Закон Чувашской АССР от 3 ноября 1989 г.
"Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Чувашской АССР"
Настоящий Закон прекратил действие в связи с принятием новой Конституции Чувашской Республики 30 ноября 2000 г.
В целях развития социалистической демократии, самоуправления народа, совершенствования избирательной системы, структуры и деятельности Советов народных депутатов и органов правосудия и в соответствии с Законом СССР от 1 декабря 1988 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР" и Законом РСФСР от 27 октября 1989 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" Верховный Совет Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики постановляет:
I. Внести в Конституцию Чувашской АССР следующие изменения и дополнения:
1. Главу 8 изложить в следующей редакции:
"Глава 8
Система и принципы деятельности Советов народных депутатов
Статья 73. Советы народных депутатов - Верховный Совет Чувашской АССР, местные Советы народных депутатов - районные, городские, районные в городе, поселковые и сельские - составляют единую систему представительных органов государственной власти Чувашской АССР.
Статья 74. Срок полномочий Советов народных депутатов Чувашской АССР - пять лет.
Выборы народных депутатов Чувашской АССР и народных депутатов местных Советов народных депутатов Чувашской АССР назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий соответствующих органов государственной власти.
Статья 75. Важнейшие вопросы республиканского и местного значения решаются на сессиях Верховного Совета Чувашской АССР и местных Советов народных депутатов или ставятся на референдумы.
Верховный Совет Чувашской АССР и местные Советы народных депутатов избирают председателей Советов. Верховный Совет Чувашской АССР и местные Советы народных депутатов, за исключением городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов, формируют свои президиумы.
Советы народных депутатов образуют постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы, избирают, назначают или утверждают их руководителей.
Должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд и могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности в случае ненадлежащего выполнения ими своих служебных обязанностей.
Статья 76. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Органы народного контроля в пределах своей компетенции проверяют выполнение требований законодательства, государственных программ и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; координируют работу других контрольных органов; способствуют совершенствованию структуры и работы государственного аппарата.
Система, компетенция и порядок деятельности органов народного контроля определяются Законом СССР "О народном контроле в СССР".
Статья 77. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят на своих территориях всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 78. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед ними, трудовыми коллективами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граждан важнейшие вопросы республиканского и местного значения, систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях".
2. Главу 9 изложить в следующей редакции:
"Глава 9
Избирательная система
Статья 79. Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 80. Выборы народных депутатов являются всеобщими: право избирать и быть избранными имеют граждане Чувашской ACCР, достигшие 18 лет.
Гражданин Чувашской АССР не может быть одновременно депутатом более чем в двух Советах народных депутатов.
Лица, входящие в состав Совета Министров Чувашской АССР, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются.
В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по решению суда либо с санкции прокурора в местах лишения свободы, а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.
Статья 81. Выборы народных депутатов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 82. Выборы народных депутатов являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами непосредственно.
Статья 83. Голосование на выборах народных депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 84. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою.
Кандидаты в народные депутаты с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.
Статья 85. Подготовка к выборам народных депутатов осуществляется открыто и гласно.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Гражданам Чувашской АССР, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Порядок проведения выборов народных депутатов определяется законами СССР, РСФСР и Чувашской АССР.
Статья 86. Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации".
3. Главу 11 изложить в следующей редакции:
"Глава 11
Верховный Совет Чувашской АССР
Статья 92. Высшим органом государственной власти Чувашской АССР является Верховный Совет Чувашской АССР.
Верховный Совет правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и настоящей Конституцией к ведению Чувашской АССР.
Верховный Совет Чувашской АССР - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Чувашской АССР.
Верховный Совет Чувашской АССР:
1) принимает Конституцию Чувашской АССР, вносит в нее изменения и дополнения;
2) определяет внутреннюю и внешнюю политику Чувашской АССР в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики СССР и РСФСР;
3) принимает решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Чувашской АССР; устанавливает порядок организации и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления; определяет правовой статус республиканских общественных организаций;
4) определяет порядок решения вопросов административно-территориального устройства Чувашской АССР;
5) решает вопросы об изменении границ Чувашской АССР с другими автономными республиками и областями РСФСР и вносит их на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР;
6) утверждает перспективные государственные планы и важнейшие республиканские программы экономического и социального развития Чувашской АССР; утверждает государственные планы экономического и социального развития Чувашской АССР, государственный бюджет Чувашской АССР; осуществляет контроль за ходом выполнения плана и бюджета; утверждает отчет об их выполнении; в случае необходимости вносит изменения в план и бюджет;
7) устанавливает в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходы, поступающие на образование Государственного бюджета Чувашской АССР;
8) избирает Председателя Верховного Совета Чувашской АССР;
9) избирает Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Чувашской АССР;
10) избирает из числа народных депутатов Чувашской АССР постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Чувашской АССР, а также для содействия проведению в жизнь законов Чувашской АССР и иных решений, принятых Верховным Советом Чувашской АССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Верховный Совет Чувашской АССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу;
11) назначает Председателя Совета Министров Чувашской АССР, по его представлению утверждает состав Совета Министров Чувашской АССР, вносит в него изменения, по предложению Совета Министров Чувашской АССР образует и упраздняет министерства Чувашской АССР и государственные комитеты Чувашской АССР;
12) регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц; решает вопросы о доверии. Правительству Чувашской АССР и членам Правительства Чувашской АССР;
13) избирает Комитет конституционного надзора Чувашской АССР;
14) избирает Комитет народного контроля Чувашской АССР;
15) избирает Верховный Суд Чувашской АССР;
16) назначает Главного государственного арбитра Чувашской АССР и государственных арбитров Чувашской АССР, утверждает коллегию Государственного арбитража Чувашской АССР;
17) избирает народных судей районных (городских) народных судов;
18) направляет деятельность местных Советов народных депутатов;
19) принимает решения о проведении республиканского народного голосования (референдума);
20) назначает выборы народных депутатов Чувашской АССР и народных депутатов местных Советов народных депутатов Чувашской АССР, утверждает состав Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Чувашской АССР;
21) обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории Чувашской ACCP; осуществляет в пределах компетенции Чувашской АССР законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда, ценообразования и налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений, регулирование которых относится к ведению Чувашской АССР;
22) толкует законы Чувашской АССР;
23) учреждает государственные награды Чувашской АССР, устанавливает почетные звания Чувашской АССР;
24) решает вопросы, связанные с обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Чувашской АССР и равноправия граждан СССР всех национальностей на территории Чувашской АССР;
25) осуществляет законодательную инициативу на Съезде народных депутатов РСФСР и в Верховном Совете РСФСР;
26) отменяет указы и постановления Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, распоряжения Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, постановления и распоряжения Совета Министров Чувашской АССР в случае несоответствия их законам СССР, РСФСР и Чувашской АССР;
27) опротестовывает и приостанавливает действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР на своей территории, если они нарушают конституционные права Чувашской АССР, а также приостанавливает действия актов союзных, союзно-республиканских министерств, государственных комитетов и ведомств в случае их противоречия законам СССР, РСФСР и Чувашской АССР;
28) входит в Комитет конституционного надзора РСФСР с предложением о даче заключения о соответствии актов Верховного Совета РСФСР и его палат, проектов актов этих органов Конституции РСФСР и Законам РСФСР, принятым Съездом народных депутатов РСФСР;
29) решает другие вопросы, отнесенные к ведению Чувашской АССР.
Верховный Совет принимает законы и постановления большинством от общего числа народных депутатов Чувашской АССР.
Статья 93. Верховный Совет Чувашской АССР состоит из 200 депутатов, избираемых по округам, в основном, с равной численностью избирателей.
Статья 94. Верховный Совет Чувашской АССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.
По представлению избираемой им мандатной комиссии Верховный Совет Чувашской АССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов, недействительными.
Статья 95. Первую после выборов сессию Верховного Совета Чувашской АССР открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Чувашской АССР, а после избрания Председателя Верховного Совета Чувашской АССР и его заместителей заседания Верховного Совета Чувашской АССР ведет Председатель Верховного Совета Чувашской АССР или его заместитель.
Статья 96. Верховный Совет Чувашской АССР созывается Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР не менее двух раз в год. Продолжительность сессии определяется Верховным Советом Чувашской АССР.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР по его инициативе либо по предложению Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, или не менее трети состава Верховного Совета Чувашской АССР.
Сессия Верховного Совета Чувашской АССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий и иных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР.
Статья 97. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Чувашской АССР принадлежит народным депутатам Чувашской АССР, Президиуму Верховного Совета Чувашской АССР, Председателю Верховного Совета Чувашской АССР, Комитету конституционного надзора Чувашской АССР, Совету Министров Чувашской АССР, постоянным комиссиям Верховного Совета Чувашской АССР, Комитету народного контроля Чувашской АССР, Верховному Суду Чувашской АССР, Прокурору Чувашской АССР, Главному государственному арбитру Чувашской АССР, районам и городам, (республиканского подчинения) в лице Советов их народных депутатов.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их областных (республиканских АССР) органов.
Статья 98.
Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Чувашской АССР, обсуждаются на его заседаниях.
Закон Чувашской АССР считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа народных депутатов Чувашской АССР.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Чувашской АССР, принятым по его инициативе или по предложению районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов могут быть вынесены на народное обсуждение.
Статья 99. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР является подотчетным Верховному Совету Чувашской АССР органом, обеспечивающим организацию работы Верховного Совета Чувашской АССР и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией Чувашской АССР и законами Чувашской АССР.
В состав Президиума Верховного Совета Чувашской АССР входят по должности: Председатель Верховного Совета Чувашской АССР, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, Председатель Комитета народного контроля Чувашской АССР, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР, а также 7 депутатов, избираемых Верховным Советом из числа народных депутатов Чувашской АССР.
Президиум Верховного Совета Чувашской АССР возглавляет Председатель Верховного Совета Чувашской АССР.
Статья 100. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР;
1) созывает сессии Верховного Совета Чувашской АССР;
2) организует подготовку заседаний Верховного Совета Чувашской АССР;
3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР;
4) оказывает содействие народным депутатам Чувашской АССР в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
5) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Чувашской АССР, заслушивает отчеты министерств, государственных комитетов, ведомств республики по соблюдению законодательства Чувашской АССР;
6) осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров Чувашской АССР, образуемых им органов, местных Советов народных депутатов;
7) в период между сессиями Верховного Совета с последующим утверждением на очередной сессии по представлению Председателя Совета Министров Чувашской АССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц, входящих в состав Совета Министров Чувашской АССР;
8) организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов), а также народных обсуждений проектов законов Чувашской АССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
9) награждает государственными наградами Чувашской АССР, присваивает почетные звания Чувашской АССР;
10) публикует законы Чувашской АССР и другие акты, принятые Верховным Советом Чувашской АССР, Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР и Председателем Верховного Совета Чувашской АССР;
11) устанавливает памятные и знаменательные дни Чувашской АССР.
12) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законами Чувашской АССР;
Президиум Верховного Совета Чувашской АССР издает указы и принимает постановления.
Статья 101. Председатель Верховного Совета Чувашской АССР является высшим должностным лицом Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики и представляет ее внутри страны и в международных отношениях.
Председатель Верховного Совета Чувашской АССР избирается Верховным Советом Чувашской АССР из числа народных депутатов Чувашской АССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд.
Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Верховным Советом Чувашской АССР.
Председатель Верховного Совета Чувашской АССР подотчетен Верховному Совету Чувашской АССР.
Статья 102. Председатель Верховного Совета Чувашской АССР:
1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом Чувашской АССР; подписывает законы Чувашской АССР и другие акты, принятые Верховным Советом Чувашской АССР и Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР;
2) представляет Верховному Совету Чувашской АССР доклады о положении республики и о важных вопросах ее внутренней и внешней политической деятельности;
3) представляет Верховному Совету Чувашской АССР кандидатуры для избрания на должность Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, а также предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора Чувашской АССР;
4) представляет Верховному Совету Чувашской АССР кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Совета Министров Чувашской АССР, Председателя Комитета народного контроля Чувашской АССР, Председателя Верховного Суда Чувашской АССР, Главного государственного арбитра Чувашской АССР.
Председатель Верховного Совета Чувашской АССР издает распоряжения.
Первый заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской АССР и заместитель Председателя Верховного Совета Чувашской АССР выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Чувашской АССР отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Статья 103. Законы, постановления и другие решения Верховного Совета Чувашской АССР принимаются после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями Верховного Совета Чувашской АССР.
Статья 104. Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров Чувашской АССР, Комитета народного контроля Чувашской АССР, Верховного Суда Чувашской АССР, а также коллегии Государственного арбитража Чувашской АССР производится при наличии заключений соответствующих постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Чувашской АССР, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должо# быть сообщено комиссиям в установленный ими срок.
Статья 105. Народный депутат Чувашской АССР на сессиях Верховного Совета Чувашской АССР имеет право обратиться с запросом к Председателю Верховного Совета Чувашской АССР, к Совету Министров Чувашской АССР, к руководителям других органов, образуемых или выбираемых Верховным Советом Чувашской АССР, а также к руководителям расположенных на территории Чувашской АССР предприятий, учреждений и организаций союзного и союзно-республиканского подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Чувашской АССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на сессии в сроки, установленные Верховным Советом Чувашской АССР.
Народные депутаты Чувашской АССР освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Чувашской АССР, его комиссиях, а также среди населения.
Народный депутат Чувашской АССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Чувашской АССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.
Статья 106. Комитет конституционного надзора Чувашской АССР избирается Верховным Советом Чувашской АССР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 5 членов Комитета.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Чувашской АССР, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Чувашской АССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Чувашской АССР.
Статья 107. Комитет конституционного надзора Чувашской АССР:
1) по собственной инициативе или по поручению Верховного Совета Чувашской АССР представляет Верховному Совету заключения о соответствии Конституции Чувашской АССР проектов Законов Чувашской АССР, подлежащих рассмотрению Верховным Советом;
2) осуществляет наблюдение за соответствием Конституции Чувашской АССР и законам Чувашской АССР постановлений и распоряжений Совета Министров Чувашской АССР, решений районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов;
3) по собственной инициативе, по поручению или предложениям Верховного Совета Чувашской АССР, Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, Председателя Верховного Совета Чувашской АССР, постоянных комиссий Верховного Совета Чувашской АССР, Совета Министров Чувашской АССР, дает заключения о соответствии Конституции Чувашской АССР и законам Чувашской АССР актов других государственных органов и общественных организаций.
При выявлении противоречия акта или его отдельных положений Конституции Чувашской АССР или законам Чувашской АССР Комитет конституционного надзора Чувашской АССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает исполнение противоречащего Конституции Чувашской АССР или закону Чувашской АССР акта либо его отдельных положений.
Комитет конституционного надзора Чувашской АССР вправе входить с представлением в Верховный Совет Чувашской АССР или Совет Министров Чувашской АССР об отмене противоречащих Конституции Чувашской АССР или закону Чувашской АССР актов подотчетных им органов или должностных лиц.
Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора Чувашской АССР определяются законодательством Союза ССР, РСФСР и Чувашской АССР о конституционном надзоре.
Статья 108. Верховный Совет Чувашской АССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Верховный Совет Чувашской АССР направляет деятельность Комитета народного контроля Чувашской АССР, возглавляющего систему органов народного контроля в Чувашской АССР.
Статья 109. Порядок деятельности Верховного Совета Чувашской АССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Чувашской АССР и другими законами Чувашской АССР, издаваемыми на основе Конституции Чувашской АССР".
4. Статьи 141, 142, 144 главы 15 "Суд и арбитраж" изложить в следующей редакции:
"Статья 141. Все суды в Чувашской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Судьи Верховного Суда Чувашской АССР, народные судьи районных (городских) народных судов избираются Верховным Советом Чувашской АССР.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели Верховного Суда Чувашской АССР - Верховным Советом Чувашской АССР.
Судьи всех судов избираются сроком на десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избравшими их органами или избирателями, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Статья 142. Верховный Суд Чувашской АССР является высшим судебным органом Чувашской АССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов в Чувашской АССР.
Верховный Суд Чувашской АССР состоит из Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей.
Статья 144. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и РСФСР".
II. В связи с новой редакцией глав 8, 9, 11 Конституции Чувашской АССР внести вытекающие из них изменения и дополнения в следующие статьи Конституции Чувашской АССР.
1. Статью 88 изложить в следующей редакции:
"Статья 88. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
На время сессий Верховного Совета Чувашской АССР и местных Советов народных депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего республиканского или местного бюджета".
2. Часть первую статьи 89 изложить в следующей редакции: "Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Верховного Совета Чувашской АССР, местного Совета народных депутатов".
3. Статьи 91, 111 и 112 изложить в следующей редакции:
"Статья 91. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Верховного Совета Чувашской АССР или местного Совета народных депутатов перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке".
"Статья 111. Совет Министров Чувашской АССР образуется Верховным Советом Чувашской АССР в составе Председателя Совета Министров Чувашской АССР, первых заместителей и заместителей Председателя, министров Чувашской АССР, председателей государственных комитетов Чувашской АССР.
По представлению Председателя Совета Министров Чувашской АССР Верховный Совет Чувашской АССР может включить в состав Правительства Чувашской АССР руководителей других органов и организаций Чувашской АССР.
Совет Министров Чувашской АССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Чувашской АССР на его первой сессии.
Статья 112. Совет Министров Чувашской АССР ответственен перед Верховным Советом Чувашской АССР и ему подотчетен.
Вновь образованный Совет Министров Чувашской АССР представляет на рассмотрение Верховного Совета Чувашской АССР программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Совет Министров Чувашской АССР регулярно отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Чувашской АССР и перед населением".
4. Часть первую статьи 113 изложить в следующей редакции:
"Совет Министров Чувашской АССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Чувашской АССР, поскольку они не входят, согласно Конституции Чувашской АССР, в компетенцию Верховного Совета Чувашской АССР и его Президиума, Председателя Верховного Совета Чувашской АССР".
5. Статью 115 изложить в следующей редакции:
"Статья 115. Совет Министров Чувашской АССР на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР, Чувашской АССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Чувашской АССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР, издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Чувашской АССР обязательны к исполнению на всей территории Чувашской АССР".
6. В части третьей статьи 117 слова "на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР, Чувашской АССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, Верховного Совета РСФСР и его Президиума, Верховного Совета Чувашской АССР и его Президиума" заменить словами "на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Чувашской АССР, иных решений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР, Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Чувашской АССР и его Президиума".
7. Части первую и вторую статьи 123 изложить в следующей редакции:
"Сессии районных, городских (кроме городов районного подчинения), районных в городе Советов народных депутатов созываются их президиумами не реже четырех раз в год.
Сессии городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов народных депутатов созываются их председателями не реже четырех раз в год.
Круг вопросов, разрешаемых исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов Чувашской АССР".
8. Статью 127 поместить в главу 13, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 127. Работу районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов организуют их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих Советов".
9. Статьи 128, 129, 133, 161 изложить в следующей редакции:
"Статья 128. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты.
Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.
Исполнительные комитеты местных Советов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному органу.
Статья 129. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.
Компетенция исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их деятельности определяются законодательством Союза ССР, РСФСР и Чувашской АССР".
"Статья 133. Отделы, управления исполнительных комитетов образуются районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления".
"Статья 161. Изменение Конституции Чувашской АССР производится решением Верховного Совета Чувашской АССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Верховного Совета Чувашской АССР".
Председатель Президиума
Верховного Совета Чувашской АССР |
А.Леонтьев |
Секретарь Президиума Верховного Совета
Чувашской АССР |
И.Стекольщикова |
Гор.Чебоксары, 3 ноября 1989 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Чувашской АССР от 3 ноября 1989 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Чувашской АССР"
Текст Закона официально опубликован не был
Настоящий Закон прекратил действие в связи с принятием новой Конституции Чувашской Республики 30 ноября 2000 г.