В целях качественного выполнения Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, создания оптимальных условий, обеспечивающих развитие и реализацию потенциальных способностей одаренных детей, совершенствования материально-технической базы, позволяющей удовлетворять познавательные потребности одаренных детей, Собрание депутатов города Алатыря решило:
1. Утвердить городскую программу "Одаренные дети" на 2008-2010 г.
2. Финансовому отделу администрации г.Алатыря (Ткачева Г.А.) ежегодно при формировании бюджета предусматривать средства для реализации городской программы "Одаренные дети".
3. Управлению образования и молодежной политики администрации г.Алатыря (Самойлов В.Н.), отделу культуры и по делам национальностей, информационной политики и архивного дела (Исаева В.А.), отделу по физической культуре, спорту и туризму (Кантышев Ю.В.) обеспечивать своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных программой "Одаренные дети".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Ежову Т.Б., первого заместителя главы администрации по социально-экономическим вопросам.
Глава города Алатыря |
М.В.Марискин |
Утверждена
решением Собрания депутатов
г. Алатыря
Чувашской Республики
от 12 декабря 2007 г. N 73/20-4
Городская программа "Одаренные дети" на 2008-2010 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Городская программа "Одаренные дети" на 2008-2010 годы |
Основания для разработки Программы |
Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы |
Заказчик Программы |
Управление образования и молодежной политики, отдел культуры и по делам национальностей, информационной политики и архивного дела, отдел по физической культуре, спорту и туризму администрации г.Алатыря |
Основной разработчик Программы |
Управление образования и молодежной политики администрации г.Алатыря |
Цели и задачи Программы |
1. Дальнейшее развитие существующей системы для реализации потенциальных способностей одаренных детей. 2. Организация городских предметных состязаний, конкурсов, фестивалей художественного творчества, спортивных мероприятий, способствующих выявлению и развитию одаренных детей; повышение результативности участия в состязаниях республиканского и федерального уровней. 3. Удовлетворение индивидуальных образовательных траекторий учащихся в рамках профильного обучения. 4. Научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми, создание системы подготовки педкадров для работы с одаренными детьми. 5. Развитие материально-технической базы учреждений образования для удовлетворения познавательных потребностей одаренных детей к самореализации. |
Сроки реализации Программы |
2008-2010 годы |
Перечень приоритетных мероприятий Программы. |
1. Создание условий для участия детей в предметных олимпиадах, исследовательских проектах, научных конференциях, фестивалях художественного и литературного творчества, спортивных соревнованиях, играх. 2. Обогащение учебного плана новыми предметами в зависимости от образовательных потребностей детей; выбор форм, методов и конкретного содержания образования одаренных школьников, разработка индивидуальных программ обучения; организация предпрофильной подготовки, профильного обучения школьников 3. Организация для педагогов мастер-классов, семинаров, в том числе, и выездных, по вопросам работы с одаренными детьми. 4. Развитие проектной деятельности в школах, учреждениях дополнительного образования, детских садах; открытие экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми. 6. Укрепление учебно-методической, компьютерной базы. 7. Стимулирование одаренных учащихся за высокие достижения в учебной, творческой, исследовательской, спортивной деятельности (вручение грамот, призов, присуждение премий, стипендий, обеспечение путевками в детские оздоровительные лагеря) |
Объем и источники финансирования |
Общая сумма финансирования - 1650,0 тыс. рублей, в том числе средства муниципального бюджета - 1650,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Повышение качества реализации потенциальных способностей одаренных детей, удовлетворение индивидуальных образовательных траекторий учащихся. 2. Высокая результативность участия школьников в состязаниях республиканского и федерального уровней. 3. Наличие системы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми с учетом видов одаренности. 4. Качественное учебно-методическое сопровождение развития системы работы с одаренными детьми. 5. Укрепление материальной базы образовательных учреждений для удовлетворения познавательных потребностей одаренных детей. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Создание условий, обеспечивающих развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей - одна из приоритетных задач образования, так как снижение уровня интеллекта не может не сказаться на общем уровне культуры и образования в обществе.
В г.Алатыре сложилась эффективная система работы с одаренными детьми.
В целях реализации Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, создания оптимальных условий для выявления и дальнейшего развития успешно обучающихся и способных школьников, приобщения их к научно-исследовательской деятельности, совершенствования работы педагогов по дифференцированному и разноуровневому обучению управление образования и молодежной политики ежегодно организует более 20 предметных олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов, турниров. Число участников растет из года в год (2004-2005 учебный год - 1628 (39,8%), 2005-2006 - 1740 (45,6%), 2006-2007 - 2055 (57,5%)). Расширяются контакты с региональным представителем Российской Академии образования, республиканским Домом детского и юношеского туризма и экскурсий "Эткер", с ВУЗами Российской Федерации, Чувашской Республики. В течение нескольких лет для учащихся 10-11 классов действует Школа будущего инженера при Алатырском филиале Чувашского государственного университета. Для одаренных детей МОУ "СОШ N 7", воспитанников МУДОД "Дом детского творчества им. летчика-космонавта А.Г.Николаева" ежегодно организуются экологические экспедиции при участии сотрудников Мордовского государственного университета, для гимназистов - фольклорно-диалектологические экспедиции. Летом 2007 года школьники города имели возможность совместно с сотрудниками ведущих ВУЗов России участвовать в археологической экспедиции. Активизируется участие юных интеллектуалов города в республиканских предметных состязаниях. В 2004-2005 учебном году 90 (2,2%) детей имели возможность демонстрировать знания, умения, навыки на республиканских олимпиадах, конференциях, конкурсах, 27 признаны победителями и призерами, в 2005-2006 учебном году - 145 (3,8%), 27 получили дипломы победителей и призеров, в 2006-2007 учебном году - 185 (5,2%), 32 награждены дипломами победителей и призеров (для сравнения: в 2002-2003 учебном году 83 (1,9%) школьника участвовали в республиканских предметных состязаниях, 20 из них заняли призовые места).
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики отмечает качественную подготовку алатырцев в 2007 году к республиканским олимпиадам (третий результат в Чувашской Республике).
Развивается научно-исследовательская деятельность. Традиционно высокую оценку на республиканской конференции школьников "Excelsior" получают работы юных исследователей МОУ "Гимназия N 6" в области фольклора, диалектологии, истории и культуры родного края, МОУ "СОШ N 7", МУДОД "ДДТ" в области экологии и биологии, МОУ "СОШ N 3" в области языкознания, МОУ "СОШ N 11" в области граждановедения, права. По итогам республиканских конкурсов творческих работ, журналистских произведений учащиеся награждаются грамотами победителей, дипломами лауреатов.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях города 141 современный компьютер. 1 компьютер приходится на 25 учащихся (для сравнения: в 2005 году - на 38). Все школы подключены к сети Интернет. Это позволяет активизировать участие школьников в республиканской дистанционной олимпиаде (число участников дистанционной олимпиады в 2007 году - 75).
Расширяется география участия юных эрудитов г.Алатыря в федеральных мероприятиях: города Москва, Нижний Новгород, Казань, Саранск и др. Повышается результативность. С 2000 года город активно включается в Международный математический турнир городов России, Международную математическую игру "Кенгуру", Международную лингвистическую игру "Русский медвежонок - языкознание для всех", с 2005 года в Международный игровой конкурс по истории мировой художественной культуры "Золотое руно". Систематически представители общеобразовательных учреждений г.Алатыря входят в "десятку лучших школьников ЧР" в рамках вышеобозначенных конкурсов.
Традиционными стали для детских садов, общеобразовательных и музыкальных школ городские фестивали художественной самодеятельности, для общеобразовательных школ - фестиваль зстрадно-патриотической# песни, получивший статус республиканского и посвященный выпускнику ЦО N 5 Живагину Михаилу, погибшему при исполнении воинского долга в Чеченской Республике. Учащиеся активно участвуют во всевозможных республиканских конкурсах и фестивалях художественной самодеятельности.
Растет число юных спортсменов, достойно проявляющих себя в различных видах спорта. Юные гимнастки МУДОД "ДЮСШ N 1" демонстрируют высокие достижения на чемпионатах и первенствах Чувашской Республики, Российской Федерации.
Из года в год совершенствуется система поддержки одаренных детей. В течение нескольких лет успешно реализуется городская программа "Одаренные дети". С 2002 года действует Положение о порядке премирования одаренных детей, с января 2006 года - Положение о стипендии главы города. Управление образования и молодежной политики традиционно чествует победителей и призеров федеральных, республиканских и городских предметных состязаний на городском празднике "Альянс эрудитов", вручает дипломы, грамоты и денежные премии. 18 учащихся образовательных учреждений за достигнутые успехи в учебной и спортивной деятельности получают стипендию главы г.Алатыря по 200 рублей в месяц.
Повышается образовательный уровень выпускников школ города, увеличивается число выпускников 11 кл., награжденных золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении": 2004-2005 учебный год - 39 выпускников (17%), 2005-2006 - 37 (14%), 2006-2007 - 40 (18,7%).
Качественное решение проблемы совершенствования модели выпускника, удовлетворение индивидуальных образовательных траекторий, успешное участие в эксперименте по введению ЕГЭ расширяют границы единого образовательного пространства, предоставляют реальную возможность в рыночных условиях за счет получения качественного образования в школе выйти на уровень качественного профессионального образования. 145 (67,4%) выпускников 11 кл. 2007 года реализуют свои профессиональные ориентиры в ВУЗах Российской Федерации и Чувашской Республики (для сравнения: в 2005 году 140 выпускников (59,6%) поступили в ВУЗы, в 2006 году 153 выпускника (58%).
Образовательные учреждения города стремятся достойно реализовать одно из непререкаемых прав участников образовательного процесса - дифференцированное обучение, образование по выбору. В учебные планы школ введено раннее обучение иностранному языку, информатике. Деятельность общеобразовательных учреждений в рамках профильной подготовки позволяет расширить качество предлагаемых образовательных услуг, создать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников. В городе функционируют 2 модели профильного обучения старшеклассников: внутришкольная и сетевая. В гимназии N 6 профильное обучение осуществляется через реализацию задач гуманитарного, социально-экономического и естественно-научного профилей. В рамках сетевого взаимодействия гимназии N 6 со школами N 2, 11, Центром образования N 5 открыт социально-экономический профиль. На базе СОШ N 3 действует информационно-технологический профиль, на базе СОШ N 7 - социально-экономический и социально-гуманитарный профили. Профильным обучением в общеобразовательных учреждениях охвачены 64,7% учащихся 10 класса, 53,7% учащихся 11 класса (для сравнения: в 2004-2005 учебном году дифференциацией было охвачено 19,5% учащихся).
Развивается проектная деятельность. Опыт инновационной работы большинства общеобразовательных школ признан как на республиканском, так и на муниципальном уровнях. Статус экспериментальных площадок по различным образовательным проблемам имеют СОШ N 3, СОШ N 7, СОШ N 9, СОШ N 11, гимназия N 6.
Вместе с тем, следует отметить, что из-за недостаточного финансирования в учреждениях образования медленно создаются оптимальные условия для диагностирования одаренности и развития каждого ребенка на основе знаний его индивидуальных способностей, склонностей, дарований, неактивно формируется система подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми по видам одаренности, нет возможности разнообразить дополнительные образовательные услуги, максимально удовлетворяющие нужды, запросы и потребности одаренных детей.
Совершенствование и развитие профильного обучения в старших классах сдерживают такие причины, как отсутствие должного финансирования, гибкой системы кооперации старших классов в рамках сетевого взаимодействия, старшей ступени школы с учреждениями профессионального образования, затруднение школьников при выборе профиля с учетом реальных профессиональных интересов и жизненных планов.
Работа с одаренными детьми - это непрерывный процесс, требующий постоянного совершенствования и поддержки со стороны органов исполнительной власти для достижения высоких результатов.
II. Цели и задачи Программы
1. Дальнейшее развитие существующей системы для реализации потенциальных способностей одаренных детей.
2. Организация городских предметных состязаний, конкурсов, фестивалей художественного творчества, спортивных мероприятий, способствующих выявлению и развитию одаренных детей; повышение результативности участия в состязаниях республиканского и федерального уровней.
3. Удовлетворение индивидуальных образовательных траекторий учащихся в рамках профильного обучения.
4. Научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми, создание системы подготовки педкадров для работы с одаренными детьми.
5. Развитие материально-технической базы учреждений образования для удовлетворения познавательных потребностей одаренных детей к самореализации.
III. Перечень приоритетных мероприятий Программы
1. Создание условий для участия детей в предметных олимпиадах, исследовательских проектах, научных конференциях, фестивалях художественного и литературного творчества, спортивных соревнованиях, играх.
2. Обогащение учебного плана новыми предметами в зависимости от образовательных потребностей детей; выбор форм, методов и конкретного содержания образования одаренных школьников, разработка индивидуальных программ обучения; организация предпрофильной подготовки, профильного обучения школьников.
3. Организация для педагогов мастер-классов, семинаров, в том числе, и выездных, по вопросам работы с одаренными детьми.
4. Развитие проектной деятельности в школах, учреждениях дополнительного образования, детских садах; открытие экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. Укрепление учебно-методической, компьютерной базы.
7. Стимулирование одаренных учащихся за высокие достижения в учебной, творческой, исследовательской, спортивной деятельности (вручение грамот, призов, присуждение премий, стипендий, обеспечение путевками в детские оздоровительные лагеря)
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
V. Объемы финансирования Программы по годам
2008-2010 гг. |
В том числе по годам реализации (в тыс.руб.) |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|
1650,0 |
500,0 |
550,0 |
600,0 |
VI. Ожидаемые результаты реализации Программы
1. Повышение качества реализации потенциальных способностей одаренных детей, удовлетворение индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
2. Высокая результативность участия школьников в состязаниях республиканского и федерального уровней.
3. Наличие системы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми с учетом видов одаренности.
4. Качественное учебно-методическое сопровождение развития системы работы с одаренными детьми.
5. Укрепление материальной базы образовательных учреждений для удовлетворения познавательных потребностей одаренных детей.
Мероприятия по реализации программы "Одаренные дети" на 2008-2010 годы
N п.п |
Мероприятия |
Исполнители |
Стоимость (тыс. руб.) всего |
в том числе |
||
2008 |
2009 |
2010 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Реализация потенциальных способностей одаренных детей, удовлетворение их познавательных потребностей; стимулирование одаренных детей | ||||||
1. |
Организация городских предметных олимпиад, конкурсов, турниров |
Управление образования и молодежной политики |
57,0 |
18,0 |
19,0 |
20,0 |
2. |
Вовлечение одаренных учащихся в раннее литературное, художественное творчество, исследовательскую деятельность, издание сборников, публикаций |
Управление образования и молодежной политики |
68,0 |
20,0 |
22,0 |
26,0 |
3. |
Участие в республиканских и федеральных предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и конференции-фестивале творчества школьников ЧР "Excelsior" |
Управление образования и молодежной политики |
350,0 |
100,0 |
120,0 |
130,0 |
4. |
Участие в республиканских смотрах, конкурсах, фестивалях художественной самодеятельности |
Управление образования и молодежной политики, отдел культуры и по делам национальностей, информаци- онной политики и архивного дела |
256,0 |
85,0 |
88,0 |
92,0 |
5. |
Участие в спортивных соревнованиях республиканского и федерального уровней |
Управление образования и молодежной политики, отдел по физической культуре, спорту и туризму |
164,0 |
50,0 |
54,0 |
60,0 |
6. |
Организация мастер-классов для одаренных детей |
Управление образования и молодежной политики, отдел культуры и по делам национальностей, информаци- онной политики и архивного дела, отдел по физической культуре, спорту и туризму |
47,0 |
15,0 |
15,0 |
17,0 |
7. |
Открытие на базе детских оздоровительных лагерей, общеобразовательных учреждений профильных смен для одаренных учащихся в рамках летнего отдыха |
Управление образования и молодежной политики, отдел по физической культуре, спорту и туризму |
32,0 |
10,0 |
10,0 |
12,0 |
8. |
Материальное стимулирование одаренных учащихся: присуждение премий, стипендий, вручение грамот, призов |
Управление образования и молодежной политики, отдел культуры и по делам национальностей, информаци- онной политики и архивного дела, отдел по физической культуре, спорту и туризму |
236,0 |
70,0 |
80,0 |
86,0 |
Итого по разделу 1 |
|
1219,0 |
368,0 |
408,0 |
443,0 |
|
2. Создание системы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми | ||||||
1. |
Организация семинаров, научно-практических конференций для педагогов по вопросам работы с одаренными детьми |
Управление образования и молодежной политики, отдел культуры и по делам национальностей, информаци- онной политики и архивного дела, отдел по физической культуре, спорту и туризму |
51,0 |
15,0 |
17,0 |
19,0 |
2. |
Поддержка образовательных учреждений, отрабатывающих методику формирования и развития одаренных учащихся, открытие экспериментальных площадок по проблемам работы с одаренными детьми; материальное стимулирование педагогов. |
Управление образования и молодежной политики, отдел культуры и по делам национальностей, информаци- онной политики и архивного дела, отдел по физической культуре, спорту и туризму |
205,0 |
62,0 |
67,0 |
76,0 |
Итого по разделу 2 |
|
256,0 |
77,0 |
84,0 |
95,0 |
|
3. Развитие материальной базы | ||||||
1. |
Информационно-техническое обеспечение организации работы с одаренными детьми |
Управление образования и молодежной политики |
127,0 |
40,0 |
42,0 |
45,0 |
2. |
Приобретение учебной и методической литературы для работы с одаренными детьми |
Управление образования и молодежной политики, отдел культуры и по делам национальностей, информаци- онной политики и архивного дела, отдел по физической культуре, спорту и туризму |
48,0 |
15,0 |
16,0 |
17,0 |
Итого по разделу 3 |
|
175,0 |
55,0 |
58,0 |
62,0 |
|
Итого по Программе: |
|
1650,0 |
500,0 |
550,0 |
600,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов г. Алатыря Чувашской Республики от 12 декабря 2007 г. N 73/20-4 "Об утверждении городской программы "Одаренные дети" на 2008-2010 гг."
Текст решения размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru)