Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 23 апреля 2003 г. N 3-16-03
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 31-Г03-8 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 31 июля 2003 г.
Верховный суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре, с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующим пункта "д" статьи 5 Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год" от 28 ноября 2002 года N 29 в части указания о зачислении в бюджет Чувашской Республики в 2003 году платы, взимаемой за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах, - в размере 100 процентов доходов,
установил:
Первый заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта "д" статьи 5 Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год" от 28 ноября 2002 года N 29 в части указания о зачислении в бюджет Чувашской Республики в 2003 году платы, взимаемой за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах, - в размере 100 процентов доходов, по тем основаниям, что указанная норма не соответствует Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ (в последующих редакциях).
Так, статьей 11 указанного Закона предусмотрено, что средства, получаемые в виде платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, используются исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следовательно, эти средства не подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Такое понимание положений этого Закона нашло отражение в принятом Правительством Российской Федерации во исполнение названного Закона постановлении "Об установлении централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" от 21 февраля 1998 года N 237. Постановлением установлена централизуемая доля указанных средств, подлежащая перечислению учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на счет Министерства юстиции Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление и также пояснил, что плату за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах нельзя отнести к доходам бюджета субъекта Российской Федерации.
Представитель Государственного Совета Чувашской Республики Кудашкина Т.Р. заявление прокурора не признала, указав, что оспариваемые прокурором правовые нормы предусматривают зачисление средств в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах для их аккумуляции и дальнейшего использования в соответствии с целями, закрепленными в Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Такое установление соответствует компетенции органа государственной власти субъекта РФ в области бюджетных правоотношений, предусмотренной статьей 8 Бюджетного кодекса РФ.
В качестве одного из заинтересованных лиц в заявлении прокурора названо учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правовую позицию Регистрационной палаты Чувашской Республики в отношении заявления прокурора изложила представитель Храброва Н.В., пояснившая, что плата, предусмотренная статьей 11 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", является собственностью Чувашской Республики. Поскольку законодатель не определил правовую природу этой платы, допустимо зачисление этих средств в бюджет республики в целях последующего использования для содержания системы регистрации прав.
Выслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Верховный суд Чувашской Республики находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Государственным Советом Чувашской Республики 22 ноября 2002 года с соблюдением процедуры принят Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год".
Статьей 5 указанного Закона определен состав доходов республиканского бюджета, и пункт "д" названной нормы содержит предписание о зачислении в бюджет платы, взимаемой за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах, - в размере 100 процентов доходов. Также указано, что средства, получаемые в виде указанной платы, используются исключительно на содержание Регистрационной палаты Чувашской Республики.
Установление о зачислении в республиканский бюджет платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним противоречит Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, статьей 11 которого установлены источники средств для создания, поддержания и развития системы государственной регистрации прав, т.е. предусмотрены источники средств для выполнения возложенных на систему государственной регистрации задач по соблюдению прав и законных интересов правообладателей и лиц, желающих совершить сделки с недвижимостью.
Так, согласно пункту 3 названной статьи Федерального закона средства, получаемые в виде платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, используются исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из содержания норм вышеназванного Федерального закона, в частности, ст.ст.3, 9, 32, 33, определяющих участие субъектов Российской Федерации в организационных мерах по реализации этого Закона, не следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок расходования указанных средств, тогда как оспариваемые прокурором правовые нормы устанавливают иной порядок распределения этих средств, чем установленный Федеральным законом.
В соответствии со ст.39 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним не относится к видам доходов бюджета, предусмотренных статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанная плата не является как сбором, предусмотренным налоговым законодательством, так и платной услугой, поскольку в силу установления в Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" эти средства должны использоваться исключительно на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав.
То, что эти средства должны аккумулироваться на счетах учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и не подлежат зачислению в бюджет, следует также из постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 года N 237 "Об установлении централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах", изданного в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Так, этим постановлением установлена централизуемая доля средств в размере 5 процентов, перечисляемая учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на счет Министерства юстиции Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным следует признать несостоятельными утверждения представителя Регистрационной палаты Чувашской Республики о том, что плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним является собственностью субъекта Российской федерации.
Довод представителя Государственного Совета Чувашской Республики о том, что не установлено нецелевого использования указанных средств, не может быть принят во внимание как не имеющий правового значения с учетом предмета судебного рассмотрения.
Таким образом, установлено, что оспариваемые правовые нормы противоречат федеральному закону, и согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд признает нормативный правовой акт в указанной части недействующим.
Поскольку оспариваемые правовые нормы приняты Государственным Советом Чувашской Республики при отсутствии соответствующих полномочий, они подлежат признанию недействующими со дня принятия.
Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год" от 28 ноября 2002 года N 29 был официально опубликован в республиканской газете "Республика" в номере от 29 ноября 2002 года N 74-75.
В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ сообщение о решении подлежит опубликованию в указанном печатном издании после вступления решения в законную силу.
Руководствуясь изложенным, ст.253 ГПК РФ, решил:
Признать недействующим со дня принятия пункт "д" статьи 5 Закона Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2003 год" от 28 ноября 2002 года N 29 в части указания о зачислении в бюджет Чувашской Республики в 2003 году платы, взимаемой за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах, - в размере 100 процентов дохода.
После вступления настоящего решения в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в республиканской газете "Республика" в ближайшем планируемом выпуске после получения средством массовой информации текста сообщения о принятом решении.
С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Верховном суде Чувашской Республики 29 апреля 2003 года.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней, начиная с 30 апреля 2003 года.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 23 апреля 2003 г. N 3-16-03 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 31 июля 2003 г.
Сообщение о настоящем решении опубликовано в газете "Республика" от 10 сентября 2003 г. N 36 (449)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании