Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Собрания депутатов
Шумерлинского района
от 15 февраля 2007 г. N 17/10
Районная программа
"Повышение безопасности дорожного движения в Шумерлинском районе ЧР на 2007-2010 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- районная программа "Повышение безопасности дорожного движения в Шумерлинском районе Чувашской Республике# на 2007-2010 годы" |
|
|
Основание для разработки Программы |
- постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах"; - постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 августа 2006 года N 219 "О республиканской целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в ЧР на 2006-2010 годы" |
|
|
Заказчик Программы |
- Администрация Шумерлинского района |
|
|
Основные разработчики Программы |
- отдел образования и молодежной политики администрации Шумерлинского района; - отдел по взаимодействию с предприятиями АПК администрации Шумерлинского района; - отдел строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Шумерлинского района; - отдел по делам ГО и ЧС администрации Шумерлинского района; - администрации сельских поселений Шумерлинского района (по согласованию); - ОГИБДД Шумерлинского ГОВД (по согласованию). |
|
|
Цели Программы |
- сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. |
|
|
Задачи Программы |
- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; - повышение качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств; - сокращение детского дорожно-транспортного травматизма; - повышение уровня безопасности транспортных средств; - внедрение современных средств организации дорожного движения; - совершенствование организации движения транспорта пешеходов в населенных пунктах района; - сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; - существенное повышение эффективности функционирования системы муниципального управления в области обеспечения безопасности дорожного движения |
|
|
Этапы реализации Программы |
Программа реализуется в два этапа: I этап: 2007 год; II этап: 2008-2010 годы |
Исполнители мероприятий Программы |
- отдел образования и молодежной политики администрации Шумерлинского района; образовательные учреждения Шумерлинского района; - МУЗ "Шумерлинская центральная районная больница"; - отдел строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Шумерлинского района; - отдел по делам ГО и ЧС администрации Шумерлинского района; - администрации сельских поселений Шумерлинского района (по согласованию); - ОГИБДД Шумерлинского ГОВД Чувашской Республики (далее - ОГИБДД) (по согласованию); - Управление государственного автодорожного надзора по Шумерлинскому району Чувашской Республики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАДН) (по согласованию); - Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Шумерлинского района Чувашской Республики (далее - Гостехнадзор) (по согласованию); - Муромское отделение Горьковской железной дороги филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Муромское отделение ГЖД) (по согласованию). |
|
|
Источники финансирования |
- средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности; - средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. |
|
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- снижение к 2010 году количества дорожно-транспортных конечные# происшествий на 10 процентов по сравнению с аналогичным показателем 2006 года. |
|
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
- контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Шумерлинского района |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Докладе о мировых катастрофах, изданном # 1998 году, определяет дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) как одну из важнейших и обостряющихся проблем. В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет.
ДТП влекут за собой ежегодные потери в размере от 1 до 3 процентов внутреннего валового продукта, а в развивающихся странах издержки от ДТП еще выше. Ущерб, нанесенный мировой экономике ДТП, составляет 800 млрд. долларов США в год. Если в экономически развитых странах положение дел в области безопасности дорожного движения в последние 30 лет стабилизируется, то в развивающихся государствах ситуация ухудшается в связи с резким ростом автомобильного парка и недостаточным финансированием деятельности, направленной на профилактику аварийности.
По расчетам специалистов, социально-экономический ущерб от последствий ДТП в России в 2005 году составил 369 млрд. рублей, в том числе от гибели людей - 186,2 млрд. рублей. В среднем по стране тяжесть последствий ДТП составила 12 погибших на каждые 100 пострадавших.
Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Чувашской Республике. Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся причинением тяжкого вреда здоровью. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких ДТП, является одной из основных причин их высокой смертности.
Система организации прибытия на место ДТП и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, неэффективна. Так, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет более 50 процентов от общего количества лиц, погибших вследствие ДТП.
Нельзя не отметить и обострившуюся проблему аварийности на железнодорожных переездах. В целом за последние годы наблюдается рост количества ДТП на железнодорожных переездах, совершаемых водителями автотранспортных средств. Основной причиной нарушений правил безопасности движения на переездах является недисциплинированность водителей транспортных средств. По указанной причине в Чувашской Республике на железнодорожных переездах в 2004 году совершено 3 ДТП, в которых 1 человек погиб и 3 ранено; в 2005 году 2 ДТП - 2 человека погибли и 3 ранено, за 6 месяцев 2006 года 1 ДТП - 3 человека погибло. ДТП, совершенные на железнодорожных переездах, характеризуются причинением тяжкого вреда здоровью и, как следствие, высокой тяжестью последствий. Достаточно сказать, что тяжесть последствий на переездах в 2,5 раза выше, чем на автомобильных дорогах. Учитывая острую потребность в улучшении условий эксплуатации и обеспечении безопасности движения на переездах, необходимо создать эффективные механизмы предотвращения и снижения количества ДТП на железнодорожных переездах.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние годы количество пешеходов, погибших в результате ДТП, увеличилось на треть.
На протяжении последних лет с 2000 по 2006 год на автодорогах Шумерлинского района Чувашской Республики произошло более 180 ДТП, в которых погибли и получили ранения более 310 человек. Ежегодно в результате ДТП погибают в среднем 5 человек, получают тяжкие ранения 40 человек (табл.1).
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества ДТП.
Сложившаяся в области обеспечения безопасности дорожного движения критическая ситуация в условиях отсутствия программно-целевого метода имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения;
низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Применение программно-целевого метода позволит реализовать комплекс мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате ДТП. Вместе с тем применение такого метода для решения проблемы повышения безопасности дорожного движения сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности их ожидаемой эффективности, обусловленного использованием новых подходов к решению задач в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Количество дорожно-транспортных происшествий и их последствия на территории Шумерлинского района Чувашской Республики за 2000-2006 годы
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Шумерлинском районе, относятся:
крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения;
отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению безопасности дорожного движения;
массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения, недостаточное информирование населения о соответствующих мероприятиях, отсутствие должной ответственности у руководителей предприятий и организаций, осуществляющих автомобильные перевозки;
низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в управлении транспортными средствами и оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;
недостатки технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь несоответствие современным требованиям технического уровня дорожных хозяйств, транспортных средств, средств организации дорожного движения и систем оперативной связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим;
Приведенные в табл.1-4 данные показывают, что относительным показателям наблюдается снижение аварийности однако увеличивается тяжести последствий, особенно за последние три года.
Таблица 1
Показатели аварийности по Шумерлинскому району Чувашской Республике# за 2000-2006 годы
Годы |
Количество |
Разница в % по сравнению с предыдущим годом |
Тяжесть послед- ствий ДТП (число погибших на 100 постра- давших в ДТП) |
||||
ДТП (единиц) |
погибших (человек) |
раненых (человек) |
ДТП |
погибших |
раненых |
||
2000 |
15 |
1 |
16 |
-0,9 |
-2,3 |
3,2 |
15 |
2001 |
27 |
4 |
38 |
3,8 |
-20 |
-10 |
9,5 |
2002 |
35 |
7 |
51 |
29,6 |
75 |
34,2 |
12,1 |
2003 |
30 |
5 |
48 |
-14,3 |
-28,6 |
-5,9 |
9,4 |
2004 |
29 |
5 |
43 |
-3,3 |
стаб. |
-10,4 |
10,4 |
2005 |
32 |
6 |
55 |
10,3 |
20 |
27,9 |
9,8 |
2006 |
21 |
4 |
30 |
-34,3 |
-33,3 |
-45,5 |
11,8 |
Несмотря на снижение показателей аварийности, в 2006 году удельный вес ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии в общем количестве ДТП по вине водителей увеличился по сравнению с 2000 годом на 6,5 процента (табл.2).
Таблица 2
Дорожно-транспортные происшествия, совершенные по вине водителей в нетрезвом состоянии
Годы |
Количество |
Удельный вес в общем количестве ДТП, % |
Разница в % по сравнению с предыдущим годом |
||||
ДТП (единиц) |
погибших (человек) |
раненых (человек) |
ДТП |
погиб- ших |
раненых |
||
2001 |
10 |
0 |
11 |
37,0 |
100 |
-10,3 |
17,5 |
2002 |
14 |
2 |
16 |
40,0 |
40,0 |
|
45,5 |
2003 |
9 |
1 |
9 |
30,0 |
-35,7 |
050,0 |
-43,7 |
2004 |
11 |
1 |
15 |
37,9 |
22,2 |
стаб. |
66,7 |
2005 |
4 |
0 |
5 |
12,5 |
-63,6 |
0 |
-66,7 |
2006 |
5 |
0 |
6 |
23,8 |
25,0 |
стаб. |
20,0 |
Таблица 3
Дорожно-транспортные происшествия с участием детей
Годы |
Количество |
Удельный вес в общем количестве ДТП, % |
Разница в % по сравнению с предыдущим годом |
||||
ДТП (единиц) |
погибших (человек) |
раненых (человек) |
ДТП |
погиб- ших |
раненых |
||
2000 |
2 |
0 |
2 |
14,8 |
-3,2 |
-50,0 |
7,3 |
2001 |
2 |
0 |
0 |
стаб. |
стаб. |
стаб. |
стаб. |
2002 |
2 |
0 |
2 |
5,7 |
стаб. |
|
|
2003 |
1 |
0 |
1 |
3,3 |
-50,0 |
стаб. |
-50 |
2004 |
0 |
0 |
0 |
0 |
стаб. |
|
|
2005 |
0 |
0 |
0 |
0 |
стаб. |
стаб. |
стаб. |
2006 |
0 |
0 |
0 |
0 |
стаб. |
стаб. |
стаб. |
Таблица 4
Дорожно-транспортные происшествия, совершенные по вине пешеходов
Годы |
Количество |
Удельный вес в общем количестве ДТП, % |
Разница в % по сравнению с предыдущим годом |
||||
ДТП (единиц) |
погибших (человек) |
раненых (человек) |
ДТП |
погиб ших |
раненых |
||
2000 |
2 |
0 |
2 |
7,2 |
1,6 |
2,7 |
1,9 |
2001 |
2 |
0 |
2 |
7,4 |
0 |
0 |
100 |
2002 |
1 |
0 |
1 |
2,8 |
-50 |
стаб. |
-50 |
2003 |
2 |
0 |
2 |
6,7 |
100 |
стаб. |
100 |
2004 |
1 |
0 |
1 |
3,4 |
-50 |
стаб. |
-50 |
2005 |
1 |
1 |
1 |
3,1 |
стаб. |
|
стаб. |
2006 |
2 |
0 |
2 |
9,5 |
100 |
0 |
100 |
Основные причины совершения дорожно-транспортных происшествий
Одним из главных факторов, влияющих на состояние аварийности, является пренебрежение и, более того, игнорирование участниками дорожного движения требований безопасности. Сформировавшееся в настоящее время общественное мнение приводит к недооценке потенциальной опасности дорожного движения. Сегодня практически отсутствует поддержка общественных организаций в области обеспечения безопасности дорожного движения со стороны государства.
Массовость нарушений правил дорожного движения свидетельствует о низкой дорожно-транспортной культуре участников движения, а также о том, что нынешняя система государственного и общественного воздействия на сознание участников дорожного движения малоэффективна. Система административного воздействия не позволяет в полной мере привлекать к ответственности всех нарушителей правил дорожного движения, а принимаемые меры зачастую не соответствуют тяжести совершенного правонарушения и его возможных последствий.
Кроме того, на безопасность дорожного движения оказывает влияние ряд других факторов:
низкий уровень подготовки водителей в образовательных учреждениях;
низкая дисциплина как водителей, так и владельцев транспортных средств - частных лиц, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки на коммерческой основе, не имеющих соответствующей материальной и технической базы для исправного содержания и независимого технического контроля за состоянием автотранспорта, проведения предрейсового медицинского осмотра водителей и осуществления контроля на автобусных маршрутах;
неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;
несоответствие категории автомобильной дороги существующей интенсивности движения;
большой износ автопарка предприятий и организаций, эксплуатация выработавшего ресурсы автотранспорта, принадлежащего юридическим и физическим лицам;
недостаточный уровень технической оснащенности подразделений ОГИБДД.
Быстрый рост численности автопарка за последние годы и массовое включение в дорожное движение перевозчиков привели к существенному изменению характеристик и усложнению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, что привело к росту аварийности.
II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП, и количества ДТП с пострадавшими.
Условием достижения цели является решение следующих задач:
предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
повышение качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств;
сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
повышение уровня безопасности транспортных средств;
внедрение современных средств организации дорожного движения;
совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в населенных пунктах района;
сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в ДТП;
существенное повышение эффективности функционирования системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение четырех лет (2007-2010 годы) в 2 этапа.
На I этапе (2007 году#) планируется осуществление следующих первоочередных мероприятий:
создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения;
повышение уровня активной и пассивной безопасности транспортных средств;
строительство дорог с твердым покрытием к населенным пунктам: п.п.Триер, Комар, Автобус, Покровское, Малиновка, Красный Атмал, д.д.Пилешкасы, Нижний Магарин, Мыслец в соответствии с нормативным# требованиями;
полная реконструкция существующей опорной сети дорог и мостов;
усиление контроля за наличием, исправностью и применением средств безопасности;
повышение профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
техническое перевооружение служб, оказывающих помощь лицам, пострадавшим в ДТП;
техническое перевооружение ОГИБДД;
значительное увеличение объемов работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе ликвидация мест концентрации ДТП;
предотвращение дорожных заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, современных технических средств (светофоров, дорожных знаков, разметки и т.д.);
мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма.
На II этапе (2008-2010 годы) предусматривается реализация следующих мероприятий:
строительство автодорог с твердым покрытием к населенным пунктам: разъезд Кумашка, д.Калиновка, п.Яхайкино, выселок Ахмасиха;
продолжение реконструкции существующей опорной сети дорог и мостов;
продолжение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
повышение роли общественных объединений и организаций в проведении профилактических мероприятий;
совершенствование работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
дальнейшее техническое перевооружение служб, оказывающих помощь лицам, пострадавшим в ДТП;
совершенствование механизма оперативного доведения информации о ДТП до дежурных служб, участвующих в ликвидации их последствий;
совершенствование форм и методов контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;
продолжение мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма;
дальнейшее техническое перевооружение ОГИБДД.
III. Основные направления реализации Программы
Комплекс мероприятий Программы формируется по следующим направлениям:
совершенствование в работе# с участниками дорожного движения (раздел I приложения к Программе).
Деятельность в указанном направлении предусматривает выработку и формирование единой политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, обоснование приоритетных направлений профилактики ДТП и снижения тяжести их последствий, построение оптимальных моделей управления системой безопасности дорожного движения, создание системы управления и мониторинга реализации Программы;
совершенствование организации дорожного движения (раздел II приложения к Программе).
Деятельность в указанном направлении предусматривает улучшение условий движения транспортных средств и пешеходов, внедрение современных методов регулирования транспортных потоков, комплексных схем организации дорожного движения, совершенствование организации пешеходного движения;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (раздел III приложения к Программе).
Деятельность в указанном направлении предусматривает совершенствование и развитие систем подготовки водителей транспортных средств, других участников дорожного движения, широкое внедрение современных средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, сокращение времени прибытия на место ДТП служб, участвующих в ликвидации их последствий, повышение эффективности оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП;
мероприятия по снижению аварийности на железнодорожных переездах на территории Шумерлинского района в 2007-2010 годах (раздел IV приложения к Программе).
Деятельность в указанном направлении предусматривает анализ состояния безопасности движения поездов и автотранспорта на железнодорожных переездах, проведение комиссионных осмотров железнодорожных переездов, проведение разъяснительной работы среди водителей, рейдов и проверок на железнодорожных переездах.
IV. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Механизм реализации и управления Программой предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения мероприятий в соответствии с содержанием Программы.
Программа реализуется по следующим принципам:
реализация Программы предусматривает тесное взаимодействие органов исполнительной власти Чувашской Республики с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления Шумерлинского района, общественными и другими организациями Шумерлинского района, заинтересованными в обеспечении безопасности дорожного движения. Основными исполнителями мероприятий Программы являются отдел строительства и развития общественной инфраструктуры администрации Шумерлинского района, МУЗ "Шумерлинская центральная районная больница", отдел образования и молодежной политики администрации Шумерлинского района, образовательные учреждения Шумерлинского района, отдел по взаимодействию с предприятиями АПК администрации Шумерлинского района, ОГИБДД Шумерлинского ГОВД (по согласованию), "Гостехнадзор" Шумерлинского района (по согласованию).
Перечень основных мероприятий Программы изложен в приложении.
V. Оценка эффективности социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
Главный результат реализации Программы заключается в создании условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья людей, участвующих в дорожно-транспортном процессе.
Реализация программных мероприятий направлена на приостановление роста ДТП и дальнейшее снижение их количества по сравнению с показателями 2006 года и сокращение числа пострадавших при ДТП, совершенствование систем управления обеспечением безопасности дорожного движения, работы с участниками дорожного движения, организации дорожного движения # населенных пунктах района, обеспечение безопасных условий движения на автомобильных дорогах, оказания помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе.
Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в населенных пунктах, развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, непосредственно влияют на сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП.
Помимо этого сокращение ДТП, особенно при столкновении транспортных средств, приведет к снижению загрязнения почвы и атмосферы автомобильным топливом и маслами, что будет способствовать улучшению экологической обстановки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.