Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 29 ноября 2007 г. N 317
"О Республиканской целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008-2010 годы"
16 марта 2010 г.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2014 г. N 164 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации государственной политики в области охраны труда, улучшения условий труда, сохранения жизни и здоровья работающих как важнейшей производительной силы общества, определяющей благосостояние народа и социально-экономическое развитие Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Принять прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008-2010 годы (далее - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
3. Установить, что при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов принять участие в реализации и финансировании мероприятий Программы, разработать и утвердить аналогичные программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров |
С.Гапликов |
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 марта 2010 г. N 68 в настоящую республиканскую целевую программу внесены изменения
Принята
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 29 ноября 2007 г. N 317
Республиканская целевая программа
улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008-2010 годы
16 марта 2010 г.
Паспорт программы
Наименование Программы - Республиканская целевая программа улучшения
условий, охраны труда и здоровья работающих в
Чувашской Республике на 2008-2010 годы
Основание для - Трудовой кодекс Российской Федерации;
разработки Программы Основы законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан, Федеральный закон
"Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний", Федеральный
закон "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения";
Стратегия социально-экономического развития
Чувашской Республики до 2020 года;
Указ Президента Чувашской Республики от 18
июня 2004 г. N 65 "О Концепции охраны
здоровья населения Чувашской Республики на
2004-2010 годы"; постановление Кабинета
Министров Чувашской Республики от 4 июля 2007
г. N 164 "О государственном докладе "О
состоянии условий и охраны труда в Чувашской
Республике в 2006 году"
Государственный - Министерство здравоохранения и социального
заказчик развития Чувашской Республики
Государственный - Министерство здравоохранения и социального
заказчик - координатор развития Чувашской Республики
Программы
Основной разработчик - Министерство здравоохранения и социального
Программы развития Чувашской Республики
Цели и задачи Программы - цели Программы:
снижение профессиональной заболеваемости и
производственного травматизма;
сохранение жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельности, улучшение
условий и охраны труда.
Задачи Программы:
снижение рисков несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества рабочих мест и условий
труда;
сокращение смертности населения в
трудоспособном возрасте от предотвратимых
причин;
развитие системы обучения по охране труда;
сохранение и укрепление физического,
психического здоровья работающих, обеспечение
их профессиональной активности и долголетия;
внедрение работодателями современных систем
менеджмента охраны труда, основанных на
международных стандартах;
информационное обеспечение здорового образа
жизни и охраны труда работающего населения
Перечень основных - совершенствование нормативных правовых актов
мероприятий Программы в области условий и охраны труда и здоровья
работающих;
организационно-техническое обеспечение охраны
труда и здоровья работающих;
усиление надзора и контроля в области условий
и охраны труда;
учебное и научное обеспечение охраны труда и
здоровья работающих;
профилактика заболеваемости, оздоровление и
реабилитация работающих;
информационное обеспечение охраны труда и
здоровья работающих
Важнейшие целевые - снижение смертности населения в
индикаторы Программы трудоспособном возрасте;
устойчивая динамика снижения
производственного травматизма и первичной
профессиональной заболеваемости;
увеличение количества рабочих мест,
соответствующих санитарно-гигиеническим
нормам и требованиям;
увеличение количества организаций, охваченных
аттестацией рабочих мест
Сроки реализации - 2008-2010 годы
Программы
Исполнители основных - Министерство здравоохранения и социального
мероприятий Программы развития Чувашской Республики, Министерство
по физической культуре, спорту и туризму
Чувашской Республики, Министерство
промышленности и энергетики Чувашской
Республики, Министерство образования и
молодежной политики Чувашской Республики,
Министерство экономического развития и
торговли Чувашской Республики, Министерство
градостроительства и развития общественной
инфраструктуры Чувашской Республики,
Министерство сельского хозяйства Чувашской
Республики, Министерство культуры, по делам
национальностей, информационной политики и
архивного дела Чувашской Республики,
Государственный комитет Чувашской Республики
по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям, Государственная служба занятости
населения Чувашской Республики,
территориальные органы Министерства
здравоохранения и социального развития
Чувашской Республики (отделы (управления)
социальной защиты населения Министерства
здравоохранения и социального развития
Чувашской Республики), Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики
по Чувашской Республике (по согласованию),
Государственная инспекция труда в Чувашской
Республике (по согласованию), Управление
Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по
Чувашской Республике (по согласованию),
Государственное учреждение - региональное
отделение Фонда социального страхования
Российской Федерации по Чувашской Республике
(по согласованию), федеральное
государственное учреждение "Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Чувашской
Республике" (по согласованию), федеральное
государственное учреждение здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской
Республике" (по согласованию), органы
местного самоуправления муниципальных районов
и городских округов (по согласованию),
Чувашское республиканское объединение
организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" (по
согласованию), Торгово-промышленная палата
Чувашской Республики (по согласованию),
Ассоциация поставщиков и производителей
средств индивидуальной защиты (СИЗ) Чувашской
Республики при Торгово-промышленной палате
Чувашской Республики (по согласованию),
организации в Чувашской Республике (по
согласованию)
Объемы и источники - предполагаемый общий объем финансирования
финансирования Программы за 2008-2010 годы составляет
444482,75 тыс. рублей (в ценах 2007 года), в
том числе:
в 2008 году - 143246,25 тыс. рублей;
в 2009 году - 146798,6 тыс. рублей;
в 2010 году - 154437,9 тыс. рублей;
из них средства:
местных бюджетов - 820,0 тыс. рублей, в том
числе:
в 2008 году - 270,0 тыс. рублей;
в 2009 году - 273,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 277,0 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 443662,75 тыс.
рублей, в том числе:
в 2008 году - 142976,25 тыс. рублей;
в 2009 году - 146525,6 тыс. рублей;
в 2010 году - 154160,9 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному
уточнению с учетом возможностей
республиканского бюджета Чувашской Республики
Ожидаемые конечные - снижение смертности населения в
результаты реализации трудоспособном возрасте не менее чем на 5,5
Программы и показатели процента;
ее социальной и снижение производственного травматизма не
бюджетной эффективности менее чем на 10 процентов;
снижение первичной профессиональной
заболеваемости на 20 процентов;
увеличение количества рабочих мест,
отвечающих санитарно-гигиеническим
нормативам, на 14,75 процента;
увеличение количества организаций, охваченных
аттестацией рабочих мест по условиям труда, в
2,4 раза.
Экономическая эффективность:
снижение материальных затрат, связанных с
производственным травматизмом, общей и
профессиональной заболеваемостью; приведение
рабочих мест в производственной сфере в
соответствие с санитарно-гигиеническими
нормами и требованиями безопасности труда,
сокращение потерь рабочего времени; снижение
затрат на компенсации за работу в тяжелых и
вредных условиях труда; предотвращение
материального ущерба от аварий,
производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости; уменьшение
страховых взносов, сокращение штрафов за
нарушение требований законодательства об
охране труда.
Социальная эффективность:
сокращение численности работников, занятых в
неблагоприятных условиях труда; обеспечение
социальной, медицинской и профессиональной
реабилитации лиц, пострадавших от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний; снижение уровня заболеваемости,
производственного травматизма, инвалидизации
и смертности работающих; повышение социальной
защиты работников от профессиональных рисков
и их удовлетворенности условиями труда;
повышение трудоспособности и
производительности труда; увеличение затрат
на мероприятия по улучшению условий и охраны
труда
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляет Министерство здравоохранения и
Программы социального развития Чувашской Республики.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к
15 февраля до 2011 года представляют
информацию о ходе реализации мероприятий
Программы в Министерство здравоохранения и
социального развития Чувашской Республики.
Министерство здравоохранения и социального
развития Чувашской Республики ежегодно до
1 марта до 2011 года представляет информацию
о ходе реализации мероприятий Программы в
Министерство экономического развития и
торговли Чувашской Республики.
По истечении срока реализации Программы
Министерство здравоохранения и социального
развития Чувашской Республики до 1 марта
2011 г. представляет в Кабинет Министров
Чувашской Республики доклад о выполнении
мероприятий Программы.
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Республиканская целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Указом Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. N 65 "О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004-2010 годы", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 июля 2007 г. N 164 "О государственном докладе "О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2006 году".
Современный этап экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики характеризуется развитием промышленного производства, сферы обслуживания, строительства, успешной реализацией приоритетных национальных и пилотных проектов, реформированием бюджетной сферы, перераспределением работников между отраслями экономики.
В то же время анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о его существенном ухудшении за последние годы. Регистрируются высокие показатели заболеваемости и инвалидности среди лиц, занятых в производстве, по сравнению с развитыми странами. В Российской Федерации ежегодно от воздействия вредных и опасных производственных факторов умирают 150-190 тыс. человек. Неблагоприятные условия являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно травмы на производстве получают около 200 тыс. человек, регистрируется более 10 тыс. случаев профессиональных заболеваний, более 14 тыс. человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. Свыше 30 процентов умерших - это граждане трудоспособного возраста. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза - средний показатель смертности по России.
Ежегодные экономические потери в России, обусловленные неблагоприятными условиями труда, оцениваются в 407,8 млрд. рублей (1,9 процента внутреннего валового продукта). Из них потери внутреннего валового продукта в сумме более 56 млрд. рублей связаны со смертностью, обусловленной производственным травматизмом, в сумме 223,1 млрд. рублей - с временной утратой трудоспособности по причине производственных травм.
Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличилось с 17,1 процента в 1997 году до 23,4 процента в 2006 году. Ежегодно около 200 тыс. человек уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда.
Одна из серьезных проблем заключается в том, что действующая в настоящее время в России система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу.
Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права. Еще одним системным вызовом является неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в условиях новой экономики. Система управления охраной труда завершила свое организационное оформление в основном в 70-е годы прошлого века и, соответственно, была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи. Вся нормативная правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда, основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад, и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.
В целом модель управления системой охраны труда, сложившаяся в эпоху индустриализации страны, не соответствует современным требованиям развития экономики и перспективным задачам перехода на новый тип производства и диверсификации.
В Чувашской Республике наблюдается также напряженная ситуация со здоровьем трудоспособного населения, связанная с ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности населения, но и самым распространенным заболеванием, принимающим характер эпидемии. В 2006 году зарегистрировано более 96 тыс. больных артериальной гипертонией, ее распространенность составляет 943,33 на 10 тыс. взрослого населения. Ежегодно при обращении в лечебно-профилактические учреждения в республике впервые выявляется около 5 тыс. больных с артериальной гипертонией. У лиц с высоким артериальным давлением в 3-4 раза чаще развивается ишемическая болезнь сердца и в 7 раз чаще нарушение мозгового кровообращения (инсульт). За последние годы наблюдается неуклонный рост смертности от сосудистых заболеваний головного мозга, превышающей в 2-4 раза смертность от данной нозологии в индустриально развитых странах.
Число умерших в трудоспособном возрасте в первом полугодии 2007 г. составило 2764 человека (29,9 процента от общего числа умерших). По сравнению с соответствующим периодом 2006 года число умерших в трудоспособном возрасте мужчин уменьшилось на 2,1 процента, женщин - на 0,8 процента.
В Чувашской Республике, как и в России в целом, основными причинами смертности в трудоспособном возрасте являются несчастные случаи, травмы, отравления и другие воздействия внешних причин, обусловленные социальными факторами и являющиеся предотвратимыми. Внешние причины определяют более 36,4 процента всех преждевременных потерь трудоспособного населения, что превращает их в главное препятствие росту продолжительности жизни. Причиной смерти 81 процента умерших в трудоспособном возрасте стали убийства и транспортные травмы. На болезни системы кровообращения в первом полугодии 2007 г. приходится 22,2 процента всех умерших, на новообразования - 10,2 процента.
Главной причиной инвалидизации являются цереброваскулярные заболевания (последствия инсультов, хроническая недостаточность мозгового кровообращения) - 69 на 100 тыс. населения. Возрастной анализ показывает превалирование заболеваемости острым нарушением мозгового кровообращения у населения трудоспособного возраста (до 60 лет), выживаемость среди них составляет 22,3 процента.
В 2006 году число дней заболеваемости с временной утратой трудоспособности (далее - ЗВУТ) в целом по республике уменьшилось на 46279 и составило 763,6 на 100 работающих. В структуре ЗВУТ по-прежнему первые ранговые места занимают болезни органов дыхания, травмы и отравления, болезни костно-мышечной системы и системы кровообращения.
Наибольшие потери рабочих дней от невыхода на работу в связи с болезнью как у мужчин, так и у женщин приходятся на возраст 45-49 лет (15,0 процента случаев). Частота случаев ЗВУТ среди мужчин и женщин составляет соответственно 52,6 и 67,3 на 100 работающих соответствующего пола. Мужчины по сравнению с женщинами на 8,9 процента меньше теряют дни нетрудоспособности (уровень ЗВУТ соответственно 723,3 и 794,1). При этом средняя продолжительность одного случая заболевания у мужчин составляет 13,7 дня, у женщин - 11,8 дня.
Вместе с тем в Чувашской Республике в целом сохранена положительная тенденция снижения травматизма на производстве. За последние десять лет число пострадавших на производстве сократилось с 1511 до 461 человека, а погибших - с 90 до 41 человека. Число пострадавших в расчете на 1000 работающих за это время снизилось более чем в 2 раза и составило в прошедшем году 2,0 человека (в 1996 году - 4,1 человека). Несмотря на сокращение числа пострадавших, по уровню производственного травматизма Чувашия продолжает занимать ведущие позиции в Приволжском федеральном округе, уступая лишь Республике Башкортостан и Пензенской области. Потери рабочего времени вследствие временной нетрудоспособности из-за травм на производстве в 2006 году снизились по сравнению с 2005 годом на 15,0 процентов. В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал 33,1 рабочего дня (в 2005 году - 37,5 рабочего дня).
Число смертельных случаев на производстве по-прежнему остается высоким. По оперативным данным Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, в 2006 году в Чувашии на производстве погиб 41 человек (в 2005 году - 35), 108 человек получили тяжелые травмы (в 2005 году - 128). За 10 месяцев 2007 года на производстве погибли 27 человек против 37 за аналогичный период прошлого года, 85 человек получили тяжелые травмы против 92 за аналогичный период прошлого года.
Большинство несчастных случаев, происшедших на производстве, являются результатом неудовлетворительной организации производства работ и нарушения трудовой дисциплины. К причинам несчастных случаев следует также отнести несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда; пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства; снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда.
В Чувашской Республике неуклонно растет количество работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. В 2006 году в таких условиях труда было занято 26,1 тыс. человек, или 20,5 процента работников обследованных организаций (в 2005 году - 18,8 процента, в 1997 году - 16,2 процента). Доля женщин, занятых на рабочих местах такого рода, составила 9,2 тыс. человек, или 35,1 процента (в 2005 году - 15,0 процентов, в 1997 году - около 25 процентов). Всего в республике в 2006 году 48,2 тыс. человек (37,7 процента списочной численности, в 2005 году - 38,3 процента, в 1997 году - 35,7 процента) были заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, среди них 17,4 тыс. женщин (29,3 процента списочной численности, в 2005 году - 31,5 процента, в 1997 году - около 12,0 процента).
Неудовлетворительные условия труда становятся причиной профессиональных заболеваний. В Центре профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в 2006 году обследован 11101 человек (в 2005 году - 9213). Медицинский осмотр прошли 1014 человек (в 2005 году - 1252). Среди больных, принятых впервые по направлению на обследование и экспертизу, выявлено подозрение на связь заболевания с профессией у 238 человек (в 2005 году - 248), из них в г.Чебоксары - 59 (0,16 процента от общего числа осмотренных), других районах и городах республики - 179 (0,55 процента), первично установлен диагноз "Профессиональное заболевание" у 65 больных (в 2005 году - 75). Стационарное лечение прошли 472 человека (в 2005 году - 503). Таким образом, показатель профессиональной заболеваемости в 2006 году составил 1,52 на 10000 работающих (в 2005 году - 1,76, в 2004 году - 1,49, в 2003 году - 2,55, в 2002 году - 3,04). В среднем по Российской Федерации данный показатель в 2006 году составил 1,58.
По состоянию на 1 января 2007 г. на диспансерном учете состояли 2452 профессиональных больных (в 2005 году - 2444, в 2004 году - 2369, в 2003 году - 2335, в 2002 году - 2263, в 2001 году - 2181, в 2000 году - 2100). Средний возраст профессиональных больных составляет 50-54 года, причем у мужчин - 50-54 года, у женщин - 45-49 лет.
Причинами и условиями возникновения хронических профессиональных заболеваний в 2006 году послужили несовершенство технологических процессов - 36,9 процента, конструктивные недостатки машин и оборудования - 40,0 процента, несовершенство санитарно-технических установок, нарушение режима труда и отдыха - по 4,62 процента.
За 10 месяцев 2007 года в республике выявлено 43 профессиональных заболевания (за аналогичный период 2006 года - 60).
По данным федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике", только в 2006 году впервые признаны инвалидами вследствие профессионального заболевания 21 человек (в 2005 году - 25 человек), а вследствие травм на производстве - 45 человек (в 2005 году - 54 человека).
Одним из механизмов улучшения условий и охраны труда является аттестация рабочих мест по условиям труда, которая позволяет комплексно оценить условия труда на каждом рабочем месте с учетом совокупности всех факторов производственной среды и наметить конкретные мероприятия по их улучшению. Основной проблемой в развитии аттестации рабочих мест по условиям труда являются непонимание со стороны работодателей необходимости ее проведения, а также низкая требовательность по этим вопросам со стороны органов государственного контроля и надзора. В результате, несмотря на обязательное требование трудового законодательства, удельный вес организаций, завершивших аттестацию рабочих мест по условиям труда, на протяжении ряда лет не превышает 2,3 процента от общего количества зарегистрированных в Чувашской Республике организаций.
Оценка сложившейся ситуации показывает, что проблемы производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда, здоровья работающих требуют программно-целевого комплексного подхода как на республиканском, так и на местном уровне.
Необходимо развивать современную систему мониторинга условий и охраны труда с учетом оценки существующих профессиональных рисков, аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В целях создания системы оценки профессиональных рисков необходимо создание реестра рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Целесообразно продолжить совершенствование государственной системы управления охраной труда, форм и методов контроля за состоянием условий и охраны труда, развитие медицины труда и технологий формирования здоровья работающих, физической культуры и спорта с учетом специфики производства, пропаганду здорового образа жизни и отказа от вредных для здоровья привычек среди трудоспособного населения. Особое внимание следует уделять вопросам охраны труда в субъектах малого предпринимательства, роль которых в развитии современной экономики возрастает.
Важным направлением в работе по улучшению условий и охраны труда должно стать внедрение работодателями современных систем производственной безопасности и здоровья, базирующихся на международном стандарте серии OHSAS 1800. Переход от системы ликвидации последствий аварий, несчастных случаев на производстве к системе оценки производственных рисков позволит повысить эффективность профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Одним из способов быстрого и эффективного перехода к таким системам может стать внедрение интегрированных систем менеджмента на основе управления качеством.
На сегодняшний день обеспеченность работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты по результатам экспертиз качества аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных проверок составляет около 80 процентов. Работодатели стремятся сэкономить средства за счет приобретения более дешевых видов средств индивидуальной защиты, которые уступают по качеству более дорогим, но сертифицированным видам. В целях обеспечения работников современными и качественными средствами индивидуальной защиты Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики совместно с поставщиками и производителями средств индивидуальной защиты планируется разработка и реализация на крупных и средних промышленных предприятиях республики целевых программ внедрения современных средств безопасности работающих, включающих организацию на территориях предприятий выставок и демонстраций современных средств индивидуальной защиты, бесплатное обучение работников по их применению, оказание практической и методической помощи руководителям и специалистам предприятий по выбору и внедрению средств индивидуальной защиты, а также испытание их опытных образцов.
В Чувашской Республике доказана эффективность финансово-организационной модели охраны труда и здоровья работающих, учитывающей опыт не только России, но и развитых зарубежных стран.
Настоящая Программа отражает современные подходы к данной проблеме и предполагает комплексное взаимодействие всех социальных институтов в решении вопросов охраны труда и сохранения здоровья работающих. Целенаправленная государственная политика в области улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих позволит создать эффективные механизмы управления профессиональными рисками, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранить и увеличить трудовой потенциал республики.
Государственным заказчиком Программы выступает Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. В ее разработке приняли участие органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в области государственного надзора и контроля, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф", Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, организации в Чувашской Республике.
II. Основные цели и задачи Программы. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы
К основным целям Программы относятся:
снижение профессиональной заболеваемости, производственного травматизма;
сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда.
Для достижения указанных целей Программы необходимо решить следующие задачи:
снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
повышение качества рабочих мест и условий труда;
сокращение смертности населения в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин;
развитие системы обучения по охране труда;
сохранение и укрепление физического, психического здоровья работающих, обеспечение их профессиональной активности и долголетия;
внедрение работодателями современных систем менеджмента охраны труда, основанных на международных стандартах;
информационное обеспечение здорового образа жизни и охраны труда работающего населения.
Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы
Единица измерения |
Базовое значение (2006 г.) |
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Смертность населения в трудоспособном возрасте в расчете на 100 тыс. населения соответствующего возраста Количество пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих Количество впервые выявленных профессиональных больных в расчете на 10000 работающих Доля рабочих мест, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, в общем количестве Доля организаций, охваченных аттестацией рабочих мест по условиям труда, в общем количестве |
человек человек человек % % |
703,1 2,0 1,5 61,0 2,5 |
682,7 1,9 1,4 64,0 4 |
674,2 1,8 1,3 67,0 5 |
665,0 1,7 1,2 70,0 6 |
III. Перечень программных мероприятий
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Мероприятия Программы распределены по шести направлениям:
совершенствование нормативных правовых актов в области условий и охраны труда и здоровья работающих;
организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
усиление надзора и контроля в области условий и охраны труда;
учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих;
профилактика заболеваемости, оздоровление и реабилитация работающих;
информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих.
Мероприятия по реализации Программы проводятся согласно приложению N 1 к Программе.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
(тыс. рублей)
Объемы затрат по источникам финансирования |
Всего | В том числе | ||
2008-2010 гг. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Всего из местных бюджетов* из внебюджетных источников** |
444482,75 820,00 443662,75 |
143246,25 270,00 142976,25 |
146798,60 273,00 146525,60 |
154437,90 277,00 154160,90 |
_____________________________
* Средства местных бюджетов будут использованы в случае установления расходных обязательств нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
** Финансирование за счет внебюджетных средств предполагает использование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профсоюзов, обучающих организаций, органов по сертификации работ по охране труда.
V. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, осуществляющих меры по выполнению Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, а также общий контроль за реализацией Программы.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2011 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2011 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.
По истечении срока реализации Программы Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики до 1 марта 2011 года представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении мероприятий Программы.
VI. Результаты реализации Программы. Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы проводится в сравнении с 2006 годом с учетом следующих показателей:
снижение смертности населения в трудоспособном возрасте не менее чем на 5,5 процента;
снижение производственного травматизма не менее чем на 10 процентов;
снижение первичной профессиональной заболеваемости на 20 процентов;
увеличение количества рабочих мест, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, на 14,75 процента;
увеличение количества организаций, охваченных аттестацией рабочих мест по условиям труда, в 2,4 раза.
Оценку эффективности расходования бюджетных средств планируется осуществлять по годам в течение срока реализации Программы.
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы обусловлены деятельностью организаций отраслей экономики в сфере улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих на ближайшие годы, связанной с реализацией Трудового кодекса Российской Федерации и целого ряда федеральных законов и законов Чувашской Республики в области охраны труда и здоровья граждан.
Социальная эффективность от реализации мероприятий Программы выражается в сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда; обеспечении социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; снижении уровня заболеваемости, производственного травматизма, инвалидизации и смертности работающих; повышении социальной защиты работников от профессиональных рисков и их удовлетворенности условиями труда; повышении трудоспособности и производительности труда.
Экономическая эффективность от реализации Программы достигается за счет снижения материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью; приведения рабочих мест в производственной сфере в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями безопасности труда; сокращения потерь рабочего времени; снижения затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда; предотвращения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; уменьшения страховых взносов, сокращения штрафов за нарушение требований законодательства об охране труда.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих выражается в увеличении доходов организаций, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшении расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, лечение и обеспечение инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами.
Методика расчета экономической эффективности реализации Программы изложена в приложении N 2.
Ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий Программы составляет 366,1 млн. рублей.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 марта 2010 г. N 68 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к Республиканской целевой программе
улучшения условий, охраны труда и
здоровья работающих в Чувашской
Республике на 2008-2010 годы
Мероприятия
Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008-2010 годы
16 марта 2010 г.
N п/п |
Наименование мероприятия | Исполнители | Срок исполнения |
Источник финансирования |
Сумма затрат, тыс. рублей | |||
всего (2008-2010 гг.) |
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I. Совершенствование нормативных правовых актов в области условий и охраны труда, здоровья работающих | ||||||||
1.1. | Подготовка и внесение в Кабинет Министров Чувашской Республики ежегодного государственного доклада о состоянии здоровья населения Чувашской Республики |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
1.2. | Подготовка и внесение в Кабинет Министров Чувашской Республики ежегодного государственного доклада о состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
1.3. | Разработка проекта республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2011-2013 годы |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2010 г. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
1.4. | Подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики в области здоровья работающих и охраны труда |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
1.5. | Разработка и утверждение отраслевых планов по улучшению условий труда и охраны здоровья работников |
Минздравсоцразвития Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, Минсельхоз Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, Минстрой Чувашии, Минобразования Чувашии, Минкультуры Чувашии, Минспорт Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
1.6. | Разработка методических рекомендаций по проведению мониторинга условий и охраны труда |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2009 г. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
1.7. | Разработка и издание методических рекомендаций по управлению профессиональными рисками |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008 г. | внебюджетные источники |
10,0 | - | - | 10,0 |
1.8. | Разработка и издание методических рекомендаций по внедрению современных систем управления охраной труда на основе международного стандарта серии OHSAS 1800 и интегрированных систем менеджмента |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2009 г. | внебюджетные источники |
10,0 | - | 10,0 | - |
Итого | 20,0 | - | 10,0 | 10,0 | ||||
II. Организационно-техническое обеспечение охраны труда и здоровья работающих | ||||||||
2.1. | Реализация мероприятий по охране труда в организациях, финансируемых из республиканского бюджета Чувашской Республики (образования, здравоохранения, культуры, управления, социального обеспечения) |
Минздравсоцразвития Чувашии, Минобразования Чувашии, Минкультуры Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.2. | Мониторинг условий и охраны труда |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.3. | Разработка компьютерного программного обеспечения для автоматизации оценки, анализа, учета и прогнозирования основных показателей в области охраны труда |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.4. | Создание республиканского реестра рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда |
Минздравсоцразвития Чувашии, отделы (управления) социальной защиты населения Минздравсоцразвития Чувашии (далее - ОСЗН) |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.5. | Формирование электронной базы данных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда |
Минздравсоцразвития Чувашии, ОСЗН, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики*, органы по сертификации работ по охране труда* |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.6. | Перевод женщин детородного возраста из условий воздействия химических веществ 1, 2 классов опасности и веществ, обладающих аллергенным, канцерогенным, эмбриотропным, мутагенным и тератогенным действиями |
ОСЗН, Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике*, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, организации* |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
9000,0 | 3000,0 | 3000,0 | 3000,0 |
2.7. | Создание в организациях специальных участков и рабочих мест для трудоустройства беременных женщин и несовершеннолетних, а также лиц с медицинскими противопоказаниями в условиях, соответствующих требованиям гигиены и безопасности труда |
ОСЗН, Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Минпромэнерго Чувашии, Минсельхоз Чувашии, организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
9000,0 | 3000,0 | 3000,0 | 3000,0 |
2.8. | Совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи на рабочие профессии (специальности) |
Госслужба занятости Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.9. | Организация и проведение санитарно-гигиенической паспортизации канцерогенно-опасных производств |
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике, организации |
2008-2010 гг. | федеральный бюджет |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.10. | Создание республиканского регистра контингентов, контактирующих с канцерогенными веществами (канцеррегистр) |
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Минздравсоцразвития Чувашии, организации |
2008-2010 гг. | федеральный бюджет |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.11. | Создание комнат личной гигиены женщин, комнат отдыха, психологической разгрузки и других санитарно-бытовых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации |
ОСЗН, Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике, организации |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.12. | Участие во всероссийских выставках спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты |
Минздравсоцразвития Чувашии, организации - производители спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты* |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
150,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
2.13. | Организация республиканских выставок спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты |
Минздравсоцразвития Чувашии, Чувашрессовпроф*, Ассоциация поставщиков и производителей средств индивидуальной защиты (СИЗ) Чувашской Республики при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики* |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.14. | Проведение ежегодного республиканского конкурса "Организация высокой социальной эффективности" |
Минздравсоцразвития Чувашии, ОСЗН, организации |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.15. | Участие во Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности" |
Минздравсоцразвития Чувашии, ОСЗН, организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
864,0 | 288,0 | 288,0 | 288,0 |
2.16. | Проведение смотра-конкурса среди организаций "Лучший коллективный договор" |
Чувашрессовпроф | 2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
71,0 | 22,0 | 24,0 | 25,0 |
2.17. | Проведение республиканского смотра-конкурса по охране труда среди организаций в Чувашской Республике |
Минздравсоцразвития Чувашии, ОСЗН, организации |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.18. | Проведение смотра-конкурса по охране труда среди муниципальных районов, городских округов |
Минздравсоцразвития Чувашии, ОСЗН, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов* |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.19. | Проведение республиканского конкурса профессионального мастерства "Лучший специалист по охране труда" года |
Минздравсоцразвития Чувашии, ОСЗН, организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
150,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
2.20. | Проведение республиканского конкурса "Лучший уполномоченный по охране труда Чувашской Республики" |
Чувашрессовпроф | 2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
22,5 | 7,0 | 7,5 | 8,0 |
2.21. | Проведение смотра объектов общественного питания на производственных предприятиях Чувашской Республики, проводимого с целью улучшения качества питания, в том числе лечебно-профилактического питания работников, занятых в особо вредных производствах |
Минэкономразвития Чувашии, Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организации |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.22. | Техническое оснащение испытательных (измерительных) лабораторий аккредитованных органов по сертификации работ по охране труда современными приборами и средствами измерения |
Минздравсоцразвития Чувашии, органы по сертификации работ по охране труда |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
3000,0 | 1000,0 | 1000,0 | 1000,0 |
2.23. | Развитие аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда |
Минздравсоцразвития Чувашии, ОСЗН, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в области государственного контроля и надзора*, Чувашрессовпроф, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, органы по сертификации работ по охране труда, организации |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.24. | Проведение республиканских семинаров-совещаний по охране труда для руководителей и специалистов по охране труда организаций |
Минздравсоцразвития Чувашии, Чувашрессовпроф, Гострудинспекция в Чувашской Республике*, организации |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.25. | Проведение совещаний и семинаров для специалистов по охране труда отделов (управлений) социальной защиты населения Минздравсоцразвития Чувашии |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.26. | Проведение районных, городских семинаров-совещаний по охране труда для руководителей, специалистов организаций |
ОСЗН, организации | 2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.27. | Проведение в районах и городах республики семинаров-совещаний по охране труда для профсоюзного актива |
Чувашрессовпроф | 2008-2010 гг. | внебюджетные источники |
46,5 | 15,0 | 15,5 | 16,0 |
2.28. | Проведение круглых столов по вопросам охраны труда для субъектов малого предпринимательства |
Минздравсоцразвития Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, ОСЗН |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.29. | Проведение семинаров по безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на предприятиях розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также на предприятиях, относящихся к субъектам малого предпринимательства |
Минэкономразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | внебюджетные источники |
90,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 |
2.30. | Создание реестра организаций - производителей и поставщиков сертифицированных средств индивидуальной защиты в Чувашской Республике |
Минздравсоцразвития Чувашии, Ассоциация поставщиков и производителей средств индивидуальной защиты (СИЗ) Чувашской Республики при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.31. | Создание консультационно-методических кабинетов по охране труда в районах и городах |
ОСЗН | 2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.32. | Организация и проведение в организациях Дней охраны труда |
ОСЗН, организации | ||||||
2.33. | Организация и проведение республиканского месячника по охране труда, посвященного Всемирному дню охраны труда (28 апреля) |
Минздравсоцразвития Чувашии, ОСЗН, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в области государственного контроля и надзора, Чувашрессовпроф, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, организации |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
2.34. | Организация и проведение республиканских слетов трудовой молодежи |
Минздравсоцразвития Чувашии, Чувашрессовпроф, организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные источники |
450,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 |
2.35. | Организация и проведение месячников по охране труда в районах и городах республики |
ОСЗН, организации | 2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
Итого | 22844,0 | 7612,0 | 7615,0 | 7617,0 | ||||
III. Усиление надзора и контроля в области условий и охраны труда | ||||||||
3.1. | Проведение комплексных проверок организаций по соблюдению законодательства о труде и об охране труда |
Гострудинспекция в Чувашской Республике, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в области государственного контроля и надзора, Чувашрессовпроф, Минздравсоцразвития Чувашии, ОСЗН |
2008-2010 гг. | федеральный бюджет |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
3.2. | Проведение проверок организаций, использующих труд несовершеннолетних |
ОСЗН, Госслужба занятости Чувашии, Гострудинспекция в Чувашской Республике |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
3.3. | Проведение производственного контроля за вредными производственными факторами в соответствии с законодательством |
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике |
2008-2010 гг. | федеральный бюджет |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
IV. Учебное и научное обеспечение охраны труда и здоровья работающих | ||||||||
4.1. | Проведение обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных |
Минздравсоцразвития Чувашии, обучающие организации* |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
9240,0 | 3080,0 | ||
4.2. | Обучение уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов в учебном центре Чувашского республиканского объединения организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" |
Чувашрессовпроф | 2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
207,0 | 65,0 | 69,0 | 73,0 |
4.3. | Проведение ежегодной республиканской научно-практической конференции "Здоровье и безопасность работающих" |
Минздравсоцразвития Чувашии, филиал Российского государственного социального университета в г.Чебоксары*, Чувашрессовпроф, Гострудинспекция в Чувашской Республике, Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике, организации |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
4.4. | Разработка типовых программ обучения по охране труда по отраслям экономики |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
4.5. |
Исключен См. текст пункта 4.5 раздела IV |
|||||||
4.6. | Учебно-методическое оснащение учебных центров по охране труда |
Минздравсоцразвития Чувашии, обучающие организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
3216,25 | 1016,25 | 1055,0 | 1145,0 |
4.7. | Направление на обучение специалистов по аттестации рабочих мест по условиям труда и экспертов по сертификации организации работ по охране труда в федеральные учебные центры |
Минздравсоцразвития Чувашии, организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
450,0 | 150,0 | 150,0 | 150,0 |
4.8. | Направление на обучение технических инспекторов труда профсоюзов в образовательное учреждение "Академия труда и социальных отношений", г.Москва |
Чувашрессовпроф | 2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
14,0 | 4,0 | 5,0 | 5,0 |
4.9. | Совершенствование организации и методов обучения по охране труда на базе современных информационных технологий, развитие модульных систем обучения по охране труда |
Минздравсоцразвития Чувашии, обучающие организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
180,0 | 60,0 | 60,0 | 60,0 |
4.10. | Создание дистанционных форм обучения по охране труда |
Минздравсоцразвития Чувашии, обучающие организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
150,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
4.11. | Разработка и внедрение автоматизированных систем обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда |
Минздравсоцразвития Чувашии, обучающие организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
360,0 | 120,0 | 120,0 | 120,0 |
4.12. | Подготовка инструкторов-реаниматоров по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве |
Минздравсоцразвития Чувашии, организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
210,0 | 70,0 | 70,0 | 70,0 |
4.13. | Разработка научно обоснованных критериев анализа и прогнозирования состояния условий и охраны труда в Чувашской Республике |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
4.14. | Оказание практической и методической помощи организациям в области улучшения условий и охраны труда |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
4.15. | Повышение квалификации врачей-профпатологов и специалистов лечебно-профилактических учреждений |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
60,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
4.16. | Проведение гигиенического обучения руководителей и работников организаций |
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике"* |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
43200,0 | 14400,0 | 14400,0 | 14400,0 |
Итого | 51127,25 | 19035,25 | 15999,0 | 16093,0 | ||||
V. Профилактика заболеваемости, оздоровление и реабилитация работающих | ||||||||
5.1. | Оснащение лечебно-диагностическим оборудованием учреждений, проводящих периодические и предварительные медицинские осмотры |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | местные бюджеты внебюджетные средства |
300,0 750,0 |
100,0 250,0 |
100,0 250,0 |
100,0 250,0 |
5.2. | Мониторинг причин заболеваемости работающих с временной утратой трудоспособности, уровня первичного выхода на инвалидность, профессиональной заболеваемости в разрезе видов экономической деятельности, муниципальных районов и городских округов |
Минздравсоцразвития Чувашии, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
5.3. | Формирование широкого антиникотинового и антиалкогольного движения в трудовых коллективах с привлечением общественных объединений, средств массовой информации |
Минздравсоцразвития Чувашии, Минкультуры Чувашии, Чувашрессовпроф, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
5.4. | Организация спортивных, физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни |
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организации, Минспорт Чувашии, Минкультуры Чувашии |
2008-2010 гг. | местные бюджеты | 520,0 | 170,0 | 173,0 | 177,0 |
5.5. | Разработка индивидуальных программ оздоровления и медицинской профилактики для различных видов экономической деятельности по запросам работодателей |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
5.6. | Проведение физкультурно-спортивных спартакиад, соревнований среди членов профсоюзов |
Чувашрессовпроф | 2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
257,0 | 84,0 | 85,0 | 88,0 |
5.7. | Проведение в организациях физкультурных пауз со специальным комплексом упражнений для восстановления работоспособности |
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организации |
2008-2010 гг. | местные бюджеты | текущее финансиро- вание |
- | - | - |
5.8. | Разработка методических рекомендаций по проведению производственной гимнастики, физкультурных пауз для работников организаций в зависимости от условий труда по запросу работодателей |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
5.9. | Организация и проведение профилактических прививок против инфекционных заболеваний работающим |
Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Минздравсоцразвития Чувашии, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организации |
||||||
5.10. | Лечение пострадавших непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до установления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности |
ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике*, Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
90000,0 | 30000,0 | 30000,0 | 30000,0 |
5.11. | Реабилитация пострадавших на производстве |
ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике"*, Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
211782,3 | 64647,3 | 70667,0 | 76468,0 |
5.12. | Проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 и более лет, в Центре профпатологии Минздравсоцразвития Чувашии с частотой один раз в 5 лет |
Минздравсоцразвития Чувашии, организации |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
5.13. | Осуществление диспансерного наблюдения профессиональных больных в Центре профпатологии Минздравсоцразвития Чувашии |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
5.14. | Проведение обследования и экспертизы связи заболеваний с профессией в наиболее сложных и конфликтных случаях в Координационном центре профпатологии Минздравсоцразвития России за счет средств организаций |
Минздравсоцразвития Чувашии, организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
600,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0 |
5.15. | Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих |
ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
63367,2 | 19342,7 | 21144,6 | 22879,9 |
5.16. | Разработка и реализация целевых программ внедрения современных средств безопасности работающих на крупных и средних предприятиях |
Минздравсоцразвития Чувашии, Ассоциация поставщиков и производителей средств индивидуальной защиты (СИЗ) Чувашской Республики при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
Итого | 367576,5 | 114794,0 | 122619,6 | 130162,9 | ||||
VI. Информационное обеспечение охраны труда и здоровья работающих | ||||||||
6.1. | Организация работы "горячей линии" по вопросам трудового законодательства |
Гострудинспекция в Чувашской Республике |
2008-2010 гг. | федеральный бюджет |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
6.2. | Подготовка ежегодных докладов о состоянии условий и охраны труда в муниципальных районах и городских округах |
ОСЗН, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
6.3. | Создание постоянно действующей экспозиции "Охрана труда в Чувашской Республике: вчера, сегодня, завтра" |
Минздравсоцразвития Чувашии, Ассоциация поставщиков и производителей средств индивидуальной защиты (СИЗ) Чувашской Республики при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
2000,0 | 1500,0 | 250,0 | 250,0 |
6.4. | Издание один раз в полугодие информационно-аналитического вестника "Охрана труда в Чувашской Республике" |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
60,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
6.5. | Организация и проведение Дня безопасности |
ГКЧС Чувашии, Минздравсоцразвития Чувашии, администрация г.Чебоксары* |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
6.6. | Издание ежегодного сборника материалов республиканской научно-практической конференции "Здоровье и безопасность работающих" |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
30,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
6.7. | Ведение сайта "Охрана труда в Чувашской Республике" в сети Интернет |
Минздравсоцразвития Чувашии |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
6.8. | Приобретение нормативной и методической документации, видеофильмов в области условий и охраны труда, здоровья работающих |
Минздравсоцразвития Чувашии, обучающие организации |
2008-2010 гг. | внебюджетные средства |
825,0 | 275,0 | 275,0 | 275,0 |
6.9. | Пропаганда охраны труда и здоровья работающих в средствах массовой информации |
Минздравсоцразвития Чувашии, Минкультуры Чувашии, ОСЗН, Чувашрессовпроф, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов |
2008-2010 гг. | республиканский бюджет Чувашской Республики |
текущее финансиро- вание |
- | - | - |
Итого | 2915,0 | 1805,0 | 555,0 | 555,0 | ||||
Всего местные бюджеты внебюджетные средства |
444482,75 820,0 443662,75 |
143246,25 270,0 142976,25 |
146798,6 273,0 146525,6 |
154437,9 277,0 154160,9 |
_____________________________
* Мероприятия Программы осуществляются по согласованию с исполнителями.
Приложение N 2
к Республиканской целевой программе
улучшения условий, охраны труда и
здоровья работающих в Чувашской
Республике на 2008-2010 годы
Методика
расчета экономической эффективности реализации Республиканской целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008-2010 годы
Для анализа показателей экономической эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих используются три фактора: экономический эффект от снижения производственного травматизма, экономический эффект от сохранения жизни человека трудоспособного возраста и экономический эффект от снижения различных выплат.
Определение экономического эффекта от снижения производственного травматизма
Экономический эффект от снижения производственного травматизма определяется как экономия от сокращения производственного травматизма.
Прямая экономия от сокращения производственного травматизма
Эп = Э1 + Э2.
Прямая экономия от сокращения несчастных случаев на производстве (Эп) состоит из экономии, связанной с сокращением выплат по оплате ежемесячного пособия, выплачиваемого при утрате профессиональной трудоспособности в связи с несчастными случаями (Э1), и экономии, связанной с сокращением единовременных выплат и ежемесячного пособия, выплачиваемых в связи с несчастными случаями со смертельным исходом (Э2).
Экономия, связанная с сокращением выплат по оплате ежемесячного пособия, выплачиваемого при утрате профессиональной трудоспособности в связи с несчастными случаями,
Э1 = Чн x (ЗПср / Д) x Кт,
где:
Чн - коэффициент, учитывающий снижение производственного травматизма за расчетный период;
ЗПср - средняя заработная плата в Чувашской Республике за отчетный год, тыс. рублей;
Д - среднее количество рабочих дней в месяце;
Кт - коэффициент тяжести за отчетный год (число дней нетрудоспособности в среднем на одного пострадавшего на производстве за год);
Чн рассчитывается по формуле
Чн = Чп х Кс,
где:
Чп - количество пострадавших на производстве за год (базовый), человек;
Кс - коэффициент снижения производственного травматизма со смертельным исходом за расчетный период.
Экономия, связанная с сокращением единовременных выплат и ежемесячного пособия, выплачиваемых в связи с несчастными случаями со смертельным исходом,
Э2 = (Чс x В) + (Чс x ЗПср x 12 x П),
где:
Чс - коэффициент, учитывающий снижение количества погибших на производстве за базовый период, рассчитываемый по формуле:
Чс = Чсм х Кс,
где:
Чсм - количество погибших на производстве за год (базовый), человек;
В - сумма единовременной выплаты вследствие гибели человека на производстве, тыс. рублей;
ЗПср - средняя заработная плата в Чувашской Республике за отчетный год, тыс. рублей;
12 - количество месяцев в году;
П - расчетный период (1, 2, 3 года).
Экономический эффект от сохранения жизни человека трудоспособного возраста
Экономический эффект от сохранения жизни человека трудоспособного возраста (Этр) выражается в сумме валового регионального продукта, который может быть произведен за сохраненные рабочие годы жизни:
Этр = Дг х Тр х Кч,
где:
Дг - величина валового регионального продукта в расчете на одного работника;
Тр - среднее число лет трудовой деятельности человека в народном хозяйстве;
Кч - количество работников, сохранивших жизнь вследствие мероприятий по охране труда (из расчета предполагаемого снижения производственного травматизма на 10%), человек.
Экономический эффект от снижения различных выплат
Экономический эффект от снижения различных выплат (Побщ) состоит из выплат по потере кормильца за расчетный период (Пк), выплат пособий по временной нетрудоспособности застрахованных по страховым случаям (Пн), затрат на доставку и пересылку страховых выплат в год (Пп), суммарной экономии предприятий за счет получения скидок при снижении травматизма на 10% (Н):
Побщ = Пк + Пн + Пп + Н,
где:
Пк = 4 х А х 12;
4 - количество людей, сохранивших жизнь при снижении травматизма на 10%;
А - одно пособие в месяц по данным ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - ФСС);
12 - количество месяцев в году для выплаты пособия.
Экономия от снижения дополнительных выплат (Собщ) состоит из средств, используемых на финансирование предупредительных мер по снижению травматизма в год (Спр) (по данным ФСС), затрат на выдачу молока за работу во вредных условиях труда (См), затрат на питание работающих в особо вредных условиях труда (Со), доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (Дв), оплаты дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (До), средств на лечение пострадавших непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до установления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности (Дл):
Собщ = Спр + См + Со + Дв + До + Дл,
где:
См = А х Е х 22 х 0,2,
где:
А - количество работающих, получающих молоко за работу во вредных условиях труда, человек;
Е - сумма за 0,5 литра молока на 1 работающего, рублей;
22 - среднее количество рабочих дней в месяце;
0,2 - у 20% работающих во вредных условиях труда в результате реализации мероприятий программы улучшатся условия труда;
Со = А х Е х 22 х 12 х 0,2,
где:
А - количество работающих в особо вредных условиях труда, получающих бесплатное лечебно-профилактическое питание, человек;
Е - средняя стоимость одного обеда, рублей;
22 - среднее количество рабочих дней в месяце;
12 - количество месяцев в году;
0,2 - у 20% работающих в особо вредных условиях труда в результате реализации мероприятий программы улучшатся условия труда;
Дв = А х Е х 12 х 0,2,
где:
А - количество работающих, получающих оплату труда в повышенном размере, человек;
Е - доплата на одного получающего, тыс. рублей;
12 - количество месяцев в году;
0,2 - у 20% работающих во вредных и (или) опасных условиях труда в результате реализации мероприятий программы улучшатся условия труда;
До = А х Е х 0,2,
где:
А - количество работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, человек;
Е - средняя сумма, выплачиваемая 1 работающему из расчета 7 календарных дней, тыс. рублей в год;
0,2 - у 20% работающих во вредных и (или) опасных условиях труда в результате реализации мероприятий программы улучшатся условия труда;
Дл = А х 0,1,
где:
А - сумма (в год) на лечение пострадавших, тыс. рублей;
0,1 - снижение травматизма на 10%.
Общий экономический эффект
Общий экономический эффект (Э) от реализации мероприятий Программы состоит из прямой экономии от снижения производственного травматизма (Эп), экономического эффекта от сохранения жизни человека трудоспособного возраста (Этр), затрат на реабилитацию пострадавших (Р), экономического эффекта от снижения выплат (Побщ) и экономии от снижения дополнительных выплат (Собщ):
Э = Эп + Этр + Р + Побщ + Собщ.
С учетом инфляционных коэффициентов общий экономический эффект составит:
за 2008 год х 107,9;
за 2009 год х 106,7;
за 2010 год х 106,3.
Тогда общий экономический эффект за 3 года составит сумму экономических эффектов за 2008, 2009 и 2010 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственным заказчиком Программы является Минздравсоцразвития Чувашской Республики.
Основным целям Программы являются снижение профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда.
В результате реализации Программы ожидается: снижение смертности населения в трудоспособном возрасте не менее чем на 5,5 процента; снижение производственного травматизма не менее чем на 10 процентов; снижение первичной профессиональной заболеваемости на 20 процентов; увеличение количества рабочих мест, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам, на 10 процентов; увеличение количества организаций, охваченных аттестацией рабочих мест по условиям труда, в 4 раза.
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников. Предполагаемый общий объем финансирования за 2008-2010 годы составит 450642,75 тыс. рублей, из них средства местных бюджетов - 820,0 тыс. рублей, внебюджетных источников - 449822,75 тыс. рублей.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2007 г. N 317 "О Республиканской целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008-2010 годы"
Текст постановления опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) 4 декабря 2007 г., в газете "Вести Чувашии" от 5 декабря 2007 г. N 50 (1054), в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2007 г., N 11, ст.804
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 мая 2014 г. N 164 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 марта 2010 г. N 68