Решение Верховного суда Чувашской Республики
от 23 апреля 2009 г. N 3-24-2009
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 июля 2009 г. N 31-Г09-12 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 1 июля 2009 г.
Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи, при секретаре судебного заседания, с участием представителей прокуратуры Чувашской Республики, представителя Кабинета Министров Чувашской Республики,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующим приложения N 1 к Порядку предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 "О порядке предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг",
установил:
Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующим приложения N 1 к Порядку предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 "О порядке предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемые нормативные закрепления не соответствуют федеральному законодательству. Утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 Порядок предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентирует правила предоставления и финансирования мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг лицам, имеющим на это право согласно федеральным законам "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Приложением N 1 к Порядку определены размеры ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным льготникам на 2009 год, которые противоречат требованиям федерального законодательства как не обеспечивающие закрепленные федеральным законом гарантии предоставления льгот в размере 50 процентов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Кроме того, при определении ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (графы 1, 2, 3, 4, 5, 7 приложения N 1 к Порядку) установлены лишь общие суммы для определенной категории граждан, при этом размер ежемесячной денежной выплаты для каждого члена семьи не предусмотрен. Из возражения представителя Кабинета Министров Чувашской Республики следует, что размеры ежемесячных денежных выплат для членов семей указанных категорий льготников определены с учетом их ограниченного количества. Так, инвалиду войны; участнику Великой Отечественной войны, ставшему инвалидом; участнику Великой Отечественной войны; лицу, награжденному знаку "Жителю блокадного Ленинграда", имеющему инвалидность; гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и членам их семей установлен общий размер ежемесячной денежной выплаты исходя из 1 члена семьи. Ветеранам боевых действий и членам их семей, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, установлен общий размер ежемесячной денежной выплаты исходя из 3 членов семьи. Федеральным законодательством количество членов семей инвалидов войны, участников ВОВ, ставших инвалидами, ветеранов боевых действий, имеющих право на меры соц. поддержки не ограничено.
В судебном заседании представители прокуратуры Чувашской Республики поддержали заявление по изложенным основаниям. Суду пояснили, что поводом для обращения заместителя прокурора Чувашской Республики с заявлением об оспаривании положений нормативного правового акта Кабинета Министров Чувашской Республики явились проверки по жалобам федеральных льготников по оплате жилищно-коммунальных услуг, которым выплаты ЕДВ установленных размеров не покрывают льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%, закрепленные федеральным законодательством, которые они получали в форме компенсации от фактически понесенных затрат до принятия постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379. По мнению представителей Прокуратуры Чувашской Республики определенные в приложении N 1 оспариваемого нормативного правового акта субъекта РФ размеры ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным льготникам на 2009 г. противоречат требованиям федерального законодательства по следующим основаниям: 1) оспариваемые нормативные положения не содержат каких-либо закреплений того, что размеры ЕДВ в отношении инвалидов войны, участников ВОВ, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", имеющих инвалидность, ветеранов боевых действий, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также приравненных им лиц включают получение льгот в виде ЕДВ в отношении членов семьи, совместно проживающих с указанными лицами. Обстоятельства включения в расчет ЕДВ члена семьи, а также указанного в возражении представителя заинтересованного лица количества члена семьи (1 члена семьи для федеральных льготников, указанных в пунктах 1, 2, 3, 8 таблицы и семью в составе трех членов семьи в пунктах 4, 7 таблицы) не нашли нормативного закрепления. В связи с чем федеральные льготники в составе членов семьи свыше 1 человека недополучают гарантированную федеральным законодательством льготу по оплате 50% жилищно-коммунальных услуг. В связи с чем полагают, что отсутствует правовая определенность о гарантированности льгот членам семьи федеральных льготников по оплате жилищных (жилищно-коммунальных) услуг. 2). При отсутствии каких-либо самостоятельных критериев для определения размера ЕДВ в самом оспариваемом акте считают обязательным для расчета ежемесячной денежной выплаты использование федерального стандарта стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц на 2009 г. для Чувашской Республики - 43,1 руб., поскольку Кабинет министров Чувашской Республики использует в своих расчетах для предоставления льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения 18 кв.м. общей площади жилья на 1 человек. В противном случае льгота по оплате жилищных услуг должна применяться на общую площадь занимаемого жилого помещения; 3) В отношении федеральных льготников, проживающих в городах и районных центрах Чувашской Республики, установленные размеры ЕДВ не покрывают закрепленные федеральным законодательством льготы по оплате 50% жилищно-коммунальных услуг (в предусмотренных законом случаях также на членов семьи), которые они получали в форме компенсации от фактически понесенных затрат до принятия постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379. В то время как уменьшение ранее установленных льгот в денежном выражении принятием нового нормативного правового акта не допускается.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики сообщила о непризнании органом исполнительной власти Чувашской Республики заявления прокурора, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Кабинетом Министров Чувашской Республики в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий и определяет форму предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным льготникам в виде ежемесячной денежной выплаты. При установлении размеров ЕДВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным льготникам на 2009 г. учитывались: уровень скидки 50%, федеральный стандарт по социальной норме площади жилья (18 кв.м.), средние цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Чувашской республике в 2008 г. с учетом прогнозного индекса их роста 17% в 2009 г., и размер субвенций, предусмотренных в федеральном бюджете на 2009 год (474760,8 тыс. руб.). С учетом указанных критериев размер ЕДВ по оплате жилищно-коммунальных услуг по Чувашской Республике на 1 человека составил 300 руб. Поскольку из числа федеральных льготников право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг только в отношении себя (без учета членов семьи) имеют инвалиды, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, то им установлена ЕДВ - 300 руб. Суммарная величина ЕДВ, установленная для участников ВОВ, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", имеющих инвалидность, "чернобыльцев", имеющих одинаковый набор льгот на ЖКУ - 360 руб., который подразумевает 300 руб. на самого носителя льгот, 60 руб. на жилищные услуги на 1 члена семьи, поскольку в среднем по Чувашской Республике на каждого носителя льготы указанных категорий приходится около 1 члена семьи. В отношении инвалида войны ЕДВ определена в размере 605 руб. с учетом предоставления льготы по оплате ЖКУ еще на 1 члена семьи. По расчетным данным из 300 руб. в среднем на оплату жилищных услуг приходится 58 руб. ветераны боевых действий и члены их семей имеют льготы по оплате 50% жилищных услуг. В среднем по республике такая семья состоит из 3 человек, поэтому ЕДВ им установлена в размере 175 руб. У семей, имеющих детей-инвалидов, льготы распространяются также на всех членов семьи. Поскольку в среднем по республике семья с ребенком - инвалидом состоит из трех человек, ЕДВ им установлена в размере 905 руб. Повышение размеров ЕДВ до величин, рассчитанных прокуратурой Чувашской Республики с применением федерального стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц для Чувашской Республики на 2009 г. 43,1 руб., установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. N 960, не согласовывается с объемом выделяемых субвенций из Федерального фонда компенсаций. Установленные в различных графах таблицы приложения N 1 к Порядку размеры ЕДВ взаимосвязаны между собой, так как их общий объем должен сводиться к объему предоставляемых федеральных субвенций, соответственно изменение размера ЕДВ в одной графе таблицы может повлечь за собой изменение размера ЕДВ в других графах таблицы в приложении N 1 к Порядку.
Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В Федеральном законе "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) закреплены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", являющимся инвалидами, членам семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.
Согласно п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами, предоставляется мера социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Инвалидам войны предусмотрена также оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления). Определением Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 г. N 524-О выявлен конституционно-правовой смысл Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ о том, что внесенные в указанную статью изменения не предусматривают ограничения членам семьи, проживающим совместно с инвалидами ВОВ и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которое на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 г. Согласно пунктов 5, 6 ч. 1 ст. 15 и пунктов 2, 3 части 2 ст. 18 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", имеющим инвалидность, предоставляется мера социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей указанных категорий граждан, совместно с ними проживающими. Участнику ВОВ и лицу, награжденному знаком "Жителю блокадного Ленинграда", имеющему инвалидность, в отношении самих себя предусмотрена также оплата в размере 50% коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты 50% занимаемой общей площади жилого помещения, в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживающими, а также оплата 50% коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий предусмотрена мера социальной поддержки в виде оплаты 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг независимо от принадлежности жилищного фонда.
Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантирована социальная поддержка в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; а также в отношении себя оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные п. 3 ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространяются также на круг лиц, определенных Федеральными законами "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В соответствии с пунктом 3 ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению указанным в законе категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской федерации).
11 декабря 2008 г. Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление N 379 "О порядке предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 и утвержденный постановлением Порядок предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг официально опубликованы в печатных средствах массовой информации (в газете "Вести Чувашии" от 16 декабря 2008 г. N 49 (1106), в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2008, N 12, часть 2, ст. 929), а также размещено на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) 17 декабря 2008 г.
Из преамбулы следует, что указанное постановление принято во исполнение Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Федеральные законы).
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 устанавливает, что предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных отдельным категориям граждан Федеральными законами, осуществляется в форме ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ).
В соответствии с п. 1.5 Порядка ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется федеральным льготникам в размерах согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В оспариваемом заявителем приложении N 1 к Порядку предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее приложение N 1 к Порядку) предусмотрены размеры ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг федеральным льготникам на 2009 год.
Так, инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами (графа N 1) размер ежемесячной денежной выплаты определен в сумме 605 рублей; участникам Великой Отечественной войны (графа N 2) - 360 рублей; лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", имеющим инвалидность (графа N 3) - 360 рублей; ветеранам боевых действий (графа N 4) - 175 рублей; членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой отечественной войны и ветеранов боевых действий (графа N 5) - 300 рублей; инвалидам (графа N 6) - 300 рублей; семьям, имеющим детей инвалидов (графа N 7) - 905 рублей; гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (графа N 8) - 360 рублей.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по определению форм предоставления мер социальной поддержки федеральным льготникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе путем монетизации указанных льгот.
Предусмотрев оказание федеральным льготникам гарантированных федеральными законами мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты, текст постановления Кабинета Министров Чувашской Республики и утвержденный Порядок не содержат какие-либо критерии по определению размера ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам. Причем приложение N 1 к Порядку предусматривает разные размеры ЕДВ в отношении отдельных категорий федеральных льготников, в отношении которых федеральные законы предусматривают одинаковые льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Из системного толкования действующего законодательства следует, что предусмотренные нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации размеры ЕДВ по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным льготникам должны соответствовать двум критериям: 1). должны обеспечивать гарантированные федеральными законами меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе и членам семей федеральных льготников, проживающим с ним, в случаях, предусмотренных федеральными законами; 2). поскольку реализация субъектом РФ ежемесячных денежных выплат на оплату федеральным льготникам жилищно-коммунальных услуг осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемого для осуществления соответствующих полномочий, то предусмотренный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики общий объем ЕДВ не может превышать объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций федерального бюджета в виде субвенций для передачи субъекту Российской Федерации на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", п. 3 ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального Фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов (18 кв.м.). Аналогичный расчет (формула) размера субвенции, предоставляемой бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации, предусмотрен (с учетом 50% доли возмещения из федерального бюджета расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг) в Методике распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденной постановлением Правительства РФ от 13 декабря 2007 г. N 861 (с изменениями от 27 января 2009 г.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "12.12.2007"
Доводы заявителя о том, что для расчета ежемесячной денежной выплаты является обязательным использование федерального стандарта стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг для Чувашской Республики на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц на 2009 г. - 43,1 руб. и поэтому ЕДВ (льгот по оплате 50% ЖКУ) в отношении одного федерального льготника должна составлять 387,90 руб. (43,1 руб. х 18 кв.м. х 50%), суд находит необоснованными по следующим основаниям. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2008 г. N 960 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы" федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц (далее ФСПС) для Чувашской Республики на 2009 год установлен в размере 43,1 руб. Согласно пп. "г" п. 1 постановления Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 (в редакции постановления Правительства РФ от 16 декабря 2006 г. N 772) федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг используется только для определения объема субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального фонда компенсаций на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельных категориям граждан. Федеральное законодательство не предусматривает предоставление отдельным категориям граждан (федеральным льготникам) предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом ФСПС. Федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате 50% коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг на 1 человека, определенных органами местного самоуправления.
Таким образом, использование в оспариваемом нормативном акте для расчета ЕДВ по оплате жилищно-коммунальных услуг усредненных по Чувашской Республике нормативов потребления коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления в муниципальных образованиям региона, не противоречит федеральному законодательству.
Суд находит необоснованными также доводы представителя Прокуратуры Чувашской Республики о недопустимости использования для расчета ЕДВ социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов (18 кв.м.) в случае неиспользования ФСПС. Так, федеральные законы предусматривают предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в том числе занимаемой членами семей, в случаях прямо предусмотренных законом). Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 "О порядке предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" не содержит какого-либо указания на использование социальной нормы площади жилья 18 кв.м. при расчете ЕДВ. Вместе с тем из пояснений представителя Кабинета Министров Чувашской Республики следует, что в механизм расчета ЕДВ для федеральных льготников положена усредненная в целом по республике плата за жилье (плата за наем, содержание и ремонт) по данным нормативов органов местного самоуправления на 1 кв.м. жилья и для расчета ЕДВ положена льгота 50% по оплате жилищных услуг исходя из 18 кв.м. На взгляд суда, использование для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения социальной нормы площади жилья на 1 человека 18 кв.м. не противоречит федеральному законодательству. Кроме того, пп. "в" п. 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 октября 2005 г. N 262 "О республиканских стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (в редакции от 30 июня 2006 г.) в целях определения субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрен республиканский стандарт социальной нормы жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на одного гражданина.
Суд находит обоснованными доводы заявителя о том, что оспариваемые нормативные положения не содержат каких-либо указаний о том, что размеры ЕДВ в отношении инвалидов войны, участников ВОВ, ставших инвалидами (графа N 1 таблицы), участников ВОВ (графа N 2 таблицы), лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", имеющих инвалидность (графа N 3 таблицы), ветеранов боевых действий (графа N 4 таблицы), "чернобыльцев", а также приравненных им лиц (графа N 8 таблицы) включают получение указанными категориями граждан льгот по оплате ЖКУ в виде ЕДВ в отношении членов семьи, совместно проживающих с указанными лицами, в связи с чем правовые нормы носят не определенный характер.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 и утвержденный постановлением Порядок предусматривают предоставление мер социальной поддержки в форме выплаты конкретного размера ЕДВ в отношении инвалидов войны, участников ВОВ, ставших инвалидами (графа N 1 таблицы), участников ВОВ (графа N 2 таблицы), лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", имеющих инвалидность (графа N 3 таблицы), ветеранов боевых действий (графа N 4 таблицы), гражданам, определенным Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (графа N 8 таблицы) и не содержат какого-либо нормативного закрепления о предоставлении им льгот по оплате жилого помещения с учетом проживающих с ними членов семьи. В отношении инвалидов войны и участников ВОВ, ставшими инвалидами в оспариваемом акте нет указания о том, что ЕДВ им определена с учетом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг еще на 1 члена семьи. Правоприменение оспариваемого нормативно-правового акта на территории Чувашской Республики сложилось таким образом, что федеральным льготникам помимо выплаты ЕДВ предусмотренных в приложении N 1 к Порядку размеров не выплачиваются какие-либо дополнительные компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении совместно проживающих с ними членов семьи.
Доводы представителя Кабинета Министров Чувашской Республики о том, что в определенный в приложении N 1 к Порядку размер ЕДВ для федеральных льготников, указанных в графах 1, 2, 3, 8 таблицы учтен 1 член семьи не нашли нормативного закрепления в оспариваемом нормативном правом акте Чувашской Республики. В связи с изложенным установление оспариваемым нормативно-правовым актом разных размеров ЕДВ в отношении отдельных категорий граждан, которым в отношении самих себя федеральные законы закрепили одинаковые льготы в размере 50% по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, противоречит федеральному законодательству, как вызывающее неоднозначное толкование. Субъекты РФ не наделены полномочиями по уменьшению либо увеличению гарантированной федеральными законами в отношении отдельных категорий граждан льготы по оплате 50% жилого помещения и коммунальных услуг, финансируемой за счет средств федерального бюджета.
Разный объем компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении инвалидов войны; участников ВОВ, ставших инвалидами; участников ВОВ; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", имеющих инвалидность; лицам, подвергшимся радиационному воздействию, Федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают только исходя из наличия членов семьи указанных граждан, проживающих с ними совместно в одном жилом помещении. Причем федеральное законодательство при предоставлении указанным гражданам льготы по оплате жилищных услуг не ограничивает льготу по определенному количеству совместно проживающих членов семьи. В то время как из возражений представителя Кабинета Министров Чувашской Республики и представленных им расчетов ЕДВ следует, что принимая нормативные положения приложения N 1 к Порядку, субъект РФ фактически ограничил отдельных категорий граждан (инвалидов войны; участников ВОВ, ставших инвалидами; участников ВОВ; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", имеющих инвалидность; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") на получение льготы по оплате жилого помещения, предусмотрев в основе расчета одного члена семьи. Указанные категории федеральных льготников, имеющих совместно проживающих с ними более одного члена семьи, оспариваемым актом ограничены в правах по сравнению с положениями Федерального закона "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из возражений представителя Кабинета Министров Чувашской Республики следует, что в расчет ЕДВ в отношении ветеранов боевых действий (графа 3 таблицы) заложены льготы по оплате жилищных услуг с учетом состава семьи три человека, однако указанные доводы о предоставлении льготы на членов семьи ветерана не нашли нормативного закрепления в оспариваемом нормативно-правовом акте, в связи чем возникает правовая неопределенность нормы. Аналогично не нашли нормативного закрепления доводы представителя заинтересованного лица об определении ЕДВ по оплате жилищно-коммунальных услуг семьям, имеющим детей инвалидов на состав семьи из трех человек.
Вместе с тем федеральное законодательство, определяя меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, не уполномочил органы государственной власти субъектов Российской Федерации по определению предельного количества членов семьи, проживающих с федеральным льготником для реализации прав на льготы, предусмотренные федеральными законами.
Таким образом, субъект РФ установлением меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в форме ЕДВ не обладает полномочиями по ограничению закрепленных федеральными законами льгот по оплате 50% жилищных услуг с учетом проживающих членов семей, в том числе путем ограничения количества членов семьи. Доводы представителя Кабинета Министров Чувашской Республики о том, что сами члены семьи федеральных льготников не обладают самостоятельным правом на получение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд находит не обоснованными. В соответствии с жилищным законодательством наниматель жилого помещения и члены его семьи, а также собственник и члены его семьи по общему правилу несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением. Соответственно льгота по оплате жилищных (жилищно-коммунальных) услуг членов семьи федеральных льготников носит опосредованный характер.
Толкование правовых норм Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающих отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, позволяет суду сделать вывод, что субъект РФ, предусмотревший предоставление льгот в форме ежемесячных денежных выплат обязан в составе ЕДВ дифференцировать выплату, причитающуюся на члена семьи федерального льготника.
Таким образом, нормативные закрепления о размерах ежемесячных денежных выплат, предусмотренные в графах 1, 2, 3, 4, 7, 8 таблицы в Приложении N 1 к Порядку предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 не обладают правовой определенностью в отношении объема предоставляемых льгот отдельным категориям граждан с учетом проживающих с ними членов семьи, соответственно противоречат нормам федерального законодательства.
Изменение размера ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных (жилищно-коммунальных) услуг одной категории федеральных льготников, предусмотренных в одной графе приложения N 1 к Порядку может повлечь за собой изменение размера ежемесячных денежных выплат в отношении других категорий федеральных льготников, в том числе инвалидов (графа N 6 таблицы), членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий (графа N 5 таблицы), имеющих льготы по оплате ЖКУ в отношении себя лично. Это обусловлено тем, что критерии определения ЕДВ в отношении указанных граждан в оспариваемом нормативно-правовом акте не предусмотрены, а финансирование социальных льгот осуществляется в пределах объема федеральных субвенций.
Таким образом, приложение N 1 к Порядку предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 противоречит нормам федерального законодательства и имеются основания для признания оспариваемой части нормативного правового акта недействующим.
Поскольку оспариваемое приложение N 1 к Порядку предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 до вынесения настоящего решения применялось на территории Чувашской Республики и на основании этого акта были реализованы права отдельных категорий граждан по получению мер социальной поддержки, суд приходит к выводу о признании оспариваемых нормативных положений со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.
Руководствуясь ст. 198-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения приложение N 1 к Порядку предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2008 г. N 379 "О порядке предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатных изданиях, в которых нормативный правовой акт был официально опубликован, в ближайших планируемых изданиях после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.