Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 5 февраля 2010 г. N 3-7-2010
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 20 февраля 2010 г.
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2006 года N 187 "Об утверждении Временного порядка выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2008 года N 220 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2006 года N 187", которым утвержден Временный порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного постановления N 220 следует читать как "25 июля 2008 г."
установил:
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора оспаривает и просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2006 года N 187 "Об утверждении Временного порядка выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2008 года N 220 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2006 года N 187", которым утвержден Временный порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - Временный порядок).
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемое постановление принято органом исполнительной власти республики с превышением полномочий, поскольку постановлением утвержден порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, тогда как согласно статье 5 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ" определение порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
В судебном заседании представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.
Представители Кабинета Министров Чувашской Республики сообщили о непризнании органом исполнительной власти республики заявления прокурора.
Представители заинтересованного лица согласны с утверждениями прокурора о том, что определение порядка выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отнесено к компетенции органа исполнительной власти Российской Федерации. В то же время они полагают, что в отсутствие законодательного регулирования указанного вопроса на федеральном уровне субъект Российской Федерации вправе осуществлять его собственное регулирование, поскольку согласно Конституции Российской Федерации вопросы охраны окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Верховный Суд Чувашской Республики усматривает основания для признания недействующим оспариваемого прокурором нормативного правового акта.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2006 года N 187 утвержден Временный порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В настоящее время указанный Временный порядок действует в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2008 года N 220 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2006 года N 187".
Согласно пункту 1 Временного порядка им устанавливается процедура оформления и выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, - Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Между тем в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" 4 мая 1999 года N 96-ФЗ (с изменениями и дополнениями) формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации и установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Частью 1 статьи 14 названного Закона закреплено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 6 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", устанавливающая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, вопрос определения порядка выдачи указанных разрешений не относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 679 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) и пунктом 5 этого постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг руководствоваться этим Порядком.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, однако это не означает, что субъект Российской Федерации может осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу, который федеральным законом отнесен к полномочиям федеральных органов власти, при отсутствии достаточного регулирования на федеральном уровне.
При оценке соответствия оспариваемого нормативного акта федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может учитываться целесообразность принятия оспариваемого акта. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при проверке полномочий органа, издавшего оспариваемый акт, суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции субъектов нормотворческой деятельности.
При оценке изложенной в заявлении прокурора правовой позиции не могут быть приняты во внимание доводы представителя заинтересованного лица о практическом значении выдачи разрешений, о том, что выброс без разрешения повлечет признание его правонарушением. В рассматриваемом случае само право органа исполнительной власти республики выдавать разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух прокурором не оспаривается, а оспариваются полномочия по осуществлению регулирования порядка выдачи указанных выше разрешений; к тому же правовые основания выдачи соответствующих разрешений оспариваемым актов не устанавливаются.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый прокурором нормативный правовой акт принят с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, и в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ такой акт подлежит признанию недействующим.
Признавая оспариваемый нормативный акт недействующим со дня вступления решения в законную силу, суд исходит из того, что утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики Временный порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух уже применялся.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2006 года N 187 "Об утверждении Временного порядка выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июля 2008 года N 220 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2006 года N 187", которым утвержден Временный порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатных изданиях, в которых нормативный правовой акт был официально опубликован, в ближайших планируемых изданиях после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.
С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Верховном Суде Чувашской Республики после принятия решения судом в окончательной форме.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривается постановление Кабинета Министров ЧР от 28 июля 2006 года N 187, которым утвержден Временный порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Верховный Суд ЧР усмотрел основания для признания недействующим оспариваемого прокурором нормативного правового акта.
Оспариваемое постановление принято органом исполнительной власти республики с превышением полномочий, поскольку постановлением утвержден порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, тогда как статья 6 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", устанавливающая полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха, вопрос определения порядка выдачи указанных разрешений не относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 72 Конституции РФ вопросы охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, однако это не означает, что субъект Российской Федерации может осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу, который федеральным законом отнесен к полномочиям федеральных органов власти, при отсутствии достаточного регулирования на федеральном уровне.
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 5 февраля 2010 г. N 3-7-2010 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 20 февраля 2010 г.
Сообщение о настоящем решении опубликовано в газете "Вести Чувашии" от 27 февраля 2010 г. N 7 (1166)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании