Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение V сессии XXIII созыва Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 30 сентября 1999 г. "Об утверждении Программы "Молодежь города - в XXI век"

2. Администрации г. Уфы (Акамов Д.Р., Стрельцова Л.М.) при составлении прогноза социально-экономического развития г. Уфы на долгосрочную и краткосрочную перспективу до 2002 г. предусмотреть реализацию Программы.

3. Администрации г. Уфы (Насыртдинов И.Д.) изыскать возможность финансового обеспечения Программы до 2002 г. за счет городского бюджета.

4. В целях осуществления руководства и контроля за ходом реализации Программы, управление по делам молодежи администрации г. Уфы (Гафаров А.Р.) ежегодно, по истечению календарного года, готовит доклад "О положении молодежи в г. Уфе", где анализируются итоги реализации Программы за год, основные показатели и дальнейшие перспективы деятельности в сфере государственной молодежной политики.

5. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по гуманитарным вопросам Уфимского городского Совета (Шарафутдинову А.М.).

Председатель Уфимского городского Совета

Ф.А.Ямалтдинов

 

Приложение N 1

к решению Уфимского

городского Совета

Республики Башкортостан

от 30 сентября 1999 г.

 

 

Программа
"Молодежь города - в XXI век"
Управления по делам молодежи администрации г. Уфы

 

Раздел 1
Основания для разработки Программы

 

Настоящая Программа разработана на основании Закона РБ "О государственной молодежной политике в РБ" от 27 декабря 1996 года, Закона РБ "О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в РБ" от 24 февраля 1998 года, на основании Федеральной Программы "Молодежь России", одобренной Указом Президента РФ от 15 сентября 1994 года N 1922, Федерального Закона РФ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 26 мая 1995 года, Закона РБ "Об общественных объединениях в РБ" от 21 июня 1994 года, Закона РБ "О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров" от 31 октября 1996 г., Послания Президента РБ Госсобранию РБ, статистических материалов органов государственного управления, изучения и обобщения теоретического и практического опыта работы с молодежью в городе Уфе, Республике Башкортостан, регионах России, результатов социологических исследований.

ГАРАНТ:

В некоторых вышеперечисленных Законах даты их принятия не совпадают с датами принятия, указанными в базе, возможно в предыдущем абзаце допущена опечатка

Государственная молодежная политика является политикой государства, направленной на создание экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Подход к государственной молодежной политике состоит прежде всего в признании ее частью общей социальной политики государства, которая выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития Башкортостана на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

Разработка и принятие настоящей Программы обусловлены следующими основными факторами:

- признание молодежи как особой, относительно самостоятельной общественной группы, являющейся носителем общественных потребностей и ценностей;

- объективно возрастающей ролью молодежи в реформировании и развитии общества;

- отсутствием комплексности в решении молодежных проблем, проявляющейся на практике в принятии частных решений, не связанных единой социально-экономической концепцией;

- ухудшением социально-экономического положения молодежи, как одной из наиболее уязвимых групп населения;

- обострением негативных, антисоциальных процессов в молодежной среде, проявляющихся в росте преступности, экстремизме, наркомании, проституции, вандализме и т.д.;

- необходимостью поиска новых подходов в решении молодежных проблем;

- отсутствием четкой межведомственной координации в реализации государственной молодежной политики.

Городская Программа "Молодежь города - в XXI век" позволяет активизировать совместную деятельность различных заинтересованных государственных и общественных институтов по созданию социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества.

Программа призвана добиться скоординированной деятельности городских, районных, местных органов исполнительной власти в области государственной молодежной политики, действует на территории столицы Республики Башкортостан - города Уфы и за его пределами в части, касающейся реализации межрегиональных, международных программ, проектов, договоров, контрактов, соглашений, обменов. Городская программа является одним из путей решения молодежных проблем в реализации республиканской молодежной политики.

Программа разработана временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК) управления по делам молодежи администрации г. Уфы под руководством Гафарова А.Р., а также на основе предложений управлений: здравоохранения, внутренних дел, культы, народного образования, комитета по физической культуре и спорту администрации г. Уфы.

Задачи, формируемые настоящей Программой, иными документами, принимаемыми в целях выполнения Программы, являются обязательными для реализации городскими органами исполнительной власти всех уровней.

Срок действия Программы - 2000-2002 гг.

Раздел 2
Цель Программы

 

Основной целью Программы является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

Раздел 3
Задачи Программы

 

Для достижения основной цели Программа решает следующие задачи:

- решение социальных проблем молодежи;

- повышение социальной активности молодежи;

- формирование здорового образа жизни молодых граждан;

- профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде.

Раздел 4
Проблемы молодых граждан в современных условиях, их
характеристика

 

Устойчивое развитие столицы Республики Башкортостан - города Уфы во многом зависит от обеспечения стабильности социально-демографических групп, составляющих общество. Молодежь наиболее динамичная часть общества, с которой во многом связано настоящее и будущее экономическое, политическое и демографическое состояние, трудовые ресурсы, общее физическое и нравственное здоровье населения.

Объемами государственной молодежной политики являются молодые граждане до 30 лет, государственные органы по делам молодежи, молодежные и детские общественные организации, муниципальные клубы детей, подростков и молодежи, молодежные социальные центры, образовательные, культурные, спортивные учреждения и организации и т.д.

Для реализации государственной молодежной политики в столице Республики Башкортостан - городе Уфе заложены правовые, финансовые, организационные основы. С 1992 года из республиканского и местного бюджетов финансируются мероприятия в области государственной молодежной политики. Осуществляются целевые программы по поддержке молодых семей, приобретения жилья, программа организации отдыха, приняты молодежные программы в районах города Уфы.

По данным Государственного комитета РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию и городского управления народного образования на 01.01.99 г. в городе Уфе расположено 15 высших, 26 средне-специальных учебных заведений, 17 профессиональных технических училищ, 158 общеобразовательных школ, где обучается около 95000 человек. В спортивных секциях города занимается 88939 человек, в кружках дворцов культуры и внешкольных, образовательных учреждениях заняты на 01.01.99 г. более 108100 детей, подростков и молодежи. 25106 детей и подростков занимаются в кружках, секциях и участвуют в мероприятиях в 69 подростковых клубах по месту жительства. Более 10000 подросткам оказывается помощь в решении жизненных проблем в 4-х психолого-педагогических центрам для молодежи города Уфы.

В столице РБ - городе Уфе действуют 30 общественных детских и молодежных организаций, объединяющих 125400 членов.

По данным городского статистического управления на 01.01.99 г. в г. Уфе проживало 1087800 человек, из них 42,8% от общего числа населения составляют граждане до 30 лет, которые являются объектами государственной молодежной политики. Это предъявляет особые требования качественным характеристикам названной группы, которые уже в ближайшие годы станут основой трудового потенциала столицы.

Деятельность органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики осуществляется в условиях социально-экономического кризиса в стране. Особо выделяются такие, как: безработица, криминализация, ухудшение материального положения молодежи, ухудшение здоровья и обострение асоциальных проявлений.

 

Безработица среди молодежи

 

Значительно обострилась за последние годы проблема занятости молодежи. Сокращение рабочих мест на предприятиях и организациях привело к уменьшению возможностей устройства на работу подростков и молодежи.

Молодежная безработица - типичное проявление переходной экономики, особенно в условиях обвального спада производства. И это ставит задачу не только трудоустройства молодежи через разветвленную систему подготовки и переподготовки кадров, но и организацию вынужденного "досуга". Численность зарегистрированных безработных в возрасте от 15 до 29 лет, согласно данным Госстатистики, составляет за 1998 год 17400 человек.

По данным городского центра занятости количество молодежи в г. Уфе, участвующей в оплачиваемых общественных работах, с 1993 года резко сократилось. Если в 1995 году было задействовано 1650 человек, то в 1998 году сократилось до 70 рабочих мест. На 01.01.99 г. на учете состояло 19195 человек, из которых 7355 - молодежь от 15 до 29 лет, что составляет 38,3%. Среднее время поиска работы среди молодежи - 4,2 месяца.

Вынужденное безделье разлагающим образом действует на еще не сформировавшееся сознание молодого человека. В подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего профессионального статуса, пытается избежать шокового столкновения с рынком. Таким образом, решение проблемы безработицы среди молодежи является одним из важнейших направлений реализации государственной молодежной политики.

 

Криминализация молодежной среды

 

Причинами, влияющими на рост преступности среди молодежи, являются нестабильность социально-политической обстановки, углубляющийся экономический кризис.

Миграция населения, безработица привели к повседневному снижению жизненного уровня семей, увеличению разрыва между среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, разрастанию слоев населения, находящихся на грани или за чертой бедности.

В современных условиях молодежь не имеет четких нравственных ориентиров, все чаще отдает предпочтение "легким" заработкам, бездуховному времяпрепровождению, погоне за удовольствиями.

Ослабление роли семьи, уродливые формы инициативы и предпринимательства приводят к утрате таких общественных ценностей, как патриотизм, гражданственность, интерес к занятиям и труду. В молодежной среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне.

Статистические данные свидетельствуют о росте преступности, в частности среди несовершеннолетних. Так, если в 1997 году на учете в ОППН УВД г. Уфы состояло 3586 несовершеннолетних, из них - 871 подросток из неблагополучных семей, то в 1998 году - 4130 человек, из них - 1416 подростков из неблагополучных семей. За 1 полугодие 1998 года несовершеннолетними совершено 459 тяжких и особо тяжких преступлений, что на 117 больше, чем за 1 полугодие 1997 года. Рост числа правонарушений среди несовершеннолетних в Уфе превышает общие показатели темпов роста преступности.

Таким образом, происходит криминализация среды детей, подростков и молодежи. Новая социальная реальность стимулирует противоправные действия и преступность, что требует новых подходов в проведении глубокого анализа способов реализации решения данной проблемы путем согласования межведомственных программ.

 

Ухудшение материального положения молодежи

 

Анализ структуры доходов и расходов молодежи показал, что усиливается противоречие между естественным стремлением молодых людей к экономической самостоятельности и возрастанием ее материальной зависимости от старшего поколения. Государство давно переложило заботу о молодежи на плечи родителей, лишь небольшое количество молодых людей добивается устойчивого, материального положения. Материальной поддержкой родителей пользуются более 80% молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, и она мало зависит от того, проживают молодые люди с родителями или отдельно, имеют собственную семью или нет, работают или учатся.

Важным аспектом материального положения являются жилищные условия. Для молодого человека благоустроенное жилье - не только характеристика качества жизни, но и фактор социализации, условие развития его духовных и физических сил. Существующая система распределения жилья с ее ограничениями (по стажу работы, проживания в данной местности и др.) и раньше ставила молодежь в неравные условия с другими категориями населения. В нынешней же экономической ситуации в связи с сокращением возможностей получения бесплатного жилья, ростом цен на строительные материалы, приватизацией жилья подавляющее большинство молодежи практически лишается всякой перспективы на улучшение жилищных условий. Таким образом ухудшающееся материально-бытовое состояние ставит подавляющее большинство молодежи в положение жертвы происходящих экономических реформ.

 

Ухудшение здоровья и обострение асоциальных проявлений
молодежи

 

По данным городского управления здравоохранения рост общей заболеваемости среди молодежи г. Уфы за последние 5 лет в среднем составил 28% (среди юношей - 25%, среди девушек - 31%).

По результатам периодических медицинских осмотров учащейся молодежи здоровы - 23,2%, имеют отклонения в состоянии здоровья - 42.6%, хронически больны - 23,2%. В 1998 году при призыве в Вооруженные Силы годными к службе были признаны 71% юношей, что на 4% ниже, чем в предыдущие годы.

Показатели годности призывников по состоянию здоровья по районам г. Уфы за 1998 год следующие:

     Калининский район       - 64,4%,
     Октябрьский район       - 67,2%,
     Демский район           - 77,3%,
     Советский район         - 79,4%,
     Орджоникидзевский район - 64,7%,
     Кировский район         - 75,4%,
     Ленинский район         - 78,3%.

Недостаточное питание молодежи приводит к тому, по среди причин негодности к службе в армии на первом месте стоит дефицит массы тела.

По данным городского управления здравоохранения уровень инвалидности среди молодежи за последние 5 лет увеличился на 65%. Уменьшился объем стационарной лечебной помощи, оказываемой молодежи г. Уфы (за последние 3 года показатель госпитализации подростков снизился с 3% до 1,7%).

В 1998 г. в г. Уфе по данным городского наркологического диспансера было 1084 человек (в возрасте от 14 до 30 лет) больных наркологическими расстройствами в форме алкогольного психоза и хронического алкоголизма. Наркоманией были больны 204, алкоголизмом 64, заболеваниями, вызванными наркологическими или психоактивными веществами, 28 человек. В последние годы отмечается значительный рост потребления алкоголя молодежью, снижение возраста приобщения к употреблению спиртного.

Таким образом, особенности социально-психологического самочувствия и реального поведения современной молодежи обуславливает необходимость организации всестороннего, повсеместного и постоянного изучения молодежных проблем, дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы по различным направлениям государственной молодежной политики, создания социальных служб помощи подросткам и молодежи, молодежных бирж труда, юридических служб и информационных центров, которые помогли бы в решении проблем молодежи. Требуют дальнейшего совершенствования организация досуга и отдыха для молодежи, в частности, развитие сети молодежных досуговых центров, подростковых клубов по месту жительства, социально-психологических центров, учреждений дополнительного образования.

Приходится констатировать утрачивание позиций в вопросе духовно-патриотического воспитания современной молодежи, содержание и форма которого все меньше соответствует потребностям и интересам подростков и юношей. Возрождение идеи национального самосознания создало предпосылки для активного участия молодых граждан в национальных молодежных организациях и обращения внимания подрастающего поколения к культуре, религии. Необходимо создание условий для развития гражданственности и патриотизма, формирования личности, развития молодежного движения, поддержки и воспитания одаренных и талантливых детей, подростков и молодежи.

Положение молодежи, накопленный опыт реализации государственной молодежной политики убеждают в необходимости разработки и принятия Программы "Молодежь города - в XXI век", которая позволит определить систему мер в решении молодежных проблем.

Актуальность Программы обусловлена необходимостью комплексного решения молодежных проблем в ходе практической реализации государственной молодежной политики в столице Республики Башкортостан - городе Уфе.

Раздел 5
Создание единой государственной системы обеспечения
и развития молодежной политики - основа реализации
Программы

 

В силу объективно сложившегося межведомственного характера государственной молодежной политики комплексное решение проблем молодежи состоит в строгом сочетании потенциальных возможностей отдельных ведомств и учреждений с одной стороны, с учетом интересов и ценностных ориентаций молодых граждан города с другой.

В целях более эффективного выполнения основных направлений государственной молодежной политики управление по делам молодежи администрации г. Уфы осуществляет координацию работ по реализации Программы. Вносит по мере необходимости предложения по уточнению мероприятий Программы, объемов финансирования с учетом складывающейся социально-экономической ситуации. При управлении по делам молодежи администрации г. Уфы существует Совет, выполняющий роль координирующего центра, обеспечивающего единство действий учреждений, соответствующих структур исполнительных органов местного государственного управления, молодежных и детских общественных организаций и Объединений в целях максимального использования имеющихся в городе возможностей для создания единого комплексного подхода в реализации государственной молодежной политики в соответствии с запросами жителей города.

Администрация г. Уфы осуществляет контроль за исполнением Программы, а также обеспечивает контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы.

Взаимодействие управления по делам молодежи администрации г. Уфы с исполнителями осуществляется на основании Программы, а в случае необходимости - на основе договоров и соглашений, определяющих права и обязанности управления по делам молодежи администрации г. Уфы, как государственного заказчика и основного исполнителя.

В соответствии с действующим законодательством ежегодный объем финансирования Программы из местного бюджета уточняется по результатам защиты бюджетных заявок при утверждении местного бюджета.

Раздел 6
Система организации исполнения контроля за реализацией
Программы

 

Ежегодно, по истечении календарного года, управление по делам молодежи администрации г. Уфы готовит доклад главе администрации г. Уфы "О положении молодежи в городе Уфе", где анализируются итоги реализации Программы за год, основные показатели и дальнейшие перспективы деятельности в сфере государственной молодежной политики.

Раздел 7
Перечень подпрограмм

 

В рамках данной Программы выделены следующие подпрограммы:

- создание условий для решения социальных проблем молодежи;

- формирование условий для повышения социальной активности;

- создание условий для формирования здорового образа жизни;

- создание условий для профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде.

 

7.1. Создание условий для решения социальных проблем
молодежи

 

Целями и задачами настоящей подпрограммы являются:

- формирование единой политики, направленной на комплексное решение проблем социальной помощи детям, молодежи, семье, обществу;

- повышение эффективности государственных и общественных институтов, деятельность которых направлена на реализацию государственной молодежной политики;

- создание скоординированного механизма деятельности для всех объектов государственной молодежной политики в сфере социально-психологической помощи детям, молодежи, семье;

- укрепление социально-психологической защищенности молодого поколения;

- создание условий для целенаправленной комплексной помощи каждому молодому человеку, развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения, самоорганизации в решении собственных проблем.

Настоящий раздел включает в себя систему мер правовой защиты и социальной политики в отношении молодежи:

- информирование молодых граждан об их правах и обязанностях;

- оказание молодежи правовой, социальной, психологической помощи;

- содействие воспитанию в семье, дошкольных, внешкольных и общеобразовательных учреждениях;

- помощь молодым гражданам, оказавшимся в неблагоприятных условиях в силу недостатка здоровья: инвалидам, детям-сиротам, безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним;

- помощь в социальной адаптации молодым гражданам, в том числе освобожденным из мест лишения свободы и вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений;

- организация работ по предоставлению услуг в области профориентации, профессиональной подготовки;

- содействие в организации постоянных рабочих мест для подростков и молодежи;

- поддержка действующих и создание новых молодежных бирж труда;

- организация занятости подростков в летний период и в течение учебного года;

- создание дополнительных рабочих мест для подростков и молодежи в приоритетных отраслях народного хозяйства;

- содействие предпринимательской деятельности молодежи;

- формирование заинтересованной позиции у активной части молодежи в совершенствовании экономического и производственного потенциала РБ;

- формирование комплекса социальных служб для молодежи, центров психологической помощи, социально-правовой защиты;

- создание условий для социальной адаптации молодежи;

- создание системы подготовки и переподготовки кадров, работающих с молодежью;

- создание информационных центров для молодежи.

7.2. Формирование условий для повышения социальной
активности

 

Целями и задачами настоящей подпрограммы являются:

- создание условий для самореализации молодежи в различных сферах жизнедеятельности;

- организационно-методическая и финансовая поддержка программ детских и молодежных объединений;

- оказание содействия в развитии индивидуальных особенностей личности, повышению творческого потенциала и способности к самообразованию;

- развитие межрегиональных и международных связей молодежных и детских объединений;

- проведение деловых игр, дискуссий, круглых столов с подростками и молодежью по актуальным молодежным проблемам;

- консолидация и координация деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, военкоматов, общественных организаций, средств массовой информации в вопросах патриотического воспитания молодежи;

- приобщение детей, подростков и молодежи к ценностям мировой и отечественной культуры, развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных интересов;

- организация общения и досуга, обеспечение необходимых условий для развития личности, самоопределения, социализации и адаптации детей, подростков и молодежи.

7.3. Создание условий для формирования здорового образа
жизни

 

Целями и задачами подпрограммы являются:

- пропаганда здорового образа жизни;

- привлечение широкого круга детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом;

- организация полноценного отдыха и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи;

- формирование у подрастающего поколения любви и бережного отношения к своему городу, республике;

- организация посильной помощи молодежью в оздоровлении экологии города Уфы;

- воспитание у молодых граждан столицы Республики Башкортостан высокой культуры быта.

7.4. Создание условий для профилактики асоциальных
проявлений в молодежной среде

 

Целями и задачами данной подпрограммы являются:

- создание правовых и социальных условий по обеспечению защиты прав и интересов несовершеннолетних;

- поддержка и координация деятельности организаций, участвующих в профилактике безнадзорности и правонарушений, защите прав несовершеннолетних;

- содействие в организации работы в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей;

- оказание помощи несовершеннолетним в восстановлении и защите нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности;

- оказание помощи отдельным гражданам, семьям, организациям в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- создание условий для осуществления диагностических и реабилитационных мер для несовершеннолетних, нуждающихся в медико-педагогической помощи и социально-психологической адаптации;

- выявление причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, принятие мер по их устранению;

- правовое просвещение несовершеннолетних, оказание им, их родителям (законным представителям) или лицам, их заменяющим, юридической помощи по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- информационно-исследовательская деятельность в отношении группы социального риска;

- методическая работа, повышение квалификации и переподготовка работников организаций государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Предварительная оценка затрат по Программе "Молодежь
города - в XXI век"

 

N Название
подпрограммы
Уровни
финансирова-
ния
2000 г. 2001 г. 2002 г. Всего

1. Создание усло-
вий для решения
социальных
проблем молоде-
жи
Бюджет города 4733000 4745000 4746000 14224000
Бюджет РБ 8852500 6585000 885000 16322500
Внебюджетные
источники

20000

20000

20000

20000
Всего: 13605500 11350000 5651000 30606500
2. Формирование
условий для по-
вышения соци-
альной актив-
ности
Бюджет города 873000 841000 847000 2261000
Бюджет РБ 641000 648000 650000 1939000
Внебюджетные
источники

195000

195000

195000

585000
Всего: 1709000 1684000 1692000 4785000
3. Создание усло-
вий для форми-
рования здоро-
вого образа
жизни
Бюджет города 77500 78000 78000 233500
Бюджет РБ - - - -
Внебюджетные
источники

-

-

-

-
Всего: 77500 78000 78000 233500
4. Создание усло-
вий для профи-
лактики асоци-
альных проявле-
ний в молодеж-
ной среде
Бюджет города 165000 176000 194000 535000
Бюджет РБ - - - -
Внебюджетные
источники

90000

110000

140000

340000
Всего: 255000 286000 334000 875000
  Итого:   15647000 13398000 7755000 36500000

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Решение V сессии XXIII созыва Уфимского городского Совета Республики Башкортостан от 30 сентября 1999 г. "Об утверждении Программы "Молодежь города - в XXI век"


Текст решения официально опубликован не был