Несмотря на все трудности и сложности, в Чувашии проводится большая работа по социальному переустройству села, о чем свидетельствуют высокие темпы развития сельской инфраструктуры, газификации, строительства дорог, социального жилья, школ, других объектов социально-культурной сферы. Оказывается серьезная поддержка сельхозтоваропроизводителя. Только в этом году из фонда льготного кредитования выделено кредитов на 794 млн. рублей, бюджетной ссуды - на 40 млн. рублей. Принято решение о возмещении убытков от засухи на 127 млн. рублей. В бюджете на следующий год помощь сельскому хозяйству возрастает на 45 процентов, что значительно выше складывающихся темпов инфляции. При обсуждении бюджета агропромышленный комплекс получил дополнительную помощь на сумму 30 млн. рублей, которые направляются на приобретение минеральных удобрений и сельхозтехники под лизинг. Дополнительно к этому теперь предусмотрена упрощенная схема налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельхозналога, что должно в значительной мере улучшить финансовое состояние сельчан и явиться хорошим стимулом для воспроизводства.
Высокую оценку преобразованиям, произошедшим в Чувашской Республике, дали два российских вице-премьера А.Гордеев и Г.Карелова на Всероссийском совещании "О мерах по реализации государственной политики социального развития сельских территорий на примере Чувашской Республики".
Вместе с тем Президент республики продолжает усиливать свое внимание к сельскому хозяйству. Его волнует, что, несмотря на принимаемые меры, не всегда сельский труд вознаграждается по достоинству. Крестьянам нелегко успевать за ценами на сельскохозяйственную технику и минеральные удобрения, их доходы отстают от среднего уровня заработка в промышленности. В 2000 году в сельских районах Чувашии было признано безработными 5,9 тыс. человек, то в 2002 году их было 7,3 тыс. человек, за 2003 год ожидается уже 8 тыс. человек. А главное - на селе присутствует скрытая безработица. Для российского общества это не новое явление, оно существовало и в дореформенный период, когда мы наблюдали миграцию рабочей силы из села в город, "оргнаборы" для работы в дальних регионах страны и деятельность так называемых бригад "шабашников".
И хотя в республике реализуются специальные программы занятости, они не всегда предусматривают всю специфику трудовых отношений на селе. При этом сельчане реально нуждаются в эффективной организации сельскохозяйственного производства, внедрении передовых технологий в аграрном секторе, помощи в сбыте произведенных продуктов, создании дополнительных рабочих мест.
Понятно, что на земле необходимо оптимальное количество эффективных работников с достойным уровнем заработной платы. Соответственно лиц, относящихся к категории скрытой безработицы, надо занять альтернативным трудом. Иначе крайне низким останется и производительность труда в аграрном секторе, и уровень доходов крестьян, и престижность сельского труда и сельской жизни в целом.
В сельской местности требуется больше усилий для развития малого бизнеса и предпринимательства. Основные направления помощи уже установлены Указом Президента Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. N 19 "Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике". Если на селе быстро не получается создавать сложные производства, можно и нужно начинать с малого, например, с общественных работ по благоустройству территорий. Можно часть функций бюджетных учрежден передать индивидуальным предпринимателям, например, по коммунальному обслуживанию зданий. В более полном объеме возможно использовать потенциал Федерального закона "О сельскохозяйственных кооперативах". Причем в организации труда крестьян путем кооперирования возможна заметная поддержка государства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название вышеупомянутого Федерального закона следует читать "О сельскохозяйственной кооперации"
Сложно говорить о дополнительной помощи селу, если в полной мере задействованы инструменты эффективного использования главного средства производства на селе - земли. Необходимо эффективно задействовать реализацию Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ускорить принятие закона, регулирующего вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения, отнесенные к компетенции субъектов федерации.
В рамках реализации данного же закона возможно видение новой роли личного подсобного хозяйства. В случае выделения крестьянина со своей земельной долей в отдельное хозяйство он, если и не зарегистрируется как предприниматель, будет вести то же индивидуальное хозяйство, но более в крупном масштабе. Этот сектор полноправно должен получать и финансовую, и информационную, и консультационную государственную поддержку.
Наибольшими проблемами для производительного сельскохозяйственного труда являются проблемы маркетинга. От Кабинета Министров потребуются дополнительные действия по облегчению доступа крестьян к рынкам сбыта, с тем, чтобы сельскохозяйственные товаропроизводители могли реализовать произведенную продукцию по ценам, отвечающим уровню затраченного труда. Это особенно важно для индивидуальных хозяйств и фермеров.
Одним из наиболее быстрых способов повышения продуктивности сельского хозяйства является внедрение новых сельскохозяйственных технологий. Однако здесь серьезным барьером является отсутствие знаний. Целесообразно задействовать новые институты поддержки сельских товаропроизводителей, например, службы внедрения, которых могли бы оказывать реальную техническую и консультационную помощь во внедрении самых передовых идей и новых технологий в сельском хозяйстве. Должна быть налажена надежная система рыночной информации. В этих целях коренным образом следует перестроить уровень работы ГУП "АРИС", всемерно поощрять и поддерживать создание различных частных консалтинговых институтов.
Указ предусматривает проведение конкурса на реализацию Проекта формирования лучших условий организации труда в сельских поселениях, что будет стимулировать стремление к образцовому образу жизни в сельской местности для последующего тиражирования по всей республике. Это весьма актуально накануне введения в действие нового закона о местном самоуправлении и в контексте вступления России во Всемирную торговую организацию.
Зам. председателя Кабинета Министров -
министр финансов ЧР | Н.Смирнов |
Первый зам. председателя
Кабинета Министров -
министр сельского хозяйства ЧР | М.Игнатьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст комментария опубликован в газете "Советская Чувашия" от 9 января 2004 г. N 2 (23006), в газете "Хыпар" от 9 января 2004 г. N 2 (23895), в газете "Вести Чувашии" от 10 января 2004 г. N 1-5 (651), в газете "Сентерушен/За победу" от 14 января 2004 г. N 4-5 (8608-8609), в газете "Серпу хыпарси/Цивильский вестник" от 16 января 2004 г. N 7-8 (9476), в газете "Алатырские вести" от 17 января 2004 г. N 6-7 (11748-11749), в газете "Херле ялав/Красное знамя" от 17 января 2004 г. N 5 (8926), в газете "Канаш ен" от 17 января 2004 г. N 6 (215), в газете "Сентеру ялаве/Знамя победы" от 21 января 2004 г. N 5 (7118), в газете "Ял пурнасе/Сельская жизнь" от 30 января 2004 г. N 11-12 (8005-8006)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационно-правовом сотрудничестве между Министерством финансов Чувашской Республики, Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики и ООО "Гарант-Чебоксары"