Решение Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики
от 17 июня 2010 г. N 34-04
"О районной целевой программе энергосбережения в Чебоксарском районе Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года"
15 апреля 2011 г.
В целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.02.2010 г. N 27 "О республиканской целевой программе энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года", Собрание депутатов Чебоксаркого# района решило:
1. Утвердить прилагаемую районную целевую программу энергосбережения в Чебоксарском районе на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа).
2. Рекомендовать администрациям сельских поселений, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в финансировании и реализации программных мероприятий.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по вопросам социально-культурной деятельности и обслуживания населения.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Чебоксарского района |
А.П. Князев |
Районная целевая программа
энергосбережения в Чебоксарском районе Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года
15 апреля 2011 г.
Решением Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики от 15 апреля 2011 г. N 05-07 в паспорт настоящей районной целевой программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
- Районная целевая программа энергосбережения в Чебоксарском районе Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года |
Основание для разработки |
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р; распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р; перечень поручений Президента Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N Пр-1802ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г.; Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 марта 2009 г. N 97 "О Концепции энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года" |
Разработчики программы |
- Отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Чебоксарского района |
Координатор Программы |
- Администрация Чебоксарского района |
Цель программы |
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости валового продукта |
Задачи программы |
- ведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, пе-# Обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики Чебоксарского района, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; повышение эффективности энергетического комплекса Чебоксарского района; развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Обеспечение за счет реализации мероприятий Программы снижения энергоемкости валового продукта на 5 процентов к 2015 году и на 20 процентов к 2020 году по сравнению с 2007 годом; снижение доли потерь в электрических сетях на 2,5 процентов; обеспечение эффективности деятельности администрации Чебоксарского района в сфере государственных закупок |
Сроки и этапы реализации Программы |
I этап - 2010-2011 годы; II этап - 2012-2015 годы; III этап - 2016-2020 годы |
Объемы и источники финансирования |
- предполагаемый общий объем финансирования Программы составляет 508,994 млн. рублей, в том числе: I этап - 2010-2011 годы - 47,458 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 243,549 млн. рублей; III этап - 2016-2020 годы - 217,987 млн. рублей; в том числе: средства республиканского бюджета Чувашской Республики 81,628 млн. рублей, в том числе: I этап - 2010-2011 годы - 9,886 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 35,296 млн. рублей; III этап - 2016-2020 годы - 36,446 млн. рублей; средства местного бюджета - 123,555 млн. рублей, в том числе: I этап - 2010-2011 годы - 24,691 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 49,859 млн. рублей; III этап - 2016-2020 годы - 49,005 млн. рублей; внебюджетные источники - 303,811 млн. рублей, в том числе: I этап - 2010-2011 годы - 12,881 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 158,394 млн. рублей; III этап - 2016-2020 годы - 132,536 млн. рублей; |
Контроль за исполнением Программы |
Собрание Депутатов Чебоксарского района |
Введение
Районная целевая программа энергосбережения в Чебоксарском районе на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 марта 2009 г. N 97 "О Концепции энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года", Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности".
Повышение энергетической эффективности и энергосбережения играет ключевую роль в обеспечении баланса энергетических ресурсов Чебоксарского района в условиях инновационного сценария развития экономики, реализация которого возможна лишь при снижении удельной энергоемкости валового внутреннего продукта.
Энергосбережение в секторах экономики Чебоксарского района является актуальным и необходимым условием нормального функционирования хозяйства, так как повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), при непрерывном росте цен на топливо и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как топливно-энергетических ресурсов, так и финансовых ресурсов.
Анализ функционирования хозяйства района показывает, что основные потери топливно-энергетических ресурсов наблюдаются при транспортировке, распределении и потреблении тепловой и электрической энергии и воды, при оказании жилищно-коммунальных услуг, ведении районного хозяйства, в промышленности. Нерациональное использование и потери энергии и воды приводят к потери до 30-40% тепловой энергии и до 15% электрической энергии и 15-20% воды. Соответственно это приводит:
- к росту тарифного давления на ЖКХ района и организациям бюджетного финансирования, на население;
- росту "финансовой нагрузки" на бюджет района;
- к ухудшению экологической обстановки.
Программа энергосбережения должна обеспечить снижение потребления ТЭР и воды за счет внедрения в районное хозяйство предлагаемых данной программой решений и мероприятий и соответственно перехода на экономичное и рациональное расходование ТЭР во всех элементах районного хозяйства, при полном удовлетворении потребностей в количестве и качестве ТЭР ЖКХ, промышленности, превратить энергосбережение в решающий фактор функционирования районного хозяйства.
В условиях реформирования энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, нарастающего дефицита и повышения стоимости энергоносителей и энергетических мощностей Программа должна заложить основу системы территориального энергетического менеджмента, обеспечивающего конкурентные ценовые преимущества и надежность энергоснабжения Чебоксарского района Чувашской Республики.
Главной задачей всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления является комплексное использование всех рычагов управления для перехода на энергоэффективный путь развития.
I. Цели и задачи Программы
Основные цели Программы - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости валового регионального продукта (ВРП).
Для достижения целей Программы предполагается решение ряда задач:
обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики Чувашской Республики, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;
повышение эффективности энергетического комплекса Чувашской Республики;
развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности.
II. Основные принципы Программы
Программа базируется на следующих основных принципах:
- муниципальное регулирование, надзор и управление энергосбережением;
- приоритет энергосбережения в учреждениях бюджетной сферы и ЖКХ;
- обязательность учета потребления топливно-энергетических ресурсов;
- экономическая целесообразность энергосбережения, предоставление поощрений в пределах сэкономленных средств.
III. Сроки и этапы исполнения Программы
Программа реализуется в период с 2010 по 2020 год в три этапа:
I этап - 2010-2011 годы;
II этап - 2012-2015 годы;
III этап - 2016-2020 годы.
На I этапе проводятся организационные мероприятия и реализуются малозатратные мероприятия и высокоэффективные проекты с малым сроком окупаемости в 1-3 года, разрабатывается программа обучения и проводится обучение специалистов администраций сельских поселений Чебоксарского района Чувашской Республики, разрабатывается муниципальная программа энергосбережения, подготавливаются энергетические паспорта и организуются энергоаудит и учет топливно-энергетических ресурсов в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере Чебоксарского района Чувашской Республики, разрабатывается проектно-сметная документация проектов в области энергосбережения.
На II этапе осуществляются высокозатратные мероприятия, прежде всего у потребителей энергоресурсов, со сроком окупаемости свыше 4 лет, реализуются проекты, в том числе разработанные на I этапе, предусматривающие внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий, энергоэффективного оборудования, завершается монтаж систем учета и регулирования энергоресурсов и воды в жилищном хозяйстве.
На III этапе реализуются проекты по кардинальной замене систем тепло- и электроснабжения на основе энерготехнологических комплексов глубокого использования топливно-энергетических ресурсов (генерация) и современных систем транспорта, осуществляется диверсификация энергетической инфраструктуры и создаются предпосылки для перехода к альтернативной энергетике.
IV. Система программных мероприятий
Программные мероприятия представляют собой систему мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов.
Реализация комплекса мероприятий с целью повышения энергоэффективности предусматривает действия по следующим направлениям:
I. Организационные мероприятия в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере.
II. Мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности в отдельных секторах экономики:
2.1. Энергоэффективность в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и коммунальной энергетике.
2.2. Энергоэффективность в жилищном фонде.
4.1. Организационные мероприятия в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере
4.1.1. Кадровое сопровождение реализации организационных проектов
Важным звеном в реализации Программы является кадровое сопровождение организационных проектов. В сфере энергоснабжения выделяются два уровня подготовки специалистов:
- обучение технического персонала эксплуатации систем ЖКХ;
- подготовка и переподготовка инженерно-технических кадров. Реализация первого уровня образования организуется в рамках ЖКХ. Другие уровни организуют подготовку и переподготовку кадров в отраслевых учебных комбинатах и специализированных учебных заведениях по специализациям: "Экономика энергопотребления и менеджмент электрического хозяйства"; "Энергетические обследования и энергоменеджмент".
К данным специализациям допускаются инженеры, прошедшие обучение по направлениям:
- электроэнергетика, теплоэнергетика, электротехника, электромеханика и электротехнология, и инженеры по специальностям: промышленная теплоэнергетика; энергетика теплотехнологий;
- электрооборудование и электрохозяйство организаций.
4.1.2. Разработка муниципальных программ энергосбережения, подготовка энергетических паспортов и организация энергоаудита в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере Чебоксарского района Чувашской Республики
Организационные мероприятия направлены на:
разработку в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящей Программы муниципальных программ энергосбережения;
проведение энергетических обследований;
разработку и ведение энергетических паспортов;
организацию энергоаудита и разработку программ энергосбережения организаций промышленного, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы Чувашской Республики.
Процессу разработки программ энергосбережения предшествует проведение специализированной энергоаудиторской организацией энергетических обследований (не позднее чем за 3 года) организаций.
4.1.3. Тарифное стимулирование внедрения энергосберегающих мероприятий на предприятиях и организациях всех форм собственности Чебоксарского района Чувашской Республики
Методология установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ, стоимости услуг по их транспортировке определяется Правительством Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам. При этом Федеральной службой по тарифам устанавливаются тарифы на электрическую энергию и мощность, отпускаемую с оптового рынка энергии и мощности, оптовые цены на природный газ для промышленных потребителей и населения, стоимость услуг по транспортировке природного газа и нефтепродуктов.
В настоящее время тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Расходы на инвестиции при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата.
Указанные средства являются источниками финансирования строительства и реконструкции линий электропередачи, подстанций, увеличения сечения проводов и кабелей, увеличения мощности трансформаторов, расширения распределительных устройств и установки компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также строительства новых улиц в сельских населенных пунктах.
Вместе с тем, учитывая, что нынешнее состояние объектов теплоснабжения требует модернизации, в районе проводится работа по увеличению числа организаций, которые осуществляют разработку проектов инвестиционных программ и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данных программ.
Кроме того, субъектам теплоэнергетики выделяются средства из бюджетов всех уровней. Однако в настоящее время отсутствует практика согласования таких решений и, соответственно, доведения принятых нормативных актов по данному решению до органов регулирования. Капитальные вложения в теплоэнергетику позволят снизить потери тепловой энергии, сократить расход условного топлива, что в конечном счете приведет к уменьшению энергоемкости производства тепловой энергии. Данные показатели необходимо учитывать органам регулирования при формировании тарифов на очередной период регулирования. В то же время следует отметить, что направление инвестиций в малых объемах в производство тепловой энергии не приведет к значительным изменениям в тарифном регулировании. Существующая степень износа объектов теплоснабжения в ряде случаев требует коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости и производства энергоэффективной продукции в теплоэнергетике.
Для дальнейшего тарифного стимулирования мероприятий по энергосбережению необходимо:
1. Внедрение в практику тарифного регулирования метода экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала.
Ключевым принципом этого метода является долгосрочность государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, которая основана на долгосрочной инвестиционной программе (проектах).
2. Установление тарифов с учетом нормативов, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации:
на услуги по передаче электрической энергии - объема технологического расхода электрической энергии (потерь);
на тепловую энергию - технологических потерь при передаче тепловой энергии и удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных.
3. Установление двухставочных тарифов на тепловую энергию, включающих в себя ставку платы за потребленную тепловую энергию из расчета платы за 1 Гкал тепловой энергии, ставку платы за тепловую мощность из расчета платы за 1 Гкал/ч тепловой нагрузки (устанавливается в договоре энергоснабжения) и предусматривающих оплату использования тепловой мощности объектов систем теплоснабжения с учетом их развития и оптимизации.
Введение двухставочных тарифов позволит решить многие актуальные для систем теплоснабжения задачи, наиболее значимыми из которых являются:
выравнивание финансовых потоков энергоснабжающих организаций за счет "мощностной" ставки, равномерно распределенной по году, что позволяет гораздо точнее осуществлять финансовое планирование деятельности компании, снижает потребность в привлекаемых средствах (снижение этой составляющей в тарифах);
стимулирование к проведению энергосберегающих мероприятий, так как снижение выручки за проданное количество тепловой энергии в результате энергосбережения компенсируется снижением издержек на "топливную" составляющую, что не ведет к снижению рентабельности или прибыли;
стимулирование к выравниванию договорной и фактической присоединенной мощности, что в свою очередь позволит оптимизировать энергетические балансы и высвободить дополнительные резервы мощностей, а впоследствии оптимизировать/снизить инвестиции в развитие мощностей;
устранение экономических препятствий технологической оптимизации загрузки источников, работающих на единую сеть, что сделает возможным перевод котельных в пиковый режим работы без убытков при сохранении оплаты мощности. Это позволит не только оптимизировать загрузку источников, но и снизить стоимость вырабатываемой энергии за счет загрузки более эффективных источников и объемы неэффективно сжигаемого газа.
4.2. Энергоэффективность в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и коммунальной энергетике
4.2.1. Энергоэффективность на предприятиях топливно-энергетического комплекса
Топливно-энергетический комплекс Чебоксарского района представлен генерирующими, энергосетевыми и энергосбытовыми организациями, а также системным оператором.
Поставки природного газа в Чувашской Республике осуществляет ООО "Чувашрегионгаз" по газораспределительным сетям ОАО "Чувашсетьгаз".
Приоритетными мероприятиями на предприятиях энергетического комплекса являются:
развитие когенерационной выработки электрической энергии на основе круглогодичной тепловой нагрузки существующих и создаваемых систем теплоснабжения;
расширение возможностей теплоэлектроцентралей (далее - ТЭЦ) по теплофикационной выработке электрической энергии с последующим подключением потребителей тепла к коллекторам станций;
разработка схем перспективного развития с выделением зон централизованного и децентрализованного теплоснабжения;
внедрение высокоэффективных парогазовых и газопоршневых технологий, имеющих электрический коэффициент полезного действия (далее - КПД) и полный КПД выше на 10-25 процентов КПД уже существующих на станциях Чувашской Республики технологий;
разработка и создание многофункциональных энерготехнологических комплексов в коммунальном хозяйстве, промышленности, сельском хозяйстве и т.д., ориентированных на комплексное использование топливно-энергетических, а также возобновляемых ресурсов;
проведение комплекса работ по техническому перевооружению, модернизации, оптимизации режимов работ существующего оборудования и перераспределению электрических и тепловых нагрузок;
оснащение современными приборами учета и устройствами регулирования потребления энергоресурсов, замена устаревших счетчиков на счетчики повышенного класса точности;
оснащение современными техническими средствами учета и контроля ТЭР на всех этапах выработки, передачи и потребления.
4.2.2. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и коммунальной энергетике
Для обеспечения энергетической эффективности населенных пунктов, повышения надежности энергообеспечения и теплоснабжения администрациям муниципальных районов и городских округов необходимо определить зоны средне- и высокоэтажной застройки с перспективной теплофикацией на основе централизованной схемы теплоснабжения и обеспечения источника резервными видами топлива, а также возможностью покрытия круглогодичной тепловой нагрузки для когенерационной выработки тепловой и электрической энергии.
Следует пересмотреть генеральные планы сельских и городских поселений, городских округов, карты (схемы) планируемого размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах сельского поселения и городского округа, в том числе с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций - прекращения или ограничения поставок энергоносителей. Нельзя допускать выдачу технических условий на теплоснабжение в зонах средне- и высокоэтажной застройки от индивидуальных источников (пристроенные, крышные, поквартирные) без резервного топлива.
При малоэтажной застройке и низкой плотности теплопотребления, незначительных мощностях рекомендуется использовать децентрализованное теплоснабжение со строительством автономных котельных (встроенных, пристроенных, крышных, поквартирных) для снижения потерь в тепловых сетях, особенно там, где теплотрассы и теплоисточники физически изношены.
С целью более эффективной загрузки систем энергообеспечения при проведении конкурсов на земельные участки под застройку следует сообщать застройщикам технические условия подключения к инженерным сетям и о резерве мощностей, разработать очередность выставления участков на аукционы в соответствии с резервами мощностей.
Программные мероприятия предусматривают:
создание системы государственного управления эффективностью использования энергетических ресурсов на территории Чувашской Республики;
реализацию проектов энергосбережения на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
4.2.2.1. Коммунальные котельные
Предстоит создание информационной базы данных по всем коммунальным котельным, основой которой является энергетический паспорт котельной, а также проведение режимной наладки котлов и энергетических обследований для:
оценки состояния технического учета и отчетности, нормирования и анализа показателей использования топлива;
определения расхода электрической энергии, активной и реактивной мощности;
анализа состояния оборудования, эффективности работы элементов технологической схемы;
определения энергосберегающего потенциала;
определения соответствия эксплуатации оборудования правилам технической эксплуатации;
установления параметров систем химводоподготовки и качества воды;
составления топливно-энергетического баланса котельной и баланса тепловой мощности в системе "источник (котельная) - тепловая сеть - потребители".
Для повышения энергетической эффективности тепловой генерации предусматривается:
увеличение количества котельных, на которых установлены системы автоматического управления технологическими процессами, что позволяет корректно и своевременно регулировать технологические параметры котловых агрегатов и значительно снизить возможность возникновения аварийных ситуаций в процессе эксплуатации теплосилового оборудования котельных, уменьшить удельный расход энергоресурсов на котельных;
внедрение физико-химических методов водоподготовки для предотвращения накипеобразования в оборудовании;
внедрение комплексных автоматизированных систем коммерческого и технологического учета энергоносителей (газа, электроэнергии, воды);
замена трубчатых теплообменников на пластинчатые;
внедрение частотно-регулируемых приводов на насосном и вентиляторном оборудовании.
Обязательной является замена устаревших узлов учета расхода газа на современные приборы с применением электронных корректоров и вычислителей, а также систем учета электрической и тепловой энергии.
Энергетический паспорт тепловой сети разрабатывается на основе проведения энергетического обследования. Обновление паспортов требуется проводить при модернизации тепловой сети и изменении материальной характеристики более чем на 5 процентов или один раз в 5 лет.
Нормирование потерь тепловой энергии и потерь с теплоносителем, а также нормативов расхода электрической энергии при транспортировке теплоносителя требуется проводить в соответствии с Инструкцией по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 325 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 марта 2009 г., регистрационный N 13513).
Основными мероприятиями, позволяющими обеспечить фактические потери на уровне норматива, являются:
гидравлическая наладка системы с использованием достоверной информации по потребителям;
поддержание расчетных (проектных) режимов работы теплового оборудования;
поддержание в нормативном состоянии тепловой изоляции трубопроводов;
установка дополнительно к запорной арматуре регулирующей арматуры на ответвлениях и отводах к зданиям;
внедрение автоматизированных систем диспетчеризации;
внедрение современных теплообменных аппаратов и частотно-регулируемых приводов на центральных и индивидуальных тепловых пунктах.
4.2.2.2. Водоснабжение и водоотведение
Требуется проведение энергоаудита объектов водоснабжения и водоотведения с составлением энергетических паспортов и определением:
состояния водопроводных сетей, очистных сооружений;
нормативных и фактических потерь;
расхода электроэнергии на всей цепочке от водозабора до потребителя;
баланса "выработка - потребление" воды;
состояния канализационных систем, канализационных насосных станций, очистных сооружений;
расхода электроэнергии на всей цепочке транспортировки канализационных стоков.
Необходимы создание базы данных по коммунальным водопроводным сетям, внедрение частотно-регулируемых электроприводов на насосном оборудовании, замена изношенных водопроводных сетей, внедрение энергоэффективных методов очистки воды и сточных вод.
Мероприятиями предусматриваются:
модернизация насосных агрегатов водозаборных сооружений;
внедрение автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления технологическими процессами, в том числе с установкой устройств частотного регулирования электроприводов;
внедрение установок плавного пуска погружных насосов;
внедрение автоматизированной системы управления технологическими процессами на биологических очистных сооружениях канализации;
внедрение установок частотного регулирования электроприводами на очистных сооружениях канализации.
4.2.2.3. Электроснабжение
Проведение энергоаудита должно завершаться составлением энергетических паспортов и определением:
состояния распределительных пунктов, трансформаторных подстанций, кабельных и воздушных линий электропередачи;
коэффициента загрузки трансформаторов подстанций и трансформаторных подстанций;
нормативных и фактических потерь электрической энергии в электрических сетях при ее транспортировке потребителю;
состояния изоляции;
соответствия сечения проводов и кабелей токовым нагрузкам;
расчета и выбора оптимальных режимов работы электрической сети (определение точек размыкания сети 6-10 кВ, отключение малонагруженных трансформаторов и т.п.);
баланса активной и реактивной энергии и мощности в системе "источник - потребитель";
соответствия качества электрической энергии по параметру "отклонение напряжения".
На основе материалов энергетического аудита разрабатываются инженерные мероприятия энергосбережения с определением технических и экономических показателей эффективности их внедрения.
Основными мероприятиями, рекомендованными для снижения потерь в электрических сетях, являются:
переход на передачу электрической энергии на более высокое напряжение (10, 20, 35 кВ);
внедрение автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии на вводных распределительных устройствах;
внедрение статических компенсаторов реактивной мощности;
замещение выбывающих силовых трансформаторов на современные с низкими технологическими потерями;
замена кабельных и воздушных линий электропередачи, не соответствующих по нагрузкам Правилам устройства электроустановок;
замена неизолированных проводов линий электропередачи на самонесущие изолированные сшитым полиэтиленом провода
4.4. Энергоэффективность в жилищном фонде
Для дальнейшего повышения энергоэффективности в жилищном фонде предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
проведение работ по улучшению теплотехнических характеристик наружных ограждающих конструкций многоквартирных домов;
реконструкция многоквартирных домов с переводом на поквартирную систему учета отопления;
монтаж автоматизированных систем учета и регулирования энергоресурсов в многоквартирных домах;
вынос внутрипанельных систем отопления в многоквартирных домах;
монтаж установок автоматического включения освещения мест общего пользования в подъездах многоквартирных домов.
4.5. Энергоэффективность в бюджетной сфере
Снижение затрат ТЭР достигнуто за счет выполнения организационных мероприятий, без включения затратных механизмов, только за счет упорядочения энергопотребления, рачительного отношения персонала к энергоресурсам.
Однако резервы энергосбережения в бюджетной сфере далеко не исчерпаны, и для дальнейшего повышения энергоэффективности предусматриваются следующие мероприятия:
повышение теплозащиты действующих общественных зданий и тепловых сетей и строительство новых в соответствии со СНиП;
дальнейшее внедрение приборов учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов;
внедрение экономичных источников электрического освещения;
организация контроля за использованием энергетических и водных ресурсов в бюджетной сфере;
нормирование потерь при производстве и транспортировке тепловой, электрической энергии, а также реализация мероприятий по обеспечению фактических потерь на уровне установленных норм;
реализация проектов повышенной энергетической эффективности.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования программных мероприятий за период с 2010 по 2020 год должен составить 114438,1 тыс. рублей (табл. 4), в том числе за счет:
средств бюджета Чебоксарского района - 6389,6 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 108048,5 тыс. рублей.
В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
Источниками финансовых ресурсов являются специализированные фонды федерального, республиканского и муниципального уровней (предполагаемые к созданию), лизинговые компании, банки и частные инвесторы, собственные средства организаций, средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.
VI. Приоритетные технические направления организованных проектов
Приоритетными техническими направлениями электроснабжения являются:
1. Реконструкция тепловых и энергетических сетей в учреждениях бюджетной сферы на основе систем контроля и управления распределением тепловой энергии, применение современных технологий теплоизоляции магистральных трубопроводов и распределительных сетей.
2. Установка автономных газовых котлов в учреждениях бюджетной сферы - перевод на твердые виды топлива.
3. Модернизация систем инженерных коммуникаций с учетом внедрения в учреждениях бюджетной сферы учета расхода энергоресурсов.
4. Произведение замеров сопротивления изоляции электропроводов и силовых линий в образовательных учреждениях и культурно-досуговых учреждениях района.
5. Реконструкция котельной МУЗ "Чебоксарская центральная районная больница"
VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы и ее прогнозируемые результаты
Учет топливно-энергетических ресурсов, их экономия, нормирование и лимитирование, оптимизация топливно-энергетического баланса и тарифное регулирование в Чувашской Республике позволят снизить неплатежи в топливно-энергетическом комплексе, в том числе в коммунальной энергетике и бюджетных учреждениях.
Поддержание статуса стратегического направления по эффективному использованию топлива и энергии, внедрение идеологии бережного отношения к энергетическим ресурсам создадут конкурентные преимущества для устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики.
Реализация Программы имеет благоприятные экологические последствия. Благодаря энергосбережению в промышленности и коммунальном хозяйстве достигается значительный экологический эффект за счет экономии природных ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды в результате уменьшения объемов переработки первичных энергетических ресурсов.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы выражается в повышении качества жизни и улучшении здоровья населения.
VIII. Заключение
Программа энергосбережения обеспечивает перевод на энергоэффективный и бездотационный путь развития - минимальные затраты на ТЭР.
Программа предусматривает:
- систему отслеживания потребления энергоресурсов и совершенствования топливно-энергетического баланса;
- организацию учета и контроля по рациональному использованию, нормированию и лимитированию энергоресурсов;
- организацию энергетических обследований для выявления нерационального использования энергоресурсов;
- разработку и реализацию энергосберегающих мероприятий.
Учет топливно-энергетических ресурсов, их экономия, нормирование и лимитирование, оптимизация топливно-энгергетического баланса позволяет снизить кризис неплатежей, уменьшить бюджетные затраты на приобретение ТЭР.
Решением Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики от 15 апреля 2011 г. N 05-07 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
энергосбережения в Чебоксарском
районе Чувашской Республики
на 2010-2015 годы
и на период до 2020 года
Мероприятия
районной целевой программы энергосбережения в Чебоксарском районе Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года
15 апреля 2011 г.
Нумерация позиций приводится в соответствии с внесенными изменениями
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные цели Программы - повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости валового регионального продукта (ВРП).
Программа реализуется в период с 2010 по 2020 год в три этапа.
Программные мероприятия представляют собой систему мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов.
Объем финансирования программных мероприятий за период с 2010 по 2020 год составит 114438,1 тыс. рублей.
Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия. Благодаря энергосбережению в промышленности и коммунальном хозяйстве будет достигнут значительный экологический эффект за счет экономии природных ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды в результате уменьшения объемов переработки первичных энергетических ресурсов.
Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Решение Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики от 17 июня 2010 г. N 34-04 "О районной целевой программе энергосбережения в Чебоксарском районе Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения размещен на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru)
Решением Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики от 17 октября 2013 г. N 26-05 настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики от 15 апреля 2011 г. N 05-07