См. также решение Собрания депутатов Аликовского района Чувашской Республики от 29 января 2009 г. N 254 "О ходе реализации Программы социально-экономического развития Аликовского района на 2007-2010 г.г."
Заслушав и обсудив доклад "О Программе социально-экономического развития Аликовского района Чувашской Республики на 2007-2010 годы" Собрание депутатов Аликовского района решило:
1. Утвердить Программу социально-экономического развития Аликовского района Чувашской Республики на 2007-2010 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету, экономике, имущественным отношениям, строительству, транспорту и связи Собрания депутатов Аликовского района.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Информацию о ходе реализации данной Программы ежегодно заслушивать на заседаниях Собрания депутатов Аликовского района.
5. Для всеобщего ознакомления опубликовать Программу в средствах массовой информации.
Глава Аликовского района |
А.И. Платонов |
Паспорт
Программы социально-экономического развития Аликовского района на 2007-2010 годы
Наименование Программы |
Программа социально-экономического развития Аликовского района на 2007-2010 годы |
Основание для разработки Программы |
1. Указ Президента Чувашской Республики от 25 июня 2003 года N 61 "О Комплексной программе экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы". 2. "Стратегия социального и экономического развития Чувашской Республики до 2010 г." 3. Федеральный закон от 06.09.2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 4. Ежегодные послания Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики. |
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация Аликовского района, Собрание депутатов Аликовского района |
Основной разработчик Программы |
Администрация Аликовского района |
Основные цели Программы |
Создание основ финансовой устойчивости реального сектора экономики и агропромышленного комплекса; рост уровня и качества жизни населения; последовательное повышение благосостояния и платежеспособного спроса населения; создание благоприятных условий для развития культурного, интеллектуального и творческого потенциала граждан; существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. |
Основные задачи Программы |
Создание условий для сохранения и развития положительной динамики роста реальных денежных доходов населения, эффективной занятости трудоспособного населения и роста оплаты труда, сокращение масштабов бедности; обеспечение доступности и повышение качества базовых социальных благ и услуг; интенсивное развитие общественной (инженерной, транспортной и социальной) инфраструктуры в целях формирования комфортной среды проживания населения района, отвечающей современным требованиям, повышение уровня благоустройства и жизнеобеспечения населенных пунктов района, создание необходимых условий для осуществления экономической деятельности и притока инвестиций как в рамках республиканских целевых инвестиционных программ, так и иных привлеченных негосударственных инвестиций; развитие кадрового потенциала района; улучшение охраны здоровья населения, формирования здорового образа жизни, развития массовой физической культуры и спорта: создание необходимых условий для обеспечения положительной динамики экономического роста; формирование новых форм хозяйствования в приоритетной отрасли экономики, сохранении и развитии традиционных отраслей специализации, расширение рынка сбыта действующих производств; обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, содействие повышению инвестиционной и инновационной активности предприятий, ускорение процессов обновления основных производственных фондов; внедрение инновационных разработок и технологий энергосбережения, эффективное использование энергетической базы экономического роста; обеспечение условий для расширения сферы услуг и повышение качества предоставляемых потребительских услуг; оптимизация расходов бюджета; обеспечение создания здоровых и безопасных условий труда; совершенствование механизмов контроля за ресурсами района и их учета, оптимизация их использования в интересах жителей; защита окружающей природной среды |
Сроки реализации Программы |
2007-2010 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы |
Программа содержит объединенные характеристики всех осуществляемых и планируемых к осуществлению на территории района федеральных, республиканских, муниципальных, отраслевых программ, имея сквозные мероприятия и проводя их ресурсную балансировку. Мероприятия программы сгруппированы по 4 основным направлениям: I. Повышение устойчивости основных отраслей экономики II. Повышение качества жизни, развитие образовательного, культурного, духовного потенциалов жителей района III. Развитие инженерной и социальной инфраструктуры района IV. Эффективное управление имуществом |
Исполнители основных мероприятий |
Администрация Аликовского района, структур местного самоуправления, предприятия и организации Аликовского района |
Объемы и источники финансирования Программы |
Суммарный объем финансирования Программы в 2007-2010 гг. (в среднегодовых ценах 2006 г.) составляет 1086,4 млн. рублей, из них средства: федерального бюджета - 58,15 млн. рублей (5,4% от общего объема финансирования), республиканского бюджета - 543,2 млн. рублей (50,0%), местного бюджета - 183,8 млн. рублей (16,9%), предприятий - 131,5 млн. рублей (12,1%), прочих, внебюджетных источников - 169,8 млн. рублей (15,6%). |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет муниципальный заказчик - Собрание депутатов Аликовского района и администрация Аликовского района. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств бюджетов всех уровней, осуществляемый финансовым отделом администрации Аликовского района. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Уровень среднемесячной заработной платы работающих в отраслях экономики увеличится в 1,7 раза по отношению к 2006 году. 2. Повысится уровень образовательных учреждений и качество образовательного процесса. 3. Улучшится здоровье населения. Снизится уровень заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями, определяющими высокий уровень инвалидности и смертности населения, процесс распространения туберкулеза. Повысится качество оказания медицинской помощи сельскому населению на местах. 4. Расширится сеть культурно-досуговых центров и возможностей. 5. Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Аликово кардинально изменит отношения населения к занятиями физической культурой и спортом, повысит статус с. Аликово, который станет центром спортивной жизни района. 6. После завершения реконструкции очистных сооружений, полигона твердых бытовых отходов и подъездных путей к нему улучшится экологическая ситуация в районе. 7. В рамках Программы предприятиями будут созданы новые, расширены действующие производства. 8. Субъектами малого предпринимательства предполагается строительство торговых точек и предприятий бытового обслуживания. 9. Повысятся доходы местного бюджета с 8,8 млн. рублей до 17,7 млн. рублей. 10. Программой предусматривается ускоренное развитие общественной инфраструктуры. 11. Будет создано дополнительно во всех отраслях экономики района порядка 221 новых рабочих мест, социальный эффект составит 766,0 тыс. рублей. |
Введение
Программа социально-экономического развития Аликовского района на 2007-2010 годы разработана в целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 25 июня 2003 г. N 61 "О Комплексной программе экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы", "Стратегии социального и экономического развития Чувашской Республики до 2010 г.", Федерального закона от 06.09.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ежегодного послания президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики.
Необходимость разработки районной программы вызвана рядом проблем, которые в рыночных условиях еще более обострились и требуют комплексности решения и концентрации ресурсов из всех источников, что позволит получить значительный эффект, превосходящий сумму результатов отдельных целевых программ, а также с усилением ответственности за социально-экономическое развитие муниципального образования с переходом на новые принципы организации местного самоуправления с начала 2006 г.
Программа содержит характеристику основных проблем, которые необходимо решить программными методами и систему программных мероприятий, способствующие решению проблем.
Программа социально-экономического развития Аликовского района предусматривает совместную реализацию программных мероприятий органами местного самоуправления района, сельских поселений, структурных подразделений администрации района, органами государственной власти Чувашской Республики, организациями и предприятиями района.
Результатом реализации программы должно стать - стабилизация и развитие экономики района, повышение уровня жизни и благополучия населения района, повышения собственных доходов местного бюджета.
Программа реализуется с 2007 по 2010 годы.
I. Общее социально-экономическое положение Аликовского района и основные проблемные вопросы его развития
С начала 2006 года в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Аликовского района функционируют 12 сельских поселений: Аликовское, Большевыльское, Ефремкасинское, Илгышевское, Крымзарайкинское, Питишевское, Раскильдинское, Таутовское, Тенеевское, Чувашско-Сорминское, Шумшевашское, Яндобинское. В 115 деревнях и селах района постоянно проживает 20189 человек, в том числе детей до 14 лет 4534 (22,5%), трудоспособного населения 10233 (50,7%), пенсионеров 5422 (26,8%). Современная демографическая ситуация в районе характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с ростом смертности и низкой рождаемостью.
Аликовский район граничит на севере с Моргаушским и Ядринским, на западе - с Красночетайским, на юге - с Шумерлинским и Вурнарским, на востоке с Красноармейским районами. Территория района компактна, ее протяженность с севера на юг составляет 18 км, с запада на восток - 25 км. Площадь района составляет 554,1 кв.км, из них 461 кв.км земли сельхозназначения, из которых 86,12% закреплено за сельхозпредприятиями и КФХ.
Административный центр района размещен в с. Аликово, который расположен в 67 км от Чебоксар и является социально-экономическим и культурным центром района, так как здесь расположены значимые объекты соцкультбыта, образования, здравоохранения, инженерной инфраструктуры и промышленности.
Экономика района переживает трудный период восстановления и расширения производства, который пришел в упадок в переходный период. Процессы и тенденции, происходившие в последние годы в российской экономике, были характерны как для Чувашии, так и для района. Положительными тенденциями характеризуется перерабатывающее производство, производство строительных материалов. С 2000 года наблюдается стабильный рост реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы.
Экономические и социальные преобразования в районе свидетельствуют о сложном и неоднозначном характере происходящих процессов. Наряду с позитивными сдвигами в социально-экономическом развитии района продолжают действовать негативные, сдерживающие факторы, остаются нерешенными многие проблемы, что отражается в темпах позитивных изменений и которые сравнительно ниже, чем в среднем по Чувашской Республике.
Динамика показателей социально-экономического развития Аликовского района за 2003-2005 годы и оценка 2006 года
Таблица 1
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Оценка 2006 г. |
Темп роста (снижения) объема выпуска промышленной продукции в сопоставимых ценах (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
338,0 |
150,8 |
х |
х |
Индекс физического объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) |
х |
х |
121,4 |
95,8 |
Темп роста (снижения) выпуска сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
97,9 |
97,4 |
96,4 |
108,1 |
Производство мяса (скот и птица на убой в живом весе) сельскохозяйственными организациями, тонн |
1576,0 |
1366,0 |
1078,0 |
925 |
Производство молока сельскохозяйственными организациями, тонн |
7873,0 |
6995,0 |
6266,0 |
6535 |
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, тыс. голов |
17,6 |
15,0 |
14,1 |
15,5 |
Поголовье свиней в хозяйствах всех категорий, тыс. голов |
5,6 |
3,9 |
3,7 |
5,5 |
Валовой сбор зерна и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн |
18,2 |
14,1 |
18,2 |
21,9 |
Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн |
51,0 |
22,7 |
24,4 |
25 |
Валовой сбор овощей в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн |
6,0 |
6,9 |
6,2 |
14 |
Доля собственных доходов в общем объеме доходов местного бюджета (%) |
8,5 |
9,1 |
14,7 |
13,4 |
Темп роста задолженности по налоговым платежам (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
99,9 |
125,7 |
100,2 |
100 |
Доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий (%) |
51,2 |
35,0 |
74,1 |
46,4 |
Задолженность по выплате заработной платы в организациях всех форм собственности (месяцев) |
2,6 |
1,9 |
1,9 |
0,2 |
Среднегодовая численность работающих на крупных и средних предприятиях, тыс.чел. |
6,6 |
5,7 |
5,2 |
3,8 |
Темп роста ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
118,2 |
115,0 |
111,9 |
114,9 |
Введено социального жилья (в % к годовому плану) |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
Темп роста инвестиций в основной капитал (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
146 |
92 |
116,5 |
109,5 |
Ввод в действие общеобразовательных учреждений (ученических мест) |
0 |
0 |
0 |
1 |
Ввод в действие объектов здравоохранения, коек |
0 |
0 |
0 |
0 |
Газифицировано домов/квартир |
1065 |
1502 |
305 |
|
Темп роста объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
113,3 |
104,7 |
113,4 |
111,2 |
Темп роста объема платных услуг населению в сопоставимых ценах (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
105 |
113,7 |
98,1 |
93 |
Уровень зарегистрированной безработицы (%) |
1,75 |
1,68 |
1,66 |
1,6 |
Коэффициент производственного травматизма (число несчастных случаев на 1000 работающих) |
0,98 |
1,13 |
0,45 |
0,5 |
* без учета показателей деятельности малых предприятий
На данном этапе экономического развития района малый бизнес является одной из важных частей рыночного хозяйства наряду с крупными и средними предприятиями района. В связи с тем, что малое предпринимательство решает проблемы занятости населения, насыщения рынка и удовлетворения потребительского спроса, он может выступать серьезным средством преодоления отрицательных тенденций в экономике и ее стабилизации. Органы местного самоуправления стали уделять большое внимание решению проблем малого предпринимательства, воздействие их на процесс становления и развития малого предпринимательства стало более ощутимым.
Наряду с общими проблемами экономики села, которые наблюдаются в большинстве сельских районов республики (низкая оплата труда, отставание уровня жизни населения от среднереспубликанских показателей, отсутствие высококвалифицированных кадров, недостаточное развитие рынка потребительских услуг населению, изношенность основных фондов, снижение плодородия почв, дальнейшее углубление спада производства продукции животноводства и растениеводства), району присущи и иные проблемы, связанные с распадом сельскохозяйственных производственных кооперативов и предприятий, обслуживающих сельскохозяйственное производство, содержанием инженерной и социальной инфраструктуры административного центра района и сельских поселений, качеством предоставляемых социальных благ и услуг, демографическим спадом и т.д.
Анализ прошлых лет свидетельствует о том, что экономическая ситуация в районе остается нестабильной; нет крупных предприятий, продолжается реорганизация сельскохозяйственных производственных кооперативов, низки темпы наращивания бюджетной обеспеченности собственными доходами, поэтому существует необходимость нововведений, требуется продуманная концепция развития сельского хозяйства, градостроительного планирования развития территории сельских поселений, включая концепцию генерального плана райцентра.
Собственные доходы бюджета позволяют покрыть только 14,6% расходов муниципального образования. В планы основных работ по увеличению собственной доходной базы, повышению устойчивости и финансовой самостоятельности бюджета района в рамках реализации Концепции развития налогового потенциала Чувашской Республики, должны войти техническая инвентаризация объектов потенциального налогообложения, находящихся во владении физических лиц, проведение инвентаризации земель и работ, связанных с разграничением собственности на землю.
До конца не решена проблема увеличения средней номинальной заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате перед работниками. Величина средней номинальной заработной платы в 2005 году в районе составила от среднереспубликанской 51,8% (2608,7 руб. и 5073,1 руб. соответственно), а 2006 году - 0000 В целях реализации Указа Президента Чувашской Республики "О дополнительных мерах по обеспечению повышения заработной платы в Чувашской Республике" в районе предстоит принять меры по контролю над выплатой заработной платы работникам субъектами малого предпринимательства и сельскохозяйственными предприятиями. Особую озабоченность вызывает размер оплаты труда работников сельскохозяйственной отрасли, который требует незамедлительное принятие новых форм системы оплаты и учета труда работников сельского хозяйства.
В районе по состоянию на 1 января 2007 года зарегистрировано 000 безработных граждан. Уровень официально зарегистрированной безработицы по отношению к трудоспособному населению составил 2,28%, выше прошлогоднего уровня на 0,62 п.п.
При значительной избыточности рынка труда, качество трудовых ресурсов является одним из показателей, способствующим экономическому росту района. На сегодняшний день потребность в квалифицированных кадрах руководящего звена только на сельскохозяйственных предприятиях превысил 75 человек (20 зоотехников, 10 инженеров, 10 главных бухгалтеров, 35 экономистов).
Уменьшается число убыточных и обремененных высокой просроченной кредиторской задолженностью предприятий, за истекший год удельный вес убыточных предприятий составил 46,4% (по республике - 31,8%).
Район сельскохозяйственный, и поэтому он имеет определенное значение в продовольственном обеспечении Чувашской Республики. Население района на личных подворьях занимается производством мясомолочной продукции, картофеля, овощей. Занимая в республике 4,8% посевных площадей, район производит 4,7% от общего объема зерна, 3,1% - картофеля, 4,8% - молока, 4,1% - мяса. Большая часть сельскохозяйственной продукции вывозится за пределы района и республики.
В агропромышленном комплексе наблюдается спад в развитии животноводства. Из-за низкой заработной платы и условий труда остро чувствуется нехватка работников животноводческих ферм, нет элементарных условий для содержания животных, снижается численность маточного поголовья. За 9 месяцев 2006 года численность поголовья коров в сельскохозяйственных предприятиях сократилась на 28,8%, лошадей - на 32%. В целях сохранения и развития животноводства необходимо поддержать ряд проектов по развитию свиноводства, птицеводства, улучшению продуктивных качеств скота, организации переработки и закупки продукции животноводства.
Основной продукцией растениеводства традиционно остаются зерновые и картофель. Анализ последних лет свидетельствует о снижении урожайности, объемов производства, увеличение неиспользуемых земельных участков. Внедрение в растениеводстве энерго-ресурсосберегающих технологий, повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий позволит к 2010 году увеличить производство зерновых во всех категориях хозяйств на 15%, картофеля - 21%.
Не решается ряд острых вопросов и по содержанию инженерной инфраструктуры района, благоустройству его административного центра - села Аликово. Одна треть асфальтированных дорог, расположенных на территории района, находятся в критическом состоянии, требуют капитального ремонта. Необходимость дорог, обеспечивающих связь с дорожной сетью, испытывают 56 населенных пункта района.
Не в полной мере осуществляются работы, связанные с электро- и теплоснабжением района.
Если в целом по району проблемы водоснабжения решаются активно благодаря реализации на территории района республиканской целевой программы "Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой", то вопрос обеспечения жителей села Аликово, школ, дошкольных учреждений чистой питьевой водой не снят с повестки дня. Услуги водоснабжения и водоотведения населению и предприятиям, расположенным на территории райцентра, оказывает МУП Аликовского района "Тепловодоканал "Аликовский" из мелких, маломощных артезианских скважин. Источники водоснабжения истощены, вода подается с перебоями, ее качество не соответствует требованиям стандарта на питьевую воду. Для решения этой проблемы в селе необходимо построить одну мощную насосную станцию, создать единую систему водоснабжения, закольцевав при этом имеющиеся многочисленные сети отдельных скважин, реконструировав имеющиеся сети, построить новые сети на новых улицах.
Не соответствуют требуемым санитарным нормам действующие очистные сооружения (БОС на 200 куб.м) села. Необходимо начать их реконструкцию с расширением иловой площадки.
Финансовых средств, направляемых МУП "Тепловодоканал Аликовский" из инвестиционных составляющих тарифов на водоснабжение и водоотведение не достаточно. Необходимо привлечение средства районного бюджета и средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Необходимость разработки Программы вызвана и решением программным методом ряда проблем в социальной сфере. В районе низкие показатели благоустройства жилищ, материально-технической базы социальной сферы необходимо привести в рамки современных требований. Учебное хозяйство некоторых общеобразовательных школ района полностью требует капитального ремонта в соответствии с требованиями СанПиН.
Вместе с тем район обладает необходимыми ресурсами, преимущественно, трудовыми, а также благоприятными природно-климатическими условиями, рядом потенциальных возможностей в звеньях производственной и социальной инфраструктуры для нормального функционирования экономики и социальной сферы. Положительным для района является и неплохое географическое расположение, который оказывает опосредованное влияние на территориальную организацию деловой, социальной, инженерной инфраструктуры, через его территорию проходит транспортные пути республиканского значения, по которым осуществляется связь с Ядринским, Моргаушским, Красноармейским, Вурнарским, Шумерлинским, Красночетайским и с другими районами Чувашской Республики.
В целях поддержания реформ в одной из основных отраслей социальной сферы района - системе образования - в районе разработана и действует Целевая программа развития образования в Аликовском районе на 2006-2010 гг., целью которой является обеспечение современного качества образования, направленного на развитие инновационной культуры выпускника школы в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства. Переход по душевому финансированию деятельности школ ограничил администрацию школ в расходах на содержание и текущий ремонт зданий школ. Необходимо принять меры по укреплению материально-технической базы учебного хозяйства района, продолжить реструктуризацию школ, помочь учреждениям образования в выстраивании новых отношений с потенциальными партнерами, формируя инвестиционную привлекательность.
Важнейшими направлениями в развитии здравоохранения района в соответствии с Приоритетным национальным проектом "Здравоохранение" являются укрепление материально-технической, лечебно-диагностической базы объектов здравоохранения, внедрение в практику здравоохранения новых технологий, обеспечение доступности качественной медицинской помощи, дальнейшая организация офисов врача общей практики, улучшение репродуктивного здоровья женщин и здоровья детей, реализация специальных целевых программ, направленных на снижение роста заболеваемости хроническими неинфекционными и социально обусловленными заболеваниями.
В соответствии с 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по дальнейшему развитию культуры и спорта в районе переданы сельским поселениям. На сегодняшний день мероприятия в сфере культуры и спорта направлены на осуществление единой государственной политики в сфере культуры, спорта и молодежной политики, модернизацию библиотечного дела, создание 11 модельных (образцовых) библиотек, оснащение библиотек компьютерной техникой, приведение технического состояния и оснащения учреждений культуры в соответствие современным требованиям, созданию новых форм культурных объединений, более эффективную работу по привлечению молодежи к занятиям физической культурой и спортом, создание условий для массового привлечения к занятиям физической культурой и спортом.
На основе анализа социально-экономического развития Аликовского района за последние годы можно определить следующие основные характерные проблемы, требующие решения программными методами в комплексности:
- Высокий уровень дотационности бюджета района и сельских поселений (85,4% доходы бюджета района составляют дотации из бюджета Чувашской Республики).
- Сохранения материально-технической базы агропромышленного комплекса, создания новых агроформирований и укрупнения крепких сельскохозяйственных предприятий, создав на их базе площадки для внедрения новых технологий в животноводстве и растениеводстве, всемерно поддержав инициативу руководителей этих хозяйств.
- Необходимо остановить спад производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств, особенно в сельхозпредприятиях, и увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции, что позволит повысить долю района на республиканском рынке сельскохозяйственной продукции, решения вопросов сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции.
- Изношенность инженерной инфраструктуры райцентра, включая системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, а также сельских поселений (система водоснабжения). Износ систем коммунальной инфраструктуры составляет 75% и более.
- Сохранения трудовых ресурсов на селе.
- Низкая активность малого предпринимательства в решении экономических задач.
- Повышения уровня развития предприятий сферы обслуживания, качества предоставляемых социальных благ и услуг.
Анализ слабых и сильных сторон развития Аликовского района
Сильные стороны |
Возможности |
Удобное географическое положение, близость к столице Чувашской Республики г. Чебоксары, прохождение по территории района республиканских автомобильных магистралей. |
Благоприятные условия для активного проведения социально-экономических преобразований, условия для развития бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности района. |
Наличие избыточной рабочей силы. Высокая самозанятость и экономическая активность населения. |
Возможность размещения высокотехнологичных производств, конкурентоспособность по стоимости выпускаемой продукции. |
Наличие производственных площадей, возможных для развития экономики района. Наличие природных ресурсов, которые могут служить сырьевой базой (глины для производства кирпича, водоемов). |
Наличие условий для освоения передовых технологий на предприятиях района. Возможность оптимизации бюджета по доходам и расходам. |
Гарантированная возможность агропромышленного комплекса в обеспечении потребностей населения района в основных продуктах питания. |
Удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, улучшение финансового состояния и рост конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей. |
Благоприятные условия для отдыха и оздоровления жителей и гостей района. Высокий интерес населения к массовой физкультуре и спорту. |
Укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта, условий для формирования здорового образа жизни населения. |
Развитая сеть культурно-информационных, культурно-развлекательных организаций. |
Снижение преступности. Повышение качества образования и уровня успеваемости учащихся. |
Проведение политики информационной открытости. |
Развитие рынка современных услуг связи, обеспечение доступа населения к информационным ресурсам, условий для расширения деловых связей. |
Слабые стороны |
Угрозы |
Дотационность района, зависимость от финансовой поддержки из федерального и республиканского бюджетов, низкая бюджетная обеспеченность. |
Недостаточный уровень финансовой самостоятельности в решении проблем социально-экономического развития района. |
Недостаточная материально-техническая и сырьевая базы агропромышленного комплекса. Значительный износ основных фондов в ведущих отраслях экономики. Низкий уровень оплаты труда. |
Усиление отставания в техническом развитии производства, снижение его эффективности. Снижение уровня притока специалистов в сельское хозяйство. |
Снижение плодородия почв |
Снижение объемов производства и уровня потребления населением основных продуктов питания, ухудшение здоровья. |
Отток активной части населения. Скрытая безработица. |
Дефицит квалифицированных кадров в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. |
Изношенность инженерной инфраструктуры. |
Неустойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства, снижение уровня обеспеченности населения жилищно-коммунальными услугами, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций. |
Решение проблем возможно только при согласованных действиях администрации Аликовского района, Собрания депутатов Аликовского района, сельских поселений, организаций и предприятий района всех форм собственности, реализации мероприятий на основе эффективного использования производственно-технического потенциала, природных и человеческих ресурсов района.
Реализация значительной части включенных в Программу проектов нуждается в инвестиционной поддержке Правительства Чувашской Республики, в частности, по образовательной отрасли, здравоохранению, культуре и сектору ЖКХ, и включены в данную Программу для обеспечения комплексности подхода.
II. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Основные цели и задачи настоящей Программы определены исходя из необходимости дальнейшего развития наметившихся позитивных тенденций и сосредоточения кадровых, финансовых и иных ресурсов района на решении ключевых проблем функционирования экономики и социальной сферы.
Основными целями Программы являются:
создание основ финансовой устойчивости реального сектора экономики и агропромышленного комплекса;
рост уровня и качества жизни населения;
последовательное повышение благосостояния и платежеспособного спроса населения;
создание благоприятных условий для развития культурного, интеллектуального и творческого потенциала граждан;
существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Для достижения поставленных целей в период до 2010 года необходимо обеспечить решение следующих задач:
создание условий для сохранения и развития положительной динамики роста реальных денежных доходов населения, эффективной занятости трудоспособного населения и роста оплаты труда, сокращение масштабов бедности;
обеспечение доступности и повышение качества базовых социальных благ и услуг;
интенсивное развитие общественной (инженерной, транспортной и социальной) инфраструктуры в целях формирования комфортной среды проживания населения района, отвечающей современным требованиям, повышение уровня благоустройства и жизнеобеспечения населенных пунктов района, создание необходимых условий для осуществления экономической деятельности и притока инвестиций как в рамках республиканских целевых инвестиционных программ, так и иных привлеченных негосударственных инвестиций;
развитие кадрового потенциала района;
улучшение охраны здоровья населения, формирования здорового образа жизни, развития массовой физической культуры и спорта:
создание необходимых условий для обеспечения положительной динамики экономического роста;
формирование новых форм хозяйствования в приоритетной отрасли экономики, сохранении и развитии традиционных отраслей специализации, расширение рынка сбыта действующих производств;
обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, содействие повышению инвестиционной и инновационной активности предприятий, ускорение процессов обновления основных производственных фондов;
внедрение инновационных разработок и технологий энергосбережения, эффективное использование энергетической базы экономического роста;
обеспечение условий для расширения сферы услуг и повышение качества предоставляемых потребительских услуг;
обеспечение создания здоровых и безопасных условий труда;
защита окружающей природной среды.
Исходя из определенных выше целей и задач будет формироваться тактика и экономическая политика в целом администрации Аликовского района:
- содействие созданию сбалансированной структуры хозяйств в реальном секторе экономики;
- содействие созданию благоприятного инвестиционного климата и условий инвестиционной привлекательности района;
- содействие развитию малого предпринимательства;
- содействие развитию кадрового потенциала;
- поддержка малоимущих и социально не защищенных слоев населения.
Реализация Программы социально-экономического развития Аликовского района рассчитана на 2007-2010 годы.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы предусматривается за счет средств федерального, республиканского, местного бюджетов, средств предприятий, населения и прочих привлеченных средств.
В целом для реализации программы в 2007-2010 годах требуется финансирование Программы по всем источникам в объеме 1086,4 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 58,15 млн. рублей (5,4% от общего объема финансирования), республиканского бюджета - 543,2 млн. рублей (50,0%), местного бюджета - 183,8 млн. рублей (16,9%), средств предприятий - 131,5 млн. рублей (12,1%), прочих, внебюджетных источников - 169,8 млн. рублей (15,6%).
Распределение объема финансирования программных мероприятий по источникам, объемам и годам реализации Программы представлено в приложении N 1. Включенные в программу инвестиционные проекты коммерческого характера будут осуществляться преимущественно за счет собственных средств предприятий и привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков.
Выделение средств по ряду мероприятий предусматривается в соответствии с ранее принятыми программами на среднесрочную перспективу по образованию, развитию электроэнергетики, дорожного строительства, повышения плодородия почв и другими.
Объемы капитальных вложений при формировании бюджетных заявок подлежат ежегодному уточнению и корректировке, исходя из возможностей доходной части бюджетов на соответствующий год.
V. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущие к достижению намечаемых результатов.
Намечается задействовать такие рычаги экономической политики как финансово-кредитный механизм, государственно-кредитную систему, налоговое регулирование, лизинг, государственное регулирование цен и тарифов, субсидии и ассигнования из федерального и республиканского бюджета, лизинг, и др. размещение заказов на поставку продукции для муниципальных нужд на конкурсной основе, взаимодействие с предпринимательскими структурами, привлечение средств инвесторов.
Механизм реализации Программы включает следующие элементы:
- планирование и прогнозирование развития экономики района, важнейших отраслей и сфер деятельности;
- экономические методы регулирования, обеспечивающие создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров; стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности;
- финансово-кредитные рычаги управления, предусматривающие рациональное использование бюджетных средств, максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе через развитие ипотечного жилищного кредитования, лизинговой деятельности, обеспечение доступности финансовых ресурсов через субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков, привлечение частного капитала на территорию района, активное участие в республиканских проектах, налоговые льготы инвесторам;
- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Основу экономического механизма управления программой составляет районная консолидация многоканального финансирования мероприятий - федеральный бюджет, республиканский и районный бюджет, внебюджетные средства, собственные средства участников Программы, и иные источники.
Распределение капитальных вложений по годам будет уточняться при составлении бюджетной заявки на очередной год. Выделение инвестиционных кредитов на конкурсной основе, а также использование собственных средств предприятий-претендентов, принимающих участие в финансировании проектов Программы, осуществляется в установленном порядке при наличии бизнес-планов. При этом поддержка может быть оказана только после оформления необходимых документов, а также указания надлежащих обязательств предприятий-претендентов.
Источником финансировании Программы могут являться целевые кредиты банков, предоставляемые под муниципальные гарантии.
Муниципальная поддержка участникам реализации мероприятий Программы будет осуществляться в следующих направлениях:
- размещение заказов на закупки и поставки товаров в счет районных нужд в первую очередь среди организаций, участвующих в реализации проектов Программы;
- предоставление в пользование земельных участков и других природных ресурсов района на льготных условиях.
Управление реализацией Программы осуществляется муниципальным заказчиком - Собранием депутатов Аликовского района и администрацией Аликовского района.
Контроль и анализ хода выполнения Программы от имени муниципального заказчика осуществляет отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации Аликовского района по всему комплексу соответствующих программных мероприятий независимо от источников финансирования.
Отдел экономики, имущественных и земельных отношений совместно с другими отделами администрации Аликовского района:
- осуществляет координацию действий заинтересованных органов исполнительной власти по выполнению мероприятий Программы;
- обеспечивает их взаимодействие;
- подготавливает и представляет ежегодно в установленном порядке заявки на ассигнования из районного бюджета, другие обосновывающие материалы, необходимые для реализации конкретных инвестиционных проектов, предусмотренных Программой в соответствующем финансовом году.
Финансовый отдел администрации Аликовского района обеспечивает текущий контроль за рациональным и целевым использованием финансовых, кредитных, материальных и других видов ресурсов, выделяемых соответствующим организациям на выполнение работ и мероприятий по реализации Программы.
Отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации Аликовского района совместно с другими отделами и иными органами исполнительной власти ежегодно готовит доклад о ходе реализации Программы и предоставляет на рассмотрение Собрания депутатов Аликовского района.
VI. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается обеспечить:
- стабилизацию и рост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;
- формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, приток инвестиций на территорию района, рост численности занятых в малом предпринимательстве;
- рост объема налоговых и других поступлений в бюджеты всех уровней;
- сохранение существующих и создание дополнительных рабочих мест;
- снижение уровня безработицы;
- повышение эффективности, качества, надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
- последовательное повышение уровня жизни населения. Безусловная приоритетность инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности района, а также в здравоохранение;
- внедрение новых методов обучения, существенно расширив долю тех из них, которые формируют навыки анализа информации, самообучения, углубленное изучение иностранного языка, пропаганда здорового образа жизни подрастающего поколения;
- сохранение национально-самобытного и культурного наследия, обеспечение условий для доступа населения к культурным благам и информационным ресурсам библиотечных фондов;
- расширение возможностей населения заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния.
В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения района в результате реализации Программы применяются:
- динамика объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;
- поступления налогов и других обязательных платежей, собираемых на территории района;
- рост реальных денежных доходов населения;
- снижение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
- сокращение территориальной дифференциации по уровню налогового потенциала, обеспеченности основными социальными благами и услугами и комфортности проживания;
- бюджетный эффект, получаемый от реализации Программы;
- рост уровня бюджетной обеспеченности района;
- количество рабочих мест и связанный с этим социальный эффект.
VII. Ожидаемые социально-экономические результаты
В результате реализации мероприятий Программы к 2010 году:
1. Уровень среднемесячной заработной платы работающих в отраслях экономики увеличится в 1,7 раза по отношению к 2006 году.
Различия Аликовского района по основным показателям социально-экономического развития от муниципальных образований Чувашии со средним уровнем развития сократится не менее чем в 1,3 раза.
2. Повысится уровень образовательных учреждений и качество образовательного процесса.
3. Улучшится здоровье населения. Снизится уровень заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями, определяющими высокий уровень инвалидности и смертности населения, процесс распространения туберкулеза. Будут введены в действие офисы врача общей практики в д. Яндоба. Повысится качество оказания медицинской помощи сельскому населению на местах.
4. Расширится сеть культурно-досуговых центров и возможностей.
5. Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Аликово кардинально изменит отношения населения к занятиями физической культурой и спортом, повысит статус с. Аликово, который станет центром спортивной жизни района.
6. После завершения реконструкции очистных сооружений, полигона твердых бытовых отходов и подъездных путей к нему улучшится экологическая ситуация в районе.
7. В рамках Программы предприятиями будут созданы новые, расширены действующие производства:
реконструкция Анаткасинского завода строительных материалов позволит увеличить объемы выпуска кирпичей до 16 тыс.шт. в день, а газификация промышленных объектов предприятия позволит перейти на круглогодичный выпуск продукции;
создание базы асфальтобетонного завода на базе ОАО "Алиководорстрой" позволит предприятию участвовать в республиканских проектах строительства дорог;
приобретение и установка нового оборудования ООО "Аликовский плодокомбинат" позволит предприятию расширить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить его качество;
создание новой линии по производству бетона позволит ООО "Строймонтаж" увеличить объемы производства.
Субъектами малого предпринимательства предполагается: строительство торговых точек (предприниматели - Гордеева Н.А., Степанов А.А.); открытие новых цехов бытового обслуживания в Таутово.
Реализация Программы окажет влияние на динамику валовых показателей производства промышленного и сельскохозяйственного производства.
Здесь и далее по тексту нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица15
Оборот крупных и средних организаций по видам экономической деятельности, в % к общему обороту
Наименование |
2005 г. |
Оценка 2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
26,1 |
24,8 |
24,5 |
24,5 |
25,0 |
25,5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,5 |
3,2 |
2,3 |
2,5 |
2,8 |
3,0 |
Оптовая и розничная торговля: Ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования |
65,4 |
67,3 |
67,8 |
66,8 |
65,35 |
64,12 |
Транспорт и связь |
2,4 |
2,4 |
2,5 |
2,8 |
3,0 |
3,2 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности: обязательное социальное обеспечение |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,35 |
0,4 |
Образование |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,35 |
0,4 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
3,2 |
1,9 |
2,3 |
2,5 |
2,8 |
3,0 |
Прочие |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,35 |
0,38 |
Таблица 16
Оборот крупных и средних организаций, тыс.руб.
Наименование предприятий |
2005 |
Оценка 2006 |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего, в том числе: |
272663 |
320065 |
342400 |
376640 |
421837 |
485112 |
ОАО "Аликовская СХТ" |
1658 |
468 |
470 |
475 |
500 |
550 |
Аликовское РПО |
178416 |
221262 |
243390 |
279899 |
307888 |
338676 |
ООО "Аликовский плодокомбинат" |
12026 |
11500 |
13000 |
13500 |
14000 |
15400 |
ООО "Аликовский хлебокомбинат" |
7578 |
8000 |
8160 |
8813 |
9430 |
10373 |
МУП "Тепловодоканал "Аликовский" |
6806 |
7553 |
7930 |
8325 |
8741 |
9178 |
МУЗ "Аликовская" ЦРБ |
6378,6 |
5306 |
5570 |
5849 |
6141 |
6571 |
Аптека N 14 |
2503,4 |
3349 |
3685 |
4054 |
4540 |
5221 |
ОАО "Аликовская СХХ" |
9533 |
8284 |
9110 |
10021 |
11324 |
13023 |
ООО "Строймонтаж" |
72825 |
60000 |
65000 |
71500 |
78650 |
88088 |
Реализация Программы в части развития малого предпринимательства позволит создать дополнительно 30-35 новых рабочих мест, численность работающих в малом предпринимательстве составит не менее 6% от численности занятых в экономике района.
8. В результате повышения эффективности управления муниципальным имуществом и активизации работы по сбору налоговых платежей повысятся доходы местного бюджета с 8,8 млн. рублей до 17,7 млн. рублей.
9. Программой предусматривается ускоренное развитие общественной инфраструктуры. Более высокими темпами будет продолжено строительство и реконструкция объектов инженерной инфраструктуры, строительство дорог и объектов социально-культурной сферы, что создаст гораздо более комфортные и отвечающие современным требованиям условия для проживания, труда, быта, отдыха, обучения, поддержания физического и духовного здоровья населения района.
За период реализации Программы будет построено более 173 тыс.кв.м жилой площади, переведено с твердого вида топлива на газ 6 котельных, построено и отремонтировано 62,0 км автодорог с твердым покрытием, 1,5 км тротуаров в с. Аликово, 4,0 км новых распределительных электрических сетей.
10. Реализация мероприятий Программы позволит увеличить санитарно-эпидемиологическую ситуацию в районе, сократить экологический ущерб.
Реконструкция очистных сооружений, реконструкции систем водоснабжения и канализации, полигона ТБО улучшат экологию водных ресурсов. Годовой объем предотвращенного экологического ущерба составит около 1,0 млн. рублей.
В результате реализации Программы будет создано дополнительно во всех отраслях экономики района порядка 221 новых рабочих мест, социальный эффект составит 766,0 тыс. рублей.
В результате реализации программы уровень налоговых платежей в бюджеты всех уровней возрастет в раза и составит в 2006 году 8,4 млн. рублей, в том числе в местный бюджет - более чем в 1,58 раза (8,0 млн. рублей).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Социальный эффект по Программе
|
Число рабочих мест (с учетом малого предпринимательства) Человек |
Социальный эффект, Тыс. рублей |
|
Всего |
в том числе новых |
||
Сельское хозяйство |
1700 |
50 |
165,0 |
Обрабатывающее производство |
90 |
10 |
33,0 |
Производство и распределение газа и воды |
92 |
10 |
60,0 |
Оптовая и розничная торговля |
360 |
19 |
85,5 |
Транспорт и связь |
132 |
11 |
28,2 |
Здравоохранение |
470 |
5 |
21,0 |
Образование |
775 |
6 |
19,8 |
Представление прочих социальных, коммунальных услуг |
720 |
110 |
335,5 |
Итого по программе |
4339 |
221 |
766,0 |
От реализации программы уровень налоговых платежей в бюджеты всех уровней возрастет в 1,58 раза и составит в 2010 году 8,0 млн. рублей, в том числе в местный бюджет - более чем в 1,54 раза (3,16 млн. рублей).
Таблица 18
Поступления налогов по Аликовскому району в рамках Программы
(млн.руб.)
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего поступлений по территории |
5,05 |
6,06 |
6,66 |
8,0 |
в том числе: в федеральный и республиканский бюджеты |
3,0 |
3,64 |
4,03 |
4,84 |
в бюджет Аликовского района |
2,05 |
2,42 |
2,63 |
3,16 |
Бюджетная обеспеченность на душу населения возрастет почти в 1,2 раза и составит в 2010 году 10428,57 руб. на человека.
Реализация Программы позволит создать основу для постепенного снижения дотационности бюджета в последующие годы (таблица 21).
Таблица 19
Уровень бюджетной обеспеченности Аликовского района
(млн.руб.)
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Доходы бюджета Аликовского района |
171,6 |
182,7 |
193,7 |
204,4 |
Собственные средства бюджета Аликовского района |
25,8 |
30,4 |
34,02 |
37,7 |
Безвозмездные перечисления из федерального и республиканского бюджетов |
145,8 |
152,3 |
159,5 |
166,7 |
Налоговые поступления в бюджет Аликовского района от реализации Программы |
2,05 |
2,42 |
2,63 |
3,16 |
Дотационность бюджета с учетом реализации Программы,% |
84.9 |
83,3 |
82,3 |
81,5 |
Душевые бюджетные доходы, рублей |
8558,6 |
9227,27 |
9882,65 |
10428,57 |
Таблица 20
Бюджетный эффект для бюджета Аликовского района
(млн.руб.)
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Расходы по Программе, связанные с выделением безвозвратных средств из бюджета района |
12,5 |
14,1 |
10,5 |
10,6 |
Налоги, остающиеся на территории района |
2,05 |
2,42 |
2,63 |
3,16 |
Текущий бюджетный эффект |
-10,45 |
-11,68 |
-7,87 |
-7,44 |
Интегральный бюджетный эффект |
-10,45 |
-22,13 |
-30 |
-37,44 |
Таблица 21
Бюджетный эффект для республиканского и федерального бюджетов
(млн.руб.)
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Средства федерального и республиканского бюджетов на безвозвратной основе |
255,0 |
379,3 |
446,6 |
47,29 |
Налоговые поступления в федеральный и республиканский бюджеты |
3,0 |
3,64 |
4,03 |
4,84 |
Текущий бюджетный эффект |
-255,0 |
-379,3 |
-44,0 |
-47,2 |
Интегральный бюджетный эффект |
-255,0 |
-634,4 |
-679,0 |
-726,3 |
Уменьшение трансферта |
- |
124,3 |
-334,6 |
2,6 |
Текущий федеральный и республиканский бюджетный эффект с учетом уменьшения трансферта |
-255,0 |
-255,0 |
290,6 |
-44,6 |
Интегральный федеральный и республиканский бюджетный эффект с учетом уменьшения трансферта |
-255,0 |
-510,0 |
219,4 |
174,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Аликовского района Чувашской Республики от 13 марта 2007 г. N 124 "О Программе социально-экономического развития Аликовского района Чувашской Республики на 2007-2010 годы"
Текст решения размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в Internet (www.cap.ru)