Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 21 февраля 2005 г. N 39
"О Концепции инновационного развития Чувашской Республики"
13 апреля 2011 г., 15 мая 2014 г., 11 августа 2016 г.
В целях формирования эффективной инновационной среды, являющейся стратегическим условием ускоренного развития Чувашской Республики, и в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2014 г. N 163 в пункт 1 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
1. Создать благоприятные условия для кардинального ускорения инновационного развития Чувашской Республики, ориентировав его на:
осуществление нововведений во всех сферах жизнедеятельности республики - политической, социальной, финансово-экономической, организационной, образовательной, научно-исследовательской, управленческой, экологической, культурной и идеологической;
целенаправленное формирование в обществе инновационной культуры и восприимчивости населения к новшествам;
увеличение к 2020 году доли затрат на технологические инновации по отношению к объему валового регионального продукта до 3 процентов;
ежегодное увеличение в республиканском бюджете Чувашской Республики объема финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в Чувашской Республике.
2. Утвердить прилагаемую Концепцию инновационного развития Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2014 г. N 163 в пункт 3 внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
3. Министерству финансов Чувашской Республики ежегодно предусматривать при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период средства на реализацию мер государственной поддержки инновационной деятельности.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 апреля 2011 г. N 142 в пункт 4 внесены изменения
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров |
С. Гапликов |
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2014 г. N 163 в Концепцию внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 21 февраля 2005 г. N 39
Концепция инновационного развития Чувашской Республики
15 мая 2014 г., 11 августа 2016 г.
Введение
Суть долгосрочной стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики определяется задачами, которые устанавливает само общество:
ускоренный переход к инновационной экономике;
технологический прорыв в производстве уникальных изделий и захват соответствующих сегментов российского и мирового рынков сбыта;
лидерство в предоставлении образовательных и медицинских услуг;
принципиальное расширение возможностей для граждан в Чувашской Республике;
абзац шестой утратил силу;
повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
максимально широкое внедрение в деятельность органов государственной власти Чувашской Республики современных инновационных технологий, обеспечивающих в том числе формирование электронного правительства, перевод в электронный вид государственных (муниципальных) услуг и расширение использования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении инновационной деятельности.
Концепция инновационного развития Чувашской Республики (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на инновационность и роль государства, его социальных институтов в формировании устойчивой мотивационной конкурентной экономической среды на национальном и международном рынках; определяет цели, принципы, направления и механизмы в сфере инновационной деятельности на территории Чувашской Республики.
I. Цели и задачи инновационного развития Чувашской Республики (цель как идеальный продукт)
Цель - построение инновационно-развитого общества, интегрированного в мировую экономику за счет формирования на территории республики новой идеологии - идеологии инновационной культуры, обеспечивающей инновационное развитие во всех сферах ее жизнедеятельности, повышения интеллектуальной капитализации как основы социально-экономического развития Чувашской Республики.
Главным источником стабильного процветания Чувашской Республики станет интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан, а основным производственным ресурсом - быстрая обучаемость, знания и технологии. Задача состоит в том, как научно-образовательный потенциал превратить в благосостояние, то есть перейти от "общества знаний" к "обществу благосостояния, основанному на знаниях".
Для достижения этой задачи предполагается формирование целостной эффективной инновационной системы:
интеграция имеющихся в республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях инновационного развития;
обеспечение инновационного развития наукоемких сфер экономики Чувашской Республики путем создания и развития отраслевой технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции и технологий в производство;
обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства Чувашской Республики путем создания инновационной инфраструктуры, подразумевая создание систем научно-технологического, информационного, кадрового, маркетингового обеспечения, в том числе экспертизы инноваций и защиты прав собственности на разработки;
повышение спроса на инновации и создание механизмов привлечения частных инвестиций в сферу инновационного развития Чувашской Республики;
вовлечение научно-технического и интеллектуального потенциала Чувашской Республики в процесс инноваций;
минимизация рисков при реализации инновационных проектов за счет привлечения механизмов страховой защиты;
организация взаимодействия субъектов республиканской инновационной системы, в том числе по обмену технологиями;
корректировка институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политики с учетом инновационных подходов.
Таким образом, основой техноэкономической парадигмы Концепции является совокупность инноваций во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики с использованием новых технологических систем, информационно-коммуникационных технологий и связанных с ними общественных изменений. При этом роль государственного управления в инновационном развитии Чувашской Республики выходит на качественно новый уровень. В сущности, речь идет о становлении новой системы управления, направленной на максимализацию получения социально-экономического эффекта за счет эффективного использования интеллектуального потенциала, изменение стиля мышления и формирование нового национального менталитета инновационной Чувашской Республики.
Поэтому реализация цели Концепции предполагает содружество научных и образовательных организаций, учреждений культуры при поддержке государственных, общественных и коммерческих структур. Схема управления инновационной деятельностью в Чувашской Республике приведена в приложении N 2.
Система приоритетов инновационного прорыва в различных сферах жизнедеятельности Чувашской Республики предполагает свои акценты (приложения N 3, 4).
Так, необходима модернизация в образовании, как по содержанию, так и в технологии процесса обучения. Предполагается внедрение новых организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса и институциональных механизмов повышения качества образования на всех уровнях. Общее, профессиональное и дополнительное образование призваны развивать инновационный потенциал личности. Одним из приоритетных направлений системы образования Чувашской Республики должно стать создание инфраструктуры по формированию инновационной культуры населения в Чувашии. Человек, продуцирующий новые идеи, должен встречать понимание и поддержку со стороны государства, общества, что требует формирование новых жизненных установок личности, современного мышления у молодого поколения. Возрастание роли человеческого капитала, как инновационного потенциала общества, обусловливает интенсивное опережающее развитие сферы образования, создание эффективной системы подготовки специалистов высокого уровня, позволяющей реализовать два основных принципа современного образования - "образование для всех" и "образование через всю жизнь", способной решать задачи формирования профессиональной элиты, выявления и поддержки наиболее одаренных и талантливых детей и молодежи.
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.
Инновационное развитие отрасли Культуры означает, прежде всего, оптимизацию соотношения между традициями и обновлениями, различными типами и видами культур. Важно, сохраняя нравственные ценности, обеспечить развитие мотивационной сферы, формирование восприимчивости людьми новых идей, их готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни. Существенно может повысить эффективность инновационной деятельности развитие творческих способностей и реализация резервов креативного потенциала самого человека, практическая духовность религий. Этому могут способствовать средства массовой информации, формирующие у людей установку на то, что отношение каждого гражданина к нововведениям есть отношение к своему будущему, будущему своих детей, к богатству, достоинству личности и государства.
В производственной сфере путь инновационного развития лежит через ускоренную модернизацию, усовершенствование индустриального потенциала, формирование саморазвивающейся научно-технологической системы и человеческого капитала. Предусматривается концентрация ресурсов на развитии следующих наукоемких, высокотехнологичных и конкурентоспособных направлениях: информационные технологии; машиностроение; электротехника; электроника; новые материалы и химические технологии; энергосберегающие технологии; экология и рациональное природопользование.
Как в крупном, так и в малом бизнесе важное место занимают вопросы формирования конструктивного и уважительного отношения к новшествам; морального и материального стимулирования новаторства; формирования корпоративной культуры через соединение технологических и эстетических инноваций.
Основной целью инновационного развития сельскохозяйственного комплекса является реализация технологий "зеленой революции" через максимальное использование природного и биологического потенциала сельскохозяйственных животных и растений в Чувашской Республике; специализацию организаций сельскохозяйственной сферы; обновление технической инфраструктуры; внедрение новых информационных технологий на всех уровнях хозяйствования и управления сельским хозяйством.
Инновационное развитие строительной индустрии предполагает переход на новые архитектурные системы, типы зданий и технологии их возведения, позволяющие снизить ресурсоемкость, энергетические и трудовые затраты, производительность инвестиционного цикла, а также нацеленных на удовлетворение требований комфортности и экологической безопасности жилых домов.
Сферой инноваций в системе здравоохранения должна стать "индустрия здорового образа жизни": создание условий для различных форм физической активности, здорового питания, творческого досуга, психологических разгрузок. Одним из нововведений в развитии современной медицины является переход от популяционных и групповых мер профилактики неинфекционных заболеваний к персонализированной медицине. Персонализированную медицину определяют как быстро развивающуюся область здравоохранения, основанную на интегрированном, координированном и индивидуальном для каждого пациента подходе к анализу возникновения и течения заболеваний, разработке персонализированных средств лечения на основе геномики, тестирования на предрасположенность к болезням, профилактики, объединения диагностики с лечением и мониторинге лечения.
С учетом интенсивного внедрения в передовую практику здравоохранения развитых стран отраслей медицины, связанных с развитием критических технологий, таких как биомедицинские технологии, геномные, прогеномные и постгеномные технологии, клеточные технологии, биоинформационные технологии, технологии биоинженерии, технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения, технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний, важной задачей является также активное внедрение подобных продуктов и технологий в систему здравоохранения.
Инновационное развитие транспортной инфраструктуры базируется на развитии прогрессивных систем управления транспортно-дорожным комплексом, внедрении энергосбережения и экологических технологий на транспорте, создании республиканского логистического центра.
Наиболее перспективное направление - информатизация. Необходимо обеспечить конкурентоспособность республиканской информационной индустрии, в том числе через использование информационно-коммуникационных технологий в различных сферах инфраструктуры Чувашской Республики, создание информационной среды для реализации электронной торговли, электронного документооборота, использования электронных носителей информации и стандартизация средств их технического обеспечения.
Для обеспечения устойчивого развития, безусловно, важное значение приобретает внедрение экологических инноваций. Речь идет о внедрении системы экологического менеджмента, экологического маркетинга, экотехнологий, позволяющих обеспечить взаимодействие между экономическим развитием и защитой окружающей среды на уровне Чувашской Республики. Перед обществом встала задача экологизации техники и технологий, согласования ее с природными процессами. Одновременно невозможно преодолеть экологический кризис чисто техническими средствами. Необходима качественная перестройка основ цивилизации путем перестройки сознания людей. Иным должен стать духовный мир человека, его потребности и его ментальность.
Необходимо содействовать развитию правовой культуры в части поддержки и охраны авторских прав, интеллектуальной собственности, стимулирования инновационной активности и повышения ответственности за препятствия ей.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 г. N 325 в раздел II внесены изменения
II. Анализ ситуации и обоснование необходимости инновационного развития
Для построения модели инновационного развития Чувашской Республики применена методика SWOT-анализа и экспертной оценки (приложение N 5). Проанализировав возможности определения потенциала инновационного роста и развития, среди сильных сторон сегодняшнего состояния инновационного развития Чувашской Республики можно выделить: политическую стабильность в республике; инновационный характер социальной политики; эффективную бюджетную политику; проведение политики информационной открытости и интенсивного развития системы Интернет-коммуникаций; наличие промышленных центров с развитой производственной инфраструктурой; отсутствие социальной напряженности и благоприятную экологическую обстановку.
К негативным тенденциям отнесены:
низкий общий уровень образования в республике, особенно в сельской местности;
неразвитость рынка технологических инноваций и низкая инновационная активность организаций в Чувашской Республике;
преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не инновационные проекты организаций республики финансовыми институтами и фондами, что создает реальную угрозу утраты инновационных возможностей экономической системы Чувашской Республики;
все большее отставание от развитых стран из-за низкого технического и технологического уровня производства, снижающее конкурентоспособность продукции, производимой в Чувашской Республике;
сложившаяся недостаточно эффективная структура производства с небольшой долей производств с высокой добавленной стоимостью;
все более углубляющийся разрыв между уровнем и качеством системы образования, в котором нуждается бизнес, и тем, что фактически обеспечивают учебные заведения республики;
инертность и неповоротливость республиканской системы высшего и профессионального образования по отношению к реальным требованиям рынка;
низкая техническая вооруженность в сельском хозяйстве, неэффективная занятость на селе; значительные различия в социально-экономическом потенциале муниципальных образований Чувашской Республики;
неразвитость инвестопроводящих структур;
отсутствие инновационной идеологии в целом.
Проведенный анализ показывает, что имеются предпосылки активизации инновационного процесса, проявляющиеся пока единично и в отдельных сегментах жизнедеятельности республики. Наблюдается разобщенность в работе субъектов управления инновационной деятельностью в Чувашской Республике, нет целевой ориентации и единой инновационной политики республики. Все это приводит к разрыву непрерывной цепочки инновационного процесса.
Поэтому необходимо консолидировать усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении республики, для решения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики.
Экономический рост лидеров мировой промышленности на 75% формируется за счет внедрения инноваций. Как показывают расчеты, 60% доходов в консолидированный бюджет идет от промышленности, а 82% поступлений от промышленности дают инновационно-зависимые отрасли. Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Поэтому обеспечение устойчивого инновационного развития позволит решать такую важную задачу реализации государственной политики, как поддержание конкурентоспособности Чувашской Республики и достижение высокого уровня жизни его# населения.
Для выполнения этих задач необходимо, чтобы среднегодовые темпы прироста ВРП на душу населения составляли 10-13%. Это возможно только при инновационном пути развития (приложение N 8), позволяющем к 2021 году повысить показатель ВРП на душу населения до 456,4 тыс. рублей на человека.
С учетом анализа мирового опыта (приложение N 9) модель инновационного развития Чувашской Республики сконцентрировала в себе подходы, базирующиеся на интеллектуальном потенциале и активной позиции граждан, основным производственным ресурсом выделены знания и технологии. На первом этапе за основу взяты подходы инновационного развития стран азиатского типа, главная идеология которых построение на селекции технологий для получения высокого коммерческого результата на рынке, их трансферта в экономику Чувашской Республики, создание инновационной инфраструктуры.
На следующем этапе в основу модели положены тенденции развития европейских стран, где в число факторов, определяющих положение страны в глобальной конкуренции, включают образование и здоровье населения, развитие науки, возможности раскрытия творческих способностей человека, способность генерировать высокую инновационную активность.
III. Основные этапы инновационного развития
На первом этапе развития (2005-2010 годы) необходимо построение систем, позволяющих развивать свою технологическую и научно-исследовательскую базу, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение и импортозамещение внутреннего рынка и экспорта производимой продукции, что, в свою очередь, позволит привлекать валютные поступления и способствовать хозяйственному росту.
Указанные преобразования позволят приблизить основные источники технологического прогресса, находящиеся за пределами Чувашии. Прогресс первого этапа обусловливает непрерывный, ускоряющийся рост потребности в квалифицированных работниках и способствует достижению наилучших результатов. Образование выводит на новую ступень взаимодействия бизнеса с наукой, что формирует иную мотивационную систему, изменяя социальные, информационные и культурные институты, делая преобразования необратимыми.
Образование станет "локомотивом" общества, основанного на знаниях.
На втором этапе инновационного развития (2010-2020 годы) формируется достаточно емкий внутренний рынок, позволяющий развиваться среднему классу, являющемуся основой для формирования социального слоя, в котором образование и пакет знаний воспринимается в качестве определенной ценности, а стремление к культуре и творчеству становится настоящей потребностью.
Предполагается устойчивый рост информационного сектора экономики, становящегося основой хозяйственного прогресса.
Подобная экономическая ситуация характеризуется рядом принципиально новых обстоятельств:
снижением сырьевых и ресурсных ограничителей хозяйственного роста за счет технологии глубокой переработки вторичного сырья;
хозяйственный рост приобретает новое качество, когда наиболее эффективной формой накопления становится развитие людьми собственных способностей, а наиболее выгодными инвестициями становятся инвестиции в человека, его знания и таланты.
Превращение знаний в непосредственный производственный ресурс порождает новые модели воспроизводства, ускоряющие процессы укрепления и развития общества.
Сценарии инновационного развития этапов и критерии оценки указаны в приложении N 10.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 г. N 325 в раздел IV внесены изменения
IV. Ресурсы
Интеллектуальный потенциал. Основная часть научного и научно-технического потенциала сосредоточена в 21 образовательной организации высшего образования, 2 отраслевых научно-исследовательских институтах, инженерных центрах и проектно-конструкторских бюро субъектов деятельности в сфере промышленности в Чувашской Республике.
В последние годы численность обучающихся в образовательных организациях высшего образования уменьшается. На начало 2013/2014 учебного года в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории Чувашской Республики, обучался 48021 обучающийся, это меньше предыдущего периода на 12%.
В настоящее время в научных исследованиях и подготовке специалистов принимают участие 245 докторов, 1351 кандидат наук. Ежегодно более чем на 10% увеличивается число аспирантов и докторантов. Наибольшая доля исследований (более 89%) приходится на технические науки, значительный потенциал среди исследователей за возрастной группой от 29 до 39 лет (около 55% научно-исследовательских работников).
Финансовый. Бюджетная политика должна быть ориентирована на максимально возможное приближение уровня финансирования сферы науки и инноваций к международным нормам.
Необходимо повышать эффективность использования имеющихся средств, концентрировать бюджетные средства на приоритетных направлениях, поддерживать ведущие научные организации, а также привлекать частный капитал.
При выделении ассигнований на научные исследования необходимо осуществлять как адресное предоставление грантов коллективам ученых, так и программно-целевое финансирование. Система грантов действует в целях поддержки наиболее сильных проектов и ученых, обеспечения свободы научного творчества, мобильности в постановке и решении проблем. Грант по величине должен быть достаточен для выполнения проекта. Это является необходимым условием повышения ответственности за результативность проекта.
Важнейшей задачей рационализации использования ресурсов является обеспечение конкурсности на основе высококачественной экспертизы научных и научно-технических проектов. Этому будут способствовать организация независимой экспертизы проектов на платной основе, повышение ответственности экспертов, периодическая ротация состава экспертных организаций.
Наряду с прямой государственной поддержкой науки и инноваций необходимо разработать комплекс косвенных методов их стимулирования, включающий налоговые льготы, механизмы ускоренной амортизации, льготные тарифы и т.д.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 г. N 325 в раздел V внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
V. Основные методы и механизмы стимулирования инновационного развития (способы деятельности)
Главными методами реализации инновационной политики в настоящее время являются формирование законодательной базы и инновационной инфраструктуры.
1. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь закона об инновационной деятельности, при этом необходимо четко определить, что деятельность (проект, программа, услуги, развитие инфраструктуры и др.) может быть отнесена к инновационной только при наличии заключения независимой экспертизы.
Формирование организационно-экономических и правовых условий инновационной деятельности предусматривает разработку нормативных правовых актов и иной документации, определяющих:
отношения заказчика и исполнителя при финансировании инновационных проектов;
разработку регламентирующих документов и механизмов долевого государственного участия в финансировании коммерциализуемых научно-технических разработок;
разработку и принятие мер, снижающих или страхующих риск негосударственных инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкие проекты;
законодательные инициативы по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство, направленные на стимулирование инновационных процессов в экономике Российской Федерации;
законодательные акты, предоставляющие налоговые льготы производителям инновационных продуктов в части поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики;
методику оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности;
формы статистического наблюдения для совершенствования мониторинга уровня развития и эффективности функционирования инновационной системы;
регламент рассмотрения заявки, проведения экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов в приоритетных направлениях развития Чувашской Республики.
2. Необходимо формирование разветвленной инновационной инфраструктуры (приложение N 11). Ее составляющими станут производственно-техническая, финансовая, информационная, экспертно-консалтинговая и кадровая инфраструктура. В настоящее время в Чувашской Республике есть отдельные фрагменты каждой из них. Среди новых элементов предполагается создание республиканских технологических парков по отдельным приоритетным направлениям социально-экономического развития Чувашской Республики, в том числе в области новых технологий и продуктов химической индустрии, биотехнологий.
Большое значение имеет адресованная широкой общественности и проводимая через средства массовой информации информационно-пропагандистская деятельность. Ее содержанием является информация о конкретных научно-технических проектах, ждущих коммерциализации, об организационно-экономических механизмах и нормативной правовой базе инновационной деятельности, о конкретных организациях, преуспевших в этой сфере, о социальном значении (создании новых рабочих мест, приросте внутреннего валового продукта).
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование персонала в области инновационно-технологического менеджмента, управления качеством и сертификации являются важнейшим направлением активизации инновационной деятельности. Необходимо появление специалистов-менеджеров по коммерциализации технологий, управлению технологическими инновациями и инновационными фирмами. Подготовка кадров высшей квалификации в образовательных организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, должна быть согласована с потребностями республики и приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники. Необходимо создать новые возможности для подготовки кадров в образовательных организациях высшего образования и научных центрах России и зарубежья, практиковать подготовку специалистов для научно-исследовательской работы из числа наиболее перспективных студентов образовательных организаций высшего образования по индивидуальным программам с углубленным изучением методик проведения НИР, организации научной деятельности и т.п.
Для реализации целей и задач Концепции предполагается задействовать следующие государственные механизмы, стимулирующие инновационное развитие республики, в том числе:
предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики;
предоставление инвестиционного налогового кредита, а также налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Чувашской Республики о налогах;
предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным хозяйствующими субъектами на реализацию перспективных и приоритетных инновационных проектов;
предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным хозяйствующими субъектами с российскими лизинговыми компаниями на приобретение технологического оборудования, используемого для реализации перспективных и приоритетных инновационных проектов;
создание Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики;
создание на территории Чувашской Республики зон особого экономического развития инновационной деятельности;
абзац двадцать второй утратил силу.
См. текст абзаца двадцать второго
Огромную роль в повышении эффективности технологических процессов играет научно-методическое обеспечение инновационной деятельности малых предприятий. Сотрудничество малых предпринимательских структур со специализированными научными центрами и иными фирмами позволяет формировать локальные научно-производственные объединения, непрерывно инициирующие научный поиск, превращая идеи в технологические инновации, проверяя новые технологии и внедряя их в производство наукоемких импортозамещающих изделий. При этом научные исследования, соединяясь с практикой, становятся прикладными, а экономика Чувашской Республики обогащается научно-техническими достижениями, повышающими качество и конкурентоспособность продукции.
Именно интеллектуальные ресурсы являются основополагающими в цепочке генерирования инноваций. Качественно новый уровень формирования интеллектуального потенциала республики может сформировать только гибкая саморазвивающаяся система образования, адекватно отвечающая на вызовы времени и меняющиеся запросы общества. С этой целью необходимо:
создание современной исследовательской базы;
повышение притока молодых кадров в науку;
налаживание стратегического партнерства организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и бизнес-сообщества;
создание условий привлечения к научной деятельности талантливой молодежи, школьников и студентов, в том числе через деятельность центров молодежного инновационного творчества и интеллектуальных клубов.
Механизмы реализации Концепции предполагается отразить в государственных программах Чувашской Республики (подпрограммах государственных программ Чувашской Республики) в сфере инновационного развития промышленности Чувашской Республики.
VI. Заключение
Построение инновационного развитого общества в Чувашской Республике позволяет создать хозяйственную систему, для которой основным ресурсом становятся информация и знания, на этой основе сокращается негативное воздействие хозяйственного процесса на среду обитания, в обществе утверждается система социальных гарантий.
Основная ответственность государства заключается в сохранении и поддержании интеллектуальной среды, создании адекватной инновационной инфраструктуры, выборе и развитии приоритетов сферы науки и высоких технологий, а также обеспечении и поддержке примеров успеха.
Судьба Чувашской Республики во многом зависит от того, сумеют ли согласованно социальные, образовательные, культурные, экономические, научные и информационные институты на базе многовекового культурного наследия и технологического потенциала сделать прорыв в использовании интеллектуального богатства для блага и процветания Чувашии.
Усилия - соединенные в хорошо темперированном порыве - должны преобразоваться затем в стратегический прорыв, который позволит начать преобразование будущего уже сейчас.
Приложение N 1
к Концепции инновационного
развития Чувашской Республики
Основные понятия инновационного развития
См. текст приложения
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 г. N 325 приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к Концепции инновационного
развития Чувашской Республики
Схема
управления инновационной деятельностью в Чувашской Республике
15 мая 2014 г., 11 августа 2016 г.
Приложение N 3
к Концепции инновационного
развития Чувашской Республики
"Древо целей"
инновационного прорыва Чувашской Республики
См. "Древо целей" инновационного прорыва Чувашской Республики" в редакторе MS-Word
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2014 г. N 163 в приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение N 4
к Концепции инновационного
развития Чувашской Республики
Системообразующие принципы инновационного развития Чувашской Республики
15 мая 2014 г., 11 августа 2016 г.
1. Создание инновационной инфраструктуры, стимулирование инновационного развития:
формирование с участием научных кругов, предпринимательских структур и других заинтересованных сторон инфраструктуру инновационной деятельности - создание систем научно-технологического, информационного, кадрового, маркетингового обеспечения, в том числе экспертизы инноваций, защиты прав собственности на разработки;
гранты для разработчиков перспективных научно-исследовательских работ и инновационных проектов в различных областях жизнедеятельности республики, принятых к реализации на территории Чувашской Республики;
разработка нормативной правовой базы осуществления мер государственной поддержки по обеспечению доступности финансовых ресурсов для субъектов инновационной деятельности;
абзацы пятый - шестой утратили силу;
См. текст абзацев пятого - шестого
формирование на территории Чувашской Республики зон особого экономического развития инновационной деятельности.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 г. N 325 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
2. Инновационное развитие Чувашской Республики:
формирование перечня приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Чувашской Республики;
формирование перечня критических технологий Чувашской Республики:
разработка и внедрение наукоемких технологий, в том числе импортозамещающих;
формирование основ корпоративной культуры в промышленном производстве;
реализация кластерной политики, способствующей росту конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера, расширения доступа к инновациям, технологиям, "ноу-хау", специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам.
3. Инновационное развитие топливно-энергетического хозяйства:
внедрение энергосберегающих технологий;
повышение эффективности и надежности работы энергетических систем, в том числе за счет разработки новых способов сжигания топлива, альтернативных и возобновляемых источников теплоэнергоснабжения, создания новых видов материалов и оборудования;
разработка технологий, оборудования и средств эффективного контроля и управления технологическими процессами объектов энергетики.
4. Инновационное развитие транспортной инфраструктуры:
создание новых и совершенствование традиционных видов грузового, городского и пригородного пассажирского транспорта;
развитие прогрессивных систем управления транспортно-дорожным комплексом;
внедрение энергосбережения и экологических технологий на транспорте;
разработка новых видов альтернативного топлива и технологий их производства;
создание Республиканского логистического центра.
5. Инновации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства:
разработка и освоение производства нового поколения машин и средств механизации, технологий и проектов для содержания дорог и придомовых территорий, озеленения, благоустройства городских и сельских территорий;
внедрение средств эффективного контроля, управления и методического обеспечения функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства в районах и городах республики;
энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве, создание энергосберегающих технологий и материалов для экономии расходования энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
6. Инновации в области развития информационных технологий:
обеспечение конкурентоспособности информационной индустрии и развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
стимулирование и организация использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах инфраструктуры, расширение возможностей использования ИКТ;
качественное изменение взаимодействия органов власти и граждан в процессе оказания прямых бюджетных услуг (сервисов) за счет повышения степени прозрачности и подотчетности действий органов власти, обеспечения обратной связи, доведения общественного мнения до власти, улучшения доступа населения к всеобъемлющей и актуальной информации;
внедрение единой системы персонифицированного учета населения, позволяющего упростить, сделать более эффективными и менее затратными процедуры взаимодействия граждан и сотрудников органов власти;
создание информационной среды для реализации электронной торговли, электронного документооборота, использования электронных носителей информации и стандартизация средств их технического обеспечения.
7. Инновационное развитие здравоохранения:
формирование индустрии "здорового образа жизни";
переход к персонализированной медицине;
внедрение современных высокоэффективных лечебно-диагностических и организационных технологий, в том числе направленных на охрану материнства и детства и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями (туберкулез, СПИД, гепатит и др.);
внедрение в медицинскую практику методов медицины высоких технологий;
внедрение современных автоматизированных методов учета, обслуживания и оплаты медицинских услуг и отпуска лекарственных средств;
внедрение методологии оценки риска здоровью населения, изучение закономерностей воздействия комплекса факторов окружающей, производственной, социальной среды на условия жизнедеятельности, здоровье и благополучие населения республики.
8. Инновационное развитие образования:
создание многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности;
внедрение новых организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса и институциональных механизмов повышения качества образования;
создание сети базовых школ - ресурсных центров, оснащенных современными учебно-информационными и образовательными технологиями;
организация экспериментальных площадок по разработке, апробации и внедрению в образовательный процесс новых информационно-педагогических технологий;
стимулирование создания научно-образовательных центров и устойчивой системы "технологических коридоров", обеспечивающих продвижение научных знаний к рынку;
разработка и внедрение дистанционных интерактивных форм обучения и оценки знаний;
создание благоприятных условий для развития информационно-коммуникационных технологий в образовательной сфере с использованием дистанционных технологий обучения;
создание практико-ориентированных научных организаций, распространение образовательных инноваций;
повышение роли воспитания в образовательном процессе и в решении проблем социализации детей;
разработка механизма опережающего обновления содержания профессионального образования;
разработка и внедрение инновационных образовательных программ в системе дополнительного образования по технико-технологической подготовке молодежи к работе в высокотехнологичных организациях;
развитие стратегического партнерства за счет объединения интеллектуальных, материальных и иных ресурсов образования и бизнеса;
предоставление преференций малым инновационным предприятиям, создающимся в целях коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности образовательных организаций высшего образования;
поддержка развития центров подготовки персонала, создаваемых отдельными компаниями, и создание на условиях государственно-частного партнерства отраслевых центров повышения квалификации.
9. Инновации в сфере культуры, туризма и архивного дела:
внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность библиотек, музеев, театрально-концертных организаций и архивов в целях повышения качества информационного обслуживания населения и оказания государственных услуг в электронной форме, доступа к оцифрованным документам музейных, библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, открытости и эффективности работы учреждений культуры;
расширение спектра электронных услуг и ресурсов, обеспечение доступа к республиканским, российским и мировым информационным ресурсам посредством создания виртуальных электронных читальных залов на базе муниципальных библиотек, развитие услуги виртуальной справочной службы;
внедрение современных автоматизированных методов учета, обслуживания и оплаты услуг, оказываемых государственными театрально-концертными организациями;
создание сети базовых муниципальных учреждений культурно-досугового типа - ресурсных центров, оснащенных современными специализированными техническими средствами, музыкальными инструментами;
разработка новых и совершенствование традиционных видов культурных услуг;
создание передвижных систем предоставления населению услуг учреждений культуры:
развитие Центра поддержки технологий и инноваций на базе бюджетного учреждения Чувашской Республики "Национальная библиотека Чувашской Республики" Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики;
развитие государственно-частного партнерства в сфере культуры;
разработка новых туристско-экскурсионных маршрутов, расширение спектра республиканского инновационного туристского продукта;
создание условий для практической реализации инновационных проектов в сфере туризма;
создание системы накопления и механизма распространения информации о туристском потенциале Чувашской Республики;
создание предпосылок для формирования туристско-рекреационного кластера в Чувашской Республике.
10. Инновационное развитие строительной индустрии:
изменение структуры жилищного строительства, переход на новые архитектурные системы, типы зданий и технологии их возведения;
снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья, сокращении производительности инвестиционного цикла;
обеспечение потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции, отвечающих по ассортименту платежеспособному спросу различных слоев населения (как элитное жилье, так и на качественные жилые дома для граждан с невысокими доходами);
развитие производства строительных конструкций и местных строительных материалов, отвечающих современным требованиям комфортности и экологической безопасности жилых домов;
снижение ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат в производстве строительных материалов, изделий и конструкций;
выпуск высококачественных материалов и конструкций, способных конкурировать с импортной продукцией;
развитие научно-технического потенциала отрасли, способствующего организации производств, отвечающих современным требованиям;
обновление основных фондов, замена устаревшего и физически изношенного оборудования за счет внедрения в производство современного высокопроизводительного оборудования;
расширение применения в строительной практике теплоэффективных ограждающих конструкций на основе современных утеплителей, изделий из гипса, трепела и ячеистых бетонов, а также облицовочных изделий на основе бетонов, керамики, природного камня.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 г. N 325 в пункт 11 внесены изменения
11. Экологические инновации, охрана окружающей среды:
разработка и внедрение технологий, средств контроля и оборудования для защиты атмосферного воздуха, охраны и очистки природных, сточных и подземных вод, уменьшения влияния выбросов автотранспорта и энергетических установок систем теплоснабжения на загрязнение атмосферного воздуха;
комплексная переработка и обезвреживание твердых коммунальных отходов; совершенствование управления отходами производства и потребления, очистка сточных вод организаций в Чувашской Республике;
проведение экологического аудита и контроля;
внедрение систем экологического менеджмента, экологического маркетинга, экотехнологий, позволяющих обеспечить взаимодействие между экономическим развитием и защитой окружающей среды.
12. Инновационное развитие физической культуры и спорта:
развитие новых форм организации физкультурно-оздоровительной работы среди населения;
приведение спортивных сооружений в соответствие с требованиями международных стандартов с целью проведения спортивных мероприятий российского и международного уровня.
13. Развитие правовой культуры:
формирование системы правового обеспечения рынка результатов инновационной деятельности;
поддержка и охрана авторских прав и интеллектуальной собственности;
разработка технических средств, технологий и мероприятий для обеспечения деятельности правоохранительных служб, организации и управления дорожным движением.
14. Инновации в администрировании:
формирование и развитие культуры коммуникаций, планирования, доклада, мышления (идеологии), внедрения инноваций.
15. Инновационное развитие агропромышленного комплекса:
совершенствование системы семеноводства, сортосмены и сортообновления;
создание сортов для ресурсосберегающих технологий;
внедрение высокопроизводительных машин для ресурсосберегающих технологий;
внедрение геоинформационных технологий в управление сельскохозяйственным производством;
развитие и внедрение адаптивно-ландшафтной системы земледелия;
разработка и внедрение энергосберегающих технологий;
внедрение в производство биогазовых установок;
внедрение интенсивных технологий производства животноводческой продукции;
разработка и внедрение оптимального комплекса механизмов кормления, навозоудаления, доения и поения для ферм крупного рогатого скота;
внедрение современных кормозаготовительных комплексов;
разработка и внедрение новых технологий переработки сельскохозяйственного сырья;
развитие условий для стимулирования производства отечественной импортозамещающей инновационной продукции;
создание системы статистического наблюдения в сфере инновационной деятельности по основным индикаторам развития инновационной системы;
создание российско-китайского центра трансфера аграрных технологий в Чувашской Республике.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 г. N 325 в приложение внесены изменения
Приложение N 5
к Концепции инновационного
развития Чувашской Республики
SWOT-анализ потенциала инновационного роста и развития
11 августа 2016 г.
Факторы | Сильные стороны | Слабые стороны |
1 | 2 | 3 |
Уровень жизни | 1. Инновации в социальные про- екты. 2. Среди крупных социальных проектов - развитие на селе се- мейной медицины с введением офисов врача общей практики. Сегодня их работает уже более 200. Это позволяет максимально приблизить качественную врачеб- ную помощь к месту жительства и работы сельчан. 3. Интенсивно развивается сис- тема Интернет-коммуникаций. 4. Создана развитая инфраструк- тура общественного доступа к информационным ресурсам и сер- висам. 5. Завершена газификация Чуваш- ской Республики. 6. По вводу жилья на 1 человека Чувашия опередила все близлежа- щие регионы, включая такой, как Татарстан, и в 1,7 раза превы- шает средний показатель по Рос- сии. В Чувашской Республике с использованием новых, в том числе и зарубежных, технологий строительства создаются совре- менные архитектурные ансамбли, целые жилищно-сервисные комп- лексы, в которых сочетается удобство, красота, современ- ность. 7. Модернизация системы здраво- охранения. |
1. Низкий уровень жиз- ни. В 2003 году 31,5% населения имели доходы ниже прожиточного мини- мума (в 2002 году - 42,2%). 2. Большая имуществен- ная дифференциация. 3. Низкая средняя зара- ботная плата (56,9% от среднероссийского уров- ня). |
Кадровые ресур- сы |
1. Наличие свободной рабочей силы. Плотность населения рес- публики - 74 человека на 1 км2 (самая высокая в округе и одна из самых высоких в России) - более чем вдвое превышает сред- нюю плотность по округу, кото- рая составляет 30 человек на 1 км2. 2. Достаточно высокий удельный вес населения, занятого в эко- номике, - 44% (при 40% в сред- нем по Приволжскому федерально- му округу) 3. Низкая социальная конфликт- ность. 4. Снижение числа безработных за 2004 год на 5,1%. |
1. Дешевый труд - доля годового фонда заработ- ной платы в объеме ВРП по республике 35% (в развитых странах - 75%). 2. Обострение демогра- фической ситуации. Еже- годно численность насе- ления в Чувашии сокра- щается на 6,8 тыс. че- ловек. В 2003 году чис- ло умерших на 51,5% превысило число родив- шихся. 3. Миграция специалис- тов в Москву и другие регионы. 4. Неэффективная заня- тость на селе. |
Образование | 1. В учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования по состоянию на 1 декабря 2004 г. работают 3115 педагогов; в среднем на 1 педагога приходит- ся 14,2 обучающихся. Количество педагогических работников, име- ющих высшую и I квалификацион- ные категории, составляет 62,3%, в вузах - более 200 док- торов наук и более 1100 канди- датов. 2. Наличие в ресурсных центрах учреждений начального профес- сионального образования совре- менного технологического обору- дования (за последние 2 года получено 28 единиц автомобиль- ной техники, 3 трактора новых модификаций, 14 единиц металло- обрабатывающих станков, более 600 персональных компьютеров, 45 мультимедийных проекторов). 3. Модернизация системы началь- ного образования. |
1. Все более углубляю- щийся разрыв между уровнем и качеством системы образования, в котором нуждается биз- нес, и тем, что факти- чески обеспечивают учебные заведения рес- публики. 2. Инертность и непово- ротливость республикан- ской системы высшего и профессионального обра- зования по отношению к реальным требованиям рынка. 3. Старение педагоги- ческих кадров. Число педагогических работни- ков предпенсионного и пенсионного возраста составляет в среднем 40%. 4. Неукомплектованность учреждений начального профессионального обра- зования мастерами про- изводственного обучения (73% от потребного ко- личества). 5. Физический и мораль- ный износ учебного обо- рудования составляет 90%. |
Экономические условия и новый бизнес |
1. Многоотраслевая структура экономики, соответствующая раз- витым мировым странам (напри- мер, Финляндия). 2. Наличие свободных производ- ственных мощностей. 3. Выгодное географическое по- ложение. 4. Ежегодный рост экспорта на 3-5%. 5. Рост объемов промышленного производства за последние 2 го- да примерно на 30%. 6. Рост числа рентабельных ор- ганизаций. 7. Сильная управленческая ко- манда бюджетообразующих органи- заций промышленности в Чуваш- ской Республике. 8. Производство конкурентоспо- собной продукции, не имеющей аналогов в России и странах СНГ. 9. Развиваются собственные рес- публиканские бренды (например, проект "Четра", "Хлопковый рай"). 10. Развиваются новые отрасли промышленности (биотехнологии, вагоностроение). 11. Активная политика сотрудни- чества со стратегическим парт- нером промышленности республики ОАО "Российские железные доро- ги", ОАО "КАМАЗ". |
1. Физический и мораль- ный износ основных фон- дов. 2. Высокая энергоем- кость производства. 3. Невысокая степень специализации производ- ства. 4. Медленная реструкту- ризация производств, слабый менеджмент и маркетинг. 5. Низкая конкуренто- способность производств переработки. 6. Недостаточное коли- чество квалифицирован- ных кадров для отраслей промышленности. 7. Сложившаяся недоста- точно эффективная структура производства с небольшой долей про- изводств с высокой до- бавленной стоимостью. |
Технологические изменения и ин- новационная ак- тивность |
1. Сложившийся имидж Чувашской Республики, как полигона для внедрения инноваций в здравоох- ранении, строительной индуст- рии, управлении финансами. 2. Развитие продуктовых иннова- ций, обновление и расширение номенклатуры выпускаемой про- дукции большинством организаций промышленности в Чувашской Рес- публике. 3. Внедрение в некоторых орга- низациях промышленности в Чу- вашской Республике самого сов- ременного оборудования (напри- мер, литейного комплекса ООО "Промтрактор-Промлит", произ- водство печатных плат ОАО "Научно-производственный комп- лекс "Элара"). |
1. Низкая инновационная активность организаций экономики республики. Статистика потерь инно- вационного потенциала республики выражается в том, что количество ор- ганизаций, осуществляв- ших разработку и внед- рение технологических инноваций в промышлен- ности, за последние 5 лет уменьшилось почти вдвое. Доля республики по чис- лу организаций, выпол- няющих исследования и разработки, среди реги- онов Приволжского феде- рального округа сос- тавляла в 2002 году 2,4%, а на общероссий- ском фоне - 0,3%. 2. Низкий уровень фи- нансирования НИОКР. По показателю затрат на исследования и разра- ботки доля Чувашии сре- ди регионов ПФО в 2002 году составила 0,44%, России - 0,1%. Доля бюджетных затрат на фундаментальные иссле- дования и содействие научно-техническому прогрессу составляет 0,1%, в развитых зару- бежных странах до 4%. 3. Преимущественное вложение ресурсов в ин- вестиционные, а не в инновационные проекты организаций республики финансовыми институтами и фондами. 4. Все большее отстава- ние от развитых стран из-за низкого техничес- кого и технологического уровня производства, снижающее конкуренто- способность продукции, производимой в Чуваш- ской Республике. |
Институциональ- ные преобразо- вания |
1. Активная государственная поддержка развития малого биз- неса (до 0,3% в объеме бюджет- ных затрат). 2. Активность населения в соз- дании малого бизнеса, расшире- ние видов деятельности предпри- нимателей. Ежегодный рост числа малых предприятий на 16-17%. |
1. Неразвитость инвес- топроводящих структур. 2. Значительные разли- чия в социально-эконо- мическом развитии муни- ципальных образований. |
Информационное пространство |
1. Формирование отраслей, свя- занных с производством, обра- боткой и транспортировкой ин- формационных ресурсов (програм- мное обеспечение, консалтинго- вые услуги, новые виды связи и электронные средства массовой информации, программа "Элек- тронное Правительство"). 2. Высокие темпы развития ин- форматизации республики. 3. Относительно высокий уровень обеспеченности населения про- водной телефонной связью. |
1. Несформированность информационных потреб- ностей населения. 2. Недостаток материа- лов в средствах массо- вой информации, форми- рующих нравственность, культуру, патриотизм, любовь к республике. 3. Недостаточно развита инфраструктура рынка телекоммуникационных услуг. 4. Низкий уровень раз- вития информационных услуг. |
Эффективное уп- равление и ис- пользование ре- сурсов |
1. Стратегия социально-экономи- ческого развития Чувашской Рес- публики до 2010 года. 2. Реализация пилотных проектов общероссийской значимости. В Чувашской Республике успешно апробируются инновации в раз- личных сферах деятельности - управлении общественными финан- сами, ипотечном строительстве, модернизации системы образова- ния, внедрении семейной медици- ны и.д.# 3. Внедрение информационных технологий в сферу государст- венного и местного управления. 4. Кадровый аудит управляющего звена бюджетных организаций. |
1. Низкий уровень управленческой культу- ры. 2. Отсутствие инноваци- онной идеологии. 3. Низкий общий уровень образования в республи- ке, особенно в сельской местности. |
Факторы | Возможности | Угрозы |
1 | 2 | 3 |
Уровень техно- логического развития |
1. Развитие производственно- технологической инновационной инфраструктуры. 2. Формирование саморазвиваю- щейся и самофинансируемой науч- но-технологической системы. 3. Развитие корпоративной куль- туры. 4. Экологизация техники, техно- логий и общественного развития. |
1. Отсутствие новых собственных технологий. 2. Уменьшение числен- ности занятых в сфере науки и "утечка моз- гов". 3. Возникновение эколо- гических проблем, пред- ставляющих угрозу для человека. |
Инновационная культура |
1. Преодоление инертности насе- ления, его заинтересованность в инновационном развитии. 2. Массовый прорыв в создании систем управления качеством в организациях в Чувашской Рес- публике, соответствующих между- народным стандартам. 3. Формирование индустрии "здо- рового образа жизни". 4. Развитие мотивационной сфе- ры, формирование восприимчивос- ти людьми новых идей. |
1. Наличие контрафакт- ной продукции. 2. Низкий общий уровень образования в Чувашской Республике, особенно в сельской местности. |
Образование | 1. Наличие учреждений образова- ния, готовящих кадры для от- раслей экономики республики. Функционирование отраслевых уч- реждений дополнительного про- фессионального образования по переподготовке и повышению ква- лификации педагогических кад- ров. 2. Участие в международных и федеральных проектах. 3. Сотрудничество с социальными партнерами. |
1. Недостаточная ориен- тация учреждений про- фессионального образо- вания на запросы бизне- са. 2. Отсутствие в учреж- дениях высшего профес- сионального образования актуальных для промыш- ленности специализаций. 3. Отсутствие системы дистанционного консуль- тирования работников профессионального обра- зования. 4. Отсутствие кадрового прогноза у работодате- лей. |
Инвестиционная привлекатель- ность |
1. Целенаправленно формировать и продвигать имидж республики как региона, привлекательного для инвестиций. 2. Развивать туризм и культур- ный потенциал. 3. Создать условия для роста инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, дорожное строительство, строительство жилья, здравоохранение, образо- вание, туризм. 4. Создание новых отраслей эко- номики Чувашской Республики. |
1. Рост цен на энерге- тические ресурсы. 2. Противодействие соб- ственников бюджетообра- зующих предприятий по- литике преобразований. 3. Финансовый кризис в России. 4. Недостаточный уро- вень финансовой само- стоятельности в решении проблем социально-эко- номического развития республики. 5. Ухудшение экологи- ческой обстановки. |
Приложение N 6
к Концепции инновационного
развития Чувашской Республики
Рейтинговая оценка
динамики развития инновационного потенциала Чувашской Республики
См. текст приложения
Приложение N 7
к Концепции инновационного
развития Чувашской Республики
Информация
о бюджетных ассигнованиях на инновационное развитие и поддержку науки
См. текст приложения
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2014 г. N 163 приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение N 8
к Концепции инновационного
развития Чувашской Республики
Обоснование
необходимости инновационного развития
15 мая 2014 г.
Критерий достижения стратегической цели - повышение благосостояния населения Чувашской Республики путем повышения показателя ВРП на душу населения (приближение к уровню развитых российских регионов, международному уровню).
Основные прогнозные показатели
социально-экономического развития Чувашской Республики
N п/п |
Основные прогнозные показатели |
Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года |
||
2011 год |
2015 год |
2020 год |
||
1. |
ВРП, тыс. рублей |
150,8 |
239,9 |
456,4 |
2. |
Производительность труда в обрабатывающих производствах, % по отношению к 2011 году |
100,0 |
122,5 |
191,2 |
3. |
Доля продукции высокотехнологических и наукоемких отраслей экономики в ВРП, % |
12,0 |
13,9 |
16,2 |
4. |
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП, % |
0,45 |
1,77 |
1,86 |
Показатели
ВРП на душу населения субъектов Российской Федерации и зарубежных стран (2011 год)
N п/п |
Наименование субъекта Российской Федерации |
ВРП на душу населения, тыс. долл. США |
1. |
Республика Башкортостан |
8,0 |
2. |
Республика Марий Эл |
4,7 |
3. |
Республика Мордовия |
5,2 |
4. |
Республика Татарстан |
11,4 |
5. |
Удмуртская Республика |
7,5 |
6. |
Чувашская Республика |
5,1 |
7. |
Пермский край |
10,4 |
8. |
Кировская область |
5,2 |
9. |
Нижегородская область |
7,9 |
10. |
Оренбургская область |
9,3 |
11. |
Пензенская область |
4,9 |
12. |
Самарская область |
8,8 |
13. |
Саратовская область |
5,8 |
14. |
Ульяновская область |
5,9 |
По отдельным субъектам Российской Федерации, сопоставимым с Чувашской Республикой по природно-сырьевому потенциалу | ||
15. |
Владимирская область |
6,1 |
16. |
Ивановская область |
4,1 |
17. |
Костромская область |
5,7 |
18. |
Липецкая область |
8,3 |
19. |
Новгородская область |
8,0 |
20. |
Псковская область |
5,2 |
21. |
Ярославская область |
7,6 |
Наименование страны |
ВВП на душу населения, тыс. долл. США |
Россия |
22,5 |
Германия |
41,0 |
Греция |
26,6 |
Дания |
41,8 |
Ирландия |
42,9 |
Италия |
33,9 |
Люксембург |
88,7 |
Мексика |
17,3 |
Нидерланды |
43,1 |
Республика Корея |
29,0 |
Словакия |
25,1 |
Соединенное Королевство (Великобритания) |
35,1 |
США |
49,8 |
Турция |
17,8 |
Финляндия |
38,6 |
Франция |
36,4 |
Чешская Республика |
27,0 |
Япония |
34,3 |
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости в субъектах Российской Федерации в 2011 году
Наименование субъектов Российской Федерации |
Добыча полезных ископаемых, % |
Обрабатывающие производства, % |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, % |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, % |
Строительство, % |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, % |
Транспорт и связь, % |
Прочие, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Республика Башкортостан |
9,3 |
28,9 |
4,6 |
7,6 |
7,2 |
15,0 |
8,0 |
19,4 |
Республика Марий Эл |
0,1 |
28,3 |
5,2 |
14,1 |
8,5 |
10,7 |
7,5 |
25,6 |
Республика Мордовия |
0,1 |
23,0 |
5,2 |
13,3 |
14,8 |
11,2 |
8,2 |
24,2 |
Республика Татарстан |
22,7 |
17,4 |
3,0 |
7,2 |
9,7 |
14,0 |
7,7 |
18,3 |
Удмуртская Республика |
26,0 |
17,9 |
2,3 |
8,3 |
5,2 |
11,8 |
7,6 |
20,9 |
Чувашская Республика |
0,1 |
25,5 |
5,3 |
11,2 |
9,8 |
13,5 |
7,6 |
27,0 |
Пермский край |
17,0 |
34,0 |
4,0 |
3,4 |
4,1 |
12,2 |
6,8 |
18,5 |
Кировская область |
0,3 |
25,6 |
4,8 |
9,3 |
4,1 |
14,5 |
10,9 |
30,5 |
Нижегородская область |
0,1 |
29,9 |
4,2 |
3,8 |
8,0 |
17,2 |
11,3 |
25,5 |
Оренбургская область |
36,9 |
11,4 |
8,4 |
8,9 |
3,9 |
8,1 |
7,1 |
15,3 |
Пензенская область |
0,5 |
19,6 |
4,6 |
5,7 |
9,4 |
17,3 |
13,3 |
29,6 |
Самарская область |
14,1 |
25,5 |
4,8 |
4,2 |
6,0 |
12,1 |
11,7 |
21,6 |
Саратовская область |
3,7 |
17,1 |
9,9 |
15,0 |
5,9 |
13,0 |
11,5 |
23,9 |
Ульяновская область |
2,3 |
21,8 |
5,1 |
10,1 |
8,2 |
14,5 |
13,1 |
24,9 |
По субъектам Российской Федерации, сопоставимым с Чувашской Республикой по природно-сырьевому потенциалу | ||||||||
Владимирская область |
0,4 |
31,0 |
5,1 |
6,3 |
7,2 |
13,8 |
9,7 |
26,5 |
Ивановская область |
0,3 |
22,9 |
8,1 |
5,5 |
8,9 |
15,8 |
8,5 |
30,0 |
Костромская область |
0,1 |
24,2 |
9,6 |
11,3 |
3,6 |
14,7 |
8,8 |
27,7 |
Липецкая область |
0,8 |
39,2 |
4,0 |
8,4 |
12,7 |
10,7 |
6,5 |
17,7 |
Новгородская область |
0,3 |
32,9 |
4,9 |
10,3 |
6,2 |
13,0 |
8,9 |
23,5 |
Псковская область |
0,2 |
20,5 |
5,0 |
6,8 |
6,4 |
18,8 |
14,4 |
27,9 |
Ярославская область |
0,2 |
27,0 |
5,3 |
4,3 |
9,5 |
16,7 |
13,7 |
23,3 |
Индексы физического объема ВРП
Наименование субъектов Российской Федерации |
2005 год, % |
2010 год, % |
2011 год, % |
Республика Башкортостан |
106,9 |
105,2 |
108,2 |
Республика Марий Эл |
101,5 |
105,6 |
106,0 |
Республика Мордовия |
106,0 |
104,8 |
109,4 |
Республика Татарстан |
105,5 |
104,3 |
105,7 |
Удмуртская Республика |
104,4 |
104,7 |
104,8 |
Чувашская Республика |
103,5 |
103,3 |
106,7 |
Пермский край |
103,5 |
107,4 |
108,3 |
Кировская область |
100,9 |
104,6 |
104,8 |
Нижегородская область |
106,0 |
107,5 |
106,9 |
Оренбургская область |
105,2 |
104,5 |
105,1 |
Пензенская область |
100,7 |
101,8 |
107,9 |
Самарская область |
101,7 |
108,5 |
105,9 |
Саратовская область |
105,6 |
102,1 |
108,0 |
Ульяновская область |
104,5 |
105,1 |
107,9 |
По субъектам Российской Федерации, сопоставимым с Чувашской Республикой по природно-сырьевому потенциалу
Владимирская область |
100,2 |
106,7 |
102,9 |
Ивановская область |
104,8 |
101,8 |
100,6 |
Костромская область |
103,6 |
106,3 |
103,9 |
Липецкая область |
101,7 |
104,0 |
104,8 |
Новгородская область |
103,8 |
102,3 |
103,7 |
Псковская область |
100,3 |
105,6 |
106,5 |
Ярославская область |
105,9 |
103,0 |
107,0 |
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 г. N 325 в приложение внесены изменения
Приложение N 9
к Концепции инновационного
развития Чувашской Республики
11 августа 2016 г.
Модели инновационного развития мировых систем ("примеры успеха")
Модели инновационного развития Чувашской Республики
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2014 г. N 163 в приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение N 10
к Концепции инновационного
развития Чувашской Республики
15 мая 2014 г.
Сценарий
инновационного развития Чувашской Республики на I этапе (2005-2010 годы)
Сценарий
инновационного развития Чувашской Республики на II этапе (2010-2020 годы)
См. "Сценарий инновационного развития Чувашской Республики на II этапе (2010-2020 годы)" в редакторе MS-Word
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 г. N 325 приложение изложено в новой редакции
Приложение N 11
к Концепции инновационного
развития Чувашской Республики
Развитие инновационной инфраструктуры
15 мая 2014 г., 11 августа 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Концепции является построение инновационно-развитого общества, интегрированного в мировую экономику за счет формирования на территории республики новой идеологии - идеологии инновационной культуры, обеспечивающей инновационное развитие во всех сферах ее жизнедеятельности, повышения интеллектуальной капитализации как основы социально-экономического развития Чувашской Республики.
Для достижения этой цели предполагается формирование целостной эффективной инновационной системы:
интеграция имеющихся в республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях инновационного развития;
обеспечение инновационного развития наукоемких сфер экономики Чувашской Республики путем создания и развития отраслевой технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции и технологий в производство;
обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства Чувашской Республики путем создания инновационной инфраструктуры, подразумевая создание систем научно-технологического, информационного, кадрового, маркетингового обеспечения, в том числе экспертизы инноваций и защиты прав собственности на разработки;
повышение спроса на инновации и создание механизмов привлечения частных инвестиций в сферу инновационного развития Чувашской Республики;
вовлечение научно-технического и интеллектуального потенциала Чувашской Республики в процесс инноваций;
минимизация рисков при реализации инновационных проектов за счет привлечения механизмов страховой защиты;
организация взаимодействия субъектов республиканской инновационной системы, в том числе по обмену технологиями;
корректировка институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политики с учетом инновационных подходов.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики"
Текст постановления опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) 22 февраля 2005 г., в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2005 г., N 2, ст.90
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 марта 2023 г. N 160 настоящий документ признан утратившим силу с 10 марта 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 августа 2020 г. N 454
Изменения вступают в силу с 12 августа 2020 г.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 февраля 2018 г. N 39
Изменения вступают в силу с 14 февраля 2018 г.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 г. N 325
Абзацы седьмой, шестнадцатый и семнадцатый подпункта 2 названного постановления вступают в силу с 1 января 2017 г.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2014 г. N 163
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 апреля 2011 г. N 142