Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Анучина С.А., директора, Васильева С.А. (доверенность от 01.03.2010),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.05.2011, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2011, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Гущиной А.М., по делу N А79-197/2011 по заявлению сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" (ИНН: 2116520066, ОГРН: 10221024269271) о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата", выразившихся в применении карты плана при вынесении решения от 31.12.2010 N Ф/10-16347, и установил:
сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" (далее - Учреждение), выразившихся в применении при вынесении решения от 31.12.2010 N Ф/10-16347 карты плана в части расположения земель коллективно-долевой собственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Чебоксарского района (далее - Администрация) и представитель участников долевой собственности Кооператива Николаев Василий Николаевич (далее - Николаев В.Н.).
Решением суда от 18.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 09.08.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кооператив не согласился с принятыми по делу судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению Кооператива, поскольку материалы дела не содержат текстового описания (землеустроительного дела) приложенной карты плана, ее применение неприемлемо. Суды первой и апелляционной инстанций в отсутствие текстовой формы (описания) карты плана сделали неправомерный вывод о том, что спорная карта план является приложением к Государственному акту и определяет расположение земель коллективно-долевой собственности Кооператива. Данная карта план также не является приложением к постановлению Администрации от 14.12.1993 N 504. Указанное постановление не имеет ссылки на приложение в виде карты плана.
Кооператив указывает, что представленная карта план является внутренним документом Учреждения и имеет гриф "для служебного пользования". Ссылка на документы с таким грифом при вынесении спорного решения нарушает права и законные интересы Кооператива и создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в части переоформления права постоянного (бессрочного) пользования предоставленных земель.
Подробно доводы Кооператива изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Учреждение, Администрация и Николаев В.Н., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 14.12.1993 N 504 Кооперативу предоставлены в коллективно-долевую собственность 2914,99 га земель, в бессрочное (постоянное) пользование - 2256,56 гектара земель.
На основании данного постановления Кооперативу выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ЧР-21-00-000008, подлинник которого не сохранился.
Кооператив обратился в Учреждение с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 06.12.2010 N 2121/104/10-5025 и межевого плана от 06.12.2010 N 21 104/10-5025 земельного участка, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский".
Решением от 31.12.2010 N Ф/10-16347 Учреждение отказало Кооперативу в осуществлении государственного кадастрового учета, указав, что на представленном межевом плане образуемые земельные участки формируются не только из земель коллективно-долевой собственности Кооператива, но и из состава земель Атлашевского сельского поселения согласно приложенной к Государственному акту карте плану. Вид выполненных кадастровых работ на титульном листе указан неверно, поскольку межевой план на земельный участок, выделяемый из состава земель Атлашевского сельского поселения, должен быть подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Учреждение указало, что межевой план оформлен с нарушениями требований приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета также послужило отсутствие подписей главы администрации Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в акте согласования местоположения границ участка", при этом к предыдущему заявлению от 06.12.2010 N 2121/104/10-5025 был приобщен письменный отказ главы администрации Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в подписании акта согласования.
Посчитав действия Учреждения по применению карты плана земельного участка в части расположения земель коллективно-долевой собственности при принятии решения от 31.12.2010 N Ф/10-16347 нарушающими его права и законные интересы, Кооператив обратился в арбитражный суд с данным заявлением.
Руководствуясь статьями 2, 3, 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и Инструкцией о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации 09.03.1992, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий Учреждения закону и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о кадастре в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Учреждение, необходимыми документами для кадастрового учета являются, в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре).
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного закона.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета послужило образование земельных участков в том числе из состава земель Атлашевского сельского поселения. При этом Учреждение руководствовалось Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ЧР-21-00-000008, приложением N 3 к которому является план земель.
Суды установили, что согласно акту от 18.08.2003 Учреждению переданы, в том числе, планы земель сельскохозяйственных предприятий, в число которых входил Кооператив. Данный план земель отображает границы земельных участков, закрепленных в постоянное (бессрочное) пользование и коллективную (долевую) собственность постановлением Администрации от 14.12.1993 N 504.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу, что наличие иного плана земель Кооперативом не доказано. Недостоверность сведений, содержащихся в плане земель, документально не подтверждена. Ссылки Кооператива на ненадлежащее оформление указанного плана земель правомерно отклонены судами обеих инстанций, поскольку специальных требований к форме плана действовавшим на момент его изготовления законодательством предусмотрено не было.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что в оспариваемой части действия Учреждения соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Утверждение заявителя о том, что оспариваемая карта план содержит сведения для служебного пользования и не является приложением к государственному акту, как неподтвержденное материалами дела подлежит отклонению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Кооператив. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату Кооперативу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.05.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2011 по делу N А79-197/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" - без удовлетворения.
Возвратить сельскохозяйственному кооперативу "Атлашевский" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 28.09.2011 N 611.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о кадастре в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Учреждение, необходимыми документами для кадастрового учета являются, в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре).
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям указанного закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2011 г. N Ф01-4985/11 по делу N А79-197/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2012 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-197/11
20.02.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4069/11
29.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4985/11
10.10.2011 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-197/11
09.08.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4069/11
18.05.2011 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-197/2011