Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 6 июля 2006 г. N 169
Республиканская целевая программа
"Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года"
Паспорт программы
Наименование Программы - республиканская целевая программа "Социальное
развитие села в Чувашской Республике на период
до 2010 года"
Основания для разработки - поручение Президента Российской Федерации
Программы В.В.Путина о приоритетных национальных
проектах;
постановление Правительства Российской
Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О
федеральной целевой программе "Социальное
развитие села до 2010 года" (с изменениями,
внесенными постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 апреля 2006 г.
N 190);
Указ Президента Чувашской Республики от 21 мая
2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии
общественной инфраструктуры в Чувашской
Республике";
Указ Президента Чувашской Республики от 23
июля 2004 г. N 83 "О мерах по сохранению
государственной поддержки села в условиях
внесения изменений в федеральное
законодательство по вопросам агропромышленного
комплекса"
Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Чувашской
- координатор Программы Республики
Государственные - Министерство экономического развития и
заказчики Программы торговли Чувашской Республики, Министерство
градостроительства и развития общественной
инфраструктуры Чувашской Республики,
Министерство промышленности и энергетики
Чувашской Республики, Министерство образования
и молодежной политики Чувашской Республики,
Министерство здравоохранения и социального
развития Чувашской Республики, Министерство
культуры, по делам национальностей,
информационной политики и архивного дела
Чувашской Республики, Министерство по
физической культуре, спорту и туризму
Чувашской Республики, Министерство природных
ресурсов и экологии Чувашской Республики,
Государственный комитет Чувашской Республики
по связи и информатизации
Основные разработчики - Министерство сельского хозяйства Чувашской
Программы Республики, Министерство экономического
развития и торговли Чувашской Республики,
Министерство градостроительства и развития
общественной инфраструктуры Чувашской
Республики, Министерство промышленности и
энергетики Чувашской Республики, Министерство
образования и молодежной политики Чувашской
Республики, Министерство здравоохранения и
социального развития Чувашской Республики,
Министерство культуры, по делам
национальностей, информационной политики и
архивного дела Чувашской Республики,
Министерство по физической культуре, спорту и
туризму Чувашской Республики, Министерство
природных ресурсов и экологии Чувашской
Республики, Государственный комитет Чувашской
Республики по связи и информатизации
Цели и задачи Программы - основными целями Программы являются:
развитие социальной сферы и инженерной
инфраструктуры сельских муниципальных
образований;
реализация направления "Обеспечение доступным
жильем молодых семей и молодых специалистов на
селе" приоритетного национального проекта
"Развитие АПК" на территории Чувашской
Республики.
Основными задачами Программы являются:
улучшение жилищных условий граждан,
проживающих в сельской местности;
обеспечение доступным жильем молодых семей и
молодых специалистов;
повышение уровня обеспеченности
общеобразовательными учреждениями;
обновление и расширение сети сельских
учреждений здравоохранения;
создание условий для активного занятия
физической культурой и спортом сельского
населения;
расширение культурно-досуговой деятельности и
приобщение сельского населения к
культурно-историческому наследию;
расширение сети комплексных организаций
торгово-бытового обслуживания;
создание условий для получения сельским
населением необходимой информации в области
развития агропромышленного комплекса Чувашской
Республики независимо от места проживания;
повышение уровня электро-, водо- и
газоснабжения сельских поселений;
обеспечение сельских поселений телефонной и
телекоммуникационной связью;
расширение сети сельских автомобильных дорог и
их благоустройство
Срок и этапы реализации - 2003-2010 годы
Программы I этап: 2003-2005 годы
II этап: 2006-2010 годы
Основные программные - мероприятия сгруппированы по следующим
мероприятия направлениям: жилищное строительство,
обеспечение доступным жильем молодых семей и
молодых специалистов на селе, образование,
здравоохранение, физическая культура и спорт,
культура, торговое и бытовое обслуживание,
информационно-консультационное обеспечение
сельского населения, электрификация,
газификация, водоснабжение и водоотведение,
телекоммуникационная связь, дорожное
строительство
Исполнители программных - Министерство сельского хозяйства Чувашской
мероприятий Республики, Министерство экономического
развития и торговли Чувашской Республики,
Министерство градостроительства и развития
общественной инфраструктуры Чувашской
Республики, Министерство промышленности и
энергетики Чувашской Республики, Министерство
образования и молодежной политики Чувашской
Республики, Министерство здравоохранения и
социального развития Чувашской Республики,
Министерство культуры, по делам
национальностей, информационной политики и
архивного дела Чувашской Республики,
Министерство по физической культуре, спорту и
туризму Чувашской Республики, Министерство
природных ресурсов и экологии Чувашской
Республики, Государственный комитет Чувашской
Республики по связи и информатизации, казенное
унитарное предприятие Чувашской Республики
"Агро-Инновации", открытое акционерное
общество "Чувашэнерго", открытое акционерное
общество "ВолгаТелеком", органы местного
самоуправления
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы
финансирования Программы составляет 51,24 млрд. рублей, из них
средства:
федерального бюджета - 4,23 млрд. рублей (8,3
процента от общего объема финансирования);
республиканского бюджета Чувашской Республики
- 12,62 млрд. рублей (24,6 процента);
местных бюджетов - 4,31 млрд. рублей (8,4
процента);
внебюджетных источников - 30,08 млрд. рублей
(58,7 процента).
Объем финансирования I этапа Программы
(2003-2005 годы) составляет 14,61 млрд.
рублей, из них средства:
федерального бюджета - 1,32 млрд. рублей
(9,0 процентов);
республиканского бюджета Чувашской Республики
- 5,16 млрд. рублей (35,3 процента);
местных бюджетов - 0,95 млрд. рублей (6,5
процента);
внебюджетных источников - 7,18 млрд. рублей
(49,2 процента);
объем финансирования II этапа Программы
(2006-2010 годы) - 36,63 млрд. рублей, из них
средства:
федерального бюджета - 2,90 млрд. рублей (8,0
процентов);
республиканского бюджета Чувашской Республики
- 7,46 млрд. рублей (20,3 процента);
местных бюджетов - 3,36 млрд. рублей (9,2
процента);
внебюджетных источников - 22,91 млрд. рублей
(62,5 процента)
Ожидаемые конечные - реализация Программы к 2010 году позволит:
результаты реализации улучшить жилищные условия более 10,0 тыс.
Программы сельских семей и 2,8 тыс. молодых семей и
молодых специалистов;
ввести в действие общеобразовательные
учреждения на 5326 ученических мест;
открыть 71 филиал детско-юношеских спортивных
школ при сельских средних общеобразовательных
учреждениях;
ввести в действие районные и участковые
больницы на 204 койки,
амбулаторно-поликлинические учреждения на 3620
посещений в смену;
привлечь к активным занятиям физической
культурой и спортом до 20 процентов населения
сельской местности;
увеличить единовременную пропускную
способность спортивных сооружений в сельской
местности до 50 тыс. человек;
увеличить число клубных формирований и
любительских объединений в культурно-досуговых
учреждениях в сельской местности до 9 на 1000
человек населения к 2010 году;
обеспечить необходимую динамику обновления
книжных фондов сельских библиотек и увеличить
долю поступления новых изданий в единый
книжный фонд до 1,9 процента к 2010 году;
ввести в действие 1258 предприятий розничной
торговли и общественного питания, открыть 103
специализированных предприятия бытового
обслуживания и 380 пунктов приема заказов на
бытовые услуги при магазинах потребкооперации;
открыть информационно-консультационные центры
во всех муниципальных районах республики;
провести реконструкцию линий электропередач
протяженностью 381,3 км и техническое
перевооружение 251 трансформаторной
подстанции;
ввести в действие распределительные газовые
сети протяженностью 6444,6 км и газифицировать
более 104 тыс. домов (квартир);
ввести в действие локальные водопроводы
протяженностью 360,2 км, станции
водоподготовки и системы водоотведения
производительностью 3800 куб. метров в сутки,
создать 56 водоохранных зон;
обеспечить ввод 34,1 тыс. телефонных номеров;
построить и реконструировать автомобильные
дороги общего пользования, связывающие
сельские населенные пункты, протяженностью
377,3 км;
отремонтировать и содержать автомобильные
дороги, связывающие сельские населенные
пункты, протяженностью 639,5 км;
привести в нормативное техническое состояние
ведомственные автомобильные дороги,
связывающие сельские населенные пункты,
протяженностью 63,8 км
Система организации - контроль за выполнением Программы осуществляет
контроля за исполнением Министерство сельского хозяйства Чувашской
Программы Республики. Исполнители мероприятий Программы
ежегодно к 1 февраля до 2011 года представляют
информацию о ходе выполнения Программы в
Министерство сельского хозяйства Чувашской
Республики.
Министерство сельского хозяйства Чувашской
Республики ежегодно к 1 марта до 2011 года
информирует Кабинет Министров Чувашской
Республики о ходе выполнения Программы.
Введение
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, обеспечивающей эффективное использование имеющегося потенциала экономики Чувашской Республики.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, что в конечном результате должно привести к преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
I. Современное состояние сельской инженерной инфраструктуры и социальной сферы и обоснование решения проблем программными методами
Улучшение жизни на селе и развитие агропромышленного производства отнесены Президентом Чувашской Республики Н.Федоровым к приоритетным направлениям в социально-экономическом развитии Чувашской Республики.
Общество заинтересовано не только в повышении уровня продовольственной самообеспеченности страны, но и в сохранении многофункциональности сельского хозяйства, исторического уклада жизни на селе, улучшении окружающей среды.
Многофункциональность сельского хозяйства как одна из составляющих национального благосостояния определяет необходимость государственного вмешательства в обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Задача достижения продовольственной безопасности страны, определенная в приоритетном национальном проекте "Развитие АПК", диктует необходимость изменения и повышения требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
На 1 марта 2006 г., по данным администраций муниципальных районов, в очереди на улучшение жилищных условий состояли более 10178 семей, из них более 1250 - молодые семьи. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Поддержка молодых семей и молодых специалистов на селе в решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в республике, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации.
Доступность качественного школьного образования обеспечивается путем реструктуризации сети образовательных учреждений в сельской местности, создания базовых школ - ресурсных центров с современной учебно-материальной базой, высококвалифицированными кадрами, организацией их сетевого взаимодействия. В настоящее время в 445 сельских школах (75,7 процента от общего количества школ) обучается 66571 учащийся (43 процента от общего количества учащихся). На 22 учащихся сельских школ приходится один современный компьютер, в 133 удаленных сельских школах установлены спутниковые антенны. Ежедневно 190 школьных автобусов подвозят в базовые школы более 9,0 тыс. школьников из 553 населенных пунктов.
Многие здания и сооружения учреждений образования обветшали, построены по старым типовым проектам, в них нет помещений под спортивные и актовые залы, столовые, отсутствуют помещения для оборудования компьютерной техникой, учебные классы не соответствуют нормативным требованиям.
На начало 2006 года 72 из 445 сельских школ размещаются в зданиях деревянной постройки.
Медицинскую помощь сельскому населению оказывают 21 центральная районная больница, 1 районная и 2 участковые больницы, 6 сельских здравпунктов, 19 отделений скорой медицинской помощи. В составе центральных районных больниц функционируют 19 участковых больниц, 68 сельских врачебных амбулаторий, 663 фельдшерско-акушерских пункта. Общий коечный фонд сельских больниц составляет 4272 койки (33,3 процента от коечного фонда по республике). При этом обеспеченность ими сельских жителей на 10 тыс. населения составляет 72,8 койки при среднереспубликанском показателе 99,1.
Большая работа проводится по развитию первичной медико-санитарной помощи сельскому населению. Из 300 общих (семейных) врачебных практик, организованных в Чувашской Республике, более 50 процентов открыто в сельской местности. Охват населения данным видом медицинского обслуживания составляет 44,7 процента. В целях улучшения медико-социальной помощи пожилым людям организована работа 6 отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов под патронажем врачей общей (семейной) практики.
Численность сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет 84,3 тыс. человек, процент охвата сельского населения физкультурно-спортивными занятиями увеличился с 16,2 до 17,8. К услугам сельского населения предоставлено 1960 спортивных сооружений. По сравнению с 2005 годом единовременная пропускная способность спортивных сооружений увеличилась с 44662 до 45716 человек (прирост составил 102,4 процента). В целях активного привлечения детей и подростков к занятиям физкультурно-спортивной направленности функционируют 26 спортивных школ, где занимаются около 13 тыс. детей, и около 256 их филиалов.
В сельской местности недостаточно развита материально-техническая база для массового привлечения населения к занятиям физкультурно-спортивной направленности. Основным местом для систематических занятий физической культурой и спортом являются спортивные залы сельских общеобразовательных школ. Уровень эксплуатационного состояния многих спортсооружений, учреждений физической культуры и спорта, их пропускная способность не соответствуют нормативным требованиям.
В сельской местности функционирует 91 процент всех имеющихся в республике учреждений культуры. Им принадлежит важная роль в формировании культурного облика села, цивилизованной среды, духовных и нравственных ценностей сельчан, воспитании и образовании молодежи.
В Чувашской Республике при 910 сельских клубах, домах культуры функционирует более 5,7 тыс. кружков, формирований, любительских объединений, в них занимается около 73,0 тыс. человек (12,5 процента от общей численности сельского населения). Однако 746 малонаселенных и отдаленных населенных пунктов республики (43 процента) не имеют стационарных клубных учреждений, а 29 имеющихся передвижных клубных учреждений не в полной мере справляются с возложенными на них функциями. В сельской местности действуют 2 филиала Чувашского национального музея и 35 музеев на общественных началах. Музейная сеть нуждается в дальнейшем развитии. В детских музыкальных, художественных школах и школах искусств (всего 31) обучаются 4,9 тыс. учащихся. Охват детей дополнительным образованием составляет 7,7 процента от общего числа учащихся при нормативе 12 процентов.
Важнейшим элементом социально-культурной среды являются сельские библиотеки. В фондах 587 сельских библиотек республики хранится около 6,7 млн. печатных изданий. В районных библиотеках функционируют информационные центры по вопросам права, местного самоуправления, социальной защиты, идет подключение к сети Интернет.
Создаются новые типы массовых учреждений культуры: культурно-образовательные центры, культурно-досуговые центры, клубы-библиотеки, клубы-музеи и др.
В сельской местности функционируют 99 киноустановок. За прошедшее десятилетие их количество уменьшилось в 6 раз. В ряде районов полностью прекращена демонстрация кинофильмов. Имеющийся потенциал сельских культурно-досуговых учреждений, кинозрелищных предприятий нуждается в радикальном обновлении и технической модернизации. Необходима концентрация средств на завершении строительства сооружений объектов культуры, развитии мобильных форм культурно-информационного обслуживания сельского населения, внедрении новых технологий в деятельность учреждений культуры.
Основной объем услуг розничной торговли и бытовых услуг населению в сельской местности предоставляют предприятия системы потребительской кооперации. В то же время сеть предприятий розничной торговли и бытового обслуживания различных форм собственности активно расширяется.
Уровень потребления различных видов платных и бытовых услуг в муниципальных районах республики неодинаков и в ряде районов представлен не в полном объеме: отсутствуют такие виды услуг, как ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, химчистка и крашение, услуги бань и душевых, прокат.
Общая протяженность сельских электрических сетей составляет свыше 21,0 тыс.км, количество трансформаторных подстанций - 4792 единицы с установленной мощностью более 1102,6 тыс.кВт. Около 2440 км высоковольтных линий электрических сетей, 400 единиц трансформаторных подстанций требуют замены. Для приведения электрических сетей в надлежащее техническое состояние следует ежегодно реконструировать около 650 км высоковольтных линий электрических сетей и 300 единиц трансформаторных подстанций.
В сельской местности природным и сжиженным газом обеспечено 80 процентов жилых домов (квартир), доля газификации природным газом составляет 57,7 процента. В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 25 февраля 2003 г. N 13 "О завершении газификации населенных пунктов в Чувашской Республике" основные работы по газификации населенных пунктов завершены. Из подлежащих газификации 1595 сельских населенных пунктов газ доведен до 1594.
Актуальна проблема централизованного питьевого водоснабжения. Общий объем воды, используемой в сельских населенных пунктах для хозяйственно-питьевых нужд, составляет 18,3 тыс.куб. метров в сутки, в основном за счет подземных источников. Дефицит питьевой воды испытывает ряд административных центров муниципальных районов, а именно - сс.Аликово, Батырево, Моргауши, Порецкое, Шемурша, Яльчики. Лишь 0,5 процента сельских водопроводов имеет системы водоотведения. Очистные сооружения канализации отсутствуют в районных центрах - сс.Батырево, Шемурша, Яльчики.
В настоящее время на селе действуют 330 телефонных станций общей монтированной емкостью 47400 номеров. Плотность телефонов на 100 жителей сельского населения составляет 9,7 телефона. Основной целью развития телекоммуникационной сети в сельской местности должно стать обеспечение потребностей сельского населения, учреждений социальной сферы, иных организаций в телефонной связи, передаче данных и информационных услугах.
В республике ведется последовательная работа по созданию службы информационно-консультационного обслуживания агропромышленного комплекса. Указом Президента Чувашской Республики от 8 января 2004 г. N 1 "О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности" создано казенное унитарное предприятие Чувашской Республики "Агро-Инновации". Указанное предприятие действует в рамках государственного плана-заказа по оказанию информационно-консультационных услуг. При этом казенное унитарное предприятие Чувашской Республики "Агро-Инновации" рассматривается как совокупность информационно-консультационных центров районного уровня, имеющих различные организационно-правовые формы и взаимодействующих между собой в процессе обслуживания организаций АПК. Организация районных информационно-консультационных центров приобретает особое значение для информационного обеспечения сельских товаропроизводителей, крестьянских (фермерских) хозяйств и населения. В связи с этим до 2010 года предусматривается создание информационно-консультационных центров во всех муниципальных районах республики.
Обеспеченность дорогами общего пользования на 1000 человек населения составляет 3,7 км. По плотности дорог на 1000 кв.км Чувашия занимает 4-е место по Российской Федерации, 1-е место - по Приволжскому федеральному округу и имеет 264 км дорог с твердым покрытием.
Основные грузоперевозки осуществляются по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе по сельским. Протяженность местных, республиканских и федеральных автомобильных дорог общего пользования составляет 4869,6 км, 325,5 км из них - федеральные дороги, 3314,2 км - республиканские дороги, 1229,9 км - местные дороги. В основном сеть дорог построена в 80-е годы под осевую нагрузку 6 тонн. Из 1719 сельских населенных пунктов республики 1237 соединены с дорогами общей сети (72 процента), 486 не имеют подъездных дорог с твердым покрытием с выходом на автодороги общей сети (39 процентов). Общая протяженность необходимых к постройке новых дорог составляет 1073 км.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:
социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства, осуществления демографической, трудоресурсной, культурной, природоохранной и других функций необходима государственная поддержка развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, развития несельскохозяйственных видов деятельности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления с целью активизации человеческого потенциала;
межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций АПК, общественных объединений.
В основе необходимости комплексного подхода к проблеме сельского обустройства лежит принцип дифференциации решения с учетом типа сельского поселения, численности и возрастной структуры проживающих в нем граждан, наличия транспортной инфраструктуры, что в совокупности предопределяет различный набор объектов социальной сферы как по мощности, так и по функциональной направленности;
необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, укреплении российской государственности, удовлетворении основных жизненных потребностей граждан, проживающих на их территории.
Перечисленный ряд проблем предопределил необходимость разработки и реализации Программы в интересах стратегического развития Чувашской Республики.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
реализация направления "Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе" приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории Чувашской Республики.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов;
повышение уровня обеспеченности общеобразовательными учреждениями;
обновление и расширение сети сельских учреждений здравоохранения;
создание условий для активного занятия физической культурой и спортом сельского населения;
расширение культурно-досуговой деятельности и приобщение сельского населения к культурно-историческому наследию;
расширение сети комплексных организаций торгово-бытового обслуживания;
создание условий для получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания;
повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений;
обеспечение сельских поселений телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети сельских автомобильных дорог и их благоустройство.
Для решения указанных задач предусматриваются:
предоставление приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
снижение себестоимости строительства жилья на селе путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в 2 этапа.
На I этапе (2003-2005 годы) обеспечены совершенствование нормативной правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы, первоочередные задачи в области социального развития села и предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры сельской местности.
На II этапе (2006-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий уровень жизни, соответствующий новым требованиям к качеству рабочих кадров и интенсивности труда.
За 2003-2005 годы мероприятия Программы за счет всех источников профинансированы в сумме 14,61 млрд. рублей, из них средства:
федерального бюджета - 1,32 млрд. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 5,16 млрд. рублей;
местных бюджетов - 0,95 млрд. рублей;
внебюджетных источников - 7,18 млрд. рублей.
Развитие жилищного строительства в сельской местности за 3 года профинансировано в сумме 5577,0 млн. рублей, из них за счет средств:
федерального бюджета - 161,18 млн. рублей. Средства предназначались для предоставления безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере до 30 процентов от стоимости жилья по социальной норме;
республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов - 467,67 млн. рублей;
внебюджетных источников - 4948,2 млн. рублей.
За счет всех источников финансирования построено 975,0 тыс. кв. метров жилья.
Введено в действие 6254,6 км распределительных газовых сетей, газифицировано 79155 домов (квартир). На финансирование указанных мероприятий привлечено 4305,3 млн. рублей, из них средства:
федерального бюджета - 248,1 млн. рублей;
республиканского бюджета Чувашской Республики - 2285,6 млн. рублей;
внебюджетных источников - 1771,6 млн. рублей.
Построены и введены в эксплуатацию 12 общеобразовательных школ на 3601 ученическое место, районные и участковые больницы на 110 мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 2620 посещений в смену, 26 спортивных площадок, 18 филиалов детских юношеских спортивных школ при сельских средних общеобразовательных учреждениях, осуществлена компьютеризация 140 сельских библиотек, введено в действие 116,3 км локальных водопроводов.
Значительно расширилась сеть бытового обслуживания на селе за счет открытия 671 предприятия розничной торговли и общественного питания и 268 пунктов приема заказов на бытовые услуги при магазинах потребительской кооперации. Введено в эксплуатацию 60 предприятий по оказанию населению услуг производственной деятельности.
Реализация мероприятий Программы, связанных с развитием телекоммуникационных сетей в сельской местности, обеспечила прирост емкостей телефонной сети на 9344 номера.
Приведение в нормативное техническое состояние ведомственных автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, осуществлялось в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848. В сельской местности было построено 76,67 км автомобильных дорог общего пользования и приведено в нормативное техническое состояние 67,49 км ведомственных автомобильных дорог.
III. Мероприятия Программы
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, замену ветхого и аварийного фонда, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, а также на новое строительство.
Программа включает мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газификации, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
3.1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, Программа предусматривает:
комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы на селе, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;
поддержка нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство.
Реализация мероприятий (приложение N 1) позволит улучшить жилищные условия более 10000 сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности.
3.2. Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе
Для обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов необходимо осуществить такие меры правового, финансового и организационного характера, как:
формирование стабильных источников государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников для строительства (приобретения) жилья в сельской местности;
проведение информационно-разъяснительной деятельности, направленной на освещение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.
Выполнение мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (приложение N 2) позволит:
улучшить жилищные условия более 2800 молодых семей и молодых специалистов;
создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере, а также приостановить миграцию сельской молодежи;
повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере.
3.3. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями осуществляются следующие мероприятия:
дальнейшая реструктуризация сети образовательных учреждений;
обеспечение сетевого взаимодействия базовых школ с другими образовательными учреждениями;
обеспечение необходимой материальной и учебно-методической базой общеобразовательных учебных заведений;
стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие образования.
Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности (приложение N 3) позволит повысить уровень обеспеченности села образовательными учреждениями.
3.4. Развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи:
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, обслуживающих сельское население;
совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики;
обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем укрепления материально-технической базы и кадрового потенциала;
совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи, повышение доступности оказания сельскому населению специализированной медицинской помощи.
В результате реализации мероприятий по развитию сети учреждений здравоохранения в сельской местности (приложение N 4) ожидаются обновление и расширение сети учреждений здравоохранения, улучшение стационарной и амбулаторно-медицинской помощи населению.
3.5. Развитие сети учреждений физической культуры и спорта в сельской местности
В области развития сети учреждений физической культуры и спорта предусмотрена реализация следующих мероприятий:
реконструкция спортивных сооружений и строительство комплексных спортивных площадок;
проведение спортивно-массовых мероприятий;
открытие филиалов детско-юношеских спортивных школ;
пропаганда здорового образа жизни.
Выполнение указанных мероприятий (приложение N 5) позволит привлечь к активным занятиям физической культурой и спортом до 20 процентов населения, создать условия для вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом детей и молодежи, снизить заболеваемость населения и сократить потери рабочего времени.
3.6. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
В области развития учреждений культуры и отдыха предусмотрены следующие мероприятия:
проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации учреждений культуры и отдыха;
создание интегрированных многопрофильных учреждений культуры;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора;
сохранение и развитие библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения библиотек;
завершение строительства школ дополнительного образования и культурных учреждений.
Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности (приложение N 6) позволит расширить культурно-досуговую деятельность и приобщить население к культурно-историческому наследию.
3.7. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности
Основной целью раздела Программы является создание благоприятных условий для развития торговли и бытового обслуживания и обеспечения возможности приобретения товаров и услуг по месту жительства.
В рамках реализации мероприятий по развитию торгового и бытового обслуживания предусматриваются:
совершенствование нормативно-правовой базы в сфере потребительского рынка;
развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения;
организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных сельских поселений;
расширение сети предприятий общественного питания;
оказание государственной поддержки и стимулирование деятельности предприятий потребительского рынка, в том числе за счет субсидирования процентных ставок по кредитам в соответствии с действующим законодательством;
развитие и улучшение качества потребительских услуг, оказываемых сельскому населению;
организация и проведение семинаров, рабочих встреч и "круглых столов" по актуальным вопросам развития сферы потребительского рынка;
осуществление контроля за выполнением организациями торговли и бытового обслуживания требований законодательства.
Реализация мероприятий по развитию торгового и бытового обслуживания в сельской местности (приложение N 7) позволит расширить сети комплексных организаций торгово-бытового обслуживания, обеспечить товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров (услуг), реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени на приобретение товаров и услуг.
3.8. Развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития информационно-консультационного обслуживания в сельской местности:
создание и открытие информационно-консультационных центров во всех муниципальных районах республики;
предоставление информации о новых методах хозяйствования и технологиях, а также рекомендаций по их применению;
организация правового, производственного и технического консультирования;
проведение семинаров и курсов по развитию информационно-консультационного обслуживания.
Реализация мероприятий по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности (приложение N 8) позволит:
создать условия для получения населением необходимой информации независимо от места проживания;
повысить образовательный уровень населения и информированность по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов;
создать условия для расширения рынка труда и обеспечения занятости сельского населения.
3.9. Развитие электрических сетей в сельской местности
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
повышение качества потребляемой электроэнергии.
Реализация мероприятий по развитию электрических сетей в сельской местности (приложение N 9) позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения.
3.10. Развитие газификации в сельской местности
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:
завершение строительства и реконструкции распределительных газовых сетей;
повышение уровня газификации жилого фонда;
внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
повышение эффективности использования природного газа.
Выполнение мероприятий по развитию газификации в сельской местности (приложение N 10) позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения.
3.11. Развитие водоснабжения и водоотведения в сельской местности
Программа предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению сельских населенных пунктов:
введение в действие локальных водопроводов протяженностью 360,2 км;
реконструкция и строительство станций водоподготовки и систем водоотведения производительностью 3800 куб. метров в сутки;
проведение комплекса технических и технологических мер по повышению загрузки действующих локальных водопроводов с передачей в муниципальную собственность;
создание 56 водоохранных зон источников питьевого водоснабжения.
Выполнение мероприятий по развитию водоснабжения и водоотведения в сельской местности (приложение N 11) позволит повысить уровень обеспеченности населения качественной питьевой водой.
3.12. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности
Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей:
разработка предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, а также современных технологий проектирования;
поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные;
улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи;
проектирование, разработка, испытание и внедрение новых средств телекоммуникаций и информационных услуг.
Выполнение мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей в сельской местности (приложение N 12) позволит улучшить условия жизнедеятельности населения, повысить уровень комфортности быта.
3.13. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности (приложение N 13), включая приведение в нормативное техническое состояние дорог общего пользования, находящихся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, разработаны с учетом федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848.
3.14. Прочие мероприятия
В целях стимулирования инициативы органов местного самоуправления в улучшении архитектурного облика, развитии социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений предусматриваются проведение республиканского конкурса на их лучшую застройку и благоустройство (приложение N 14), а также приобретение пожарных автомобилей для технического обеспечения пожарных служб, находящихся в муниципальной собственности.
IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население.
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства федерального бюджета;
средства республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов;
средства банков и других организаций, предоставляющих гражданам ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
средства граждан, используемые для частичной оплаты стоимости жилья.
Объемы и источники финансирования Программы по годам ее реализации
(млн. рублей в ценах соответствующих лет)
Общие объемы затрат по источникам финансирования |
2003-2010 годы |
I этап | II этап | В том числе | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Итого по Программе | 51240,52 | 14612,69 | 36627,83 | 5932,17 | 7010,99 | 7531,38 | 7697,87 | 8455,43 |
в том числе: | ||||||||
федеральный бюджет | 4223,99 | 1320,95 | 2903,04 | 419,01 | 738,70 | 715,31 | 517,11 | 512,90 |
республиканский бюджет Чувашской Республики |
12622,57 | 5162,28 | 7460,28 | 1428,04 | 1691,78 | 1504,09 | 1403,17 | 1433,20 |
местные бюджеты | 4311,04 | 951,79 | 3359,25 | 494,15 | 640,34 | 717,76 | 737,12 | 769,90 |
внебюджетные средства |
30082,93 | 7177,66 | 22905,27 | 3590,98 | 3940,17 | 4594,22 | 5040,47 | 5739,43 |
Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов ежегодно будет уточняться исходя из возможностей бюджетов на соответствующий финансовый год.
Перечень инвестиционных мероприятий включает финансирование расходов по жилищному строительству, обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, образованию, здравоохранению, физической культуре и спорту, культуре, торговому и бытовому обслуживанию, информационно-консультационному обеспечению сельского населения, электрификации, газификации, водоснабжению, телекоммуникационной связи, дорожному строительству.
Средства, выделяемые на реализацию Программы в объеме согласно приложению N 15, определены исходя из потребности введения в действие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов.
V. Механизм реализации Программы
5.1. Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, сельскохозяйственных и других организаций, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, и общественных организаций.
Государственный заказчик-координатор Программы совместно с государственными заказчиками соответствующих разделов, администрациями муниципальных районов ежегодно уточняет и согласовывает перечень и объемы финансирования мероприятий по реализации разделов Программы, принимаемых к финансированию из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующий год, и вносит на утверждение в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство финансов Чувашской Республики.
5.2. Реализация Программы осуществляется на основании договоров (соглашений), заключаемых Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, предусматривающих взаимные обязательства по финансированию программных мероприятий за счет долевого участия федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Формирование, распределение и контроль за использованием средств федерального бюджета, выделяемых Чувашской Республике по разделам "Совершенствование сети автомобильных дорог в сельской местности" и "Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности", осуществляют соответственно государственные заказчики - Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и Государственный комитет Чувашской Республики по связи и информатизации на основании двусторонних договоров с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Финансирование расходов из федерального бюджета на развитие жилищного строительства в сельской местности, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, газификацию сельских населенных пунктов, развитие водоснабжения и водоотведения сельских населенных пунктов, развитие сети сельских общеобразовательных учреждений, развитие сети сельских учреждений здравоохранения, развитие информационно-консультационного обслуживания сельского населения осуществляется на основании двустороннего договора (соглашения), заключаемого между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики.
5.3. Государственными заказчиками по выполнению мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики являются:
Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики - развитие сети автомобильных дорог в сельской местности, развитие жилищного строительства в сельской местности, обеспечение доступным жильем молодых семей на селе, развитие газификации в сельской местности, развитие водоснабжения и водоотведения в сельской местности;
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики - развитие общеобразовательных учреждений в сельской местности;
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики - развитие учреждений здравоохранения в сельской местности;
Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики - развитие физической культуры и спорта в сельской местности;
Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики - развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности;
Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики - развитие электрических сетей в сельской местности (по функционалу);
Государственный комитет Чувашской Республики по связи и информатизации - развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности;
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - развитие водоснабжения и водоотведения в сельской местности;
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики - развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности.
5.4. Финансирование Программы предусматривается по принципу софинансирования и консолидации средств бюджетов различных уровней, внебюджетных источников.
С учетом реализации программных мероприятий государственные заказчики совместно с государственным заказчиком-координатором уточняют объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляют бюджетную заявку с ее обоснованием в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики для включения в перечень республиканских целевых программ, финансируемых из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Государственные заказчики Программы в установленном порядке представляют государственному заказчику-координатору Программы форму федерального государственного статистического наблюдения N 1-СРС "Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" для дальнейшего представления в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в Чувашской Республике в установленном порядке представляют государственному заказчику-координатору Программы форму федерального государственного статистического наблюдения N С-2 "Сведения о ходе строительства важнейших объектов" для дальнейшего представления в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, являющееся государственным заказчиком-координатором Программы.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики, выделяемых на реализацию комплекса мероприятий Программы, осуществляется государственными заказчиками по соответствующим разделам и в целом по Программе государственным заказчиком-координатором.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2011 года представляют информацию о ходе выполнения Программы в Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.
Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2011 года информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы.
VII. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы
В результате реализации Программы предусматриваются создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному и социальному обустройству сельских муниципальных образований, доступности сельским жителям качественного образования, медицинского, культурного, торгового, бытового, информационно-консультационного обслуживания, и базовые предпосылки перехода к устойчивому развитию сельских территорий. Программа предусматривает развитие села как единого социально-экономического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические и культурные функции.
В сельских муниципальных образованиях будет создана необходимая среда жизнедеятельности, уровень обеспеченности услугами в области охраны здоровья, образования, культуры, жилищной сферы, инженерного обустройства территорий максимально приблизится к городскому.
Перечень основных целевых индикаторов и показателей Программы приведен в приложении N 16.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.