город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председателя И.Ш.Муксинова, судей Л.Ш.Гумеровой, В.Е.Сафонова, А.Г.Хабибулина,
с участием главы администрации города Нефтекамска Республики Башкортостан И.Н.Лима и заместителя руководителя Секретариата Государственного Собрания Республики Башкортостан по правовым вопросам А.В.Васенина, а также приглашенных на заседание Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека Ч.Б.Газизова, министра юстиции Республики Башкортостан Ф.М.Сафина, заместителя председателя Верховного суда Республики Башкортостан В.А.Акимова, начальника управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Башкортостан Ш.А.Ишмакова, заместителя начальника государственно-правового управления Администрации Президента Республики Башкортостан А.Х.Юламанова, заведующей отделом правовой работы и административных работ Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной, начальника юридического отдела Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Башкортостан Ф.Ф.Закирова,
руководствуясь частью первой статьи 134 Конституции Республики Башкортостан, частями первой, второй и восьмой статьи 3, статьями 37, 74, 87, 88 и 89 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений части второй статьи 36 и пункта 5 статьи 37 Трудового кодекса Республики Башкортостан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.Ш.Гумеровой, объяснения сторон, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. Заявитель просит установить соответствие Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" (в дальнейшем - Договор от 3 августа 1994 года) положений части второй статьи 36 и пункта 5 статьи 37 Трудового кодекса Республики Башкортостан.
Поводом для обращения послужили состоявшиеся судебные решения по иску директора арендного предприятия "Нефтекамскводоканал", переданного из государственной собственности в муниципальную собственность города Нефтекамска, к заявителю - новому собственнику о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. При разрешении данного дела суды Республики Башкортостан первой и надзорной инстанций, руководствуясь пунктом 5 статьи 37 Трудового кодекса Республики Башкортостан, в удовлетворении иска отказали. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации указала, что суд не вправе был применять указанную норму, согласно которой трудовой договор может быть прекращен в связи с отказом нового собственника перезаключить контракт, поскольку аналогичное положение не содержится в части второй статьи 29 Кодекса законов о труде Российской Федерации; в силу статьи 4 и части второй статьи 254 КЗоТ Российской Федерации дополнительные основания прекращения трудового договора с работником не могут быть установлены актами трудового законодательства субъектов Российской Федерации.
Администрация города Нефтекамска полагает, что при принятии федеральным судом общей юрисдикции своего решения не приняты во внимание статья 126 Конституции Республики Башкортостан и пункт 18 статьи 3 Договора от 3 августа 1994 года, из которых вытекает, что трудовое законодательство не передано в ведение Российской Федерации и не находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан.
2. В соответствии со статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан при разрешении дела не вправе определять фактические основания, необходимые для принятия постановлений судов общей юрисдикции, и непосредственно проверять конституционность правовой позиции судов по вопросам судебной практики. Конституционный Суд Республики Башкортостан при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении, и оценивает смысл положений рассматриваемого акта, исходя из места последнего в системе действующих на территории республики нормативных правовых актов, принятых как до вступления в силу, так и со дня введения в действие новой Конституции Республики Башкортостан.
3. Статья 126 Конституции Республики Башкортостан определяет, что республика имеет самостоятельную систему законодательства, обеспечивающую правовое регулирование всех общественных отношений, кроме тех, регулирование которых добровольно передано Республики Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации.
После подписания Договора от 3 августа 1994 года применение федеральных нормативных правовых актов на территории республики осуществляется во взаимосвязи и в соотношении их с нормами, определяющими полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в отдельных отраслях законодательства. В силу пункта 18 статьи 3 Договора от 3 августа 1994 года регулирование трудовых отношений находится в ведении Республики Башкортостан.
Трудовой кодекс Республики Башкортостан принят Верховым Советом Республики Башкортостан 21 декабря 1994 года и введен в действие с 1 мая 1995 года. В целях обеспечения преемственности, стабильности и законности в правовом регулировании трудовых отношений согласно пункту 3 постановления Верховного Совета Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 года "О введении в действие Трудового кодекса Республики Башкортостан" впредь до принятия актов трудового законодательства Республики Башкортостан соответствующие законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Башкортостан и настоящему Кодексу. Это согласуется с положениями части второй статьи 1, части второй статьи 5, статьи 128 Конституции Республики Башкортостан, а также части второй статьи 1 и части первой статьи 7 Договора от 3 августа 1994 года о верховенстве законов, изданных по предметам ведения Республики Башкортостан.
4. Осуществляя собственное правовое регулирование в сфере трудовых отношений, органы государственной власти республики должны гарантировать гражданам равные возможности для осуществления права на труд без какой бы то ни было дискриминации.
Контракт является особым видом трудового договора и может быть заключен по выбору сторон вместо трудового договора с учетом особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников. Контрактом не могут быть ухудшены установленные законодательными и иными нормативными актами трудовые права работников, гарантии их соблюдения и защиты (статьи 3, 22, 24, 25 Трудового кодекса Республики Башкортостан).
В соответствии с частью первой статьи 36 Трудового кодекса Республики Башкортостан при смене собственника и реорганизации предприятия работающим по трудовому договору с их согласия гарантируется продолжение работы и ограничиваются возможности работодателя по расторжению заключенных соглашений предусмотренными в законе условиями. Однако трудовые отношения с принятыми по контракту руководителем предприятия и работниками, осуществляющими общие управленческие, исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции предприятия, не сохраняются. Новый собственник в течение 6 месяцев со дня приобретения права собственности должен перезаключить контракты, заключенные с ними прежним собственником, или расторгнуть их (пункт 2 статьи 36 Трудового кодекса Республики Башкортостан). По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьями 22, 37, 39 и 44 Трудового кодекса Республики Башкортостан новый собственник не связан юридическими последствиями увольнения работника по инициативе работодателя.
5. Конституционные гарантии права собственности и права на труд обусловливают необходимость согласования законных интересов работодателя - собственника имущества предприятия или уполномоченного органа по управлению и распоряжению имуществом от имени собственника и работника - руководителя, ответственного за сохранность и целевое использование имущества, результаты экономической деятельности, финансовое состояние предприятия.
Действующим законодательством при назначении руководителей государственных предприятий предусматриваются обязательные условия заключаемых при этом контрактов. В Республике Башкортостан признаются и обеспечиваются равной защитой все формы собственности (статья 9 Конституции Республики Башкортостан). Каждый работодатель вправе применять аналогичные правила при заключении трудового контракта с руководителем предприятия, находящегося в частной, государственной, муниципальной и иной форме собственности. В связи со сменой собственника действие трудового договора (контракта), заключенного прежним собственником с руководителем предприятия, может быть прекращено на общих основаниях. Новый работодатель не обязан, но и не может быть лишен права требовать изменения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия либо его расторжения по своей инициативе в течение установленного законом срока. Использование данного права с соблюдением гарантий трудоустройства и выплатой причитающихся высвобождаемому работнику компенсаций не противоречит Конституции Республики Башкортостан. Не являются препятствием для регулирования трудовым законодательством Республики Башкортостан дополнительных оснований прекращения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия и нормы КЗоТ Российской Федерации, как изданные до вступления в силу Конституции Республики Башкортостан и Договора от 3 августа 1994 года.
6. Пункт 3 статьи 4 Договора от 3 августа 1994 года относит к совместному ведению Российской Федерации и Республики Башкортостан согласование конституционного и текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан. Разногласия по вопросам применения положений Трудового кодекса Республики Башкортостан, не согласующихся с нормами КЗоТ Российской Федерации, следует разрешить с использованием согласительных процедур между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан на основе Закона Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года (в редакции от 18 декабря 1998 года) "О действии законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан".
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 75, 77, 90 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать положения части второй статьи 36 и пункта 5 статьи 37 Трудового кодекса Республики Башкортостан соответствующими Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" в части, предусматривающей при смене собственника предприятия право нового работодателя - собственника имущества предприятия или уполномоченного органа по управлению и распоряжению имуществом от имени собственника в течение установленного законом срока изменить или расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный прежним собственником с руководителем предприятия. Впредь до законодательного урегулирования порядка расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия в связи со сменой собственника предприятия увольнение указанных лиц производится по правилам прекращения трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.
2. Органам государственной власти Республики Башкортостан в пределах полномочий и в установленном законодательством порядке принять безотлагательные меры по согласованию трудового законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Советская Башкирия - Известия Башкортостана", "Башкортостан", "Кызыл тан" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 11-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 29 сентября 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 36 и пункта 5 статьи 37 Трудового кодекса Республики Башкортостан в связи с запросом администрации города Нефтекамска Республики Башкортостан"
Текст постановления опубликован в газете "Советская Башкирия - Известия Башкортостана", N 204 (24432) от 19 октября 1999 г.