В целях развития дошкольного образования на современном этапе модернизации республиканской системы образования и на основании решения коллегии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 25 ноября 2008 года N 4/1 приказываю:
1. Утвердить Концепцию развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года.
2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:
2.1. Организовать обсуждение Концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, всех типов и видов.
2.2. Привести муниципальные программы развития дошкольного образования в соответствие с Концепцией развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года.
3. Руководителям образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечить организацию воспитательно-образовательного процесса с учетом основных положений и приоритетных задач Концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года.
4. Государственному образовательному учреждению "Чувашский республиканский институт образования" (Данилов В.Д.) разработать методические рекомендации по реализации Концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года в срок до 1 июня 2009 года.
5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
Г.П. Чернова |
Концепция
развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года
Введение
Концепция развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года (далее - Концепция) - это научное прогнозирование и обоснование развития системы дошкольного образования, направленное на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики республики. Стратегическое планирование обусловлено пониманием исключительной значимости инвестиций в дошкольное детство и основывается на признании образования как приоритетного направления социально-экономического развития Чувашской Республики.
Концепция основывается на следующих принципиальных положениях:
непреходящее значение дошкольного возраста, обладающего самоценностью и собственной логикой целостного развития, как сензитивного (благоприятного) периода для становления базовых способностей личности;
признание дошкольного детства одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной емкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней образования;
признание дошкольного образования как базисной, необходимой и самоценной ступени единой образовательной системы, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка; как стратегического ресурса устойчивого развития качества образования Чувашской Республики в целом;
приоритет здоровьесбережения как основополагающий принцип дошкольного образования;
обеспечение гарантий развития и сохранения культурной идентичности ребенка в условиях поликультурного региона на основе сочетания национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении комплексных проблем дошкольного образования;
обеспечение динамики развития системы дошкольного образования на основе вариативности и многофункциональности организационных форм, их преемственности и индивидуализации.
Концепция исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального и регионального уровней, в том числе в решениях по реализации:
приоритетного национального проекта "Образование";
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;
Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы;
Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на период 2007-2010 годы;
Государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы";
Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года;
Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года;
Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы и другие.
Концепция призвана обеспечить:
взаимосвязь и согласованность между долгосрочными приоритетами всех направлений развития образования в целом, оптимизацию преемственности дошкольного и начального общего образования;
формирование методологической основы для разработки республиканских программ и приоритетных проектов в дошкольном образовании;
согласованность действий органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общества в решении задач развития дошкольного образования.
Концепция определяет приоритетные направления развития дошкольного образования в Чувашской Республике и служит основой для разработки республиканских и муниципальных целевых программ развития дошкольного образования, перспективных и краткосрочных прогнозов развития системы образования в Чувашской Республике и соответствующих законодательных инициатив.
В ходе подготовки Концепции проведены исследования, включающие анализ современного состояния дошкольного образования в контексте социальной, демографической, финансовой, этнической ситуации. Изучался международный опыт воспитания и образования детей младшего возраста, политические стратегии и эффективные модели. Это позволило выявить трудности и противоречия, тенденции и перспективы развития, общие и специфические подходы к прогнозированию направлений инновационного развития дошкольного образования.
В разработке Концепции принимали участие специалисты Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, ученые Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я. Яковлева, Чувашского республиканского института образования. Проект был опубликован в журнале "Дефектология", широко обсуждался в ведущих научных центрах России, на научно-практических конференциях разного статуса и получил одобрение на заседании коллегии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, в котором участвовали представители органов местного самоуправления, профессиональных объединений, общественных организаций.
Современное состояние системы дошкольного образования в Чувашской Республике
Система дошкольного образования Чувашской Республики представлена 398 дошкольным образовательным учреждением и 34 учреждениями "начальная школа - детский сад", которые посещают 51,3 тысячи детей, что составляет 68,3 процента всех детей в возрасте 1-6 лет.#
Ежегодно происходит рационализация сети дошкольных образовательных учреждений, развитие учреждений и групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. Более 40 дошкольных учреждений оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п. Разнообразными видами коррекционно-педагогической помощи охвачено более 6 тысяч воспитанников детских садов.
Расширяется практика реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных школах и группах кратковременного пребывания детей. В настоящее время при 175 школах функционируют дошкольные группы. Для детей, не посещающих детские сады, открыто 166 групп кратковременного пребывания. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах и городах созданы консультационные пункты.
Расширяется деятельность дошкольных образовательных учреждений с целью полного удовлетворения образовательных потребностей родителей и воспитанников. В 100 дошкольных учреждениях оказываются дополнительные образовательные услуги на платной основе, в 46 организовано раннее обучение иностранным языкам. Платными образовательными услугами в городах пользуются 12 процентов воспитанников детских садов, в сельской местности - 3 процента.
196 детских садов (46%) используют в своей работе компьютерные технологии как средство управления, совершенствования форм и методов работы с детьми. Более половины детских садов реализуют программы нового поколения ("Радуга", "Детство", "Развитие", "Школа - 2100" и др.), половина детских садов работают по республиканской "Программе воспитания ребенка-дошкольника", дополняя её содержание элементами из других программ, используя современные авторские технологии. В 280 (65%) дошкольных учреждениях воспитательно-образовательный процесс организован на русском языке, в 146 (34%) - чувашском, в 4 (1%) - татарском.
С января 2007 года республика участвует в федеральном эксперименте по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста (Приказ Минобрнауки России от 25.12.2006 г. N 03-2998). В настоящее время 90 процентов детей старшего дошкольного возраста охвачены различными формами предшкольной подготовки.
Воспитание и обучение детей осуществляют 5816 педагогов, образовательный уровень которых ежегодно растет. В 2000 г. с высшим образованием было 33,4 процента педагогов, в 2008 г. - 45 процентов.
В республике создана система грантовой поддержки инновационной деятельности педагогов и дошкольных образовательных учреждений. Восьми лучшим воспитателям в 2007 году и 20 лучшим педагогам системы дошкольного образования в 2008 году присуждены денежные поощрения Приезидента# Чувашской Республики. Семь лучших детских садов в 2007 году и 17 в 2008 году получили гранты по 200 тысяч рублей.
С 2000 года отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений. Численность детей, посещающих детские сады, увеличивается ежегодно на 2,5-3,5 процента. С этого же периода увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования. Если в 2000 году дошкольные образовательные учреждения посещали 56,2 процента детей, то в 2008 году - 68,3.
Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными образовательными учреждениями
(процентов)
Вместе с тем в системе дошкольного образования существует ряд проблем:
- остается нерешенной проблема общедоступности дошкольного образования - более 30 процентов детей по разным причинам не охвачены системой дошкольного образования, более 10 тысяч детей нуждаются в образовательных услугах дошкольных учреждений;
- в городах и районных центрах наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, а в сельской местности - их избыток (в городах на 100 мест приходится 102 воспитанника, в сельской местности - 77);
- недостаточно развивается сеть учреждений и групп, предназначенных для компенсации здоровья и коррекции развития ребенка, тогда как наблюдается рост хронической патологии детей и возрастает потребность родителей в коррекционно-педагогической помощи;
- качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают требованиям родителей;
- боле 30 процентов детей охвачены домашним воспитанием, что требует квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения семьи со стороны как муниципальных органов управления, так и дошкольных образовательных учреждений;
- финансовая и имиджиевая# непривлекательность сферы ведет к оттоку высококвалифицированных работников из системы дошкольного образования.
Обозначенные проблемы определили приоритетные направления совершенствования существующей системы дошкольного образования и идеологию Концепции, основанную на принципиальных положениях, обусловливающих динамику развития системы дошкольного образования в Чувашской Республике.
Цель и задачи Концепции развития дошкольного образования
Методологическую основу Концепции составили фундаментальные положения дошкольного образования:
- о дошкольном детстве как уникальном, самоценном периоде жизни человека, в котором закладываются основы личностной культуры;
- о ценности образования и культуры как важнейших факторов развития личности, общества и государства;
- о дошкольном образовании как базовой ступени непрерывного образования, его преемственности с начальным общим образованием;
- об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе дошкольного образования;
- о ребенке как субъекте детских видов деятельности, общения и поведения, активно входящем в культуру и социум, целостности его развития;
- об игре как ведущем виде деятельности ребенка, в котором закладывается фундамент будущих социальных отношений;
- о возрастных и индивидуальных психологических и психофизиологических особенностях развития ребенка;
- о психолого-педагогическом феномене "готовность ребенка к обучению в школе";
- об актуальности ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка на всех этапах онтогенеза;
- о гибкости, открытости, вариативности дошкольного образования и индивидуализации образовательного процесса;
- о семье как основном социальном институте воспитания и домашнего образования ребенка;
- о педагоге как творце педагогического процесса, его профессиональной культуре и субъектно-деятельностной позиции в условиях инноваций дошкольного образования.
Цель Концепции - разработка механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего.
Цель конкретизируется совокупностью взаимосвязанных задач:
- институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования, его доступности на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации
- оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения;
- формирование нормативного правового регламента и эффективных технологий экономического сопровождения инновационного развития системы дошкольного образования;
- развитие многоуровневой системы подготовки специалистов различного профиля;
- развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.
Инновационное развитие системы дошкольного образования предполагает конструктивное взаимодействие с различными сферами жизнедеятельности Чувашской Республики:
со сферой экономики: развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений различных форм собственности; повышение инвестиционной привлекательности дошкольного образования для притока всех видов ресурсов - интеллектуальных, материальных, финансовых и др.;
со сферой строительства: разработка проектных решений новых типов зданий (в том числе с учетом элементов безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья) и технологий их возведения в соответствии с требованиями комфортности и экологической безопасности; строительство и реконструкция зданий под дошкольные образовательные учреждения с учетом территориальной доступности, в соответствии с региональными нормативами обеспеченности населения услугами дошкольного образования;
с производственной сферой: развитие современных технологий обеспечения инфрастуктуры# дошкольного образования в соответствии с гигиеническими и эргономическими требованиями к материалам и конструкциям, детской мебели, спортивному инвентарю, игрушкам и другому специальному оборудованию с целью создания безопасной и адекватной среды образовательного учреждения и домашнего интерьера для детей;
со сферой транспортной инфраструктуры: обеспечение адаптивными транспортными средствами детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в образовательное и культурное пространство; организация специальных маршрутов с целью создания условий по обеспечению доступности образования для всех детей, независимо от места проживания;
со сферой здравоохранения и социального развития: осуществление непрерывного мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребенка; организация комплексной ранней диагностики детей с составлением индивидуального электронного паспорта для последующего психолого-медико-педагогического сопровождения; обеспечение равного доступа детей дошкольного возраста к высококачественным медицинским услугам как в городской, так и в сельской местности.
со сферой информатизации: разработка и внедрение информационных технологий специального назначения; создание и внедрение автоматизированной информационной системы управления дошкольным образованием;
со сферой культуры: обеспечение преемственности и культурологической достаточности содержания образования; интеграция образовательного и культурного пространства; обеспечение культуротворческой среды жизнедеятельности ребенка и его семьи;
со сферой физкультуры и спорта: реализация вариативных моделей и комплексных здоровьесберегающих технологий физического воспитания и развития детей с учетом соответствия их физиологической зрелости и физического здоровья.
Ресурсы и механизмы реализации Концепции
Основными направлениями совершенствования ресурсного обеспечения инновационного развития дошкольного образования Чувашской Республики являются:
- развитие новых моделей и структур дошкольного образования
- нормативное правовое обеспечение дошкольного образования
- развитие новых организационно-экономических механизмов
- обновление содержания и внедрение инновационных технологий
- развитие информационных и материально-технических ресурсов
- повышение качества кадрового обеспечения
- развитие системы менеджмента качества дошкольного образования
Развитие новых моделей и структур дошкольного образования
Институциональные преобразования системы дошкольного образования предусматривают типовое и видовое многообразие учреждений различных форм собственности (государственных, муниципальных, негосударственных), ведомственной и социальной принадлежности (общего и дополнительного образования, здравоохранения и социальной сферы, культуры, добровольных родительских сообществ и др.), в том числе с использованием новых организационно-правовых форм функционирования (автономная некоммерческая организация, автономное учреждение на основе нормативно-подушевого финансирования).
В основу структурирования системы положены вариативные модели дошкольного образования:
- модель, реализуемая на базе дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. N 666;
- модель, реализуемая в группах полного дня на базе общеобразовательных учреждений;
- модель, реализуемая в группах кратковременного пребывания детей, дифференцированных по цели и содержанию образования (адаптационные, интегрированные, предшкольной подготовки, индивидуального развития и др.);
- модель, реализуемая в условиях семейного (домашнего) образования (детский дом семейного типа, семейный детский сад, надомное обучение, сочетание надомного обучения с кратковременным пребыванием ребенка в детском саду и др.);
- модель, реализуемая в образовательных центрах микрорайона (центр игровой поддержки развития ребенка, лекотека, школа развития одаренных детей, центр творчества, студии и др.);
- модель - многофункциональный центр, обеспечивающий образование и педагогическое взаимодействие педагогов, детей, родителей и других субъектов социума и реализующий комплекс инновационных образовательных технологий.
Структурной единицей названных моделей дошкольного образования является дошкольная образовательная группа.
Системные преобразования в перспективе будут определяться новыми связями моделей дошкольного образования и внедрением актуальных структур:
службы психолого-педагогической поддержки раннего семейного воспитания детей (от 0 до 3 лет);
консультативные службы для родителей и детей, воспитывающихся только в семейных (домашних) условиях, с целью максимального обогащения и использования образовательного потенциала семьи;
службы психолого-педагогического сопровождения детей из семей группы риска с целью включения их в социокультурное образовательное пространство и пропедевтики асоциального поведения;
инновационные образовательные модули интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
службы непрерывного сопровождения детей на межведомственной основе (центры ранней диагностики и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, службы ранней помощи и др.).
С целью развития новых организационных структур дошкольного образования необходимо создать модели учета детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, не охваченных услугами дошкольного образования, с тем, чтобы определить наиболее целесообразные для них формы дошкольного образования.
Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования
Нормативно-правовое регламентирование инновационного развития системы дошкольного образования требует разработки:
- республиканских нормативов обеспеченности населения местами в учреждениях с учетом оптимального соотношения количества мест и численности детского населения в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
- нормативной модели качества жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в других инновационных моделях дошкольного образования;
- документов по организации муниципального заказа на услуги дошкольного образования;
- стандарта услуги дошкольного образования в форме муниципального паспорта образовательной услуги для негосударственных образовательных организаций;
- правового акта, устанавливающего нормативы финансирования и штатное расписание образовательных учреждений в зависимости от типа, вида и категории;
- документов, координирующих деятельность государственных и негосударственных учреждений, находящихся в ведении различных органов исполнительной власти, по организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- документов по организации вариативных моделей семейного воспитания ребенка и дополнительных услуг домашнего образования;
- документов по развитию системы ранней диагностики и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья через механизм межведомственного взаимодействия;
- документов, регламентирующих развитие республиканской системы ранней психолого-педагогической помощи детям;
- документов по инвестированию средств в систему дошкольного образования бизнес-структурами и частными лицами;
- документов, регулирующих инновационную деятельность дошкольных образовательных учреждений;
- нормативного сопровождения развития новых типов и видов учреждений (организаций), в том числе интегрированных со школой, учреждениями дополнительного образования, здравоохранения, культуры, автономных учреждений, семейных, частных, корпоративных детских садов;
- нормативного сопровождения организации моделей учета детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, не охваченных услугами дошкольного образования.
Развитие новых организационно-экономических механизмов
Экономическую основу инновационного развития дошкольного образования составят:
- введение нормативного подушевого финансирования дошкольного образования с учетом типов и видов учреждений;
- введение ваучерной схемы бюджетного финансирования дошкольного образования;
- внедрение новых принципов долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений с участием родителей;
- создание благоприятных экономических условий для инвестирования средств в систему дошкольного образования бизнес-структурами и частными лицами, функционирования негосударственных дошкольных учреждений;
- внедрение муниципального заказа на услуги дошкольного образования как нового подхода в управлении бюджетным сектором в сфере образования;
- формирование многоканальных источников финансирования научно-исследовательской и инновационной деятельности в дошкольном образовании.
Обновление содержания и внедрение инновационных технологий
Оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения требует:
- разработки и внедрения нового программно-методического обеспечения вариативных моделей и инновационных структур дошкольного образования;
- обновления и структурирования содержания дошкольного образования на основе выделения системных компетентностей (начальных ключевых, начальных специальных (допредметных)), определения этнорегионального компонента;
- внедрения комплексных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка# индивидуальных образовательных маршрутов, способствующих их последовательной социализации и интеграции в массовую практику дошкольного образования;
- внедрения технологий непрерывного мониторинга состояния здоровья и развития детей с составлением индивидуального электронного паспорта;
- реализации вариативных моделей и комплексных здоровьесберегающих технологий, внедрения индивидуальных здоровьесберегающих программ с целью минимизации рисков для здоровья ребенка в образовательном процессе;
- разработки инновационных технологий и модулей предметно-развивающей среды дошкольного образования;
- реализации индивидуальных образовательных программ с учетом особенностей психофизиологического развития детей с целью оптимизации содержательного и процессуального компонентов преемственности дошкольного и начального общего образования;
- расширения участия субъектов системы дошкольного образования в российских и международных образовательных проектах и программах с целью интеграции образовательного, научного и технологического процессов.
Развитие информационных и материально-технических ресурсов
Инновационная инфраструктура дошкольного образования требует:
- разработки долгосрочной межведомственной целевой республиканской программы строительства и реконструкции зданий под дошкольные образовательные учреждения;
- совершенствования материально-технического оснащения дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды;
- обеспечения доступности участников образовательного процесса (педагогов, родителей) к электронным образовательным ресурсам нового поколения, внедрения программ дистанционного обучения;#
- развития информационной образовательной среды на основе использования интегрированных телекоммуникационных систем для эффективной организации управления системой дошкольного образования и повышения качества образовательных услуг;
- создания специализированных баз данных по услугам сопровождения инновационной деятельности;
- внедрения инновационных учебно-методических комплексов и цифровых образовательных ресурсов, дистанционных технологий домашнего образования и родительского просвещения, подготовки и переподготовки специалистов;
- развития сегмента республиканской сети информационных коммуникационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение качества кадрового обеспечения
Инновационная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к качеству кадрового обеспечения. С этой целью предусматривается:
- развитие эффективно функционирующей многоуровневой системы педагогического образования;
- создание системы сетевого непрерывного образования, отвечающего потребностям дошкольного образования по компетенциям и квалификациям, на основе внедрения модульных образовательных программ;
- создание условий для воспитания толерантной, поликультурной личности, формирования традиционных и трансверсальных компетентностей педагога, несущего высокую социальную ответственность за качество результатов дошкольного образования, гибко управляющего индивидуальными образовательными маршрутами детей, их личностным развитием;
- внедрение системы мер для закрепления молодых специалистов, создание условий для их профессиональной переподготовки, повышения квалификации в ведущих российских, зарубежных научных и образовательных организациях;
- развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования (многоуровневые научно-образовательные комплексы, служба сопровождения профессионального развития специалистов в образовательных учреждениях и др.);
- создание республиканской системы прогнозирования, постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка образовательных услуг, специалистов различной специализации и квалификации;
- обеспечение опережающей подготовки специалистов по приоритетным направлениям инновационной деятельности с целью углубления их профессиональной компетентности (специализации), а также подготовки педагогов по совмещенным профессиональным образовательным программам дошкольного и начального образования;
- внедрение механизмов стимулирования инновационной деятельности;
- совершенствование системы аттестации педагогических работников и других специалистов в соответствии с квалификационными требованиями, внедрение механизмов конкурсного отбора на замещение вакантных должностей;
- совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров в области инновационного менеджмента, маркетинга, предпринимательской деятельности и сервисных услуг.
Развитие системы менеджмента качества дошкольного образования
Достижение качества дошкольного образования как интегрального показателя соответствия его цели и задач потребностям семьи, общества и государства требует:
- создания общественно-государственной системы управления качеством дошкольного образования;
- развития институтов гражданского общества, активно влияющих на формирование заказа на дошкольные образовательные услуги;
- разработки новых механизмов комплексной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную и специальную программы дошкольного образования;
- создания и развития республиканской службы маркетинга дошкольного образования;
- внедрения системы менеджмента качества в учреждениях, реализующих основную общеобразовательную и специальную программы дошкольного образования;
- организации научно-педагогической экспертизы качества дошкольной образовательной индустрии;
- внедрения системы контроля качества выполнения муниципального заказа на реализацию услуг дошкольного образования.
Прогнозируемые результаты реализации Концепции
Целью реализации Концепции является формирование эффективной инновационной системы дошкольного образования, обеспечивающей всем детям, проживающим в Чувашской Республике, равные стартовые возможности для получения качественного дошкольного образования.
Ожидаемые результаты:
- повысится качество и доступность дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;
- сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего, что позволит содержательно определить его место в структуре возрастной стратификации общества;
- осуществятся институциональные преобразования системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений;
- гибкость и многофункциональность системы дошкольного образования обеспечится оптимальным взаимодействием различных сфер жизнедеятельности Чувашской Республики на основе государственно-частного партнерства;
- сложится единое образовательное пространство гармоничного вхождения ребенка в социум и культуру (национальную и мировую);
- содержание, современные технологии и модули инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования;
- определятся новые подходы к экономическому обеспечению развития инновационной системы дошкольного образования; оптимизируется нормативно-правовое регулирование инновационным преобразованием системы дошкольного образования;
- на основе компетентностного подхода сформируется система мониторинга оценки качества инновационной деятельности специалиста и гибкая система профилей его подготовки и переподготовки;
- сложится общественно-государственная система управления качеством дошкольного образования.
Заключение
Концепция определяет пути преобразования инновационного комплекса системы дошкольного образования в национальный ресурс развития Чувашской Республики, обогащения ее духовного, интеллектуального и экономического потенциала. Концепция ориентирует систему образования на использование внутренних резервов ее инновационного развития.
Концепция реализуется посредством разработки и выполнения комплекса локальных программ (отраслевых, межотраслевых, муниципальных др.). Эффективность ее реализации обеспечивается конструктивным сотрудничеством между органами государственной власти, местного самоуправления и общественности, направленным на актуализацию целевых инвестиций в человеческий капитал. Реализация Концепции станет важным этапом дальнейших системных изменений в образовательном пространстве Чувашской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года содержит научное прогнозирование и обоснование развития системы дошкольного образования, направленное на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики республики.
Концепция основывается на признании дошкольного образования как базисной, необходимой и самоценной ступени единой образовательной системы, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка, обеспечении гарантий развития и сохранения культурной идентичности ребенка в условиях поликультурного региона на основе сочетания национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении комплексных проблем дошкольного образования.
Также она определяет приоритетные направления развития дошкольного образования в Чувашской Республике и служит основой для разработки республиканских и муниципальных целевых программ развития дошкольного образования, перспективных и краткосрочных прогнозов развития системы образования в Чувашской Республике и соответствующих законодательных инициатив.
Приказ Минобразования Чувашской Республики от 22 декабря 2008 г. N 1959 "Об утверждении Концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года"
Текст приказа официально опубликован не был