиканских органах исполнительной власти.
Кабинет Министров ЧР формирует своим решением Межведомственный координационный Совет во главе с заместителем Председателя Кабинета Министров - министром финансов ЧР. Межведомственный координационный Совет включает в свой состав руководителей министерств и ведомств, глав муниципальных образований, представителей Госсовета, необходимых для выработки решений и осуществления контроля за ходом исполнения программы. В состав Межведомственного координационного Совета входит исполнительный директор Дирекции программы, деятельность Совета обеспечивается аппаратом Кабинета Министров. В каждом республиканском министерстве и ведомстве, участвующем в реализации программы реформирования создаются рабочие группы.
Финансовое обеспечение Программы
Общая стоимость реализации Программы составляет 12997,7 тыс. долларов и рассчитана исходя из доли софинансирования средств Фонда развития региональных финансов (ФРРФ) в размере не более 80%. Средства распределены по этапам реформирования следующим образом:
1 этап - 6334,2 тыс. долларов (в том числе: средства ФРРФ - 4992,8 тыс. долларов, средства республиканского бюджета Чувашской Республики 1341,4 тыс. долларов);
2 этап - 6662,5 тыс. долларов (в том числе: средства ФРРФ - 5007,2 тыс. долларов, средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 1655,3 тыс. долларов).
На обеспечение реализации Программы в 2001 году Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2000 года N 38 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2001 год" предусмотрены средства в разделе "прочие расходы".
В рамках программы разработан план-график конкретных мероприятий с указанием ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.