Решение Арбитражного суда Чувашской Республики
от 18 мая 2011 г. по делу N А79-197/2011
(извлечение)
См. также постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2012 г. N 01АП-4069/11 по делу N А79-197/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2011 г. N Ф01-4985/11 по делу N А79-197/2011 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 9 августа 2011 г. N 01АП-4069/11 по делу N А79-197/2011 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" о признании незаконным действий ФГУ "Земельная кадастровая палата", выразившееся в применении карты плана при вынесении решения от 31.12.2010 N Ф/10-16347,
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
Сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский" (далее - СХК "Атлашевский", кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (далее - учреждение) о признании незаконным действий ФГУ "Земельная кадастровая палата", выразившееся в применении карты плана при вынесении решения от 31.12.2010 N Ф/10-16347.
Заявление мотивировано тем, что в рамках исполнения Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" СХК "Атлашевский" проводит землеустроительные работы и переоформляет право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в собственность.
06.12.2010 г. СХК "Атлашевский" обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и межевого плана N 2121/104/10-5025, земельного участка, расположенных по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, СХК "Атлашевский".
31.12.2010 г. ФГУ "Земельная кадастровая палата" вынесло решение N Ф/10-16347 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Указанное решение мотивировано тем, образуемые земельные участки формируются из состава земель коллективно-долевой собственности СХК "Атлашевский, согласно приложению к государственному акту карта плану, утвержденного постановлением главы администрации Чебоксарского района от 14.12.1993 г. N 504.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" ошибочно руководствовалось картой плана, которая не является приложением ни к постановлению от 14.12.1993 N 504, ни к государственному акту, поскольку в указанных документах не имеется соответствующей ссылки.
СХК "Атлашевский" не согласен, что при его вынесении решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" руководствовалось карты плана, которая не является приложением ни к постановлению от 14.12.1993 г. N 504, ни к государственному акту, поскольку в указанных документах не имеется соответствующей ссылки.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата в своем отзыве сообщила, заявителем не обоснованы доводы о незаконности действий органа кадастрового учета.
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики в своем отзыве указала, что считает законным и обоснованным применение плана земель СХК "Атлашевский" федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" при принятии решений о постановке земельных участков на кадастровый учет, об отказе либо приостановлении осуществления кадастрового учета.
Согласно постановлению главы администрации Чебоксарского района 14 декабря 1993 года N 504 "О выдаче Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей сельскохозяйственному производственному кооперативу "Атлашевский" за кооперативом закреплено для ведения сельскохозяйственного производства в коллективно-долевую собственность 2914,99 га земель, в бессрочное (постоянное) пользование - 2256,56 га земель и решено выдать государственный акт.
В выданном Государственном акте в качестве приложения указан План земель. В настоящее время данный План земель находится в ФГУ "Земельная кадастровая палата".
План земель сельскохозяйственного производственного кооператива "Атлашевский" отображает границы земельных участков, закрепленных в постоянное бессрочное пользование и коллективно-долевую собственность постановлением главы администрации Чебоксарского района 14 декабря 1993 года N 504. План земель изготовлен Чувашским предприятием ВОЛГОВЯТНИИГИПРОЗЕМ в 1993 году согласно надписи в правом нижнем углу плана.
К участию в деле протокольным определением от 13.04.2011 в качестве заинтересованного лица привлечен представитель участников долевой собственности СХК "Атлашевский" Николаев В.Н.
В судебном заседании представитель заявителя просил признать незаконным действия ФГУ "Земельная кадастровая палата", выразившиеся в применении карты плана при вынесении решения от 31.12.2010 N Ф/10-16347 в части расположения земель коллективно-долевой собственности. При этом пояснил, что решение от 31.12.2010 N Ф/10-16347 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета им не оспаривается.
В судебном заседании представители ФГУ "Земельная кадастровая палата" и Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики просили в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель участников долевой собственности СХК "Атлашевский" Николаев В.Н. просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Главы администрации Чебоксарского района от 14.12.1993 г. N 504 сельскохозяйственному производственному кооперативу "Атлашевский" предоставлены земли для ведения сельскохозяйственного производства в коллективно-долевую собственность бесплатно 2914,99 га. земель, в бессрочное (постоянное) пользование 2256,56 га. земель.
На основании данного постановления кооперативу выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей. Подлинник государственного акта по словам лиц, участвующих в дел, не сохранился.
Кооператив обратился в ФГУ "Земельная кадастровая палата" с заявлением о постановке на государственный кадастровый объекта недвижимости N 2121/104/10-5025 от 06.12.2010 и межевого плана 21 104/10-5025 от 06.12.2010 земельного участка, расположенного по адресу: Чувашская, р-н Чебоксарский, сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский".
Решением от 31.12.2010 N Ф/10-16347 заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета.
Заявителю отказано в осуществлении государственного кадастрового учета по следующим основаниям.
В представленном межевом плане N 2121/104/10-5025 от 06.12.2010 не устранены все обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета за N Ф21/10-05018 от 17.11.2010. Образуемые земельные 21:21:0:125:ЗУ1; 21:21:0:125:ЗУ2; 21:21:0:125:ЗУЗ; 21:21:0:125:ЗУ5 формируются из земель коллективно-долевой собственности СХК "Атлашевский", а 21:21:0:125:ЗУ4 образован из состава земель Атлашевского-сельского поселения согласно приложению к государственному акту карта плану, утвержденного постановлением главы администрации района N 504 от 14.12.1993. Следовательно на образуемые земельные участки 25:ЗУ1; 21:21:0:125:ЗУ2; 21:21:0:125:ЗУЗ; 21:21:0:125:ЗУ5 межевой план должен быть в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного выдела в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:21:0:488. Так как согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, находящиеся в долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения можно образовать только путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности. На земельный участок 21:21:0:125:ЗУ4 межевой план должен быть подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности. Вид выполненных кадастровых работ на титульном листе представленного межевого плана указан неверно.
Представленный межевой план оформлен не в соответствии с требованиями приказа "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" N 412 от 24.11.2008.
Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. В предоставленном межевом плане в разделе "Акт согласования местоположения границ участка" у образованных в результате раздела земельных участков под следующими номерами: 21:21:0:125:ЗУ1; 21:21:0:125:ЗУ2; 21:21:0:125:ЗУЗ; 21:21:0:125:ЗУ5 отсутствуют подписи главы Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района ЧР. Тогда как в предыдущему заявлению N 2121/104/10-5025 от 06.12.2010 было приложено письменное возражение Генеральному директору СХК "Атлашевский" Анучкину С.А. от главы администрации Атлашевского сельского поселения N 598 от 12.10.2010 об отказе в подписании акта согласования местоположения границ земельных участков, которое не приложено к ныне принятому заявлению.
Для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка путем раздела необходимо сформировать земельные участки из земель, принадлежащих постоянно бессрочному пользованию СХК "Атлашевское" согласно приложению к государственному акту карта плану, утвержденного постановлением главы администрации Чебоксарского района N 504 от 14.12.1993. Предоставить межевой план подготовленный на основании утвержденной органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий согласно п. 23 Требования и ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Заявитель не согласился с действиями учреждения по применению карты плана земельного участка в части расположения земель коллективно-долевой собственности и оспорил их в суде.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Как указано в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" картографической основой государственного кадастра недвижимости (далее - картографическая основа кадастра) являются карты, планы, требования к которым определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.10 "Инструкция о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" (утв. Роскомземом 09.03.1992) государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей выдается: по форме N 1 - гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности; по форме N 2 - предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Если государственный акт по форме N 2 выдается на крупное по площади землевладение (землепользование), то чертеж границ составляется в необходимом масштабе отдельно и вручается вместе с государственным актом в качестве приложения. В таких случаях на 3-й странице государственного акта, в перечне приложений, приводится название этого чертежа.
Таким образом, действовавшей на момент выдачи государственного акта инструкцией предусматривалась выдача в качестве приложения чертежа в крупном масштабе.
В государственном акте в списке приложений под пунктом 3 указан "план земель". План земель поступил в ФГУ "Земельная кадастровая палата" в соответствие с актом приема передачи от 18.08.2003 от Чебоксарского объединенного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Также ссылка на план земель имеется в конце текста Постановления главы администрации Чебоксарского района 14 декабря 1993 года N 504: "всего в границе плана 8359.81 га.".
Довод заявителя о недопустимости изготовления плана земель путем нанесения бумажных наклеек на картографический материал судом не принимается, так как отдельных требований по форме изготовления плана (чертежа) не было предусмотрено. Доказательства наличия иного плана земель заявителем не представлено. План земель сельскохозяйственного производственного кооператива "Атлашевский" отображает границы земельных участков, закрепленных в постоянное бессрочное пользование и коллективно-долевую собственность Постановлением главы администрации Чебоксарского района 14 декабря 1993 года N 504.
Отсутствие второго экземпляра плана земель у заявителя не является основанием для признания действий незаконными, так как у заявителя отсутствует также подлинник государственного акта в полном объеме.
Иные доводы заявителя судом не принимаются, так как Постановление Главы администрации Чебоксарского района от 14.12.1993 г. N 504 заявителем не оспаривается, кроме того на основании данного документа СК "Атлашевский" обращался в ФГУ "Земельная кадастровая палата" с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования, так как оспариваемое действие не противоречит закону и не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
сельскохозяйственному кооперативу "Атлашевский" отказать в удовлетворении заявления о признании незаконными действия федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по применению карты плана при вынесении решения от 31.12.2010 N Ф/10-16347 в части расположения земель коллективно-долевой собственности.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18 мая 2011 г. по делу N А79-197/2011 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании