Заслушав доклад заместителя главы - начальника управления по развитию общественной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Романова Н.Г., руководствуясь Федеральным Законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями) и статьей 30 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике на 2006-2010 годы", утвержденная# постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.08.2006 г. N 219 Собрание депутатов Алатырского района решило:
Утвердить прилагаемую районную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Алатырском районе Чувашской Республики на 2008-2012 годы" (далее - Программа).
Глава Алатырского района |
А.И.Блашенков |
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
районная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Алатырском районе Чувашской Республики на 2008-2012 годы" |
|
|
|
Основание для разработки Программы |
- |
Республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Чувашской Республике на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.08.2006 г. N 219 |
|
|
|
Муниципальный заказчик Программы |
- |
Администрация Алатырского района. |
|
|
|
Основной разработчик Программы |
- |
Управление по развитию общественной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Алатырского района. |
|
|
|
Цели Программы |
- |
сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Алатырского района; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий. |
|
|
|
Задачи Программы |
- |
предупреждение опасного поведения участников дорожного движения на автомобильных дорогах; повышение качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма; повышение уровня безопасности транспортных средств; внедрение современных средств организации дорожного движения; совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в населенных пунктах района; сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; существенное повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения |
|
|
|
Этапы реализации Программы |
- |
Программа реализуется в два этапа: 1 этап: 2008-2010 годы; 2 этап: 2011-2012 годы |
|
|
|
Исполнители мероприятий Программы |
- |
Отделы и управления администрации Алатырского района; МУ "Центральная районная больница Алатырского района"; Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАДН по Чувашской Республике) (по согласованию), отдел ГИБДД ОВД г.Алатыря и Алатырского района Чувашской Республики (далее - ОГИБДД) (по согласованию); ООО "Алатырская управляющая транспортная компания" (по согласованию), государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики (далее - Гостехнадзор) (по согласованию), сельские поселения Алатырского района (по согласованию).
|
Объемы и источники финансирования |
- |
Общий объем финансовых средств для реализации программы составляет # Из них средства республиканского бюджета - 1250,0 тыс. рублей, в том числе в 2008 г. - 200,0 тыс. рублей; в 2009 г. - 250,0 тыс. рублей; в 2010 г. - 250,0 тыс. рублей; в 2011 г. - 270,0 тыс. рублей; в 2012 г. - 280,0 тыс. рублей; средства местного бюджета - 530,0 тыс. рублей; в том числе в 2008 г. - 70,0 тыс. рублей; в 2009 г. - 100,0 тыс. рублей; в 2010 г. - 110,0 тыс. рублей; в 2011 г. - 120,0 тыс. рублей; в 2012 г. - 130,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 50,0 тыс. рублей в том числе в 2008 г. - 5,0 тыс. рублей; в 2009 г. - 10,0 тыс. рублей; в 2010 г. - 11,0 тыс. рублей; в 2011 г. - 12,0 тыс. рублей; в 2012 г. - 12,0 тыс. рублей;
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
снижение к 2012 году количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем 2007 года; снижение к 2010 году количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 процентов по сравнению с аналогичным показателем 2007 года |
|
|
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация Алатырского района Исполнители основных мероприятий ежегодно к 1 февраля до 2013 года представляют муниципальному заказчику информацию о ходе реализации Программы для обобщения и последующего информирования Министерство# Градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. |
Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Докладе о мировых катастрофах, изданном 1998 году, определяет дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) как одну из важнейших и обостряющихся проблем. В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет.
ДТП влекут за собой ежегодные потери в размере от 1 до 3 процентов внутреннего валового продукта, а в развивающихся странах издержки от ДТП еще выше. Ущерб, нанесенный мировой экономике ДТП, составляет 800 млрд. долларов США в год. Если в экономически развитых странах положение дел в области безопасности дорожного движения в последние 30 лет стабилизируется, то в развивающихся государствах ситуация ухудшается в связи с резким ростом автомобильного парка и недостаточным финансированием деятельности, направленной на профилактику аварийности.
По расчетам специалистов, социально-экономический ущерб от последствий ДТП в России в 2005 году составил 369 млрд. рублей, в том числе от гибели людей - 186,2 млрд. рублей. В среднем по стране тяжесть последствий ДТП составила 12 погибших на каждые 100 пострадавших.
Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Алатырском районе Чувашской Республики. Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся причинением тяжкого вреда здоровью. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких ДТП, является одной из основных причин их высокой смертности.
Система организации прибытия на место ДТП и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, неэффективна. Так, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет более 50 процентов от общего количества лиц, погибших вследствие ДТП.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние годы количество пешеходов, погибших в результате ДТП, увеличилось на треть.
С 2000 по 2005 год на автодорогах Алатырском# района Чувашской Республики произошло 86 ДТП, в которых погибли и получили ранения 107 человек. Ежегодно в результате ДТП погибают в среднем 3 человека, получают тяжкие ранения около 14 человек (табл.1).
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества ДТП. В настоящее время в населенных пунктах района происходит более 20 процентов всех ДТП.
Сложившаяся в области обеспечения безопасности дорожного движения критическая ситуация в условиях отсутствия программно-целевого метода имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детский травматизм);
значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет) среди лиц, погибших в результате ДТП;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения;
низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Применение программно-целевого метода позволит реализовать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате ДТП. Вместе с тем применение такого метода для решения проблемы повышения безопасности дорожного движения сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности их ожидаемой эффективности, обусловленного использованием новых подходов к решению задач в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Основные причины совершения дорожно-транспортных происшествий
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Алатырском районе Чувашской Республике#, относятся:
крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения;
отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению безопасности дорожного движения на республиканском и местном уровнях;
массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения, недостаточное информирование общества о соответствующих мероприятиях, отсутствие должной ответственности у руководителей предприятий и организаций, осуществляющих автомобильные перевозки;
низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в управлении транспортными средствами и оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;
недостатки технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь несоответствие современным требованиям технического уровня дорожных хозяйств, транспортных средств, средств организации дорожного движения и систем оперативной связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим;
увеличивающаяся диспропорция между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Одним из главных факторов, влияющих на состояние аварийности, является пренебрежение и, более того, игнорирование участниками дорожного движения требований безопасности. Сформировавшееся в настоящее время общественное мнение приводит к недооценке потенциальной опасности дорожного движения. Сегодня практически отсутствует поддержка общественных организаций в области обеспечения безопасности дорожного движения со стороны государства.
Массовость нарушений правил дорожного движения свидетельствует о низкой дорожно-транспортной культуре участников движения, а также о том, что нынешняя система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения малоэффективна. Система административного воздействия не позволяет в полной мере привлекать к ответственности всех нарушителей правил дорожного движения, а принимаемые меры зачастую не соответствуют тяжести совершенного правонарушения и его возможных последствий.
Кроме того, на безопасность дорожного движения оказывает влияние ряд других факторов:
низкая дисциплина как водителей, так и владельцев транспортных средств - частных лиц, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки на коммерческой основе, не имеющих соответствующей материальной и технической базы для исправного содержания и независимого технического контроля за состоянием автотранспорта, проведения предрейсового медицинского осмотра водителей и осуществления контроля на автобусных маршрутах;
неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;
несоответствие категории автомобильной дороги существующей интенсивности движения;
диспропорция между ростом автопарка и развитием улично-дорожной сети;
большой износ автопарка предприятий и организаций, эксплуатация выработавшего ресурсы автотранспорта, принадлежащего юридическим и физическим лицам;
недостаточный уровень технической оснащенности подразделений ОГИБДД;
недостатки в содержании технических средств регулирования дорожного движения.
Быстрый рост численности автопарка за последние годы (табл.8) и массовое включение в дорожное движение перевозчиков привели к существенному изменению характеристик и усложнению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, что привело к росту аварийности. Однако начиная с 2004 года наблюдается положительная динамика снижения тяжести последствий ДТП (табл.9). Укоренившиеся тенденции и характер проблемы требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, формирования эффективных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Алатырского района Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, негосударственных структур при наиболее полном учете интересов граждан.
Как показывает анализ динамики дорожной аварийности в Алатырском районе Чувашской Республики, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа пострадавших в них. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия автомобилизации. Во всем мире эти меры реализуются в рамках специальных общенациональных программ повышения безопасности дорожного движения. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4-8%.
Основными факторами, от которых зависит количество происшествий, являются время и место ДТП, тип транспортного средства и участники дорожного движения (водители транспортных средств, пешеходы). Определение подгруппы, на которую приходится наибольшее количество происшествий, включает в себя распределение количества ДТП по действию факторов риска. В число факторов риска, которые могут быть связаны с ДТП, входят время суток, плотность и структура транспортного потока, климатические условия, состояние дорожного покрытия и т.п. Анализ показывает, что наибольшее количество ДТП приходится на вторую половину суток, а именно на промежуток времени с 12 до 24 часов - около 53%, причем резкий скачок количества происшествий наблюдается с 15 до 24 часов - около 40% от общего количества.
Для снижения риска происшествий необходимы устройство нормального освещения дорог, установка соответствующих технических средств регулирования дорожного движения, поддержание состояния дорожного полотна и разметки в надлежащем состоянии. Благодаря этому дорожное движение становится более безопасным, а последствия происшествий - менее тяжкими.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП, и количества ДТП с пострадавшими на муниципальных дорогах Алатырского района.
Условием достижения цели является решение следующих задач:
предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
повышение качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств;
сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
повышение уровня безопасности транспортных средств;
внедрение современных средств организации дорожного движения;
совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах и населенных пунктах;
сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в ДТП;
существенное повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение пяти лет (2006-2010 годы) в 2 этапа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Срок реализации настоящей Программы установлен на 2008-2012 гг.
На I этапе (2008-2010 годы) планируется осуществление следующих первоочередных мероприятий:
создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения;
повышение уровня активной и пассивной безопасности транспортных средств;
усиление контроля за наличием, исправностью и применением средств безопасности;
повышение профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
техническое перевооружение служб, оказывающих помощь лицам, пострадавшим в ДТП;
техническое перевооружение ОГИБДД;
значительное увеличение объемов работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе ликвидация мест концентрации ДТП;
предотвращение дорожных заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, современных технических средств (дорожных знаков, разметки и т.д.);
мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма.
На II этапе (2011-2012 годы) предусматривается реализация следующих мероприятий:
продолжение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
повышение роли общественных объединений и организаций в проведении профилактических мероприятий;
совершенствование работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
дальнейшее техническое перевооружение служб, оказывающих помощь лицам, пострадавшим в ДТП;
совершенствование механизма оперативного доведения информации о ДТП до дежурных служб, участвующих в ликвидации их последствий;
совершенствование форм и методов контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;
продолжение мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма;
дальнейшее техническое перевооружение ОГИБДД.
Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Механизм реализации и управления Программой предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения мероприятий в соответствии с содержанием Программы.
Программа реализуется по следующим принципам:
цели Программы достигаются за счет мероприятий, состав которых формируется на федеральном, республиканском и местном уровне;
реализация Программы предусматривает тесное взаимодействие органов исполнительной власти Алатырского района Чувашской Республики с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, общественными и другими организациями, заинтересованными в обеспечении безопасности дорожного движения. Основными исполнителями мероприятий Программы в Алатырском районе являются отделы и управления администрации Алатырского района; МУ "Центральная районная больница Алатырского района"; # далее УГАДН по Чувашской Республике (по согласованию), ОГИБДД (по согласованию); ООО "Алатырская управляющая транспортная компания" (по согласованию), Гостехнадзор (по согласованию), сельские поселения Алатырского района (по согласованию).
Перечень основных мероприятий Программы изложен в приложении.
Координацию и контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация Алатырского района Чувашской Республики.
Исполнители основных мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2013 года представляют муниципальному заказчику информацию о ходе их реализации. Администрация Алатырского района информирует Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики о ходе реализации Программы ежегодно к 1 марта до 2013 года.
Оценка эффективности социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
Главный результат реализации Программы заключается в создании условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья людей, участвующих в дорожно-транспортном процессе.
Реализация программных мероприятий направлена на приостановление роста ДТП и дальнейшее снижение их количества по сравнению с показателями 2007 года и сокращение числа пострадавших при ДТП, совершенствование систем управления обеспечением безопасности дорожного движения, работы с участниками дорожного движения, организации дорожного движения в городах и населенных пунктах, обеспечение безопасных условий движения на автомобильных дорогах, оказания помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе.
Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в населенных пунктах района, развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, непосредственно влияют на сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП.
Помимо этого сокращение ДТП, особенно при столкновении транспортных средств, приведет к снижению загрязнения почвы и атмосферы автомобильным топливом и маслами, что будет способствовать улучшению экологической обстановки.
Программа предусматривает достижение следующих целевых показателей:
N пп |
Индикаторы - целевые показатели |
Единица измерения |
Факт
|
Годы |
||||
I этап |
II этап |
|||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1. |
Число погибших в ДТП |
человек |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2. |
Количество ДТП с пострадавшими |
единиц |
15 |
15 |
14 |
13 |
12 |
11 |
Ожидаемая динамика достижения показателей Программы
N пп |
Индикаторы - целевые показатели |
Единица измерения |
Годы |
||||
I этап |
II этап |
||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1. |
Снижение числа погибших в ДТП (по сравнению с 2005 годом) |
человек |
- |
- |
1 |
2 |
2 |
2. |
Снижение количества ДТП с пострадавшими (по сравнению с 2007 годом) |
единиц |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
-----------------------------
Не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Алатырского района Чувашской Республики от 16 апреля 2008 г. N 18/05 "Об утверждении районной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Алатырском районе Чувашской Республики на 2008-2012 годы"
Текст решения размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru)