Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 20 марта 1995 г.
N 97
Инструкция
о порядке исчисления налогов и поступления их и иных
средств в Дорожный фонд Республики Башкортостан
Настоящая Инструкция издана на основании Закона Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года "О Дорожном фонде Республики Башкортостан".
I. Порядок исчисления и уплаты налогов на реализацию
горюче-смазочных материалов
1. Плательщики
1.1. Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, дизельных и автотракторных масел, сжатого и сжиженного газа, используемого в качестве моторного топлива) являются объединения, предприятия, организации (в дальнейшем именуемые "предприятия") независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм и предприниматели, реализующие указанные материалы.
2. Объекты налогообложения и порядок его исчисления
2.1. Для предприятий-изготовителей горюче-смазочных материалов объектом налогообложения является оборот по реализации горюче-смазочных материалов, исходя из фактических цен реализации, без налога на добавленную стоимость и спецналога.
При исчислении налога на реализацию ГСМ налогооблагаемой базой является фактическая цена предприятия с включением в нее акциза на бензин.
2.2. Для предприятий, осуществляющих обмен горюче-смазочных материалов на какой-либо товар (выполненные работы, услуги), объектом налогообложения для исчисления налога принимается стоимость горюче-смазочных материалов исходя из рыночных цен, сложившихся на момент совершения сделки (в том числе на биржах).
2.3. Для предприятий, сдающих сырую нефть на переработку как давальческое сырье и реализующих полученные горюче-смазочные материалы, объектом налогообложения является оборот по реализации горюче-смазочных материалов, исходя из фактических цен реализации, без налога на добавленную стоимость и спецналога.
2.4. Для предприятий-изготовителей, реализующих горюче-смазочные материалы по мировым ценам в страны СНГ, перерасчет в рубли производится по курсу, котируемому Центральным банком России на 15 число месяца, предшествующего месяцу поставки.
2.5. По продукции, реализованной предприятиями-изготовителями в страны дальнего зарубежья, налог исчисляется по формуле:
N = B х 25% / 125%,
где B - сумма реализации ГСМ по мировым ценам в рублях по курсу, котируемому Центральным банком Российской Федерации на 15 число месяца, предшествующего месяцу поставки.
2.6. При перепродаже горюче-смазочных материалов объектом налогообложения является сумма разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость и спецналога) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость и спецналога). При этом к плательщикам, осуществляющим перепродажу указанных материалов, относятся хозяйствующие субъекты, физические лица, реализующие горюче-смазочные материалы, а также посредники, через расчетные счета которых проходит оплата за приобретаемые горюче-смазочные материалы.
2.7. Постановлением Комитета Российской Федерации по политике цен от 18 марта 1993 года N 15 объединению "Башнефтепродукт" установлена снабженческо-сбытовая надбавка в размере 20 процентов к цене предприятия (изготовитель-поставщик) с учетом налога на добавленную стоимость.
2.8. Предприятия нефтепродуктообеспечения при реализации нефтепродуктов, закупленных на бирже, применяют снабженческо-сбытовую надбавку в размере 10 процентов к ценам закупки, включающую брокерское вознаграждение и другие сборы, в которую входит налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
2.9. Другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие перепродажу горюче-смазочных материалов, применяют снабженческо-сбытовые надбавки в размерах, установленных Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1992 года N 1089 и Постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 4 ноября 1992 года N 361 независимо от числа посредников, в которые также включается налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
2.10. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов для хозяйствующих субъектов, осуществляющих перепродажу горюче-смазочных материалов в страны ближнего и дальнего зарубежья по мировым ценам, уплачивается от разницы между выручкой от реализации ГСМ в мировых ценах, пересчитанных в рубли (без налога на добавленную стоимость) и стоимостью приобретения ГСМ у предприятия-изготовителя (без налога на добавленную стоимость).
2.11. При исчислении налога на реализацию горюче-смазочных материалов из налогооблагаемой базы исключаются обороты предприятий-изготовителей, а также остальных хозяйствующих субъектов по реализации продукции за пределы государств - участников Содружества Независимых Государств по ценам, приближенным к мировым.
3. Ставка
3.1. Ставка налога на реализацию горюче-смазочных материалов установлена в размере 25 процентов.
4. Сроки и порядок уплаты
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов уплачивается по месту нахождения плательщика в следующие сроки:
4.1. Подекадно 15, 25 и 5 числа каждого месяца предприятиями со среднемесячными платежами более 5 млн. руб. исходя из фактических оборотов по реализации горюче-смазочных материалов. По окончании месяца предприятие исчисляют сумму налога исходя из фактических оборотов за отчетный месяц и с учетом уплаченных декадных платежей вносят ее в Дорожный фонд не позднее 20 числа следующего месяца.
4.2. Ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации горюче-смазочных материалов за истекший месяц, в срок не позднее 20 числа следующего месяца - предприятиями со среднемесячными платежами от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей.
4.3. Ежеквартально, исходя из фактических оборотов по реализации горюче-смазочных материалов за истекший квартал, не позднее 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца, - предприятиями со среднемесячными платежами до 1 млн. руб.
4.4. Размер среднемесячного платежа определяется исходя из отчетных данных за предыдущий квартал.
4.5. Датой совершения оборота для предприятий, определяющий выручку от реализации продукции по оплате, считается день поступления средств за реализацию горюче-смазочных материалов на счета предприятий и учреждений банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.
4.6. Для предприятий, которые определяют реализацию по отгрузке товаров, датой совершения оборота считается день их отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов.
5. Сроки представления расчета
5.1. Плательщики налога на реализацию горюче-смазочных материалов ежеквартально (ежемесячно) в сроки, установленные для уплаты налога, представляют налоговым инспекциям по месту своего нахождения расчет по форме, указанной в приложении 1 к настоящей Инструкции.
5.2. Сроки представления месячного или квартального расчета, а соответственно и сроки уплаты налога за эти периоды, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
6. Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу
на реализацию горюче-смазочных материалов
6.1. Сумма налога, полученная предприятием-изготовителем горюче-смазочных материалов от реализации горюче-смазочных материалов и учтенная на счете реализации в составе выручки, отражается по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и кредиту счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам".
6.2. Предприятия, осуществляющие перепродажу горюче-смазочных материалов, отражают по кредиту счета 67 сумму налога, исчисленную от суммы разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость и спецналога) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость и спецналога) в корреспонденции с дебетом счета 46.
6.3. Сумма налога, перечисленная в Дорожный фонд отражается в учете по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
6.4. В журналах-ордерах, ведомостях, машинограммах и других регистрах бухгалтерского учета по реализации горюче-смазочных материалов сумма налога должна выделяться в отдельную графу на основании расчетных документов.
II. Порядок исчисления и уплаты акцизов с продажи легковых
автомобилей в личное пользование граждан
7. Плательщики
7.1. Плательщиками акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан являются предприятия-изготовители легковых автомобилей, реализующие легковые автомобили в личное пользование граждан.
8. Объект налогообложения и порядок его исчисления
8.1. Объектом налогообложения акцизами является оборот по реализации легковых автомобилей в личное пользование граждан.
8.2. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых легковых автомобилей, исчисленная исходя из свободных отпускных цен с включением в них сумм акциза (приложение 2 к настоящей Инструкции).
8.3. Для составления расчета по уплате акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан плательщики ведут накопительные ведомости по реализации таких автомобилей, в которых должны содержаться данные о количестве реализованных автомобилей по маркам, их стоимости в отпускных ценах, включая акциз, по группам автомобилей в разрезе установленных ставок, на основании первичных расчетных документов (товарно-транспортных накладных и прочее).
8.4. Подсчет ведомостей производится в сроки, необходимые для уплаты акциза за определенный период.
8.5. Сумма акцизов определяется плательщиками самостоятельно исходя из стоимости реализованных легковых автомобилей в личное пользование граждан, за которые поступили средства на расчетный счет или в кассу плательщика, и установленных ставок.
8.6. Датой совершения оборота считается день поступления средств за реализованные автомобили на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.
8.7. В случаях, когда плательщик определяет порядок реализации по отгруженным товарам, датой совершения оборота считается дата их отгрузки покупателям расчетных документов.
8.8. В случаях возврата легковых автомобилей покупателями после оплаты расчетных документов акциз по этим автомобилям исключается из сумм, подлежащих уплате в Дорожный фонд за тот отчетный период, в котором имеет место возврат покупателями товаров. При этом, если легковые автомобили оплачены покупателями в отчетном месяце и возвращены ими в последние дни отчетного месяца (или в следующем месяце до представления месячного расчета по акцизам), акциз по ним исключается из сумм, подлежащих уплате за отчетный месяц.
8.9. Исключение ранее внесенных сумм налога производится после отражения в учете операций по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг) ", если при этом не истек годичный срок со дня поступления сумм налога в Дорожный фонд.
9. Ставки акцизов
На легковые автомобили (кроме марки "Ока") - 35 процентов,
на легковые автомобили марки "Ока" - 25 процентов.
10. Сроки и порядок уплаты
10.1. Акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан полностью зачисляются в Дорожный фонд республики.
10.2. Плательщики вносят в Дорожный фонд акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан исходя из фактических оборотов за каждую истекшую декаду в следующие сроки:
13-го числа текущего месяца - за первую декаду,
23-го числа текущего месяца - за вторую декаду,
3-го числа следующего за отчетным месяца - за остальные дни отчетного месяца.
10.3. Если срок декадного платежа, уплачиваемого с фактического оборота истекшей декады, приходится на выходной (нерабочий), праздничный день, на первый или второй рабочий день после выходных (нерабочих) дней, то срок платежа переносится на третий рабочий день по истечении декады.
11. Сроки представления расчетов
11.1. Плательщики акцизов в Дорожный фонд представляют налоговым органам по месту нахождения месячные расчеты (приложение 3 к настоящей Инструкции) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
11.2. Сроки представления расчета, приходящиеся на выходной (нерабочий) день, переносятся на первый рабочий день.
12. Порядок ведения бухгалтерского учета по акцизам
с продажи легковых автомобилей
12.1. Учет расчетов с Дорожным фондом по акцизам с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" по отдельному субсчету "Расчеты по акцизам в Дорожный фонд".
Сумма акциза, учтенная по счету реализации в составе выручки, отражается по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и кредиту счета 67.
12.2. Перечисление акцизов в Дорожный фонд показывается по дебету счета 67 в корреспонденции со счетом 51 "Расчетный счет".
III. Порядок исчисления и уплаты налога на пользователей
автомобильных дорог
13. Плательщики
13.1. Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являются предприятия, учреждения, организации, являющиеся юридическими лицами по существующему законодательству Республики Башкортостан, предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и структурные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
14. Объект налогообложения и порядок его исчисления
14.1. Объектом налогообложения является выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ и услуг) и заготовительный, снабженческо-сбытовой и торговый оборот.
14.2. По заготовительной, торговой и снабженческо-сбытовой деятельности под оборотом следует понимать ежемесячный фактический заготовительный розничный и оптовый товарооборот, определяемый по данным бухгалтерского учета по кредиту счета 46.
При этом по снабженческо-сбытовой деятельности для исчисления налога берется товарооборот как складской, так и транзитный с участием в расчетах. Не учитывается транзитный товарооборот, осуществляемый без участия в расчетах, по которому установлена наценка, оптово-сбытовая или торговая скидка, а также внутрисистемный отпуск товаров оптовым базам.
14.3. Для расчета сумм налога используется показатель выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг), приведенный по строке 010 формы 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" Приложения к бухгалтерскому балансу и показатель товарооборота, приведенный во вписываемой строке 101 этого же отчета.
При этом из налогооблагаемой базы исключается налог на добавленную стоимость и спецналог (по торговым и снабженческо-сбытовым организациям НДС и спецналог исключается в размере начисленного налога с суммы торговой наценки или снабженческо-сбытовой надбавки), а по предприятиям-изготовителям подакцизных товаров - и акцизы, по предприятиям и организациям, уплачивающим налог на реализацию горюче-смазочных материалов из налогооблагаемой базы исключается этот налог.
Железнодорожный тариф, оплаченный покупателем сверх договорной цены, включается в выручку от реализации продукции (работ, услуг) и отражается по кредиту счета 46. Однако, при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог сумма железнодорожного тарифа из налогооблагаемой базы исключается.
14.4. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная в иностранной валюте для целей налогообложения, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка России, действовавшему на день поступления на валютный счет или в кассу предприятия.
15. Ставки
15.1. Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивается по следующим ставкам:
0,8 процента выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг);
0,06 процента заготовительного, снабженческо-сбытового и торгового оборота.
15.2. При исчислении налога на пользователей автомобильных дорог необходимо учитывать следующие особенности налогообложения отдельных категорий плательщиков и применения ставок:
15.3. Предприятия общественного питания исчисляют налог на пользователей автомобильных дорог - по ставке 0,8% от реализации продукции собственного производства и по ставке - 0,06% от товарооборота.
15.4. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, исполняющие функцию продавца (предприятия по эксплуатации и содержанию газового хозяйства, электросети и теплосети), уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог по ставке 0,06 процента оборота.
15.5. Бюджетные и другие некоммерческие организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в том случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.
15.6. В случае использования средств внебюджетных фондов на коммерческие цели, полученные от результатов деятельности этой деятельности, доходы облагаются налогом по ставке 0,8 процента. При исчислении налога на прибыль доходы этих операций уменьшаются на сумму уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог.
15.7. Посреднические организации или организации, имеющие доходы от посреднических операций и сделок, облагаются налогом по ставке 0,8 процента. К посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятий, выступающих в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения.
15.8. Биржи уплачивают налог по ставке 0,8 процента суммы дохода, полученного в виде комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также выручки, полученной от продажи и представления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, от стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг.
15.9. Банки и другие кредитные учреждения уплачивают налог по ставке 0,8 процента суммы доходов, предусмотренных в разделе I "Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 года N 490 за исключением доходов, предусмотренных пунктами 8, 11, 13 (в части государственных ценных бумаг) указанного Положения, а также доходов, полученных по целевым централизованным кредитным ресурсам в пределах ставки Центрального банка Российской Федерации.
15.10. Страховые организации уплачивают налог по ставке 0,8 процента от выручки, полученной от реализации страховых услуг, определяемой в соответствии с пунктом I раздела I "Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 года N 491.
15.11. Религиозные организации уплачивают налог по ставке 0,8 процента выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг) по производственной деятельности предприятия, находящихся в их собственности, за исключением средств, отчисляемых на благотворительные и культурно-просветительские цели.
15.12. Угледобывающие и углеперерабатывающие предприятия уплачивают налог по ставке 0,8 процента суммы реализации продукции, исчисленной исходя из цен предприятий (за исключением дотации из бюджета на возмещение разницы между оптовой и расчетной ценой).
15.13. Строительные организации уплачивают налог по ставке 0,8 процента объема выполненных работ собственными силами.
15.14. Предприятия трубопроводного транспорта (трансгаз) уплачивают налог по ставке 0,8 процента от валового дохода, определенного как разница между выручкой от реализации газа потребителям и расходами на покупку газа у поставщиков.
15.15. Органы вневедомственной охраны уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от суммы выполненных работ по оборудованию помещений охранной сигнализацией. Кроме того, если эти органы занимаются предпринимательской деятельностью, то доходы, полученные в результате этой деятельности, облагаются налогом. Средства, поступающие по договорам от собственников за выполненные работы по охране объектов, не облагаются налогом на пользователей автомобильных дорог.
15.16. Предприятия лесного хозяйства не облагаются налогом от доходов, полученных от рубок ухода за лесом, реализации семян, посадочного материала. Доходы, полученные в результате предпринимательской деятельности облагаются налогом в установленном порядке по ставке 0,8 процента.
15.17. Предприятия электроэнергетики уплачивают налог по ставке 0,8 процента: по электроэнергии собственной выработки - от выручки от ее реализации, а по покупной электроэнергии - от валового дохода, определяемого как разница между выручкой от реализации этой электроэнергии и расходами на ее покупку.
16. Налог не уплачивается с сумм, полученных от родителей на содержание детей в детских учреждениях, а также перечисленных предприятиями на эти цели.
17. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности, исходя из установленных ставок.
18. Льготы
От уплаты налога освобождаются:
18.1. Колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме доходов составляет 70 и более процентов. Удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по результатам работы за прошедший год:
если за прошедший год указанные доходы составили 70 и более процентов, то в текущем году налог не уплачивается, но если по результатам работы текущего года этих хозяйствующих субъектов доходы будут менее 70 процентов - уплата налога за текущий год производится в месячный срок по истечении года;
в случае, когда удельный вес доходов за прошедший год менее 70 процентов, в текущем году уплата налога производится нарастающим итогом по квартальным расчетам в двадцатидневный срок по окончании квартала, а по годовым расчетам - в месячный срок.
К сельскохозяйственной продукции относится продукция, включенная в классификатор отраслей народного хозяйства N 1-75-018, раздел 21000-4 "Сельскохозяйственное производство" (переиздание типографского издания 1987 г. Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" с изменениями 9-12, утвержденными Госстандартом СССР в 1987-1991 г.г., г. Москва, ГИВЦ, Госкомстата России, 1992 г.).
18.2. Предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе в пределах городских поселений в части объемов работ, выполняемых на автомобильных дорогах общего пользования.
К предприятиям, осуществляющим содержание автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог, которые являются государственной собственностью), относятся специализированные дорожные организации, а также другие юридические лица, выполняющие работы по содержанию дорог (в денежном выражении) в объеме не менее 75 процентов от расчетной суммы налога на пользователей автомобильных дорог. Указанная льгота предоставляется юридическим лицам, заключившим с государственным органом, уполномоченным управлять дорожным хозяйством, или с юридическим лицом по поручению этого органа контракт (договор) на выполнение одного или нескольких видов работ по содержанию указанного в контракте (договоре) участка автомобильной дороги общего пользования.
18.3. Учреждения и организации, содержащиеся за счет государственного бюджета, кроме доходов от коммерческой деятельности.
18.4. Иностранные юридические лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономических программ.
19. Сроки и порядок уплаты
19.1. В течение квартала плательщики со среднемесячными платежами более 1 млн. рублей в сроки не позднее 15 числа каждого месяца производят авансовые взносы налога, рассчитанные на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции (работ, услуг), доходах, товарообороте за предыдущий месяц. Окончательный расчет за квартал производится не позднее срока, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности.
19.2. Предприятия со среднемесячными платежами до 1 млн. рублей уплачивают налог один раз в квартал не позднее срока, установленного для представления квартальной бухгалтерской отчетности, а по годовым расчетам - не позднее срока, установленного для представления годовой бухгалтерской отчетности.
19.3. Филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог по месту своего нахождения и несут ответственность за неуплату налога.
20. Сроки представления расчета
20.1. Плательщики налога представляют ежеквартально налоговым органам по месту своего нахождения расчеты сумма налога на пользователей автомобильных дорог по форме, указанной в приложении N 4 к настоящей Инструкции, в сроки, установленные для представления квартальной (годовой) отчетности.
Сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, а соответственно и сроки представления расчета, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.
21. Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу
на пользователей автомобильных дорог
21.1. Сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
21.2. Сумма платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог включается плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненным работам и предоставленным услугам.
21.3. Учет расчетов с Дорожным фондом по налогу на пользователей автомобильных дорог осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" по отдельному субсчету "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог".
Начисление сумм налога на пользователей автомобильных дорог отражается по кредиту счета 67 в корреспонденции со счетами 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Издержки обращения" и другие.
Перечисление сумм налога в Дорожный фонд отражается по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
21.4. По бюджетным и другим некоммерческим организациям, имеющим доходы от предпринимательской деятельности, начисление сумм налога на пользователей автомобильных дорог отражается по дебету субсчета 211 "Расходы по специальным средствам" или субсчета 214 "Расходы на содержание учреждения при новом хозяйственном механизме", а не имеющим специальных средств - по дебету субсчета 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия", статье 18 "Прочие расходы" и кредиту субсчета 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог".
21.5. Перечисление сумм налога в Дорожный фонд отражается по дебету субсчета 178 и по кредиту субсчета 111 "Текущий счет по специальным средствам", субсчета 113 "Расчетный счет", субсчета 090 "Текущий счет по соответствующему бюджету на расходы учреждения, для перевода подведомственным учреждениям и на другие мероприятия".
21.6. Учет расходов с Дорожным фондом по налогу на пользователей автомобильных дорог банками осуществляется на счете 904 "Прочие дебиторы и кредиторы" по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог".
Начисление сумм налога отражается по кредиту счета 904 в корреспонденции со счетом 970 "Операционные расходы" по статье 218 "Прочие расходы".
Перечисление сумм налога в Дорожный фонд отражается по дебету счета 904 и кредиту корреспондентского счета 161.
IV. Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев
транспортных средств
22. Плательщики
22.1. Налог с владельцев транспортных средств уплачивают юридические лица, их филиалы и структурные единицы, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, независимо от форм собственности, физические лица, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу по месту регистрации.
22.2. Не являются плательщиками налога с владельцев транспортных средств иностранные дипломатические и консульские представительства и приравненные к ним международные организации, сотрудники дипломатических и консульских представительств и приравненных к ним международных организаций, а также члены их семей.
23. Объект налогообложения и порядок его исчисления
23.1. Объектом налогообложения является суммарная мощность двигателя каждого автотранспортного средства и других самоходных машин на пневмоходу.
24. Ставки
24.1. Ставки установлены с каждой лошадиной силы в следующих размерах:
/-----------------------------------------------------------------------\
| Наименование объектов обложения |Размер годового|
| | налога, руб. |
|-------------------------------------------------------+---------------|
|Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. | |
|(до 73,55 кВт) | 40 |
|-------------------------------------------------------+---------------|
|То же с мощностью двигателя свыше 100 л.с. (свыше 73,55| |
|кВт) | 130 |
|-------------------------------------------------------+---------------|
|Мотоциклы и мотороллеры | 30 |
|-------------------------------------------------------+---------------|
|Автобусы | 200 |
|-------------------------------------------------------+---------------|
|Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя: | | | |
|-------------------------------------------------------+---------------|
|- до 100 л.с. (до 73,55 кВт) | 200 |
|-------------------------------------------------------+---------------|
|- свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)| 400 |
|-------------------------------------------------------+---------------|
|- свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)| 480 |
|-------------------------------------------------------+---------------|
|- свыше 200 до 250 л.с. свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) | 520 |
|-------------------------------------------------------+---------------|
|- свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 720 |
|-------------------------------------------------------+---------------|
|Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу | |
|(кроме зерноуборочных и других специальных сельскохо- | |
|зяйственных комбайнов) | 200 |
\-----------------------------------------------------------------------/
25. Льготы
От уплаты налога освобождаются:
25.1. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней.
25.2. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
25.3. Инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили.
25.4. Общественные организации (объединения) инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления уставной деятельности, а также хозяйственные предприятия и организации, использующие труд инвалидов, если от общего числа работающих они составляют не менее 50 процентов.
25.5. Колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов (на условиях, изложенных в пункте 18.1 настоящей Инструкции).
25.6. Учреждения и организации, содержащиеся за счет государственного бюджета и не имеющие доходов от предпринимательской деятельности.
25.7. Предприятия, осуществляющие содержание автомобильных настоящей Инструкции).
25.8. Предприятия автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси), к которым относятся предприятия и предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров (кроме такси) по открытым в установленном порядке автобусным маршрутам общего пользования и имеющие лицензию на перевозки пассажиров (вида П), выданную органами Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации. Количество транспортных средств, осуществляющие такие перевозки (кроме такси), по которым предприятия и предприниматели освобождаются от уплаты налога, определяется по количеству имеющихся у них лицензионных карточек, полученных в этих органах на каждый автобус к лицензии на перевозки пассажиров.
25.9. Льгота для перечисленных в пункте 25.8 юридических лиц и граждан на текущий год предоставляется, если право на нее возникло до наступления срока уплаты налога. При возникновении права на льготу после наступления срока уплаты налога льгота в данном году не предоставляется.
25.10. Участники войны всех категорий и приравненные к ним лица.
26. Порядок регистрации автотранспортных средств
26.1. Налогом с владельцев транспортных средств облагаются транспортные средства, которые в установленном порядке подлежат регистрации в госавтоинспекции, гостехнадзоре, а также других аналогичных органах с получением государственных регистрационных знаков для участия в дорожном движении.
26.2. Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств, перечисленных в пункте 24.1 настоящей Инструкции, без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога не производится.
26.3. В случае, если владелец транспортного средства в соответствии с действующим законодательством освобожден от уплаты налога, в заявлении на регистрацию этого транспортного средства указывается, что он по закону не является плательщиком этого налога.
27. Сроки и порядок уплаты
27.1. Уплата налога производится плательщиками до регистрации, а в случае изменения владельца - при перерегистрации транспортных средств и в дальнейшем ежегодно в сроки проведения технического осмотра.
27.2. Органы госавтоинспекции, военной автоинспекции, гостехнадзора, а также другие аналогичные органы, выдающие государственные регистрационные знаки для участия в дорожном движении, при регистрации или перерегистрации, технических осмотрах должны требовать предъявления квитанции (платежного поручения) об уплате налога с владельцев транспортных средств. При технических осмотрах владелец зарегистрированного транспортного средства обязан предъявлять квитанции (платежные поручения) об уплате налога как за текущий, так и за предшествующий год, в течение которых технический осмотр не производится.
27.3. Юридические лица, приобретающие автотранспортные средства в течение года, налог уплачивают в полном размере. По выбывшим транспортным средствам налог плательщику не возвращается.
27.4. Годовая сумма налога с владельцев транспортных средств, уплачиваемая физическими лицами, исчисляется исходя из приведенных выше ставок. Если транспортные средства приобретены во втором полугодии, то налог уплачивается владельцем в половинном размере.
28. Сроки представления расчета
28.1. Юридические лица - плательщики налога с владельцев транспортных средств представляют налоговой инспекции по месту своего нахождения ежегодный налоговый расчет по форме, указанной в приложении 5 к настоящей Инструкции, в сроки, установленные для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса, для предпринимателей - в срок, установленный для представления декларации о доходах за тот период, в котором был уплачен налог.
29. Бухгалтерский учет расчетов по налогу с владельцев
транспортных средств
29.1. Налог с владельцев транспортных средств исчисляется юридическими лицами самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета по состоянию на первое число месяца, предшествующего тому, в котором производится уплата налога.
29.2. Суммы платежей по налогу с владельцев транспортных средств включаются плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненным работам и предоставленным услугам.
29.3. Учет расчетов с Дорожным фондом по налогу с владельцев транспортных средств осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" по отдельному субсчету "Расчеты по налогу с владельцев транспортных средств".
Начисление взносов налога с владельцев транспортных средств отражается по дебету счетов 26 "Общехозяйственные расходы" и 44 "Издержки обращения" и другие и кредиту счета 67.
Перечисление сумм налога с владельцев транспортных средств в Дорожный фонд показывается по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
29.4. Учет расчетов с Дорожным фондом по налогу с владельцев транспортных средств банками осуществляется на счете 904 "Прочие дебиторы и кредиторы" по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу с владельцев транспортных средств".
Начисление сумм налога отражается по кредиту счета 904 в корреспонденции со счетом 970 "Операционные расходы" по статье 218 "Прочие расходы".
Перечисление сумм налога в Дорожный фонд отражается по дебету счета 904 и кредиту корреспондентского счета 161.
V. Порядок исчисления и уплаты налога на приобретение
автотранспортных средств
30. Плательщики
30.1. Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивают юридические и физические лица, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга, безвозмездной передачи с баланса на баланс и взносов в уставной фонд.
31. Объект налогообложения
31.1. Объектом налогообложения является продажная цена автотранспортных средств (без налога на добавленную стоимость, спецналога и акцизов).
Уплата налога производится по месту регистрации и перерегистрации автотранспортного средства.
32. Ставки
32.1. Налог на приобретение автотранспортных средств исчисляется по следующим ставкам:
грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили - по ставке 20 процентов;
прицепы (кроме прицепов к легковым автомобилям) и полуприцепы - по ставке 10 процентов.
К специальным автомобилям относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки и использования установленного на них специального оборудования. По спецавтомобилям налог уплачивается со стоимости, за вычетом стоимости установленного на них спецоборудования (при наличии документов, подтверждающих стоимость оборудования).
33. Особенности исчисления налогооблагаемой базы
При исчислении налога на приобретение автотранспортных средств необходимо учитывать следующие особенности:
33.1. В случае приобретения автотранспортных средств путем мены на какой-либо товар (выполненные работы, услуги) для исчисления налога принимается стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из рыночных цен, сложившихся на момент совершения сделки (в том числе на биржах).
33.2. В случае приобретения автотранспортных средств, бывших в употреблении, для исчисления налога принимается продажная цена (без налога на добавленную стоимость и акциза), а в случае приобретения автотранспортных средств у частного лица - продажная стоимость, но не ниже балансовой стоимости за вычетом износа.
33.3. При приобретении автотранспортных средств путем лизинга уплачивается лизингополучателем исходя из балансовой стоимости за вычетом износа.
Под лизингом следует понимать передачу автотранспортных средств в долгосрочное пользование (более трех лет) как с правом выкупа, так и без права выкупа.
33.4. В случае приобретения автотранспортных средств за валюту налог исчисляется исходя из продажной стоимости автотранспортного средства, пересчитанной по курсу рубля, установленному Центральным банком России на день приобретения автотранспортного средства.
33.5. В случае приобретения автотранспортных средств за пределами Российской Федерации налог на приобретение автотранспортных средств уплачивается по установленным ставкам от таможенной стоимости автотранспортных средств, исчисленной в соответствии с Порядком определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1992 года N 856 (без таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и акциза).
33.6. Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей реализации, налогом не облагаются.
34. Льготы
От уплаты налога освобождаются:
34.1. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.
34.2. Граждане, приобретающие легковые автомобили в личное пользование.
34.3. Общественные объединения (организации) инвалидов, использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.
34.4. Предприятия и организации, использующие труд инвалидов, если от общего числа работающих они составляют не менее 50 процентов.
34.5. Учреждения и организации, содержащиеся за счет государственного бюджета и приобретающие транспорт из средств бюджета.
34.6. Колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хозяйства, объединения, акционерные и другие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов (на условиях, изложенных в пунктах 18.1 настоящей Инструкции).
34.7. Предприятия автотранспорта общего пользования по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси), на условиях изложенных в пункте 25.8 настоящей Инструкции.
Право на освобождение от уплаты налога подтверждается наличием у предприятия или предпринимателя документа, свидетельствующего об использовании принадлежащих ему автобусов на маршрутах общего пользования, и указанной в пункте 25.8 лицензии на пассажирские перевозки.
34.8. Предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования (на условиях, изложенных в пункте 18.2 настоящей Инструкции).
34.9. Участники войны всех категорий и приравненные к ним лица.
35. Порядок регистрации автотранспортных средств
35.1. Регистрация или перерегистрация автотранспортных средств, перечисленных в пункте 32.1 настоящей Инструкции, не производится без предъявления органу, осуществляющему регистрацию или перерегистрацию, квитанции или платежного поручения об уплате налога на приобретение автотранспортных средств.
В случае регистрации, перерегистрации или проведения техосмотра автотранспортных средств органами ГАИ без предъявления владельцами документов, подтверждающих уплату налога, должностные лица этих органов несут ответственность в соответствии с п.п. 5 и 12 ст. 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР".
35.2. Если владелец транспортного средства в соответствии с действующим законодательством освобожден от уплаты налога, в заявлении на регистрацию этого транспортного средства указывается, что он по закону не является плательщиком этого налога.
35.3. Регистрация и перерегистрация автотранспортных средств не является основанием для уплаты налога в том случае, если перерегистрация производится при смене местонахождения плательщика, передаче автотранспортных средств от одного структурного подразделения другому внутри одного предприятия (объединения), при реорганизации, смене организационно-правовой формы предприятий, в том числе при приватизации государственных и муниципальных предприятий (кроме продажи автотранспортных средств как имущества ликвидируемых или ликвидированных предприятий, осуществляемой в соответствии с законодательством).
36. Сроки уплаты налога на приобретение автотранспортных
средств
36.1. Плательщики уплачивают налог по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства в течение 5 дней со дня его приобретения.
36.2. Для юридических лиц днем приобретения считается день зачисления автотранспортного средства в состав основных средств (фондов) в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденным Министерством финансов СССР от 7 мая 1976 года N 30, для предпринимателей - день приобретения транспортного средства.
37. Сроки представления расчетов
37.1. Налоговый расчет представляется налоговым инспекциям по форме согласно приложению 6, для юридических лиц - в срок, установленный для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса, для предпринимателей - в срок, установленный для представления декларации о доходах.
38. Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу
на приобретение автотранспортных средств
38.1. Налог на приобретение автотранспортных средств исчисляется юридическими лицами самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета.
38.2. Суммы платежей по налогу на приобретение автотранспортных средств включаются плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции, выполненным работам и предоставленным услугам, по мере начисления амортизации (износа).
38.3. Учет расчетов с Дорожным фондом по налогу на приобретение автотранспортных средств осуществляется на счете 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" по отдельному субсчету "Расчеты по налогу на приобретение автотранспортных средств".
Начисление взносов налога на приобретение автотранспортных средств отражается по дебету счета 08 "Капитальные вложения" и кредиту счета 67. Перечисление налога в Дорожный фонд отражается по дебету счета 67 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
38.4. В случае передачи автотранспортных средств по лизингу лизингополучатель уплату налога на приобретение этих средств отражает по дебету счета 31 "Расчеты будущих периодов" в корреспонденции со счетом 67 с последующим ежемесячным списанием со счета 31 в дебет счетов учета затрат на производство (одновременно с начислением сумм амортизации по этим средствам).
В аналогичном порядке отражают операции по налогу на приобретение автотранспортных средств предприятия, получившие их в качестве вклада в уставный фонд.
38.5. Учет расчетов с Дорожным фондом по налогу на приобретение автотранспортных средств по банкам осуществляется на счете 904 "Прочие дебиторы и кредиторы" по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на приобретение автотранспортных средств".
Начисление сумм налога отражается по кредиту счета 904 в корреспонденции со счетом 970 "Операционные расходы" по статье 218 "Прочие расходы".
Перечисление сумм налога в Дорожный фонд отражается по дебету счета 904 и кредиту корреспондентского счета 161.
VI. Порядок перечисления в дорожные фонды средств
из других источников
39. Направляемые в Дорожный фонд средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, платежей, компенсирующие затраты, вызванные интенсивным износом дорог в период межсезонья, добровольных взносов, а также из других источников (включая ассигнования из бюджета) перечисляются юридическими лицами и гражданами на счет Дорожного фонда. Указанные средства налогами не облагаются.
VII. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов
40. Средства Дорожного фонда концентрируются в Республиканском бюджете по разделу 56 параграф 6 с открытием субсчетов на местах.
41. Плательщики и банки несут ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты и перечисления налогов в Дорожный фонд в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Законом РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и действующим законодательством.
42. Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью внесения налогов осуществляется органами Государственной налоговой службы.
43. Излишне внесенные суммы налогов в Дорожный фонд засчитываются в счет очередных платежей.
44. В случае, если налоговыми органами в результате камеральных и документальных проверок установлено, что подлежащий уплате налог в Дорожный фонд будет в большой сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в Дорожный фонд доначисленных сумм налога по результатам проверок производится в десятидневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня начисляется со дня, установленного для уплаты налога.
45. Дополнительно начисленные налоговыми органами в ходе контрольной работы суммы налогов, штрафных санкций и пени взыскиваются в Дорожный фонд с учетом отчислений налоговым органам, производимых в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" и пунктом 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3256-1 "О мерах по обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Федерации".
VIII. Льготы
46. Полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налогов в Дорожный фонд осуществляется Государственным Собранием Республики Башкортостан.
Министр финансов |
Ф.Г.Хантимеров |
Начальник |
Г.И.Букаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.